в каком возрасте дети идут в школу в россии
Поступление в первый класс — 2021: новые правила, даты и список документов
С 2021 года в России будут действовать новые правила поступления в первый класс. Мы собрали всю важную информацию, которая может пригодиться родителям будущих первоклассников. Обратите внимание: приемная кампания в этом году начнется позже. Запись в школы откроется 1 апреля (а не 1 февраля, как многие почему-то думают).
С какого возраста можно отдавать ребёнка в школу?
В первый класс можно записать ребенка, возраст которого на момент 1 сентября 2021 года не меньше 6,5 и не больше 8 лет. При этом в классы, работающие по программе эффективной начальной школы (три года обучения в началке вместо четырех) рекомендованный возраст — не младше семи лет.
А когда открывается запись?
В 2021 году школы откроют запись для родителей первоклассников с 1 апреля — это единая дата и для Москвы, и для регионов. Кампания будет проходить в два этапа. 1 апреля будут принимать заявления от родителей, которые хотят отдать детей в школы на закрепленной территории (то есть по прописке) и от льготников. Последний день подачи документов на этом этапе — 30 июня.
Родители, которые хотят записать ребенка в сторонюю школу (то есть в учебное заведение, которое находится в другом районе или не закреплено за их адресом), смогут подать заявление с 6 июля по 5 сентября. Эти заявления будут рассмотрены при наличии свободных мест в школах.
Напомним, что право приоритетного приема на закрепленной территории (а иногда и не только на ней) есть у множества льготных категорий — внеочередных и первоочередных льготников (например, дети сотрудников полиции, дети из многодетных семей, дети-инвалиды), а также семей, обладающих преимущественным правом (например, к такой категории относятся матери-одиночки).
Сейчас преимущественное право позволяет также отдать братьев и сестер разного возраста в одну и ту же школу. Поправка в Семейный кодекс РФ, регулирующая эту ситуацию, была внесена в 2020 г. Согласно ей, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры.
Тогда как узнать, к какой школе прикреплён мой ребёнок?
За каждой школой закреплены конкретные дома и улицы. Детей, прописанных по этим адресам, учебное заведение обязано принять в первый класс.
Узнать, прикреплен ваш ребенок или нет, можно одним из этих способов:
Как записать ребёнка? И какие нужны документы?
Чтобы записать ребенка в школу, нужно иметь следующие документы:
Подать заявление можно очно в администрации школы, по электронной почте, через оператора почтовой связи, в МФЦ, Центре муниципальных услуг или на портале госуслуг (в Москве это сервис mos.ru).
На портале мэра и правительства Москвы необходимо указать три школы: одна — школа территориального прикрепления (обязательно!), две другие — на свой выбор (можно выбирать и в других районах).
Кстати, если ваш ребенок ходил в детский сад при учебном заведении, куда вы хотите поступать, надо просто написать заявление — в первый класс зачислят автоматом.
10 навыков, которые нужны первокласснику гораздо больше, чем чтение или счёт
Удобное нововведение этого года — теперь бланки, которые нужно будет заполнить родителям будущего первоклассника, обязательно должны быть размещены на сайте школы. То есть ходить за ними никуда не нужно — скачали, распечатали, заполнили, вместе с остальными документами принесли в школу.
Прописка всё ещё нужна? А медсправка?
В 43-й статье Конституции РФ указано, что каждый имеет право на образование. Поэтому по закону любой ребенок в нашей стране должен получить образование вне зависимости от того, есть у него прописка или нет.
Но на деле это работает так: сайт mos.ru требует указать адрес московской регистрации по месту жительства или пребывания. Поэтому дети с пропиской попадают в приоритетную волну зачисления. Дети без прописки ставятся в очередь.
Подробнее об этом мы писали тут.
Требовать справки о состоянии здоровья школа не имеет права. Родители могут предоставлять их по собственному желанию. Равно как школа не имеет права тестировать детей на определение способностей для распределения по классам.
А вот медицинская карта формы 026/у-2000 вам понадобится (в нее входит и карта вакцинации) В государственных клиниках оформить такую карту можно бесплатно — пройдя обследования у врачей и сдав ряд анализов. Если ребенок ходит в государственный детский сад, такая карта у вас уже есть, многие детсады проводят осмотры специалистов с согласия родителей прямо на месте и автоматически передают сформированные карты в школы.
Может ли школа отказать в приёме ребёнка в первый класс?
Еще раз: школа на вашей территории обязана принять вашего ребенка в первый класс. Но и там теоретически могут закончиться места. В такой ситуации лучше как можно быстрее обратиться в органы местного самоуправления.
В школы не на своей территории поступают волнами. Школа вправе закрыть набор, когда в ней закончатся места.
Кстати, записать ребёнка могут только мама с папой — или бабушка с дедушкой тоже?
Подать документы могут родители или законные представители, которые:
Когда я узнаю, зачислят моего ребёнка в школу или нет?
Если вы записали ребенка на вашей территории, то ответ будет в течение 3 рабочих дней после завершения приема всех заявлений. То есть до 30 июня собираются все заявления от родителей. И только после этого издаются приказы.
В школы в других районах детей зачисляют по остаточному принципу. Поэтому приказы будут издаваться в зависимости от наполняемости классов. Но не позднее 5 сентября.
Лучше пойти в школу в 6,5 лет или всё же в 7?
На этот вопрос нельзя однозначно ответить. Тут все индивидуально. Но вот несколько ключевых моментов, на которые советует обратить внимание психолог Марина Быкова:
«Конечно, готовность к школе определяется не только возрастом и набором знаний. Отлично, если ребенок умеет читать, считать и вырезать ровные кружочки. Но к поступлению в школу ребенку нужно быть готовым еще и морально.
Учеба в самом начале — это умение следовать образцу и инструкции. Ребенку необходимо уметь следить за действиями учителя, хотя бы частично их повторять, сравнивать свои результаты с образцом. Это не значит, что в школе нет места творчеству, но чтобы писать поэмы, нужно для начала выучить печатные буквы.
Как ёжику и медвежонку быстрее попасть домой? Проверяем, возьмут ли вас в первый класс
К этому же относится умение принимать критику, соблюдение графика дня и усидчивость. Подъемы и приемы пищи в одно время. Отдых и спорт после занятий. В начальной школе не бывает одного задания на весь урок, но доводить начатое до конца нужно уметь. Также важны навыки самообслуживания и умение постоять за себя.
Важно, чтобы ребенок мог подойти и попросить помощи, объяснения, совета. Чем раньше он будет решать свои минимальные проблемы сам, тем легче ему будет в будущем.
Обо всех этих моментах можно позаботиться примерно за год до желаемого поступления. Ролевые игры с ситуациями обучения помогут малышу и сделают ожидание школы радостным».
Иллюстрации: Shutterstock / StonePictures
В Минпросвещения рассказали о новых правилах приема в первый класс
Чтобы облегчить этот процесс, сделать его максимально комфортным, справедливым и прозрачным, Минпросвещения разработало новый порядок, который впервые будет воплощен в жизнь в этом году, сообщает пресс-служба ведомства.
Что изменилось в этом году?
Теперь прием детей в первый класс будет проходить в два этапа.
Кто может подать заявление на первом этапе?
1. Дети, проживающие на закрепленной территории, то есть рядом со школой (узнать, относится ли ваш дом к конкретной школе, можно на официальном сайте учебного заведения).
2. Дети, имеющие первоочередное право в соответствии с законодательством:
— дети сотрудника полиции, в том числе погибшего (умершего) вследствие увечья или иного заболевания, полученного в период службы;
— дети гражданина, уволенного из полиции по состоянию здоровья либо умершего от таких заболеваний в течение года после оставления службы;
— дети, находящиеся на иждивении сотрудника полиции;
— дети сотрудника (в том числе умершего или погибшего), имеющего специальные звания и проходящего службу в учреждениях ФСИН, МЧС, органах наркоконтроля, ФТС;
— дети сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;
— дети военнослужащих по месту жительства их семей;
4. Внеочередное право (для детей прокуроров, судей и следователей) действует только для школ с интернатами.
Кто может подать заявление на втором этапе?
Сколько лет должно быть ребенку?
Принимаются в первые классы дети в возрасте от 6,5 до 8 лет. По заявлению родителей учредитель образовательной организации может разрешить прием ребенка в более раннем или более позднем возрасте.
Правила приема в школу для детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированным образовательным программам только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Как подать заявление?
Для того, чтобы максимально упростить процесс подачи документов, ввели несколько равноправных вариантов:
Как подать заявление на портале «Госуслуги»?
Подать заявление для зачисления в 1-й класс можно через портал «Госуслуги». Порядок действий:
Если вы записывали ребенка в первом этапе, то результат будет известен не раньше 3 июля, поскольку сначала школа собирает все заявления, а потом издает приказы. Если заявление подавали во втором этапе, то результат станет известен не ранее, чем через 3 рабочих дня.
Если у ребенка есть льготы, то можно подать заявление в любую школу города?
Нет, ребенок будет иметь первоочередное право зачисления в 1 класс только по месту жительства.
Какие документы потребуются для зачисления в первый класс?
Паспорт или иной документ, подтверждающий личность, к примеру, временное удостоверение личности, выдаваемое на период оформления паспорта.
Свидетельство о рождении ребенка.
В отдельных случаях могут понадобиться:
Документ, подтверждающий льготу (если она есть).
Разрешение комиссии о приеме в первый класс образовательной организации ребенка возрастом менее шести с половиной лет или более восьми лет.
Документы, подтверждающие ваше законное право представителя ребенка (например, решение органа опеки).
Заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
Документ, подтверждающий право ребенка на пребывание в России.
Что нужно указать в заявлении о приеме в школу?
— Фамилию, имя, отчество ребенка и родителя;
— дату рождения ребенка;
— адрес места жительства или адрес места пребывания ребенка и родителя;
— адрес электронной почты, номер телефона родителя;
— сведения о наличии права внеочередного, первоочередного или преимущественного приема;
— согласие родителя или поступающего на обработку персональных данных.
Что делать, если в приеме отказали?
В приеме государственная школа может отказать только в случае, если свободные места закончились. В этом случае местные органы управления образованием должны помочь родителям устроить ребенка в другую школу. При распределении закрепленных территорий учитывается количество проживающих там детей, поэтому отказ в приеме на первом этапе маловероятен, подчеркивают в министерстве просвещения.
Смогут ли отказать в приеме ребенку, чей старший брат или сестра уже учится в этой образовательной организации?
Есть ли ошибки в понимании нового порядка приема детей?
1. Некоторые люди думают, что количество льготников слишком велико, поэтому в школах не хватит мест тем детям, которые живут рядом. На самом деле детей льготных категорий не так много, они не повлияют существенно на ситуацию с набором в 1 класс.
2. Говорят, что все льготные категории введены в этом году. На самом деле просто собраны воедино нормативные акты, принятые с 1998 по 2012 годы.
4. Многие думают, что все дети, имеющие первоочередное право поступления, выберут лучшую школу города, и там не останется мест для остальных. На самом деле право первоочередного поступления распространяется лишь на школы по месту жительства этих детей.
Где можно ознакомиться с новым порядком приема детей?
С приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 г. № 458, которым утвержден новый Порядок приема детей на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования можно ознакомиться здесь.
Ирина Владимировна Курбатова, директор МАОУ «Центр образования 13 им. Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова» (Тамбов):
Валентина Александровна Афонская, лицей №121 (Республика Татарстан):
«Родителям не стоит волноваться по поводу нового порядка приема в школы, поскольку теперь все правила понятны и очень четко прописаны. Сейчас постановления исполнительных комитетов уже размещены на официальных сайтах образовательных организаций, и родители смогут проверить, к какой школе прикреплен их дом. Хочу обратить внимание на такой аспект: если родители подают заявление с помощью интернета, то потом они должны будут предоставить в школу оригиналы документов. В случае, если папы и мамы дали недостоверные сведения, то школа вправе отказать заявителям. Разумеется, ребенку предоставят возможность учиться, но не факт, что в той школе, куда хотели отдать его родители. Поэтому призываю всех пап и мам внимательно отнестись к заполнению анкет».
Дмитрий Анатольевич Гладышев, директор МАОУ СШ №59 «Перспектива» (Липецк):
Ирина Викторовна Ильичева, директор школы №1409 (Москва):
«У нас и раньше этот процесс был хорошо отлажен, поскольку в Москве создана единая образовательная среда: ребенок поступает в дошкольные группы образовательного комплекса и потом переводится в начальную школу по заявлению родителей. Но новый порядок зачисления в образовательные организации стал еще удобнее. Тот факт, что подать заявление можно разными способами, облегчает жизнь родителей».
Шесть или семь: в каком возрасте отдать ребёнка в школу
XXI век отличается высоким темпом жизни, люди стремятся успеть как можно больше. И многие родители хотят, чтобы их ребёнок поскорее пошёл в школу. Если раньше в первый класс почти все дети приходили в 7 лет, то сегодня за партами оказывается очень много шестилеток. Оправдано ли это? Как понять, когда малыша пора отправлять учиться, а когда лучше посидеть ещё год в детском саду?
Законодательные рамки возраста, с которого ребёнок может посещать школу
По российским законам ребёнок имеет право начать посещать школу с 6 с половиной лет, но никак не позднее 8 лет. В отдельных случаях допускается и более раннее поступление в учебное заведение: родители для этого должны получить разрешение директора конкретной школы.
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте
ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
http://zakon-ob-obrazovanii.ru/67.html
Возможно, у кого-то возникнет вопрос: можно ли вообще не отдавать малыша в школу. На этот счёт в законодательстве также есть разъяснения. Ребёнок обязательно должен получить основное общее образование (то есть закончить 9 классов). И если восьмилетний малыш ещё не пошёл в первый класс, семьёй незамедлительно заинтересуются органы опеки: речь может дойти даже до лишения родительских прав.
Согласно российскому законодательству, дети имеют право поступить в первый класс с 6,5 до 8 лет
В отдельных случаях допускается домашнее образование (в основном, по медицинским показаниям). Кроме того, сегодня функционируют частные школы, которые непременно должны иметь соответствующую лицензию.
Видео: может ли ребёнок 6 лет 4 месяца пойти в школу (объясняет юрист)
Кто чаще всего идёт в школу в 6 лет
Как показывает современная жизнь, малышей, которые родились летом, родители без особых колебаний отправляют за парту в 7 лет. «Осенние» же ребята чаще всего идут в школу в шестилетнем возрасте: взрослые мотивируют это тем, что их чаду совсем скоро исполнится семь, а идти в первый класс почти в восемь — это уже как-то поздно.
Больше всего сомнения одолевают родителей «зимних» малышей. С одной стороны, им кажется, что в школу ещё рановато, а с другой, не хочется терять лишний год в детском саду.
Одна моя однокурсница в своё время даже устроила опрос в социальных сетях на тему: отправлять ли ей дочь, родившуюся в декабре, в школу в 6 лет или подождать ещё год. В итоге шестилетняя девочка всё же стала первоклассницей.
«Весенние» малыши (как и летние) чаще всего идут в школу в полных 7 лет. В шесть лет их отдают учиться только очень немногие родители. В основном, это обусловлено стремлением попасть к конкретному учителю (например, своей родственнице). Отдельная же категория взрослых — те, кто стремится уже в этом возрасте избавить мальчика от службы в армии.
Мой сын ходил в детский сад с одним мальчиком (он так же, как и мой, родился весной). И уже в средней группе его мама «огорошила» меня вопросом: «А вы разве не пойдёте в школу в 6 лет?». Она приняла решение отдать сына в первый класс раньше времени исключительно потому, что очень боится армии, куда, она уверена, её 18-летнее чадо заберут сразу же после окончания 11-го класса — буквально со школьного крыльца. Эта женщина искренне недоумевала, почему я не поступаю так же
Родителям детей, родившихся зимой, труднее всего сделать выбор
Вообще, сегодня укоренилась тенденция отдавать детей в школу раньше, нежели это было пару-тройку десятилетий назад.
Помню, в моём классе была одна «декабрьская» девочка Аня. Её отдали в первый класс в шесть лет, в то время как большинство детей в коллективе родились весной и летом (соответственно, им было уже по семь). Так вот, её часто дразнили по этому поводу, называли «малышкой». В то же самое время другая одноклассница Ира (она родилась в ноябре) была самой старшей в классе, поскольку пошла в школу в неполные восемь. Она очень гордилась этим и часто подчёркивала свой старший возраст. Сейчас же, наблюдая за взаимоотношениями в ученическом коллективе сына, я вижу, что такого уже нет: рядом совершенно спокойно «уживаются» ребята с разницей в возрасте в год.
Определяющие факторы
Определяя готовность ребёнка в школе, родители не должны ориентироваться только на возраст. Учитывать нужно многие факторы, чтобы малыш чувствовал себя в роли ученика максимально комфортно. Причём, задумываться нужно хотя бы за полгода до потенциального похода в школу.
Интеллектуальное развитие
Для будущего школьника очень важным фактором является развитие интеллекта. Здесь можно выделить следующие примерные параметры:
Фотогалерея: показатели интеллектуального развития будущего первоклассника
Наряду с познавательным развитием ребёнок, готовящийся пойти в школу, должен обладать элементарными изобразительными навыками. Конечно же, не всем дан художественный талант, однако будущий первоклассник должен владеть кистью (уверенно рисовать тонкие и толстые линии), раскрашивать изображение, не выходя за контур. Кроме того, большое развитие имеет и развитие мелкой моторики: будущий ученик должен умело обращаться с ножницами, хорошо лепить.
Что касается умения читать, то многие учителя начальных классов говорят, что это вовсе не обязательно: иначе ребёнку может быть попросту неинтересно в первом классе.
Конечно, ребята, исправно посещающие детский сад, в норме должны обладать всеми указанными выше умениями и навыками. Однако есть малыши, которые туда не ходят: с ними занимаются дома. Здесь родители должны быть внимательны, не упуская ничего важного. Например, в классе с моим сыном учится мальчик, который никогда не посещал детский сад. Когда начались курсы подготовки к школе, он в целом показал хороший уровень интеллектуального развития, однако выяснилось, что ребёнок совершенно не умеет работать с ножницами. Учительница указала на эту проблему маме, и постепенно всё наладилось после домашних занятий.
Видео: что в себя включает интеллектуальная готовность ребёнка к школе
Степень зрелости психики, эмоциональный фон
Будущему первокласснику понадобятся определённые усилия, чтобы сохранять внимание и усидчивость весь учебный день в школе. И здесь уже важна психическая зрелость: умение владеть своим поведением, принимать взвешенные решения, быть собранным, терпеливым, самостоятельным. А далеко не все шестилетние дети уже способны это делать.
Конечно, в первом классе образовательный процесс выстроен так, чтобы облегчить вчерашним дошколятам нагрузки: обязательные физкультминутки во время урока, грамотное чередование предметов познавательной и физической направленности.
10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (приложение 4 и приложение 5 настоящих санитарных правил).
10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 — 4 классах не должна превышать 7 — 10 минут, в 5 — 11 классах — 10 — 15 минут.
СанПиН 2.4.2.2821–10 для школ и образовательных организаций (санпин по школам новый)
www.kudagradusnik.ru
Но если ребёнок быстро истощается психически, гиперактивен либо слишком тревожный, то в 6 лет самоконтроль будет для него большой проблемой. Неизбежно возникнет психическая перегрузка, что уже чревато последующими нервными срывами и полной потерей интереса к учёбе.
Для успешной учёбы в школе важен не только интеллект, но и эмоциональная зрелость
Даже если шестилетний ребёнок очень смышлёный, интеллектуально развитый, но не готов идти в первый класс эмоционально, то от этой идеи лучше отказаться. Один год значит очень много в психическом развитии.
Видео: важность эмоциональной зрелости ребёнка к моменту поступления в школу (советы психолога)
Темперамент
На успешную адаптацию к школе влияет и темперамент. Он во многом определяет степень жизненной активности ребёнка, его поведение, отношение к окружающей действительности. Труднее всего учёба даётся холерикам и меланхоликам. Первые слишком гиперактивны, вспыльчивы, трудно контролируют своё поведение, не могут сосредоточиться на занятиях. Такие ребята склонны до последнего отстаивать своё мнение, в том числе с помощью драки. Вторые же чересчур ранимы, остро на всё реагируют, могут заплакать от замечания учителя или реплику одноклассника.
Флегматики слишком спокойны и медлительны, они часто не успевают выполнить задание, указания учителя доходят до них не сразу.
Указанным трём типам не стоит торопиться идти в школу в шестилетнем возрасте. Большая ошибка полагать, что школа сама утихомирит маленького холерика или «растормошит» флегматика. А вот тип, самый благоприятный для учёбы, – это сангвиник. Такие ребята общительны и любознательны, не ищут конфликтов, легко вписываются в коллектив.
У шестилетних холериков, флегматиков и меланхоликов могут возникнуть трудности с адаптацией в школе
Родители всегда могут определить темперамент своего ребёнка. Например, одному нужно всё время быть в движении, а другой может долгое время сидеть за столом и собирать пазлы. Один сразу плачет от шуток других детей на площадке, а другой не обращает на это внимания, способен сам посмеяться над собой.
Мотивация к учёбе
Перед тем как отправлять шестилетнего ребёнка в школу, нужно обязательно поинтересоваться, хочет ли он сам скорее сесть за парту, не возникают ли у него слишком грустные мысли из-за будущего расставания с детским садом. Замечательно, если малыш в свободное время охотно воспринимает предложение почитать книжку или решить простую задачку, если он всё время любит узнавать что-то новое (часто расспрашивает родителей об устройстве окружающих вещей). Школа как раз предоставит возможность удовлетворить все эти потребности.
Возникновение желания учиться во многом зависит от родителей, других близких людей, воспитателей в детском саду. Пробудить его помогают и внешние школьные атрибуты: красивый портфель, яркие канцтовары. Можно поставить в пример старшего брата или сестру, которые хорошо и с удовольствием учатся, рассказать ребёнку, что в школе он сможет найти много новых друзей.
Замечательно, если шестилетний ребёнок хочет поскорее стать учеником
Коммуникативные навыки и самостоятельность
Для начала успешной учёбы большое значение имеет и умение ребёнка общаться (как со сверстниками, так и со взрослыми), иметь адекватную самооценку. Важно, как сын или дочь заводит знакомства, насколько открывается людям. Если шестилетний малыш коммуникабельный, ему будет гораздо легче адаптироваться в новой обстановке. Застенчивому же будет труднее и в шесть, и в семь лет, поэтому родители обязательно должны работать в этом направлении (почаще приглашать в гости сверстников, создавать ребёнку ситуации успеха, воспользоваться помощью психолога).
Как показывает практика, у стеснительных детей возникают трудности с ответами у доски, особенно это касается устных предметов. Например, выразительное чтение стихотворения требует определённой раскрепощённости. А такие ребята от всеобщего внимания, наоборот, начинают ещё больше замыкаться в себе.
Коммуникативные качества также имеют значение при определении готовности идти в школу
Будет полезно вспомнить прошлый опыт адаптации своего чада, например, как ребёнок привыкал к детскому саду, осваивался среди ровесников в школе искусств или спортивной секции. Если же малыш редко посещает дошкольное учреждение, не ходит на дополнительные занятия, проводит всё время с родителями и бабушками, то есть вероятность, что в школе у него будут определённые проблемы.
С социализацией ребёнка тесно связан и вопрос его самостоятельности. Ведь в школе ему придётся самостоятельно быстро и аккуратно переодеваться (например, на физкультуру), содержать в порядке своё рабочее место. Если шестилетка к этому не приучен, то неизбежны будут насмешки более расторопных одноклассников, недовольство учителей.
Физическое развитие, состояние здоровья
Физическое развитие будущего ученика не менее важно, чем умственное. В школе на уроках физкультуры предполагается сдача определённых нормативов, и для ребёнка, который пошёл в школу на год раньше, они могут оказаться большой нагрузкой. Да и сам учебный процесс требует от школьника выносливости, хорошего здоровья.
Родители самостоятельно могут оценить примерно следующие параметры своего сына или дочери:
Кроме того, у шестилетнего ребёнка уже должна начаться смена молочных зубов. Но самое главное — это то, насколько часто малыш болеет простудными заболеваниями. Если это случается чаще, чем один раз в полтора-два месяца, то стоит повременить с поступлением в первый класс (даже при наличии хорошо развитого интеллекта). За этот лишний год хорошо лишний раз свозить своё чадо на море, вплотную заняться закаливанием, основательно пролечить хронические очаги инфекции.
Если детский сад можно «безболезненно» периодически пропускать, то в школе из-за этого уже могут возникнуть серьёзные проблемы с успеваемостью.
Если шестилетний ребёнок интеллектуально развит, но при этом часто болеет, поступление в школу лучше отложить на год
Поступление шестилетки в первый класс также стоит отложить, если у малыша в недавнем прошлом была травма головы или позвоночника, какие-то психические расстройства. Нужно обратить внимание и на работу желудка. Например, ребёнок склонен к поносам или запорам — в обоих случаях в школе может возникнуть дискомфорт на уроках. Проблему нужно обязательно решать.
Если малыш быстро устаёт, обязательно нуждается в дневном сне, ему лучше ещё годик побыть в детском саду. Ведь, многим ученикам начальных классов приходится посещать ещё и группу продлённого дня. Согласно СанПин, в первом классе там предусмотрен дневной сон и прогулка, но всё равно насыщенный событиями режим дня (уроки в школе требуют гораздо больших усилий, чем непосредственно образовательная деятельность в ДОУ) может не очень хорошо отразиться на здоровье шестилетки.
Для обучающихся первых классов в режиме группы продленного дня рекомендуется предусматривать сон и игры. При отсутствии в общеобразовательной организации специальных помещений для организации сна и игр могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью: шкафы, одноярусные кровати.
Для обучающихся II — VIII классов, в зависимости от конкретных возможностей, рекомендуется выделить закрепленные помещения для организации игровой деятельности, кружковой работы, занятий по желанию обучающихся, дневного сна для ослабленных.
В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, прогулка, дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных обучающихся II — III классов, самоподготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
СанПиН 2.4.2.2821–10 для школ и образовательных организаций (санпин по школам новый) Приложение 6
Если шестилетний ребёнок быстро устаёт, нуждается в дневном сне, то в школе ему будет трудно
Интересно, что доктор Е. О. Комаровский уделяет оценке физиологической готовности ребёнка в школе ключевое внимание. Обязательным является полное медицинское обследование будущего ученика. Однако педиатр считает, что в современных отечественных школах мало внимание уделяется физическим нагрузкам, спорту, прогулкам. Исходя из этого, лучше не спешить отправлять своё чадо за парту, а, если есть возможность, дополнительно укрепить лишний год его здоровье.
Таким образом, если есть выбор: посещать отечественную школу с шести или с семи лет — я бы своему пациенту посоветовал год подождать, при условии, что в течение этого года родители имеют возможность много с ребёнком гулять, обеспечить ему нормальный, физиологический образ жизни. Если же речь идёт о выборе между детским садом, где нечем дышать и с детьми не гуляют, и школой, которая ничем не хуже детского сада, то тогда в школу однозначно можно и нужно идти с шести лет.
Е. О. Комаровский
http://www.komarovskiy.net/faq/fiziologicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkole.html
Видео: Когда следует отдавать ребёнка в школу (мнение Е. Комаровского)
Пол ребёнка
Как показывает практика, девочки демонстрируют готовность к учёбе раньше мальчишек (хотя всегда бывают исключения). Связано это со зрелостью полушарий головного мозга. У будущих женщин быстрее развивается левое: оно отвечает за речевое развитие, как раз очень нужное в начальных классах. У сильного же пола вначале более развито правое, ответственное за пространственно-временную ориентацию: в начале школьного обучения это не столь актуально.
Когда я работала воспитателем в детском саду, в моей группе была девочка Варя, по возрасту на год младше остальных детей. Родители в два года перевели её из ясельной группы в младшую (в первую она проходила буквально несколько дней): в то время как многие в яслях даже не умели разговаривать, Варя уже вовсю декламировала стихи, поэтому ей там было скучно. Во время пребывания в детском саду девочка показала себя очень смышлёной и общительной, например, она с удовольствием пересказывала длинные сказки, очень умиляла меня подробным описанием приготовления различных блюд, которые она дома готовила с мамой. Впоследствии шестилетняя Варя попала в первый класс с моим сыном: в школе у неё также хорошо «подвешен язык» и учится она вполне достойно, несмотря на разницу в возрасте с другими детьми.
Девочки обычно быстрее адаптируются к школе, и им будет не очень интересно учиться в окружении «малышни», когда в классе многие будут более младшего возраста. Поэтому девчонок рекомендуется отдавать в первый класс по возрасту ближе к нижней границе (6 с половиной лет), в то время как мальчиков — к верхней (разумеется, учитываются многие показатели развития).
Большинство девочек демонстрируют готовность к учёбе раньше, нежели мальчики
Кто поможет сделать выбор
Часто родителям трудно самостоятельно определить, готово ли их шестилетнее чадо к школе. В этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам:
Не нужно только слушать свои амбиции. Ведь учёба должна приносить ребёнку не только пользу, но и радость. Также нельзя опираться на мнение окружающих и советы подруги, у которой шестилетний сын или дочь пошёл в первый класс («а чем мой хуже?»). Каждый ребёнок индивидуален, и задача родителей — понять, что необходимо именно ему.
Помочь определиться помогут специалисты — например, воспитатель группы, которую посещает ребёнок
Каждый ребёнок уникален, и никто не знает его лучше, чем родители. Если малыш хочет в школу, демонстрирует высокие параметры развития, то можно отдать его в первый класс и в 6 лет. Однако иногда взрослым лучше умерить свои амбиции и дать сыну или дочери подольше насладиться беззаботным детством — это бывает необходимо для гармоничного становления личности.