в каком возрасте детей отдают в балете
В каком возрасте детей отдают в балете
В многообразии студий танца для детей сегодня можно потеряться. Перед родителями встает непростой выбор: куда отдать ребенка и какому педагогу доверить свое чадо? Чтобы ответить на все вопросы, которые интересуют и волнуют родителей, мы провели опрос и собрали 10 самых актуальных вопросов в этой статье. Экспертами были опытные педагоги нашей студии «Русская Балетная Компания».
1) Возраст, с которого можно начинать?
Прежде всего родители хотят знать, есть ли возрастные ограничения по нагрузке, и, начиная с какого возраста появляется толк в занятиях?
Некоторые студии танца приглашают на свои занятия 2-леток. В этом возрасте ребенок уже способен в форме игры воспринимать информацию и выполнять простые упражнения, но по нашему опыту и современным методикам, ребенку лучше начинать занятия танцами с 3 лет. Нужно уточнить, что с 3-х лет целесообразно начинать заниматься, именно, танцами. Занятия преподносятся через игру, работу с ритмами, знакомство с разной музыкой, направлены на общее развитие ребенка. Они учатся делать реверанс, изучают позиции рук и ног, делают шаги с носочка и держат спинку! Все это изучается с помощью игры и адаптировано на возраст 3-5 лет. Классической хореографией в этом возрасте заниматься рано (возможно изучение некоторых элементов).
2) Балет – серьезное искусство, которое требует умения преодолевать себя. Родителей волнует, как это решается в детском возрасте?
3) Есть ли какие-то требования и ограничения по размеру головы, длине пальцев и т.д.?
На наш взгляд, для занятий в танцевальных детских студиях до поступления в хореографическое училище никакого отбора быть не должно. Но, когда мы говорим о балете, как о профессии, то да! Для поступления в училище существует конкурсный отбор в 3 этапа, где смотрят физические данные (растяжка, прыжок, гибкость. ), внешние данные (вес, длина ног, размер головы, размер пальцев не является прямым противопоказанием для балета), и, конечно, здоровье (зрение, сердце, слух, отсутствие сколиоза, кифоза, лордоза, плоскостопия. )
4) Многих родителей интересует также вопрос про растяжку. Какой крайний возраст ребенка для того, чтобы сесть на шпагат?
Здесь родителям нужно определиться с намерениями. Если ребенок благополучно занимается танцами, выступает на сцене и без наличия шпагата, то он ему и не особо нужен. Это говоря о любительских занятиях. Если же вы намерены заниматься профессионально и поступать в хореографическое училище, то шпагат, растяжка необходимы. Желательно к 7 годам уже сидеть на всех шпагатах. В 6-7 лет нужно начинать растягиваться активно. Отсутствие должной растяжки ограничивает возможности ребенка, и в этом для него будет сложность в освоении многих танцевальных движений. В общем, к 7 годам, желательно, чтобы шпагаты уже были.
5) На что нужно обратить внимание при выборе педагога детской студии?
6) Не вредны ли занятия балетом в раннем возрасте?
Определенно полезны! Если ребенок здоров и нет ограничений в нагрузках, то балет воспитывает тело, улучшает осанку, положительно влияет на походку, способствует появлению красивых жестов и общение с классической музыкой тоже всегда на пользу!
7) Нужно ли ребенку сидеть с детства на диете, чтобы в будущем иметь стройную фигуру балерины?
В этом вопросе нужно помнить, что основа стройной фигуры – это сбалансированное питание в совокупности с физической нагрузкой. В возрасте 3-х лет, когда дети впервые приходят на занятия танцем, задумываться о какой-то диете, пожалуй, рано. Растущий организм должен питаться. Но вот в возрасте 5-6 лет, если ребенок уже набирает лишний вес, стоит задуматься о том, чтобы ребенок употреблял полезную пищу и питался умеренно, не растягивать ему желудок, иначе, одной физической нагрузки будет уже недостаточно для достижения стройности в будущем.
8) Есть ли студии, совмещающие классический и «Орф» подход?
Как правило, преподают или «классику» или «Орф». Соединять два подхода в одном уроке нет смысла – не получится должным образом уделить внимание «классике» на наш взгляд. «Классический танец» подразумевает определенные каноны, которые в свою очередь не подразумевают занятия на инструментах, пение и декламацию в одном уроке, но как дополнительное образование для развития ребенка эти виды деятельности очень нужны. В том числе и для освоения классического танца.
9) Еще у родителей часто есть страх, что ребенок может получить травму на уроках танца, что ему могут сделать больно, потянуть связки и т.п. Так с какого возраста лучше развивать природные физические данные ребенка (стопы, выворотность, шаг), чтобы это было безопасно?
Прежде всего нужно доверять профессионалу. Если родитель не имеет опыта и знаний в этой области, и пытается растянуть своего ребенка, то всегда есть риск нанести травму, не важно, 2 года ему или 10. Но, если родитель готов приглашать специалиста и целенаправленно развивать данные ребенка для успешного будущего в профессиональном балете, то можно и с 2-х лет. Такие занятия будут длиться 20-30 мин, т.к. в эти ранние года малыш еще не готов работать над собой и осознавать свое тело. К 3-м годам ребенок становится более сознательным и время занятий увеличивается до 45-60 мин. С 3- х лет, обычно, опытные педагоги уже включают в урок упражнения для бережного растягивания малышей. Тем более что в раннем возрасте связки лучше поддаются растяжке и не так болезненно, как в более старшем. Т.е. в возрасте 3-х лет, помимо упражнений на развитие музыкальности и чувства ритма, уже можно включать и упражнения на развитие физических данных.
10) Почему, в какую студию ни приди, все педагоги предлагают своё видение, когда лучше начинать танцевать. Каким педагогам доверять своё чадо при таком разнообразии мнений, какие места выбирать, на что опираться?
Опять повторимся, что доверять лучше своим родительским ощущениям! Задача родителя- поговорить с педагогом и понять, близко ли его видение процесса обучения лично Вам и вашему ребенку! Этот вопрос будет открыт только если ребенок не будет поступать в хореографическое училище! В профессиональных учебных заведениях большую роль имеет опыт педагога и результаты его выпускников.
Сейчас очень много различной литературы и других источников, описывающих, когда и что лучше начинать для ребёнка. По существу, психологи и педагоги выделяют несколько периодов развития (взросления), каждый из которых имеет свои характеристики. В институте будущие педагоги изучают такие специализированные предметы, как «балетная психология» и «педагогика балета», где основной задачей является изучение темы, именно, с точки зрения танца, т.е как в том или ином возрасте ребенок воспринимает информацию (движение, музыка, ритм. ). Но многое зависит еще и от самого ребенка. Некоторые в 3 года уже достаточно сознательны и способны двигаться впереди «программы», другие созревают в процессе, который из-за этого может быть затянут. Опытный педагог умеет справляться с такими задачами.
Почему все педагоги имеют разные мнения? Сейчас очень много различных методик, как наших, так и западных, и каждый тянет одеяло на себя. Мы в «Русской Балетной Компании» склонны придерживаться своей русской школы. Чтим традиции русского классического танца и продолжаем опыт своих собственных педагогов, которые являлись носителями академической школы.
Цискаридзе рассказал, в каком возрасте стоит обучать детей балету
Народный артист России, ректор Академии русского балета Николай Цискаридзе рассказал, когда стоит отдавать детей в балетную школу. По его словам, сначала ребенок должен наиграться.
Цискаридзе в интервью телеканалу RT сообщил, что начал заниматься балетом, когда ему было около десяти лет. К тому моменту артист набегался и наигрался, а когда попал в учебное заведение, то «совершенно спокойно» и «с удовольствием» учился.
По словам Николая Цискаридзе, балетные школы для маленьких детей — это катастрофа. «Одно дело, когда там гимнастика какая-то, танцы, типа польки-бабочки. Но есть огромное количество шарлатанов, которые ставят детей на пуанты, заставляют их. », — отметил народный артист.
Он также рассказал про мальчика, который танцевал взрослую вариацию на одном балетном канале. В конкурс талантов «Синяя птица», где Цискаридзе занимает судейское кресло, мальчика не взяли.
«Он в этом году пришел поступать к нам в ленинградскую Академию русского балета. Мальчика не приняли, потому что у него нет никаких способностей для балета. Он уже испорчен самодеятельностью до такого состояния, что его не переучить», — рассказал артист.
Он отметил, что в Академию русского балета не берут раньше десяти лет. По словам артиста, есть подготовительные группы с восьми до десяти лет, на обучение же принимают после начальной школы.
«Мама, я хочу стать балериной». Как принять выбор ребенка, если не разделяешь его увлечения
Как родилась мечта
Ничто не предвещало. Ни моя работа и образование, ни круг общения, ни тем более детский сад, — там ни слова не было сказано о балете. Но ребенок захотел.
Тогда ей было всего три года, и мы случайно посмотрели французский мультфильм «Балерина». И мечта родилась.
— Мама, пойдем в балетную школу, я хочу стать балериной. Танцевать, мама. Когда будет просмотр? В августе? А скоро август? Нарисуй мне в календаре звездочку на том дне, когда начнутся занятия…
Я пробовала разные отвлекающие маневры. Брала ее на свои занятия, а мой любимый хастл и не менее любимый контемпорари очень мало похожи на балет. Показывала разные выступления с фестивалей ирландских танцев. Заманивала в спортивную и художественную гимнастику, объясняла, что ей слишком мало лет. Купила тренировочную юбочку в настоящем балетном магазине — мол, пускай дома в ней ходит, вот и балет. Читала сказки Илзе Лиепы про сложную театральную жизнь.
Потом пришлось уступить и взять ее в Мариинский театр на «Щелкунчика». Конечно же, эффект был неописуемый. Мечты ребенка умножились, и утром дочь первым делом спрашивала, когда мы идем на просмотр в балетную школу, в садике всем показывала, как она садится на поперечный шпагат (это не я, так и было, она родилась такая), а вечером выясняла, не завтра ли уже сентябрь, в котором уже точно можно будет начать заниматься балетом.
Ощущение прыжка и мифы о балете
Я знала только общеизвестные стереотипы. Что педагоги в балете злы и безжалостны, что конфеты и булки там не разрешают никакие никогда, что маму девочки-балеринки будут осматривать со всех сторон на предмет наследственности, что в классическом танце некогда спать, дышать и жить, а только надо сидеть на шпагате и питаться огурцами строго до пяти вечера, потому что в семь спектакль. Отдать в этот мир свою единственную дочь собственными руками было невозможно.
Поэтому за советом я отправилась к своей знакомой — преподавателю старинных танцев. Полонезы, мазурки, красота и счастье. Может быть, она знает, как отговорить ребенка от страшного слова «балет», думала я.
— Ты знаешь какую-нибудь бывшую балерину? — спросила я осторожно.
— Бывших балерин не бывает, — строго ответила моя знакомая и расправила плечи. — Я балерина. Семнадцать лет я провела у станка и в партере. Семнадцать! Старинные танцы — это да, но моя собственная внутренняя школа — балет.
Эта новая информация так огорошила меня, что я на всякий случай включила диктофон и испуганно замолчала.
— Да, ходят какие-то странные слухи насчет балета. Что-нибудь вроде того, что педагог не разрешает тебе учиться в школе, потому что это отнимает время танцев? Ничего подобного. Конечно, в какой-то момент ты слышишь требование отнестись к занятиям со всей серьезностью. Но вообще-то к любому обучению, где ты намерен достичь успехов и определенных результатов, полагается отнестись со всей серьезностью и поступиться некоторыми развлечениями.
Что английский язык, что химия, что балет, — либо ты упорно тренируешься, либо ничего в итоге не будет. Разве не так?
— Так, — согласилась я, вспоминая учебу в музыкальной школе и — неожиданно — кафедру физической культуры на филфаке университета. Даже там с нас требовали серьезного подхода.
— Насчет еды тоже глупости. Само собой, преподаватели советуют тебе есть не хлеб и сахар, а творог и овощи. Но я думаю, любой диетолог или гастроэнтеролог то же самое скажет! По поводу веса или фигуры я за семнадцать лет, пожалуй, один раз слышала замечание. Что-то вроде: «Да, милая моя, стройнее ты стала, но еще есть над чем работать». Но это было уже после 10 лет в балете, не меньше. Я была в том возрасте, когда постоянный вес уже сам собой не держится, и чтобы быть худенькой, приходится следить за питанием довольно строго.
— Конкуренция? Уж в ней дурного тем более не вижу. Никаких подстав, обид и мщений у нас в коллективе не было. Это, пожалуй, зависит от педагога, но скажи мне, какой руководитель станет намеренно разводить бои и интриги? А так, конечно же, всегда выделяются несколько лучших, и бывает обидно, если тебя не ставят в спектакль, но это всегда объективно. Конкурс на места никто не отменял. И ты сам видишь, как ты станцевал и как другие, и никто никого не задвигает. Соревнуешься не с другими балеринами. Соревнуешься с самой собой.
— О, здоровье! Это главная легенда, да? Все эти странные фотографии ног балерин в пуантах и рядом — в пластырях и бинтах, закрывающих страшные мозоли. Могу прямо сейчас показать свою ногу, ничего подобного нет. Суставы, конечно, нагрузку несут очень сильную, но тут как раз многое зависит от веса, и я до сих пор радуюсь, что приучена быть стройной, что семнадцать лет меня окружали худенькие девушки с тонкой талией. Спина у меня стала сдавать как раз после того, как я перестала танцевать и ушла работать в банке, да, честно признаюсь, был период дискомфорта. Поднять что-то с пола могла только в приседе. Согнуться пополам не выходило. Поясница объявила тогда забастовку. Но это резко наступившая гиподинамия так действует на привыкшие трудиться мышцы, а не балет! Сейчас я преподаю танцы, и ничего у меня больше не болит, потому что я не сижу 8 часов у компьютера.
— А детство — так и запиши — детство мое балет сделал радостным. Отдали меня туда родители с посылом, чтобы девочка занималась чем-то прекрасным и воспитывающим характер. Характером своим я довольна очень, терпения и упорства у меня в достатке, и идеи бросить все, если с первого (а также третьего и пятнадцатого) раза что-то не получилось, у меня нет. Согласись, если ты добровольно чем-то занимался семнадцать лет, — это не может быть дурным, вредным и рабским. Я бы бросила в подростковом возрасте этот балет, не позже, если бы меня что-то угнетало.
Но было иначе: я еще упорней стала тренироваться. Потому что мне начало сниться ощущение прыжка, — знаешь же, как выглядит прыжок? Так вот, это почти полет. Да, люди могут полететь, хотя бы на секундочку. Ты засыпаешь после репетиции и во сне взлетаешь, и видишь другой горизонт. Другой город, другое небо, другие планеты. Нет, я никогда не буду бывшей балериной. Бывших балерин нет, просто нет. Не обязательно вырастать в приму Мариинского театра и жить в интернате школы Большого театра. Заниматься балетом можно ради полета. Ради осанки. Ради красоты. Ради легкости. И все это остается с тобой, понимаешь. Проходит столько лет — а ты все взлетаешь во сне.
Послушав все это, я собрала всю силу воли и отвела дочь на просмотр в детскую балетную школу, все еще надеясь, что она испугается и убежит.
Ребенок может передумать в любой момент
Она в самом деле испугалась, потому что была там самой маленькой, но никуда не убежала. Показала все свои шпагаты и первые позиции, усердно складывалась пополам и всем улыбалась. И ее приняли в младшую группу.
Мне не нравилось водить Веронику в балетную школу трижды в неделю, особенно по субботам к 9:00. Особенно с ноября по апрель. Это странно, когда в темноте в твой единственный выходной по тебе начинают прыгать с криками: «Мама, пойдем танцевать! Сегодня балет! Я буду лебедем, шмелем, цветочком и вишенкой из “Чиполлино”».
Но дочь танцевала, училась тянуть носочки, терпеливо (а иногда с писком) сидела на растяжке, дружила с кем-то, а с кем-то не дружила, выступала на концертах и очень любила свои балетные уроки.
В те три года, что мой вдохновенный ребенок ходил в эту балетную школу, я выработала стратегию отношения к детским увлечениям и кружкам.
Мне могут не быть интересны занятия ребенка. Точно так же, как мне не интересны имена лошадок из «Маленьких пони», сказки народов Дагестана или сложные взаимоотношения девочек в дочкиной группе детского сада. Это не страшно. Главное, чтобы присутствовал ее собственный интерес к тому, что она делает.
Важно не запихивать маленького человека на кружок, который тебе самому в детстве был недоступен, чтобы воплотить мечты в следующем поколении. Не «мы хотим танцевать», а «она хочет танцевать».
Можно не переживать по поводу социальных контактов. Если отношения с другими родителями на кружке не складываются из-за разницы взглядов на многодетность, отношения к политике, диетам или раннему развитию — это опять-таки не страшно. Важно, чтобы у ребенка сложились хорошие отношения с другими детьми, а педагог выстроил грамотную иерархию отношений. И конечно, никакого буллинга. Место, где буллинг является нормой и поощряется педагогом, стоит покинуть безо всякого сожаления, каких бы результатов ни достигали там ученики.
Ребенок может передумать. Причем на пороге предпрофессиональной деятельности, да. Моя дочь, например, после трех лет занятий в балетной школе прошла отбор в первый класс Академии танцев Бориса Эйфмана, целый вечер бурно рассказывала, как там красиво внутри и какой бассейн для учеников, а потом сказала:
— Мама, а знаешь, я не хочу уже в балетную академию. Каждый день танцевать — это скучно. Это я устану, наверно. Лучше в балетной школе останусь. А может, не останусь.
Я сделала глубокий выдох, напомнила себе свое золотое правило: «Ребенок должен быть жив и здоров, остальное по остаточному принципу». Налила себе еще чашечку чая, потому что это всегда помогает. И ответила:
— А ты не хочешь, чтобы я была балериной? — подозрительно спросила Вероника.
Тут я, конечно, почувствовала подвох. Потому что я запрещаю себе чего-то хотеть от ребенка, это слишком энергозатратно. Так что пришлось сказать:
— Я хочу только, чтобы тебе было интересно и ты была счастливая. А для счастья необязательно быть балериной.
— Пожалуй, я тогда начну на виолончели играть! — радостно сообщила моя дочь, заставив меня поперхнуться чаем.
Но об этом неожиданном повороте сюжета я вам в следующий раз расскажу.
В каком возрасте детей отдают в балете
Балет – высшая ступень классической хореографии. Он неизменно ассоциируется с легкостью, воздушностью, красотой и изяществом. Балерины, порхающие по сцене в пышных пачках, мужественные артисты балета, проделывающие немыслимые па и поддержки, завораживающая музыка, эффектные декорации способны покорить с первого взгляда и вызвать неумолимое желание суметь сделать так же, обрести такую же легкость и свободу.
Поэтому многие решают отдать детей на балет с ранних лет, надеясь если не вывести их на сцену Большого театра, то подарить им грациозность, пластику и изящество. Подобное мнение вполне обосновано, а дополнительно балет помогает укрепить детское здоровье и подарить еще массу преимуществ. Но в то же время заниматься им можно не всем, так как присутствуют ограничения не только по возрасту, но и по состоянию здоровья. Поэтому еще до того, как отвести ребенка на балет, нужно разобраться, чего следует ожидать от занятий и действительно ли они принесут пользу и положительно повлияют на развитие или же нанесут вред.
С какого возраста можно заниматься балетом и критерии приема
Разные хореографические студии предъявляют различные требования к возрасту детей. Но учитывая особенности физического и психологического развития, начинать заниматься балетом и девочкам, и мальчикам рекомендуется не раньше 3-х лет. Оптимальным возрастом считается 4 года. Но и слишком затягивать не стоит, поскольку, чем младше ребенок, тем легче ему будет даваться обучение, растяжка, так как связки сохраняют высокую эластичность, а суставы подвижность. При этом в любительские студии балета, на долю которых приходится 99% от всех имеющихся, принимают всех желающих, которым по состоянию здоровья можно заниматься балетом. В таких студиях ведется прием на курс классической хореографии, что в целом означает то же, что и балет. На таких занятиях дети осваивают основы, учатся работать у станка, развивают гибкость и комплексно физически развиваются.
Если возникает желание профессионально заниматься балетом, в 8—10 лет следует обратиться в специализированное балетное училище. Но в этом случае важен не только возраст, но и соответствие ребенка ряду требований. В такой ситуации также следует проходить отбор как можно раньше, т. е. с 8—10 лет. При наборе детей в класс преподавательская комиссия будет оценивать:
Таким образом, с 3-х лет можно начинать заниматься в любительских студиях классического танца и, если у ребенка есть данные и желание связать свою дальнейшую жизнь и профессиональную деятельность с балетом, в 8—10 лет стоит пройти кастинг в профессиональное балетное училище. Некоторые из них набирают детей только с 10-ти лет, другие же имеют так называемые подготовительные классы, куда принимаются желающие с 8-ми лет. Этим и обусловлен разброс в возрасте. Но в любом случае перед началом занятий следует пройти комплексное медицинское обследование, чтобы оценить состояние здоровья ребенка и определить, нет ли у него противопоказаний для работы в хореографических студиях.
Нередко профессиональные балетмейстеры рекомендуют с 3-х лет отдать ребенка не только на классическую хореографию, но и на художественную гимнастику. Это поможет добиться нужного для поступления в хореографическое училище уровня растяжки и пластики.
Польза балета для детей
Занятия строятся по принципу «от простого к сложному». Но если в профессиональных балетных училищах дается высокая нагрузка, то в студиях балета она строго нормирована в соответствии с возрастом детей и соответствует рекомендациям специалистов в области здравоохранения. Но это не значит, что посещая уроки в хореографической школе получить выдающийся результат не получиться.
Действительно, чтобы стать профессиональной балериной или артистом балета потребуются врожденные таланты и способности, а также много труда. Но даже если ребенок не сможет достичь необходимой выворотности, подолгу танцевать на полупальцах и добиться идеальной техники выполнения каждого движения, занятия балетом не пройдут даром.
Балет – отличная возможность для детей с ранних лет научиться чувствовать свое тело и владеть им, воспитывать дисциплинированность, развивать грациозность движений, выносливость и концентрацию внимания. При этом занятия делают еще и весомый вклад в интеллектуальное развитие, прививая любовь и давая понимание классической музыки.
Если подробно рассматривать пользу, которую дает балет детям, то в первую очередь нужно остановиться на осанке. Именно по ней балерину легко узнать в толпе, ведь красивая прямая спина придает походке королевского величия. Правильная осанка начинает формироваться у детей уже с первых занятий. Дело в том, что за сохранение прямой спины отвечают ее продольные мышцы, на тренировку которых и направляется ряд упражнений. Изначально дети вспоминают об осанке только по напоминанию педагога, затем они уже неосознанно поддерживают ее на занятии, несколько позднее держат какое-то время и после окончания урока, а со временем это входит в привычку. При длительных занятиях в детстве балетом привычка поддерживать спину прямой сохраняется на всю жизнь. Это несет не только пользу здоровью, предохраняя гибкий и пластичный детский позвоночник от искривления и развития сколиоза, но и помогает всегда выглядеть эффектно.
Также характерной для балета чертой является укрепление практически всех мышц тела. При этом они не приобретают рельефность, как при силовых нагрузках, а приходят в тонус и становятся более эластичными. Поэтому классический танец позволяет получить красивую, подтянутую и при этом изящную фигуру без выраженного рельефа мышц. Это же, как и развитие выворотности, благотворно сказывается на состоянии суставов и связок. В результате они менее подвержены травмированию даже при действии откровенно повреждающих факторов. Кроме того, активные физические нагрузки активизируют кровообращение, улучшают работу органов дыхания и увеличивают полезный объем легких.
Также уроки классической хореографии развивают изящество и пластичность движений, причем как рук и ног, так и корпуса. При этом не стоит бояться, что занятия балетом сделают мальчиков женственными. Нагрузки при них аналогичны таковым, которые дает легкая атлетика, большой теннис и плавание. Поэтому мальчик будет развиваться полностью гармонично, приобретет атлетическую фигуру и сохранит мужской стержень, ведь в балете есть не только женские партии. Мужские партии порой даже сложнее и более многогранны, что требует от молодого танцора проявления характерных именно для сильного пола черт характера: силы, мужественности, благородства.
Кроме того, балет дает и духовный рост. На занятиях играет классическая музыка, а педагог ненавязчиво рассказывает об истории балета, композиторах, объясняя тонкости и нюансы конкретной композиции, исподволь обучая детей и расширяя их кругозор.
При этом балет – это театральное действо, где с помощью языка танца удается передать целую историю, огромную гамму самых разнообразных эмоций. С его помощью удается максимально раскрыть внутренний потенциал ребенка, его творческие способности, что в результате развивает благородство, причем не только внешнее, но и внутреннее. Поэтому, занимаясь им с ранних лет, удается приобрести неподдельную уверенность в себе, развить эмпатию, избавиться от комплексов и страха сцены или даже не узнать, что это такое.
Резюмируя все вышесказанное, занятия балетом для детей дают:
Таким образом, даже если ребенок со временем охладеет к занятиям или же его данных будет недостаточно для построения профессиональной карьеры в качестве артиста балета, полученные навыки, понимание прекрасного останутся с ним на всю жизнь и станут отличной базой для пробы своих сил в других видах танца или спорта. А в краткосрочной перспективе занятия балетом помогут улучшить физические показатели, избежать развития ряда заболеваний, которым особенно подвержены школьники, и получить красивую атлетическую фигуру. При этом работа в обычной студии балета будет осуществляться в спокойной психологической обстановке, а ребенок не будет страдать от изматывающих тренировок, постоянной усталости и нехватки времени, чего нельзя сказать про профессиональные балетные училища. При этом в обоих случаях дети будут выступать и получать пользу от балета.
Противопоказания к занятиям классической хореографией
Балет или классическую хореографию часто рекомендуют сами врачи детям, имеющим начальные признаки развития сколиоза и других деформаций опорно-двигательного аппарата. Но существует перечень заболеваний, при которых характерные для балета физические нагрузки противопоказаны. Это:
Повременить с началом занятий или сделать в них перерыв стоит при простуде или возникновении острых воспалительных процессов другого характера.
Возможные негативные последствия
Если речь идет о любительских занятиях балетом, то они не наносят никакого вреда детскому организму, а дают лишь пользу. Конечно, нельзя полностью исключить вероятность получения травмы, в частности растяжения связок, вывиха, крайне редко перелома. Но они становятся скорее исключением из правила, подтверждающим его. Для детей нагрузка всегда подбирается в соответствии с возрастом и физическими возможностями. Хореограф никогда не заставит ребенка выполнять те движения, к которым он не готов или которые не соответствуют уровню психофизического развития. Поэтому детский балет или классическую хореографию считают безопасными и всесторонне развивающими.
Все страсти, которыми пугают родителей маленьких балерин, связаны с пуантами. Справедливости ради действительно стоит отметить, что длительная, а именно профессиональная, работа в пуантах приводит к образованию водянок, мозолей и деформации стоп с вальгусным отклонением большого пальца. Это является так называемой профессиональной вредностью.
Но первые пуанты в жизни маленькой балерины могут появиться только после 10 лет и только при условии, что связки и мышцы стопы уже достаточно натренированы и готовы к такой нагрузке. При этом пуанты являются необязательным элементом в любительском балете. Поэтому если вашей целью не является Мариинский или Большой театр, занимайтесь балетом в удовольствие и не бойтесь никаких отрицательных последствий для здоровья.
Особенности детского балета в разном возрасте
Прочно укоренившееся в представлении многих людей мнение, что классическая хореография это изнурительная работа у станка, хотя и обосновано, но все же не полно. Каждое занятие строится по определенному плану, в который включается разминка, основная часть и заминка. Наиболее насыщенной является основная часть. Она, безусловно, включает работу у станка, но также подразумевает выполнение ряда других упражнений, в том числе в центре зала и партере (на полу). Они направлены на:
Поэтому балет не ограничивается экзерсисом у станка, а предполагает целостную программу, направленную на комплексное развитие детского организма и освоение характерных танцевальных движений, шагов, позиций рук, ног, развитие выворотности ног.
Нагрузка и характер упражнений подбираются на основании возраста детей, так как рост и развитие изменяются волнообразными темпами. Это обязательно учитывается при составлении программы занятий.
4—6 лет
Дети этого возраста относятся к младшей возрастной группе. На уроках они осваивают:
Занятия проводятся под соответствующую возрасту музыку с элементами игры. Поэтому дети не скучают и не теряют желания продолжать заниматься классической хореографией. Дополнительно педагог помогает развивать ритмику и музыкальный слух, а в конце занятия часто дает время на танцевальную импровизацию, что позволяет не только сделать занятие интереснее, но и развить артистизм, уверенность в себе.
6—10 лет
Для этой возрастной категории занятия усложняются, поскольку дети уже становятся более осознанными и дисциплинированными. Нередко увеличивается и время тренировки с часа до полутора часов. Постепенно увеличивается количество проводимого времени у станка с выполнением классического балетного экзерсиса, движения усложняются, вводятся новые и осваиваются их связки. Также дети закрепляют уже полученные навыки и направляют усилия на их совершенствование: увеличение гибкости и пластичности, осваивание новых более сложных элементов и т. д. С этого возраста можно уже отрабатывать легкие прыжки, ставить номера.
Что потребуется
Для балета не требуется дорогая спортивная форма и обувь. Изначально девочкам можно заниматься в обтягивающих лосинах и футболке, а мальчикам – в шортах и футболке. На первых занятиях можно работать в носочках. И только если ребенку понравится классическая хореография и у него появится желание дальше развиваться в этом направлении, нужно будет приобрести специальные атрибуты. Для девочек это:
Пачка, юбка, полуюбка – далеко не обязательные элементы гардероба маленькой балерины. Хотя именно они придают балету особого шарма, поэтому если материальные возможности позволяют, можно порадовать юную танцовщицу этими элементами.
Как уже говорилось выше, пуанты могут потребоваться только после 10-ти лет и далеко не всем. Они нужны лишь тем, кто хочет связать свою профессиональную деятельность с балетом и дальше развиваться в этом направлении.
Таким образом, балет – совершенная красота, изящество, элегантность, грациозность и серьезные физические нагрузки. Он будет полезен и мальчикам, и девочкам, развивая в них все лучшее и прививая хороший вкус. Занятия в любительских студиях безопасны, укрепляют здоровье и дают ребенку серьезные преимущества перед сверстниками, а также открывают путь в профессиональный мир балета. После 10-ти лет можно поступать в хореографическое училище, но если такой цели ребенок перед собой не ставит, не стоит расстраиваться. Полученные в детстве навыки останутся на всю жизнь и еще долго будут работать на ребенка. После 10 лет можно продолжить заниматься в любительской студии балета, совершенствуясь и развиваясь дальше в комфортном для здоровья и психики ритме, или же заняться другими танцами или видом спорта. При этом балетное прошлое даст серьезную фору в любых других видах танца, ведь классическая хореография – основа любого танцевального искусства.