в каком возрасте дать ребенку телефон
Гаджеты без истерик: когда давать их ребёнку и как дозировать экранное время
Вопрос о том, давать или не давать ребенку гаджет, для большинства современных родителей не стоит — рано или поздно это делают почти все. А вот в каком возрасте начинать, как правильно дозировать экранное время и избежать зависимости, рассказывают нейропсихолог Екатерина Галяева и руководитель детского направления SberDevices Анастасия Никитина.
В каком возрасте давать ребенку гаджет
У каждого родителя рано или поздно появляется соблазн дать плачущему или скучающему ребенку планшет с мультиком или простенькой игрой, которая займет его на полчаса. Но делать это в слишком раннем возрасте не стоит, оптимально подождать до 4-5 лет, пока у ребенка не сформируется крупная и мелкая моторика хотя бы на базовом уровне. Замещая активное присутствие взрослого гаджетом, родитель лишает ребенка общения, которое является его базовой потребностью, и не только в раннем возрасте. Неудовлетворенная потребность впоследствии может вылиться в отсутствие уверенности в себе, проблемы с общением и доверием.
К тому же есть гипотеза, что постоянный просмотр мультиков на планшете или телефоне, который находится на близком расстоянии, может сказаться на развитии периферического зрения. Ребенок привыкает воспринимать информацию, лишь глядя перед собой, на предметы, которые сами двигаются на экране. И далее может испытывать сложности при чтении, например, книг. Или статичного текста с доски. Прошло еще не достаточно времени, чтоб узнать это наверняка, гаджеты с нами не так давно. Но лучше родителям быть аккуратнее.
Екатерина Галяева — детский нейропсихолог, автор образовательного проекта «Школьный лекторий»:
Я призываю родителей относиться к гаджетам более ответственно: одно дело, когда маленький ребенок общается по видеосвязи с дальними родственниками, или, например, мама, читая книжку про тигра, находит в интернете фотографии или видео животного в природе и показывает ребёнку в качестве иллюстрации к прочитанному. И совсем другое, когда гаджет становится заменой общения, близости живых отношений. Ребенок даже не понимает, что именно ему показывают, он просто наблюдает за пестрой картинкой. Не понимает контекста, смысла, просто бездумно проводит время.
Развивающие онлайн-игры и приложения, конечно, существуют, но ребенку до трех лет и они ни к чему, поскольку в данном возрасте задача развития состоит совсем в другом. Маленький ребёнок должен бегать, прыгать, лазать и много играть с реальными предметами, насыщать сенсорные системы, осваивать разнообразные виды движения. Поэтому я бы советовала родителям ждать четырех- или пятилетнего возраста и только тогда давать детям в руки какие-то устройства. Очень важно при этом смотреть мультфильм вместе с ребёнком, обязательно обсуждать с ним увиденное. Это золотое правило касается и чтения, и просмотра кинофильмов, и прослушивания аудиокниг.
Как дозировать онлайн-активность
От гаджетов никуда не деться, у родителей не получится оградить ребенка от их использования, как ни старайся. Поэтому стоит принять новую действительность — и просто научиться совмещать онлайн- и офлайн-развлечения. Если ребенок смотрит мультики и доволен, это не значит, что он не захочет на прогулку или на детскую площадку. Многие приложения дополненной реальности позволяют играть прямо на улице: искать зверьков в траве или перекидывая виртуальный мяч, например. Это не только весело, но и полезно: ребенок будет развивать все сенсорные системы вместе, не только зрение и слух.
Также можно совмещать чтение книг и использование гаджетов. Например, предлагать ребенку искать в интернете слова, значения которых он не знает или изображения существ либо предметов, которых они никогда не видел. Если в книге есть слон, то можно загуглить фото живого слона — показать его ребенку, найти интересные факты о слонах, а заодно объяснить, как пользоваться поиском. Постепенно он поймет, что планшет или телефон в его руке умеет не только воспроизводить мультики, но и, например, искать интересную и полезную информацию.
Анастасия Никитина, руководитель детского направления SberDevices:
Весь мир сейчас говорит о том, что мы очень долго погружали детей в цифровое пространство и переборщили — теперь детям вообще неинтересно, что происходит в офлайне. Мир задумался о том, как их вернуть обратно. Одна из целей наших разработок — поддержать этот тренд. Не исключать онлайн-активность полностью, не накладывать на нее запрет, а попробовать встроить ее в реальный мир. Игры или сказки, например, должны взаимодействовать с миром вокруг, вытаскивать ребенка в мир сенсорики и физических предметов: побуждать к рисованию, складыванию карточек или лепке из пластилина. Словом, к любой физической активности. В этом нам помогают разработки дополненной реальности, в том числе набор Kidsar для SberPortal. Дети, например, теперь могут собрать из карточек с узорами лошадь и посмотреть, как она оживает на экране.
Мы создаем удобные и безопасные возможности для познания нового — ребенок может задавать вопросы об устройстве мира виртуальному ассистенту, и ему выдадут подготовленный экспертами ответ. Вопросы могут быть любые — например, «Почему люди зевают?» или «Как рычит лев?».
Как устанавливать правила, чтобы ребенок их соблюдал
Оторваться от экрана смартфона сложно даже взрослым — современный человек от 16 лет тратит на социальные сети и мессенджеры пять-шесть часов ежедневно. У детей этот показатель ниже — от одного до трех часов. Но прибавьте к этому время, которое ребенок тратит на видеоигры, и получите цифру гораздо больше. Чтобы экраны шли ребенку на пользу, а не во вред, необходимо установить правила их использования с самого начала знакомства с гаджетами. Например, договориться: за столом или в кровати мы телефоны не используем (это обязательно подкреплять вашим собственным примером), игры — только после сделанных уроков или спорта и так далее. Ребенок должен понимать: гаджеты могут использоваться только какое-то определенное время, это не развлечение, которое может занять весь день. Такие правила, установленные с самого начала, дают ребенку больше определенности, развивают функции самоконтроля, регуляции своего времени.
Екатерина Галяева — детский нейропсихолог, автор образовательного проекта «Школьный лекторий»:
Я называю это «Границы как опоры». Рамки и правила по использованию гаджетов необходимо сформировать с самого начала. Должно быть четко оговорено и неукоснительно соблюдаться количество времени в соответствии с медицинскими нормами по возрасту, когда ребёнок пользуется электронным устройством. Это касается и других правил: не стоит ждать от ребенка осознанности при использовании гаджетов, если он живет в полной вседозволенности: ест, что захочет, ложится спать, когда захочет. Следствием этого могут стать не только трудности в учебе, но и сложности с самоконтролем и зависимостями в более старшем возрасте.
Оставлять ли ребенка наедине с устройством
Простое и банальное правило «родители должны быть рядом с ребенком» как будто само собой разумеется. Тем не менее часто ребенок сидит с планшетом именно один, пока взрослые ходят по магазину или занимаются своими делами. Полностью исключить такие ситуации невозможно, но можно постараться находиться рядом с ребенком хотя бы во время просмотра фильмов или некоторых мультиков. Важно выяснить, понимает ли ребенок, что вообще происходит на экране. Возможно, ему требуются какие-то пояснения, нужно расставить некие акценты. В возрасте от 3 до 7 лет ребенок идентифицирует себя с героями. И тут как раз очень важно быть рядом, все время проговаривать: «Что тебе понравилось? Какой герой симпатичный, а какой не очень?» Так ребенок научится выделять положительные и отрицательные черты, анализировать то, что видит, делать выводы.
Анастасия Никитина, руководитель детского направления SberDevices:
Дети гораздо более эмпатичны, чем взрослые. Например, первый вопрос, который задают нашим виртуальным ассистентам взрослые, это «Что ты умеешь?», а дети — «Кто ты?». Это и есть потребность в разговоре, важно ее удовлетворить. Впрочем, взаимодействовать с ассистентом можно не только голосом, мы используем мультимодальный (использующий несколько способов взаимодействия) интерфейс. Взаимодействие с устройством происходит через разные каналы: через визуальный, через пульт, через голосовой канал или даже жесты.
С какого контента начать?
Один из самых эффективных способов сделать использование гаджетов полезными для детей — это модель Edutainment (учебы через игру). Именно эта концепция лежит в основе Kidsar — набора для детских приложений с дополненной реальностью для смарт-дисплея SberPortal, в комплект которого входят 362 красочные карточки, игровое поле и зеркальце для камеры. С помощью зеркальца устройство может «видеть», что происходит на игровом поле, благодаря этому карточки оживают на экране SberPortal, могут выстроиться в слово или в анимированную фигуру. Процесс обучения превратится в увлекательную игру, дети развивают логику, мышление и получают первые знания иностранных языков. При этом такой формат игры и обучения снижает нагрузку на глаза, поскольку ребёнок постоянно переводит взгляд с карточек на экран и не вредит осанке. До 5 сентября Kidsar можно получить в подарок при покупке SberPortal. Еще одним приятным бонусом станет полгода подписки на СберЗвук за 1 рубль.
Первый телефон ребёнка: когда покупать и какой выбрать
Телефон-часы, кнопочная «звонилка» или простой смартфон?
В жизни родителей возникает много разных вопросов. Тот, что вынесен в заголовок, пожалуй, не относится к супер-важным. Но все же мы живем в мире техники, а телефоны решают главную проблему — всегда быть на связи и знать, что происходит с родными и близкими. Когда ребенку нужно купить телефон и какой? Разбираемся.
В каком возрасте покупать?
Собственно, в младшую школу в нынешнее время тоже мало кто из детей ходит самостоятельно. Но зачастую в школе за детьми следят не так пристально, как в детсаду, так что иметь возможность в любой момент связаться с ребенком стоит.
Как правило, родители начинают «заморачиваться» вопросом покупки первого телефона, когда чадо достигает возраста 7 лет. При этом многие психологи уверены, что покупать телефон ребенку до 11 лет вообще не стоит. Ну а смартфоны с камерами, играми и доступом в интернет рекомендуют не ранее, чем в 13 лет. Следовать их рекомендациям или нет — решать вам.
Плюсы покупки телефона для ребенка
Минусы покупки телефона для ребенка
1. Зависимость — то, что волнует родителей в первую очередь. Ребенок начнет зависать в соцсетях, «залипать» в игрушки, без остановки слушать музыку. В итоге, вероятно, отвлекаться от уроков и реального общения со сверстниками.
4. Опасность для зрения : если ребенок будет слишком долго смотреть в маленький экран. А особенно при слабом освещении.
Как выбрать подходящий телефон?
Начну с того, что что доступно три основных варианта.
1. Часы-телефон для малышей. Это гаджет в виде часов с небольшим экраном, как правило, сенсорным. Позволяют отслеживать местоположение ребенка, звонить ему (принимаются только вызовы с номеров, занесенных в адресную книгу), обмениваться голосовыми сообщениями. Ребенок может сам связаться с родителями. Имеется кнопка SOS.
2. Кнопочный телефон. Устройство исключительно для звонков (но ограничений уже нет). Может содержать примитивные игры, простенькую камеру.
3. Смартфон. Девайс с крупным сенсорным экраном, поддержкой приложений и разных игр, доступом в интернет.
Первый вариант подходит для контроля. Вы видите местоположение ребенка, он может в случае чего с вами связаться. Второй вариант — для связи. Опять же, это родителям. Ну а третий вариант в первую очередь понравится ребенку — любые игры, сеть, фотографии и т.д.
Напомню, что мы говорим о покупке первого телефона. На мой взгляд, вполне разумно остановиться на варианте «часы-телефон». Играть с этой штукой не будешь, отвлекаться от уроков тоже. Это относится и к обычной кнопочной звонилке. Разве что с ней сложнее управляться новичку — надо объяснить малышу, как заходить в меню, как открывать адресную книгу, звонить.
Ну а еще обычные звонилки редко поддерживают GPS, то есть не будет возможности отслеживать местоположение. Впрочем, у операторов связи есть отдельные предложения для этого. Например, «Ребенок под присмотром» от МТС, «Локатор»/«Координаты» от Билайн и «Радар» от Мегафона.
Когда я изучала мнения в сети, то много раз наткнулась на высказывания: мол, ребенок идет в коллектив, важно сразу занять в нем хорошее место. Если вы купите ему «игрушечный» телефон-часы или примитивную звонилку с кнопками, то одноклассники начнут над ним насмехаться. Сложный вопрос.
Лично мне не кажется, что все настолько серьезно. И многое при общении в коллективе зависит от личных качеств самого ребенка, а не от того, насколько у него крутой телефон и насколько дорогие игрушки. Мне попалась мысль, что некоторые родители покупают первоклассникам дорогие телефоны из-за собственных комплексов. Кроме того, примитивный смартфон сегодня можно купить по цене обычной «звонилки». Но комфорт его использования — другой вопрос, ведь «начинка» там будет примитивная.
Повторюсь, решать только вам. А я добавлю несколько советов по выбору надежной модели:
1.Невысокая цена. По статистике, 1 из 5 школьников теряет телефон раз в два месяца. От малыша сложно требовать «взрослого» уровня ответственности. Так что не портите свои и его нервы: покупайте что-то дешевое. Кроме того, в худшем случае трубку могут отнять или украсть.
2. Размер. Современные смартфоны очень большие. Тем не менее, среди бюджетных моделей немало вариантов с экранами диагональю 4-5 дюйма. Это оптимальный вариант для небольшой ладошки.
3. Экран. Про диагональ уже поговорили, теперь о качестве. Не покупайте самые дешевые модели смартфонов с TN-экранами. У них «слабая» картинка, «никакие» углы обзора, плохая читаемость на солнце. Лучшие — IPS и OLED-дисплеи.
4. Надежность, прочность. Дети часто роняют свои гаджеты, так что обратите внимание на то, чтобы они были надежно собраны (хотя бы на первый взгляд), не скрипели. Также стоит купить чехол и защитное стекло для экрана. Специальные «защищенные» модели рекомендовать не стану: они слишком громоздкие для детской руки и зачастую стоят неоправданно дорого.
5. Качественное «железо». Если речь идет о смартфоне, не стоит гнаться за дешевизной и покупать устройство за 2-3 тысячи рублей. Оно будет нещадно «тормозить» и может подвести в экстренной ситуации. У смартфона должен быть 4- или 8-ядерный чипсет, минимум 1 ГБ (а лучше 2!) оперативной памяти.
6. Емкость батареи. К обычным «звонилкам» это не относится, а вот у смартфона должна быть ёмкая батарея, в идеале не менее 3000 мАч. Тогда ее хватит на целый день, даже если ребенок будет «зависать» в интернете или игрушках. Также емкий аккумулятор важен в случае, если вы установите ПО для регулярного отслеживания местоположения девайса.
7. Хорошая камера. Пускай не самый важный пункт. Но современные дети любят фотографировать и делиться своими кадрами. Если камера смартфона будет снимаеть размытое нечто, никакий радости у ребенка от нее не будет.
8. Операционная система. Этот пункт можно было сюда и не включать, ведь на рынке сейчас главенствуют две мобильные ОС – iOS и Android. Но я сильно сомневаюсь в том, что кто-то купит ребенку айфон в качестве первого телефона: стоят они совсем недешево и особенно привлекают злоумышленников. Впрочем, отдать чаду старенький iPhone – неплохой вариант, iOS более проста для неопытных пользователей. С другой стороны, если старых айфонов у вас не завалялось — не проблема. Нынешние дети отлично управляются с техникой, Android освоят на мах (а уж тем более в 7 лет и старше).
Варианты телефонов для ребенка
Часы-телефоны: Smart Baby Watch Q80, Smart Baby Watch GW200S, Alcatel Movetime. Их стоимость от 2000 до 3500 рублей.
Хороших «звонилок» много, навскидку: Nokia 3310 (от 3000 руб., две симки, прочный корпус, качественный экран), Philips E106 (от 900 руб., простой вариант с цветным экраном), Alcatel 2008G (от 1700 руб., крупные кнопки), Fly FF281 (от 1200 руб., удобные клавиши, крупный экран), BQ BQM-1831 Step+ (от 500 руб., две симки), teXet TM-121 (от 450 руб., монохромный экран, отличная автономность).
Fly FF281 и teXet TM-121, фото производителей
Ну а теперь про оптимальные смартфоны для школьника.
Samsung Galaxy J1 Mini Prime (от 4500 руб.) – компактное устройство с 4-дюймовым экраном (800х480 точек), как раз для детской ладошки. Поддерживает две SIM-карты, имеет неплохую 5 Мп камеру, 4-ядерный процессор и 1 ГБ оперативной памяти. Вот только емкость аккумулятора подкачала — 1500 мАч. Аналогичная модель по аналогичной цене есть у LG – K3 LTE K100DS, батарейка там чуть лучше — 1920 мАч.
Стоит обратить внимание на Samsung Galaxy J2 Prime (от 6500 руб.). В его активе 5-дюймовый экран, 8 Мп камера, 1,5 ГБ «оперативки», батарея емкостью 2600 мАч.
ASUS ZenFone Go ZB452KG (от 4000 руб.) — 4,5-дюймовый экран, 5 Мп камера, 1 ГБ «оперативки», батарея 2070 мАч.
LG K7 X230 (от 6500 руб.) — смартфон с 5-дюймовым экраном, 8 Мп камерой, 1 ГБ оперативной памяти и батареей емкостью 2500 мАч. На 2000 руб. дороже LG K8, у него больше памяти, лучше камера, выше разрешение экрана.
Honor 6A (от 7000 руб.) — красивое устройство с большим дисплеем (5 дюймов, 1280×720), 13 Мп камерой, 2 ГБ оперативной и 16 ГБ встроенной памяти, аккумулятором 3020 мАч, 8-ядерным чипсетом Qualcomm Snapdragon.
Ну и куда же без Xiaomi с их привлекательными моделями по доступным ценам. Например, Redmi 4А стоит от 5500 рублей. При этом оснащен 4-ядерным процессором и 2 ГБ «оперативки», батарея тоже хороша — 3120 мАч. Камера — 13 Мп. Экран — 5 дюймов, разрешение 1280х720.
Xiaomi Redmi 4А, фото — Xiaomi
Другой недорогой (от 3500 руб.) «китаец» — DOOGEE X10. У него симпатичный корпус с металлической рамкой, качественный 5-дюймовый HD-экран, 5 Мп камера, батарея 3360 мАч. А вот оперативной памяти всего 512 Мб и процессор 2-ядерный. Увы, по нынешним меркам это крайне мало. Впрочем, по отзывам, девайс не сильно «тормозит».
Еще один доступный вариант (от 3500 руб.) — Alcatel U5 3G 4047D. У смартфона 5-дюймовый экран, 5 Мп камера, 1 ГБ оперативной памяти, батарея 2050 мАч. Похож по характеристикам BQ BQ-5035 Velvet, он стоит от 3900 руб.
Классный девайс за 5-6 тысяч рублей — Motorola Moto C Plus. Смартфон доступен в нескольких разных цветах, отличный 5-дюймовый HD-дисплей, 1 ГБ оперативной и 16 ГБ встроенной памяти, 8 Мп камера. А самое «вкусное» — батарея емкостью 4000 мАч. Можно забыть о зарядке на несколько дней.
Порекомендую еще один неплохой смартфон с 4000 мАч аккумулятором — Prestigio Grace P5. Его характеристики указывать не буду, они такие же, как у Motorola. А цена — от 4500 рублей.
Ну и абсолютный рекордсмен по «живучести» в нашем списке — Alcatel PIXI 4 Plus Power с батарейкой 5000 мАч! Правда, для ребенка он большеват — экран 5,5 дюйма. Зато стоимость — от 5500 рублей, хороший HD-экран, 16 ГБ встроенной памяти.
В следующей статье я расскажу, как обезлопасить ребенка в ести, если он пользуется смартфоном.
Нужно ли покупать телефон первокласснику. Плюсы, минусы, мнение учителя и психолога
1 сентября за школьные парты в России сядет 16,5 млн детей, в том числе 2 млн первоклассников. Переход к новой, более самостоятельной жизни, всегда вызывает много вопросов у родителей. Один из самых популярных — нужен ли ребенку в младших классах телефон? Доводов «за» здесь почти столько же, сколько и «против». Разобраться в этой непростой истории Znak.com помогли семейный психолог Лариса Суркова и учитель, создатель авторских программ по истории Леонид Кацва.
Доводы «за»
Доводы «против»
Советы психолога
Семейный психолог Лариса Суркова полагает, что вопрос давать или не давать ребенку смартфон уже не актуален.
«Мы уже не говорим, чтобы телефона не было вообще. Современный мир — он цифровой, и ребенка невозможно из этого выдернуть. Сам цифровой мир не даст тебе этого сделать, и ребенка туда подтянет», — считает она. Уже в первых классах детям по всей стране сейчас дают задания, которые предполагают использование смартфонов и компьютеров. Сделать доклад, найдя информацию в интернете, или подготовиться к олимпиаде онлайн или поучаствовать в уроке по Zoom.
«Поэтому все чаще мы говорим сейчас о том, что надо делать эту среду безопасной и контролировать формирование симптомов тяжелой зависимости», — добавляет Суркова.
При выборе аппарата она советует родителям не участвовать «в ярмарке тщеславия» и «включать здравый смысл». Надо понимать, что ваш ребенок всего лишь ребенок, а телефоны имеют привычку ломаться и теряться.
«Если вы не хотите ругаться из-за этого, то не надо влезать в кредит, чтобы купить первокласснику последний IPhone. Это глупость абсолютная. Потом будете обвинять ребенка в его утере или поломке, хотя сами изначально своей головушкой не подумали», — подчеркивает Суркова.
Советы учителя
Учитель истории Леонид Кацва придерживается схожего мнения. «Сама постановка вопроса — нужен или нет ребенку телефон — сродни тому, как обсуждать сейчас нужны нам автомобили или обойдемся конными экипажами. Вопрос давно решен», — говорит педагог.
По словам собеседника, даже в начальной школе хорошо, чтобы ребенок имел телефон. Простой кнопочный аппарат или дешевый смартфон — уже вопрос предпочтений и кошелька. Главная цель, чтобы «родители и тревожные бабушки не нервничали и контролировали перемещения ребенка». «Главное, чтобы родители знали расписание и ребенку на урок не звонили», — предупреждает Кацва.
Практику забирать у детей гаджеты на входе в школу педагог считает спорной и считает, что лучше применять другую практику. «В начале урока телефон должен быть переведен в беззвучный режим и убран в портфель. Во-первых, запись урока без воли на то учителя — это дурно. Во-вторых, по вузам известно, что концентрация студента с включенным на лекции диктофоном снижается. Он считает, что потом все послушает, на практике же он этого не послушает потом никогда», — говорит историк.
Он знает массу успешных примеров, когда сами педагоги включают использование смартфонов в программу урока. Например, для поиска информации по заданной теме. Некоторые его собственные ученики скачивают учебники на планшеты и пользуются уже ими: «Если это смартфон, я не радуюсь — портят зрение. Если это планшет с экраном в 8-10 дюймов, то почему нет. Тут даже не очень понятно, что вреднее — читать с экрана или таскать с собой шесть увесистых книг».
«Вопрос не в том, чтобы телефон запретить, а в том, чтобы использовать его в мирных целях. Для посторонних дел он, конечно использоваться не должен», — резюмировал Кацва.
Ученые рассказали, можно ли давать малышам смартфон
1. Игра реальная и виртуальная. Какая полезнее для ребенка?
2. Погремушка реальная или виртуальная: какая лучше?
Компьютерная игра не способствует развитию разных видов деятельности, разработчикам игр надо подумать о том, чтобы допускать вариативность в игре, такой вывод делают ученые.
3. Мама или гаджет: кто лучше прочитает сказку?
Снова эксперимент. Детям предложили два варианта: сказку читает обычный взрослый или «рассказывает» и «показывает» планшет. Причем программа работает так, что можно пальчиками остановить рассказ, выбрать какой-то момент, рассмотреть или «оживить» персонажа.
Оказалось, что есть три типа детей. Первые стали сразу двигать картинки, экспериментировать. Вторые (ученые назвали их аниматорами), разглядывали каждый эпизод, «оживляли» (раскрашивая) цветочки, застревали на разных сценах и не видели ход сказки. Третьи продвигались вперед сами и входили в игру. Но на содержание сказки тоже обращали мало внимания. Вывод сделайте сами.