в каком возрасте читать отцы и дети

«Отцы и дети» — чего я зря не замечал в романе, когда читал его в школе

Приблизительное время чтения: 16 мин.

Продолжаю перечитывать русскую классику из школьной программы. Сейчас вот разобрался с «Отцами и детьми» Тургенева, их изучают в десятом классе. Естественно, сейчас, на шестом десятке, я увидел в этом романе совсем не то, что видел в шестнадцать лет, и уж тем более не то, чему меня в шестнадцать лет учили в школе.

Некоторыми мыслями мне хочется поделиться — причем как с подростками, которые проходят «Отцов и детей», так и со взрослыми людьми, которые, отталкиваясь от тургеневского романа, могут задуматься о вещах важных, не устаревающих.

На всякий случай — дисклеймер: я не претендую подменить своей статьей школьную программу по литературе. Собственно литературоведческие моменты, художественные особенности, вписанность «Отцов и детей» в тургеневское творчество, в историко-литературный контекст той эпохи и так далее — всего этого я касаться не буду. Для меня сейчас «Отцы и дети» — не более чем повод поговорить о некоторых значимых мировоззренческих темах.

Нигилизм и нигилисты

Базаров (как и его младший приятель Кирсанов) именуют себя «нигилистами», от латинского nihil, то есть ничто. Вот как они формулируют суть своих убеждений: «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».

Звучит весьма соблазнительно, особенно для молодежи, потому что здесь работает понятный психологический механизм: взрослея, человек дистанцируется от родителей не только социально, но и эмоционально. Это отчуждение (как правило, временное) служит защитным механизмом психики, смягчает разрыв с родительской семьей. Некоторые ученые полагают, что это работает еще с древнейших, доисторических времен. Но поскольку человек — это все же не обезьяна, то такое эмоциональное отчуждение обязательно должно быть как-то осмысленно, получить какое-то рациональное обоснование. Отсюда и отрицание авторитетов и принципов, поскольку это взрослые авторитеты и взрослые принципы.

Именно этот психологический механизм работает у Евгения Базарова и особенно у совсем еще мальчика Аркадия Кирсанова. Из текста видим, что молодым нигилистам постоянно хочется эпатировать старшее поколение, «троллить», как сейчас бы сказали. Во времена моей молодости Базарова могли бы назвать «интеллектуальным панком» — хаер не дыбом, грязь кусками не отваливается, а эффект тот же самый.

И, разумеется, такое свойственно любой эпохе, в том числе и нашей. Молодежь отвергает мнения старших не только по мировоззренческим, но и по психологическим причинам. Если это обстоятельство учитывать, то пресловутый конфликт «отцов» и «детей» можно если и не разрешить, то существенно снизить его градус.

Но о нигилизме можно поговорить и по существу, уже безотносительно личностных особенностей нигилистов. Есть ли в самой их идее некая правда? Безусловно, есть. Слепое, нерассуждающее принятие любых авторитетов, согласие с любыми устоявшимися мнениями убивает мышление. На выходе получаем или фанатика со взором горящим, или приспособленца вроде грибоедовского Молчалина.

В чем неправда нигилизма? В абсолютизации этого отрицания авторитетов. Потому что человеческое мышление так устроено, что должно от чего-то отталкиваться. Как математик по образованию, скажу, что любая математическая теория строится на двух вещах: во-первых, это аксиомы (утверждения, принимаемые за основу, без доказательств), а во-вторых, так называемые «правила вывода», то есть способы работы с этими аксиомами. И это в математике, которая у всех ассоциируется с необходимостью доказывать всё и вся. Тем более это касается всего остального, где такая строгость рассуждений не требуется.

На первый взгляд, нигилизм может казаться похожим на научное мышление. Оно ведь тоже основано на том, что ничего не принимается слепо на веру, любое утверждение должно быть обосновано. Наука — это ведь не только совокупность конкретных знаний, но и методология, то есть способы добывания знаний. И основной способ, во всяком случае, в естественных науках, называется «верификацией», то есть проверкой. Ученый поставил какой-то эксперимент и получил новые результаты? И что дальше? Безоговорочно верим ему, ведь он академик? Да ничего подобного! Проводим этот же эксперимент в других лабораториях, сравниваем результаты, и только если они многократно подтвердятся, заносим новое знание в нашу копилку.

Тем не менее, научное познание все-таки основано на принципах, не подвергаемых сомнению. Например, на убежденности, что мир принципиально познаваем человеческим разумом, что мир действительно существует, а не является иллюзией, сном. Принцип верификации результатов — это ведь тоже принцип, а есть и сформулированный уже в XX веке принцип фальсификации (в двух словах: если научная теория так построена, что в ее рамках можно обосновать вообще абсолютно всё, то это что угодно, то не научная теория).

Нигилизм, таким образом, науку бы уничтожил. Сомневаться во всём значило бы, что мысль ученого буксует на месте. Не приняв что-то как установленный факт, невозможно двигаться дальше. А чтобы принять это что-то за установленный факт, нужно быть уверенным в тех инструментах, с помощью которых этот факт установлен.

В науке отрицается не всё на свете вообще, а только избыточные ограничения мысли, отрицаются человеческие мнения, не подкрепленные доказательствами. Хрестоматийный пример — где-то у Аристотеля говорилось, что у насекомых восемь ножек, и веками это принималось на веру, поскольку авторитет Аристотеля был огромен. Пока кому-то не пришло в голову поймать кузнечика или муху и посчитать ножки. Вот такую слепую веру наука отвергает.

Кстати, возвращаясь все же к роману, замечу, что главный нигилист Базаров вовсе не претендует уравнивать свое мировоззрение с научным: «Я уже доложил вам, что ни во что не верю и что такое наука — наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, знания, а наука вообще не существует вовсе».

Революционер?

Во времена моей школьной юности нам говорили, что в образе Базарова Тургенев описал грядущего человека-революционера. Мол, нигилизм — это подготовка к решительному политическому переустройству общества, и Базаров — предтеча такого переустройства.

Надо сказать, что некоторые намеки на это в тексте романа действительно есть.

«— Однако позвольте, — заговорил Николай Петрович. — Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете. Да ведь надобно же и строить.

— Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить».

Расчистить место — для чего? Для революционного переустройства? «Исправьте общество, и болезней не будет», говорит он Одинцовой. Ранее, на вопрос Павла Петровича, собирается ли Базаров действовать, тот загадочно молчит, лишь убеждая своего оппонента, что действовать он и его единомышленники действительно собираются. А вот уже свидетельство посерьезнее. Базаров говорит Аркадию: «Ты, брат, глуп еще, я вижу. Ситниковы нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать. » Тут явно намек на какую-то замышляемую движуху, причем действовать Базаров предполагает не своими руками, а с помощью полезных идиотов, оболваненных простаков, пушечного мяса. Современным молодым людям тут есть о чем задуматься. Как, кстати, задумался и Аркадий Кирсанов: «Мы, стало быть, с тобой боги? то есть — ты бог, а олух уж не я ли?» И тут еще уместно вспомнить слова Кати, сказанные Аркадию про Базарова: «Он хищный, а мы с тобой ручные». И, наконец, прощаясь с Кирсановым, Базаров говорит уже открыто: «В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор. Для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить, а нам это скучно — нам других подавай! нам других ломать надо

Тем не менее, по-моему, никакой Базаров не потенциальный революционер, и прав его вечный идейный оппонент Павел Петрович, сказавший ему «Не так же ли вы болтаете, как и все?» Базаров, конечно, вскинулся, что нет, «чем другим, а этим грехом не грешны», но я что-то ему не верю.

Не верю прежде всего потому, что у любого революционера, действующего ли, потенциального ли, должна быть серьезная мотивация. Чтобы «рушить до основанья, а затем», нужно очень сильно этого «затем» хотеть, нужен некий положительный идеал, которого с помощью революции предполагается достичь. И вот тут, если внимательно посмотреть на Базарова, увидим, что никакого такого идеала у него нет. Людей он не очень-то любит, страдания простого народа его не особо напрягают, ужасы крепостничества не отвращают: «Черт меня дернул сегодня подразнить отца: он на днях велел высечь одного своего оброчного мужика — и очень хорошо сделал. Да, да, не гляди на меня с таким ужасом, — очень хорошо сделал, потому что вор и пьяница он страшнейший. » Безотносительно оценки этой экзекуции — может ли человек с такими взглядами мечтать о ниспровержении крепостного права?

Да, бывает и так, что человека в революцию тянет просто потому, что тянет подраться, без всяких высоких целей. Раззудись, плечо, размахнись, рука. Но и этого в Базарове нет, он циничен, но не особо агрессивен. Тогда зачем ему это самое «наше дело»?

Словом, перед нами — фэйковый революционер. Болтун, который реально ничего не замышляет, а только любит побазарить. Таких пламенных революционеров сейчас пол-фэйсбука.

Он настоящий?

Рискну выдвинуть гипотезу: Базаров вообще не самый типичный представитель нигилизма, хотя, со слов самого Тургенева, у него и были реальные прототипы — врачи Дмитриев и Якушкин, да и в своих рабочих материалах к роману Тургенев проводит параллели и с более известными людьми, например, Николаем Добролюбовым.

Однако большинство реальных нигилистов той эпохи были совсем другими. Как правило, это были пылкие молодые люди, мечтающие о «счастье для всех, даром, и чтобы никто не ушел обиженным», наивные идеалисты, которые впоследствии либо ожесточились и стали реальными революционерами-террористами (нечаевцы, народовольцы), либо повзрослели и начали цинично выстраивать свои карьеры и состояния. Вирус нигилизма в них мутировал, они действительно отринули «принсипы», то есть общественную мораль, заповеди религии, но, не особо афишируя свою беспринципность, стали действовать с умом — и превратились в новую политическую элиту. Такое превращение, кстати, блестяще показал Николай Лесков в романе «На ножах». Не все, конечно (взять того же Добролюбова), но многие. И если вновь проводить параллели с современностью — мы легко увидим тех акул бизнеса и политики, которые на рубеже 80-90-х годов были демократически настроенными юношами со взорами горящими.

Если моя догадка верна, то как объяснить непохожесть Базарова на реальных нигилистов? Может быть, Тургенев их вообще не слишком знал, не особо соприкасался с их кругом? Но эпизодические фигуры Ситникова и Кукшиной, либералов местного разлива, показаны вполне по-лесковски. Да и Аркадий Кирсанов, тоже позиционировавший себя нигилистом, в общем, выглядит вполне жизненно.

А может, Тургеневу интереснее был даже не сам этот искусственно сконструированный им Базаров, а реакции других героев на него? И тогда Базаров — лакмусовая бумажка, способ раскрыть такие реально значимые для Тургенева человеческие типы, как старшие Кирсановы, как Одинцова. наконец, как родители Базарова?

Признаюсь, у меня нет ответа. Я не настолько хорошо знаком с жизнью и творчеством Тургенева. Об этом лучше узнать у специалистов, но на гипотезу-то я право имею?

Про «глубинный народ»

Это выражение, «глубинный народ» — из фантастического романа Дмитрия Быкова «ЖД». Глубинный народ — это население, автохтоны, занятые своей жизнью, а не решением мировых проблем, которыми озабочена интеллектуальная элита — как условно глобалистская, так и условно патриотическая.

Так вот, в «Отцах и детях» поставлена (и не решена) действительно очень важная проблема: а способны ли разные сословия (страты, тусовки и так далее) понимать друг друга, способны ли они вообще говорить на одном языке? Применительно к эпохе «Отцов и детей» это дворяне и крестьяне, применительно к нашим реалиям — это условные хипстеры и условные гопники. Поскольку и те, и другие составляют народ, то без взаимопонимания между ними, без разумных компромиссов народ обречен тратить свои силы впустую. Но возможно ли такое взаимопонимание?

Вот Базаров. Он в разговоре с Аркадием упрекает его отца, Николая Петровича Кирсанова, что тот не понимает русского мужика: «И добрые мужички надуют твоего отца всенепременно. Знаешь поговорку: «Русский мужик бога слопает»». При этом сам Базаров, казалось бы, мужика понимает и видит насквозь, об этом нам сообщает автор: «Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин». В чем выражается это понимание? В том, что дворовые мальчишки охотно помогают ему ловить лягушек для опытов, в том, что на него засматривается горничная Дуняша.

Но вот Базаров пытается развести крепостного своего отца на спор о судьбах России. И. «Увы! презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового».

Так что же? Взаимопонимание невозможно? Мне кажется, ошибка (если не сказать, глупость) Базарова в том, что он, вступая в общение с людьми, игнорирует контекст, игнорирует социальную, культурную разницу между ними. Вот он пристает к крепостному своего отца и требует от него ответа на вопрос: «Ну, — говорил он ему, — излагай мне свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории, — вы нам дадите и язык настоящий, и законы». А для мужика эти понятия — «эпоха», «история», «будущность» — чужие, малопонятные, барские. Кроме того, мужик приучен многовековым коллективным опытом, что всерьез говорить с барином нельзя, что барину нужно льстить и потакать: «. известно, господская воля, потому вы наши отцы. А чем строже барин взыщет, тем милее мужику. » Ну вот как можно всерьез говорить с человеком, чьему отцу ты принадлежишь как вещь и который в свое время унаследует тебя? Который в любой момент может выдрать тебя на конюшне? Если уж гиперболизировать, это все равно что в нацистском концлагере эсэсовец-интеллигент зайдет в барак и заведет с заключенными разговор о поэзии и философии.

Умница Базаров этого, конечно, не понимает. А не понимает, кстати, потому, что он по-своему аристократичен. Аристократизм его выражается в том, что он автоматически ставит себя выше мужика, заставляет того подстраиваться под свою систему понятий, навязывает ему свой, как сказали бы философы, дискурс. Чем этот формат аристократизма лучше того, что защищает Павел Петрович Кирсанов?

А ведь взаимопонимание возможно — что доказывают такие фигуры в отечественной истории и литературе, как Николай Лесков, Владимир Короленко, Владимир Гиляровский. Для этого всего лишь надо не гнуть пальцы, не смотреть на простой народ свысока, равно как и не обожествлять его (намекаю на Платона Каратаева из «Войны и мира» Льва Толстого). Надо знать его проблемы, надо видеть его недостатки, надо учиться выделять из социального общечеловеческое. Но это трудно и долго.

В нашем современном российском обществе — ровна та же проблема. Одна часть общества обзывает другую «ватниками» и «анчоусами», другая обзывает первую «пятой колонной» и «либерастами», и ни та, ни другая не хочет видеть в социально и культурно чуждых им людях именно что людей, имеющих тот же образ Божий, что и в тебе.

Конфликт «отцов» и «детей»

В школьной программе, во всяком случае, в мое время, на это делался основной упор. Предполагалось, что «дети» прогрессивнее «отцов», что «отцы» застряли в прошлой эпохе и не способны осмыслить новое время.

Что тут сказать? Ну да, есть такой конфликт, и вещь это совершенно естественная — причем не только по тем психологическим причинам, о которых я уже писал. Другая причина — социальная: жизнь все-таки меняется и каждое новое поколение формируется в несколько иных условиях, нежели прежнее. Поэтому «отцы» плохо понимают мышление «детей» (а к тому же еще и плохо помнят, какими сами были в молодости), «дети» же, в силу юношеского максимализма и нехватки жизненного опыта, плохо понимают мышление «отцов». Так было и до середины XIX века, и после, и сейчас есть, и всегда будет, покуда существует человечество.

Но, вполне возможно, Тургенев был тут первооткрывателем. Во всяком случае, в русской литературе. И мало того, что он описал проблему — он еще и показал два неправильных решения этого конфликта со стороны «отцов».

Первое, самое лобовое решение — это, подобно Павлу Петровичу Кирсанову, ругать молодежь за то, что испортилась, за то, что не дотягивает до принципов старшего поколения. Второе, подобно отцу Базарова, Василию Ивановичу, лебезить перед «сыновьями», подстраиваться под них, изменять своим принципам. Глупо смотрится Павел Петрович, жалко смотрится Василий Иванович.

Кстати, острота этого конфликта во времена Тургенева была куда меньшей, чем сейчас, потому что сейчас жизнь меняется гораздо быстрее. Меняется экономическая структура, меняется политическая система, меняется как массовая, так и элитарная культура, меняется наука — причем все это на протяжении жизни одного поколения. Нынешние «дети» гораздо сильнее отличаются от своих «отцов», чем, скажем, тридцать лет назад. Глядя из сегодняшнего дня, 20-е годы XIX века (юность старших Кирсановых) практически ничем не отличается от 50-х годов (юность Базарова и Кирсанова-младшего).

Но конфликт поколений — это вовсе не обязательно конфликт идей. Идейные конфликты в том же XIX веке как раз происходили в среде одного и того же поколения (прежде всего, это противостояние западников и славянофилов — людей примерно одного и того же возраста, социального круга, образования). Возрастной конфликт может маскироваться под идейный, но причина такой маскировки — как правило, чисто психологическая.

Лирическая линия

За всеми этими разговорами как-то затерялось, что «Отцы и дети» — это, помимо всего прочего, еще и роман о любви. Кирсанов-старший любит Фенечку, но боится вступить в брак, поскольку это в глазах брата может выглядеть предосудительно. Брат, Павел Петрович, тоже любит Фенечку, но боится это показать, поскольку это в его собственных глазах выглядит предосудительно. Базаров влюбляется в Одинцову, но долго боится в этом признаться, поскольку слишком горд для этого. Одинцова тоже любит Базарова, но боится принять его любовь, так как слишком дорожит спокойствием, а с этим человеком о спокойной жизни можно лишь мечтать. Кирсанов-младший сперва влюбляется в Одинцову, потом в ее сестру Катю.

Наверное, старшекласснику эти любовные узлы интереснее, чем мне. На мой взгляд, все это очень, очень обыденно, универсально. Зачем оно нужно было Тургеневу? Может, из соображений приличия? Ну какой же роман, в самом деле, без этого? А может, весь этот любовный многоугольник подгонялся к тому, чтобы показать: Базаров живой человек и ничто человеческое ему не чуждо. Он страдает, он стесняется, он ревнует, он тоскует. Добавляет ли это что-то к его образу? По-моему, только то, что как он ни пыжится изобразить из себя железного человека, рыцаря без страха и упрека, а не дотягивает. И слава Богу, что не дотягивает. Иначе выглядел бы каким-то Чужим или Хищником.

Лопух на могиле

Не берусь утверждать, что он вообще не любит родителей, но вот что не умеет (да и не хочет) отвечать на их любовь — это факт, это сплошь и рядом рассыпано по тексту. Что тому причиной — непомерная ли его гордыня (которую автор то и дело специально подчеркивает), эмоциональная ли глухота — судить не берусь. Но вот что это не надумано, что это бывает — это факт. Факт жизни каждого из нас. Мы часто принимаем чужую любовь как нечто естественное, она нас иногда даже несколько напрягает, но ответить своей любовью не можем. Или не умеем. Или не хотим. А потом бывает поздно.

И тогда на могиле вырастает лопух.

Смотрите также другие материалы из цикла «Школьная программа для взрослых»:

Почему Маша не убежала с Дубровским

Тарас Бульба: удивительные факты, о которых не рассказывают в школе

Редакция благодарит доктора филологических наук, профессора Московского государственного педагогического университета Янину Викторовну Солдаткину за помощь в подготовке этой статьи.

Источник

Отцы и дети: краткое содержание и анализ романа

Середина XIX века — начало больших перемен в истории Российской империи. От старинного патриархального уклада страна стремительно неслась к развитию промышленности, торговли, разлитию науки и техники. Промышленная революция не могла не отразиться на социальных отношениях — старое поколение, привычное к традиционному образу жизни, столкнулось с новым.

Этот конфликт и описал И. Тургенев в своем произведении «Отцы и дети», краткое содержание и идеи романа будут описаны в данной статье.

в каком возрасте читать отцы и дети. Смотреть фото в каком возрасте читать отцы и дети. Смотреть картинку в каком возрасте читать отцы и дети. Картинка про в каком возрасте читать отцы и дети. Фото в каком возрасте читать отцы и дети

Очень короткий пересказ романа

После учебы в университете Аркадий приезжает в отчий дом, привозя своего друга Евгения Базарова, человека другого поколения с новыми взглядами на жизнь. Нигилист Базаров не принимает взгляды и философию старшего поколения Кирсановых и часто спорит с ними на различные жизненные темы. Каждая из сторон чувствует себя правой.

Базаров расходится с Аркадием, которому мировоззрение приятеля стало чуждым. Базаров как всякая недюжинная натура остался в трагическом одиночестве. Он умирает от случайного пореза пальца.

Время и место сюжета

События романа происходят летом. На дворе — 1859 год. Место развития сюжета — российская провинция. Сначала события разворачиваются на постоялом дворе, где Николай Петрович Кирсанов ожидает возвращения сына, потом действие происходит в семейном поместье.

Автор поместил главных героев в атмосферу российской глубинки не случайно. Именно там противоречия между старым и новым жизненным укладом видны особенно ясно. Примечательно, что практически все главные герои проживали в столице, поэтому достаточно ясно представляют себе перемены в стране, но не принимают их, предпочитая жить так, как жили поколения их предков.

Герои романа «Отцы и дети» и их краткая характеристика

Главные герои романа представлены уже в первых главах произведения. Постараемся представить краткую характеристику каждого из действующих лиц.

в каком возрасте читать отцы и дети. Смотреть фото в каком возрасте читать отцы и дети. Смотреть картинку в каком возрасте читать отцы и дети. Картинка про в каком возрасте читать отцы и дети. Фото в каком возрасте читать отцы и дети

Базаров сын полкового лекаря, он подчёркивает своё плебейское происхождение, хотя мать его — столбовая дворянка. Евгений небрежен в одежде, не блещет манерами (эти пустяки не для него), он внешне холоден, не любит излияний чувств. Вместе с тем в Базарове много симпатичного: его лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», он труженик, сам зарабатывает себе на жизнь, учится на медицинском факультете, его думы заняты просвещением невежественного народа и будущим России. Трудовая жизнь закалила его, он суров. Базаров отрицает романтику, не признаёт стихов, но в груди его «страстное бунтующее сердце».

Герой не представляет, как строить будущее, считает, что задача нигилистов — сломать, разрушить устои, этим он и ограничивается. Жизнь показывает Базарову несостоятельность его теории отрицания нематериальных ценностей, когда он оказывается во власти любви. В конце романа Евгений скептически относится к мужикам, к будущему России, умирает от трупного заражения, порезав палец на вскрытии. Его последние слова: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен».

в каком возрасте читать отцы и дети. Смотреть фото в каком возрасте читать отцы и дети. Смотреть картинку в каком возрасте читать отцы и дети. Картинка про в каком возрасте читать отцы и дети. Фото в каком возрасте читать отцы и дети

Он не выдающийся мыслитель или учёный-естествоиспытатель, молодой человек желает обычного семейного счастья, к чему Базаров относится с презрением. Но ничего недостойного в желании Аркадия нет. Он полюбил девушку, женился, стал рьяным хозяином в имении.Таким образом, Аркадий, примкнувший было к нигилистам — новым людям, остался в лагере отцов — дворян-либералов.

в каком возрасте читать отцы и дети. Смотреть фото в каком возрасте читать отцы и дети. Смотреть картинку в каком возрасте читать отцы и дети. Картинка про в каком возрасте читать отцы и дети. Фото в каком возрасте читать отцы и дети

в каком возрасте читать отцы и дети. Смотреть фото в каком возрасте читать отцы и дети. Смотреть картинку в каком возрасте читать отцы и дети. Картинка про в каком возрасте читать отцы и дети. Фото в каком возрасте читать отцы и дети

Человек с сильным характером, способный на сильное чувство. В молодости он пережил любовную драму, из-за которой отказался от блестящей карьеры. Так и не оправившись от несчастной любви, он стал вести уединённую жизнь в деревне у брата. Базаров относительно Павла Петровича высказал мнение, что мужчина, поставивший свою жизнь на карту женской любви, — не мужчина.

Герой так и не сумел найти смысл жизни. Он уехал за границу, считался там славянофилом, но ничего русского не читал. Вся его приверженность к народу сводилась к пепельнице в виде серебряного мужицкого лаптя.

Второстепенные герои

Второстепенные герои служат обрамлением основных действующих лиц, дополняют и раскрывают характеры главных персонажей романа.

в каком возрасте читать отцы и дети. Смотреть фото в каком возрасте читать отцы и дети. Смотреть картинку в каком возрасте читать отцы и дети. Картинка про в каком возрасте читать отцы и дети. Фото в каком возрасте читать отцы и дети

в каком возрасте читать отцы и дети. Смотреть фото в каком возрасте читать отцы и дети. Смотреть картинку в каком возрасте читать отцы и дети. Картинка про в каком возрасте читать отцы и дети. Фото в каком возрасте читать отцы и дети

в каком возрасте читать отцы и дети. Смотреть фото в каком возрасте читать отцы и дети. Смотреть картинку в каком возрасте читать отцы и дети. Картинка про в каком возрасте читать отцы и дети. Фото в каком возрасте читать отцы и дети

Анна Сергеевна не обращает внимания на кривотолки, которые ходят вокруг её имени. У неё независимый сильный характер. Больше всего в жизни она ценит стабильность и комфорт. Бывать в свете Одинцова не любит, предпочитает уединённый образ жизни. Ум её любознательный и одновременно равнодушный, душа жаждет чего-то, но при малейшей угрозе её спокойствию все порывы глохнут.

С главным героем она схожа независимостью суждений, отсутствием сентиментальности и романтичности. В ней зарождалось чувство к Базарову, но она побоялась себе в этом признаться и отвергла его. Однако проявляет великодушие при известии о скорой кончине Евгения Васильевича.

В дальнейшем она вышла замуж, не по любви, но по убеждению, за умного человека со многими достоинствами, будущего русского деятеля.

в каком возрасте читать отцы и дети. Смотреть фото в каком возрасте читать отцы и дети. Смотреть картинку в каком возрасте читать отцы и дети. Картинка про в каком возрасте читать отцы и дети. Фото в каком возрасте читать отцы и дети

в каком возрасте читать отцы и дети. Смотреть фото в каком возрасте читать отцы и дети. Смотреть картинку в каком возрасте читать отцы и дети. Картинка про в каком возрасте читать отцы и дети. Фото в каком возрасте читать отцы и дети

в каком возрасте читать отцы и дети. Смотреть фото в каком возрасте читать отцы и дети. Смотреть картинку в каком возрасте читать отцы и дети. Картинка про в каком возрасте читать отцы и дети. Фото в каком возрасте читать отцы и дети

в каком возрасте читать отцы и дети. Смотреть фото в каком возрасте читать отцы и дети. Смотреть картинку в каком возрасте читать отцы и дети. Картинка про в каком возрасте читать отцы и дети. Фото в каком возрасте читать отцы и дети

Краткое содержание романа «Отцы и дети» по главам

Рассмотрим более подробно содержание романа и раскроем краткое содержание каждой его главы.

Глава 1

Весна 1859 года. Помещик Николай Кирсанов лет сорока с небольшим, владеющий хорошим имением в двести душ, ждет возвращения своего сына из университета. Автор кратко описывает жизнь Николая и его семьи, его прошлое. Николай из-за травмы ноги стал негоден к военной службе, окончил университет, женился по любви, но через десять лет счастливой семейной жизни овдовел.

С десятилетнего возраста Николай воспитывает сына один. Когда Аркадий поступил в университет, Николай жил с ним три года в стоице, но в последнюю зиму выехать не смог. И теперь поджидает сына, ставшего кандидатом, уже совсем седой, пухленький и немного сгорбленный. Взволнованный отец увидел, как показался тарантас, различил дорогое лицо сына и поспешил навстречу.

Глава 2

Встреча отца и сына состоялась. Аркадий приехал не один, а со своим хорошим приятелем Евгением Базаровым. Николай горячо любит своего сына, и готов оказать его университетскому другу теплый прием. Он крепко пожал руку Базарова, которую тот не сразу подал.

Аркадий рекомендует отцу Евгения, как человека простого, которого можно не стесняться. Базаров решает ехать отдельно от Кирсановых и усаживается в тарантас. Николай и Аркадий Кирсановы уезжают в коляске с постоялого двора в Марьино.

Глава 3

Во время поездки домой отец старается рассказать сыну о делах, происходящих в имении, заинтересовать текущими хлопотами. Он очень соскучился по Аркадию, старается вовлечь его в разговор, обнять. Младший Кирсанов стесняется проявляться свои чувства, ведет себя развязно, игнорирует чувства отца.

В этой главе мы впервые узнаем о Фенечке — возлюбленной Николая Кирсанова. Отец говорит, что если сыну неприятно ее присутствие, то Фенечка может уехать. Сын отвечает, что отсылать её необязательно, и оба меняют тему разговора.

Подъезжая к имению, Аркадий видит следы запустения — все требует преобразований и хозяйских рук. Но как изменить жизнь в поместье к лучшему, младший Кирсанов не знает.

Восторгаясь красотами природы, Николай Кирсанов пытается продекламировать пушкинское стихотворение. Базаров, беспардонно прерывая Николая, просит Аркадия закурить. Отец умолкает и больше за всю дорогу не произносит ни слова.

Глава 4

Встречать путешественников вышел только старый слуга и двенадцатилетняя девочка, показавшаяся на миг. Николай Кирсанов ведет гостей в дом и наказывает подать обед. Здесь читателям предстоит знакомство с еще одним героем романа — Павлом Петровичем Кирсановым. С ним гости сталкиваются в дверях.

Дядя Аркадия — статный, ухоженный и очень привлекательный мужчина. Его выправка и безупречный вид сильно выделяются на фоне небрежно одетого и развязного Базарова. Знакомство состоялось, и гости пошли привести себя в порядок перед обедом. Старшие Кирсановы обменивается впечатлениями о новом госте. Павлу Петровичу Базаров не понравился.

Во время обеда напряжение в романе возрастает. Все попытки поддержать разговор потерпели провал. После еды все расходятся по комнатам, и Евгений делится своими впечатлениями о братьях Кирсановых: Павел Петрович смешон в деревне со своими розовыми ногтями и воротничками, точно каменными, а Николай Петрович — славный малый, только стихи зря читает и в хозяйстве не смыслит. Павел и Николай не спали. Отец думал о сыне, а Павел Петрович глядел в огонь. В соседних покоях Фенечка смотрела на Митеньку — незаконнорожденного маленького сына Николая Петровича.

Глава 5

Евгений Базаров встал рано и вышел на прогулку. Он оценил вид имения и вступил в разговор с мальчишками, которые за ним увязались. После этого все вместе они отправились на болото ловить лягушек.

Кирсановы собираются на веранде пить чай. Аркадий навещает Фенечку и узнает о существовании своего маленького брата. Он радуется и попрекает отца в том, что тот раньше не сказал ему о Фенечке. Николай растроган и теряется с ответом.

Братья Кирсановы интересуются Базаровым и причиной его отсутствия. Аркадий представляет своего друга как нигилиста — человека, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением этот принцип не пользовался. Тем временем возвратился Базаров с мешком лягушек. На язвительный вопрос Павла Кирсанова «едите или разводите?» он равнодушно ответил: «Для опытов».

Глава 6

В этой главе разворачивается первый нешуточный спор между Базаровым и Павлом Петровичем. Оба настаивают на своей точке зрения и уже не пытаются скрыть неприязнь друг к другу. Николай Кирсанов старается увести разговор в другую сторону и просит Базарова помочь с выбором удобрений. Они уходят.

Аркадий не хочет, чтобы его новый друг стал причиной раздора в семье. Для этого он просит Евгения понять Павла Петровича и рассказывает Базарову историю жизни своего дяди.

Глава 7

Павлу Петровичу прочили блестящую карьеру военного. Он пользовался успехом у женщин, мужчины завидовали ему, он был смел, ловок, блистал на всех на светских приемах. В 28 лет его карьера достигла своего рассвета. Но тут Павел Кирсанов влюбился. Его избранницей стала княгиня Р., которая изредка появлялась в свете. Муж княгини был глуповат, детей не было, она вела странную жизнь: то внезано уезжала за границу, то возвращалась в Россию, ночи проводила в слезах и молитвах, днями становилась светской дамой и не упускала развлечений.

Самым привлекательным в её лице был загадочный взгляд. Павел Петрович протацевал с княгиней Р. одну мазурку и потерял голову. Лёгкая победа, обычная для светского льва, не охладила, а, напротив, ещё крепче привязала его к этой женщине. Их отношения стали для него мучительной чередой её любви и охлаждения. Герой не мог прожить и дня, не увидев предмет своей страсти, поэтому бросил службу и следовал за княгиней по всем европейским столицам. Наконец, она оставила его совсем. Павел Кирсанов вернулся в Россию, где никак не мог войти в прежнюю колею.

Глава 8

Павел Петрович не принимает участия в жизни поместья и не знает, чем себя занять. Он присутствует при разговоре брата с управляющим, но не пытается вникнуть в проблемы хозяйства. После этого Павел Кирсанов заходит к Фенечке, чтобы проведать Митю.

В этой главе автор раскрывает читателю историю знакомства Николая Кирсанова и крестьянской девушки Фенечки. Когда-то мать привела Фенечку к барину, чтобы он помог девочке, и обработал ей глазки, в которые попала зола. Лицо девочки очень понравилось Николаю, и он часто наблюдал за ней. После смерти матери Николай Кирсанов поселил девушку в собственном доме. Он смог разжечь в Фенечке ответное чувство; в результате их любви на свет появился Митя.

Глава 9

Базаров видит хорошенькую Фенечку с ребёнком в беседке и решает познакомиться с ней. Аркадий предварительно рассказал Евгению историю появления на свет Мити, Базаров одобряет поведение Николая Кирсанова. Базаров возится с ребёнком, в разговоре соообщает, что доктор, и предлагает обращаться к нему, если что случится. По пути к дому Евгений рассказал Аркадию, почему ему не нравится поместье, и что в нем нужно исправить. Напоследок Евгений высмеял игру Николая на виолончели, но Аркадия его слова уже не рассмешили.

Глава 10

Базаров уже освоился в Марьино. Он пользуется любовью простых людей. Аркадий Евгению поклоняется, отец относится к гостю с опаской. Павел Петрович испытывает к нему ненависть. Накануне Николай пожаловался брату, что в невольно подслушанном им разговоре Базаров назвал его отставным человеком. Николай Петрович обеспокоен влиянием Базарова на Аркадия, которое может привести к отчуждению сына. Павел Кирсанов решил дать отпор нигилисту.

За вечерним чаем состоялся неприятный разговор. Базаров назвал одного из соседей «дрянь аристократишка», чем возмутил Павла Петровича. Зашёл спор, кто полезнее обществу: аристократ, руководствующийся в жизни принципами, или нигилист, всё отрицающий и готовый разрушить? Евгений обвинил старшего Кирсанова в бессмысленной, как у других аристократов, жизни. Павел Петрович на это ответил, что нигилисты в своём отрицании только ухудшают ситуацию в России.

Спор в итоге Базаров назвал бессмысленным и ушёл вместе с Аркадием. Николай Павлович вспоминает, как сам когда-то в молодости поссорился с матерью, так как она его не понимала. Теперь это непонимание повторяется между ним и сыном.

Глава 11

Вечером все остывают от спора, и каждый занят своими мыслями. Николай вспоминает свою жизнь, Павел же грустит о несбывшемся. Друзья решают съездить в город, чтобы развеяться.

Глава 12

В городе Базаров встречает своего знакомого Ситникова. Неумный и вздорный Ситников поклоняется Базарову и всему, что считается «современным». Новый знакомый приглашает друзей съездить в гости к Авдотье Кукшиной, принимая ее за умную и образованную современницу.

Глава 13

Встреча с Кукшиной. Друзья знакомятся со вздорной, пустой, неухоженной женщиной, склонной к выпивке. Здесь они встречаются с другими нигилистами. Вести беседу хозяйка не умеет, постоянно перебивает собеседника, рассуждения ее нелепы и поверхностны. Кукшина перебирает своих знакомых и вспоминает об Анне Одинцовой, с которой обещает познакомить своих новых приятелей.

Глава 14

На балу друзья знакомятся с Анной Одинцовой — богатой вдовой 28 лет. Она сражает их своей холодностью и великолепием. Аркадий увлекся вдовой. Друзья получают приглашение погостить в поместье Одинцовой.

Базаров не верит в то, что женщина может быть умна и цинично отзывается об Анне, утверждая, что, по мнению окружающих, у нее двусмысленная репутация.

Глава 15

Друзья направляются в номер, который занимает Анна Сергеевна. Здесь они выслушивают краткую историю ее жизни. В беседе они затронули тему естественных наук, Анна показала себя понимающим и чутким собеседником. Одинцова производит впечатление на Базарова. Позднее он признается Аркадию, что Анна ему понравилась.

Глава 16

Приняв приглашение Одинцовой, друзья отправляются в ее имение. Анна окружила себя роскошью. В беседе она показала себя спокойной и холодной, хотя и отзывалась о себе, как о неутомимой спорщице. В этой главе появляется Катерина — сестра Анны. Аркадию она показалась милой, но он увлечён Одинцовой. Анна Сергеевна просит Аркадия пройти вместе с сестрой за рояль, а сама остается с Базаровым.

Позднее друзья обменялись впечатлениями — оба хвалили хозяйку. Аркадий отмечал, насколько она хороша, а Евгений восхищался ее мозгами. Базарову понравилась Катя, и он отметил ее неопытность и невинность.

Глава 17

Две недели друзья живут в поместье у Одинцовой. В доме все подчинено строгому порядку, которому должны следовать и новые знакомые хозяйки. Базарову это не нравится, но он вынужден подчиниться. Аркадий больше времени проводит с Катей, Анна Сергеевна же уделяет внимание Базарову.

Аркадий отмечает, что его друг меняется, не догадываясь о том, что тот захвачен любовью. В поместье появляется слуга Базаровых с просьбой к Евгению навестить родных. Базаров в разговоре с Одинцовой сообщает, что скоро уедет к отцу. Это известие отозвалось бледностью в её лице и уколом в сердце.

Глава 18

Базаров признаётся Анне Сергеевне, что любит её «глупо, безумно». Весь вид его изобличал сильную и тяжёлую страсть, которая страшила женщину и одновременно вызывала сострадание. С невольной нежностью она проговорила его имя, и он привлёк её к себе. Анна не сразу освободилась от его объятий, но Евгений услышал испуганный шёпот: «Вы меня не поняли». Пребывая некоторое время в смятении, Одинцова утверждается в том, что «спокойствие лучше всего на свете».

Глава 19

Друзья прощаются с Анной Одинцовой и отправляются к Базаровым. Хозяйка испытывает неловкость при расставании с гостями — Евгений по-прежнему пугает ее. В доме внезапно появляется Ситников. Он собирается отправиться с молодыми людьми в поместье Базаровых, но друзья оставляют его на постоялом дворе.

Глава 20

Друзей встречают родители Евгения. Отец — простой уездный лекарь, а мать — уютная пухленькая пожилая дама, двряночка старого покроя. Евгением они гордятся, но и побаиваются его. Отец прочит молодому нигилисту великое будущее. Василий Иванович смущается своей бедности. Он устраивает Аркадия в недавно отстроенном флигеле.

Глава 21

Отец Базарова старается сблизиться с Евгением — консультируется у него и восхищается его знаниями. Между тем друзья снова поспорили: Евгений с неприкрытой грубостью и презрением говорит о Павле Петровиче. Аркадий вступается за дядю. Друзья чуть было не подрались, и лишь появление Василия Базарова не дает разгореться конфликту.

Дома Базарову скучно, и молодые люди решают вернуться в Марьино.

Глава 22

По дороге домой друзья решают снова заехать к Одинцовой, но Анна Сергеевна встречает их холодно. Они возвращаются в Марьино. Николай Кирсанов занят имением и хозяйскими делами, Павел Петрович его поддерживает. Базаров снова препарирует лягушек. Аркадий находит письма матери Анны к его матери. Воспользовавшись письмами как поводом Аркадий отправляется навестить Одинцову.

Глава 23

Базаров понимает, что причиной отъезда Аркадия стали его чувства к Анне. Он полностью погружается в свои изыскания, не тратя время на споры с братьями Кирсановыми. Ко всем, кроме Фенечки, он относится скверно.

Фенечка доверяет Базарову и часто советуется с ним по поводу сына Митеньки. Но Базаров, пользуясь двусмысленным положением молодой матери в доме, начинает за ней ухаживать и целует ее в губы. Это увидел Павел Петрович.

Глава 24

Павел Кирсанов возмущен поведением Евгения и вызывает его на дуэль. Признаваться домочадцам в истинных причинах ссоры они не хотят, ссылаются на политические разногласия. Базаров ранил Павла в ногу. пребывание в доме Кирсановых становится невозможным. Базаров, простившись с обоими братьями, отправился в отчий дом, но по пути свернул в Никольское к Одинцовой.

Глава 25

Аркадий в это время все чаще думает о Кате. Девушка убеждает его, что без Евгения Аркадий стал добрым и милым. Их сближают общие интересы, они любят одно и то же. Аркадий пытается объясниться в любви, но, словно испугавшись, убегает к себе в комнату. Здесь он видит Базарова. Тот рассказывает ему о происшествии в Марьино. Евгений встречается с Анной и признается ей в своих ошибках, они договариваются остаться приятелями.

Глава 26

Аркадий делает Кате предложение. Он говорит о своих чувствах настолько искренне, что девушка отвечает согласием. Анна советуется с Евгением насчет сватовства Аркадия. Базаров рекомендует ей благословить молодых людей. От Анны он не принимает приглашения остаться. В ответ на её жалость и участие он говорит: «Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал».

Евгений прощается с другом, высказывая ему, что тот не пригоден для решающих дел, и отбывает в родное гнездо. Анна убеждает себя, что к Базарову ее влекло всего лишь любопытство, и успокаивается.

Глава 27

Приехав в родное село, Базаров оставался безутешным. Он был грустен и медлителен, его вера в народ пошатнулась, и он не находил места в жизни. От тоски он начал лечить людей, помогать отцу. Вскрывая труп, Базаров по неосторожности порезал себе палец, что вызвало заражение крови. Герою ясно, что он обречён, хотя его отец, обманывая себя, говорит, что его вылечат. Родители потрясены случившимся, им остаётся только молиться.

Базаров страдает, что его мощный ум и замыслы умирают вместе с ним в расцвете лет. Собираясь прощаться с жизнью, он просит отца послать нарочного к Одинцовой Анне Сергеевне и объявить ей, что Базаров умирает и приказал ей кланяться. Она приезжает. «Это по-царски», — говорит герой. Перед смертью он говорит с Одинцовой ласково, спокойно, с лёгкой грустью. Он любуется ею: «… какая вы славная!». Потом просит у неё последнего поцелуя и впадает в беспамятство.

Когда священник соборовал умирающего, один глаз Евгения открылся, в помертвелом лице его на мгновение отразилось нечто похожее на содрогание ужаса. Дыхание прекратилось, дом наполнился стенанием: Василий Иванович в ропоте грозил кулаками небу, но плачущая Арина Власьевна повисла на его шее, и оба пали ниц.

Глава 28 (Эпилог)

В последней главе автор коротко рассказывает, как сложились судьбы героев. Аркадий женится на Катерине, а Николай Петрович — на Фенечке. Их доходы стали расти: Аркадий всерьез занялся имением. Анна Сергеевна второй раз выходит замуж за человека молодого, доброго, очень умного, со многими достоинствами, но холодного как лёд. Они живут в ладу, и, быть может, доживут до любви и счастья. Павел Петрович навсегда уехал за границу.

На могилу Базарова приходят лишь его родители, двое одряхлевших стариков. Они, поддерживая друг друга, подходят к оградке, долго и горько плачут, глядя на камень, под которым покоится их сын.

Экранизации

История написания произведения

И. С. Тургенев задумал написать роман в 1860 году. Идея возникла на железнодорожном вокзале в Англии, где волею случая писатель встретился и всю ночь проговорил с молодым врачом. Именно идеи этого безымянного собеседника легли в основу произведения.

И. С. Тургенев начал писать свой роман в Париже, а заканчивал и окончательно редактировал уже в России. Через два года произведение было напечатано и вышло в свет. Обсуждение романа велось на страницах таких периодических изданий, как «Современник», «Русская речь». Роман упоминается в записках Ф. Достоевского, Д. Писарева. А. Герцена.

Сначала действие романа начиналось, по задумке автора, 25 мая 1859 года — в этот день встретились в Лондоне Тургенев и Герцен. Позднее автор перенес дату в первой главе на 20 мая, чтобы аналогии были не такими явными.

Анализ произведения

Главные темы

Композиция

Композиция романа кольцевая. Всё произведение — это две поездки Базарова и Аркадия Кирсанова по одному маршруту: поместье Кирсановых — поместье Одинцовой — небольшое имение Базаровых. В первом путешествии у Базарова в каждом имении новые встречи и знакомства, во втором — расставания, горькие разрывы, прощания, последнее целование. Так роман делится на две части с разной эмоциональной окраской: Базаров-победитель и Базаров-побеждённый.

Жанр этого классического произведения — роман, содержащий достоверное и точное изображение быта и реалий, современных И. С. Тургеневу. Правдивое и точное описание чувств персонажей помогают читателю разделить переживания героев. В спорах между Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым отображается социально-идеологическое противостояние двух миров — аристократа-либерала и разночинца-нигилиста.

Критика

Современники крайне неоднозначно восприняли роман И. С. Тургенева, называя его холодным и назидательным.

По мнению Л. Толстого, ни одна из строк романа не отражает талант автора, и нет в романе ни одной страницы, которая брала бы за душу.

С ним в целом согласились такие критики, как Антонович и Анненков. Ф. Достоевский отметил, что при поиске персонажей и характеров, автор имел полное право отказаться от проверенных временем идеалов и вывести на сцену новое лицо («Зимние заметки о летних впечатлениях»).

Особенно примечательна статья «Асмодей нашего времени», написанная критиком Антоновичем. Так, раскрывая замысел автора, он выделил главную мысль произведения: критика и споры, а также разрешение прежнего порядка вещей не приводят ни к чему новому. Базаров критикует природу — с ним никто не спорит, только автор описывает прелести российской глубинки так, как художник пишет картину. Базаров отрицает любовь — перед нами сцены любви отца и сына Кирсановых, родителей Базарова к Евгению, и так далее.

Нельзя не отметить, что роман произвел громадное впечатление на критиков и современников. Темы, поднимаемые автором, вечны. Именно поэтому роман «Отцы и дети» занял достойное место в списке классической русской литературы.

Аудиокнига

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *