в каком возрасте чаще всего взрослые люди ничего не сберегают
В каком возрасте чаще всего взрослые люди ничего не сберегают
Игра Денежный поток|Cashflow|Воркута запись закреплена
1. Юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, по страхованию или иные услуги финансового характера, — это:
А) Финансовая организация
Б) Центральный банк РФ
В) Орган государственного управления в сфере финансов
Г) Фирма
2. Имущественный комплекс, объединяющий средства мелких вкладчиков, — это:
А) Негосударственный пенсионный фонд
Б) Страховая компания
В) Коммерческий банк
Г) Паевой инвестиционный фонд
3. Негосударственный пенсионный фонд — это:
А) Коммерческая организация, осуществляющая различные финансовые операции в соответствии с лицензией, выданной ЦБ
Б) Финансовая организация, осуществляющая страхование рисков граждан и предприятий на основе заключенного договора
В) Финансовая организация, аккумулирующая добровольные взносы вкладчиков, осуществляющая инвестирование средств на финансовом рынке с целью извлечения дохода и осуществления пенсионных выплат
Г) Государственная организация, выполняющая выплату пенсий по старости, инвалидности
4. Какую сумму из фонда Агентства по страхованию вкладов возвращают вкладчикам обанкротившегося банка:
А) До 1 000 000 р.
Б) До 1 400 000 р.
В) До 700 000 р.
Г) До 400 000 р.
5. В каком возрасте чаще всего взрослые люди ничего не сберегают: А) 16 — 25 лет
Б) 26 — 30 лет
В) 31 — 45 лет
Г) 45 — 56 лет
«Если не превзойдем порог коллективного иммунитета в 80%, ожидать чуда не приходится»
Почему переболевшим COVID-19 и столкнувшимся с постковидом не надо идти к терапевту, насколько заразнее новый штамм коронавируса, обнаруженный в Москве, и кто дает разрешение на участие своих детей в клинических испытаниях вакцины? Об этом в интервью «Известиям» на полях XIV Евразийского экономического форума в Вероне рассказал замруководителя по научной работе ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Александр Горелов. По словам эпидемиолога, к нормальной жизни мы сможем вернуться, когда вакцинируются 80% взрослых. А дальнейшее ужесточение ограничительных мер возможно, если коэффициент распространения превысит единицу.
«Давайте развеем миф»
— Александр Васильевич, Россия сейчас «ушла на каникулы», очень многие наши граждане отправились на отдых. Что Роспотребнадзор ждет после их возвращения, будет ли всплеск заболеваемости?
— Вы знаете, те мероприятия, которые предпринимает оперативный штаб по предотвращению распространения коронавирусной инфекции, каникулами называть абсолютно неверно. Это вынужденная мера, которая позволит сделать главное — разорвать цепочку передачи инфекции. Потому что мир ничего более эффективного, чем карантин, в прямом смысле этого слова не знает.
И поэтому мы говорим о том, что поездки по стране не совсем желательны. Не должно быть общих застолий, общих праздников. Мы говорим о том, что нужно больше находиться на свежем воздухе, дышать, заниматься укреплением собственного здоровья. Выспаться, наконец.
— Тем более что даже привитые и переболевшие могут быть носителями вируса.
— Это абсолютно четкий тезис. Любой человек — привившийся, непривившийся — восприимчив в разной степени к коронавирусной инфекции. И понятно, что у вакцинированных людей иммунитет через шесть месяцев начинает снижаться, возникает риск повторного заболевания. В этой ситуации он, бесспорно, продолжает выделять вирусы.
Но давайте развеем миф. Некоторые люди думают, что с введением вакцины вирус попадает в организм, и поэтому вакцинированный становится источником инфекции для окружающих. К сожалению, миф этот укоренился. Но я с уверенностью могу сказать, что ни одна вакцина в мире живого вируса не содержит.
— Какие штаммы коронавируса наиболее распространены в России?
— Мы очень четко следим за циркуляцией геновариантов. Вы знаете, что в России действует всероссийская программа ВГАРУС, куда загружают все циркулирующие геноварианты коронавируса. В зависимости от эпидситуации в стране принимаются разные меры.
Если мы помним первые длительные каникулы, локдаун, это было связано с уханьским штаммом, когда инкубационный период был 10–14 дней. Применительно к «Дельте» инкубационный период укоротился, вирус более заразен. Если при уханьском варианте один человек способен заразить максимум двух до момента проявления болезни, то в настоящий момент мы говорим о том, что «Дельта» способна заразить шесть-семь человек. А буквально на днях, 21 октября, зафиксирована четвертая линия «Дельты». Вирус постоянно изменяется, появилась родственная линия, которая, как считают, будет на 15% более заразна, чем циркулирующая «Дельта». И, к несчастью, в Москве и Подмосковье зарегистрировано уже три случая с 21 октября. Новая разновидность уже появилась в нашей стране.
«Надо идти к узкому специалисту»
— Сейчас всё чаще говорят о том, что только лишь вакцины недостаточно. Нужно разрабатывать лекарство для лечения коронавируса, поскольку очень много тяжелых больных. И их надо лечить.
— На самом деле абсолютных лекарств или волшебной пилюли нет. И действительно, самая эффективная мера лечения инфекционного заболевания — это наличие противовирусных препаратов, которые целенаправленно действуют на этот вирус. Так называемая этиотропная, или специфическая, противовирусная терапия. Именно с появлением этих препаратов появится возможность управлять инфекционным процессом.
В настоящий момент применяются только противовирусные препараты, и поэтому нередко, в 20% случаев, развивается цитокиновый шторм и процесс становится неуправляемым. Пациент попадает в отделение реанимации и интенсивной терапии. Да, с появлением специфических противовирусных препаратов мы могли бы сказать, что достигли своей цели.
Классический пример — грипп, когда есть вакцина и уже появился в этом году новейший противогриппозный препарат. Наличие противовирусной терапии и наличие эффективных вакцин решает проблемы гриппа на настоящий момент.
— Понятно, что сейчас врачи тушат пожар, спасая заболевших коронавирусом. Но есть еще определенные последствия, всевозможные постковидные осложнения. И переболевшим нужна реабилитация. Но ее практически нет. Что делать тем, у кого после перенесенного COVID-19 возникли проблемы?
— На самом деле всё разработано. Проведены очень обширные популяционные исследования, которые показали, что постковид отмечается практически у 50% взрослых и от 10 до 30% детей. И поэтому необходимость реабилитации, бесспорно, назрела.
Постковид характеризуется наличием нескольких симптомов. Потому что С-рецептор располагается в различных органах и системах. Поэтому мы говорим о том, что реабилитироваться нужно по тому, что вызывает в настоящий момент максимальное беспокойство. Если на первый план выходит дыхательная недостаточность, сохраняется одышка — это одна программа реабилитации. Если у вас бессонница, слабость, раздражительность и даже потеря волос — это другая реабилитационная программа. Мы знаем, что к постковиду относятся и инсульты. Это третья программа реабилитации.
Единственное, с чем я могу согласиться, — хотелось бы, чтобы программы были общедоступны.
Москва приняла решение о создании стационарного реабилитационного центра. Но ситуация меняется. В настоящий момент очень важным критерием введения ограничительных мероприятий стало число свободных коек. А в той ситуации, когда отмечается рост, мы перепрофилируем соматические койки.
— То есть стационара для реабилитации пока нет?
— Да, но у нас есть кабинеты здорового образа жизни. А вообще, надо идти к узкому специалисту. Не к терапевту, не к семейному врачу, не к врачу общей практики, а идти к тому специалисту, жалобы к которому, на ваш взгляд, у вас преобладают. Именно тогда, при специализированном подходе, можно получить лучший результат восстановления. Но процесс долгий.
«Закон об иммунопрофилактике никто не отменял»
— При каких цифрах может быть продлен локдаун в Москве?
— Цифра одна — это коэффициент распространения. Если он больше единицы, то мы вступаем в достаточно напряженный период. И второй очень важный критерий — это наличие свободных коек. Поэтому распространение может увеличиваться, но число свободных коек — оно регламентируется. Также важным критерием считается не просто число свободных коек, а наличие ИВЛ.
Ограничительные мероприятия ввели на неделю. Скоро мы поймем, насколько эффективными оказались эти мероприятия. Но альтернативы вакцинации нет. Если мы с вами не превзойдем порог коллективного иммунитета в 80%, ожидать чуда не приходится.
— Мы сейчас с вами находимся на севере Италии. Когда начиналась пандемия, здесь была катастрофическая ситуация с заболеваемостью и со смертностью. Но стране как-то удалось справиться с ситуацией. У нас такой высокой смертности в тот момент не было, но сейчас очень тяжелая ситуация. Чем это объясняется?
— Смертность напрямую коррелирует с числом вакцинированных. Италия, страна, которая не производит вакцину, сделала это. Они вакцинировали значительную часть населения, достигли коллективного иммунитета, который им позволяет более или менее дышать свободно. Давайте посмотрим банально за статистикой по умершим в странах, которые перешагнули 80% вакцинированных, и в странах, которые не перешагнули, будем сравнивать нашу страну. И поэтому при одинаковых цифрах заболеваемости у нас умирает не менее тысячи в день последнее время, а у них умирает одна-две сотни. То есть это еще один пример того, что вакцинация достаточно эффективна и действенна.
— Как вы считаете, будет ли в России введена обязательная вакцинация для детей?
— Я абсолютно уверен, что обязательной вакцинации для детей не будет в нашей стране. Потому что мы живем в правовом государстве, где действует закон об иммунопрофилактике, его никто не отменял. В нем четко прописано: вакцинация детей проводится исключительно с согласия родителей или опекунов. Поэтому принять какие-либо меры, даже при согласии ребенка, при несогласии родителей невозможно.
— Возможно, Роспотребнадзор проводил какие-то опросы — какой процент родителей, по Москве или по стране, готов привить своего ребенка от коронавируса?
— Опросы такие не проводились, но то, что первая-вторая фазы испытания вакцины у детей, подростков 14–18 лет, завершена, подтверждает: интерес к вакцинации детей есть. Напомню, участие в этих фазах было абсолютно добровольным.
— Кто участвовал в испытаниях? Кто эти дети, кто их родители? Как их отбирали?
— Обычно делается объявление в средствах массовой информации. Были московские дети, которых привели родители. Никогда исследования не проводятся на военнослужащих и на детях, которые находятся в домах ребенка. Это запрещено.
Чаще всего в исследованиях участвовали дети, родители которых серьезно перенесли коронавирусную инфекцию, с последствиями. Роль сыграл психологический фактор: вот я через это прошел и не хотел бы, чтобы мой ребенок испытал то же самое.
— Когда, по прикидкам Роспотребнадзора, у детей появится шанс вернуться к полноценной очной учебе?
— Когда родители привьются, 80% и больше.
Входной контроль по основам финансовой грамотности 8 класс
Содержимое разработки
Входной контроль «Дружи с финансами» 8 класс
1. Рост цен на все товары и услуги внутреннего рынка, обесценивание денег – это:
Минимальный размер оплаты труда
Максимальный размер оплаты труда
Максимальная разовая оплата труда
Международный размер оплаты труда
3. Какова максимальная сумма страховых выплат АСВ для вкладчиков, в случае прекращения деятельности банка?
4. Если вы решили взять кредит, на что в первую очередь следует обратить внимание?
На полную стоимость кредита
На условия возврата кредита досрочно
На величину процентной ставки
На все вышеназванное
Не буду смотреть условия кредита, доверяя банку
Не буду смотреть, потому что это бесполезно
5. При каком уровне дохода на одного члена семьи в месяц нужно начинать планирование семейного бюджета?
от 7 000 до 15 000 рублей в месяц
от 15 000 до 30 000 рублей в месяц
от 30 000 до 100 000 рублей в месяц
более 100 000 рублей в месяц
планирование не нужно
независимо от уровня дохода
6. Представьте, что в предстоящие 5 лет цены на товары и услуги, которые вы обычно покупаете, увеличатся вдвое. Если ваш доход тоже увеличится вдвое, вы сможете купить меньше, больше или столько же товаров и услуг, как и сегодня?
7. Расходы семьи Ивановых 30 000 руб. в месяц. Какого размера должна быть финансовая подушка безопасности семьи?
Чем больше, тем лучше
Никакая подушка не нужна
8. Представьте, что вы хотите взять в долг 100 000 рублей. Вам предложили деньги или на условиях возврата через год 125 000 рублей, или на условиях возврата через год 100 000 рублей плюс 20 % от суммы долга. Какое из предложений дешевле?
9. Что из перечисленного ниже относится к доходам от собственности?
Заработная плата наёмного работника
Арендная плата за трёхкомнатную квартиру
Процент по вкладу в банк «Лучший»
Пособие по уходу за ребёнком
Пенсия по инвалидности
Дивиденды по акциям компании «Сибком +»
10. Представьте, что расходы вашей семьи состоят из следующих статей:
Коммунальные платежи – 4500 р.
Продукты питания – 11 тыс. р.
Бытовая химия и предметы личной гигиены – 2500 р.
Одежда и обувь – 13 тыс. р.
Оплата кредита на покупку бытовой техники – 14 тыс. р.
Образование (дополнительные занятия) – 3 тыс. р.
Откладывание на летний отдых семьи – 6 тыс. р.
Оплата телефона и Интернета – 1300 р.
Прочие платежи – 3500 р.
Какова сумма ваших расходов в месяц? Какой доход должен быть у вашей семьи в месяц, чтобы при этих расходах ещё откладывать 10% суммы доходов?Конец формы
Входной контроль «Дружи с финансами» 8 класс
1. Ценная бумага, свидетельствующая о доле в собственности предприятия
2. Слиток драгоценного металла
3. Бумажный заменитель денег
4. Вид товарных денег
2. В каком возрасте чаще всего взрослые люди ничего не сберегают:
3. Какую сумму из фонда Агентства по страхованию вкладов возвращают вкладчикам обанкротившегося банка:
4. Юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, по страхованию или иные услуги финансового характера, — это:
1. Финансовая организация
2. Центральный банк РФ
3. Орган государственного управления в сфере финансов
5. Имущественный комплекс, объединяющий средства мелких вкладчиков, — это:
1. Негосударственный пенсионный фонд
2. Страховая компания
3. Коммерческий банк
4. Паевой инвестиционный фонд
6. Представьте, что вы положили 100 000 рублей на банковский вклад на 2 года под 10% годовых. По условиям договора капитализация процентов отсутствует. Как вы думаете, сколько денег принесет вклад за второй год?
7. Представьте, что на вашем сберегательном банковском счете лежит 100 000 рублей и банк ежегодно начисляет 10% на остаток по счету. Сколько денег будет на вашем счете через 2 года, если все это время вы не будете снимать деньги со счета?
В каком возрасте чаще всего взрослые люди ничего не сберегают
Задания с кратким ответом
1. Перечислите функции денег:
Средство обращения (средство содействия обмену)
Средство измерения (учёта)
Средство сбережения и накопления богатств
2. Центральный банк.
3. Назовите три причины инфляции:
– Ухудшение качества металлических денег (когда они имели распространение)
– Рост цен на экономически важные товары и услуги (нефть, газ, электроэнергия) – инфляция предложения (рост издержек)
– Печатание излишнего количества бумажных денег (инфляция спроса)
4. Что из перечисленного ниже относится к доходам от собственности?
Б, Г, Ж.
5. Что из перечисленного ниже относится к необходимым расходам семьи?
А, Б, Г, Ж, З, К, Л.
Задания с развёрнутым ответом
I. Ответы к тексту:
1. О товарных деньгах.
2. Товарные деньги – продукты питания были очень важны для жизни данных обществ, они позволяли людям не умереть с голоду, имели повсеместное распространение (внутри данного общества), их наличие обеспечивало благосостояние человека (семьи). Товарные металлические деньги были более удобны в обращении: они дольше сохранялись, можно было менять их форму, они портативны (удобный размер), делимы, достаточно редки.
3. У товарных денег — продуктов питания был общий недоста- ток: они были чрезвычайно волатильны, т. е. их ценность относи- тельно других товаров сильно колебалась в течение года и зави- села от множества природных факторов (урожай мог погибнуть от дождей или засухи, среди скота мог начаться падёж). Позже такие деньги были заменены на металлические (драгоценные металлы), которые не имели вышеуказанных недостатков.
4. Средства измерения.
5. Могут быть названы различные варианты, например ракушки, корова, мех, сушёная рыба.
II. Банковская карта не деньги, а электронная форма кошелька, который обслуживается банком, эту карточку выпустившим (запись счёта). С по- мощью банковской карты человек со своего счёта снимает деньги через банкомат (или, наоборот, пополняет счёт), оплачивает покупки.
III. Дефляция не приводит к финансовым выигрышам, так как:
1. Во время дефляции снижается уровень цен, поэтому доход фирм тоже снижается.
2. Если снижается доход фирм, то они не могут содержать имеющийся штат работников, следовательно, часть работников увольняют.
3. Если у людей становятся меньше доходы, то они меньше могут купить товаров и услуг, что опять влияет на сокращение продаж фирмами, и т. д.
IV. Факторы, влияющие на уровень заработной платы:
1. Величина человеческого капитала (Иванов П.С., окончив политехнический университет, устроился на работу инженером. Каждые два года он проходил курсы повышения квалификации не только в России, но и за рубежом. Через 10 лет работы он был назначен главным инженером на предприятии с заработной платой 120 тыс. р.).
2. Риск, с которым сопряжён труд (заработная плата пилота са- молёта составляет в среднем 200 тыс. р., а машиниста электропо- езда – 80 тыс. р., так как уровень опасности у пилота выше, чем у машиниста).
3. Опыт (зарплата начинающего учителя на 3–10 тыс. р. ниже, чем учителя со стажем).
V. «Получив месячный заработок, отложите из него сразу 10% в сбережения, а потом уже решайте, как потратить всё остальное». Соблюдение этого правила может привести к тому, что в семье образуется хорошая финансовая подушка, т. е. денежные средства, предназначенные для того, чтобы справиться со сложными жизненными ситуациями. Также, делая постоянные сбережения, семья может накопить на крупную покупку не залезая в долги.
VI. Трудовой договор с работодателем необходимо подписывать, так как:
1. Только в этом случае закон (Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ) защищает права работника.
2. В случае нарушения трудовых прав работник может обратиться в суд, чтобы защитить свои права, предъявив трудовой договор.
3. На основании трудового договора работник имеет право требо- вать у работодателя работу, обусловленную договором, создание безопасных условий труда, а также своевременную и в полном объёме заработную плату.
Если договор не заключён, то работник никак не защищён и может рассчитывать только на совесть работодателя.
Практические задачи
1. На сумму 5 тыс. р., так как 50 тыс. р. х 0,1 (инфляция) = 5 тыс. р.
2. 12 тыс. р. – 10 тыс. р. = 2 тыс. р. (на такую сумму больше стала стоить потребительская корзина). 2 тыс. р. от 10 тыс. р. — это одна пятая, т. е. 20% (или другим способом: 2 тыс. х 100/ 10 тыс.). Реаль- ные доходы граждан снизятся примерно на 20%, т. е. они реально смогут покупать товаров и услуг на 20% меньше, если их доходы не вырастут (на те же 20%).
3. Структура доходов семьи: Доход от собственного заработка:
40 тыс. р. х 100% / 80 тыс. р. = 50% Пособия:
19 тыс. р. + 2 тыс. р.+ 2 тыс. р. = 23 тыс. р. 23 тыс. р. х 100% / 80 тыс. р. = 28,75% Доход от собственности:
17 тыс. р. х 100% / 80 тыс. р. = 21,25%
4. Совокупный доход семьи составляет:
30 тыс. р. х 2 = 60 тыс. р. + 11 тыс. р. + 10 тыс. р. + 4 тыс. р. =
= 85 тыс. р.
В среднем на каждого члена семьи приходится: 85 тыс. р. / 5 = 17 тыс. р.
5. Чтобы рассчитать сумму расходов, нужно сложить все виды расходов:
4500 р. + 11 тыс. р. + 2 500 р. + 13 тыс. р. + 14 тыс. р. +
+ 3 тыс. р. + 3 тыс. р. + 6 тыс. р. + 3 500 р. + 1 300 р. +
+ 3 500 р. = 65 300 р.
Чтобы откладывать 10%, необходимо, чтобы у нашей семьи доход со- ставлял:
65 300 р. / 0,9 (90%) = 72 556 р.
6. Если расходы составляют 30 тыс. р., а доходы – 35 тыс. р., то это про- фицитный бюджет, так как расходы меньше, чем доходы.
Профицит составляет 5 тыс. р., т. е. около 15 %.
7. В данном вопросе не может быть единственно верного ответа, так как вопрос на умение планировать семейный бюджет. При оценке учитель должен проверять ответы на соответствие критериям:
– заполнение всех статей доходов и расходов;
– заполнение всех необходимых расходов;
– умение соотнести доходы и расходы;
– умение учесть необходимые траты как первостепенные;
– умение использовать «правило 10%».
8. В данном вопросе не может быть единственно верного ответа, так как это вопрос на умение оценивать варианты решения проблемы. Учащиеся должны использовать знания из приложения материалов для учащих- ся (занятие 7) «21 шаг к сокращению семейных расходов». Важно, что- бы учащийся мог проиллюстрировать примером. Это означает, что он понимает, как именно этот способ работает, и может применить его в своей практической жизни.
9. В данном вопросе не может быть единственно верного ответа, так как это вопрос на умение находить способы оптимизации своего бюджета. Учитель должен проверять, понимает ли ученик, что такое необходимые траты, а что таковыми не является (поэтому он должен отказаться от ме- нее необходимого), например:
– посещение кинотеатра: 2 тыс. р.
– празднование дня рождения: 6 тыс. р.
– поездка на экскурсию с классом: 1 тыс. р.
– сократить текущие расходы на 1 тыс. р.
Важно, чтобы учащиеся могли обосновать свой выбор, используя финансовую терминологию.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния
Тесты
1. Юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, по страхованию или иные услуги финансового характера, — это:
А) Финансовая организация
Б) Центральный банк РФ
В) Орган государственного управления в сфере финансов
2. Имущественный комплекс, объединяющий средства мелких вкладчиков, — это:
А) Негосударственный пенсионный фонд
Б) Страховая компания
В) Коммерческий банк
Г) Паевой инвестиционный фонд
3. Негосударственный пенсионный фонд — это:
А) Коммерческая организация, осуществляющая различные финансовые операции в соответствии с лицензией, выданной ЦБ
Б) Финансовая организация, осуществляющая страхование рисков граждан и предприятий на основе заключенного договора
В) Финансовая организация, аккумулирующая добровольные взносы вкладчиков, осуществляющая инвестирование средств на финансовом рынке с целью извлечения дохода и осуществления пенсионных выплат
Г) Государственная организация, выполняющая выплату пенсий по старости, инвалидности
4. Какую сумму из фонда Агентства по страхованию вкладов возвращают вкладчикам обанкротившегося банка:
А) До 1 000 000 р.
Б) До 1 400 000 р.
В) До 500 000 р.
Г) До 400 000 р.
5. В каком возрасте чаще всего взрослые люди ничего не сберегают:
А) 16 — 25 лет
Б) 26 — 30 лет
В) 31 — 45 лет
Г) 45 — 56 лет
Задания с кратким ответом (2 балла)
1. Что из перечисленного ниже относится к финансовым организациям:
А) Банки
Б) Страховые компании
В) Фонд социального страхования РФ
Д) Общественная организация защиты прав вкладчиков
Е) Брокерские компании
Ж) Союз промышленников и предпринимателей России
Задания с развернутым ответом (по 3 балла за каждое правильно выполненное задание)
1. Назовите три государственные и (или) общественные организации, защищающие интересы человека при возникновении конфликтов и проблем в мире финансового бизнеса. Кратко охарактеризуйте, чем конкретно занимается каждая организация (3 балла).
2. Объясните, почему в отличие от банковского депозита доходность от вложений в ПИФ никто гарантировать не может.
3. Чем отличается кредитный и депозитарный калькулятор?
4. Почему в возрасте 45–59 лет большинство финансово разумных людей сберегают очень активно?
Практические задачи (по 4 балла за каждое правильно выполненное задание)
1. Представьте, что вы получили подарок от своей бабушки на день рождения — 10 тыс. р. Вы решили накопить на новый планшет. Вы подсчитали, что для этого вам понадобиться ещё год. Свой подарок решили хранить дома. Какую сумму вы могли бы заработать, если бы свои деньги вложили в банк под 10% годовых?
2. Васильев Владимир решил перевести свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд. Но когда он начал заниматься этим вопросом, столкнулся с трудностью выбора. Посоветуйте Васильеву Владимиру, как грамотно выбрать НПФ.
3. Представьте, что вы хотели бы купить новый компьютер. Какие варианты (не менее двух) приобретения компьютера вы будете рассматривать?
4. На условиях предыдущей задачи: выберите один из вариантов решения проблемы покупки нового компьютера и составьте план его реализации.
5. Представьте, что вы выиграли в лотерею 50 тыс. р. К тому же ваши родители дают вам каждый месяц по 5 тыс. р. на карманные (необязательные) расходы. Составьте план покупок на полгода, исходя из имеющихся у вас доходов.
Финансовая викторина
Проходит в три этапа. Класс разделяется на три группы по 5–10 человек.
Этап первый:
Каждой команде даётся по две минуты, чтобы ответить на вопросы. За каждый правильный ответ выставляется один балл.
Для первой команды:
1. Чем опасно хранить деньги дома, а не в финансовом учреждении?
2. Почему при выборе финансовой организации необходимо руко- водствоваться правилом «Доверяй, но проверяй»?
3. Что такое Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека?
4. Что такое коммерческий банк?
5. Вложения в какую финансовую организацию (из обсуждаемых нами) являются наиболее надежными?
6. Какие компоненты должен содержать финансовый план?
7. Для чего при осуществлении финансового планирования нужно определять приоритеты покупок?
Для второй команды:
1. Почему с финансовой точки зрения выгоднее хранить деньги в банке, чем дома?
2. В чём выгода банка помогать в приумножении денежных средств вкладчиков?
3. Что такое Центральный банк РФ?
4. Что такое паевой инвестиционный фонд?
5. Вложения в какую финансовую организацию (из обсуждаемых нами) являются наиболее рискованными?
6. Что такое «денежный запас безопасности» и для чего он нужен?
7. Для чего нужно при осуществлении финансового планирова- ния определять суммы, которые могут пойти на желаемые по- купки?
Для третьей команды:
1. Какую роль играет инфляция в процессе сбережения личных и семейных финансов?
2. Для чего существуют различные финансовые организации?
3. Что такое Агентство по страхованию вкладов?
4. Что такое негосударственный пенсионный фонд?
5. Вложения в какую финансовую организацию (из обсуждаемых нами) являются наиболее долгосрочными?
6. Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?
7. Чем долгосрочный финансовый план отличается от кратко- срочного?
Второй и третий этапы проходят так же, как описано в первом разделе.
Ответы на задания
Тесты
Задания с кратким ответом
Задания с развёрнутым ответом
1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребите- лей и благополучия человека (государственная организация впра- ве контролировать деятельность любой финансовой компании в России и наказывать её за нарушение Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Центральный банк России и Федеральная служба по финансовым рынкам (контролируют работу и российских банков, и ПИФов, и многих других финансовых организаций, работающих с физиче- скими лицами и компаниями).
Агентство по страхованию вкладов (отвечает за защиту интересов вкладчиков, если банки разоряются и не могут сами вернуть деньги своим вкладчикам).
2. Банк принимает банковский вклад под определённый процент, зафиксированный в договоре о вкладе. При взаимодействии с ПИФом вкладчик покупает пай. На совокупность этих паёв фонд приобретает ценные бумаги, стоимость которых может как суще- ственно возрастать на фондовом рынке, так и снижаться, поэтому вкладчик может получить доход, а может потерять свои деньги полностью или частично.
3. Кредитный калькулятор — это такая программа, которая позволяет рассчитать разные параметры по кредиту, который хотел бы взять заёмщик у банка, а депозитный калькулятор позволяет рассчитать доход, который сможет получить вкладчик по предлагае- мым банком условиям.
4. Так как:
1) существенно возрастает (вместе с квалификацией и опытом) раз- мер заработной платы;
2) осознаётся необходимость иметь финансовый резерв на старость, а также на случай болезни или для оплаты высшего образования детей;
3) после 60 лет доля сбережений в доходах обычно начинает сни- жаться, потому что возраст не позволяет работать так интенсивно, как прежде, и заработки уменьшаются.
Практические задачи
1. я мог бы заработать сумму 1 тыс. р.: 10 000 р. х 0,1 (10% годо- вых).
2. Чтобы грамотно выбрать НПФ, необходимо проанализировать информацию:
— о доходе, который смог заработать НПФ не только в прошлом году, но и за несколько лет (3–5);
— о надёжности фонда. Для этого можно воспользоваться рейтингами надёжности. Их можно найти в Интернете, например, на сайте РА «Эксперт». А+++ — наиболее надёжные компании, далее по алфавиту степень надёжности уменьшается.
3. я буду рассматривать три варианта:
Средства достижения цели
Взять кредит на всю стоимость компьютера
Использовать накопленные средства и взять кредит на недостающую сумму
Накопить и купить компьютер не в кредит
4. Задача решается в зависимости от того, какой вариант выбрал учащийся. Главное, чтобы в ответе были финансовая логика и не- обходимые пункты плана: совершаемое действие; сроки; организа- ция, куда следует обращаться; результат.
5. Нет единственно верного ответа. Проверяется умение составлять план, поэтому должны присутствовать все компоненты плана и отсутствовать математические ошибки.
Раздел 3: Риски в мире денег
Тесты
1. Обстоятельства непреодолимой силы, ситуация, возникающая помимо воли людей, включённых в какую-либо деятельность или принадлежащих к какой-либо группе людей, — это:
А) Форс-минор
Б) Естественная ситуация
В) Рядовая ситуация
Г) Форс-мажор
2. Куда следует обратиться за оформлением сертификата на материнский капитал:
А) В Фонд социального страхования РФ
В) Пенсионный фонд РФ
Г) Частную страховую компанию
Д) Фонд обязательного медицинского страхования РФ
3. Из какого фонда работодатель получает деньги на возмещение работнику заработка, потерянного за время болезни:
А) Из Фонда обязательного медицинского страхования РФ
Б) Пенсионного фонда РФ
В) Фонда социального страхования РФ
Г) Фонда страхования на предприятии
4. Чтобы получить статус безработного и пособие по безработице, необходимо зарегистрироваться:
А) В службе занятости по месту жительства
Б) Пенсионном фонде по месту жительства
В) Фонде социального страхования по месту жительства
Г) Министерстве труда и социальной защиты
5. Отношение по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определённых событий за счёт денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов:
А) Страховой договор
Б) Страховая премия
В) Страховой случай
Г) Страхование
6. Обязательное медицинское страхование (ОМС) на случай заболеваний распространяется:
А) На всех граждан России со дня их рождения
Б) На граждан России, достигших 14 лет
В) На всех жителей России со дня их рождения
Г) На всех жителей страны с 18 лет
7. Возможность потерять деньги в связи с наступлением каких-либо предвиденных или непредвиденных обстоятельств — это:
А) Финансовые убытки
Б) Финансовые отношения
В) Финансовые риски
Г) Финансовое мошенничество
8. Совершение противоправных действий в сфере денежного обращения путем обмана, злоупотребления доверием и других манипуляций с целью незаконного обогащения — это:
А) Административный проступок
Б) Финансовое мошенничество
В) Финансовые риски
Г) Особые жизненные ситуации
Задания с кратким ответом (по 2 балла)
2. На что из перечисленного ниже можно потратить материнский капитал:
А) На покупку детской одежды и обуви
Б) На покупку автомобиля
В) На улучшение жилищных условий
Г) На оплату расходов на получение ребёнком платного образо- вания
Д) На увеличение пенсии матери
Е) На покупку бытовой техники
Задания с развернутым ответом (по 3 балла за каждое правильно выполненное задание)
1. Как можно минимизировать финансовые потери в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф?
2. В чём состоит различие государственного и коммерческого страхования?
3. Почему инфляция является финансовым риском? Как можно минимизировать влияние этого риска?
4. Как распознать финансовую пирамиду?
Практические задачи (по 4 балла за каждое правильно выполненное задание)
1. Представим, что в вашей семье родился ребёнок. Ваша мама работала в школе учителем. Куда следует ей обратиться за оформлением пособия по уходу за ребёнком? Куда следовало бы обратиться, если бы ваша мама не работала до рождения ребёнка?
2. Представьте, что ваши родители решили застраховать квартиру, в ко- торой вы проживаете. Какие действия необходимо для этого совершить?
3. Степанов Илья решил отправиться в путешествие в Австрию в июне. Когда он рассчитывал стоимость своего путешествия, курс евро состав- лял 64,27 р. за 1 евро. Поездка обошлась бы в 70 697 р. Но когда он через некоторое время начал покупать билеты на самолёт и заказывать отель, то сумма значительно увеличилась — на 6711 р. Оказалось, что за то вре- мя, пока Илья думал, произошла девальвация рубля. На сколько руб- лей увеличилась цена евро для россиян за это время?
4. Представьте, что в вашем городе появилась новая инвестиционная компания, о которой никто ранее не знал. В её рекламных плакатах, развешанных по всему городу, утверждалось, что эта компания работает давно на финансовом рынке и поэтому способна приносить своим вкладчикам доход 100% в год. Чтобы стать инвестором, необходимо сначала внести первоначальный взнос 10 тыс. р. Ваши родители начали активно обсуждать, стоит ли попробовать таким образом заработать. Что вы по- советуете им, как аргументируете свою позицию?
Финансовая викторина
Проходит в три этапа. Класс разделяется на три группы по 5–10 человек.
Этап первый:
Каждой команде даётся по две минуты, чтобы ответить на вопросы. За каждый правильный ответ выставляется один балл.
Для первой команды:
1. Что такое особые жизненные ситуации?
2. Что такое финансовые пирамиды?
3. Назовите виды техногенных катастроф (не менее четырёх).
4. Что такое страхование?
5. Назовите виды пособий, которые в определённых случаях вы- плачивает государство гражданам (не менее трёх).
6. Где необходимо оформить сертификат на получение материн- ского капитала?
7. Кто оплачивает государственное социальное страхование?
Для второй команды:
1. Что такое финансовое мошенничество?
2. Что такое обязательное медицинское страхование?
3. Назовите виды особых жизненных ситуаций (не менее четырёх).
4. Что такое девальвация?
5. Назовите признаки финансовой пирамиды (не менее трёх).
6. Сколько раз можно получать материнский капитал?
7. Куда следует обратиться за оформлением пенсии по случаю по- тери кормильца?
Для третьей команды:
1. Что такое финансовое мошенничество?
2. Что такое коммерческое страхование?
3. Назовите виды стихийных бедствий (не менее четырёх).
4. Кто такой страховщик?
5. Назовите виды страхования (не менее трёх).
6. Имеет ли право неработающая женщина получать пособие по уходу за ребёнком?
7. Куда следует обращаться за оформлением больничного листа?
Второй и третий этапы проходят так же, как описано в первом разделе.
Ответы на задания
Тесты
Задания с кратким ответом
1. А, В, Д, Е.
2. В, Г, Д.
Задания с развёрнутым ответом
1. Минимизировать потери в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф можно, застраховав свое имущество и здоровье.
2. Различие государственного и коммерческого страхования состоит в том, что в государственном страховании страховщиком являет- ся государство, а в коммерческом — коммерческая страховая компания. Государственное социальное страхование распространяется на всех граждан государства, а коммерческое только на тех, кто заключил договор коммерческого страхования. За государственное социальное страхование граждане не платят непосредственно (платит государство и работодатель через страховые взносы), а при коммерческом страховании оплата полностью производится тем, кто является заказчиком страховой услуги.
3. Инфляция является финансовым риском, так как обесценивает сбережения, т. е. на сберегаемую сумму через какое-то время мож- но купить меньше товаров и услуг, чем ранее. Влияние этого риска можно минимизировать, размещая свои сбережения в банке под определённый процент (примерно соответствующий инфляции или превышающий её). Можно использовать и другие финансовые инструменты (ПИФ, операции с валютой и др.), но они не обеспечивают сохранность сбережений.
4. Финансовую пирамиду можно распознать по следующим признакам:
— предлагается получение в будущем дохода, значительно превышающего среднестатистический доход по подобным вкладам;
— наличие агрессивной рекламы;
— отсутствие полной информации о компании;
— чаще всего небольшой срок существования компании.
Практические задачи
1. За оформлением пособия по уходу за ребёнком следует обратиться к работодателю. В случае если бы мама не работала, следовало бы обратиться в отделение Фонда социального страхования по месту жительства.
2. Определить, что страховать.
2.1. Найти наиболее подходящую страховую компанию:
а) найти информацию о том, какие страховые компании имеют свои офисы в том городе, где она проживает;
б) выбрать несколько надёжных компаний (найти рейтинги надёжности в сети Интернет);
в) узнать, в какую сумму обойдётся страховка интересующе- го имущества в каждой компании;
г) на основе сопоставления надёжности и стоимости страхового полиса выбрать подходящий вариант страховой компании.
2.2. Обратиться в страховую компанию и проверить все предварительные условия страховки (внимательно изучить договор).
2.3. Представить в страховую компанию необходимые документы. Подписать договор и полис.
3. Цена евро выросла на 6,97 р.
70 697 / 64,27 = 1100 евро.
70 697 + 6711 = 77 408 р.
77 408 / 1100 = 70,37 евро.
70,37 – 64,27 = 6,97 р.
4. По всем признакам в данном случае действует финансовая пирамида. Следует посоветовать своим родителям отказаться от та- кого инвестирования. Доказательства могут быть сформулированы учащимися свободно, главное — в них должны быть указаны при- знаки финансовой пирамиды и спрогнозированы последствия её деятельности на ближайшее будущее.
Раздел 4: Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Тесты
1. Из каких элементов состоит банковская система России:
А) Коммерческих банков и налоговой службы РФ
Б) Коммерческих банков и других кредитных организаций
В) Коммерческих банков и Центрального банка РФ
Г) Центрального банка РФ и паевых инвестиционных фондов
2. Специальное разрешение Банка России на ведение банковской дея- тельности в форме официального документа бессрочного характера действия, удостоверяющего с соблюдением установленной формы право банка проводить указанные в нём банковские и другие операции, — это:
А) Банковский сертификат
Б) Банковская лицензия
В) Банковская акция
Г) Банковская облигация
3. Кто осуществляет эмиссию денег в России:
А) Центральный банк России
Б) Коммерческие банки России, имеющие специальное разреше- ние Государственной думы РФ
В) Правительство РФ
Г) Президент РФ
4. Банковская карта — это:
А) Пластиковая карта, привязанная к одному или нескольким счетам её владельца, дающая возможность с её помощью осуществлять различные банковские операции
Б) Денежные средства, находящиеся в распоряжении клиента банка
В) Ценная бумага, удостоверяющая долевое участие в собственности (в уставном фонде акционерного общества)
Г) Письменное соглашение, решение о будущих действиях или взаимных обязательствах, которое принимается двумя или более людьми или предприятиями
5. Разновидность бизнеса, в котором бизнес-единицами являются малые предприятия (т. е. предприятия, имеющие ограничения по количеству сотрудников, а также юридические и налоговые особенности ведения бизнеса), — это:
А) Нелегальный бизнес
Б) Неорганизованный бизнес
В) Индивидуальный бизнес
Г) Малый бизнес
6. Документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем, — это:
А) Бизнес-план
Б) Учредительный договор о создании бизнеса
В) Устав бизнес-организации
Г) Налоговая декларация
7. Что такое издержки:
А) Денежные суммы или материальные ценности, которые были получены в течение определённого периода и в результате осуществления какой-либо деятельности
Б) Выраженные в денежной форме затраты на факторы производства, необходимые для создания экономических благ
В) Денежные средства, предназначенные для расширения производственных мощностей предприятия
Г) Денежное вознаграждение предпринимателя
8. Цена денежной единицы, выраженная в денежных единицах другого государства, — это:
А) Бивалютная корзина
Б) Валюта
В) Валютный рынок
Г) Валютный курс
Задания с кратким ответом (по 2 балла)
1. Какие из перечисленных ниже операций может осуществлять ком- мерческий банк:
А) Приём вкладов
Б) Размещение на хранение ценных бумаг, драгоценных металлов и других ценностей
В) Перечисление налогов физических лиц
Г) Регистрация индивидуальных предпринимателей
Д) Выдача кредитов
Е) Осуществление обмена валют
Ж) Оформление пенсии
Задания с развернутым ответом (по 4 балла за каждое правильно выполненное задание)
1. Какие функции выполняет Центральный банк России? Перечислите 3–4 функции.
2. В чём различие дебетовых и кредитных банковских карт?
3. Что такое кредитная история? Для чего она нужна банкам?
4. По каким причинам множество созданных бизнесов закрывается в первые месяцы и годы своего существования? Напишите три-четыре причины.
5. В чём достоинства и недостатки индивидуального предприниматель- ства (ИП)? Приведите не менее двух достоинств и двух недостатков.
Практические задачи (по 3 балла за каждое правильно выполненное задание)
1. Ваши родители накопили сумму 100 тыс. р. и решили положить её в банк под проценты. Вы, вклиниваясь в разговор взрослых, сказали, что необходимо выбрать наиболее надёжный банк. Родители удивлённо на вас посмотрели, немного подумав, попросили уточнить, что значит надёжный банк и как его выбрать. Что вы ответите своим родителям?
2. Представьте, что вы закончили университет, устроились на работу. В банке, который обслуживает ваше предприятие, вам выдали дебетовую карту, на которую будут перечислять заработную плату, а также предло- жили оформить кредитную карту с кредитным лимитом 30 тыс. р. под 35% годовых. Как вы поступите: согласитесь ли оформить кредитную карту. Свой выбор обоснуйте.
3. Представим, что вы решили стать бизнесменом. Какими качествами вы должны обладать как бизнесмен, чтобы создать успешный бизнес? Назовите не менее четырёх качеств, каждое из которых поясните. Объясните, что необходимо для формирования таких качеств.
4. Представьте, что вы решили создать свой бизнес и даже уже придумали идею бизнеса, создали грамотный бизнес-план. Куда вы обратитесь за финансовой помощью? Напишите две-три организации и объясните, чем именно они могут вам помочь.
5. Дядя Вася, живущий в Париже, подарил вам на день рождения 200 евро. Сначала вы хотели не тратить эти деньги, а подкопить ещё и ку- пить новый компьютер. Но у вас сломался телефон и вы решили по- тратить подаренные деньги на покупку нового телефона. В банке А вам предлагают курс покупки 70,95 р. за 1 евро, в банке Б — 69,95 р., в банке В — 71,01 р. В какой банк вы отправитесь? Свой ответ обоснуйте математическими расчётами.
Финансовая викторина
Этап первый:
Каждой команде даётся по две минуты, чтобы ответить на вопросы. За каждый правильный ответ выставляется один балл.
Для первой команды:
1. Что такое банк?
2. Какие операции выполняет коммерческий банк (перечислите 3–4)?
3. Что такое малый бизнес?
4. Какие элементы входят в бизнес-план (назовите не менее четырёх)?
5. Что такое доход?
6. Что такое валюта?
7. Как девальвация рубля отражается на курсах валют?
Для второй команды:
1. Что такое центральный банк?
2. Назовите три отличия кредитных карт от дебетовых.
3. Что такое бизнес-план?
4. Назовите причины, по которым могут закрываться бизнесы в первые месяцы их существования (назовите не менее четырёх).
5. Что такое прибыль?
6. Что такое валютный курс?
7. Приведите пример ситуации, в которой можно выиграть от осу- ществления операций с курсами валют.
Для третьей команды:
1. Что такое банковская карта?
2. Какие функции выполняет Центральный банк РФ?
3. Что такое бизнес?
4. Назовите примеры успешных бизнес-проектов (не менее че- тырёх).
5. Что такое издержки?
6. Что такое валютный рынок?
7. Как влияют курсы валют на нашу жизнь (назовите не менее трёх примеров влияния).
Второй и третий этапы проходят также, как описано в первом разделе.
Ответы на задания
Тесты
Задания с кратким ответом
1. А, Б, Д, Е.
Задания с развёрнутым ответом
1. Центральный банк:
— осуществляет эмиссию денег;
— устанавливает правила совершения и учёта банковских операций;
— выдаёт лицензии коммерческим банкам;
— осуществляет надзор за всеми кредитными организациями госу- дарства.
2. Различие дебетовых и кредитных банковских карт заключается в следующем. Дебетовая карта связана со счётом клиента, на ко- тором находятся его личные деньги, а благодаря кредитной карте клиент может пользоваться заёмными средствами банка, предо- ставленными ему на условиях платности, возвратности.
3. Кредитная история — это сборник сведений о том, где, у какого банка, какую сумму человек брал в долг и как потом этот долг возвращал (погашал). Хранятся кредитные истории в электронных базах данных специальных организаций — кредитных бюро. Кредитная история нужна банкам для того, чтобы обезопасить себя от недобросовестных заёмщиков. Банки с меньшей долей вероятности дадут кредит тем гражданам, которые до этого времени нарушали нормы кредитного договора.
4. Новый бизнес может закрыться по следующим причинам:
— непонимание рынка, на который выходит фирма. Её основатель даже не пробует провести анализ рынка: сколько человек на нём готовы купить предлагаемый товар или услугу, чего они ждут от такого товара на самом деле, как и где им удобно покупать, сколь- ко конкурентов будут мешать продвижению товара и т.п.;
— отсутствие регулярного и квалифицированного планирования бизнеса. Начинающие предприниматели редко задумываются о том, что и когда им надлежит сделать в будущем, чтобы фирма не прогорела, из чего будут формироваться доходы, какие предстоят расходы по фирме и пр.;
— недостаток управленческих навыков. Начинающий предприниматель обычно никогда и никем не управлял и совершенно не представляет, как организовать работу будущих подчинённых во вновь созданной фирме;
— недостаток денежных средств для развития бизнеса. У начи- нающего предпринимателя не хватает собственных и заёмных средств, чтобы запустить свой проект или продержать его «на плаву», пока выручка не станет регулярно превышать текущие затраты.
Могут быть названы и другие адекватные причины.
5. Достоинства:
— зарегистрировать ИП существенно легче, чем, например, ООО;
— налоговая и финансовая отчётность достаточно проста;
— простота управления. Недостатки:
— отвечает по своим обязательствам своим имуществом;
— не подходит для ведения совместного бизнеса;
— некоторые фирмы не хотят взаимодействовать с ИП, так как у многих нет расчётного счёта в банке (что разрешено по закону) и отсутствует печать;
— не может осуществлять некоторые виды деятельности;
— перечисляет фиксированную сумму страховых взносов, даже если не вёл активную хозяйственную деятельность.
Практические задачи
1. Во-первых, необходимо узнать, есть ли у банка лицензия на ведение операций по приёму вкладов у физических лиц (ин- формацию можно найти на сайте ЦБРФ). Во-вторых, найти рейтинг надёжности, например, на сайте РА «Эксперт» и посмо- треть, какой степенью надёжности обладают рассматриваемые вами банки (А — наиболее надежные, В — менее надёжные, С — ещё менее надёжные и т. д.). В-третьих, можно посмотреть, ка- кие банк имел прибыли за последние годы, преуспевал ли. Для этого можно использовать сайты банков, а также информацию на сайте ЦБ РФ.
2. На этот вопрос нет единственно верного ответа. Главное, что дол- жен проверять учитель, — это оперирование учащимся финансо- выми терминами, понимание того, что деньги по кредитной карте дают под проценты существенно выше, чем обычный потребитель- ский кредит. Важно, чтобы ученик обосновал своё решение.
3. Нет единственно верного ответа. Учащийся может назвать такие качества, как:
— трудолюбие;
— целеустремлённость;
— ответственность;
— готовность претерпевать трудности;
— умение организовывать людей;
— знание основ бизнес-процессов и др.
Важно, чтобы учащиеся смогли объяснить, для чего необходимы эти качества, тем самым показывая своё понимание сути бизнес-деятельности.
Также должна быть сформулирована мысль о том, что, чтобы овла- деть всеми описываемыми качествами, следует серьёзно учиться и много работать над собой, пробовать ещё в школе организовать ка- кие-то дела.
4. Могут быть перечислены такие организации:
— Зворыкинский проект;
— «Опора России»;
— коммерческий банк;
Может быть названа какая-либо региональная организация, помо- гающая начинающим предпринимателям.
Учащиеся могут привести примеры и других организаций.
5. я оправлюсь в банк В, так как там самый выгодный курс покупки банком и я смогу получить за 200 евро 14202 р. В банке А я смог бы получить 14119 р., а в банке Б только 13990 р.
Раздел 5: человек и государство: как они взаимодействуют
Тесты
1. Безвозмездный платёж, взимаемый с физических и юридических лиц специальными органами государства по установленным законом основаниям, — это:
А) Налог
Б) Издержки
В) Кредит
Г) Налоговый вычет
2. Что такое ИНН?
А) Индивидуальный номер налогоплательщика
Б) Информационный номер налогоплательщика
В) Индивидуальный номер налогового органа
Г) Идентификационный номер налогоплательщика
3. Что из перечисленного облагается подоходным налогом?
А) Земельный участок, принадлежащий Петрову С.В.
Б) Квартира, в которой проживает Иванов Р.Л.
В) Автомобиль, принадлежащий Кулькину В.М.
Г) Заработная плата, получаемая Шишкиным в художественном институте, где он работает преподавателем.
4. Величина налога на имущество рассчитывается исходя из:
А) Инвентаризационной стоимости имущества, которым человек владеет
Б) Кадастровой стоимости имущества, которым владеет человек
В) Рыночной стоимости имущества
Г) Государственной стоимости имущества
5. Величина налога на транспортное средство рассчитывается исходя из:
А) Страны его происхождения
Б) Мощности двигателя
В) Марки автотранспортного средства
Г) Предназначения
6. Определённая сумма денег, которая взыскивается в случае задержки уплаты налогов, — это:
А) Налоговый вычет
Б) Прибыль
В) Пеня
Г) Штраф
7. Регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста либо потерявшим кор- мильца, — это:
А) Заработная плата
Б) Пенсия
В) Социальное пособие
Г) Депозит
8. Куда следует обращаться за назначением пенсии в России?
А) В Фонд социального страхования
Б) Фонд обязательного медицинского страхования
В) Пенсионный фонд РФ
Г) Налоговую инспекцию
Задания с кратким ответом (по 2 балла)
1.Соотнесите налог с видом налогов, к которым он относится: