в каком возрасте чаще всего происходит усыновление в японии
98% усыновленных граждан Японии — взрослые мужчины, а не маленькие дети
Для европейца усыновление взрослого ребенка даже звучит странно, не говоря уже о прямых действиях, однако официальные данные Японии говорят о том, что там гораздо чаще усыновляют мужчин 20-30 лет.
История усыновления взрослых началась не вчера, а сотни лет назад, когда Япония начала устанавливать новый порядок наследования семейного состояния после смерти старшего члена семьи. Традиционно ценности передавались по мужской линии, начиная с самого старшего сына. Если в семье не было мальчиков, допускалось наследование имущества приемными сыновьями, поэтому семьи, где были только девочки начали усыновлять мальчиков, чтобы они могли продолжать вести дела и наследовать имущество.
Сегодня традиции практически сохранились — как в традиционном японском браке по расчету. Муж дочери берет ее фамилию и становится для родителей жены зятем и сыном одновременно. Таких мужчин называют мукоёси. Стоит отметить, что совранная японская история знает компании, которые «выжили» только благодаря такому странному усыновлению.
Кроме того, сегодня есть фирмы, которые специализируются на найме для корпораций «добровольцев» на усыновление. Многие бизнес-компании благодарны таким фирмам и, один из самых ярких примеров, Toyota Motor Corporation, основанная в 1937 году. Кстати, компанию Suzuki Motor также возглавляют сегодня приемные сыновья (даже сегодняшний управляющий компанией является четвертым приемным сыном).
Исследователи говорят, что традиция «взрослого усыновления» в Японии вряд ли когда-то исчезнет. С одной стороны, законы этой страны сильно изменились после Второй Мировой войны, с другой — общество очень трепетно относится к старинным традициям и с большего соблюдает их. Кроме того, Япония сегодня сильно страдает от кризиса старения населения.
Научно-
образовательный
портал IQ
Свой чужой
Около 96% японских компаний — семейные фирмы. Из них 1150 существуют уже дольше двух веков. Большинство усыновленных в Японии — мужчины от 20 до 30 лет. Между этими фактами существует прямая связь, обусловленная историческими традициями. В чём она состоит, как наследуется бизнес в «Стране восходящего солнца» и чем отличается от западного, в интервью для IQ рассказал Денис Щербаков, основатель и академический руководитель образовательных программ двух дипломов НИУ ВШЭ и Университета Кёнхи «Экономика и политика в Азии» (бакалавриат) и «Экономика, политика и бизнес в Азии» (магистратура).
Денис Щербаков,
основатель и академический руководитель образовательных
программ двух дипломов НИУ ВШЭ и Университета Кёнхи
«Экономика и политика в Азии» (бакалавриат)
и «Экономика, политика и бизнес в Азии» (магистратура),
заместитель руководителя Школы Востоковедения,
директор Центра развития международной деятельности
факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
— Итак, что же общего в долгожительстве семейных предприятий и, казалось бы, странном усыновлении взрослых людей?
— В Японии приняты две формы усыновления: «особое» и «традиционное». «Особое» похоже на привычное для нас, когда родители берут опекунство над малолетним ребёнком. При «традиционном» приёмными детьми становятся взрослые, чаще всего мужчины в возрасте 20–30 лет.
Первых случаев в стране регистрируется всего несколько сотен в год. Вторые, наоборот, составляют абсолютное большинство — по официальным данным, 85% всех ежегодных усыновлений.
Феномен взрослого усыновления уходит корнями в прошлое. Ещё в древней Японии существовала практика усыновления ребенка мужского пола, позволявшая ему получать статус главы семьи не только при отсутствии наследника по прямой линии, но и в ситуации, если тот не в состоянии управлять семейным имуществом.
Такая система особо распространилась в западных регионах, где сосредотачивались торговцы, которым было необходимо обеспечить передачу семейного дела способному преемнику. Часто кандидат на эту позицию становился мужем дочери главы семьи.
— Усыновление как выгодный контракт в интересах бизнеса?
— Да. Особенно актуальный сейчас, когда в Японии прогрессирует старение населения, а семейными являются 96% всех компаний.
Усыновитель выбирает наследника самостоятельно, по личным и профессиональным качествам. Не случайно взрослые усыновлённые (по-японски — мукоё:си) оказываются более эффективными управленцами, а семейные предприятия живут долго. В среднем 52 года — в два раза дольше, чем в США. Более того, около 1150 таких фирм в Японии старше 200 лет. В Германии для сравнения — 856, в Нидерландах — 240, в Австрии — 167.
25 японских компаний были основаны до 1191 года, 65 — с 1192 по 1573 год. Старейшим семейным предприятием в стране и одновременно старейшим отелем в мире считается гостиница «Хоси-Рёкан», появившаяся в 728 году.
— Всемирно известными японскими фирмами тоже руководят мукоё:си?
— Есть целый ряд примеров. Это и автомобильная компания Suzuki, и другие международные корпорации: Toyota, Canon, Kikkoman, Mitsui, Kajima…
Нынешний председатель правления Suzuki Осаму Судзуки — четвёртый усыновленный наследник среди руководителей концерна. Собственным преемником вместо родного сына он выбрал зятя, отдав первенство способностям, а не кровному родству.
Строительный гигант Kajima управлялся мукоё:си на протяжении трёх поколений. Принятый в семью Мориносукэ Кадзима стал первым генеральным директором компании после Второй мировой войны и впоследствии так же предпочел сыну двух зятьев.
— Получается, пока в других странах решают, что лучше для продолжения бизнеса: прямой наследник или нанятый менеджер, японцы воплотили в жизнь систему два и даже три в одном, поскольку усыновленный (и по сути — нанятый) становится членом семьи. Почему такое стало возможным?
— В Японии сохраняется лишенный сантиментов прагматизм в отношении усыновлений. Забота и близость практически не играют никакой роли в институте «профессионального наследования», а чаще всего и вовсе отсутствуют. В семьях всегда существуют стратегии обеспечения семейного имущества наследником, будь он кровным или же усыновленным.
Японская семья основана не столько на кровных связях, сколько на реализации практических задач в интересах семьи как системы «иэ» (буквально «домохозяйство», «семья»).
Примечательно, что этот термин используется как в отношении физического места проживания, так и родословной, и компании. По сути «иэ» — это социальная группа, ориентированная на производство, корпорация, где главное — обеспечить слаженную работу всех участников процесса.
— В России этого не было. А учитывая, что рыночная экономика зародилась не так давно, не рано ли в принципе говорить о какой-либо системе наследования бизнеса?
— На мой взгляд, задумываться о наследниках никогда не рано. Другое дело, что многовековой культуры передачи бизнеса, сопоставимой с японской, в России пока нет.
— Что, как Вы думаете, мешает или, наоборот, способствует ее формированию?
— Мешает молодость рыночной экономики России и историческое наследие, которое научило бизнесменов бояться того, что их бизнес могут отобрать в любую минуту. А простые потребители мало верят национальной валюте и склонны скорее тратить рубли, чем копить их или инвестировать. Это подтверждается удивлением многих представителей японских корпораций, выходящих на российский рынок. Японцы искренне не понимают, как можно предпочесть траты накоплению и почему русские так не доверяют своим деньгам.
— А если о восточной и западной ментальности в целом: в чем принципиальная разница ведения бизнесов?
— Основным отличием западного и восточного подхода являются так называемые «открытость» и «закрытость». На Западе всегда открыты новым конкурентоспособным партнерам. В Азии намного больше ценятся традиционные многолетние контакты.
Говоря о Японии, это системы подрядов и субподрядов «кэйрэцу», и попасть в такие системы очень непросто.
— Какие подводные камни появляются при международном партнерстве? Что представителям разных культур сложнее всего понять и принять при совместной работе?
— Есть много особенностей, характерных для деловых кругов Китая, Кореи или Японии. Прежде всего — восприятие модели заказчик-подрядчик. В азиатских моделях зачастую заказчик несёт большую ответственность за подрядчика, чем на Западе. Это даёт возможность легче переживать экономические кризисы.
Говоря о прибыли, в Азии идея её получения в долгосрочной перспективе с сохранением репутации превалирует над желанием сиюминутной выгоды.
Если смотреть на специфику ведения диалога с партнёрами из Восточной Азии, то, безусловно, они предпочитают общаться на своем родном языке.
— Национальные черты бизнеса и преодоление нынешней пандемической ситуации – у кого больше шансов выйти победителем?
— Вряд ли стоит говорить, что кто-то сможет стать победителем: в борьбе с мировыми кризисами бизнес всегда будет нести потери. Но в целом, скорее всего, в Азии справятся быстрее. Во-первых, у правительств этих стран есть опыт борьбы с подобными эпидемиями. Во-вторых, в Восточной Азии за счет превалирования общих интересов над частными все рекомендации государства неукоснительно выполняются, что явно помогает избегать широкого распространения эпидемии.
IQ
В каком возрасте чаще всего происходит усыновление в японии
Усыновление было известно в Японии (как и в других странах мира) с давних времен. Оно имело целью продолжение рода, обеспечение жертвоприношения духам предков и поддержку в старости. На протяжении веков менялись цели, условия, порядок, имущественные и неимущественные правовые последствия принятия чужого человека в семью.
Так, у осетин в счет платы за убитого наряду с определенным количеством голов скота и других ценностей сам убийца или кто-либо из его малолетних родственников входил в род убитого. Формально такое вхождение в род чужака оформлялось путем усыновления в качестве усыновленного.
В Китае бездетным считался тот, кто не имел сына, даже если он имел 10 дочерей. Не допускалось усыновление, если усыновитель уже имели мужское потомство. Нельзя было брать в усыновляемые единственного сына из другой семьи. Но если у усыновителя рождался свой сын или если родные родители усыновленного оставались без сына, то возможен был возврат усыновленного в родную семью.
В Японии, если мужчина не мог передать ответственность за свой дом сыну, то его собственная жизненная роль считалась невыполненной. Если глава семьи не мог иметь детей, то он мог усыновить постороннего юношу и объявить его наследником. Если сын оказывался недостойным, отец мог лишить его права на наследство. Усыновлением признавался и прием в семью мужа дочери. В этом случае не дочь переходила в семью мужа, а муж становился членом ее семьи. Акт усыновления совершался обычно на основе общего согласия, любое важное решение принималось всем домом, всей семьей.
В средневековой Японии существовало достаточно жесткое сословное деление. За попытку смены рода занятия, обуславливающего социальное положение (самураи, земледельцы, торговцы, ремесленники), предусматривались суровые наказания. Семейные отношения регламентировались по-разному для представителей разных сословий. Например, не допускался переход представителей вышестоящей социальной ступени на нижестоящую. Моногамия в браке была обязательна для простого народа, а для представителей высших сословий допускалась полигамия. Для нобилитета действовали более строгие правила наследования: члену императорского рода не мог наследовать сын от наложницы, хотя для представителей менее знатных родов это допускалось.
Регулировались семейные отношения преимущественно неписаными нормами обычного права. Переход к письменному праву начался в Японии в середине 7 века н.э. Первый писаный нормативный акт, регламентировавший семейные отношения, появился в 645 г. Это был императорский указ, в котором говорилось: «Сим впервые устанавливается семейное право (дословно «право мужчин и женщин»), по которому дети, рожденные от брака свободного мужчины со свободной женщиной, должны принадлежать отцу; дети от брака свободного человека с рабыней должны принадлежать матери; дети от брака свободной женщины с рабом должны принадлежать отцу; дети от брака раба с рабыней, принадлежащих разным хозяевам, должны принадлежать матери». Фактически эти принципы закрепляли патриархат в семейных отношениях и обеспечивали закрепление потомства рабов за их хозяевами.
Современная Япония также признает необходимость защиты прав несовершеннолетних детей, оставшихся без семейного попечения. Более того, для японцев эти идеи нельзя назвать новыми. В Японии культ детей существовал с давних пор. Ребенок до достижения 7 лет считался не обычным человеком, а божественным созданием. Критерием качества семьи полагались именно отношения взрослых с детьми, а не отношения между супругами. Наряду с этим в Японии и по сей день возможно усыновление совершеннолетних. Так, например, могут быть усыновлены родители жены. Такое усыновление налагает на мужа обязанность по их содержанию. В случае их смерти муж становится одним из их наследников, а с увеличением числа наследников уменьшается сумма налога на наследство.
Пожалуй, японцы шире других используют правовой институт усыновления. Он служит не только способом защиты прав детей, потерявших родителей или попавших в другую тяжелую жизненную ситуацию, но и выполняет древнюю функцию обеспечения сохранения имущества внутри одной семьи. А, быть может, японцы по-другому смотрят на такую простую вещь, как ценность семьи для человека, ведь для взрослого домашний очаг ценен не меньше, чем для малыша.
Сегодня для усыновления в Японии необходимо соблюдение ряда условий. В первую очередь, усыновитель должен быть совершеннолетним. Признается право несовершеннолетнего усыновлять, если он состоит в браке, так как после вступления в брак несовершеннолетний де-юре считается совершеннолетним. Обоснование такой позиции ясно: несовершеннолетние супруги могут иметь собственных детей и, коль скоро законодатель позволяет им вступать в брак в столь юном возрасте, то тем самым признает за ними способность воспитывать детей. Тем не менее, это правило вызывает критику японских ученых. Их позиция также объяснима, поскольку принятие решения об усыновлении, безусловно, требует от человека большей степени ответственности и осознания своего поступка, чем рождение собственного ребенка.
В российском законодательстве вступивший в брак несовершеннолетний признается полностью дееспособным, но при этом не получает право усыновлять. В Семейном кодексе РФ установлен возрастной ценз: сказано, что усыновителем может быть только совершеннолетний.
В Японии, как и в большинстве других стран, не допускается усыновление с условием (например, без предоставления наследственных прав) или ограниченное сроком.
Усыновление в Японии может быть установлено двумя способами: в административном или судебном порядке.
Административная процедура начинается подачей заявления в муниципалитет. Заявление должно быть составлено в письменной форме и подписано не менее, чем двумя совершеннолетними свидетелями. При усыновлении ребенка до 15 лет необходимо согласие законных представителей (родителей, опекунов). При усыновлении детей более старшего возраста необходимо их согласие.
Судебный порядок рассмотрения дел является наиболее регламентированным и совершенным, наилучшим образом обеспечивает защиту прав человека. Видимо, именно по этой причине усыновление несовершеннолетних, а также усыновление опекунами своих подопечных осуществляется только в судебном порядке. Но и из этого правила есть исключения. Не требуется судебной процедуры, если усыновляют своих родственников по прямой нисходящей линии или при усыновлении родственников супругов по прямой нисходящей линии. Здесь, видимо, исходят из того, что близкие родственники не могут причинить ребенку вред.
Дела об усыновлении рассматривают в специальных семейных судах, которые ведут свою историю еще с 1870 г. Первоначально они создавались для содержания несовершеннолетних правонарушителей и, строго говоря, были не судами в полном смысле слова, а, скорее, административными учреждениями. В 1949 г. им были переданы функции традиционных судов по рассмотрению семейных дел, при разрешении которых затрагивались интересы несовершеннолетних (о разделе имущества в семье, имеющей детей, об усыновлении, установлении отцовства и пр.), а также дела о правонарушениях взрослых, причиняющих вред детям. В настоящее время в каждой префектуре Японии есть семейный суд. В число сотрудников семейных судов входят не только судьи и их помощники, но также медики, психологи, педагоги.
После принятия заявления об усыновлении судья семейного суда назначает дату рассмотрения дела. Как правило, это происходит через шесть месяцев после подачи заявления. За это время сотрудник суда (педагог или психолог) знакомится с обстановкой в семье усыновителя, выясняет, какие отношения существуют между родителями и усыновляемым ребенком. В большинстве случаев суд выносит решение после первого слушания дела, но если сочтет необходимым, то может назначить повторное слушание. Решение суда об усыновлении должно быть зарегистрировано в муниципалитете. У родителей и других заинтересованных лиц есть две недели после регистрации усыновления для обжалования. По истечении этого срока решение об усыновлении окончательно вступает в силу.
Усыновления, произведенные в судебном и административном порядке, отличаются по правовым последствиям. Так, усыновленные в административном порядке не полностью утрачивают связь со своей семьей. Наследственное право Японии допускает наследование усыновленного после родителей, если усыновление было произведено в административном порядке. Кроме того, такое усыновление легче расторгнуть.
Усыновление порождает те же отношения, что и для родных детей и родителей. Усыновленный приобретает права родного ребенка с момента усыновления. Таким же образом возникают родственные отношения между родственниками усыновителя и усыновленным. При этом для целей закона не считаются родственниками (а следовательно, не наследуют друг после друга) усыновитель и кровные родственники усыновленного.
Расторгнуто усыновление может быть по соглашению сторон усыновления или в судебном порядке. Соглашение о расторжении усыновления должно быть достигнуто сторонами усыновления. Ребенок старше 15 лет сам осуществляет свои права и обязанности, а права несовершеннолетнего осуществляются представителем, выбранным по соглашению с родными матерью и отцом или назначенным семейным судом. В случае смерти усыновителя, усыновленный может односторонним волеизъявлением расторгнуть усыновление. Но это невозможно со стороны усыновителя в случае смерти усыновленного.
В судебном порядке расторжение усыновления происходит, в частности, в случае, если усыновитель недобросовестно исполняет обязанности по содержанию усыновленного в материальном смысле и попечению в духовном отношении.
Расторжение усыновления прекращает родительские отношения усыновленного с усыновителем, с кровными родственниками усыновителя, родившимися после усыновления. Если усыновленный еще не достиг совершеннолетия, то восстанавливаются родительские права матери и отца, а если это невозможно, то назначается опекун.
СОДЕРЖАНИЕ
История и происхождение
Популярность этой практики неуклонно росла на протяжении всего периода Токугава и вскоре стала обычным явлением среди других социальных групп, помимо самураев. Предполагается, что причиной его популярности среди правящего класса стала низкая рождаемость среди богатых и влиятельных людей, хотя есть много других известных причин или несоответствий, которые опровергают это объяснение. Также стоит отметить, что думать об отделении как о связанном владении наследником и что его отсутствие является единственной исторической причиной для усыновления, является редуктивным, даже в общем; Такие сложности, как «передача» первенца и усыновление при уже имеющемся наследнике, имеют сильный исторический прецедент на протяжении всей эры Токугава.
Однако известно, что она по-прежнему практикуется в современной Японии, хотя в определенных областях она стала в большей степени бизнес-стратегией.
Современная практика
Одна из причин, по которой в Японии преобладают взрослые усыновители, заключается в том, что, хотя система патронатного воспитания действительно существует, переход от патронатного патронажа к усыновлению не поощряется правительством как сильная альтернатива.
Хотя эта практика сохранилась, общественное мнение и широко распространенная практика усыновления взрослых сильно изменились в течение 20 и 21 веков. Например, в начале 20 века становление мукоёси считалось позором или даже выхолащиванием. В отсутствие завоевания власти или капитала мукоёси можно было приравнять к невесте, поскольку он принял новую фамилию и приспособился к своим родственникам. Примером тому служит традиционная поговорка: «Пока у тебя есть три грамма рисовых отрубей, не становись усыновленным мужем». Однако по мере того, как в конце 20 века количество усыновлений увеличивалось, усыновление взрослых стало более тесно переплетаться с семейными фирмами и капитализм, усыновление взрослых равномерно распространилось на городские и сельские районы. Сегодня усыновление взрослыми часто рассматривается как оппортунистическое, и в результате оно приобрело определенную степень престижа. Иногда оно востребовано.
Практика заключения браков между молодыми женщинами, выходящими замуж, в семьях с коммерческими фирмами, и молодыми мужчинами стала довольно распространенной и прибыльной практикой. Некоторые мужчины теперь присоединяются к сайтам знакомств, специально созданным для мужчин, желающих стать Мукойоси, и их усыновляют семьи, которым нужен преемник-мужчина для их бизнеса. Один из самых популярных был создан Chieko Date и позволяет семьям встречаться с потенциальными женихами для своих дочерей.
Приемное родство
Законодательство при усыновлении взрослым
Экономическое влияние
Проблемы усыновления: как сделать детей счастливыми?
В сфере усыновления Япония считается одной из отстающих стран. Во всём мире дети, утратившие возможность проживать с биологическими родителями, обретают новые дома в приёмных семьях. В Японии большинство таких детей остаются в детских домах. В последнее время объектом всеобщего внимания стала принятая 30 лет назад система так называемого «полного усыновления». Общественная дискуссия, развёрнутая в преддверии первого пересмотра системы усыновления в целях стимуляции развития системы, вот-вот достигнет своего апогея.
Статус кровного родства
Система полного усыновления (далее – «усыновление») появилась в 1988 году, через год после пересмотра Гражданского кодекса. В отличие от широкоизвестной системы простого усыновления, при которой в книге посемейной записи ребёнка регистрируют в качестве «приёмного», усыновление обеспечивает ребёнку статус кровного родства, при этом его связь с биологическими родителями утрачивается. Система нацелена в том числе на создание законодательной базы для стабильного постоянного проживания в новой семье. Полное усыновление радикально отличается и от системы воспитания в приёмных семьях (бесплатный патронат). С учётом значимости налаживания связи между ребёнком и родителями с раннего возраста система усыновления распространяется только на детей не старше 6 лет. Официальное предоставление статуса «родного ребёнка» возможно только по прошествии как минимум полугодового периода опеки при наличии решения семейного суда.
По данным Управления по семейным делам Министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения Японии, в 2016 году зарегистрировано 538 случаев усыновления. В последние годы показатель растёт, однако с учётом того, что только в дома малютки ежегодно поступает 3 000 малышей, а общее количество детей в детских учреждениях достигает 26 000, это капля в море. На западе ежегодно усыновляют тысячи и десятки тысяч детей.
Камень преткновения – лишение родительских прав
Почему система полного усыновления не получила широкого распространения? В некоторой мере это объясняется её малоизвестностью, однако решающую роль оказало отсутствие активной поддержки со стороны административной власти. В Японии проблемы детей находятся в ведении так называемых детских центров, но на практике все их ресурсы уходят на борьбу с растущим числом случаев жестокого обращения с детьми. Проживание с родными родителями – ключевая основа детского благосостояния, поэтому рекомендовать систему, предусматривающую полный отрыв от кровной родни, не так-то легко. Компетентные лица отмечают, что фактически «родители просто избегают лишения родительских прав невзирая на невозможность воспитать ребёнка своими силами».
Необходимость получения согласия биологических родителей и возможность отказаться от него в любой момент вплоть до момента официального усыновления новой семьёй – ещё один серьёзный барьер для развития применения системы. Трудности с получением согласия кровных родителей в связи с невозможностью установить их местонахождение, а также вероятность аннуляции согласия на усыновление приводят к тому, что потенциальные родители не решаются подать заявку на усыновление. Результаты опроса Министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения, проведённого среди детских центров, свидетельствуют, что условие о наличии согласия кровных родителей стало препятствием в 70% случаев потенциального усыновления.
Первая реформа
Государство и административные органы отнюдь не сидят сложа руки. В 2016 году в результате пересмотра Закона о детском благосостоянии функции детских центров были усилены, а консультации и помощь в усыновлении вошли в официальный перечень деятельности наряду с профилактикой жестокого обращения с детьми. Опубликованное летом прошлого года Министерством здравоохранения «Новое видение социального воспитания детей» содержит целевые показатели по увеличению количества случаев полного усыновления как минимум до 1000 в год в течение 5 лет.
В июне 2017 года экспертный совет Министерства здравоохранения выпустил Отчёт о способах содействия применению системы усыновления, на базе которого дискуссионный комитет Министерства юстиции приступил к обсуждению конкретных вопросов реформы гражданского кодекса, включая отмену возрастной планки «не старше 6 лет» для кандидатов на усыновление и ограничение на аннуляцию согласия биологических родителей. Внедрение данных мер станет крупнейшей реформой системы с момента её создания.
Наряду с этим каждый элемент реформы, в том числе изменение возраста подлежащих усыновлению детей, требует проведения разносторонней дискуссии с учётом сути системы полного усыновления, а также её дифференциации с системой простого усыновления. Отмена ограничений должна быть обдуманной, поэтому до внедрения реформы и получения определённых результатов пройдёт немало времени.
Усыновление новорожденных как мера профилактики жестокого обращения с детьми до года
Предпосылкой к развитию применения системы полного усыновления стала прогрессирующая проблема жестокого обращения с детьми.
Чаще всего гибнут дети в возрасте до одного года, – это около половины всех случаев со смертельным исходом. Обычно дети становятся жертвами собственных матерей, среди которых преобладает молодёжь, незамужние и рожающие дома женщины. Не имея возможности проконсультироваться по поводу нежелательной беременности, они упускают сроки для аборта, и трагический исход становится единственным возможным выходом из тупиковой ситуации.
Наличие системы консультаций во время беременности и предоставление информации о системе усыновления тем, кто не сможет воспитать ребёнка самостоятельно, способно стать спасением для матери и для младенца. Значительная роль отводится организациям негосударственной сферы. Одна из них – это НКО Florens (Токио), предоставляющее услугу детского сада для заболевших детей, а также работающее с широким спектром проблем детей и общества. Здесь консультируют женщин, попавших в трудную ситуацию в связи с незапланированной беременностью. Если система полного усыновления оказывается оптимальным выбором для женщины и её ребёнка, будущую мать знакомят с приёмными родителями. Желающие усыновить ребёнка проходят ряд процедур, включая проверку документов, собеседование и оценку бытовых условий, регистрируются в системе и посещают необходимые занятия. По мнению компетентных лиц, «вернуть ребёнка в семью после детдома не так-то легко, поэтому большое внимание следует уделять усыновлению сразу после рождения. Консультирование до родов помогает будущей матери в принятии адекватного решения».
Усыновление новорожденных известно в Японии под названием «метод Айти», по названию префектуры, в которой детские центры и ассоциации акушеров-гинекологов начали заниматься вопросами усыновления более 30 лет назад. Подобная практика не сразу получила широкое распространение, однако в последнее время содействие в усыновлении новорожденных оказывают больницы, НКО и другие частные организации, количество которых достигло 23. Треть случаев усыновления младенцев проходит именно через эти организации.
Закон о посредничестве
Большинство организаций, связанных с усыновлением младенцев, действуют во имя спасения жизни малышей и налаживания счастливой жизни как кровной матери, так и приёмных родителей. Отсутствие законодательной базы по посредничеству в сфере усыновления привело к формированию стихийного рынка. Закон о благосостоянии детей запрещает посредничество в коммерческих целях, однако современную ситуацию следует назвать непрозрачной и нестабильной.
В марте 2017 года в префектуре Тиба была арестована компания-посредник в усыновлении детей на коммерческой основе. Впоследствии её деятельность была признана в суде незаконной. Посредник получил от приёмных родителей 2 250 000 йен и, несмотря на отсутствие окончательного согласия кровной матери, передал ребёнка новой семье. Дело получило широкий резонанс, и префектуральное управление впервые в Японии выпустило приказ о прекращении деятельности компании.
НКО Babypost из Осаки, предоставляющее услуги посредника через Интернет, разместило на сайте объявление «Помощь в размере 2 миллионов йен за рождение ребёнка», спровоцировав ряд протестов. НКО намеревалось обеспечить будущей матери расходы на роды и жизнь во время беременности за счёт приёмных родителей, однако вполне закономерно было заподозрено в торговле людьми, и городские власти прибегли к административным мерам.
В апреле 2018 года вступит в действие долгожданный закон «О защите детей при посредничестве в сфере усыновления в частном секторе». Основное отличие от текущей системы заключается в переходе от системы регистрации к системе лицензирования посредников. Закон запрещает посредническую деятельность без лицензии, предусматривая штрафы в случае нарушения, а также обеспечивает лицензированным посредникам государственную поддержку. Цель закона – развитие надлежащего посредничества в системе полного усыновления силами частного сектора в том числе на основе взаимодействия и сотрудничества детских центров с частными компаниями.
«Быстро» – не значит «хорошо»
В преддверии введения в действие Закона о посредничестве упомянутый выше НКО Babypost ведёт подготовку к открытию – обновляет сайт, получает лицензию. 41-летний глава НКО Сакагути Гэнта уверен, что «разработка правил облегчит деятельность и устранит подозрительных посредников. На рынке останутся только честные компании». В течение двух лет он планирует открыть 50-100 отделений по всей стране.
Однако главная проблема НКО – отнюдь не размещение объявления о помощи в размере двух миллионов йен. Если у других посредников, включая Florens, процесс подбора кандидатов занимает около полугода и предусматривает многократные собеседования как с биологической матерью, так и с приёмными родителями, а также содействие административных органов и больниц, обеспечивая принятие взвешенного решения об усыновлении, подбор кандидатов по Интернету можно назвать скороспелым. Компетентные лица сходятся во мнении, что цель деятельности посредников заключается не в самом акте усыновления. Чтобы женщина могла спокойно родить ребёнка и оба жили счастливо, необходимо вести социальную работe, позволяющую принять самостоятельное решение. Однако обеспечивают ли Интернет-посредники такую возможность?
Жительница Йокогамы 31-летняя Симидзу Юи (псевдоним) собиралась отдать своего ребёнка, рождённого в апреле 2017 года, на усыновление через Центр. Отец ребёнка был неизвестен, и на 4-5 месяце беременности, терзаемая сомнениями, стоит ли рожать, если не сможешь воспитать, Симидзу узнала о системе усыновления. Женщина уже практически приняла решение отдать ребёнка, однако буквально за пару недель до родов решила воспитывать ребёнка самостоятельно и вернула выделенные будущей приёмной семьёй средства на жизнь во время беременности, заняв деньги у родителей.
«Отдав ребёнка, некоторые становятся счастливы, а некоторые раскаиваются всю жизнь. Я принадлежу ко второму типу», – считает Симидзу. Любовь к дочери – неведомое ранее чувство. Однако, отказавшись от усыновления, женщина признательна посреднику за возможность узнать о системе усыновления, позволяющей передать ребёнка людям, которые будут любить его как собственного, и за оказанную во время беременности поддержку.
Система усыновления – это шанс спасти жизнь ребёнку и сделать счастливыми кровную мать и приёмных родителей. Необдуманных и скороспелых решений следует избегать, однако для развития применения системы необходимо наращивать темпы. Неотъёмлемые условия для оптимального усыновления – надлежащее функционирование соответствующего закона, опора на волеизъявление биологической матери и социальная работа.