в каком возрасте брайль придумал шрифт для слепых
Луи Брайль. Биографическая справка
Луи Брайль родился 4 января 1809 года в небольшом французском городке Кувре в семье шорника Симона Рене Брайля.
Когда Луи было три года, он поранил себе глаз шорным ножом. У мальчика развилось симпатическое воспаление глаз, и он ослеп. Родители постарались помочь слепому ребенку обрести трудовые навыки: научили плести бахрому для конской упряжи и шить домашние туфли, пригласили учителя музыки, который обучил его игре на скрипке.
В январе 1819 года Луи Брайль был зачислен в Парижский институт для слепых. Воспитанников в институте обучали грамоте, музыке, вязанию и ткачеству. Для занятий предоставлялись книги, изданные рельефно-линейным шрифтом. По многим предметам учебников не было, не существовала тогда и системы записи нот для слепых, поэтому методика преподавания была основана на восприятии информации на слух.
Луи Брайль был одним из способнейших воспитанников института, и в 1828 году, когда он окончил учебу, ему было предложено остаться в институте и стать младшим учителем-репетитором. Брайль принял это предложение. Потом он преподавал географию, алгебру и музыку – и одновременно был органистом в парижской церкви Сен-Николя де Шан.
Еще во время учебы Брайль задумал создать систему рельефно-точечной письменности, которая была бы удобной для восприятия через осязание, и в то же время позволяла бы точно отражать все особенности того или иного языка, записывать цифры, химические и физические знаки, ноты. Он работал над системой долгие годы, и первый ее вариант предложил на рассмотрение совета института еще в 1829 г. Но идея Брайля не была поддержана. Одним из основных аргументов было то, что разработанный им шрифт неудобен для зрячих преподавателей.
В 1837 году по настоянию слепых совет института вновь вернулся к рассмотрению вопроса о новой системе письма, пригодной для слепых. Было принято решение напечатать рельефно-точечным шрифтом Брайля «Краткую историю Франции». С выходом этой книги система письменности, основанная на рельефном шеститочии, официально обрела право на жизнь.
В первые годы после выхода «Истории» изобретение Брайля пытались игнорировать, потом безрезультатно стремились переработать, но в конечном счете во всем мире было признано, что разработанная Брайлем система письменности для слепых является наилучшей.
Кроме букв и цифр на основе тех же принципов Брайль разработал и систему записи нотных знаков и с ее помощью преподавал музыку слепым.
Им также был создан специальный прибор для письма, который с небольшими изменениями дошел до нашего времени.
В России первая книга по системе Брайля была издана А.А. Адлер в 1885 году.
Луи Брайль умер 6 января 1852 года. Он похоронен в родном городке Кувре. В доме, где он родился и провел детские годы, открыт музей, а улица, которая ведет к дому, названа его именем.
В мае 1887 года в Кувре был открыт памятник Луи Брайлю, созданный известным французским скульптором Леру.
К 100-летию смерти Брайля, в 1952 году, прах был торжественно перенесен в парижский Пантеон.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Сегодня для чтения и письма незрячие люди всего мира используют рельефно-точечную систему Луи Брайля. Чтобы понять ее уникальность и значимость, необходимо рассмотреть и рассмотреть предисторию ее создания, все иные попытки создания способов, с помощью которых незрячие люди смогли бы приобщиться к знаниями, обучиться грамоте и получить образование.
Уже издревле человечество задумывалось об изобретении шрифта, с помощью которого люди, лишенные зрения, могли бы обучаться наравне со зрячими. Среди таких первооткрывателей, которым были не чужды нужды слепых, можно упомянуть Араб-Эль Амида (1321 г.), арабского ученого, Франсиско Лукаса (1580 г.) из Мадрида, римлянина Рампазетто (конец 16 в.), философа Гарсдерфера, который в своих сочинениях описывает, как можно научить слепых чтению и письму грифелем на таблицах, покрытых слоем воска.
Нельзя не вспомнить Франсиско Лана (1631–1687 гг.), иезуита из Италии, который изобрел точечный шрифт. Поле его знака делилось на девять частей, в зависимости от того, в какой части и в каком количестве находились точки, определялось значение знака. Но все попытки обучения слепых при помощи шрифтов вышеупомянутых изобретателей, к сожалению, были единичными. До тех пор, пока Валентин Гаюи, талантливый и авторитетный ученый, тифлопедагог, стоявший у истоков теории и практики обучения и воспитания незрячих, не предложил собственный вариант шрифта.
Валентин Гаюи (1745-1822гг.) родился в семье ткачей во Франции. Став опытным лингвистом, и знавший несколько разных языков, он был одним из образованнейших людей своего времени.
Вдохновленный идеями гуманизма эпохи Просвещения, успехами аббата Л’Эпе (Abbé de l’Epée) в обучении глухонемых. В.Гаюи задумал обучать другую категорию людей с ограниченными возможностями – слепых. С именем В.Гаюи связано открытие первого учебного заведения для незрячих. Для того, чтобы обучить своих незрячих учеников грамоте, В.Гаюи изобрел рельефно-линейный шрифт, который в 1785г. он представил комиссии Парижской академии наук. Система письма Валентина Гаюи представляла собой обыкновенный шрифт для зрячих – «унциал», т. е. «равный одной унции» (29,86 грамма).
Первоначально шрифт был передвижной, как типографский. Набирали его строками, вставляя в гнезда, проделанные в доске. После усвоения букв, слепой располагал их последовательно в специальном наборном ящике так, как это делают наборщики в типографии. Но такой шрифт нельзя было читать без помощи зрячих людей, которые помогали незрячим справиться со столь тяжелым оборудованием. В связи с этим В. Гаюи, задумал печатать рельефом на бумаге, что значительно облегчало процедуру чтения. При печатании книг выпуклый шрифт вытеснялся на одной стороне влажной бумаги, затем листы склеивались чистыми сторонами, сшивались и переплетались в книгу. При помощи «унциала» помимо букв, можно было изображать так же цифры и ноты. Шрифт был не менее 15 мм в высоту (в последствии высота букв варьируется) и вполне доступен для осязания, а рельеф после прочтения хорошо сохранялся. Буквы имели такое же очертание, как и при письме для зрячих людей, они были украшены различными завитками и имели курсивную форму, что, конечно, затрудняло их осязательное восприятие.
Первая книга, напечатанная «унциалом», увидела свет в 1786 году. Это был трактат Валентина Гаюи «О воспитании слепых детей». «Унциал» Гаюи не нашел практического применения в школах, несмотря на то, что в основанном им Парижском институте слепых, использовались для обучения книги, напечатанные рельефно-линейным шрифтом. Ученики Гаюи изучали алфавит при помощи букв, вырезанных из меди, воспроизводя их на бумаге карандашом.
Система В.Гаюи послужила толчком для дальнейшего исследования проблемы письма и чтения слепых с помощью рельефа. Так, Франсуа Лезюэр (1767-1827 гг.) –первый незрячий ученик Гаюи, который до встречи с учителем занимался попрошайничеством, продолжает дело своего учителя. Франсуа оказался талантливым учеником и быстро усваивал знания. В.Гаюи учил мальчика читать, используя деревянные буквы, Франсуа овладел также счетом, игрой на рояле. Впоследствии Валентин Гаюи добивается приглашения продемонстрировать успехи своего подопечного в Версале, а затем и в Академии наук.
Монарх и члены академии по достоинству оценили успехи В. Гаюи и его ученика Лезюэра. Идея о возможности и необходимости обучения незрячих была воплощена в жизнь. При покровительстве короля в 1784г. в Париже была открыта первая школа для слепых. Лезюэр становится помощником Валентина Гаюи в обучении слепых детей и пытается видоизменить его шрифт. Так появился прямой латинский шрифт Лезюэра. Шрифт Лезюэра также, как и шрифт Гаюи,был рельефно – линейным и не годился для самостоятельного рельефного письма, а печатную продукцию также можно было издавать лишь типографским способом. Достоинство шрифта Франсуа Лезюэра заключалось в том, что он убрал все украшения и выпрямил буквы, что значительно облегчило осязательное восприятие текста. Однако шрифт все равно требовал дальнейшего упрощения, либо видоизменения, так как не вполне соответствовал осязательным возможностям слепых. Такие попытки в дальнейшем предпринимались, в основном, тифлопедагогами различных европейских стран.
Совершенствования рельефных шрифтов для слепых шло по линии вытеснения рельефной линии рельефной точкой, наиболее удобной для осязательного восприятия слепых. Именно к такому выводу пришел и австрийский тифлопедагог, директор Венского института слепых Иоганн Вильгельм Клейн (1756-1848 г.). Иоганн Клейн вносит огромный вклад в развитие тифлопедагогики, обогащает теорию и практику обучения незрячих разнообразными приемами и методами обучения. Помимо того, что он впервые в своем «Учебнике для занятий со слепыми» описал идею тренировки собак-поводырей, Клейн для чтения и письма незрячих изобрел свою «игольчатую» рельефную систему. В процессе разработки шрифта Клейн опирался на существующий практический опыт Гаюи. Знаки «игольчатого» шрифта повторяли очертания букв латиницы, т. е. сохранили форму «унциала» Гаюи, однако изображались пунктирной линией. Каждая буква состояла из большого числа точек. В связи с этим некоторые исследователи считают, что изобретение Клейна является переходным этапом от рельефно-линейного шрифта к рельефно – точечному.
Книги Клейна печатались тем же способом, что и книги Гаюи и Лезюэра. Однако и этот шрифт не полностью удовлетворял потребности людей с глубокими нарушениями зрения.
Не менее интересным является шрифт французского военного Никола Мари Шарля Барбье де ля Серр (1767–1841 гг.). Барбье был далек от нужд слепых, занимался изучением тайнописи, работая в военном ведомстве. В 1808г. Шарль де ля Серр, используя наработки иезуита Франсиско Лана, изобрел свою шифровальную рельефно-точечную систему для сохранения военных тайн и для чтения секретных донесений ночью. Поэтому шрифт Барбье был назван «письмо в темноте». Его знак состоял из двенадцати точек, расположенных в два столбика, по шесть в каждом. Также была разработана таблица, состоявшая из 36 звуков и звуковых сочетаний. Таблица имела шесть строк, на каждой из которых можно было записать по шесть звуков, букв. Первый столбик по количеству точек обозначал порядковую строку, второй — порядковый звук в строке.
Для письма Барбье предложил свой прибор — деревянную линейку с бороздками по всей длине, на которую накладывался лист, и подвижную металлическую скобу, крепившуюся сверху на лист и линейку. С помощью пуансона в бумаге проделывались выпуклые точки и создавались рельефно-точечные буквы. Однако изобретение Барбье не пригодилось военным, и в 1821 году он представил свое изобретение воспитанникам Королевского института слепых, среди которых был двенадцатилетний Луи Брайль. В 1821-1822 гг. эта система была введена в Парижском институте слепых и изучалась параллельно с системами Гаюи и Лезюэра. Главным недостатком системы Барбье было то, что она была фонетической, т.е. слова писались так, как произносились, знаков препинания не было, ноты и математические знаки не могли записываться. Шрифт был сложным и громоздким. Знак состоял из большого числа точек и попадал под подушечку осязающего пальца не полностью, поэтому скорость чтения такого шрифта была невысока, даже по сравнению со скоростью чтения рельефно-линейного шрифта. Несмотря на имеющиеся недостатки, система Барбье используется в практике обучения слепых. Особое значение данной системы письма заключается в том, что изобретение Барбье натолкнуло юного Луи Брайля на мысль о создании своего уникального рельефно – точечного шрифта и прибора для письма, прототипом которого послужил прибор Барбье.
Вот тут можете посмотреть еще варианты, которые были в истории.
Создателем современной письменности слепых стал французский педагог Луи Брайль, основавший первое специализированное образовательное учреждение для незрячих детей. Он родился в семье сапожника в январе 1809 года, а в три года полностью потерял зрение. Однако с помощью родителей уже к школьному возрасту он умел многое. Родители Луи Брайля, когда мальчику исполнилось 11 лет, отправили его учиться в Институт для слепых детей, который находился в Париже. Когда Брайль испытал код Барбье, он почувствовал, насколько тот сложен, но у мальчика появилась идея по упрощению этого кода и созданию нового, используя возможности человеческого восприятия на ощупь.
Луи Брайль, когда ему было 15 лет, разработал свой код, где символы обозначались максимум шестью точками, и придумал комбинации для всех без исключения букв, знаков препинания, цифр и даже нот.
Для обозначения букв Брайль использовал шесть точек, расположенных в два столбца и три ряда. Учитывая порядок букв в латинском алфавите, первые буквы обозначались верхними и средними точками, для обозначения следующих букв добавлялись нижние точки, сначала два раза слева, потом два раза справа. Наличие или отсутствие точки давало определенный символ. Одной из особенностей использования шрифта Брайля является то, что текст пишется справа налево, а потом письмо переворачивается и написаное читается слева направо.
В 1837 году вышла первая книга, которая была напечатана шрифтом Брайля. Это была история Франции, но к сожалению, она не получила признания, потому что не все люди понимали возможности использования азбуки Брайля. Широко применять шрифт Брайля начали намного позже, уже после смерти автора, а в его институте эту систему стали использовать через 2 года после его смерти, потому что учителя в институте были не очень прогрессивными и предпочитали старый громоздкий шрифт Гаюи.
За пределы Франции легендарное изобретение учителя без зрения вышло только в 1854 году. Следует отметить, что версии шрифта Брайля разработаны для разных языков мира, основание которых не опирается на латинский алфавит.
В 1869 году при задействии азбуки Брайля напечатали первый роман, который носил название «Лавка древностей» автор Чарльз Диккенс. В 1990 году Вашингтонский каталог охватил все существующие в мире системы письма для слепых. А в 2002 году на банкнотах Евросоюза цифра, которая означает номинал купюры, записывается шрифтом Брайля.
В настоящее время с помощью шрифта Брайл слепые люди имеют возможность не только читать или писать, но и пользоваться Интернетом. Сейчас придумали устройство к компьютеру, которое превращает обычный текст в текст, написанный шрифтом Брайля.
В 1873 г. в Бостоне Д. Смит создал так называемый «модернизированный брайль Смита». При этом основы системы сохранялись, а изменялись лишь значения конкретных комбинаций точек. Такой метод видоизменения называется «фреквенцией» (частичным изменением) системы. Впоследствии появляется большое количество фреквенций. Стремясь к наибольшему единообразию национальных вариантов шрифта Брайля, Международная конференция по унификации азбуки Брайля 1950 года в Париже осудила принцип фреквенции. Так, в 1929г. происходит унификация записи нот, а в 1932г.- создание единого английского алфавита Брайля.
Первая попытка создать алфавит Брайля в России принадлежит князю Денису Михайловичу Оболенскому (1844 –1918гг.). Д.М. Оболенский при создании русского брайля ориентировался на немецкий алфавит.
В 1877 г. попечитель Института для слепых Императорского Человеколюбивого Общества А. В. Полежаев предложил для использования свою азбуку. Он также, как и Оболенский использовал
шеститочие Брайля. Однако Полежаев не считал нужным соблюдать сходство с французским и немецким алфавитом Брайля, полагая, что слепые из разных стран, вследствие их бедности, не будут иметь возможности общаться друг с другом. Существенным для Полежаева являлась лишь простота обучения азбуке. Важнейшим принципом его алфавита стало использование знаков, состоящих из небольшого числа точек, для часто встречающихся букв.
Большая заслуга по созданию русской азбуки Брайля принадлежит К.К.Гроту, руководившего Александро–Мариинским попечительством для слепых в Петербурге. В 1880 году председатель Киевского Отделения Попечительства А. Ф. Андриашев прислал Гроту свой вариант азбуки для слепых. В ней гласные изображались преимущественно точками, а согласные — линиями, использовались также окружности.
Но К.К.Грот настаивал на введении именно системы Брайля и направил в Германию для знакомством с зарубежным опытом обучения слепых педагога Е.Р.Трумберг. Именно Трумберг, при содействии директора Дрезденского института для слепых Бютнера составила алфавит, одобренный Гротом, который ввел его в обращение в 1881г. Некоторое время шрифт Трумберг конкурировал со шрифтом Полежаева, но впоследствии вытеснил его. С тех пор русский алфавит Брайля изменялся лишь однажды — в связи с орфографической реформой 1917-1918 г., которая заключалась в изменении ряда правил русского правописания, когда были упразднены знаки для букв «i», «ять» и «фита».
Размышляя и экспериментируя, автор заметил одну интересную особенность человеческого восприятия. Если на каждой фаланге пальцев человека разместить по 6 точек, то при надавливании на отдельные точки при помощи, скажем, острия карандаша человек сможет точно сказать, в каком именно месте это произошло. А это значит, что, разместив на каждом из 4-х пальцев (большой по одной важной причине не в счет) по 6 надавливающих элементов (например, микро-соленоидов), можно получить всего 72 элемента, причем расположение клавиш может соответствовать расположению клавиатуры QWERTY (стандартная раскладка клавиатуры компьютера или пишущей машинки). Элементы можно разместить на перчатке или в напальчниках, а вместо надавливающих элементов использовать тепловые элементы или слабые электрические разряды.
Ввод-вывод
Конечно, использовать перчатку только для получения информации невыгодно. Надавливающие элементы можно использовать и как кнопки. Тогда этой же перчаткой можно будет вводить информацию в компьютер, нажимая большим пальцем на соответствующие кнопки. Причем мы получаем адаптивную клавиатуру, где сами кнопки, расположенные на пальцах, двигаются навстречу большому пальцу. Это приведет к сокращению амплитуды движения пальцев. Это, в свою очередь, уменьшит время нажатия на клавишу, т.к. оба пальца рук будут двигаться скоординированно навстречу друг другу.
А оснастив перчатки простым синтезатором речи или дисплеем, можно решить проблему коммуникации для немых и глухонемых. В отличие от стандартных устройств, перчатка имеет малые размеры, проста в применении и может быть связана с различными устройствами ввода-вывода информации.
Обращенный Брайль
Другая идея – остаться с хорошо знакомым слепым шрифтом Брайля, но заставить буквы «бежать». Используя «перчаточную» технологию, можно изготовить напальчник, состоящий из матрицы Брайля, и последовательно подавать букву за буквой. Таким образом будет осуществляться чтение. Можно также на 4-х пальцах расположить 2 элемента Брайля. Преимущества предложенного устройства ввода-вывода информации:
– малая масса и габариты;
– удобство применения;
– адаптивность;
– возможность работать в самых различных позах (эргономичность).
Что дальше?
Сейчас исследуются возможности подсоединения телевизионных камер непосредственно к окончаниям зрительных нервов. Получены первые положительные результаты, но данная технология находится только в стадии испытаний и может быть применена к ограниченному количеству людей, так что без осязательных аппаратов не обойтись. Ученые в своих исследованиях идут дальше. Так, группа Кришнакутти Сатья из Университета Эмори исследовала работу мозга слепых при чтении ими текстов, напечатанных азбукой Брайля. Сканируя мозг подопытных, ученые установили, что при ощупывании букв пальцами работают зрительные центры мозга – причем точно так же, как у людей, читающих текст глазами. Проводившееся в этот момент сканирование их мозга методом магнитного резонанса показало, что зрительные центры работают столь же активно, как и осязательные. Что это значит, пока неясно, но факт очень интересный.
Луи Брайль: Ослепляющее великолепие вечной надежды
Имя Луи Брайля свято для всех людей на земле, кто по разным причинам потерял зрение. Луи Брайль создатель уникального рельефно-точечного шрифта, позволяющего читать и писать слепым людям.
В этой статье мы хотим рассказать о жизни этого замечательного человека, а также об удивительной женщине Анне Александровне Адлер, силами которой метод Брайля появился и был внедрен в нашей стране.
Луи Брайль родился в 1809 году в семье ремесленника в маленьком французском городке Кувре. Его отец занимался изготовлением конской упряжи. У Луи были две старшие сестры и брат.
Однажды, когда мальчику было 3 года, он играл в мастерской отца и повредил себе глаз. В глаз попала инфекция, и воспаление перешло и на здоровый глаз. Постепенно мальчик ослеп. Родители очень переживали за своего маленького сына, ведь слепых людей ожидало печальное будущее: нищенское существование и голодная жизнь на милостыню.
Но отец решил развивать мальчика. Он сделал для сына специальные дощечки с прорезями, по которым учил алфавиту. Позже Луи научили писать. Отец всюду старался брать сына с собой. Он учил его различать пение птиц, крики животных и ароматы цветов. А еще отец рассказывал сыну о Боге.
С семи лет Луи начал посещать школу в Кувре. Мальчик удивил учителей своими способностями и очень быстро стал лучшим учеником. А в 10 лет родители решают отдать сына в Королевский Институт для слепых детей.
И в Институте Луи стал первым учеником по всем предметам. Особенно ему нравилось заниматься музыкой: он освоил пианино и орган. В 16 лет мальчик получает оплачиваемое место органиста в небольшой церкви рядом с Институтом. Большую часть жизни он служит органистом в различных храмах Парижа.
Обучение в институте основывалось на выслушивании и запоминании. Письмо практически отсутствовало. В библиотеке имелось небольшое количество книг, напечатанных по методу Валентина Гаюи. Несмотря на то, что книги были тяжелые и громоздкие, а на чтение уходило много времени, это было любимое занятие Луи.
С 12 лет Луи Брайль начинает свои эксперименты по созданию алфавита для слепых. Он использовал каждую свободную минуту, иногда проводя за своими экспериментами целые ночи. Полностью он закончил свою работу к 15 годам. Метод состоял в использовании различных комбинаций 6 выпуклых точек, каждой букве французского алфавита соответствовало свое расположение точек. Так же отображались знаки препинания и цифры. Продолжая свои изыскания, Луи адаптировал метод для нотной записи.
В 1829 году Луи Брайль выпустил небольшую книгу, в которой рассказывалось о возможностях придуманного им рельефно-точечного шрифта. Новый метод с воодушевлением приняли учащиеся родного для Брайля Института. Однако ученые профессора и чиновники не торопились внедрять новшество в жизнь.
Живя в Институте, Луи Брайль был очень деятелен: он изучал орган, принимал участие в богослужениях в качестве органиста, учился в Колледже Франции. В 17 лет он стал учителем в младших группах, а в 19 лет преподавал почти всю программу Института (арифметика, география, грамматика, музыка). Ученики обожали своего юного наставника за его бесконечную доброту и сострадание.
Неутомимую деятельность Луи Брайля ничто не могло остановить, даже то, что к 26 годам он был болен туберкулезом. А основное лечение было отдых.
Луи продолжал работу над улучшением своего метода. Он задумался над тем, что не много зрячих людей владеет его методом, а слепым надо знать обычный алфавит. Что бы его слепые подопечные могли общаться со своими зрячими родными и друзьями, он придумал специальную иглу, с помощью которой можно было рельефно изобразить обычные буквы. Однако этот способ занимал много времени.
Решить эту задачу Брайлю помог Пьер Фуко. Он ослеп в 6 лет, но был одаренным человеком, особенно в вопросах механики. Фуко предложил использовать изобретенную им машину, которую он назвал «Клавишный Печатник». При нажатии на кнопку появлялся чернильный оттиск обычной буквы, и одновременно эта буква приобретала рельеф. Такой текст могли прочесть и слепые, и зрячие. Так появилась на свет бабушка пишущей машинки.
Печатная машинка для незрячих
Здоровье Брайля продолжало ухудшаться. Он проводил отпуск в родном Кувре, дышал полезным горным воздухом, но душой и сердцем был со своими учениками и работой. Он не мог долго оставаться один.
О своих нуждах и своем здоровье Брайль беспокоился очень мало. Из получаемых им денег лишь небольшую часть он тратил на себя, покупая самое необходимое, а остаток откладывал, чтобы помогать другим. Он использовал свои сбережения для приобретения книг и приспособлений для письма по его методу для бедных студентов.
Луи Брайль был известен своей бесконечной добротой, за которую никогда не искал благодарности. После смерти в его личных вещах друзья нашли небольшую коробочку с надписью: «Сжечь, не открывая». Надпись заинтриговала людей, и коробочка была вскрыта. Там находились сотни расписок о данных в долг деньгах. Друзья исполнили волю Брайля: коробочка и ее содержимое были сожжены.
Казалось, что здоровье Брайля улучшилось, и он вновь занимается преподаванием. Однако он был очень слаб и, чтобы сберечь силы, говорил тихо. Но состояние его здоровья не отражалось на качестве преподавания. Он по-прежнему любим и уважаем учениками.
В это время рельефно-точечный метод Брайля активно используется в Институте: ему обучают студентов на занятиях, на нем печатают книги и ноты. По отпечатанным таким образом нотам исполняют классическую музыку и церковные службы. Метод становится все более и более известным в Европе. Придет время, и о нем узнает весь мир!
Здоровье Брайля вновь ухудшается, и он просит отпустить его на покой. Руководство Института знает, что у Брайля нет средств для достойной жизни, и его оставляют в качестве учителя музыки. Он преподает фортепиано в те дни, когда неплохо себя чувствует.
В 1852 году методом Брайля пользовались в основном в стенах Королевского Института для слепых и немногочисленными энтузиастами за его пределами. Но уже в 1854 году метод Брайля был официально признан во Франции и начал распространяться в европейских странах.
А в 1878 году на всемирном конгрессе в Риме метод Брайля был утвержден, как наиболее подходящий метод чтения и письма для слепых людей.
Спустя 100 лет после смерти Луи Брайля его тело было перенесено во французский Пантеон и захоронено вместе с другими выдающимися людьми Франции. До наших дней сохранился дом, где родился и провел детство Луи Брайль. Теперь там организован его музей.
Анна Адлер родилась в Москве 2 февраля 1856 года в дворянской семье полковника русской армии. Её детство и юность прошли в Казани.
В 1874 году Анна Александровна окончила с серебряной медалью Казанскую Мариинскую женскую гимназию. В стенах гимназии зародилась её тяга к педагогической и просветительной работе. Впоследствии педагогика и просветительство стали смыслом всей её жизни. В 1875 году она окончила Казанские педагогические курсы и получила звание домашней учительницы.
Сразу по окончании курсов Анна Адлер с головой ушла в общественную деятельность. Она участвовала в благотворительных организациях в годы русско-турецкой войны (1877-1878), помогала голодающим в Самарской и Уфимской губерниях, открыла народную библиотеку-читальню в Стерлитамакском уезде.
1880-е годы стали началом её почти 45-летней деятельности на поприще просвещения слепых. Умы передовых людей того времени занимали мысли об изменении отношения государства и общества к инвалидам. Содержание людей с физическими недостатками, например слепых, за счёт пожертвований благотворителей в богоугодных заведениях способствовало лишь их биологическому выживанию.
Инвалиды фактически были лишены возможности самореализации в общественно-полезном труде. Чтобы решить проблему востребованности обществом незрячих людей, необходимы были учреждения, создающие возможность трудовой деятельности незрячих, которая способствовала бы раскрытию их потенциала. Необходимыми условиями полноценного физического и интеллектуального развития слепых и вовлечения их в общественную жизнь являлись грамотность, профессиональная подготовка и возможность последующего трудоустройства.
Анна Александровна Адлер
Анна Адлер решает самостоятельно заняться книгопечатанием для слепых, что требовало большого труда и значительных денежных затрат. В 1883 году Анна Александровна Адлер была избрана попечительницей Московской школы для слепых детей.
В том же 1883 году она осуществила перевод нотной системы на рельефно-точечный шрифт. Воспитанники Московской школы стали обучаться игре на фортепиано, скрипке и виолончели не на слух, а по выпуклым нотам, что позволяло им точно воспроизводить мелодию. Знание нотной системы на точечном шрифте давало возможность изучения элементарной теории музыки и открывало путь к профессиональному владению инструментом или голосом.
Анна Адлер привлекла к музыкальным занятиям со слепыми и свою подругу Варвару Дмитриевну Цветаеву, урождённую Иловайскую, дочь известного историка Д.И. Иловайского и супругу Ивана Владимировича Цветаева, впоследствии основателя Музея изящных искусств им. Императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
Нельзя не согласиться, что взгляды Анны Александровны Адлер на педагогику оказались актуальны и по сей день:
«Ничем так верно не определяется степень образования общества и государства, как степенью их внимания к воспитанию подрастающего поколения. Воспитание молодого поколения есть долг гражданский и предмет общей заботы всех членов общества.
Самые древние нравоучителя считали мудрость и доброту лучшими качествами человеческой личности. Поэтому существенная задача воспитания состоит в том, чтобы сообщить воспитаннику верный взгляд на жизнь, сделать его сердце чистым, приимчивым ко всему хорошему и благородному, приготовить его на жизненную борьбу за веру и правду.
Судьба воспитанника в будущем зависит от того: 1) что он знает, 2) что он любит, 3) что он может. Поэтому цель воспитания можно определить следующими словами: воспитывать так, чтобы в зрелом возрасте он нашел себя, 1) могущим делать доброе, 2) любящим делать добро и 3)имеющим силу совершать доброе. С такими задатками воспитанник найдет себя способным к выполнению главного назначения человека на земле…»
В 1884 году Анна Адлер на свои средства заказала в Берлине типографское оборудование – пресс, шрифт, наборные ящики, кассы и другие принадлежности – с тем, чтобы приступить к печатанию книг шрифтом Брайля в России.
Печать книг трудно давалась Анне Александровне. Стали нарастать проблемы со здоровьем. Однако это не останавливало ее. Вот что мы видим из ее писем.
16 октября 1885 года:
«…Я работаю каждый день с одной помощницей, которая уже очень хорошо освоилась с делом, через день приходят еще две, которые помогают набирать или разбирать, смотря по надобности. Работаю с 10 до 4-х, а потом еще я одна весь вечер. Мама тоже помогает корректировать. При такой усиленной помощи удается отпечатать в день одну страницу в 120 экземплярах и набрать часть другой страницы, не более».
30 октября 1885 года:
«Относительно цены книг я положительно становлюсь в тупик, до сих пор мною истрачено еще только 325 руб., на переплет положила приблизительно 50 р., а бумагу еще Вы не оценили. Относительно же оценки труда при первом издании не может быть и речи, т.к. я хочу, чтобы книги были не особенно дорогие, да и, кроме того, издание может выйти небезукоризненным; да и можно и в истории упомянуть, что эти книги дешевле потому, что даровой труд, а это в будущем ни к чему ни в каком случае не обязывает. Наконец, для своей школы я могу дешевле отдать, потому что денег у нас очень мало, а Мариинское попечительство может заплатить несколько дороже…»
В конце 1885 года работа над первой книгой, которая была названа «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер», была завершена. В сборник вошли 5 стихотворений Н.А. Некрасова, 15 небольших рассказов для чтения, рассказ «Царь — работник» Корниловича, «Механик-самоучка» о Кулибине, «Александр II – царь освободитель», биография Луи Брайля из книги Г. Куля, переведённая Анной Адлер с немецкого языка.
Так Анна Александровна Адлер стала первой в России, кто напечатал книгу для слепых детей шрифтом рельефного шеститочия – шрифтом Луи Брайля. Книга была выпущена тиражом 100 экземпляров. По своему качеству издание не уступало лучшим иностранным образцам. С тех пор 1885 год принято считать годом рождения брайлевской печати в России.
Анна Адлер позаботилась и о том, чтобы дать незрячим школьникам материал для их профессиональной ориентации. С этой целью она поместила во второй своей книге очерк о замечательном слепом настройщике клавишных инструментов и фортепьянном мастере Клоде Монтале. Он явился зачинателем профессии слепых настройщиков музыкальных инструментов, и его заслуги были отмечены высшей наградой Франции – орденом Почётного легиона.
В 1891 году состоялся первый выпуск учащихся Петербургской школы слепых детей. В следующем году первая группа слепых окончила Московскую школу. Незрячие юноши и девушки вступали в самостоятельную жизнь. У брайлевской книги появились взрослые читатели. Для удовлетворения их потребностей в чтении требовалась не только соответствующая литература, но и организация библиотечного обслуживания. Анна Адлер взяла на себя инициативу по созданию специальной библиотеки для слепых в Москве. Помогали ей в этом видные деятели культуры того времени.
Известный филолог и искусствовед, профессор Московского университета И.В. Цветаев, работавший хранителем отделения изящных искусств Московского Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека им. В.И. Ленина), узнав от Адлер о проблеме библиотечного обслуживания слепых и, согласовав вопрос с директором Румянцевского музея В.А. Дашковым, предложил ей открыть при музее небольшое отделение для первоначального решения проблемы. В 1895 году в специально отведённом помещении читателям был поставлен стол и выделены полки для размещения брайлевского фонда.
Особое место в общественной деятельности А.А. Адлер занимал Политехнический музей, в котором она начала работать с 1888 года. Став сотрудницей музея, Анна Александровна организовала в нём комиссию по образованию слепых. В 1894 году она была избрана председателем секции обучения слепых Комитета русских деятелей по техническому и профессиональному образованию.
В 1898 году, благодаря её стараниям в музее (зал № 56) была открыта «Коллекция по воспитанию и обучению слепых». В помещении музея А. Адлер создала и библиотеку, которая стала собранием книг по вопросам обучения, воспитания и общественного положения незрячих в России и за рубежом. Услугами библиотеки пользовались преимущественно учителя школ для слепых, испытывавшие острую потребность в тифлологической литературе, которая издавалась крайне малыми тиражами. В библиотеке существовал открытый доступ к книгам, книги выдавались на руки.
Всё предстояло налаживать заново. В марте 1923 года в Москве была образована инициативная группа по созданию Всероссийского общества слепых (ВОС). В её состав вошли видные общественные деятели, ослепшие воины и рабочие. Председателем группы был избран Борис Петрович Мавромати – слепой с детства, юрист по образованию, работающий политруком в московской школе для слепых детей. В работе группы принимала участие и Анна Александровна Адлер. Несмотря на возраст и пошатнувшееся здоровье, она помогала группе незрячих активистов, которым была поручена разработка первого Устава ВОС.
22 июля 1924 года Анны Александровны Адлер не стало. Она умерла на 68-м году жизни после тяжёлой болезни. Похоронена Анна Адлер в Москве на Немецком (Введенском) кладбище.
Анна Александровна Адлер не дожила всего несколько месяцев до открытия I съезда Всероссийского общества слепых. 44 года своей жизни она отдала служению незрячим людям. Остановилось сердце человека, который своей неиссякаемой энергией вдохновлял людей на добро, честный и бескорыстный труд во имя милосердия и любви.