в каком воронежском журнале публиковал свои первые произведения а платонов в 1918 году
Андрей Платонов
Андрей Климентов, ставший широко известным как Андрей Платонов, родился 16 (28 по новому стилю) августа 1899 года в в Ямской слободе близ Воронежа. Сам он называл днем рождения 1 сентября.
Родители Платонова похоронены на Чугуновском кладбище Воронежа.
В семье было 11 детей. Андрей был старшим сыном, поэтому с детства ему пришлось много трудиться и помогать воспитывать младших братьев и сестер.
В 1906 году Андрей поступил в церковно-приходскую школу.
С 12 лет начал сочинять свои первые стихи.
В 1909-1913 годах учился в городской 4-классной школе. Далее начал работать в губернском отделении страхового общества «Россия». Затем был помощником машиниста на локомобиле в имении Усть полковника Бек-Мармарчева. С 1915 года работал литейщиком на трубном заводе, делал мельничные жернова в воронежских мастерских.
Добровольцем записался в РККА, служил фронтовым корреспондентом, а затем в главном революционном комитете Юго-Восточных железных дорог, в редакции журнала «Железный путь». Летом 1919 года побывал в Новохопёрске как корреспондент газеты «Известия Совета Обороны Воронежского укрепленного района».
Затем служил помощником машиниста на паровозе для военных перевозок и рядовым стрелком железнодорожного отряда в Части Особого Назначения (ЧОН). Участвовал в боях с казаками.
В 1920 году стал членом РКП(б). Далее был зачислен курсантом губернской советско-партийной школы, но не доучился из-за конфликта с секретарем ячейки. 30 октября 1921 года его исключили из партии за плохую дисциплину.
Андрей Платонов в молодости
В 1922 году Платонов поступает на службу в Воронежское губернское земельное управление и возглавляет губернскую Комиссию по гидрофикации. Через несколько лет в губернии появится 763 пруда, 315 шахтных колодцев, 16 трубчатых колодцев и 3 сельские электрические силовые установки. Платонов искал средства на покупку необходимого оборудования, поощрял энтузиастов, самоотверженно трудившихся «по пояс в болоте».
В 1923-1926 годах работал инженером-мелиоратором, специалистом по электрификации сельского хозяйства. Заведовал отделом электрификации и руководил строительством трех электростанций, одну из них в селе Рогачёвка потом сожгли кулаки. Выдвинул ряд рационализаторских предложений: проекты гидрофикации края, планы страхования урожаев от засухи.
На Первом Всероссийском мелиоративном совещании в Москве в 1926 году Платонова включили в ЦК профсоюза работников леса и земли.
Литературное творчество Андрея Платонова
Летом 1927 года в июньском номере журнала «Молодая гвардия» печатается повесть «Епифанские шлюзы». Следом отдельной книгой выходит одноимённый сборник повестей и рассказов.
Андрей Платонов рассчитывает устроиться на работу в «СовКино». Проект сценария фильма по рассказу «Песчаная учительница» получает положительные отзывы. Однако работу в «Совкино» Платонов не получил, а постановка фильма затянулась на годы.
Осенью 1927 Платонов переезжает в Ленинград, где увлечённо работает над романом «Чевенгур».
В 1927-1930 годы Платонов создает повесть «Котлован» и роман «Чевенгур». Новаторские по языку и содержанию произведения в фантастическом духе изображают строительство нового коммунистического общества. Ни одно из них не опубликовали при жизни писателя.
В 1931 году Андрей Платонов пишет повесть «Впрок», которую опубликовал Александр Фадеев, редактор журнала «Красная новь». Затронув болезненные вопросы первой пятилетки в жанре сатиры, писатель не дал на них однозначных ответов. Но повесть резко критикует сам Сталин. Вождь отметил «тарабарский» язык и «балагурство» повести, а также сатирическое изображение лидеров колхозного движения. В редакцию «Красной нови» Сталин отправил письмо, где охарактеризовал произведение как «рассказ агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения». Сталин требует наказать автора и издателя в постскриптуме: «Надо бы наказать и автора и головотяпов так, чтобы наказание пошло им «впрок»».
Фадеев, чтобы исправить ошибку, пишет в «Известиях» разгромную статью «Об одной кулацкой хронике». В «Литературной газете», «Правде» и других изданиях публикуют разоблачительные статьи, в которых писателя называют «классовым врагом» и «литературным подкулачником». В следующие годы Платонова, фактически оказавшегося в литературной изоляции, почти не печатают, издательства расторгают договоры с ним.
Позже, с помощью Фадеева, стремившегося загладить вину, Платонов с семьёй поселяется во флигеле «Дома Герцена», где они и проживут в двух комнатах оставшиеся ему двадцать лет жизни. Там были написаны пьесы «Объявление о смерти» («Высокое напряжение»), «14 красных избушек», «Ученик лицея» и «Ноев ковчег», повести «Ювенильное море» и «Джан», романы «Счастливая Москва» и «Путешествие из Ленинграда в Москву в 1937 году», рассказы «Неодушевленный враг» и «Афродита».
Сам Сталин в 1932 году показал свою заинтересованность Платоновым. 26 октября вождь пришёл на квартиру Горького, дабы встретиться с ведущими литературными авторами. Именно там он назвал советских писателей «инженерами человеческих душ». И первым делом Сталин поинтересовался: «А Платонов здесь есть?».
В это время Платонов сотрудничал с известным философом Георгом Лукачем и также с критиком Михаилом Лифшицем. Это период их совместной работы в журнале «Литературный критик» и связи Платонова с кружком или, как сами участники его называли, течением Лукача-Лифшица. Платонов был включён в философские дискуссии по поводу отчуждения и свободы, ведущиеся в течении.
Во время Великой Отечественной войны писатель добровольцем уходит на фронт рядовым. Но вскоре становится военным журналистом, в звании капитана служит корреспондентом газеты «Красная звезда».
На фронте Платонов побывал подо Ржевом, на Курской дуге, на Украине и в Белоруссии. Выполняя обязанности военкора, не раз рисковал жизнью. В годы войны Платонову присвоили звание майора. По окончании войны его наградили медалью «За победу над Германией».
К концу войны у Платонова резко ухудшается здоровье. После бомбёжки подо Львовом летом 1944 года в лёгких образовалась каверна и начался туберкулёз. Он не обратил внимания на кашель, лихорадку, повышенную температуру, продолжал выезжать на фронты. Осенью 1944 года в «Красной звезде» получили телеграмму: «Платонов заболел. Последние дни лежит. Работать не может. Как поступить?».
Однако писатель нашел в себе силы вернуться к написанию рассказов, создал целый ряд блестящих портретов советских офицеров.
В феврале 1946 писателя демобилизовали по болезни.
Прикованный к постели прогрессирующей болезнью, Платонов не оставлял работы: после войны в его пересказе вышли русские и башкирские народные сказки. Он написал пьесы «Пушкин в лицее», «Ноев ковчег», семь киносценариев, несколько рассказов о детях и оригинальных сказок, печатавшихся в детских издательствах. В архиве писателя остался незаконченный ещё с 1930-х годов роман «Счастливая Москва».
В 1946 вышел его рассказ «Возвращение» (авт. «Семья Иванова»). Критик Ермилов обвинил автора в «пошлости» и «гнуснейшей клевете на советских людей, на советскую семью, на воинов-победителей, возвращавшихся домой». К критике присоединился Александр Фадеев, который в «Правде» назвал «Семью Иванова» «лживым и грязноватым рассказцем» и «выползающей на страницы печати обывательской сплетней».
В дальнейшем Платонову удалось опубликовать несколько рецензий, пару рассказов в журнале «Огонек», несколько сборников народных сказок в литературной обработке. Последним его прижизненным изданием стала книга русских сказок «Волшебное кольцо» (под общей редакцией Михаила Шолохова, помогавшего Платонову в это время), которая вышла за несколько месяцев до смерти писателя.
Андрей Платонов умер 5 января 1951 в Москве от туберкулёза. Похоронен на Армянском кладбище, за Краснопресненской заставой, рядом с сыном.
Личная жизнь Андрея Платонова:
Андрей Платонов и жена Мария Кашинцева
Официально свой брак они закрепили только в 1943 году. До этого на официальной регистрации, как свидетельствуют письма, настаивал именно Платонов.
Мария Александровна занималась домом, сыном, вела светскую жизнь. Она тоже хотела быть писательницей, желала писательской славы и признания. Но одна из задуманных ей книг о жизни с Платоновым не была написана.
Сын Платон Андреевич Платонов рос болезненным. В возрасте пятнадцати лет в мае 1938 года он был арестован. Поводом для ареста, по одной из версий, стало юношеское баловство. Платон вместе с приятелем написал письмо немецкому журналисту, жившему по соседству в одном доме, с предложением купить важную «информацию». По другой версии, его арестовали по доносу соученика по классу. В сентябре 1938 года Платон Платонов был осуждён и приговорён к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Сын писателя был отправлен для отбывания наказания в Норильлаг. Чтобы вызволить сына из тюрьмы, Платонов писал письма Сталину, наркому внутренних дел Николаю Ежову и его заместителю Михаилу Фриновскому, прокурору СССР Михаилу Панкратьеву и председателю Верховного суда СССР Ивану Голякову.
Андрей Платонов с женой и сыном Платоном
В октябре 1940 года сын вернулся из заключения, после хлопот друзей Платонова, и благодаря содействию Михаила Шолохова, но неизлечимо больным туберкулезом. Летом 1942 года удалось устроить сына в санаторий, но лечение не помогло. В январе 1943 года Платон Платонов умер. Незадолго до смерти у Платона родился ребенок.
Андрей Платонов с женой и дочерью
В течение своей жизни дочь вела борьбу за наиболее полную публикацию литературного наследия отца, а также увековечение его памяти. Благодаря усилиям Марии Андреевны, впервые в России увидели свет такие произведения Платонова, как «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», «14 Красных избушек». Ее усилиями в Институте мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, где она работала с 1992 года, была образована группа «Собрания сочинений Андрея Платонова», изданы уникальные «Записные книжки» писателя, подготовлен и вышел в свет первый том научного «Собрания сочинений». Мария Андреевна стала вдохновителем международного платоновского сообщества, а также участником всех Платоновских чтений в ИМЛИ РАН и сопутствующих научных изданий.
Мария Андреевна Платонова умерла 20 октября 2005 года, похоронена 24 октября 2005 года на Армянском кладбище.
Библиография Андрея Платонова:
Экранизации произведений Андрея Платонова:
Награды Андрея Платонова:
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
Медаль «За оборону Москвы»
последнее обновление информации: 05.10.2020
Андрей Платонов
краткая биография
Роль и место в литературе
Около тысячи исследовательских работ посвящено творчеству одного из самых неоднозначных и самобытных авторов первой половины 20 века Андрея Платонова. Писателем высокого напряжения называли русского советского писателя, поэта и публициста.
У Платонова была на редкость сложная судьба. Это выражалось не столько в плане материального благополучия, сколько в том, что у мастера такого масштаба не было ни единой возможности публиковаться на родине. За ее пределами в то время его имя было никому не известно, хотя объемы и разнонаправленность его творчества впечатляли – из-под его пера, помимо романов выходили и рассказы, и пьесы и очерки. Имея рабочее происхождение и бунтарский революционный склад души, Платонов оставался человеком мирным и доброжелательным и не мог понять, «почему он не нужен своей земле».
Очень много вопросов, связанных с жизнью и творчеством писателя, остается и по сей день. Его странный и загадочный образ еще не совсем обрел свое место в культурной жизни России. Для многих он непонятен не только своим языком, но и своеобразным взглядом на мир, отличным от взглядов большинства. В этом и заключался трагизм его положения изгоя на фоне знаменитых мэтров советской литературы.
Происхождение и ранние годы
Платонов – не наследственная фамилия писателя, а литературный псевдоним. Настоящая фамилия Андрея – Климентов. Родился он на одной из рабочих окраин Воронежа, в Ямской слободе 28 августа 1899 года. Кроме него, в семье воспитывалось еще десять младших братьев и сестер. Андрей был старшим ребенком слесаря и машиниста паровоза Платона Климентова и домохозяйки Марии Лобочихиной. Отец был настоящим пролетарием, его добросовестный труд был дважды оценен родиной в виде присвоения ему звания Героя труда.
Чтобы содержать такое немалочисленное семейство, Климентову старшему приходилось трудиться сутками. Дети, по мере взросления, пополняли ряды кормильцев и начинали зарабатывать деньги на жизнь.
Образование
Когда Андрею исполнилось семь лет, его отдали в церковно-приходскую школу. После ее окончания он, в 1909 году поступил в обычную четырехгодичную школу, на момент окончания которой ему было тринадцать лет. С этого возраста началась трудовая биография будущего писателя. Как на самого старшего из детей, на него возлагалась обязанность по зарабатыванию денег. До восемнадцатилетнего возраста Андрей получил уже несколько рабочих профессий, обучаясь им в разных мастерских.
Учеба в железнодорожном техникуме началась в 1918 году. Андрею не довелось окончить его, этому помешала Гражданская война. Молодой человек, не колеблясь, принял сторону большевиков и вступил в ряды Красной Армии. Именно в это время, под влиянием грандиозных событий, связанных с Октябрьской революцией, у него обнаружилось писательское дарование.
Творчество
В двадцатых годах Андрей взял себе новую фамилию – Платонов. Под этим псевдонимом он начинает сотрудничать с различными воронежскими издательствами. Начало его творчества отличалось многообразием жанров, это были и стихи, и очерки, и проза и критика. Первым произведением Платонова, вышедшим отдельным изданием в 1921 году, была «Электрификация». Через два года вышел сборник его стихов «Голубая глубина». В 1926 году издается повесть «Епифанские шлюзы», после которой имя Платонова стало узнаваемым. В это время, уже, будучи женатым, писатель перевозит семью в Москву и с головой погружается в работу.
Результатом этого вдохновения стали две повести – «Эфирный тракт» и «Город Градов», а также несколько рассказов. Одной из значимых работ писателя можно назвать роман «Чевенгур», написанный в 1929 году. В следующем году Платонов заканчивает нашумевший впоследствии роман «Котлован». К сожалению, автору так и не довелось узнать реакцию широкой публики на эти произведения. Изданы они были лишь после его смерти. При жизни же писатель не был обласкан властями, и его имя часто оказывалось в списке опальных авторов.
После выхода в свет повести «Впрок» в 1931 году Платонов всей кожей ощутил немилость и негодование И.В. Сталина, который запретил издавать этого писателя, несмотря ни на какие обстоятельства.
Когда власти немного ослабили тиски цензуры, Платонов в 1934 году уехал с коллегами в Среднюю Азию. В результате этой поездки появился рассказ «Такыр». На писателя вновь обрушился шквал критики, а сам Вождь Народов, иногда просматривавший его произведения, сделал на полях заметки сплошь из бранных слов, которые относились как к произведению, так и к личности самого автора.
Платонов на удивление спокойно реагировал на негатив со стороны властей и не собирался прекращать свою деятельность. В 1936 году он каким-то образом сумел опубликовать некоторые из своих вещей. Когда началась Великая Отечественная война, характер его творчества изменился – военная тема стала основной в его произведениях.
К сожалению, послевоенные годы оказались для писателя не самыми легкими – переписывание народных сказок одно время являлось единственным заработком Андрея.
Главные произведения
Роман «Чевенгур» был написан в 1929 году, а опубликован через десятилетия после смерти автора в Великобритании. Он по праву, наравне с «Котлованом» считается главным произведением Платонова. Советскому читателю он стал доступен почти в одно время с антиутопиями «О новый дивный мир» и «1984». Однако, если у Хаксли и Оруэлла повествование во многом можно назвать завуалированным, то в «Чевенгуре» Платонова, который все же не является прямой антиутопией или утопией, явно звучит прямой политический подтекст.
В «Котловане» (1930) читателю интересны, прежде всего, смысловые игры, пронизывающие буквально каждую страницу произведения. Некоторые называют текст романа токсичным но, тем не менее, только в нем можно насладиться знаменитым платоновским стилем и языком.
В «Котловане» обнажена жестокая правда тридцатых годов периода коллективизации. Роман пролежал на полке почти сорок лет, впервые был опубликован в США и приобрел необычайную популярность. Произведение также не является чистой антиутопией, здесь нет будущего и отрицательных вариантов его наступления. Но чувства и поступки героев настроены именно на него.
Рассказ «В прекрасном и яростном мире» был опубликован в 1941 году. Главная тема – преодоление советским человеком испытаний, выпавших на его долю. Еще одна тема – одиночество таланта, которому нередко сопутствует гордыня, приводящая к слепоте. Не обязательно смотреть на мир широко раскрытыми глазами, достаточно раскрыть ему свое сердце.
Памятник в Воронеже
Отношение к враждебности прекрасного мира хорошо передают характеры главных героев – машиниста Мальцева и молодого человека Кости. Рассказ повествует об истории их взаимоотношений, от знакомства и постепенного сближения до крепкой дружбы, проявившей себя в беде.
Последние годы
В 1946 году Платонов вернулся домой. У него был диагностирован туберкулез, по одной из версий, подхваченный на фронте, а по другой – от заразившего его
сына. В этот период появился на свет рассказ «Семья Иванова». Он был напечатан с измененным названием «Возвращение» и снова вызвал бурное негодование критиков. Автора обвиняли в клевете на советских солдат, из-за чего ему был закрыт доступ во все издательства.
Семью содержать было не на что, и дочь Маша подсказала отцу идею переработки народных сказок. За год до смерти Андрей Платонович закончил работу над «Волшебным кольцом» и «Неизвестным цветком». В семидесятые годы по этим сказкам были созданы мультфильмы, которые по сей день остаются востребованными.
Андрей Платонов умер от туберкулеза 5 января 1951 года. Последним приютом писателя стало Армянское кладбище Москвы. Супруга пережила его на тридцать лет. Дочь Мария до самой своей смерти была организатором компании по изданию богатого творческого наследия отца. Она умерла в 2005 году и похоронена на том же кладбище.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1899 | Год рождения писателя |
1906 | Поступление в церковно-приходскую школу |
1909-1913 | Учеба в четырехклассной школе |
1911 | Написание первых стихотворений |
1913-1918 | Работа разнорабочим на разных предприятиях Воронежа |
1918 | Написание статей в воронежских газетах |
1918 | Поступление в ж/д училище, уход на фронт |
1919 | Работа помощником машиниста |
1920 | Вступление в ВКП(б) |
1921 | Выход брошюры «Электрификация» |
1922-1924 | Работа в системе мелиорации |
1926 | Переезд в Москву |
1927-1930 | Работа над романами «Чевенгур» и «Котлован» |
1931 | Критика И.В. Сталиным повести «Впрок» |
1931 | Переезд в дом Герцена, где живет до конца жизни |
1932 | Выход «Высокого напряжения» и «Ювенильного моря» |
1934 | Поездка в Среднюю Азию |
1935 | Написан рассказ «Джан» |
1936 | Закончен роман «Счастливая Москва» |
1941 | Уход на фронт собкором |
1944 | Диагностируется туберкулез |
1944-1951 | По возможности продолжает заниматься писательством |
1951 | Не стало Андрея Платоновича Платонова |
Интересные факты
Память о писателе
Улица, библиотека, гимназия, литературная премия, электропоезд – все эти объекты носят имя Платонова в Воронеже.
В центре Воронежа установлен памятник писателю.
С 2011 года в Воронежском литературном музее постоянно функционирует выставка, посвященная жизни и творчеству Андрея Платонова.
На проходной Воронежского тепловозоремонтного завода им. Ф. Э. Дзержинского и на здании вокзала ст. Воронеж-1 установлены мемориальные доски в память о Платонове.
Человек дня: Андрей Платонов
28 августа 1899 года родился писатель Андрей Платонов
Личное дело
Андрей Платонов (настоящее имя Андрей Платонович Климентов, 1899-1951) родился в Воронеже в семье железнодорожника. Его отец Платон Фирсович Климентов работал машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских. Мать —Мария Васильевна Лобочихина была дочерью часового мастера, сидела дома, вела хозяйство, практически каждый год рожая по ребенку. В итоге в семье родилось одиннадцать (по другим данным – четырнадцать) детей, из которых Андрей был самым старшим.
Начальное образование получил самое минимальное, как все дети бедноты. В семь лет его отдали в церковно-приходскую школу, где он проучился три года. В 10 лет поступил в Воронежское четырёхклассное училище, после окончания которого пошел работать, чтобы помогать семье.
С 1913 по 1915 годы работал подёнщиком и по найму, мальчиком в конторе страхового общества «Россия»; потом по примеру отца пришел в железнодорожные мастерские, работал помощником машиниста.
В 1915 году устроился литейщиком на трубный завод. С осени 1915 по весну 1918 трудился в воронежских мастерских по изготовлению мельничных жерновов.
Октябрьскую революцию 18-летний Андрей Климентов принял с энтузиазмом. Уже в 1918 году он поступил в Воронежский политехнический институт на электротехническое отделение, попутно изучая ирригацию и мелиорацию. Параллельно с учебой работал, водил поезда.
Учебе, однако, помешала Гражданская война, во время которой Андрей служил в главном революционном комитете Юго-Восточных железных дорог, в редакции журнала «Железный путь» в качестве фронтового корреспондента. Тогда и начал пробовать писать.
С 1919 года публиковал произведения, сотрудничая с несколькими газетами как поэт, публицист и критик. Летом 1919 года был корреспондентом газеты «Известия Совета Обороны Воронежского укрепленного района», побывал в этом качестве в Новохоперске. Вскоре после этого был мобилизован в РККА. Работал до осени на паровозе для военных перевозок в качестве помощника машиниста; затем был переведён в Часть Особого Назначения (ЧОН) в железнодорожный отряд рядовым стрелком.
В 1920 году пишет свой первый рассказ «Чульдик и Епишка» и тогда же берёт псевдоним «Платонов». В это же время самостоятельно изучает историю и философию, как русскую, так и зарубежную, читает классику.
Весной 1920 года Платонов вступил в ряды коммунистической партии. В 1921 году вышла его первая книга — брошюра «Электрификация», его стихотворения были опубликованы в коллективном сборнике «Стихи».
Летом 1921 года Платонов окончил годичную губернскую партийную школу, но уже в декабре 1921 вышел из партии, что было беспрецедентным явлением для того времени.
Случившийся в России в 1921 году страшный голод поразил Платонова до глубины души. Ему стало стыдно оставаться писателем, когда стране нужны были люди, занимающиеся практическим делом. И он занялся мелиорацией.
В 1922 году Андрей Платонов женился на Марии Александровне Кашинцевой, происходившей из дворянского рода Шереметьевых. В 1922 году у них родился сын Платон. В этот же год вышла книга стихов Андрея Платонова «Голубая глина», получившая доброжелательную оценку Валерия Брюсова.
Весной 1924 года участвовал в Первом Всероссийском гидрологическом съезде, разрабатывал проекты гидрофикации края, планы страхования урожаев от засухи. Весной 1924 года, вновь подал заявление о вступлении в РКП(б) и был принят в кандидаты, но в итоге так в партию и не вступил.
С декабря 1926 года по март 1927 года Платонов работает в Тамбове, где пишет рассказы «Антисексус» «Эфирный тракт», «Город Градов» и «Епифановские шлюзы». В «Епифановских шлюзах» писатель впервые говорит о тяжёлой участи человека, попавшего в жернова государственной машины. Платонов, как свидетельствуют его письма к жене 1927 года, рассчитывал, что с публикацией книги «Епифанские шлюзы» к нему придет литературное признание. Но этого не произошло. В этом же году главные толстые журналы страны «Красная новь» и «Новый мир» отказываются от публикации повести Платонова «Сокровенный человек».
На рубеже 1930-х годов Платонов создаёт свои самые известные произведения. В 1929 году написаны «Чевенгур» и «Усомнившийся Макар», в 1930-м – повесть «Котлован», которые так и не были опубликованы при жизни писателя.
В 1931 году в журнале «Красная новь» была опубликована повесть Платонова «Впрок (Бедняцкая хроника)» о жизни деревни и коллективизации, которая, по словам Дмитрия Быкова, «сломала его литературную судьбу».
Повесть резко не понравилась Сталину, который, прочитав ее, написал: «Талантливый писатель, но сволочь». В редакцию журнала Сталин отправил письмо, в котором охарактеризовал произведение как «рассказ агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения» и потребовал наказать автора и издателей.
Лишенного возможности публиковаться Платонова спасала его техническая специальность, ему давали заработать на жизнь. С 1931 по 1935 он работает в наркомате тяжёлой промышленности, делает изобретения, получает патенты.
Когда РАПП была раскритикована за перегибы и распущена, Платонов ненадолго снова получил возможность публиковаться. В 1934 году его даже включили в коллективную писательскую поездку по Средней Азии, откуда он привёз повесть «Джан» и рассказ «Такыр».
В 1936 году публикуются рассказы «Фро», «Бессмертие», «Глиняный дом в уездном саду», «Третий сын», «Семён», в 1937 — повесть «Река Потудань».
В мае 1938 года был арестован пятнадцатилетний сын писателя Платон. Благодаря хлопотам Михаила Шолохова, который был дружен с Андреем Платоновым, Платона освободили осенью 1940 года, но из заключения он вернулся неизлечимо больным туберкулёзом. После освобождения он прожил всего три года, за это время успев жениться и оставив родителям внука Сашу. Ухаживая за больным сыном, писатель сам заразился туберкулёзом.
После начала Великой Отечественной войны Платонов вместе с семьей был эвакуирован в Башкирию. В его московской квартире остались рукописи, частью законченные, частью же незавершенные, которые потом исчезли бесследно. Несколько месяцев он провел в Уфе, ожидая мобилизации, пока не пришел вызов из Союза писателей на службу в армейской печати.
В звании капитана Платонов служил военным корреспондентом газеты «Красная звезда». За три года и два месяца работы спецкором на фронте он написал едва ли не больше, чем за предвоенные десять лет. Его военные рассказы и очерки выходили, кроме газет «Красная звезда» и «Труд», в журналах «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Краснофлотец» и других. Несколько раз отдельными книжками печатались его рассказы о тяжкой повседневности фронта и тыла.
Летом 1944 года в районе Львова писатель попал под бомбежку и получил контузию, что послужило толчком к развитию туберкулезного процесса.
В феврале 1946 года Андрей Платонов был демобилизован по болезни. В конце этого же года в журнале «Новый мир» был напечатан его рассказ «Возвращение» (авторское название — «Семья Иванова»). Герой рассказа, солдат Алексей Иванов возвращается с фронта в родную деревню, где его встречает жена, работавшая с утра до ночи в поле и на ферме. Сын Петруша, в 12 лет рассуждающий как взрослый человек, в отсутствии отца был за старшего и повзрослел не по годам. Маленькая дочь Настя вовсю помогает по хозяйству, беспрекословно слушаясь брата. Поздно вечером, в ходе беседы, Иванов выясняет, что некий Семён Евсеевич заходил в их дом, приносил что-то из продуктов. Для Иванова ясно, что без близости жены и Семёна не обошлось, он готов навсегда уехать из дома, но дети не дают ему этого сделать.
За этот рассказ писатель подвергся яростным нападкам критики и был обвинён в «гнуснейшей клевете на советских людей, на советскую семью, на воинов-победителей, возвращавшихся домой».
После этой травли Платонов замолчал окончательно, тем более, что к этому времени он уже был тяжело болен туберкулёзом. В перерывах между больницами и санаториями, лишённый возможности зарабатывать на жизнь писательством, он занимается литературной обработкой русских и башкирских сказок для детских журналов.
Андрей Платонов умер 5 января 1951 года в Москве от туберкулёза. Похоронен на Армянском кладбище.
Чем знаменит
Литературовед и структуралист Юрий Левин выделяет такие характерные для Платонова приёмы, как избыточность («Вощев… отворил дверь в пространство», «его тело отощало внутри одежды»), использование синтаксически неправильных конструкций типа «глагол + обстоятельство места» («думаешь в голову», «ответил… из своего высохшего рта», «узнал желанье жить в эту разгороженную даль»), употребление предельно обобщённой лексики («природа», «пространство», «погода») вместо конкретных пейзажных описаний («Прушевский осмотрел пустой район близлежащей природы», «старое дерево росло… среди светлой погоды»).
Поэт Иосиф Бродский называл Платонова «первым серьезным сюрреалистом» и одним из самых замечательных писателей ХХ века.
О чем надо знать
Есть версия, что Андрей Платонов в качестве литературного негра написал за Михаила Шолохова роман «Они сражались за Родину». Эту версию выдвинул израильский литературовед Зеев Бар-Селла в монографии «Литературный котлован. Проект «Писатель Шолохов»», опираясь на различные методы анализа текста шолоховского романа и произведений Платонова.
Журналист Николай Журавлев в статье, посвященной этому исследованию, приводит цитату из мемуаров Федота Сучкова, относящуюся примерно к 1940 году:
«В той же компании (я и мои однокурсники Ульев и Фролов) сидели у Платонова, мирно беседуя за голым, как степь, столом. И вдруг раздался звонок в прихожей. Я открыл обитую дерматином дверь. Лет тридцати — тридцати пяти человек в форме военно-воздушных сил стоял у порога. Я провел его в комнату…
Нас удивило, что обходительный хозяин квартиры не пригласил к столу застывшего у дверей офицера. И тот, помявшись, спросил, как, мол, Андрей Платонович, обстоит дело. Платонов ответил, что был, дескать, здорово занят, но через несколько дней можно поговорить.
Когда посетитель ушел, Андрей Платонович выругался по-пролетарски. Он сказал, что опорожненную уже поллитровку мы достали с трудом, а у только что удалившегося щеголя ломится буфет от грузинского коньяка и что за перелопачивание романа, которому место в мусорном ведре, он выплатит ему, Платонову, тысячу карбованцев… Так я столкнулся с использованием писателя в качестве негра. И понял тогда, как все на земле просто, простее некуда»».
В литературные «негры», по мнению исследователя, Платонов подался от безысходности, поскольку с 1929 по 1942 год «был под полным запретом» и практически не имел средств к существованию.
Бар-Селла отмечает, что у Платонова и Шолохова были давние и близкие отношения. Они ценили друг друга, оба любили выпить. И именно к Платонову, по мнению исследователя, обратился за помощью Шолохов, получив заказ на написание эпопеи про Великую Отечественную войну:
«Какого мастера такого уровня в то время можно было заставить стать «негром»? Только такого, у которого настолько туго с добыванием хлеба насущного, у которого перекрыты все пути в литературу, у которого плюс к этому серьезнейшие неприятности в семье по части репрессий, что он на всё готов. И этому человеку Шолохов по старой и тесной дружбе помогает (по его же словам) освободить сына… А когда Сталин… советует Шолохову написать очередную эпопею про идущую войну, к кому он мог обратиться за спасением. Только к старому другу, с которым они регулярно пили водку, запершись на кухне в квартирке на Тверском бульваре».
Еще одним косвенным доказательством участия Платонова в написании «Они сражались за Родину», по мнению исследователя, служит тот факт, что после его ранней смерти работа над романом фактически прекратилась и он так и остался неоконченным. Рукопись романа Шолохов сжёг незадолго до своей смерти.
Прямая речь
Журнал The New Times об Андрее Платонове: «Андрей Платонов — единственный пролетарский писатель, не поддавшийся ни на какие соблазны, сохранивший силу духа в самых нечеловеческих условиях и сполна за это заплативший. Возможно, это даже в большей степени, чем феноменальное дарование, нам, теперешним, кажется главным».
Андрей Битов о пьесах Андрея Платонова: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная», как сказал тот же Пушкин. В пьесах за мыслью Платонова следовать легче. Его невероятный язык распределен по репликам персонажей так, что вдумчивый исследователь мог бы проследить и обратный ход: как из речи народной сгущался невероятный язык платоновской прозы. Тут есть некоторая возможность попытки разгадать, как, упростив словарь своей прозы до пещерной (в платоновском смысле слова) простоты, Платонов повергает нас в столь глубокие философские смыслы.
Без советской власти тут никак. Искренняя попытка понять порождает бессвязность речи – эта бессвязность порождает стиль – стиль порождает авторскую речь – она прививается к языку как к дичку… И язык – жив! Так что и без автора тут никак. Круговорот слова в океане речи.
Многие традиционно ошибаются, принимая достижения литературы как искусство, как результат так называемого мастерства, между тем только его отсутствие освобождает подход к реальности.
Платонов не столько писал, сколько пытался написать правду, как он ее видел, и эта попытка, прорывая текст, шла все дальше, все менее выражаясь, зато все более отражая реальность более непостижимую, чем замысел, порождая то чудо, которое уже можно называть искусством.
Платонов рискнул не уметь писать».
Дмитрий Быков об Андре Платонове: «Самый советский, самый искренний из советских писателей оказался советской властью невостребован и затравлен. Единственный человек, который верил в народную утопию, оказался ее первой жертвой. Это, может быть, один из самых страшных парадоксов русской литературы XX века».
6 фактов об Андрее Платонове:
Материалы об Андрее Платонове:
«Голос безъязыкого народа». Статья об Андрее Платонове в журнале The New Times, 31.08.2009.