в каком виде внимания при сохранении цели не требуются волевые усилия

В каком виде внимания при сохранении цели не требуются волевые усилия

Внимание бывает трех видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание характеризуется тем, что направленность и сосредоточенность психической деятельности носят характер непроизвольный, т. е. даже и не ставится цель быть внимательным. Непроизвольное внимание возникает само собой, когда вдруг возникающие действующие раздражители ярко и броско отличаются от общего монотонного “серого” фона или когда предмет-раздражитель интересен и занимателен. Например, непроизвольное внимание вызывает громкий сигнал сирены на улице, яркая реклама, интересный рассказ или остросюжетная книга. Другой пример непроизвольного внимания — монотоническая морская вахта на корабле в открытом море, когда вдруг за бортом появляется стая резвящихся дельфинов. Моряк, стоящий на вахте, в подробностях может пересказать траектории прыжков дельфинов из воды, хотя наблюдение за ними и не входило в его обязанности. Его внимание непроизвольно фиксировало необычные факты.

Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что оно мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей. Оно — результат нашего намерения, целевого усилия воли.

Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного, что не мешает ему, однако, быть тесно связанным с нашими чувствами, интересами и прежним опытом. Но если интересы при непроизвольном внимании являются интуитивно-непосредственными, то при произвольном внимании они в основном носят характер опосредованный. Это — интерес цели, интерес последующего за тем результата деятельности. Сама деятельность может не занимать нас непосредственно, но так как ее выполнение необходимо для решения поставленной задачи, она зачастую становится и увлекательной в связи с этой целью.

Высокая степень сосредоточенности внимания называется его концентрацией.

От концентрации внимания зависит и успех быстрого чтения. Ей способствуют относительная тишина и отсутствие отвлекающих факторов. Продуктивность внимания определяется общим состоянием человека, его эмоциональной настроенностью; если он утомлен или чем-то расстроен, ему трудно добиться хорошей концентрации внимания. Поэтому рекомендуется читать на свежую голову и под хорошее настроение, а если это невозможно, то предварительно немного отдохнув. Нужно уметь чередовать занятия: чтение, отдых, письмо и т. д. Наконец, внимание зависит и от содержания читаемой книги, статьи, учебного текста. Если они непонятны читателю, внимание спадает. Н. К. Крупская говорила: “Браться за непосильную книгу — значит растрачивать даром силы и зря убивать время”.

в каком виде внимания при сохранении цели не требуются волевые усилия. Смотреть фото в каком виде внимания при сохранении цели не требуются волевые усилия. Смотреть картинку в каком виде внимания при сохранении цели не требуются волевые усилия. Картинка про в каком виде внимания при сохранении цели не требуются волевые усилия. Фото в каком виде внимания при сохранении цели не требуются волевые усилия

Моряк, стоящий на вахте, в подробностях может пересказать траектории прыжков дельфинов из воды, хотя наблюдение за ними не входило в его обязанности

Нежелательно и непроизвольное отвлечение внимания от чрезмерно легкого текста. Необходимо помнить, что любой текст, как объект восприятия характеризуется двумя сторонами: содержанием и формой. Каждая из этих сторон может быть объектом внимания.

Ученые установили, что обычное состояние человека при чтении текста — направленность сознания на смысловое содержание материала и сосредоточенность его на этом. Здесь огромное значение имеет установка — как и что читать — направленность внимания на тот или иной аспект. Экспериментально установлено, что при восприятии текста внимание привлекают:

1) отдельные ключевые слова, существенные для понимания содержания;

2) новые или непонятные слова, затрудняющие понимание текста;

3) слова, отличающиеся особенностями конфигурационной формы.

Выделение при восприятии этих слов при чтении по-разному сказывается на понимании текста в зависимости от их принадлежности к той или иной вышеназванной группе. Если внимание сосредоточивается на словах, относящихся к первой группе, то это положительно влияет на понимание общего содержания текста. Если выделяются слова второй группы, это всегда нарушает понимание текста — внимание концентрируется на непонятном, и отдельные слова начинают выступать в качестве психологического барьера, препятствующего пониманию всего текста и снижающего скорость чтения.

Исследования последних лет, проведенные проф. П. Я. Гальпериным с сотрудниками, показали, что внимание надо рассматривать как отдельную форму психической деятельности. Отсюда следует, что сосредоточению, как и всякому другому действию, надо специально учить.

Проф. Ю. Б. Гиппенрейтер в своих работах также особое место уделяет зрительному вниманию как специфическому внутреннему механизму. В основе зрительного внимания на уровне глаз лежит феномен пульсирующего оперативного поля зрения, совпадающего в основном с зоной ясного видения. Работы Ю. Б. Гиппенрейтера показали, что характерная особенность оперативного поля зрения — чрезвычайная подвижность его границ. Чаще всего оно принимает размеры и конфигурацию объекта, воспринимаемого в данный момент. Этот феномен называется варископичностью. Можно представить себе оперативное поле зрения в виде ситуации, когда, луч прожектора как бы “шарит” по странице текста. Такой луч не только перемещается по странице одновременно с движением глаз, но и изменяет размеры светового пятна, освещающего различные участки текста. Умение расширять размеры светового пятна восприятия текста, пожалуй, является важнейшей характеристикой зрительного внимания человека, умеющего быстро читать. Еще одна характеристика работы зрительного внимания его уровневая интенсивность. Субъективно это выражается в различной ясности или в различной степени осознания того зрительного содержания, на которое в данный момент направлен взор. Если продолжить аналогию с прожектором, то это свойство аналогично степени яркости пятна прожектора. Во время чтения такое пятно не только перемещается по странице текста, меняет свои размеры, очертания, но и изменяется по яркости, то усиливаясь, то ослабевая, иногда потухая вовсе. В последних случаях наступает состояние психической слепоты или невидящего взора, при котором ваше внимание как бы меркнет.

Отсюда следует, что нужно уметь произвольно управлять вниманием при чтении с помощью умения и волевых усилий. Это главное при тренировке внимания — важнейшего параметра психической деятельности.

В заключение подведем некоторые итоги.

Внимание — своего рода катализатор процесса чтения. Эффективность чтения во многом зависит от того, насколько читающий способен управлять своим вниманием. Оно определяет темп чтения, на него влияет и утомление, связанное с этим процессом. Как очень высокий (более 8000 зн. /мин), так и замедленный темп чтения (менее 600 зн./мин) утомляет, способствует снижению внимания.

Чтение в условиях непроизвольного внимания наиболее эффективно. При освоении метода быстрого чтения необходимо в первую очередь развить произвольное внимание, а затем сформировать навык послепроизвольного из устойчивого произвольного.

Практические инструкции по тренировке и развитию всех видов внимания предполагают выполнение специальных упражнений.

Источник

Что такое внимание: психический процесс или ценная валюта на рынке счастья?

Человек просто физически не сможет переработать всю информацию, которая поступает к нему из внешнего мира.

Среди имеющегося многообразия выделяется лишь то, что связано с личными потребностями и интересами. Особенности внимания учитываются и при приеме в учебные заведения, и при просмотре соискателей на свободные вакансии.

Внимание как психологический термин

Конкретизация термина «внимание» вызывает у психологов ряд трудностей. Внимание невозможно изучать изолированно от других психических процессов. В гештальтпсихологии его вообще не рассматривают как самостоятельное явление, а используют для уточнения и более подробного описания общего состояния.

Внимание — это осознанная направленность на какой-либо предмет, явление или действие. Здесь может идти речь о чем угодно: кружке с чаем на рабочем столе, мысли о приближающемся выходном, ссоре с любимым человеком.

Фоном становится все остальное: оно размылось и потеряло ясность. Смотрим на кружку, а рядом стоящую тарелку не замечаем. Думаем о выходном и не можем сосредоточиться на работе.

Внимание выполняет следующие функции:

Виды внимания: основная классификация

Виды внимания взаимосвязаны и не должны рассматриваться искусственно, как независимые друг от друга.

△ Природное внимание

Внимание дано от рождения и представляет собой врожденную способность избирательно реагировать на раздражители или поступающую информацию. Оно обусловлено генетически.

Взгляд малыша останавливается на яркой погремушке, а голова поворачивается в сторону голоса матери.

Основной механизм природного внимания называют ориентировочным рефлексом.

△ Социально обусловленное внимание

Формируется в течение всей жизни за счет воспитания, обучения, взаимодействия с социумом. Оно связано с волевой регуляцией и избирательным реагированием.

Например, это особое отношение человека к явлениям и предметам, относящимся к его культуре: книги, музыкальные инструменты, национальные блюда.

△ Непосредственное внимание

Такое внимание ничем не контролируется. Значение имеет только интересующий объект. Вызывается необычными явлениями (резким запахом, громким шумом, неожиданными изменениями).

Возникает при контакте со стимулом и удерживается самим объектом.

△ Опосредствованное внимание

Регулируется с помощью специальных средств: указательные знаки, жесты, маркеры, цветные закладки. Длительность и качество зависят не столько от стимула, сколько от воли и усилий человека.

△ Непроизвольное внимание

Наиболее простой вид внимания, возникающий под воздействием интенсивного раздражителя. Волевые действия в этом процессе участия не принимают. Его также называют вынужденным: не зависит от сознания.

Человек с непроизвольным вниманием недалеко уходит от собаки Павлова. Он живет с установкой «мне хочется», где внешнее владеет сознанием. Пример: думаем о выпечке из магазина и не можем сосредоточиться на делах.

△ Произвольное внимание

Внимание является результатом волевых усилий. Благодаря ему, мы не идем смотреть телевизор, а продолжаем заниматься составлением годового отчета своей фирмы.

Полный контроль за вниманием подразумевает активное сознание, рост и развитие.

△ Чувственное внимание

Связано с эмоциями и чувственными впечатлениями. Когда человек слушает музыку или смотрит фильм, он стремится пережить как можно более яркие сенсорные переживания. Вся его энергия мобилизуется именно в этом направлении.

△ Интеллектуальное внимание

Внимание сосредоточено на интенсивности мыслительных процессов. Ключевой объект — интересующая мысль. Внимание сейчас направлено не на действие, а на различные соображения в пользу того или иного из них.

Этот процесс может продолжаться довольно долго: до тех пор, пока субъект не остановится на одном из возможных вариантов дальнейшего развития событий.

Основные характеристики внимания

в каком виде внимания при сохранении цели не требуются волевые усилия. Смотреть фото в каком виде внимания при сохранении цели не требуются волевые усилия. Смотреть картинку в каком виде внимания при сохранении цели не требуются волевые усилия. Картинка про в каком виде внимания при сохранении цели не требуются волевые усилия. Фото в каком виде внимания при сохранении цели не требуются волевые усилия

У внимания есть определенные параметры и особенности. Во многом они характеризуют человеческие способности.

Характеристика №1. Переключаемость

Внимание может осознанно переключаться с одного объекта на другой. Эта особенность позволяет моментально ориентироваться в меняющихся ситуациях. Скорость переключения зависит от целого ряда условий: у всех она разная.

Если психика не может адаптироваться к разным видам деятельности, усталость накапливается моментально.

Ученые доказали, что женщины переключают внимание быстрее мужчин.

Характеристика №2. Объем

Объем внимания измеряется количеством объектов, способных быть охваченными вниманием. Для измерения применяют тахистоскоп. Он позволяет проецировать изображения в строго определенное время (в том числе и очень короткие промежутки).

Это характеристика индивидуальная, но средний ее показатель равен 5+2 (7 объектов). Увеличить объем возможно: для этого учатся группировать информацию по содержанию и смыслу.

Характеристика №3. Рассеянность

Человек переключает внимание с одного предмета на другие: невозможно длительное время концентрироваться на одном и том же. Такая способность называется рассеянностью. Она может быть подлинной и мнимой.

При мнимой переключаемость на другое происходит тяжело. Связано это со слишком большой «зацикленностью» на одном событии или объекте. Остальные предметы просто не замечаются. Итог: субъект замыкается и создает себе массу проблем.

Подлинное распределение выражено слабой интенсивностью внимания.

Характеристика №4. Распределение

В сознании может удерживаться несколько объектов сразу. Хоть человек и способен одновременно выполнять только один вид осознанной психической деятельности, субъективно это ощущается как несколько.

Все дело в молниеносном переключении с одного на другое.

В некоторых ситуациях индивид все же выполняет сразу 2 вида деятельности (например, вяжет и смотрит фильм). Здесь одно из действий доведено до автоматизма и не требует от него пристального внимания.

Характеристика №5. Колебания

Колебания чаще происходят у людей с устойчивым вниманием. Это кратковременные усиления или ослабления способностей. Измеряются во временном промежутке от 6 до 12 секунд.

Характеристика №6. Устойчивость

Способность в течение продолжительного отрезка времени удерживать внимание на одном объекте. Устойчивость тесно связана с особенностями нервной системы и зависит от состояния организма в целом.

Характеристика №7. Концентрация

Сосредоточенность на одном объекте при отвлечении от других называется концентрацией. При умении сосредоточиться на определенном виде деятельности можно достичь высокой продуктивности.

Максимальный уровень концентрации проявляется в критические моменты (при возникновении возможной опасности).

Характеристика №8. Отвлекаемость

Внимание непроизвольно перемещается с одного объекта на другой. При этом на человека должны действовать внешние раздражители.

По статистике отвлекаться субъект начинает через 20 минут производительного труда.

Проблематика внимания

Внимание все время собирается и дробится: его переключение каждую минуту — нормальное свойство нервной системы. В моменты переключения организм выделяет гормоны удовольствия, как бы поощряя нас за такие действия.

О кризисе управления вниманием говорит синдром дефицита и гиперактивности (СДВГ). Люди с такой особенностью не могут доводить дела до их логического завершения. Когда интенсивность переживаний спадает, они забывают о намеченных целях.

Условия современного мира заставляют человека стремиться к многозадачности: в надежде все успеть, мы делим свое внимание на несколько процессов.

Так диплома о высшем образовании становится уже недостаточно: информация настолько быстро обновляется, что приходится учиться постоянно (иначе рискуешь утратить свою квалификацию).

Как развивать внимание?

Основная цель внимания — выцепить конкретные фигуры на общем фоне. Но существует и противоположная ситуация: фигуры отсутствуют, все внимание необходимо сосредоточить на фоне.

Когнитивные тренажеры

Сегодня существуют специальные разработки для развития когнитивных способностей. Компьютерная программа предлагает пользователю выполнять различные упражнения для концентрации внимания и развития логического мышления. Чаще всего они составлены в игровой форме, поэтому привлекают внимание как взрослых, так и детей.

Мозг человека обладает нейропластичностью: он способен изменяться на протяжении всей жизни. Однако важно понимать, что когнитивные тренажеры развивают только тот навык, на который направлены. Гения из человека они не сделают.

Тренажеры дают хорошие результаты в начале: стимулируют спящие зоны коры головного мозга. Однако как только мозг «разгадал загадку», наступает привыкание. Процесс игры продолжается, но никак не переносится в реальную жизнь.

Формальные практики

Формальная практика — это медитация, для которой отводится специальное место и время. В такие моменты человек занят просто «бытием» здесь и сейчас.

Психологи называют медитацию действенным инструментом в работе с вниманием. Однако занятия йогой или цигуном накладывают определенные рамки: не все люди готовы к процессу трансформации.

в каком виде внимания при сохранении цели не требуются волевые усилия. Смотреть фото в каком виде внимания при сохранении цели не требуются волевые усилия. Смотреть картинку в каком виде внимания при сохранении цели не требуются волевые усилия. Картинка про в каком виде внимания при сохранении цели не требуются волевые усилия. Фото в каком виде внимания при сохранении цели не требуются волевые усилия

Неформальные практики

В неформальных практиках применяются разнообразные метафорические тренинги. Реальные жизненные ситуации преподносятся в игровой форме, что обеспечивает хорошую эмоциональную встряску. Но без системной работы методики не имеют смысла.

Объектом для такой практики может стать любая ваша активность в течение всего дня. Приведем примеры самых простых манипуляций, которые при желании превращаются в объект психологической терапии:

Волевые методики

Психонетика направлена на результат и творчество. Ключевую роль играет регулярность проводимых сеансов. Основная задача психонетики — использование ресурсов сознания. В ее рамках развивается подход по целенаправленному использованию рафинированных форм мышления и других психических функций.

На генетическом уровне человек наследует не только черты характера или болезни, но и определенные модели поведения. То есть чтобы избавиться от клейма неудачника, важно разобраться не с самим конфликтом, а с наследственными причинами такого поведения.

Что получает внимательный человек?

Освоив навык управления вниманием, мы получаем ключ к достижению совершенства в любой сфере.

Особенно ярко это проявляется в следующих областях:

Внимательные люди умеют замечать любые изменения и фиксировать их в своей голове. Творческие натуры способны составить подробное описание человека после мимолетной встречи с ним.

Внимательность идет рука об руку с наблюдательностью. Очевидцы одного происшествия описывают его совершенно по-разному. Профессиональная точка зрения сильно разнится с мнением дилетанта, который не способен выделить целый ряд мелочей.

Теории внимания

в каком виде внимания при сохранении цели не требуются волевые усилия. Смотреть фото в каком виде внимания при сохранении цели не требуются волевые усилия. Смотреть картинку в каком виде внимания при сохранении цели не требуются волевые усилия. Картинка про в каком виде внимания при сохранении цели не требуются волевые усилия. Фото в каком виде внимания при сохранении цели не требуются волевые усилия

Существующие теории внимания объединяют в несколько групп — в зависимости от того, что конкретные ученые ставят в центр этого понятия.

На основании проведенных исследований внимание рассматривали как:

Теория Вильгельма Вундта

В основе теории лежит метафора зрительного поля: наиболее отчетливо воспринимается та информация, которая находится в зафиксированной точке. Менее отчетливое содержание распределено в обычном поле зрения или на его периферии.

Вундт задумывался о том, как разграничить внимание и сознание. Внимание, по мнению ученого, это психический процесс, происходящий при более ясном восприятии.

Вундт измерил объем сознания: он равен шести сложным элементам. Для этого использовались мелодические ряды, включающий разное количество тактов. При прослушивании испытуемые определяли — одинаковые они или нет.

Психолог предположил, что в фокусе внимания находится только такт, воспринимаемый в данный момент. Все остальные удерживаются ассоциативными связями.

Теория Эдварда Титченера

Э. Титченер разделял мнение Вундта, но дополнил его схематическим изображением метафоры волны. У внимания прерывистый характер: в один момент лишь один факт способен достичь «гребня волны».

Ученый разделил виды внимания по степени их произвольности. Первичное внимание непроизвольно, вторичное — является активным и включает в себя конфликт между волевым усилием и деятельностью первичного внимания, пытающегося завладеть ситуацией.

Теория Уотсона Джеймса

Джеймс интересовался проблемой колебания внимания. Он полагал, что уже через несколько секунд внимание переключается на иные грани конкретного объекта либо вообще переходит на другой. Если индивид успешно справляется с задачей развития объекта своего внимания, можно говорить о гениальности.

В работах ученого часто встречается термин «преперцепция». Под ним понимается мысленное ожидание наступающего явления.

Моторно — эмоциональная теория Теодюля Рибо

Т. Рибо называл внимание «господством одной идеи в сознании», которая сопровождается естественным или искусственным приспособлением индивида. Внимание стремится к единству сознания, а значит, противоречит обыденному течению жизненных процессов.

Француский психолог выделил 3 вида физиологических элементов внимания — сосудистые, дыхательные и мимические. Психологическая составляющая внимания тесно связана с физиологической.

Моторная теория Ланге

Николай Николаевич Ланге — основоположник концепции волевого внимания. Внимание он понимал как реакцию организма, моментально улучшающую условия восприятия.

Для ученого было важно разграничить внимание с другими приспособительными реакциями.

Внимание Ланге классифицировал на рефлексивное, инстинктивное и волевое.

Доминанта сознания А. А. Ухтомского

Доминанта сознания, положенная в основу теории внимания, — это фокус возбуждения в нервной системе, который определяет поведение человека в конкретный период времени. Так оно становится осознанным и направленным.

Возбуждение распределяется по нервной системе неравномерно. Различные виды деятельности могут как активизировать, так и тормозить нервные возбудители.

Теория внимания Павлова

В коре головного мозга имеется очаг возбуждения, являющийся безусловным ориентировочным рефлексом. Он тормозит соединение областей коры, и за счет этого вся психическая деятельность направляется на один объект.

Иван Петрович Павлов впервые ввел понятие ориентировочного рефлекса. Любое изменение обстановки у человека проявляется рядом избирательных реакций. Это наблюдается в поворотах головы (в сторону нового объекта), изменении дыхания, сосудистых реакциях.

Модель ранней селекции Джима Бродбента

Английский психолог Д. Бродбент первым разработал целостную теорию внимания. Он основывался на тезисе о том, что обработка информации ограничена пропускной способностью нервной системы, выступающей для нее каналом. Внимание связано со смыслом сообщения.

Модель ранней селекции Энн Трейсман

На ранних этапах информация фильтруется на основе физических признаков, но никак не обрабатывается. Позже она подвергнется еще одной селекции по смысловым признакам. Прежде чем анализировать сигнал, мозг принимает решение о том, что ему необходимо.

Модель внимания Энн Трейсман

Теория гибкой селекции придерживается тезиса о том, что система обработки информации обладает не одним, а несколькими фильтрами. Если сейчас нечего обрабатывать, фильтры находятся в состоянии покоя.

Задача решается путем последовательной переработки на разных стадиях:

Модель поздней селекции Д. и Э. Дойч

Супруги Дойч усомнились в существовании механизма ранней селекции. Они выдвинули гипотезу о том, что поток информации для переработки ограничивается не на входе, а на выходе — на стадии осознания и принятия решения.

На сознательном уровне перерабатывается минимальный процент получаемой информации. Ее большая часть минует уровень сознания.

Ранняя селекция производит отбор на основе физических признаков, а поздняя — на основе значимости и уместности.

Модель поздней селекции Дональда Нормана

Мнение читы Дойч поддерживал Д. Норман при помощи блока уместности. Он определял уровень ожиданий и совпадений субъекта и таким образом из общего потока выделял то, что будет им воспринято.

Норман дал объяснение проблемы иллюзорного восприятия. Из-за недостаточной сенсорной информации система может выдать неверное решение. Пример: мы долго стоим на остановке и ждем автобус. В какой-то момент мы принимаем за желаемый транспорт подъезжающий грузовик.

Модель внимания Ричарда Шиффрина

Шиффрин рассматривал психику как совокупность автоматических процессов переработки информации.

Психика берет в учет огромное количество стимулов, перерабатывает их автоматически, не успев довести до сознания. Например, человек «на автомате» принимает различные позы или демонстрирует жесты.

Ресурсная модель внимания Даниэля Канемана

Ученый рассматривал внимание как умственное усилие. Любая задача требует от субъекта определенного внимания. Эффективное выполнение гарантировано только с его помощью.

Чем сложнее сложнее задача, тем больше ресурсов внимания затрачивается. Если при выполнении работы ресурс израсходован не полностью, он послужит «дополнительной мощностью системы».

Если ресурса внимания сейчас не хватает, объект с заданием не справляется.

Модель внимания Ульриха Найссера

Найссер указывал на значение активности в акте внимания. Акт внимания — это результат выбора. Мы выбираем, что хотим увидеть, съесть или сделать. Акт внимания определяется познавательными схемами. Они позволяют понять степень готовности к восприятию определенной информации.

Вся информация перераспределяется в рамках перцептивного цикла. На первом этапе запускается процесс восприятия и определяется конкретный фрагмент реальности. Найссер внимание связывает с цикличной организацией деятельности.

В научном эксперименте задействовали два фильма. По сюжету они были одинаковыми: игроки двигались по комнате и перебрасывали друг другу мяч.

В этой же ленте неожиданно появлялась девушка с раскрытым зонтом. Зрители без опыта распределения внимания никак не могли на нее отреагировать: они были поглащены процессом игры.

Теория Л. С. Выготского

Лев Семенович Выготский вплотную занялся проблемой перехода непроизвольного внимания к произвольному. Развитие внимания он связывал со способностью совладеть с собственным поведением.

Внимание ученый рассматривал в двух плоскостях — как природное и продукт культурного развития.

Чтобы решить задачу, необходимо обратить внимание на существенный признак, а затем установить связь между ним и ключевым объектом.

Теория П. Я. Гальперина

Петр Яковлевич Гальперин считал внимание внутренним контролем за поведением и рассматривал его как действие, доведенное до автоматизма. Любое действие состоит из собственно психической и исполнительной частей. Последняя и является вниманием.

Контроль в процессе внимания осуществляется при помощи критерия меры или образца. Это дает возможность для сравнения: что хотели получить и что получили в итоге.

Концепция установки Дмитрия Николаевича Узнадзе

Концепция установки — попытка объяснить активность живого организма и его взаимоотношения с окружающей средой.

Чтобы установка сработала, требуется одновременное выполнение сразу двух условий — потребность и объективная ситуация.

Установка лежит в основе поведения и предшествует нашим действиям. Она развивается под влиянием внутренних и внешних факторов.

Модель внимания в когнитивной психологии

Дональд Бродбент сравнивает функционирование внимания с работой фильтра, отбирающего информацию. Так наша психика защищается от перегрузки.

Блок переработки одновременно пропускает не более шести единиц информации. Этап обработки можно разделить на две стадии:

Две стадии разделены фильтром, работающим по принципу «всё или ничего». Если сейчас идет обработка определенной информации, в это время другая уже не пропускается.

На внимание влияет ряд факторов, каждый из которых может сказаться на результате деятельности как в положительную, так и в отрицательную сторону. Внимательному человеку проще продвигаться по карьерной лестнице и налаживать контакты с другими людьми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *