в каком виде общение положительные эмоции выражены ярче чем отрицательные
Положительные, отрицательные и нейтральные эмоции и нужны ли они все
Положительные и отрицательные эмоции
Вы можете подумать, что позитивная психология это только о положительных эмоциях. Но дело не только в них. Негативные и нейтральные эмоции — это неотъемлемая составляющая, которую мы должны ощущать, чтобы жить ярко и насыщенно. Зачем нужны отрицательные эмоции в комплексе с положительными, и почему нейтральное состояние это неотъемлемый атрибут повседневной жизни, читайте дальше.
Взгляд со стороны психологии
Люди изучали эмоции в течение многих лет. Учитывая сложность концентрации на чувствах, неудивительно, что мы знаем о них немного. У большинства людей отсутствует понимание необходимости обеих эмоций для здорового функционирования и полноценной гаммы чувств. Давайте начнем с определений и выясним виды чувств и впечатлений, когда возникают определенные эмоции, что является их источником и как их создавать самостоятельно.
Определение и значение положительных эмоций
Положительные — это эмоции, которые мы обычно находим приятными для переживания. Оксфордский справочник позитивной психологии определяет их как «приятные или желательные ситуативные реакции, отличные от приятных ощущений и не дифференцированного положительного аффекта».
По сути, это определение утверждает, что положительные эмоции — это приятные реакции на наше окружение (или наш собственный внутренний диалог), которые являются более сложными и целенаправленными, чем простые ощущения.
Определение и значение отрицательных эмоций
С другой стороны, негативные эмоции — это те, которые нам обычно не нравятся. Отрицательные эмоции могут быть определены как «неприятные или несчастные эмоции, которые вызываются людьми, чтобы выразить негативное влияние на событие или человека».
Если эмоция понижает эмоциональное состояние и ухудшает настроение, то, скорее всего, это отрицательная эмоция.
Подробнее о противоречивых чувствах и когнитивном диссонансе.
25 примеров: список положительных и отрицательных эмоций
Примеры положительных и отрицательных эмоций будут зависеть от того, как вы их переживаете. Даже определение эмоции может варьироваться в зависимости от того, кто отвечает на вопрос. Как бы вы ни определяли эмоции, различение между ними является интуитивным процессом — мы, кажется, «просто знаем», какие эмоции положительные, а какие отрицательные.
Список положительных эмоций
Общие положительные эмоции включают в себя:
Список отрицательных эмоций
Вот некоторые из негативных эмоций:
Нужны ли нам отрицательные эмоции наравне с положительными
Посмотрите на список негативных эмоций. Хотите ли вы добровольно испытать какие-либо из них? Вероятно — нет, и это не удивительно! О вреде негативных эмоций на физическое здоровье мы уже рассказывали в статье о психосоматике.
Вот некоторые примеры выявленных закономерностей между негативными эмоциями и заболеваниями человека.
Теперь обратитесь к списку примеров положительных эмоций. Легко заметить, что этот перечень полон приятных переживаний, которые люди стремятся найти и продлить. Нам нужны положительные эмоции, чтобы эффективно функционировать, расти и процветать.
Так что, если нам в принципе неприятно испытывать отрицательные эмоции, а нравится переживать положительные, нужны ли нам вообще негативные впечатления? Как оказалось, да. Далее разберем подробнее, почему так происходит.
Зачем нужны отрицательные эмоции
Хотя они и неприятны для переживания, негативные эмоции действительно необходимы для полноценной жизни. Это происходит по двум причинам:
Отрицательные эмоции служат эволюционным целям, побуждая нас действовать таким образом, чтобы повысить шансы на выживание и помочь расти и развиваться как личности.
Как отмечают психологи, для каждой из основных эмоций, как положительной, так и отрицательной, есть веская причина:
Без страха вы бы были здесь сегодня? Или вы занимались опасными для жизни делами, подвергая себя ненужному риску? Без отвращения, смогли бы воздержаться от употребления каких-либо вредных веществ, к которым у вас есть доступ?
Какими бы неприятными они ни были, нельзя отрицать, что негативные эмоции служат важным целям в нашей жизни.
Действительно ли человек испытывает стресс только в негативных ситуациях
Хотя вы можете думать о стрессе как о чисто негативной эмоции или реакции, на самом деле люди часто испытывают стресс в нейтральных и позитивных ситуациях.
На самом деле, многие события, которые обычно считаются положительными, могут вызвать огромное напряжение в нашей жизни.
Вот лишь несколько примеров положительного опыта, который может принести стресс:
Вполне естественно чувствовать стресс во всех этих ситуациях, даже если они классифицированы как счастливые и позитивные. Это еще один пример взаимодействия между положительными и отрицательными чувствами, которые дают нашей жизни баланс.
Положительные и отрицательные эмоции: взгляд на различия
Как мы теперь знаем, положительные и отрицательные эмоции жизненно важны для здоровой, полноценной жизни. Давайте посмотрим, как эмоции в обеих категориях влияют на нас.
Как они влияют на мозг? Позитивные и негативные ощущения играют важную роль, когда речь идет о мозге, но в целом это разные роли.
Положительно окрашенные чувства
Они влияют на мозг следующим образом.
Отрицательно окрашенные чувства
Они влияют на мозг следующими способами:
Оба эти чувства играют важные роли в психологии и работе мозга, и эти роли дополняют друг друга, а не конкурируют между собой.
Роль обоих чувств в позитивной психологии
Учитывая влияние позитивных и негативных ощущений на мысли и поведение человека, можно понять, почему позитивная психология пристально следит и за негативными эмоциями. Для нас также важно научиться повышать свои положительные эмоции и использовать возможности, которые они предоставляют. Столь же важно научиться адаптироваться к отрицательным переживаниям и эффективно справляться с ними.
Когда мы в состоянии принять и использовать все эмоции, мы даем себе лучший шанс жить сбалансированной, осмысленной жизнью. Вот почему область позитивной психологии не сосредотачивается на одних только положительных эмоциях.
Также важно понимать, как превратить отрицательные эмоции в полезный опыт, и применять его на практике.
Как можно лучше отслеживать эмоции
Теперь мы знаем о важности принятия и управления нашими эмоциями — как положительно, так и отрицательно окрашенных. Следующий вопрос — как мы на самом деле это делаем.
Первым ш агом к эффективному управлению эмоциями является выявление, понимание и поиск закономерностей в эмоциональных переживаниях.
Если вам нужна помощь в выявлении положительных и отрицательных эмоций или отслеживании переживаний, вам могут помочь несколько диаграмм.
Отрицательные | Положительные |
Огорчение | Удовлетворение |
Печаль | Спокойствие |
Зависть | Безмятежность |
Депрессия | Умиротворенность |
Ненависть | Доверие |
Порицание | Восторг |
Сожаление | Счастье |
Страдание | Удовольствие |
Обида | Радость |
Угроза | Беззаботность |
Гнев | Уверенность |
Опасность | Оптимизм |
Ненависть | Страсть |
Стыд | Гармония |
Конфуз | Азарт |
Неуверенность | Благодарность |
Пессимизм | Признательность |
Усталость | Доброжелательность |
Боль | Привязанность |
Суть нейтральных эмоций
В то время как положительно и отрицательно окрашенные чувства получили значительное внимание со стороны исследователей и практиков психологии, есть еще одна категория эмоций, которые почти игнорируются. Это нейтральные эмоции.
Вы не услышите много об этих чувствах среднего уровня от психологов, но они являются широко обсуждаемой темой в некоторых кругах буддизма. Эти эмоции называются адукхамасухами, что может означать нейтрально (ни больно, ни приятно). Они ссылаются на «диапазон в средней части спектра ощущений. Это нечто между болью и удовольствием, не явно болезненно, но и не явно приятно.
Поскольку нейтральные чувства являются достаточно обыденной темой для большинства из нас, мы редко уделяем им много внимания. Однако они могут быть эмоциональной категорией, где мы проводим большую часть нашего времени. Подумайте о своем дне: сколько его было потрачено на радость и удовлетворение, гнев или грусть. Вероятно, гораздо меньше времени, чем на нейтральные эмоции, которые вы испытывали в остальное время.
Хотя нейтральные ощущения не обладают валентностью — положительной или отрицательной, — некоторые говорят, что нейтральные чувства можно считать положительными, поскольку они характеризуются отсутствием боли и страданий.
Что бы вы ни думали о негативных чувствах, имейте ввиду, что это важный, хотя и часто забытый, элемент вашего эмоционального опыта.
Когда возникают положительные эмоции, а когда отрицательные: примеры из жизни
Базовые эмоции человека
Структуру базовых эмоций человека разрабатывали два известных психолога: Пол Экман и К. Изард. Другие тоже занимались этой темой, но их исследования пересекались с вышеупомянутыми учеными.
Под базовыми эмоциями понимаются элементарные реакции, которые нельзя разложить. А вот на основе них уже выстраиваются другие. Кратко их перечислю:
Изард пошел немного дальше и определил такой список:
Механизм возникновения положительных и отрицательных эмоций
Положительные и отрицательные ощущения возникают в ответ на какой-либо раздражитель. И именно ценности, структура личности распределяет их на реакции с плюсом или минусом. Одно и то же событие может вызвать у двух людей разные по полярности ощущения. Например, подгоревший хлеб у повара вызовет страх перед начальством, а у ребенка радость от того, что можно съесть корочку.
Вопросом механизма возникновения эмоций многие исследователи задаются по сей день. На данный момент существует несколько теорий, которые рассказывают об этом процессе изнутри, с точки зрения биологии и психологии. Рассмотрим основные из них.
Представления Вундта
Этот ученый считал, что эмоции рождаются от внутренних изменений, то есть чувства влияют на представления: мимика возникает с базовой эмоцией и отражает то, что чувствует человек. Пример: мимика презрения (вытягивание нижней губы вперед) похожа на выплевывание неприятного, попавшего в рот.
Получается, что эмоции связаны с ассоциациями: хорошие ассоциации с ситуацией, возникают положительные эмоции и наоборот.
Теория У. Джемса и К. Ланге
Психолог Джемс и патологоанатом Ланге независимо друг от друга выдвинули теорию, что сначала возникают эмоции и они связываются с физиологическими реакциями. Пример: человек вышел из равновесия – огорчен – начинает плакать; человек увидел медведя – испугался – пустился бежать.
Эти два ученых свели теорию появления положительных или отрицательных эмоций к утверждению, что причиной их возникновения являются внутренние физиологические процессы, затем эмоциональные реакции, затем действия:
❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗
Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама.
Судя по их теории, эмоциональная реакция возникает так:
Раздражитель → изменения физиологических процессов → сигналы об изменениях в мозг → эмоция, положительная или отрицательная, в зависимости от того, чего захочет сам человек.
Эти ученые заявляли, что полюса своим ощущениям присваиваем мы сами – если изменить мимику, то и эмоция уйдет. По их теории, если вы начнете смеяться, вам станет радостно и смешно. Если будете еле ходить, опустите руки и корпус + грустная мина на лице – получайте испорченное настроение и бубните оставшийся день! Стоит подавить эмоцию – она исчезает.
Сосудистая теория Р. Зайонца
Она заключается в том, что мимика лица определяет отток венозной крови. По этой теории было замечено, что при изменении температуры мозга (когда человек вдыхает разный по температуре воздух, что зависит от сужения сосудов) изменяется и эмоциональный фон.
Итак, по теории Зайонца, разные сигналы от лицевых мышц человека определяют эмоциональные переживания: будут они положительными или отрицательными. Будете улыбаться – будет вам счастье. Будете ходить с перекошенным лицом – получите то же самое и в душе.
Итог этому разделу – человек сам оценивает определенное действие, которое с ним происходит, и уже в зависимости от того, добился ли он ожидаемого результата или нет, он получает + или — в своей реакции.
Итак, мы рассмотрели три основные теории механизмов возникновения положительных и отрицательных эмоций. Различия между ними определяет сам человек. Какими из них легче управлять: я считаю, что одинаково тяжело для тех, кто не умеет это делать и одинаково легко для тех, кто уже научился самоконтролю.
Обосную: если эмоция – это сначала реакция, то управлять мы учимся реакциями, а уже потом определяем, положительная она была или отрицательная.
Почему мы испытываем положительные эмоции: примеры из жизни
Реакции со знаком + позволяют нам жить и развиваться. Об их пользе и значении можно прочитать в статье с полным списком положительных эмоций. Такие эмоциональные состояния возникают, когда нам что-то нравится, мы чем-то довольны.
Позитив от девочки
Вы замечали иногда, что одинаковое внешнее проявление радости (смех или улыбка) появляется не только во время приятных моментов?
У меня, допустим, было такое: когда умерла моя бабушка, меня сначала тянуло на улыбку. Но в нашем обществе четко разделены мимические реакции, которые делят эмоции на положительные и отрицательные. Естественно, что улыбка на похоронах не входит ни в какие рамки. Но у многих людей от переживаний включается такая защитная реакция – такой способ переживания стресса.
Поэтому положительные эмоции помогают нам не только развиваться, но и в короткие сроки справляться со стрессом. Но они могут быть и без всякого стресса.
Например, вы очень хотели приехать на море. И вот, наконец, вы увидели эти необъятные просторы. Какая эмоция вас захлестнет? Конечно, счастье, удовольствие, радость.
Вы сосредоточены и бродите по комнате, удерживая в голове все события последней недели. Но тут позвонила лучшая подруга и сказала, что зайдет на чай через 5 минут и расскажет что-то интересное. И что? Вы уже ставите чай, суетитесь в ожидании приятных новостей. Мимика и настроение сразу же поменялись.
И таких примеров можно приводить массу: у нас возникают приятные ассоциации в ответ на ситуацию (раздражитель) – вот и “приходят” положительные эмоции.
Почему мы испытываем негативные эмоции: примеры из жизни
Продолжаем разбираться, почему людям свойственны негативные или положительные чувства. Негативные эмоциональные реакции, (полный их список), возникают по тому же принципу: происходит неприятная для нас ситуация – мы стрессуем и наполняемся негативом. Эти процессы также связаны с ассоциациями, настроем и рефлексами.
Например, на работе начальник дает дополнительное задание. Одни воспринимают это ровно, а другие, которых на предыдущем месте страшно нагружали, испытывают недовольство. Что происходит? Срабатывает ассоциация, что здесь их или их знания хотят использовать. И после такой ассоциации, естественно, возникает раздражение и недовольство.
Раздражение
Негатив мы можем испытывать по нескольким причинам:
Как научиться распознавать эмоции у себя и других
Когда мы понимаем, что чувствуем, тогда можно совладать со своими реакциями. Когда мы понимаем, что чувствуют другие, тогда можно выстраивать хорошие взаимоотношения и даже контролировать эмоциональное состояние собеседника. Распознавание и контроль эмоций – это очень важный навык и он получил название эмоциональный интеллект (EQ).
Эмоциональный интеллект – хороший тренинг по прокачке навыка распознавания и контроля эмоций. Курс предлагает платформа развития мозга Викиум. В нем 20 уроков, которые помогут понимать, определять, управлять эмоциями. И делать то же самое с эмоциями других людей.
Автор курса – известный тренер по прокачке EQ Олег Калиничев. Он является представителем компании Пола Экмана в России.
Стоимость курса – 990 руб. И эта инвестиция в свое развитие сторицей окупится. Вы выбираете, либо самостоятельно учиться управлять эмоциями, либо за короткое время прокачать себя под руководством тренера.
Узнать, как у вас обстоят дела с эмоциональным интеллектом, также поможет бесплатный онлайн-тест эмоционального интеллекта. Пройдите и посмотрите свой уровень.
Также на нашем блоге есть отличные инструменты, которые помогают развить ЭИ. Вы можете с ними познакомиться в статье Топ-14 курсов эмоционального интеллекта.
Заключение
Эмоции – наши друзья и рамки, которые помогают нам жить. Негативные сдерживают от неоправданных действий, позитивные развивают. Но они могут стать и врагами, если мы не научимся их понимать и сдерживать когда нужно. Так вот, чтобы понять, когда нужно их сдерживать, а когда с умом проявлять, развивайте эмоциональный интеллект!
Дорогие друзья, очень надеюсь, что вам была полезной информация о проявлении разных по полярности реакций. Делитесь своим опытом, какие эмоции вам легче сдерживать, какие из вас “прут” и каких у вас больше: положительных или отрицательных. Будем вместе развиваться на нашем блоге levelself.ru!
С Уважением, Людмила Редькина
Привет! Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе «Об авторах».
Эмоциональная жизнь младенца
Характеризуя эмоции новорожденного, мы были вынуждены признать скудость психологических знаний. Лучше изучена эмоциональная жизнь младенца. Сейчас принято считать, что ведущими факторами развития эмоциональной сферы ребенка являются, во-первых, действие генетических программ развития, а, во-вторых, взаимодействие ребенка с взрослыми людьми. Характер этого взаимодействия в свою очередь обусловлен процессами подражания и заражения ребенка эмоциям взрослого, тем как взрослый удовлетворяет органические и познавательные потребности ребенка.
Ранее отмечалось, что эмоциональная жизнь младенца в первый месяц чаще заполнена отрицательными эмоциями. Положительные эмоции появляются со второго месяца жизни и постепенно начинают преобладать над отрицательными как по длительности, так и по количеству проявлений. В 3-5 месяцев ребенок начинает улыбаться в ответ на улыбчивое и сердитое лицо взрослого, что свидетельствует о неспособности младенца различать эмоции взрослого. В тоже время он уже может дифференцировать оттенки положительных эмоций взрослого. Доминирование положительных эмоций в этот период времени обусловлено тем, что именно они побуждают ребенка к общению и вместе с этим выполняют собственно коммуникативные функции, т.е. выступают как средство общения. В этот же период времени, от начала второго до шести месяцев отрицательные эмоции выполняют только функции оценки и побуждения, что не требует их тонкой дифференцировки. Поэтому они весьма примитивны. И только со второго полугодия, когда отрицательные эмоции начинают выполнять коммуникативные функции и регулировать начало предметно-манипулятивной деятельности младенца начинается их интенсивная дифференциация. Так во втором полугодии появляются такие эмоции как обида, ревность, огорчение и агрессия. Все это, по-видимому, является следствием первых шагов самовыделения младенца, становления его «Я».
Поскольку одним из факторов развития эмоциональной сферы младенца является его взаимодействие с взрослыми, остановимся на фактах экспериментального изучения
Положительные и отрицательные эмоции взрослого как фактор развития
Уже в первом полугодии число эмоций проявляемых младенцем при адресованных к нему эмоций взрослого больше, чем при неадресованных эмоциях взрослого. Однако во втором полугодии это различие становится статистически значимым во всех видах эмоционального взаимодействия взрослого с ребенком, кроме безразличия. В сравнении с первым полугодием расширяется и репертуар эмоций младенца.
О приоритетном развитии эмоций как средства общения говорит тот факт, что неадресованные эмоции взрослых все еще вызывают эмоциональные реакции полугодовалых детей из детского дома, но уже во втором полугодии они остаются безразличными к ним. Семейные дети эмоционально реагировали на неадресованные действия взрослых и в первом и во втором полугодиях. Таким образом, развитие эмоций у детей идет не по пути подражания эмоциям взрослых, а по пути развития эмоций как средства общения.
Формы общения с взрослыми
Известно, что ведущим видом деятельности ребенка до года является так называемое непосредственно-эмоциональное общение. При этом взрослый выступает для ребенка как заботливый и любящий его родитель. Эмоциональная сторона общения является ведущей и именно поэтому столь велика роль положительных эмоций. Начиная со второго полугодия, с появлением элементов предметно-манипулятивной деятельности эмоциональный аспект в общении начинает уступать свое место деловому аспекту. Взрослый выступает не только как любящий и заботливый родитель, но и как образец для подражания. В рамках «делового» общения отрицательные эмоции выражены ярче, чем положительные, они включаются в коммуникативную сферу ребенка. Отрицательные эмоции используются ребенком для уклонения от общения с незнакомыми людьми, для изменения нежелательного взаимодействия с взрослым, наконец, как протест в случае неожиданного прекращения желаемого ребенком контакта. Таким образом, освоение эмоций становится необходимым условием коммуникации, что и объясняет их интенсивное развитие.
Уже отмечалось, что развитие эмоций возможно не только в процессе взаимодействия ребенка с взрослыми, но и в результате развертывания заданной природой программы, в силу ее генетической обусловленности. Но, прежде всего несколько общих замечаний об эмоциях как таковых. Есть несколько «вечных» вопросов, возникающих при обсуждении эмоций. Первый из них, что такое эмоция?
Коль скоро роль и значение эмоций в жизни человека столь велико, то возникает вопрос о возможной обслуживающей связи эмоций с первичными потребностями человека. И в этом смысле эмоции вторичны по отношению к потребностям. В то же время становится понятной генетическая обусловленность эмоциональной жизни разных детей. Так, по мнению К.Изарда эмоции:
Известно, что врожденные эмоции интереса в первые 3-4 месяца жизни генерируют перцептивную и сенсомоторную активность младенца. Но уже в 4-9 месяцев ребенка интересует только то, что он может наблюдать многократно. Это означает, что объекты для него приобретают привлекательность вследствие повторных контактов и становятся интересными в связи с их узнаванием. Именно этот механизм составляет основу эмоциональной привязанности ребенка. Взрослый может наблюдать появление реакции радости на лице ребенка на собственную активность, а взаимодействие радости и интереса поддерживает повторение активности.
Только в девятимесячном возрасте ребенок начинает интересоваться собственно новым. Что следует из этого факта? Во-первых, происходит переключение внимания ребенка на активный характер деятельности с предметами: ребенок начинает ими манипулировать, бросает и т.п. При этом он внимательно прослеживает путь брошенного предмета. Во-вторых, известные ребенку схемы действий подвергаются модификации с целью воздействия на окружающую его среду новым способом. В-третьих, интерес к новизне становится мотивом подражания, что важно для процесса социализации ребенка.
Эмоция радости
Нельзя научить или натренировать ребенка быть счастливым, невозможно показать прямые пути, ведущие к достижению радости. Но, развлекая ребенка, вовлекая его в игры и забавы, организуя благоприятную обстановку, можно способствовать возникновению у него позитивных эмоций. Радость, улыбка и смех тесно связаны между собой. И потому говоря о радости, нельзя не сказать об улыбке и смехе младенца.
В настоящее время реакцию улыбки считают врожденной и универсальной. Рефлекторные движения лица, напоминающие улыбку, могут появляться и во время сна. Такого рода движения лица впервые появляются от 2-х до 12 часов после рождения.
Собственно улыбка вызывается в первую неделю жизни рядом звуков, в том числе и человеческим голосом.
Широкая ясная улыбка возникает примерно на 3-й неделе в ответ на высоко поставленный голос взрослого. На 5-й неделе сам по себе голос взрослого утрачивает способность вызывать улыбку, и младенец реагирует на него уже звуковым ответом. К 5-й неделе улыбку вызывает ряд зрительных стимулов, в том числе и разные человеческие лица. На 2-3-м месяце ребенок начинает улыбаться самопроизвольно. Наиболее эффективным стимулом для вызова улыбки остается человеческое лицо. Между 2-м и 5-м месяцами улыбка младенца вызывается более или менее дифференцированно любым человеческим лицом. Примерно на 4-5 месяце младенец начинает выделять лицо матери среди других и после этого уже не склонен улыбаться другим, чужим людям.
Некоторые авторы выделяют три вида улыбки: «кармашек», «лодочка» и «полумесяц». Если первая отмечается постоянно на протяжении всего периода младенчества и составляет 55-60% случаев, а вторая имеет тенденцию спада со второго полугодия жизни, то третья, напротив, отсутствует в первом полугодии, а к концу первого года жизни составляет более 30% от общего числа. Таким образом, улыбка ребенка становится все более дифференцированной по форме, что облегчает процесс общения ребенка с матерью и другими взрослыми.
Эмоция страдания
С точки зрения последующего личностного развития ребенка важно знать о последствиях социализации страданий. Выделяют несколько типов социализации, к которым могут прибегать родители и взрослые.
В то же время, если родители борются с отрицательными раздражителями, то и у ребенка появляются более широкие возможности и в выражении страдания и в борьбе с ним. Возрастает вероятность того, что он станет честным, готовым прийти на помощь, смелым и устойчивым к фрустрации.
Наконец, нередко можно видеть, как родители целуют, обнимают, похлопывают своего плачущего ребенка, вместо того чтобы просто попытаться преодолеть страдание или хотя бы сделать понятной для ребенка его причину. Воспитанный таким образом ребенок вряд ли будет пытаться сам преодолеть страдание, скорее всего он будет искать успокоение в действиях, не связанных с причинами страдания, но как-то облегчающих его. Например, алкоголизм, наркомания и т.п. замещающие действия.
О связи страдания с другими эмоциями
Если же родители выказывают свое презрение или безразличие когда он плачет, ребенок может привыкнуть к чувству переживания стыда всякий раз, когда ему захочется плакать. Таким образом, страдание становится возбудителем стыда, а это может в свою очередь сделать ребенка боязливым или застенчиво болезненным. Частое переживание страдания, связанного со стыдом, может воспитать неуверенность, и даже презрение к самому себе.
О крике младенца
В разбираемом нами возрасте наиболее распространенной формой выражения страдания является крик. На первом году жизни различают три типа крика: «хочет спать», «хочет есть» и «мокрый». Матери лучше узнают крики, где взаимодействие с малышом осложнено его заболеванием. Вообще матери лучше узнают плач ребенка, если между ними и детьми существуют благоприятные эмоциональные связи. В первом полугодии для крика характерно дифференцировка форм и закрепление за ними постоянного значения. Во втором полугодии крик начинает утрачивать свое сигнальное значение. Вместе с тем усиливается роль улыбки как регулятора совместной деятельности ребенка и матери.