в каком виде можно систематизировать правила деловой игры
Деловая игра и ее возможности
Преобразования, происходящие в обществе, особенно инновационные процессы, в экономической и социальной жизни влекут за собой изменения в подготовке педагогических кадров. В настоящее время образование нуждается в высококвалифицированных творческих учителях, поэтому основным направлением профессиональной школы становится подготовка компетентной, творчески развивающейся личности.
Многие учителя ищут разнообразные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, которые отличаются от стандартных. Ежедневно педагог сталкивается с различными ситуациями, в которых он не может быть только исполнителем, а в каждом конкретном случае должен принимать самостоятельные решения, быть творцом учебно-воспитательного процесса. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Среди различных активных методов, которые используются в учебной практике, хочу выделить деловую игру, так как именно она активизирует мыслительную деятельность студентов, развивает творческие способности будущих учителей.
В последние годы деловые игры используются, как правило, в трех различных аспектах:
Однако следует отметить, что в чистом виде эти игры не используются; каждая конкретная деловая игра несет в себе переплетение указанных аспектов, либо в соответствии с определенными целями игры акцент может делаться на каком-то одном аспекте.
Что касается различных деловых игр в педагогических колледжах, то они, по моему наблюдению, проводятся во многих учебных заведениях этого типа все с большим успехом и вызывают живой интерес как участников деловой игры, так и гостей. Некоторые специалисты считают, что такие игры могут проводится перед лекционными занятиями, после проведения цикла или завершать курс. Я склоняюсь к той точке зрения, что деловую игру в курсе «Методика обучения математике» следует проводить после прочтения определенного цикла лекций или в заключение курса, так как должно предполагать наличие минимального запаса математических знаний и умений.
Прохождение студентами педагогической практики, на мой взгляд, еще больше расширяет возможности использования деловых игр, поскольку студенты на этом этапе обучения уже ясно понимают свои сильные и слабые стороны как учителя и, следовательно, имеют дополнительную возможность проиграть те или иные педагогические ситуации, подтвердить свой теоретический опыт практическими умениями.
Методика проведения деловых игр включает следующие этапы:
1. Составление плана игры.
2. Написание сценария, включая (руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры), инструкции для игроков.
3. Подбор информации; средств обучения.
4. Разработка способов оценки результатов игры.
5. Хочу остановится на конкретных деловых играх, проведенных в педагогическом колледже 4 г. Москвы.
Игра «Ученый Совет»
Только в 90-е годы появился в печати материал, посвященный использованию исторического материала в процессе обучения математике в начальной школе. Между тем практический опыт ряда учителей показывает, что использование его положительно влияет на развитие познавательного интереса к предмету, расширяет кругозор школьников. Очень часто в сказках, пословицах, рассказах, поговорках дети могут встретить, незнакомые им, старинные единицы массы, емкости, площади, длины и т. п., с которыми не встречались ранее на уроках математики.
Как же познакомить ребят с этим материалом? Можно на уроках математики, а также на внеклассных занятиях. А как же привлечь внимание студентов к данной теме? Этот вопрос меня волновал давно. После долгих размышлений возникла мысль провести деловую игру, которая помогла заинтересовать студентов данной темой: «Использование исторического материала на уроках математики в начальной школе». Она была апробирована в педколледже 4. Возник план ее проведения. Всем студентам были предложены темы для написания рефератов. Эту работу выполняли по группам.
Каждый реферат должен был состоять из нескольких частей: теоретическая часть; практическая часть должна быть основана на теоретической: фрагмент урока; беседа; экскурс; кроссворд; подбор крылатых выражений, загадок, пословиц.
После того как рефераты были проверены, отобрали четыре лучшие работы, ав-торы которых должны были представлять их при проведении деловой игры. Каждую работу оценивали рецензенты и представители из ведущих вузов города Москвы (студенты других групп). К игре были написаны указы в стихотворной форме, которые сочинил студент этой группы. На доске записан эпиграф к данной игре:
«При выборе методов преподавания история науки должна быть главным проводником, ибо всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета». (Жюль Арни Пуанкаре)
Была подобрана дополнительная литература по теме «Исторический материал на уроках математики в начальной школе», а также стенды с наглядными пособиями.
а) теоретическая часть;
б) проведение фрагментов, бесед, кроссвордов, сказок и т. п.
После представления каждого реферата было дано слово рецензентам и представителям из различных учебных заведений, которые высказывали свое мнение о работах. Также мог выступить каждый из присутствующих. После того как были представлены все четыре реферата, Ученый совет приступил к голосованию:
Научно-практическая конференция
Вся группа была разбита на 4 подгруппы (5-6 человек). Каждая подгруппа знакомилась с одной из альтернативных программ, читая методическую литературу, в которой освещался данный вопрос. Затем деловая игра проводилась по следующему плану:
Экспертный совет подводит итог по двум направлениям: какая из подгрупп более глубоко, осознанно представила альтернативную программу; какой из педагогических журналов доступнее и профессиональнее излагает материал по развивающему обучению на своих страницах.
Деловые игры, несмотря на практическую значимость, приемлемы лишь в качестве дополнительного метода обучения в органической связи с теоретическими занятиями. Они, в основном, не предполагают выработку единственного верного решения. Их ценность состоит в стимулировании большого количества идей и способов их реализации, в неоднозначности принимаемых решений, характер которых определяется конкретной учебной ситуацией.
Автор: В.Веденина,преподаватель методики обучения математике
Деловая игра
Деловая игра — моделирование процессов и механизмов принятия решений. В деловой игре процесс выработки решений происходит в условиях поэтапного, многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, поступающей дополнительно и вырабатываемой в ходе игры. В процессе игры участники анализируют ситуацию, принимают и обсуждают решения, а также вступают между собой в определенные отношения, которые могут носить характер соперничества, сотрудничества, формального взаимодействия и т. д.
Для деловых игр характерно:
Деловая игра дает участникам возможность увидеть результаты своих действий, сравнить их с результатами других участников и в случае необходимости скорректировать свое решение.
Порядок проведения деловой игры
В деловой игре выделяют следующие этапы.
Введение в игру: этот этап помогает участникам понять цель игры и основные правила ее проведения.
Разделение участников на группы: оптимальный размер группы — 3–5 человек. Желательно, чтобы участники группы были равны по социальному статусу, интеллектуальному развитию, а также психологически совместимы.
Изучение ситуации: для изучения ситуации участники получают необходимую информацию от ведущего, а также обеспечиваются дополнительной информацией (например, правовыми или экономическими документами).
Обсуждение ситуации в группах: в процессе этого этапа задача ведущего — управлять работой групп, помогая отстающим группам, консультируя участников по вопросам, возникающим у них в процессе обсуждения. Для содействия в управлении группами ведущий может прибегнуть к помощи наблюдателей (ассистентов, консультантов), которые бы фиксировали особенности поведения участников и помогали бы им эффективно взаимодействовать.
Важным моментом является фактор времени. Конечно, не стоит постоянно напоминать участникам, сколько времени осталось, однако было бы разумно, если в кабинете, где проводится игра, висели часы.
Игровой процесс: после изучения ситуации начинается сам процесс игры, заключающийся в продуцировании участниками возможных решений поставленной задачи, их анализе, выработке общего заключения.
Вся информация, отражающая деятельность групп, по необходимости заносится в специальные протоколы, которые после игры обрабатываются и анализируются ведущим и ассистентами.
Например, анализируются стратегии взаимодействия, эффективность взаимодействия, количество выдвинутых решений, степень реалистичности решений и т. д.
Подведение итогов игры: на этом этапе проводится анализ деятельности групп и оценка принятых ими решений. Группы сравнивают свою стратегию и стратегию конкурентов, на собственном опыте наблюдают эффективность разных стратегий принятия решений.
Разбор оптимального варианта: после анализа деятельности групп важным является вынесение единого, правильного (эффективного) решения конкретной ситуации, соотнесение его с реальными обстоятельствами, обоснование принятия этого решения.
Общая дискуссия: целью дискуссии является закрепление принятого решения, а также заострение внимания участников на возможности переговоров, взаимодействия в решении многих актуальных проблем.
Роль ведущего в деловой игре
Роль ведущего при проведении игры весьма многогранна: до игры — он инструктор, в процессе игры — консультант, по ее окончании — судья, и, наконец,— руководитель дискуссии. Все это требует от ведущего соответствующих знаний, умений и навыков.
Ведущий должен чувствовать специфику данной формы групповой работы. Игра — это живое моделирование реально происходящих процессов и ситуаций жизни, и здесь инструкциями и правилами ход игры предусмотреть невозможно. Каждый раз одна и та же игра (по сюжету и правилам) проходит иначе, и главная роль в этом — роль ведущего.
Несмотря на то, что ведущий должен управлять процессом, ему не следует вмешиваться в игру. Следует предоставить участникам допустимую самостоятельность. Лишь в тех случаях, когда игра заходит в тупик, можно дать совет, устранить неясность, но не стоит помогать участникам принимать решения.
Игра должна проходить в атмосфере творчества, эмоционального подъема, психологической безопасности, поскольку она является ценным опытом межличностного и межгруппового взаимодействия, усвоение которого может стать очередным шагом к выработке навыков эффективного существования в социуме.
Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:
Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:
Уникальные рекомендации профессионалов! Каждое упражнение для тренинга командообразования оформлено в виде подробной тренерской методички, содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и «фишек», позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
Объем каждой тренерской методички упражнения около 10 страниц.
Это в начале которой все участники тренинга обладают равным количеством ресурсов, а в конце игры участники оказываются с очень разными результатами. В процессе данного упражнения участники группы выстраиваются в четкий ранжир, при этом больше шансов на победу имеет тот, кто умеет смотреть на происходящее беспристрастно, объективно, верно оценивать других людей.
Это непростое упражнение, т. к. каждый участник тренинга видит свое место в группе относительно других людей, и у многих участников это может вызвать сильные и не всегда позитивные эмоции. А, значит, это упражнение может стать для участников тренинга сильной мотивацией для изменений, для развития, для роста, сильным вызовом. Обычно, игра «Мой капитал» вызывает множество различных эмоций, и дает богатую пищу для размышлений. И уж точно она никого не оставляет равнодушным!
Упражнение «Мой капитал» эксклюзивно, его вы не найдете ни на одном другом ресурсе.
Это классическое А, значит, оно отлично снимает первичное напряжение и недоверие в тренинговой группе, способствует установлению теплых, доверительных отношений между участниками тренинга.
Упражнение «Слепой и Поводырь» отлично подводит участников тренинга к исследованию и обсуждению темы доверия к другим людям. Помогает участникам тренинга увеличить уровень доверия в своей жизни, начать больше доверять людям, увидеть, что в жизни мы часто изначально «не доверяем».
Упражнение «Слепой и Поводырь» дает возможность каждому участнику тренинга лучше узнать самого себя: насколько он доверяет окружающим, легко или сложно ему положиться на другого человека, каков он во взаимодействии с другими, каким его воспринимают другие люди.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технология организации деловой игры
Деловая игра – это способ обучения через проживание специально смоделированной ситуации, позволяющей раскрыть и закрепить необходимые в работе знания, умения и навыки. Деловая игра – это уникальная возможность выйти за рамки привычного образа действий и выявить потенциал для собственного личностного роста и новые ресурсы для развития бизнеса.
Формат деловой игры обеспечивает гораздо более высокий уровень вовлеченности и мотивации участников, чем классические формы обучения, что способствует быстрому и качественному усвоению материала.
Сегодня, в условиях социально-экономических изменений в общественной жизни, система воспитания требует качественно нового подхода к организации воспитательной работы с учащейся молодежью в учреждениях профессионального образования. В совместной деятельности всех участников педагогического процесса, немаловажная роль отводится куратору учебной группы.
Куратор – педагог-профессионал, посредник между обществом и учащимися в освоении культуры, организующий условия для профессионального и личностного становления молодежи через разнообразные виды воспитывающей деятельности. При этом важно учитывать то, что педагогическую ценность воспитательной работы определяет не количество мероприятий, а разнообразие их форм и содержания. Одной из форм воспитательной работы является деловая игра.
Игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Деловая игра используется для решения комплексных задач, развития творческих способностей, формирования определенных знаний и умений, дает возможность учащимся понять различные позиции в решении проблем.
Деловые игры применяются для имитационного моделирования реальных механизмов и процессов. При этом отрабатываются навыки принятия решений в условиях взаимодействия, соперничества (конкуренции) между различными решающими сторонами. В деловой игре могут моделироваться отношения конкурентной борьбы или взаимодействия, а также отношения соревнования между сторонами.
Технология деловой игры
I этап подготовки начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта и состоит из последовательных операций:
Выбор темы. Обязательным условием является то, чтобы используемый в игре материал имел практический выход на профессиональную деятельность.
Формирование целей и задач. Содержанием игровых целей является для участника успешное выполнение принятой роли, реализации игровых действий.
Содержание педагогических целей включается в развитие профессионального практического и теоретического мышления, формирование систем отношений с другими людьми, овладение нравственными нормами, развитие творческих и профессиональных способностей, иначе говоря – в развитии личности. В конечном итоге от цели зависит динамика игры и прогнозируемый результат.
Определение структуры. Структура определяется с учетом целей, задач, выбранной темы, состава участников и включает в себя план деловой игры и общее описание процедуры игры.
4. Диагностика объективных обстоятельств. В данном случае рассматривается вопрос о том, где, когда и при каких условиях будет проходить деловая игра, т.е. оцениваются ее внешние атрибуты.
II этап проведения – процесс игры. С начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
III анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В результате педагог констатирует достигнутые результаты, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием воспитательной проблемы.
Алгоритм деловой игры:
разработка игры: ввод в игру:
постановка проблемы, целей
общее описание игры
подготовка материального обеспечения
II ЭТАП ПРОВЕДЕНИя
работа в группах ;выполнение индивидуальных заданий;тренинг
III ЭТАП АНАЛИЗА И ОБОБЩЕНИЯ
оценка и самооценка работы
выводы и обобщения
Деловая игра – это аналог профессиональной культуры, чем она сложнее, тем глубже процесс становления профессионализма участников игры, тем богаче потенциал профессиональных возможностей данного человека.
Формы и последовательность действий куратора заключаются в следующем:
Представление исходной информации.
Постановка целей и задач. Обсуждение исходной информации. Демонстрация возможных практических результатов. Обсуждение учащимися вопросов оптимизации игрового занятия. Формирование психологического контакта.
Организация деятельности учащихся.
Контроль за соблюдением последовательности выполнения ролевых функций. Применение заранее подготовленных приемов по укреплению дисциплины и оптимизации процесса деловой игры. Поощрение мышления вслух, оказание помощи в «тупиковых» игровых ситуациях и т.д.
Деловая игра для педагогов
«Педагогические приёмы создания ситуации успеха»
Цель: содействие формированию у педагогов потребности использования в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей среды.
Задачи: Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов.
Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха на занятии.
Проанализировать методы и приёмы создания ситуации успеха.
Создать банк данных по проблеме.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мне очень приятно видеть вас сегодня на нашем мини-семинаре, я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность. Сегодня мы с вами проанализируем влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся, попытаемся систематизировать приемы и методы создания на уроке и в школе ситуации успеха, а также создать педагогический «банк данных ситуаций успеха»
Материал: бумажные сердечки, клубок ниток, карточки с незаконченными предложениями.
Инструкция :1. напишите на сердечке свое имя и 1 прилагательное, в полной мере характеризующее Вас.
2. Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок педагогу напротив. За 1 минуту должны представиться. Как вас зовут. Откуда вы. Затем вытянуть карточку и закончить написанное на ней предложение
Предложения на карточке:
У меня вызывают симпатию люди, которые…..
Самая большая радость для меня –это…
Мне радостно, когда…
Моя сильная сторона в профессиональной деятельности-….
Думаю, что самое важное для меня….
Школа для меня- это….
Особенно мне нравится, когда мне люди, окружающие меня…
Самое большое достижение в моей жизни…
Я чувствую себя уверенно, когда ….
Человек считается успешным, если…
Таким образом клубок передается дальше и дальше пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины
-как вы думаете, почему мы составили такую паутину?
(создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом)
Каждому человеку приятно получать комплименты в свой адрес. Но нужно не только получать комплименты, но и уметь их возвращать. И сейчас мы с вами поиграем в игру “Комплименты”.
Каждый человек должен сделать комплимент соседу слева.
Обращение по имени.
Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
Тот, кому предназначался комплимент должен выразить слова благодарности и вернуть комплимент, начиная со слов: “А вы сегодня очень…” или “А у вас сегодня …”.
Что вам больше понравилось – говорить комплименты или получать их?
Какой комплимент вам понравился больше всего?
Сегодня мы поведем разговор о ситуации успеха, ее типах и создании ситуации успеха в практической деятельности педагога на занятии.
Встаньте, пожалуйста в две шеренги
Предлагаю учителям рассчитаться следующим способом: утро-день-вечер
А теперь объединиться в 3 группы. (садятся за столы)
Правила работы в группе
Стараться думать о том, что происходит в группе, активно участвовать в занятии, отмечать для себя свои мысли и чувства, возникающие в ходе разговора.
Никого не судить, не перебивать говорящего, не критиковать точку зрения другого, а предлагать свою
Сохранять в группе атмосферу доверия и внимания друг к другу.
В своих подгруппах возьмитесь за веревку, связанную в кольцо
Ваша задача с закрытыми глазами, переговариваясь, перестроить из этой веревки фигуру, которую я назову (квадрат, треугольник, круг)
Рефлексия: какие трудности вы испытали во время выполнения данного упражнения
Основная часть ( Участники занимают места за столами )
Очень часто в нашей повседневной работе нам приходится сталкиваться с нежеланием учащихся идти в школу, работать на уроке, а так же выполнять домашние задания, расширять запас своих знаний. Почему это происходит? Первоклассник приходит в школу преисполненный желания учиться, он надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этой надежды – самая серьезная проблема обучения. Так почему же он теряет интерес к обучению? Виноваты ли в этом образовательные учреждения и методы обучения? Какую роль играет при этом педагог? Может ли педагог сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
На эти и другие вопросы искали ответ не только наши современники, но педагоги прошлых лет.
Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.
Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.
Доктор педагогических наук Белкин убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни, и он настаивает на том, что если ребенка лишить веры в себя, то очень трудно надеется на его светлое будущее.
Педагог должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха.
Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха?
Психологи разделили эти два понятия, и вот что получилось :
СИТУАЦИЯ-это сочетание условий, которые обеспечивают успех;
ОЖИДАНИЕ УСПЕХА– стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание окружающих, личности, результат деятельности личности.
В результате данное словосочетание имеет двойственное значение, а именно
УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости,
удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.
С педагогической точки зрения, СИТУАЦИЯ УСПЕХА – это целенаправленное, организованное сочетание условий, с помощью которых создается возможность достижения значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Как создать на занятии ситуацию успеха?
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.
Я Вам предлагаю рассмотреть типы ситуаций успеха.
Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов:
1. Неожиданная радость.
3. Радость познания.
Сейчас я предлагаю вашему вниманию рассмотреть подробно типы ситуаций успеха и приемы, через которые они реализуются, а также посмотрим как эти приемы можно использовать в своей педагогической деятельности.
1 тип «Неожиданная радость» – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ребёнка превзошли все его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога.»Неожиданная радость» типична для детей с традиционно заниженной самооценкой.
Вот вашему вниманию, предлагаются педагогические приёмы «Неожиданной радости»
1. Приём «Эмоциональные поглаживания»
Педагог на занятии хвалит детей: «Вы у меня молодцы», «Умницы», «Я горжусь вами».
Виды похвалы могут быть разнообразными: одобрение, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.
Похвала требует определенных условий ее применения, иначе может оказаться «медвежьей услугой» или быть непедагогичной.
При проявлении похвалы необходимо придерживаться следующих правил :
Не следует при детях
хвалить ребёнка за то, что не поддерживается группой, даже если это совершенно правильное, с точки зрения педагога, поведение. Такая похвала порождает уже не зависть, а агрессию. Так, если только один воспитанник из группы подготовился к занятию, похвала в его адрес, как правило, противопоставляет его группе, хотя он, конечно же, ни в чем не виноват. В этом случае лучше похвалить его наедине.
2 . Прием «Лестница» Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника вверх поступательно.
Приведем пример к первому шагу алгоритма приема «Лестница». Завести разговор с учеником на больную для него тему будет трудно. Нужно поступить неожиданно, к примеру, написать и положить в дневник ученика записку: жду тебя в девять часов у входа в видео салон. Записка позволяет легче вступить в контакт. Ведь у ученика был по отношению к учителю своего рода психологический барьер. Он мог его и не осознавать, но чувствовал. Свидание назначено поздно, чтобы думал, что пригласил кто-то из одноклассников. Во всяком случае, не учитель. Важно застать его врасплох. Чтобы не сумел выстроить психологическую защиту от вмешательства учителя в свой внутренний мир. Результат отличный! Ученик на столько поражен, что безропотно идет с учителем и принимает участие в разговоре. Это и является главной задачей «психологической атаки».
Подготовленные ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.
Рассмотрим следующую ситуацию: Алеша, ученик девятого класса, отличник. По всем предметам у него глубокие знания. Но где-то в середине третьей четверти начал сдавать. Появились другие внешкольные интересы. На уроке истории вышел отвечать, но настолько слабо, что учитель, разочарованный, удивленный, вынужден был поставить тройку. На следующем уроке, полагая, что первая неудача была случайной, намереваясь дать ему шанс исправить положение, снова вызвал его отвечать. Снова слабый ответ. На протяжении последующих трех недель учитель ни разу не напоминал Алеше о его неуспехе, ни разу не спрашивал, хотя понимал, что класс ждет от него другой тактики.
В конце месяца учитель сделал краткий обзор успеваемости класса в целом и дал характеристику работы каждого ученика в отдельности. Когда очередь дошла до Алеши, то он сказал, что удивлен его «успехами» и намерен спросить его сегодня же. Лицо Алеши вытянулось. Этого-то он никак не ожидал. Но тем не менее учитель вызывает его к доске и начинает задавать ему вопросы. Алеша отвечает плохо. Но учитель ко всеобщему удивлению ставит ему высший балл и предупреждает, что с этого момента он будет ставить ему на каждом уроке отличные отметки, но спрашивать не будет (?!), пока он сам не захочет показать настоящие знания.
На следующем уроке обещания учителя было выполнено, но Алеша чувствовал себя явно неуютно. Для него это оказалось слишком сильным эмоциональным натиском, который он выдержать не смог. На последующем уроке он принял активное участие в работе класса, поднимал руку, дополнял, хотя желания выйти к столу не изъявил… Было всем очевидно, что процесс его оздоровления начался.
Эта ситуация относится к типу «неожиданная радость», а прием «даю шанс». Ситуация далеко не типичная, можно сказать уникальная. Но учитель был очень опытный, и он твердо верил в сознательность Алеши, в его умение правильно все оценить и во всем разобраться.
Именно в этот трехнедельный период учитель не только наблюдал за Алешей, но и беседовал с его родителями, с классным руководителем. Его интересовало, нет ли каких-то веских причин для такого неожиданного срыва. Серьезных причин не оказалось. Поэтому учитель решил «встряхнуть» Алешу. Высокий авторитет, которым пользовался Алеша в классе, поможет учителю выиграть эту ситуацию. Если он безмолвно примет эти ничем не обоснованные пятерки, то он, безусловно, потеряет в глазах товарищей репутацию порядочного человека, которая у него всегда была. Разумеется, он на такое никогда не пойдет. Учитель обоснованно предположил, что срыв Алеши – слабость сильной личности, а потому необходимо сделать так, чтобы временная слабость не превратилась в постоянную, опереться при этом на силы самого школьника
Можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.
На занятии у способных воспитанников можно наблюдать, что периоды подъема могут сменяться расслаблением. Такие дети очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Их ахиллесова пята – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для них «Холодный душ» может быть полезен.
2 тип «Общая радость» – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.Она может быть подготовленной педагогом или спонтанной, заметной или незаметной.Радость тогда в радость, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка.
2 шаг: выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного воспитанника. Для этого нужен взаимный интерес, чтобы ребёнок не испытывал свою унизительную слабость перед другими детьми, у него существовал аванс доверия.
Трудно привести здесь какой-нибудь конкретный пример, потому что он не сможет отразить всю гамму возможных ситуаций, но есть возможность перечислить наиболее типичные варианты интеллектуального спонсорства: совместное участие в подготовке, проведении тематических вечеров, смотров, конкурсов и тому подобное.
Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств « старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В тоже время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.
Главная роль отведена педагогу. Его слова, эмоциональный всплеск его стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха.
Сразу вспомнились откуда-то выплывшие строки правил, изученных на прошлом уроке. Вадим говорил верно, четко, с надеждой, что его поймут и поддержат! Домой не пришел, а вбежал: « Мама, ты знаешь, она мне так и сказала: « Ты полетел!». Я вспомнил! Я все вспомнил, мама! Я не упал…».
Слова учителя, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск ее искреннего стремления помочь ребенку, создать ему ситуацию успеха!
Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся, превращаясь из формы деловой игры в прием создания ситуации успеха.
Педзаражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор источника интеллектуального заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного воспитанника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку связи между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;
ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужны внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;
ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.
Мы идем на природе, я обращаю внимание мальчика на множество задач, которые решают люди в процессе труда. И вот пришел день, в который я твердо верил: Петя решил задачу самостоятельно. У мальчика загорелись глаза, он стал объяснять. О чем идет речь в задаче, его объяснение было сбивчивым, но я видел, что перед ребенком, наконец, раскрылось то, что было покрыто мраком. Петя был рад. Я тоже вздохнул с облегчением: наконец-то. Я сам решил задачу- радостно он сказал дедушке. Петя гордился своим успехом
Если педагог подводит детей к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит, он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ребёнок может почувствовать себя творческой личностью.
Решение ситуации (обсуждение в подгруппах)
Воспитанник, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одногруппников, говорит: «Я не хочу выполнять задание вместе с ним».
Что Вы будете делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?
В этом случае неправильным отношением педагога будут следующие действия и ответы:
«Никуда не денешься, все равно придется»,
«Это глупо с твоей стороны»,
«Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой» и т.п.
«У меня такого не бывает», «Это сильно общее описание, оно не позволяет дать конкретный ответ…» и т.п.
«Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания!».
Наиболее правильным будет считаться ответ
«Вместе вы сможете хорошо справиться с предложенным заданием».
«Я постараюсь выяснить, почему ребёнок не хочет работать вместе с одногруппником и по возможности устранить причину негативного отношения. Я также объясню воспитаннику, почему я считаю важной совместную работу над выполнением задания в предложенной паре. При выяснении причины возможна замена состава мини-групп для совместного выполнения заданий. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем».
Как влияет ситуация успеха на деятельность и состояние ребёнка?
Выслушиваются ответы педагогов.
внушает ребёнку уверенность в собственных силах;
появляется желание вновь достигнуть хороших результатов;
создаёт ощущение внутреннего благополучия;
происходит переоценка своих возможностей.
Каковы последствия создания ситуации успеха?
Педагогу следует помнить о том, что:
Успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к завышенной оценке своих возможностей.
За сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует расслабление: если в этот период ребёнку предложить какую-либо работу, то она будет выполнена менее успешно.
Ребёнка можно травмировать, если результат, важный и значимый для него не будет адекватно оценен другими людьми («Пятёрка по рисованию? Лучше бы по чтению получил…»).
Постоянное обеспечение успешности учения может сформировать не активное, а привычное отношение к образовательной деятельности.
Постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.
Рекомендации «Успешного воспитания»
Так говорить не стоит!
Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал на уроке.
Ты что кричишь, думаешь, я несправедливо тебя оцениваю?
Ты сейчас очень громко говоришь
Ты никогда не умел объяснять материал, опять никто ничего не понял
Я думаю, что ты объяснял слишком сложными фразами
Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь на прошлой неделе как со мной разговаривал
Сейчас ты ведёшь себя не совсем корректно
Ты должен относиться к урокам серьёзнее!
Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить подготовке
Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать?!
Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали
Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать…
Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой.
Ты, конечно, молодец, но у тебя много ошибок, плохой почерк и сложные формулировки.
Ты действительно написал интересное сочинение. Однако над грамматикой следует ещё поработать.
А сейчас мы с вами составим рецепт приготовления хорошего занятия. Перечислите мне, по вашему мнению, самые лучшие положительные эмоции, которые способствуют сохранению дружелюбной атмосферы на протяжении всего занятия.
(Педагоги предлагают свои варианты, затем появляются на слайде готовые ответы)
. Добавьте в каждое занятие по одной порции:
• преданности своему делу;
• вольнодумия и свободомыслия;
• отдыха и заботы о здоровье;
• веры в каждого ребёнка.
(Учителя работают в подгруппах, составляют свой рецепт, и визуализируют его на ватмане)
Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты занятию, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями.
Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте занятие профессионализмом педагога. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!
Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к педагогическому труду и творчеству!
Для того чтобы воспользоваться методами и приёмами успешного проведения занятия, вы в дальнейшей своей работе можете пользоваться памятками, которые лежат у вас на столах.
Упражнение «Дружественная ладошка»
Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки
(по окончании работы участники забирают себе на память ладошки с пожеланиями)
Ну и в заключение, уважаемые педагоги, я предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшнем семинаре, используя свечу мнений. Мы будем передавать её по кругу каждому педагогу, мне очень важно услышать мнение каждого участника семинара.
Педагоги по очереди передают свечу друг другу и озвучивают своё мнение о семинаре.
А для того, чтобы ваши занятия проходили успешно и эффективно, я приготовила для вас памятки – рекомендации, которые помогут вам в работе.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
У меня вызывают симпатию люди, которые…..
Самая большая радость для меня –это…
Мне радостно, когда…
Моя сильная сторона в профессиональной деятельности-….
Думаю, что самое важное для меня….
Школа для меня- это….
Особенно мне нравится, когда мне люди, окружающие меня…
Самое большое достижение в моей жизни…
Я чувствую себя уверенно, когда ….
Человек считается успешным, если…
Моя сильная сторона в профессиональной деятельности-….
Думаю, что самое важное для меня….
Воспитанник, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одногруппников, говорит: «Я не хочу выполнять задание вместе с ним».
Что Вы будете делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?
В этом случае неправильным отношением педагога будут следующие действия и ответы:
«Ну и что?»,
«Никуда не денешься, все равно придется»,
«Это глупо с твоей стороны»,
«Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой» и т.п.
«У меня такого не бывает», «Это сильно общее описание, оно не позволяет дать конкретный ответ…» и т.п.
«Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания!».
Воспитанник, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одногруппников, говорит: «Я не хочу выполнять задание вместе с ним».
Что Вы будете делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?
В этом случае неправильным отношением педагога будут следующие действия и ответы:
«Ну и что?»,
«Никуда не денешься, все равно придется»,
«Это глупо с твоей стороны»,
«Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой» и т.п.
«У меня такого не бывает», «Это сильно общее описание, оно не позволяет дать конкретный ответ…» и т.п.
«Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания!».
Воспитанник, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одногруппников, говорит: «Я не хочу выполнять задание вместе с ним».
Что Вы будете делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?
В этом случае неправильным отношением педагога будут следующие действия и ответы:
«Ну и что?»,
«Никуда не денешься, все равно придется»,
«Это глупо с твоей стороны»,
«Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой» и т.п.
«У меня такого не бывает», «Это сильно общее описание, оно не позволяет дать конкретный ответ…» и т.п.
«Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания!».
Воспитанник, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одногруппников, говорит: «Я не хочу выполнять задание вместе с ним».
Что Вы будете делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?
В этом случае неправильным отношением педагога будут следующие действия и ответы:
«Ну и что?»,
«Никуда не денешься, все равно придется»,
«Это глупо с твоей стороны»,
«Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой» и т.п.
«У меня такого не бывает», «Это сильно общее описание, оно не позволяет дать конкретный ответ…» и т.п.
«Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания!»