в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений

3. Память культуры

Развитие общества и развитие культуры возможно потому, что человек и человечество сохраняют в своей памяти то, что происходило в прошлые века, что открыто, познано, стало известным.

«Есть некий маятник, который держит в равновесии человеческое сознание. Это забвение и память. Для того чтобы сохранить здравый рассудок, собственно действует этот маятник. В мифических представлениях средиземноморской культуры мы находим два источника – источник забвения (Лета) и источник памяти (Мнемозина). Если выпить из одного источника, то маятник начнет колебаться неравномерно, здоровье человека начнет находиться под угрозой. И здоровье человека, и здоровье общества», – так образно определил соотношение забвения и памяти югославский ученый Н. Стипчевич [9, с. 55].

Память противостоит забвению, уничтожающей силе времени. Память – необходимое условие самосознания личности. Человек только тогда человек, когда он знает, кто он и откуда, чей он сын и где его родина, кому обязан он своей жизнью. Знание этого рождает чувство ответственности перед другими людьми, связывает человека с прошлым и будущим. Утрата памяти приводит к утрате представлений о самом себе, к потере собственного «Я».

В романе Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» рассказана легенда о манкурте – человеке, сознательно и жестоко лишенном памяти:

«Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца-матери – одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного «Я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и поэтому абсолютно покорен и безопасен… Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял усердно, слепо и неуклонно» [10, с. 106].

Как видно из легенды, отсутствие памяти оборачивается потерей человеком самого себя, превращает человека в рабочее животное, что само по себе трагедия. Но в романе эта трагедия порождает и другие. Разыскавшая манкурта мать пытается пробудить его сознание, воскресить в памяти какие-то воспоминания детства. Трогательный этот плач матери для потерявшего память, а значит, и разум, сына – это только надоедливый звук, который он хладнокровно устраняет. Созданный писателем образ вырастает в символ: беспамятство может обернуться преступлением.

Своеобразие человеческой памяти в том, что она не только естественно-природная (такая память есть у всех живых существ), а социально-культурная. Культура человека – это усвоенные им нормы поведения и общения, язык, нравы и обычаи, нормы нравственности – все то, что дает ему возможность войти в человеческое сообщество, стать его членом. Культура – это и осознание человеком самого себя в этом сообществе. Это дается освоением накопленного веками опыта истории, всего многообразия культуры своего и других народов, истории своей семьи, своего рода, своего города. Все это важные элементы культуры личности.

Знание и сохранение семейной истории у нас почти утрачено и только начинает возрождаться. А ведь с этого начинает формироваться личность. Не случайно мать несчастного манкурта, пробуждая его память, настойчиво повторяет ему имя отца. Не случайно кладбище, где покоится убитая сыном-манкуртом мать, станет священным для ее народа. Уважение к памяти предков – важный элемент народной культуры.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Земля была б без них мертва…

Память о прошлом хранится в памятниках культуры. Это архитектурные сооружения, имеющие художественную ценность или связанные с деятельностью выдающихся личностей, с важными историческими событиями. Это и народные песни, и народное художественное творчество.

К сожалению, в нашей стране бережное, уважительное отношение к архитектурным памятникам, к сохранению исторического облика городов не стало традицией. После Октябрьской революции безжалостно сносились церковные сооружения и архитектурные памятники. Только в Москве их было уничтожено несколько тысяч, и среди них храм Христа Спасителя, Чудов монастырь в Кремле, Сухаревская башня, Красные ворота, Триумфальные ворота и др. Позднее много сооружений было снесено в связи с планом реконструкции Москвы.

В 60-е годы был уничтожен старый Арбат – культурно-исторический центр, почти каждое здание которого связано с жизнью и творчеством выдающихся деятелей русской культуры, с судьбой нескольких поколений москвичей. Арбат – это «Московский дворик» В.М. Поленова, знаменитая Собачья площадка, «Дети Арбата» А. Рыбакова, творчество Б. Окуджавы («Ах Арбат, мой Арбат! Ты мое отечество») и многое другое. Сейчас только дом, где недолгое время жил А.С. Пушкин, памятник ему и Натали, установленный напротив этого дома, памятник Булату Окуджаве и сохранившийся в глубине одного из оставшихся переулков дом архитектора К. Мельникова – вот и все, что напоминает о былом облике Арбата и его истории.

Некоторые архитектурные сооружения были воссозданы (храм Христа Спасителя), некоторые восстановлены (Триумфальные ворота, стоящие теперь не у Белорусского вокзала, как прежде, а около Бородинской панорамы и вписавшиеся в облик этой части города). Но многое потеряно безвозвратно. Разрушение и уничтожение архитектурных памятников происходит и в наши дни. Здания, имеющие историческую ценность, уничтожают, возводя на их месте малохудожественные, но коммерчески выгодные громады.

Естественно, что любой город не может не обновляться, не могут не появляться новые строения, соответствующие запросам времени, созданные по новейшим технологиям. Но застройка более позднего времени не должна вестись за счет разрушения исторической памяти народа и страны. Кроме того, сохранение элементов старой застройки уберегает города от обезличивания, дает возможность сохранить свою неповторимость.

Такая же политики проводилась и по отношению к скульптурным памятникам. В 1918 году Совет народных комиссаров принял декрет о снятии памятников, «воздвигнутых царям и их слугам», и установлении памятников деятелям революции. Много памятников по всей России было снято. Особенно в Москве и Петрограде. Некоторые из них погибли. Но в то же время было установлено много новых памятников. До наших дней сохранились памятники А.И. Герцену и Н.П. Огареву перед старым зданием Московского университета; драматургу А.Н. Островскому возле Малого театра (скульптор А.Н. Андреев); первопечатнику Ивану Федорову около Лубянской площади (скульптор СМ. Волнухин); стела с именами творцов революции и революционных мыслителей в Александровском саду у Кремлевской стены и др.

В начале 90-х годов, когда распался Советский Союз, отторжение тоталитарного государства, гнев против тех, кто осуществлял его репрессивную политику, также выразился в демонтаже памятников, но теперь уже – памятников вождей и деятелей Советского государства.

Отношение к памятникам культуры определяет культура самого народа. Не только к тем памятникам, которые имеют историческую или художественную ценность и признаны официально, но и ко всему, что в прошлом и настоящем делалось и делается для людей, к культурной деятельности, имеющей гуманистическое содержание.

«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старинные фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохенькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране», – так рассуждает в своей последней книге «Письма о добром» Д.С. Лихачев [11, с. 150].

Человек, не знающий своего прошлого, вынужден заново определять себя и свое место в жизни. Без семейных корней, без исторического прошлого он не может ощутить будущее и живет только сегодняшним днем.

Средств хранения и передачи опыта прошлого много. Это прежде всего язык, который хранит, передает от поколения к поколению все знания, всю мудрость, накопленную за века. Это письменность, благодаря которой знания стали не только передаваться изустно, но могли быть зафиксированы и сохранены. Изобретение печатного станка расширило возможности хранения и передачи информации.

Вначале обучение, а позднее сложившаяся система образования дали возможность передавать накопленные знания последовательно и систематизированно. Новые возможности хранения и передачи информации открылись с появлением Интернета. Но в Интернет поступает любая информация, без всякого отбора, часто недостоверная, иногда ложная. И это требует осторожности и критичности к знаниям, полученным из Интернета.

Непреходящей ценностью обладает искусство. Все без исключения виды искусства, каждый по-своему, хранят и передают вечные, незыблемые духовные ценности человечества – нравственные, художественные.

Это определяет важность таких элементов художественной культуры, как библиотеки, книгохранилища, музеи, читальные, концертные и выставочные залы, картинные галереи и другие учреждения культуры, где не только хранятся или собираются произведения искусства, но и обеспечивается возможность, создаются условия для восприятия их читателями, слушателями, зрителями.

В тихих залах музеев и картинных галерей нам открывается бытовая и художественная культура прошлого; предметы и вещи, созданные руками человека, зримый образ самого человека, его облик, перенесенные на полотно «души незримые приметы» (Н. Заболоцкий), образы героев и выдающихся деятелей разных эпох. Посещение музея – всегда праздник для души, пища для размышления, сопоставления, открытие богатства жизни, общности прошлого с настоящим.

Музыка – искусство, не знающее языковых и государственных границ, она объединяет всех людей, независимо от того, в какое время они жили, «…она дает нам чистое выражение души, тайн внутренней жизни человека, которые долго накапливаются и бродят в сердце прежде, чем выйти наружу», – писал Ромен Роллан [12, с. 118]. Концертный зал, в котором одновременно слушают музыку много людей, усиливает ее воздействие. Произведения Моцарта, Баха, Бетховена, Чайковского и других великих композиторов как бы стирают границы времени. Написанные давно и в разное время, они сегодня даже более нужны людям, чем в момент их создания. Слушая их, мы невольно оказываемся близкими тому давнему времени, людям, жившим тогда.

Такое ощущение общности своими средствами дает театр. Пьесы, написанные в разные эпохи, звучат современно; прочитанные заново, они оказываются нужными. Значит, сегодня людей волнуют те же проблемы, что и прежде.

Так каждое поколение принимает от предыдущих накопленные им духовные ценности, сохраняет их в своей памяти и, обогатив, передает следующим.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Память «первичная» и память «историческая»

Память «первичная» и память «историческая» Итак, в Греции существовали две интерпретации памяти:1) первая — та, которая сохраняет первозданные события (космогония, теология, генеалогия);2) вторая сохраняет предшествующие существования, то есть события исторические и

Дворец на память

Дворец на память Мимо этого дома спокойно пройти не могу. Словно какая-то сила сдерживает шаг и заставляет поднять голову. В разных ракурсах он видится разным, и лучше всего, по опыту знаю, Пашков дом открывается с Большого Каменного моста, а теперь, как снесли всякую

Что осталось на память

Что осталось на память Санкт-Петербург часто называют Питером, Владивосток — Владиком, существуют «народные» названия и у Сан-Франциско. Его называет то Городом у залива (The City by the Bay), то просто Город (The City), но фамильярное Фриско (Frisco) в ходу у приезжих, жители

ПАМЯТЬ

ПАМЯТЬ Человеческая память устроена таким удивительным образом, что хорошее мы всегда запоминаем легче, чем плохое.Мы помним только уж совсем какие-то «гадостные гадости» нашей жизни и людей, которые нам их «подарили». А вот легкие, незначительные, казалось бы, радости

ПАМЯТЬ СЕРДЦА

ПАМЯТЬ СЕРДЦА Как-то раз один из моих друзей сидел у хозяина стад и делал с него набросок для портрета. Старикова дочь сидела рядом, и когда речь зашла о любви и о постели, она сказала: «Слушай, отец, расскажи ему про ту свою любовь». Старик вынул изо рта трубку и сказал:

Мордобитие на память

Мордобитие на память Будущий король Эдуард VIII, в бытность кадетом Дартмутского колледжа, бывает основательно бит однокурсниками.Начальник колледжа собирает кадетов и просит джентльменов просто объяснить логику своего поведения.Джентльмены долго мнутся, а потом

ПАМЯТЬ

ПАМЯТЬ Ты изучаешь события, которые решили судьбу нашей страны, а вернее — судьбу всего мира тридцать пять — сорок лет тому назад. Меня тревожат твои уроки. Ты выписываешь в специальную тетрадь даты, хронологические события, названия городов, имена маршалов. Ты прекрасно

АССОЦИАТИВНАЯ ПАМЯТЬ

АССОЦИАТИВНАЯ ПАМЯТЬ Поскольку мы исследуем человеческое поведение и влияние на нас окружающей среды, всегда возникает вопрос: а действительно ли мы думаем? На этот вопрос ответить невозможно, если мы не дадим определение тому, что мы называем «мышлением». Самое простое

Источник

КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ

в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Смотреть фото в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Смотреть картинку в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Картинка про в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Фото в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Смотреть фото в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Смотреть картинку в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Картинка про в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Фото в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Смотреть фото в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Смотреть картинку в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Картинка про в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Фото в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Смотреть фото в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Смотреть картинку в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Картинка про в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Фото в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений

в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Смотреть фото в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Смотреть картинку в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Картинка про в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Фото в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений

в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Смотреть фото в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Смотреть картинку в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Картинка про в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Фото в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений

В чем она выражается — в сохранении могил предков, в приумножении их наследия, в почтении их памяти? Что такое культурное наследие?

Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элементами и чертами куль­туры. Они бывают двух видов — материальными и нематериальными.

Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет два изме­рения материальную культуру и нематериальную культуру. Материальные памятники культуры более долговечны. Археологи раскапывают стоянки древних людей, живших сотни тысяч и миллионы лет назад, обнаруживают костные останки, примитивные орудия труда (так называемые чопперы) и по ним восстанавливают образ жизни, верования, обряды и идейный мир

43 Капица СП. Сколько людей жило, живет и будет жить на земле. Очерк теории роста человечества.
М., 1999.

44 Федоров Н.Ф. Соч. М, 1982. С. 65.

наших предков. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры. Но о древней — только по материаль­ным. Таким образом, материальные памятники долговечнее и хранят боль­ший объем информации, чем нематериальные.

Материальная культуравключает физические объекты, созданные чело­веческими руками (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое дру­гое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют конкретную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Смотреть фото в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Смотреть картинку в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Картинка про в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Фото в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений

Нематериальную,или духовную куль­туруобразуют нормы, правила, образ­цы, эталоны, модели и нормы поведе­ния, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они — тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разу­мом. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и под­держиваются человеческим общением.

Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды — только то время, пока их соблюдают. Церемония бракосочетания длится несколько часов, хотя ее неоднократно повторяют другие люди. Церемония, как и любой другой объект нематериальной культуры, нуждается в матери­альном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай привет­ствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — это тоже ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника — галстука. Сам галстук является артефактом.

Традиционный для философии вопрос — что первично: материя или дух? — в культурологии решается иначе, чем принято в повседневной жизни. В культуре первично значение и символ, а не вещь и материал. Материал, из которого изготовлена книга, в культуре вторичен, а первично содержание передаваемой информации, рассуждений, мысли. Их можно донести до ауди­тории и другим способом, помимо книги, например, воспользовавшись ра­дио, телевидением или Интернетом.

В масштабе всего человечества культурное наследие выражают так назы­ваемые культурные универсалии — своеобразные инварианты развития, эле­менты культуры. Культурные универсалии это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независи­мо от географического места, исторического времени и социального устрой­ства общества.

В 1959 г. Джордж Мердок выделил более 70 универсалий — общих всем культурам элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование, эсха­тология, этика, этноботаника, этикет, вера в чудесные исцеления, семья,

празднества, добывание огня, фольклор, табу на пищу, похоронные ритуа­лы, игры, жестикулирование, обычай дарить подарки, правительство, при­ветствие, искусство укладывания волос, гостеприимство, домохозяйство гигиена, запрет кровосмешения, право наследования, шутки, родственные группы, номенклатура родственников, язык, закон, суеверие, магия, брак время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, благопристойность в отправлении естественных надобностей, траур, музыка, мифология, чис­ло, акушерство, карательные санкции, личное имя, полиция, послеродовый уход, обращение с беременными, право собственности, умилостивление сверхъестественных сил, обычаи, связанные с наступлением половой зре­лости, религиозные ритуалы, поселенческие правила, сексуальные ограни­чения, учение о душе, статусная дифференциация, изготовление орудий труда, торговля, хождение в гости, отучение ребенка от груди, наблюдение за погодой.

в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Смотреть фото в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Смотреть картинку в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Картинка про в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Фото в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений

в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Смотреть фото в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Смотреть картинку в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Картинка про в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Фото в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений

За 10-15 тыс. лет численность людей выросла в тысячу раз, а численность большенства других видов животных — уменьшилась.

Людям труднее стало жить в переполненном пространстве и они придумали государство

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человеческим родом окружающая среда. Люди рож­даются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Добывая пропитание, человек использует орудия и вступает в кооперацию с другими. Совместные действия ведут к образова­нию общества и связанных с ним санкций, полиции, правительства, прав собственности и наследования. Погода бывает то холодной, то жаркой, по­этому для увеличения комфорта человек носит одежду и строит дома. Ребе­нок и беременная женщина нуждаются в особом внимании, и общество изобретает специальные средства ухода за ними. Взрослея, человек науча­ется языку и у него возникают идеи, он верит в магию и прибегает к религи-

озным церемониям, ему обязательно дают имя, а в личной жизни он должен соблюдать требования гигиены и чистоты.

Сравнивая между собой народы и исторические эпохи, мы убеждаемся в том, что их различия коренятся в природе общества, его социальной орга­низации, а отнюдь не в природе человека и его способностях.

Нет лучше доказательства родового сходства человечества, чем то, с ка­кой легкостью и радостью современный человек разбирается в литературе изображающей самые отдаленные эпохи — Гомер в сказаниях о Нибелунгах’ еврейские священные книги, легенды американских индейцев, рассказы о жизни рейнджеров, солдат, моряков, уголовников, бродяг. Чем проникно­веннее изучается тот или иной период жизни, тем больше обнаруживается сходство с нами.

Ун иверсалии — общие для всех культур черты. Они характеризуют

единство людей, живущих в различных обществах. Универсалии происходят от того, что в мире существует очень ус­тойчивый порядок, называемый обще­ством. Общество — это большая сово­купность людей, находящихся между собой в более или менее постоянной в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Смотреть фото в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Смотреть картинку в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Картинка про в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколений. Фото в каком виде искусства наиболее достоверно сохраняется память предшествующих поколенийсвязи (ассоциации), организованных благодаря коллективной деятельности и ощущающих, что все они составляют единое целое. Если бы не было об­щества, то в мире царил хаос и нестабильность, тогда неоткуда было бы взяться таким устойчивым, повторяющимся из поколения в поколение об­разованиям, как культурные универсалии. В отличие от общества, культу­ра — это не сами люди, а то, что они делают. Одна часть культуры — то, что они уже сделали. Это называется социальным наследием, прошлой культу­рой. Вторая часть — то, что люди делают сейчас. Это их повседневный об­раз жизни, нормы, ценности, этикет, обычаи, мода, нравы, правила, кото­рым они руководствуются в данный момент. Итак, подведем итоги.

Культурное наследие— часть материальной и духовной культуры, создан­ная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и переда­ющаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, удостаивается этого име­ни. Сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а прошлая часто попадает лишь в число музейных экспонатов. Если же к предметам одежды бывшим в моде у дедушек и бабушек, возвращаются внуки, эти предметы становятся частью культурного наследия.

Культурное наследие часто идеализируется, пользуется авторитетом и ок­ружено ореолом. Положительные стороны преувеличиваются, а негативные преуменьшаются. В конечном итоге наследие становится фактором сплоче­ния нации, средством объединения в периоды кризисов и нестабильности.

Что не осталось в памяти потомков, исчезло бесследно. Мы можем вос­становить древние языки и обряды, взаимоотношения и сказки лишь в той степени, в какой они живы сегодня.

Таким образом, во времени человечество делится на современников, предков и потомков. Вторые отличаются от современников тем, что наше общение с ними неполно, односторонне, и ему суждено остаться таким, возможно, навсегда. Предки могут передать нам послания (мы склонны называть такие послания традицией, сохраненной исторической памятью), но мы не можем на них ответить.

Источник

Историческая память

Истори́ческая па́мять — набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа. Является видом коллективной (или социальной) памяти.

Проявляется в привычках, быту, культуре, отношении к другим народам, политических предпочтениях, стремлении к независимости. Может содержать цивилизационные архетипы и архетипы, свойственные только этому данному этносу.

Исследованиями исторической памяти в XX веке занимались французские исследователи Морис Хальбвакс и Пьер Нора

В наше время в России исследования в этой области ведут И. М. Савельева, А. В. Полетаев, Л. П. Репина.

Смотреть что такое «Историческая память» в других словарях:

Историческая политика — набор практик, с помощью которых находящиеся у власти политические силы, используя административные и финансовые ресурсы государства, стремятся утвердить определенные интерпретации исторических событий как доминирующие[1]. Термин появился в… … Википедия

Память о войне 1812 года — Наградная медаль в честь 100 летия победы в Отечественной войне 1812 года. Надпись: «Славный год сей минул, но не пройдут содеянные в нём подвиги» Отечественная война 1812 года оставила глубокий след в сознании российского общества, во … Википедия

Память (значения) — Содержание 1 В психологии 2 В компьютерной технике … Википедия

память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией … Большая психологическая энциклопедия

Память Сорока севастийских мучеников. Историческая справка — 22 марта Православная Церковь празднует память 40 севастийских мучеников. В 313 г во время жестокого гонения на христиан префект Агрикола заставлял сорок воинов Каппадокийской когорты отречься от Христа и принести жертву идолам. Все сорок… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Историческая наука — История (греч. Ιστορία, «исследование») сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом, знание о котором прежде всего черпается из… … Википедия

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ — В живописи, скульптуре и графике ист. тема издавна занимала одно из ведущих мест. Уже на стадии первобытнообщинного строя в петроглифах и наскальных росписях Европы, Азии и Африки, в живописи и пиктографич. письме индейцев Сев. и Центр. Америки… … Советская историческая энциклопедия

Память об австро-прусско-итальянской войне — * 2 сентября 1873 года в третью годовщину победы в битве при Седане, в Берлине была открыта колонна победы, построенная в честь побед Пруссии в датской войне 1864, австро прусской войне 1866 и франко прусской войне 1870 1871. * Чешские любители… … Википедия

Историческая монета — Памятные монеты (мемориальные монеты) монеты, выпускаемые в обращение в память о каком либо определенном событии, не связанные с круглыми, юбилейными датами.[1] Разновидностью памятных монет можно считать и так называемые рудничные монеты,… … Википедия

культурно-историческая теория — концепция психического развития человека, разработанная в 20–30 е гг. Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. При формировании К. и. т. ими был критически осмыслен опыт гештальтпсихологии, французской… … Большая психологическая энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *