в каком веке в россии появились мюзиклы

Мюзикл в российской истории — от истоков до современности

Мюзикл – жанр театрально-музыкальной постановки, где сплетаются воедино хореография и музыка, пение и диалоги, театральная драматургия.

Возникновение мюзикла как жанра, понятие и особенности

Зародился данный вид искусства в США в 20-е годы прошлого века. Однако как самостоятельное направление этот вид искусства был признан только в 40-х годах, когда на Бродвее с успехом был поставлен первый в истории мюзикл «Оклахома». Несмотря на то, что сами авторы называли произведение «музыкальной комедией», зрителями она была воспринята, как нечто новое, необычное. Позднее сами авторы назвали свое произведение просто «musical» – это и дало название новому жанру. «Оклахома» просуществовала на сцене пять лет. А в 2002 году снова вернулась на сцену.

в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть фото в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть картинку в каком веке в россии появились мюзиклы. Картинка про в каком веке в россии появились мюзиклы. Фото в каком веке в россии появились мюзиклы

Долгое время музыкальные представления были прерогативой исключительно американской индустрии развлечений. Только в 80-х годах прошлого столетия на лондонской сцене поставили «Отверженные» – с этого момента начинается история европейских постановок этого жанра.

Основные «три кита» жанра:

Мюзикл как жанр искусства. Отличие от водевиля и оперетты

Оперетту можно по праву считать предшественницей мюзикла. Она возникла в 19 веке в Европе, а в Америку пришла значительно позже.

Оба этих направления искусства имеют много схожих черт. Так, например, до начала 20-го века мюзикл называли «американской опереттой». После того, как в основу музыкальных произведений стали ложиться местные традиции и предпочтения, он стал самостоятельным жанром искусства. Оперетта воспринимается легким, комедийным жанром, в котором музыка – это существенная часть спектакля. В отличие от нее, в мюзикле главными являются диалоги, приближенная к эстрадной музыка, более сложное хореографическое и музыкальное оформление. Причем танцы – это неотъемлемая часть жанра.

Водевиль представляет собой комедийную пьесу с танцами и песенками-куплетами. Он более легкий в восприятии, менее затратный в плане производства и использования различных эффектов.

Наиболее известные мировые мюзиклы

Известные мировые произведения, такие как

«Моя прекрасная леди», «Кабаре», «Кошки», «Чикаго», «Эвита», «Отверженные», «Призрак оперы», «Мама миа»

в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть фото в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть картинку в каком веке в россии появились мюзиклы. Картинка про в каком веке в россии появились мюзиклы. Фото в каком веке в россии появились мюзиклы

не теряют своей актуальности, их до сих пор ставят на Бродвее и в Лондоне.

Самым легендарным произведением, занесенным в книгу рекордов Гиннесса как мюзикл-чемпион, является «Фантастикс». Он пользовался популярностью на протяжении 42 лет. За это время состоялось 17 162 представления.

Известнейшая постановка «Иисус Христос-суперзвезда», которая покоряла зрителей своей зрелищностью и трагизмом, ставилась по всему миру только на протяжении 33 лет (речь идет только об оригинальной постановке).

Музыка и драматургия как отражение основы мюзикла

Основными составляющими мюзикла являются в равной степени:

Они дополняют, поясняют друг друга, придавая постановке динамичность. Музыкальная драматургия – важная часть действия, обобщающее средство, которое присутствует в спектакле от начала и до конца. Музыка сопровождает происходящее на сцене, следует за текстом, отражает смену настроений, радости и трагедии, выражает основную идею произведения. Все вместе это позволяет зрителю прочувствовать всю глубину драматургии произведения.

Драматургия музыкального представления заключается в отражении остро-социальных вопросов своего времени и их критической оценке. Это еще одна особенность развития жанра.

Зарождение мюзикла в России

В России так же, как и в США, предпосылкой к возникновению этого направления стал джаз.

в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть фото в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть картинку в каком веке в россии появились мюзиклы. Картинка про в каком веке в россии появились мюзиклы. Фото в каком веке в россии появились мюзиклыИ.Дунаевский и Г.Александров в своих произведениях 30-х годов прошлого столетия смогли органично соединить русский менталитет с легкостью голливудских сюжетов, славянскую музыку и джазовые аранжировки, русско-народные танцы и американский степ.

Однако политическая обстановка того времени не позволила этому направлению развиваться дальше, и на долгие сорок лет советские композиторы забыли об этом жанре.

После 60-х годов на советской сцене вновь пытаются поставить мюзиклы. Так, например, в театре им. Ленинского комсомола была поставлена «Вестсайдская история». Несмотря на то, что эту постановку было сложно назвать мюзиклом в прямом смысле слова, она имела широкий отклик у зрителей.

в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть фото в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть картинку в каком веке в россии появились мюзиклы. Картинка про в каком веке в россии появились мюзиклы. Фото в каком веке в россии появились мюзиклы

«Российский путь» развития мюзикла отличается от американского. Он возник в русской театральной среде, имеет другую специфику, нежели его «коллега» из-за океана. Так, в 70-е годы им стали считать музыкально-драматические спектакли, которые основывались на классических произведениях, в которых для максимального эффекта восприятия постановки параллельно шло музыкальное сопровождение.

Американские музыкальные постановки, наоборот, активно используют особую форму театральной практики, широко распространенной на Бродвее: антрепризу. Актеры-универсалы, продюсеры – все работают над коммерческим успехом спектакля. Для них контакт со зрителем так же важен, как и финансовая часть, в отличие от российского, где материальное – второстепенно.

Тем интереснее судьба произведения «Юнона и Авось», которое пошло именно по американскому пути развития, сохраняя зрительскую аудиторию на протяжении нескольких десятков лет.

Мюзикл в СССР: от Утесова до «Трех мушкетеров»

После выхода на экран «Веселых ребят», где так блестяще сыграла джаз-банда Леонида Утесова, в СССР впервые заговорили о мюзикле. Хотя в фильме было не так много музыкальных номеров, тем не менее, они являлись участниками фильма, наравне с основными актерами. После этого музыкальная линия стала прослеживаться и в других фильмах: «Цирк», «Волга-Волга», где музыкальные номера были вмонтированы в фильм.

Благодаря успеху вышедших на экран фильмов, в таком же жанре один за другим выходят в свет постановки: «Алые паруса», «Орфей и Эвридика», «Юнона и Авось», «Вольный ветер», «Белая акация» и другие.

в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть фото в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть картинку в каком веке в россии появились мюзиклы. Картинка про в каком веке в россии появились мюзиклы. Фото в каком веке в россии появились мюзиклы

Помимо театральных постановок, на советские экраны выходят музыкальные фильмы не только для взрослых, но и для детей: «Буратино», «Чертенок». А экранизация романов А.Дюма «Три мушкетера» принесла актерам и режиссеру ошеломляющий успех у зрителей, и сам фильм до сих пор не утратил своей привлекательности.

Современный мюзикл в России

Мюзиклы российского периода не поддержали громких успехов подобных постановок СССР. Только в конце 90-х годов такие постановки стали появляться на российской театральной сцене. Первой постановкой этого жанра был адаптированный вариант польского «Метро» (1999 г.).

В течение нескольких лет один за другим появляются:

«Нотр-Дам де Пари», «Чикаго», «Сорок вторая улица» (все 2002 год),

В 2006 году вышла постановка на основе песен группы ABBA – мюзикл «Мамма Миа!» — он стал самым успешным на тот момент в России. Однако, кроме «12 стульев», это все были постановки по лицензии иностранных авторов.

в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть фото в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть картинку в каком веке в россии появились мюзиклы. Картинка про в каком веке в россии появились мюзиклы. Фото в каком веке в россии появились мюзиклы

Важной вехой в истории развития жанра в современной России является 2008 год. В это время на экраны вышел первый российский музыкальный фильм «Стиляги». С этого времени постановка мюзиклов в России была поставлена на поток. Известные и не очень, успешные и провальные, иностранные и российские – ежегодно выходили по 5-7 произведений.

Сегодня мюзиклы по-прежнему востребованы и не утратили популярности, их переводят на разные языки мира и играют по всему свету. Появляются новые постановки, которым еще предстоит завоевать своего зрителя.

Композиторы жанра мюзикл СССР:
И. Дунаевский.
Г. Гладков.
А. Рыбников.
А. Колкер.
В. Дашкевич.
М. Дунаевский.

Композиторы жанра мюзикл РФ:
М. Дунаевский.
А. Рыбников.
А. Градский.
А. Журбин.
А. Иващенко.
Г. Васильев.

Источник

Презентация по музыке для 7 класса «История мюзикла в России»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть фото в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть картинку в каком веке в россии появились мюзиклы. Картинка про в каком веке в россии появились мюзиклы. Фото в каком веке в россии появились мюзиклы

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мюзикл в России: от истоков до наших дней Полетаева Ирина Харисовна учитель музыки и МХК ГБОУ школы 1161(СП2) г.Москвы

В Советском союзе мюзиклы отсутствовали как жанр чуждый по политическим мотивам. Их заменили музыкальные спектакли и чуть позже рок оперы. Родоначальниками стали такие композиторы как Александр Журбин, Алексей Рыбников, Геннадий Гладков и Владимир Дашкевич.

«Орфе́й и Эвриди́ка» — первая советская рок-опера, написана в 1975 году композитором Александром Журбиным и драматургом Юрием Димитриным по мотивам древнегреческого эпоса. Термин «рок» так же не приветствовался политическими деятелями, поэтому первоначально постановка была названа «зонг-оперой» (от нем. der Song — «эстрадная песенка»).Премьера состоялась в Ленинграде в 1975 году.

«Юно́на и Аво́сь» — одна из наиболее известных советских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась в 1981 г.

Сюжет поэмы «Юнона и Авось» и рок-оперы основан на реальных событиях: он посвящён путешествию русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова в Калифорнию в 1806 году и его встрече с юной дочерью коменданта Сан-Франциско Кончиттой Аргуэльо. Полюбив друг друга, они вынуждены были расстаться на время, но так ни когда уже и не встретиться…

С развалом Советского союза в 90-х годах российская культура претерпевала не мало изменений : на постановки и концерты не хватало финансирования, многие артисты уезжали за границу, многие уходили «в бизнес». Но попытки показать новой России мюзикл мирового уровня не прекращались. В 1999 году театр «Московская оперетта» перенес на русскую сцену вариант польского мюзикла «Метро», который и стал первым воплощением «бродвейского» жанра мюзикл в России.

Середина 2000-х годов характеризуется приходом на российский рынок международной компании «Stage Entertainment» («Стейдж Энтертейнмент»), которая специализируется на «дословном» воспроизводстве крупных успешных международных проектов. В 2005 году они поставили в Москве всемирно известный мюзикл «Кошки» Эндрю Ллойда Уэббера, начав с него работу русского филиала. Компания переоборудует здание МДМ, с тех пор мюзиклы играются в нем ежедневно.

Не смотря на западную конкуренцию российские мюзиклы стали набирать обороты и вскоре один за одним появляются: «Екатерина Великая» (2008), «Монте-Кристо» (2009), «Мастер и Маргарита»(рок-опера)(2010), «Обыкновенное чудо»(2010), «Снежная королева»(2011), «Граф Орлов» (2012), «Остров сокровищ» (2013), «Алые паруса»(2013), и многие другие. В 2012 году в Москве был открыт «Московский театр мюзикла» (под руководством М.Швыдкой) в котором по сей день идут прекрасные постановки с участием звезд российского театра и кино.

В настоящее время российские и зарубежные мюзиклы прочно вошли в жизнь российского зрителя: Песни из мюзиклов полюбились и стали хитами. А любительские постановки мюзиклов ставят в институтах, школах и детских садах.

Интернет источники: http://musicalworld.ws/ https://ru.wikipedia.org/ https://teamuz.ru/ http://www.tample.ru/ http://e-motion.tochka.net/13340-top-10-samykh/

в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть фото в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть картинку в каком веке в россии появились мюзиклы. Картинка про в каком веке в россии появились мюзиклы. Фото в каком веке в россии появились мюзиклы

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть фото в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть картинку в каком веке в россии появились мюзиклы. Картинка про в каком веке в россии появились мюзиклы. Фото в каком веке в россии появились мюзиклы

Курс повышения квалификации

Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста

в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть фото в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть картинку в каком веке в россии появились мюзиклы. Картинка про в каком веке в россии появились мюзиклы. Фото в каком веке в россии появились мюзиклы

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть фото в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть картинку в каком веке в россии появились мюзиклы. Картинка про в каком веке в россии появились мюзиклы. Фото в каком веке в россии появились мюзиклы

Номер материала: ДБ-193503

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть фото в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть картинку в каком веке в россии появились мюзиклы. Картинка про в каком веке в россии появились мюзиклы. Фото в каком веке в россии появились мюзиклы

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть фото в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть картинку в каком веке в россии появились мюзиклы. Картинка про в каком веке в россии появились мюзиклы. Фото в каком веке в россии появились мюзиклы

Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры

Время чтения: 2 минуты

в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть фото в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть картинку в каком веке в россии появились мюзиклы. Картинка про в каком веке в россии появились мюзиклы. Фото в каком веке в россии появились мюзиклы

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть фото в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть картинку в каком веке в россии появились мюзиклы. Картинка про в каком веке в россии появились мюзиклы. Фото в каком веке в россии появились мюзиклы

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть фото в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть картинку в каком веке в россии появились мюзиклы. Картинка про в каком веке в россии появились мюзиклы. Фото в каком веке в россии появились мюзиклы

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть фото в каком веке в россии появились мюзиклы. Смотреть картинку в каком веке в россии появились мюзиклы. Картинка про в каком веке в россии появились мюзиклы. Фото в каком веке в россии появились мюзиклы

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Музыка. 5 класс

Конспект урока

Путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— знакомство с жанром мюзикла;

— анализ специфики содержания и исполнения мюзиклов;

— формирование представления о взаимодействии литературного сценария и музыки на примере мюзиклов.

Мюзикл – развлекательное представление, в котором соединяются различные жанры искусства – эстрадная и бытовая музыка, хореография и современный танец, драма и изобразительное искусство.\

Водевиль – это короткая комическая пьеса, обычно с пением куплетов, романсов и танцами.

Бурлеск – маленькая шуточно-пародийная опера.

Оперетта – это жанр музыкально-комедийного искусства, сочетающий инструментальную музыку с вокальной, с танцем и текстом.

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В основу мюзикла, чаще всего, положено литературное произведение, завоевавшее широкую популярность.

Примером может служить мюзикл «Призрак оперы» композитора Ллойда Уэббера, который основан на одноимённом романе французского писателя Гастона Леру.

В Россию мюзиклы пришли из Америки. Наиболее популярные и известные – «Моя прекрасная леди» Фредрика Лоу, «Звуки музыки» Ричарда Роджерса.

В России мюзиклы появились в 60-е гг. XX века и пришлись по вкусу публике всех возрастов и музыкальных предпочтений.

Мюзикл сформировался под влиянием оперетты, оперы, водевиля и бурлеска.

Водевиль – это короткая комическая пьеса, обычно с пением куплетов, романсов и танцами.

Бурлеск – маленькая шуточно-пародийная опера.

Оперетта – это жанр музыкально-комедийного искусства, сочетающий инструментальную музыку с вокальной, с танцем и текстом.

Характерными чертами мюзикла являются:

— отсутствие стремления к подлинному реализму в сюжете и исполнении;

— двух актовая форма;

— доступная для восприятия, простая, запоминающаяся музыка;

— ориентированность на широкий круг слушателей.

Ярким примером мюзикла является «Моя прекрасная леди», Фредерика Лоу. Этот мюзикл был основан на пьесе «Пигмалион» Бернарда Шоу. Премьера состоялась в 1956 году.

Занимательный мюзикл «Кошки», созданный Эндрю Ллойдом Уэббером – также один из ярких представителей жанра. Премьера мюзикла состоялась в 1981 году.

Мотивом мюзикла послужил сборник детских стихов Томаса Стернза Элиота «Популярная наука о кошках, написанная старым опоссумом».

Место действия – колоритная помойка, на которую со всех уголков стягиваются кошки.

Породистые и беспородные, домашние и дикие, все они собираются, чтобы решить, кто из них отправится в рай, чтобы потом возродиться к новой жизни.

Во время представления каждый персонаж рассказывает о себе в песне, объясняя, почему именно он должен быть удостоен такой чести.

Особенность этого мюзикла в том, что каждая сцена и каждый номер сопровождаются танцами.

Можно решить, что мюзикл может быть представлен публике только в виде театрализованного зрелища, однако это неверно.

В истории развития жанра представлены телеверсии, а также музыкальные мультфильмы.

В России примерами мюзиклов для детей служат «Приключения кузнечика Кузи» Юрия Антонова; «Волк и семеро козлят на новый лад» Алексея Рыбникова.

«Приключения кузнечика Кузи» – музыкальный рисованный мультфильм, созданный в 1990 году.

В его основу легла книга Михаила Пляцковского «Дневник кузнечика Кузи», выпущенная в 1979 году.

Позднее, в 1983 году, советский композитор Юрий Антонов совместно с автором книги Михаилом Пляцковским, написал мюзикл для детей о кузнечике Кузе.

По сюжету кузнечик покидает свой родной луг и попадает в различные приключения, о чём по ходу сюжета и поёт.

«Волк и семеро козлят на новый лад» – музыкальный мультфильм по мотивам русской народной сказки.

В мультфильме все персонажи общаются исключительно с помощью песен, стихи к которым были написаны Юрием Энтиным, а музыка – композитором Алексеем Рыбниковым. Сюжет мультфильма дублирует русскую народную сказку, однако все реплики и действия сопровождаются музыкой и пением. Концовка немного изменена, в финале волк и семеро козлят весело вместе поют в лесу.

Мюзикл – это неотъемлемая часть современной популярной культуры.

Мюзикл является лёгким, развлекательным жанром. Некоторые мелодии из мюзиклов становятся очень популярными и надолго остаются в памяти.

Одной из разновидностей мюзикла является рок-опера.

«Юнона и Авось» – наиболее известная советская рок-опера, премьера которой состоялась в 1981 году. Автор музыки – Алексей Рыбников, стихи Андрея Вознесенского. «Юнона и Авось» — это названия двух парусных кораблей, на которых совершал экспедицию Николай Резанов в Калифорнию в 1807 году.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. В каком веке в России появились мюзиклы?

Давайте вспомним определение мюзикла как жанра – он основан на таких предшественниках, как опера и оперетта. Оперетта получила свой расцвет в XIX веке. Поскольку мюзикл появился позднее, очевидно, что правильный ответ XX век.

№ 2. Укажите характерные черты мюзикла:

1) продолжительные академические вокальные произведения;

2) простая, запоминающаяся музыка;

3) отсутствие хореографических номеров;

4) ориентированность на широкий круг слушателей;

Давайте вспомним определение жанра мюзикл: Мюзикл – театрализованная постановка, соединяющая в себе различные стили искусства. В мюзиклах представлены: музыка эстрады, хореография, драматичность театра и изобразительное искусство. Из определения следует, что ответы 2), 4) – правильные, а ответы 1), 3) противоречат определению.

Ответ: отсутствие хореографических номеров; ориентированность на широкий круг слушателей.

Источник

Мир русской культуры

вторник, 31 марта 2015 г.

Метро: история первого мюзикла в России

У жанра мюзикл в России необычная история. Музыкальные комедии, оперетты и тому подобное — все это было хорошо знакомо отечественному зрителю в советские годы, но само слово «мюзикл» означало и описывало что-то таинственное, заокеанское. Звуки Бродвея доносились из-за железного занавеса, но понятия «русский мюзикл» до поры до времени просто не существовало. В 1980-х появляется знаменитая постановка «Юнона и Авось», которая все же являлась скорее музыкальным спектаклем. В 1990 году на сцене театра Моссовета была адаптирована рок-опера «Иисус Христос — Суперзвезда» — но и она слишком специфична для мюзикла.

Только в 1999 году в Москве впервые было поставлено произведение, полностью отвечающее всем законам этого жанра — где основной упор сделан на вокальные партии, усиленные драматургией, хореографией и элементами визуального шоу. Это был мюзикл «Метро», стоивший громадные по тем временам 1,2 млн долларов.

К тому моменту «Метро», созданный в начале 1990-х в Польше, уже завоевал популярность во многих странах мира и даже успешно ставился на Бродвее. Авторами российской версии, поставленной в Театре оперетты, стали поэт и сценарист Юрий Ряшенцев с супругой Галиной Полиди.

Сам мюзикл фактически про них — про молодых артистов, еще не сумевших занять место в большом шоу-бизнесе. По сюжету, группа талантливых и амбициозных ребят, отвергнутых театральной шишкой на кастинге, ставят свой собственный спектакль прямо в подземке и достигают неожиданного успеха. Но этот успех становится серьезной проверкой на прочность, ведь, как известно, медные трубы славы пройти не проще, чем огонь и воду.

«Метро» стало той отправной точкой, от которой пошли все лучшие русские мюзиклы. Уже вскоре наши зрители увидели первый полностью отечественный мюзикл «Норд-Ост», затем другие произведения и адаптации многих зарубежных постановок, самые известные из которых — «Чикаго» и «Нотр-Дам де Пари». История этого жанра за последние полтора десятилетия знала взлеты и падения, но первенец «Метро» по праву занимает в ней почетное место.

Источник

Мюзикл

Мю́зикл (англ. Musical ) (иногда называется музыкальной комедией) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Сюжеты часто берутся из известных литературных произведений, из мировой драматургии («Моя прекрасная леди» по Бернарду Шоу, «Целуй меня, Кэт!» по Шекспиру, «Человек из Ламанчи» по Сервантесу, «Оливер!» и «Ночь открытых дверей» по Диккенсу). Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался.

Мюзикл — жанр, как правило, сложный в постановочном отношении и потому дорогой. Многие бродвейские мюзиклы славятся своими спецэффектами, что возможно только в условиях стационарного мюзикла, где спектакли идут ежедневно в течение многих лет, пока они пользуются успехом у публики. В России пример такого наиболее успешного стационарного мюзикла — «Юнона и Авось».

Мюзикл — один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров.

По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактовый спектакль.

В России достижения мюзиклов оценивает Национальная премия и фестиваль «Музыкальное сердце театра».

Содержание

Зарождение мюзикла

Предшественниками мюзикла были множество легких жанров, где смешались шоу варьете, французский балет и драматические интерлюдии. В сентябре 1866 года на сцене Нью-Йорка прошла постановка «Black Crook», где сплетались романтический балет, мелодрама и другие жанры. Именно она считается исходной точкой нового жанра. Музыкальной комедией охарактеризовал один из своих хитов «Хористка» английский продюсер Джордж Эдвардс. Музыкальная комедия подразумевала легкое развлекательное представление, где важным был не сюжет, а скорее популярные вокальные номера в исполнении кумиров публики. Постановки Эдвардса снискали ошеломительный успех в Нью-Йорке, и до начала XX века моду в новом жанре диктовали английские представления.

Развитие в Америке

В годы, предшествующие Первой мировой войне, талантливые эмигранты Херберт, Фримль, Ромберг и другие дали импульс активному развитию мюзикла в Америке. В период 20-х и 30-х годов, с приходом новых американских композиторов Джерома Керна, Джорджа Гершвина, Кола Портера и других, мюзикл приобретает истинную американскую окраску. Усложнилось либретто, в ритмах стало заметно влияние джаза, рэгтайма, в песнях появились типичные американские обороты. Многие песни из мюзиклов стали музыкальной классикой. Значительно возросло актёрское мастерство певцов. В 1932 году композитор Гершвин впервые награждён Пулитцеровской премией за работу над мюзиклом «Я пою о тебе» («Of Thee I Sing», 1931).

При совместной работе Роджерса и Хаммерстайна II появились такие постановки, как «Оклахома!» («Oklahoma!», 1943), «Карусель» («Carousel», 1945), «Юг Тихого океана» («South Pacific», 1949), отличавшиеся высоким уровнем драматургии. Они имели ошеломительный успех у публики.

После Второй мировой войны фабула мюзиклов стала более серьёзной, появилась «Вестсайдская история» («Westside story», 1957) Леонарда Бернстайна. За основу постановки взята шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта», при этом действие происходит в современном Нью-Йорке. Экспрессивность танцев обозначило растущее значение хореографии.

Дальнейшее развитие

В конце 60-х годов XX века под влиянием новых музыкальных стилей приходит новое понимание мюзикла как жанра. В спектакле «Волосы» («Hair», 1967) нашли отражение модные тогда идеи хиппи, тем самым постановка получила название «мюзикла первобытного американского лирического рока». С 70-х годов количество спектаклей сокращается, однако декорации и костюмы новых мюзиклов становятся более роскошными. Кардинальные изменения в понятие мюзикла преподнесла постановка «Иисус Христос суперзвезда» («Jesus Christ Superstar»1971) композитора Эндрю Ллойда Уэббера и либреттиста Тима Райса. Серьёзная тема мюзикла «Эвита» («Evita», 1978) доказала большой путь, который прошёл жанр за время своего развития. Творение Уэббера «Кошки» («Cats», 1981) по мотивам стихотворного цикла Т. С. Эллиота «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» («Old Possum’s Book of Practical Cats») представляет яркие запоминающиеся образы, в музыке узнаются кошачьи интонации, танцы гибки и пластичны. Другим популярным произведением Уэббера стал мюзикл «Призрак Оперы» («The Phantom of the Opera»), сочетающий в себе элементы детектива и триллера.

Англо-американская монополия мюзиклов прекратилась в 1985 году, когда на лондонской сцене состоялась премьера французской постановки «Отверженные» («Les Miserables») по мотивам одноимённого романа Виктора Гюго. Авторами являются композитор Клод Мишель Шонберг и либреттист Ален Бублиль. Высокий уровень мюзикла как жанра доказывает «Мисс Сайгон» («Miss Saigon»), осовремененная опера Пуччини «Мадам Баттерфляй».

Наиболее известные мюзиклы

Бродвейские мюзиклы

Мировую известность жанру принесли бродвейские мюзиклы.

Французские мюзиклы

Поначалу, во Франции мюзиклы пошли иным путём: они были менее зрелищны и обходились минимумом декораций (по сравнению с бродвейскими) и в целом больше напоминали концерты нескольких эстрадных певцов. Ярким примером этому может служить оригинальная версия мюзикла Риккардо Коччанте и Люка Пламондона Notre-Dame de Paris. Но со временем вкусы менялись, и в последние годы Франция представила довольно красочные, в плане костюмов и декораций, музыкальные спектакли, такие как Romeo et Juliette, Autant en Emporte le Vent, Le Roi Soleil и пр.

Австрийские мюзиклы

Российские мюзиклы

Азербайджанские мюзиклы

Известный польский драматург С.Поволоцкий вспоминает:

Я первый раз услышал арию Аскера в исполнении великолепного певца Рашида Бейбутова. Потом я посмотрел фильм «Аршин мал алан», в котором Рашид Бейбутов сыграл главную роль. Я был потрясен и влюблен в эту картину. Спустя некоторое время любимый всеми певец в очередной раз приезжает в Польшу на гастроли. Я еще раз услышал в его исполнении арию Аскера из «Аршин мал алана» на польском языке, который он исполнял на каждом концерте. После очередного концерта подошел к Рашиду Бейбутову и поделился с ним желанием перевести «Аршин мал алан» на польский язык. Певец мое предложение одобрил… [2]

В 1954 году в Белостокском государственном Театре им. А.Венгерска был поставлен «Аршин мал алан» на польском языке. В главных ролях выступали Е.Пореда и С.Волошина… Театральные постановки «Аршин мал алан» пользуются успехом и в XXI веке. В 2004 году премьера новой постановки всемирно известной музыкальной комедии классика азербайджанского музыкального искусства Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан» с большим успехом состоялась на сцене Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина при Государственном театре имени Е.Вахтангова. Показанный с участием популярных российских актёров-выпускников Щукинского театрального училища — спектакль был с большим восторгом воспринят зрителями. Антон Макарский и Виктория Морозова пишут об этом:

У спектакля есть своя история: мы играли спектакль «Аршин мал алан» 7 лет назад, когда выпускались из Щукинского училища, потом играли в Театре им. Евг. Вахтангова (в течение года комедия с ошеломляющим успехом шла на сцене театра). И так получилось, что нам удалось собраться старой «щукинской» командой и сделать этот прекрасный спектакль, сохранив атмосферу студенческого праздника-капустника. И при этом получить огромное удовольствие от работы. В спектакле играет интернациональная команда. Сулеймана играет эстонец, Султан-бека играет молдаванин, Аскера — играет … Антон Макарский. Спектакль мы играем в театрально-концертном зале ЦДКЖ, в одном из красивейших залов Москвы. С удовольствием ездим и на гастроли. [3]

В дальнейшем «Аршин мал алан» был переведен более чем на 75 языков и поставлен в 187 театрах 76 стран: в 16-и городах Грузии, в 17-и городах Болгарии, 13 штатах США, 17-и городах Польши (1500 раз), в 28-и городах России, в 8-и городах Китая и т.д [2] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *