в каком веке шахматы впервые появились на руси
Шахматы на Руси
Когда и каким путем проникли шахматы в древнюю Русь? Шахматная игра пришла к нам с Востока, по-видимому, не позже VIII—IX веков. Об этом свидетельствуют раскопки, произведенные в послевоенные годы в древнем Новгороде и на Украине, где найдены отдельные старинные шахматные фигуры. Об этом же говорит сравнительное изучение терминологии русских и средневековых восточных шахмат. Взять хотя бы самое название игры — «шахматы». На языке таджиков и персов, а позже и арабов это слово, состоящее из двух корней «шах» и «мат», означает «властитель поражен». Кстати, такое название не встречается у других европейских народов и является доказательством оригинального, восточного пути проникновения шахмат в нашу страну. (К слову, на протяжении многих веков шахматы не спроста пользовались большой любовью разных державных мужей, включай русских князей. Ведь эта игра отлично развивает стратегическое мышление. Думаю, даже современным топ-менеджерам была бы полезной игра в шахматы, помогающая формировать оптимальные стратегии продаж и переговоров).
О древности отечественных шахмат свидетельствуют и такие термины, как «слон» и «ладья», представляющие собой переводы таджикско-хорезмийских наименований, а также «ферзь» и «пешка», которые соответствуют определенным обозначениям и том же языке («фарзин» — одежда, «пайдак» от таджикского «пай» — йога).
Сидят молодцы, забавляются.
Играют в шашки-шахматы.
Во тын велен золоченые.
Позднее сведения об увлечении русских шахматами мы находим в показаниях иностранцев Джерома Горсея, Павла Одерборна, Олеарня и других, посещавших Московское государство в XVI—XVII веках. Особый интерес представляет сообщение французской хроники о прибытии в 1685 году к Людовику XIV Московского посольства «Эти русские превосходно играют в шахматы; наши лучшие игроки перед ними — школьники». Следует также отметить, что во время недавних раскопок в Зарядье в развалинах московских здании (XVI—XVII вв.) среди разнообразной бытовой утвари были найдены три деревянные и две костяные фигуры от трех комплектов шахмат. В начале XVIII века распространению игры во многом способствовал Петр Первый, который и сам, как о том свидетельствуют многочисленные источники, был страстным любителем шахмат.
Шахматы на Руси
Шахматы-таврели на Руси
Золочёные тавлеи
На Руси в древности в шахматы играли князья, купцы, воины и даже женщины и дети. Об этом свидетельствуют археологические находки и письменные источники. А умение играть в русских былинах приравнивалось к воинской доблести.
Несмотря на популярность шахмат среди населения, до XVI в. церковь запрещала в них играть. К примеру, в «Святительском поучении новопоставленному священнику» явно указывалось, что тот при вступлении в должность обязан отказаться от всех азартных игр, к которым отнесены и шахматы. За нарушение этого запрета церковь могла лишить сана. В Пасиевском сборнике говорится, что священник, уличённый в игре в шахматы, обязан принять епитимью на два года «10 хлебе и 10 воде» и отбивать 200 поклонов в день.
Такая резкая позиция церкви была оправдана. Бывали случаи, когда священнослужитель проигрывал не только своё, но и чужое добро (нередко новгородцы хранили ценные вещи в церковных подвалах), за которое был в ответе. Это сильно подрывало авторитет церкви. Недаром русская пословица гласит: «Дожили до мату: ни хлеба про голод, ни дров про хату!».
В церковных книгах также сохранились свидетельства о гадании при игре в шахматы перед сражением в т.н. языческой Руси. Даже в христианские времена одна из былин рассказывает об игре богатырей в шахматы перед битвой:
На том раздольище чистом поле
Собиралось тридцать богатырей без одного,
Сидят молодцы в белом шатре;
В белом шатре белополотняном,
Сидят молодцы, забавляются,
Играют в шашки-шахматы,
Во тыи велеи золоченыя
Т. с. своеобразная разминка-гадание перед боем.
В древности при игре в шахматы использовали кости, которые добавляли игре элемент удачи, азарта. Поэтому церковь и относила их к азартным «костарным играм». Т.е. в шахматы играли тавлеями (таврелями) – костьми. Такая игра подробно описана в былине «Михайло Потык», где шахматная игра в сочетании с игральными костьми называется «золочёные тавлеи» (тавлеи в древности – это современные нарды (или трик-так). Из упомянутой былины мы без труда узнаём о правилах этой древней игры. Здесь, как и в более поздний период в XVIII-XIX вв. все фигуры уже называли пешками.
Светское население Руси на запреты церкви, по всей видимости, внимания не обращало. Именно поэтому археологи находят бесчисленные шахматные фигурки, датированные разными временными отрезками.
Интересно, что на Западе запрет на игру в шахматы был снят якобы уже в XIV в. Регенсбургским католическим собором, а сама игра объявлена необходимым элементом рыцарского воспитания…
Впоследствии повсеместно кости из шахматного набора ушли, и игра потеряла элемент удачи (азарта), превратившись исключительно в игру ума.
Как и когда появились шахматы на Руси
На Руси в древности в шахматы играли князья, купцы, воины и даже женщины и дети. Об этом свидетельствуют археологические находки и письменные источники. А умение играть в русских былинах приравнивалось к воинской доблести.
Несмотря на популярность шахмат среди населения, до XVI в. церковь запрещала в них играть. К примеру, в «Святительском поучении новопоставленному священнику» явно указывалось, что тот при вступлении в должность обязан отказаться от всех азартных игр, к которым отнесены и шахматы. За нарушение этого запрета церковь могла лишить сана. В Пасиевском сборнике говорится, что священник, уличённый в игре в шахматы, обязан принять епитимью на два года «10 хлебе и 10 воде» и отбивать 200 поклонов в день.
Такая резкая позиция церкви была оправдана. Бывали случаи, когда священнослужитель проигрывал не только своё, но и чужое добро (нередко новгородцы хранили ценные вещи в церковных подвалах), за которое был в ответе. Это сильно подрывало авторитет церкви. Недаром русская пословица гласит: «Дожили до мату: ни хлеба про голод, ни дров про хату!».
В церковных книгах также сохранились свидетельства о гадании при игре в шахматы перед сражением в т.н. языческой Руси. Даже в христианские времена одна из былин рассказывает об игре богатырей в шахматы перед битвой:
На том раздольище чистом поле
Собиралось тридцать богатырей без одного,
Сидят молодцы в белом шатре;
В белом шатре белополотняном,
Сидят молодцы, забавляются,
Играют в шашки-шахматы,
Во тыи велеи золоченыя
Т. с. своеобразная разминка-гадание перед боем.
В древности при игре в шахматы использовали кости, которые добавляли игре элемент удачи, азарта. Поэтому церковь и относила их к азартным «костарным играм». Т.е. в шахматы играли тавлеями (таврелями) – костьми. Такая игра подробно описана в былине «Михайло Потык», где шахматная игра в сочетании с игральными костьми называется «золочёные тавлеи» (тавлеи в древности – это современные нарды (или трик-так). Из упомянутой былины мы без труда узнаём о правилах этой древней игры. Здесь, как и в более поздний период в XVIII-XIX вв. все фигуры уже называли пешками.
Светское население Руси на запреты церкви, по всей видимости, внимания не обращало. Именно поэтому археологи находят бесчисленные шахматные фигурки, датированные разными временными отрезками.
Интересно, что на Западе запрет на игру в шахматы был снят якобы уже в XIV в. Регенсбургским католическим собором, а сама игра объявлена необходимым элементом рыцарского воспитания…
Впоследствии повсеместно кости из шахматного набора ушли, и игра потеряла элемент удачи (азарта), превратившись исключительно в игру ума.
Шахматные фигуры.
Новгород, XIII-XIV вв.
Дерево, кость, камень.
Шахматные фигуры.
Новгород, XIII-XIV вв.
Дерево, кость, камень.
Шахматные фигуры.
XII-XIV вв.
Дерево, кость, камень.
Шахматные фигурки, найденные археологами в Волковыске Гродненской области, еще раз подтверждают, что уже в XII веке на востоке Европы наряду с абстрактными существовали высокохудожественные комплекты древней игры.
История шахмат в России
Российская Федерация, как и СССР, считается сильнейшей шахматной державой. Еще с начала прошлого века мировые турниры покорялись талантливым шахматистам из нашей страны. В Советском Союзе было самое большое количество великих гроссмейстеров в мире. Как же появилась и как развивалась древняя игра в нашей стране? Давайте проследим историю шахмат в России.
Древнерусский период
Впервые шахматы на нашей земле появились в восьмом веке. Но в некоторых городах на археологических раскопках обнаруживали находки и 500-х годов нашей эры. Вероятнее всего, шахматы оказались на Древней Руси благодаря волжско-каспийскому торговому пути. Пришли они к нам с Востока, так как основные шахматные термины относятся к языку именно тех земель.
Наибольшую известность игра обрела в древнем Новгороде. В этом городе археологи нашли больше всего шахматных фигур. Не могло обойти эту игру и народное творчество: шахматы фигурируют в былинах об Илье Муромце, Добрыни Никитиче и Алеше Поповиче.
История шахмат до СССР
Церковь долгое время считала шахматы «игрой бесов» и боролась с ними разными способами, но они продолжали развиваться. Шахматы любили представители всех сословий. Великим правителям — Ивану Грозному, Петру Первому — нравилось посидеть за черно-белой доской.
В 17-18 веках игра полюбилась финно-угорскому населению. Это доказывают экспедиции археологов, которые проводились на северо-западе Сибири. В этих же веках появляются в России первые шахматники — люди, занимающиеся изготовлением фигурок и досок для игры.
Изначально на Руси правила игры на черно-белой доске отличались от тех, что действуют сейчас. К классическим правилам русский народ пришел в начале 18 века, когда отношения между Россией и Европой укрепились благодаря политике Петра Первого. Вообще государь очень способствовал развитию этой игры, особенно среди высоких сословий.
В 19 веке игра на черно-белой доске расцвела среди русской интеллигенции. Великие русские поэты и писатели любили скоротать за ней вечера. В начале 20 века самым сильным русским игроком в шахматы был Михаил Чигорин. Он не только превосходно играл, но и всячески развивал эту игру: вел колонки о шахматах в печатных изданиях и даже организовал турнир среди игроков.
Первое интернациональное первенство по древней игре было проведено в Северной столице в 1896 году. А в 1897 году матч-реванш сыграли в Москве.
Именно в 20 веке наша страна входит в число мировых шахматных держав. У нас появилось 25 мастеров по этому виду спорта. Германия и Англия, которые век назад опережали Россию по количеству сильнейших профессиональных игроков в шахматы, оказались позади.
Развитие шахмат в СССР
В послереволюционной России шахматы продолжили развиваться. Спустя три года Советская страна провела чемпионат по этому виду спорта в Москве. С тех пор официальные состязания становятся регулярными. Число шахматных мастеров неуклонно растет. В двадцатые годы в шахматы официально играло около 3-х тысяч человек. Спустя десятилетие эта цифра выросла до полумиллиона.
В тридцатые годы набирает обороты Советская шахматная школа. Ее первым «выпускником» стал Михаил Ботвинник, победивший в 7-ом первенстве СССР.
Даже после Второй мировой Войны Советский Союз сохранил шахматный потенциал. Главное этому доказательство — двойной разгром команды из Соединенных штатов Америки. Сначала Советские шахматисты победили в радио-турнире, проведенном в 1945, а затем одержали верх в матче-реванше, прошедшем в Москве.
После этого ФИДЕ — международная шахматная организация — учреждает мировое первенство. Его победителем становится Михаил Ботвинник, который сохраняет свое звание в 1948-1957, 1958-1960 и 1961-1963 годах. Советские шахматисты сохраняли мировое лидерство вплоть до 1972 года, когда мировым чемпионом стал Бобби Фишер. Но спустя три года шахматный Олимп вновь покоряется мастерам из СССР.
В это время на арену выходит Анатолий Евгеньевич Карпов, который сразу становится мировым чемпионом под эгидой ФИДЕ. Десять лет он удерживал это звание. После него пальму первенства перехватывает легендарный Гарри Каспаров. Карпов и Каспаров неоднократно сходились в шахматном бою, но победа всегда доставалась Каспарову.
В женских шахматах наши соотечественницы тоже показывали невероятные результаты. С 50-х по 1991 год победительницами мировых первенств были только шахматистки из СССР.
Современный этап истории
С распадом СССР эра русских шахматистов не закончилась. Команда из нашей страны стала шестикратной обладательницей первого места на шахматных Олимпиадах, а также представители России одерживали верх и на индивидуальных мировых первенствах.
Долгое время главной надеждой России в шахматах считался Сергей Карякин — самый молодой гроссмейстер за все время существования этого звания, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса. На его счету множество престижных наград, Карякин победитель мировых первенств и чемпионатов по блицу, классическим и быстрым шахматам.
Однако в последнее время его потеснили другие шахматисты: Владислав Артемьев, Даниил Дубов, Кирилл Алексеенко. Без сомнений, в будущем в России появится ещё немало талантливых игроков, которые продолжат великие традиции и прославят свою страну.
История шахмат
В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии – чесс (chess), в Испании – ахедрес (el axedres), в Германии – шах (Schach), во Франции – эшек (echecs). Русское название происходит от персидского «шах мат» – властитель побежден.
Индийские корни
Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам — чатуранга. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид, но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница и слон были гораздо слабее нынешних шахматных ладьи и слона. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.
Арабские преобразования
В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур [противника], а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов — шатрандж, у персов — «шатранг». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе — «властитель повержен»). Первое упоминание о шатраднже датируется приблизительно 550 годом. 600 год — первое упоминание шатранджа в художественной литературе — персидской рукописи «Карнамук». В 819 году при дворе халифа аль-Мамуна в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катана. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Алли.
Шахматы на Руси
Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат», в русском языке превратившимся в «шахматы») появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Во всяком случае, русское название игры унаследовано от таджиков или узбеков, названия фигур в России также созвучны или аналогичны по смыслу арабским или среднеазиатским. Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно превратив старые русские шахматы в современные.
Шахматы приходят в Европу
В VIII—IX веке, при завоевании Испании арабами шатрандж попал в Испанию, затем, в течение нескольких десятилетий — в Португалию, Италию и Францию. Игра быстро завоевала симпатии европейцев, к XI веку она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии. Европейские мастера продолжили преобразование правил, в конечном итоге превратив шатрандж в современные шахматы. К XV веку шахматы приобрели, в общем, современный облик, хотя из-за несогласованности изменений ещё несколько веков в разных странах бытовали собственные, иногда достаточно причудливые, особенности правил. В Италии, например, вплоть до XIX века пешка, достигшая последней горизонтали, могла превращаться только в фигуры, которые уже сняты с доски. При этом ходить пешкой на последнюю горизонталь при отсутствии таких фигур не запрещалось; такая пешка оставалась пешкой и превращалась в первую взятую противником фигуру в момент, когда противник её брал. Там же была разрешена рокировка при наличии между ладьёй и королём фигуры и при прохождении королём битого поля.
По мере распространения шахмат в Европе стали появляться как собственно шахматные, так и художественные произведения, рассказывающие об этой игре. В 1160 году появилась первая шахматная поэма, которую написал Эзрой. В 1283 вышла первая шахматная книга в Европе — трактат Альфонса X Мудрого. Эта книга представляет значительный исторический интерес, так как содержит описание и новых европейских шахмат, и уже отживающего шатранджа.
Церковь против шахмат
С момента появления шахмат резко негативную позицию по отношению к ним заняла христианская церковь. Шахматы приравнивались к азартным играм и пьянству. Примечательно, что в этом были едины представители различных направлений христианства. В 1161 году католический кардинал Дамиани издал указ о запрете игры в шахматы среди духовенства. В своём письме к папе Александру II он назвал шахматы «измышлением дьявола», «игрой непристойной, неприемлемой». Основатель ордена тамплиеров Бернар в 1128 году говорил о необходимости бороться с увлечением шахматами. Французский епископ Аид Сюлли в 1208 году запретил патерам «прикасаться к шахматам и иметь их на дому». Глава реформистского крыла протестантской церкви Ян Гус также был противником шахмат. Под влиянием церковного неприятия запрещали игру в шахматы король польский Казимир II, французский Людовик IX (Святой), английский Эдуард IV. На Руси православная церковь также запретила игру в шахматы под угрозой отлучения от церкви, что было официально закреплено в кормчей книге 1262 года и подтверждено в 1551 году Стоглавым собором.
Несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. В Европе в 1393 году Регенбургский собор изъял шахматы из числа запрещённых игр. В России сведений об официальной отмене церковного запрета на шахматы нет, но по крайней мере с XVII—XVIII века этот запрет фактически не действовал. Играл в шахматы Иван Грозный. При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных, умение играть в них было обычным среди дипломатов. В Европе сохранились документы того времени, в которых, в частности говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья. При Петре I ассамблеи проходили с непременными шахматными играми.
Шахматная теория
К XV—XVI векам шахматные правила в основном устоялись, благодаря чему началось развитие систематической шахматной теории. В 1561 году Руи Лопес издал первый полный учебник шахмат, в котором были рассмотрены выделяемые сейчас этапы партии — дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Он же впервые описал характерный вид дебюта — «гамбит», в котором преимущество в развитии достигается путём жертвы материала.
Большой вклад в развитие шахматной теории в XVIII веке внёс Филидор. Он подверг серьёзному пересмотру взгляды предшественников, прежде всего, итальянских мастеров, считавших, что наилучшим стилем игры является массированная атака на короля противника всеми наличными средствами и использовавших пешки только как вспомогательный материал. Филидор развил то, что сейчас называется позиционным стилем игры. Он считал, что игрок должен не бросаться в безрассудные атаки, а планомерно строить сильную, устойчивую позицию, наносить точно рассчитанные удары по слабостям позиции противника, при необходимости прибегать к разменам и упрощениям, если они ведут к выгодному эндшпилю. Правильная позиция, по Филидору, это, прежде всего, правильное расположение пешек. По словам Филидора, «Пешки — душа шахмат; только они создают атаку и защиту, от их хорошего или плохого расположения целиком зависит победа или поражение». Филидор разработал тактику продвижения пешечной цепи, настаивал на важности пешечного центра и проанализировал борьбу за центр. Во многом его идеи легли в основание шахматной теории следующего века. Книга Филидора «Анализ шахматной игры» стала классикой, она выдержала 42 издания только в XVIII веке и многократно переиздавалась позже.