в каком веке появились игрушки
История появления игрушки
В наше время нано-технологий, электроники и всевозможных гаджетов магазины переполнены разнообразными игрушками. А кто-нибудь задумывался о том, когда и где появились первые игрушки?
Известно, что первые игрушки начали делать ещё первобытные люди. Тогда игрушки были каменные, глиняные или металлические. Первой страной, в которой появились погремушки-трещотки, был Египет. Погремушки давались малышам: считалось, что своим звуком эта игрушка отпугивает от младенца злых духов.
В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4-х тысяч лет. Что происходило с игрушками в Средневековье, неизвестно. Да и само слово «игрушка» появилось только в эпоху Ренессанса во Франции. В XVI веке игрушки стали производить на заказ. Куклы служили манекенами для модной одежды тех дней, они были очень дорогими и принадлежали преимущественно аристократам.
А вот в России до XVIII века игрушка называлась «потеха», «потешка». В Москве игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах или изготовлялись дома. Это были деревянные фигурки: лошадки, барашки, козлики, птички, медведи, петушки, собаки, львы, мужички, немки (куклы); деревянные и глиняные сосуды, игрушечные ковшики, стаканы, чашки и так далее; игрушечные домики, избы, городки, беседки.
Одной из первых игрушек был мячик (мечик) — из ткани с бубенцами внутри. В царской семье мальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами, а позже покупались барабаны, знамёна, латы, луки, мечи. Царевны играли в куклы. Куклам приобретали кроватки, постельное бельё, одежду: летники, шубки.
А для чего же нужны игрушки?
Игрушки, как игры, выполняют различные образовательные и воспитательные функции. При этом они ещё способствуют развитию творческих способностей; помогают развитию физических и умственных навыков, необходимых ребёнку в дальнейшей жизни.
Игрушки для младенцев используют характерные звуки, яркие цвета, уникальную текстуру. При игре с ними малыши начинают распознавать звуки и цвета, что влияет на развитие памяти, восприятия, умения сопоставлять.
Обыкновенные кубики формируют зрительно-моторную координацию, математические и познавательные навыки, позволяя детям одновременно проявлять творческие способности. Такие игрушки, как шарики и мячики, помогают ребёнку развить координацию движений и ловкость.
Лепка из пластилина, глины, игры с песком влияют на физическое, когнитивное, эмоциональное и социальное развитие ребёнка. Кроме того, благодаря этим материалам, дети могут создавать игрушки самостоятельно, то есть данный вид деятельности развивает креативность мышления.
Игрушки для детей школьного возраста включают в себя головоломки, конструкторы, игрушки, помогающие развивать навыки решения технических проблем и математические способности.
В наше время игрушки могут говорить, петь и танцевать, некоторые игрушки полностью имитируют домашних любимцев. Прогресс не стоит на месте и, возможно, через десяток лет игрушки современности будут казаться детям простыми, неинтересными. Тем не менее, хочется, чтобы игрушки и в будущем не утратили своей главной функции – воспитывать и обучать самым простым и лёгким образом: радовать и детей, и взрослых!
Наталья Андронычева, педагог-психолог, г. Москва
Любимые детские игрушки: история от Древней Руси до Советского Союза
Детская игрушка была и остается зеркалом социума, она отражает и время создания, и культуру, и уровень образованности общества. Меняясь на протяжении столетий, она не утрачивает своего важного, зачастую отнюдь не игрушечного, значения
Потешки, куклы, миниатюры
Исконно русская игрушка чаще всего была резной и напоминала маленькую деревянную скульптуру. Навыки по ее созданию передавались из поколения в поколение – так формировался народный промысел. Первые потешки появились на Руси еще в IX веке. Их изготавливали как для собственных детей, так и на продажу. Популярная потешка «Наковальня» тоже пришла из Древней Руси. Многие и сейчас знают, как она выглядит: на концах бревна сидят деревянные фигурки кузнеца и медведя, их можно заставить поочередно стучат молотками, перемещая основу игрушки.
Другой вид динамичной русской игрушки – «дергунчик». Выражаясь современным языком, это тряпичная или картонная кукла с веревочками вместо рук. Разные части тела тоже соединялись нитками, благодаря чему их можно было приводить в движение. Сегодня по принципу «дергунчиков» создаются куклы для детских театров – марионетки. Иногда куклы использовались и в качестве оберегов. Так, например, было с «крупеничками» – маленькими куколками, наполненными овсом или гречихой, и со «стригушками» – наряженными в сарафаны и платки куклами, туловище которых создавалось из обычной соломы.
При Петре Первом в Россию стали завозить миниатюрные предметы для забавы: посуду, предметы гардероба, украшения. Очень быстро они приобрели статус игрушек, поскольку в обыденном сознании все маленькое ассоциируется с детством. Казалось бы, такое отношение к миниатюрным предметам пришло в нашу страну через пресловутое «окно в Европу», однако история свидетельствует о другом. На Руси издревле было принято расплачиваться с покупателем маленькими предметами, если у торговца на базаре не находилось сдачи. Чаще всего заменой деньгам выступала детская посуда: игрушечные горшочки, миски, ложки.
Во второй половине XVIII – начале XIX веков русская культура высшего света находилась под французским влиянием. Помимо традиционных игрушек появляются фарфоровые куклы, одетые в пышные наряды эпохи Старого порядка или сдержанные платья в стиле ампир, копирующие античные облачения. Затем на смену всему французскому пришло все немецкое: крупные города наводнили фабричные игрушки из Германии. Качество некоторых из них оставляло желать лучшего – это была уже не ручная работа, а производство, поставленное на поток. К счастью, создание отечественных детских игрушек, в число которых входили и куклы, не прекратилось. В 1890 году в Петербурге состоялась первая русская выставка игрушек.
Солдаты и лошади
Пожалуй, наиболее распространенной игрушкой с древних времен являлся конь. Это неудивительно: лошади всегда были в числе самых любимых домашних животных в России. Их воспринимали и как помощников в тяжелой работе, и как боевых товарищей. Помимо простых деревянных лошадок создавались и настоящие произведения искусства: кони, расписанные краской, украшенные гривой, атласом и кожей, в боевом и парадном снаряжении, были и целые тройки с ямщиком на облучке. Многочисленные игрушки отличались и по материалу: их делали из глины, гипса, папье-маше. К самим фигуркам добавляли новые элементы (например, колесики).
В 1630 году первый правитель из династии Романовых Михаил Федорович подарил своему наследнику, будущему царю Алексею Михайловичу, игрушечного коня в человеческий рост. Интересно, что подобная традиция существовала и у Рюриковичей, считалась продолжением древнерусского княжеского обычая. На Руси мальчика по достижении двух лет сажали на настоящего коня. Традиция прижилась настолько, что стала распространенной не только у правителей и их потомков, но и в среде казачества и крестьянства.
Спустя полтора века Екатерина Вторая преподнесла сыну Павлу коня-качалку. Игрушка Павла Петровича передавалась из поколения в поколение каждому наследнику российского престола. Последним ее владельцем стал царевич Алексей – сын последнего императора Николая II.
Отечественная война 1812 года обратила внимание всей России на ее армию. Патриотический подъем охватил все сферы общественной жизни, а герои войны сделались кумирами представителей каждого сословия: от дворян до крестьян. После победы над Наполеоном образ русского солдата и офицера приобрел особое значение, и под общее увлечение военным делом попала детская игрушка. Именно в XIX веке небывалую популярность приобрели деревянные солдатики: конные и пешие, большие и маленькие, они продавались поодиночке или целыми взводами. Мастера игрушек создавали миниатюрных барабанщиков с инструментами, часовых, стоящих возле полосатых будок, а также орудия – пушки, стреляющие деревянной пулькой на ниточке. Интерес к военной тематике детских игрушек не угас и после 1917 года: советские мальчики с удовольствием играли в солдатиков уже другой, Красной Армии.
Барышня и гусар
Настольные игры
Безусловно, предназначение хорошей игрушки заключается не только в том, чтобы развлечь ребенка, но и дать ему возможность познавать мир, размышлять и развиваться. Этим требованиям отвечают некоторые настольные игры – как прошлых лет, так и современные.
Известно, что у детей Николая II была целая коллекция настольных игр разной тематики. Это «Историческое лото» – портретная галерея правителей России с кратким описанием их деятельности, «Пифагорово лото» – игра для запоминания таблицы умножения. Играли наследники и в бумажный театр «Жизнь за царя» по мотивам одноименной оперы М. И. Глинки, набор состоял из 30 деталей (сцена, кулисы, декорации и герои). Знакомиться со своей страной дети начинали с помощью красочной настольной игры «Путешествие по России», появившейся в 1885 году. На ней изображены главные достопримечательности крупных городов, проиллюстрированы важные исторические события. Кстати, в наши дни подобную игру в разных вариациях можно приобрести почти в любом детском магазине.
Игра «Путешествие по России»
Елочные игрушки
Пришедшая из Германии традиция наряжать рождественскую елку укрепилась в России во второй четверти XIX века, в годы правления Николая I. По елочным игрушкам можно изучать историю страны – настолько они соответствуют духу того периода, в который были созданы и использовались. Дореволюционные игрушки нетрудно разделить на два типа. Первый – все, что связано с религиозной тематикой: свечи, ангелы, верхушки в виде Вифлеемской звезды. Второй – съедобные игрушки: яблоки, конфеты, пряники, которые детям разрешалось снимать с елки. Очевидно, играть елочными украшениями в привычном смысле этого слова было невозможно. Оттого они еще больше ценились и оберегались детьми как предметы, доступные лишь по особому случаю.
В СССР рождественская елка стала новогодней, а игрушки – не только украшением, но и отражением некоторых событий, происходивших в стране. Особенно нравились детям фигурки солдат Красной Армии, спортсменов, полярников, летчиков. В 1950-х годах в период сельскохозяйственных реформ Н.С. Хрущева на советских елках сверкали игрушки в виде овощей и фруктов. Редкая елка обходилась без стеклянной «царицы полей» – кукурузы. После запуска искусственного спутника и космического полета Юрия Гагарина дары полей на советских елках были вытеснены миниатюрными ракетами и фигурками космонавтов. В большинстве своем игрушки выглядели весьма реалистично и нескучно. Это касается, к примеру, фигурок автомобилей, автобусов, самолетов, а также зверей и птиц.
Герои мультфильмов и телепередач
1 сентября 1964 года в эфир советского телевидения впервые вышла десятиминутная детская программа «Спокойной ночи, малыши!». Ее героями стали плюшевые куклы-игрушки: пес Филя, заяц Степашка, ворона Каркуша и поросенок Хрюша. От их лица ведущие разыгрывали поучительные сценки, а после демонстрировались мультфильмы. В начале 1980-х годов телепередача находилась под угрозой закрытия, но благодаря письмам маленьких зрителей продолжила свое существование и даже вышла за пределы студии: некоторые выпуски с участием любимых героев были сняты в кукольном театре С. В. Образцова, цирке на Цветном бульваре и даже в Московском зоопарке. В годы перестройки состоялся телемост между героем передачи Хрюшей и персонажами детского Маппет-шоу из США.
Однако классической плюшевой игрушкой советского ребенка, без сомнения, был бурый мишка. Его образ сложился еще в 1930-40-х годах. Косолапых шили из фланели, байки, меха и, естественно, из плюша. У некоторых игрушек вращались лапы, другие при перевороте издавали рев (как, например, медвежонок одной из героинь комедии 1965 года «Операция ‘’Ы’’ и другие приключения Шурика»). Образом такой игрушки вдохновлялся писатель Эдуард Успенский, придумавший Чебурашку, отдаленно напоминающего бракованного плюшевого мишку. Среди прочей «живности» любовь детей заслужили зайцы и волки, за что стоит поблагодарить создателей остроумного мультсериала «Ну, погоди!». Любопытно, что по опросам общественного мнения, именно этот шедевр советской мультипликации до сих пор является самым любимым у большинства жителей нашей страны.
Игрушки старины. История игрушки
Ольга Сидорова
Игрушки старины. История игрушки
Игрушки старины. История игрушки.
Игрушки появились очень давно. Просто в то время делали их из глины, камня, дерева, палок – одним словом из подручных и доступных материалов на то время.
Конечно, с каждым веком игрушки стремительно эволюционировали. И если сравнить, какие игрушки были в древнее время, а какие игрушки сейчас, то древние люди были бы шокированы от современности наших игрушек и, возможно, думали, что это какие-то мистические предметы)
Например, в Древнем Египте в середине III тысячелетия игрушки делали из слоновой кости, камня, керамики, дерева.Собой они представляли разные фигурки животных: лев, тигр, собака, корова, кошка, конь. Но также встречались игрушки с несложным проволочным механизмом – у крокодилов открывалась пасть.
Дымковская игрушка
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета.
Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.
Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности.
Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания с самой светлой краски, затем более темным цветом. При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня. но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба. Элемент росписи Элементы росписи В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами. Элементы росписи Элементы росписи Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей. Элементы росписи
Филимоновская игрушка
Наносят узоры на игрушку
Богородска игрушка
Во всем мире деревянные игрушки считаются экологически чистыми и безопасными.
— Всем известно, что дерево дарит умиротворение. Есть даже такие народные приметы – «подержаться за дерево в лесу, чтобы получить от него силу и состояние спокойствия». Ребенок, играя, в деревянные игрушки «подзаряжается» теплом дерева.
— Деревянные игрушки очень приятны на ощупь, они более гладкие и теплые. Соответственно деревянные игрушки очень положительно влияют на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия ребенка.
— Как правило, деревянные игрушки не напичканы огромным количеством функций, что так свойственно для современных пластиковых игрушек. Деревянная игрушка оставляет место для творчества, фантазии ребенка. Стимулирует активные действия ребенка, побуждает его исследовать.
— Деревянные игрушки – это уже история нашего народа. Такие игрушки не дают традициям исчезнуть. Формируют причастность к культуре.
— Деревянные игрушки являются более стойкими к ударам, чем другие игрушки. Некоторые дети постоянно ломают свои игрушки. Поскольку деревянные игрушки не могут быть легко повреждены, они живут гораздо дольше.
— Деревянные игрушки очень красивы. Чаще всего деревянные игрушки изготавливаются вручную, а это значит, что их можно рассматривать и как произведение искусства
Можно встретить и такие игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок.
Матрешка. Эта расписная деревянная игрушка имеет почти столетнюю историю. Пришла из Японии. Она стала одним из самых распространенных изделий русского народного творчества, своеобразным символом России. Существует несколько центров по изготовлению матрешек. Несмотря на общие черты, изделия каждого производства имеют свои особенности.
РУССКАЯ МАТРЕШКА. Русской игрушке, окрещенной матрешкой, рожденной в подмосковном Сергиевом Посаде, достались особая слава и любовь. Для жителей многих стран она стала поистине «русской девочкой», символом всего русского. И вполне заслуженно, ибо с завидной обобщенностью и с народным юмором, веселой выдумкой и красочной лаконичностью решены были мастером характер куклы, ее одежды и формы.
ТРЕЩОТКИ.Бывают двух видов: деревянный валик с рукояткой и трещотка из 10-15 дощечек.
Трещотка, кроме забавы, имела распространенное применение при охране фруктовых садов от птиц, а в дальнейшем как шумовой инструмент при исполнении песен.
СОЛОВЕЙ. Это глиняный горшочек, величиной с яблоко. Имеет носик, как у чайника, и несколько отверстий, наполняется водой и при вдувании образует мелодию, которая отвлекает и забавляет ребенка.
КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу, земле или по льду. При игре дети подхлестывали его кнутиком и этим заставляли вертеться его без конца. Иногда дети спорили, кто дальше угонит кубарь или перегонит его через песок, лужу или грязь.
РЕВУНЫ. Получались из плодов акации и соломинок. Крепко натягивая листочек пырея, ленточку, листочек бересты, коры, стебельков, можно произвести пронзительный звук пищания
ФУРЧАЛКА. Берется тоненький кружочек или пластинка из дерева, свинца, кости; посередине делают две дырочки и протягивают две ниточки. Закрутив нитки, начинают быстро дергать их руками, то натягивая, то ослабляя. От этого происходит быстрое вращение и особый шум фурчания.
ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. риподергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.
ПИЛЬЩИК. Это довольно остроумная игрушка, напоминающая собой качание маятника. Была популярна в Туле, Нижнем Новгороде. Пильщика ставят на край стола, а нитку с камнем опускают вниз. Дают легкий толчок по его голове, и он качается довольно долго, натягивая нитку о край стола.
СОЛДАТ С САБЛЕЙ. В плечо деревянного солдатика вставляли валик. К валику прикрепляли деревянную саблю или куриное перо. Ставят куда-нибудь на ветер, и когда он подует, солдатик делает движение саблей. Распространена в Вятской губернии.
ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. риподергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.
КОЗЮЛЬКА. В деревянный ящик величиною с портсигар укрепляют спирально вырезанную деталь, к ней приделывается иголка-жало и прикрепляется нитка. Нитка расположена в коробочке по лабиринту спирали, и, когда играющий дергает за конец, который торчит из коробочки, высовывается «козюлька» с игольчатым жалом.
ЦЫКАЛКА. Похожа на современный шприц, только дети изготовляли ее из твердого стебля дикого морковника, борца и тому подобное.
Трясея, Ледея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Грудица, Огнея, Глядея, Нивея.
У крестьян была популярна кукла-закрутка. Какая-нибудь тряпица свертывалась в скалку, перетягивалась ниткой голова и сверху покрывалась лоскутком, заменяющим платье. Иногда их называли «рясочки».
Совсем бедные дети вынуждены были делать кукол даже просто из поленьев, обмотав их чем-нибудь.
Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с пяти лет
Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались «безликими». По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.
Раньше был обычай: как только женщина почувствует, что у нее будет ребенок,она начинала мастерить тряпичную куколку-закрутку: «Связывала поначалу тулово, потом приделывала ручки вместе с головушкой, а уж тоды наряжала простенько.Работала без иголки: не надо, чтобы руки прикасались к металлу. И вот соорудит такую куколку мама и за две недели до родов укладывает ее в люльку, и они обе уже ждут, когда появится ребеночек. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребеночек, играет в свою куколку-оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук. Став взрослой, девочка сама за две недели до рождения своего ребеночка делает такую куколку-оберег».
Сделать такую куклу-закрутку несложно. Особенность работы состоит в том, что мы делаем куклу без иголки, только закрутка, только тряпочки и завязывание хлопчатобумажной ниткой.
КУКЛЫ. Куклы быстро совершенствовались, от деревянных до восковых, глиняных и фарфоровых. Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу и даже придумали движущиеся руки, ноги, глаза.
В Московской губернии делали кукол из глины и мела. У детей из зажиточных семей в ходу были куклы с фарфоровыми головками. Кукла всегда помогала развивать добрые, семейно-нравственные понятия и правила.
Ёлочные игрушки из стекла.
«Не укладывайте спать
Неваляшку на кровать!»
«Мой веселый, звонкий мяч…»
Иной узор, иное настроенье.»
«Полосатая юла напевала ла-ла-ла»
Советские игрушки. Юла.
Железная, пластмассовая, издающая какие-то свистящие звуки – именно такой в советские времена была юла. Помимо кручения вокруг своей оси, эта игрушка также развивала отличную моторику рук. Ребенку необходимо было не только давить на стержень, но и удерживать балансирующую юлу в движении.
«Попалась в руки мне «змея»,
Не аспид злой, головоломка»
Советские игрушки. «Змея».
Изобретатель и скульптор Рубик подарил миру не только всемирно известную головоломку – кубик, но еще и «змею». Эта игрушка, состоящая из 24 треугольных призм, позволяла конструировать различные фигуры.
Советские игрушки. Пятнашки.
Пятнашки развивали логику и мышление, а также были прекрасным вариантом «убить время». Именно по этой причине взрослые нередко сами переставляли фишки с места на место.
Серьезные баталии в настольный хоккей
Советские игрушки. Настольный хоккей.
Несмотря на то, что настольный хоккей был игрушечной игрой, баталии между соперниками устраивались по-настоящему. Для того, чтобы выиграть,игроки шли на хитрости: загибали фигуркам клюшки, меняли пружины для более сильного удара.
У детей в Советском Союзе не было компьютеров и прочих гаджетов, именно поэтому их детство было насыщено яркими красками, как именно нужно проводить время, чтобы на душе остались воспоминания радости и безграничного счастья.
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «История елочной игрушки» Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательно – исследовательскому и речевому развитию для детей.
Конспект занятия по изготовлению поделки «История новогодней игрушки» Конспект мастер – класса «История новогодней игрушки». Цель: оказать практическую помощь в изготовлении елочных украшений; способствовать.
Новогодние игрушки Дети группы №7 «Красная Шапочка» МБ ДОУ Д/С №2 «Крепыш» г. Кузнецка приняли участие в конкурсе новогодних поделок и рисунков, которое.
Проект «История новогодней игрушки» Проект подготовительной логопедической группы №7 «Мальчиши» «История новогодней игрушки». Выполнили: Калашникова Т. Ф. Булгатова А. В. Давлетханова.
Проект «История новогодней игрушки» МБДОУ № 87 «Улыбка» г. Улан-Удэ Подготовительная группа № 9 «Звездочка» Воспитатель: Богатикова В. А Проект «История новогодней игрушки».
Проект «История возникновения новогодней игрушки» Проект «История возникновения новогодней игрушки» Выполнила : Згонник А. А. Тип проекта: Творческий (краткосрочный) Группа: средняя «Дюймовочка».
Занятие «Игрушки» Цели: обогащать словарный запас детей названиями игрушек, знакомиться с геометрическими фигурами, развитие мелкой моторики детей в процессе.