в каком веке появились гусли
Гусли
Первое, что приходит на ум при фразе «русский народный музыкальный инструмент», это гусли. Появившись много веков назад, они до сих пор не сдают позиций: интерес к ним со стороны исполнителей с годами только увеличивается.
Что такое гусли
Гулями называют старинный русский инструмент, относящийся к категории струнных, щипковых.
В древности существовало множество разновидностей инструментов, подобных гуслям:
Современные гусли представляют собой трапециевидную конструкцию с натянутыми струнами. Обладают громким, звонким, но мягким звучанием. Тембр – с переливами, насыщенный, напоминающий щебетание птиц, журчание ручья.
Старинное русское изобретение является неотъемлемой частью народных оркестров, ансамблей, используется музыкантами фольк-групп.
Устройство инструмента
Несмотря на обилие разновидностей, все модели обладают схожей конструкцией, основными деталями которых являются:
История
Гусли – один из древнейших инструментов планеты. Их история началась в незапамятные времена, точную дату появления на свет определить невозможно. Предположительно, на мысль о создании подобного инструмента древних людей натолкнула тетива лука: при сильном натяжении она издает приятный для слуха звук.
Русские гусли, очевидно, получили свое название от славянского слова «гусла», что так и переводится – тетива.
Схожие струнные инструменты имеются практически у каждого народа мира. В Древней Руси еще до появления письменных свидетельств гусляров изображали на рисунках. Старинные модели в большом количестве находили при археологических раскопках. Герои былинного эпоса (Садко, Добрыня Никитич) были опытными гуслярами.
Данный инструмент на Руси был всеобщим любимцем. Под него плясали, пели, отмечали праздники, проводили кулачные бои, рассказывали сказки. Мастерство изготовления передавалось от отца к сыну. Древесина, которую предпочитали в качестве основы – ель, клен-явор.
В XV-XVII веках гусли стали постоянными спутниками скоморохов. Их использовали в процессе уличных представлений. Когда скоморохи оказались под запретом, исчезли и используемые ими инструменты. Возродилось русское творчество с приходом к власти Петра Великого.
Долгое время гусли считались удовольствием для крестьян. Высшее сословие предпочитало благородное звучание скрипки, арфы, клавесина. Новую жизнь народному инструменту подарили в XIX веке энтузиасты В. Андреев, Н. Привалов, О. Смоленский. Они сконструировали целый ряд моделей, от клавишных до щипковых, которые вошли в состав оркестров, исполняющих исконно русскую музыку.
Разновидности
Эволюция инструмента привела к возникновению множества видов, отличающихся количеством струн, формой корпуса, способом звукоизвлечения.
Крыловидные (звончатые)
Древнейшая разновидность русских гуслей, для которых применялось дерево явор (еще одно название старинных крыловидных моделей – яворчатые).
Наиболее популярны сегодня, обладают большими возможностями настройки. Количество струн различное, обычно 5-17. Звукоряд – диатонический. Струны располагаются веерообразно: расстояние между ними сужается по мере приближения к струнодержателю. Применение крыловидных моделей – исполнение солирующих партий, а также в качестве аккомпанемента.
Лирообразные
Называются так из-за сходства с лирой. Отличительная особенность – наличие игрового окна, куда исполнители помещали вторую руку для совершения манипуляций со струнами.
Шлемовидные (псалтирь)
Шлемовидные гусли имели в запасе 10-26 струн. Играя на них, гусляр использовал обе руки: правой исполнял основную мелодию, левой аккомпанировал. Происхождение данной модели вызывает споры: есть версия, что они были заимствованы у народов Поволжья (существуют схожие в русскими чувашские, марийские гусли).
Большие гусли этого типа получили название «псалтирь»: их часто использовало духовенство в храмах.
Стационарные клавишные
Были сконструированы в начале XX века, основой являются прямоугольные гусли. Выглядят, как фортепиано: слева располагаются клавиши, справа – струны. Нажимая на клавиши, музыкант открывает строго определенные струны, которые должны звучать в данный момент. Диапазон инструмента составляет 4-6 октав, количество струн – 49-66. Используется преимущественно в аккомпанирующих целях, в оркестрах народных инструментов.
Стационарные щипковые
Представляют собой металлическую раму достаточно больших размеров, внутри которой на двух уровнях натянуты струны. Рама размещена в специальном корпусе, оснащенном ножками – это позволяет ей стоять на полу, исполнитель стоит рядом.
Пользоваться таким инструментом непросто, зато он обладает большим спектром исполнительских возможностей, позволяя исполнять шедевры любой сложности, любого музыкального направления.
Техника игры
В Древней Руси на гуслях играли сидя, укладывая инструмент на коленях, верхний конец упирался в грудь. Узкая сторона конструкции смотрит вправо, широкая – влево. Часть современных моделей предполагает, что музыкант исполняет произведение стоя.
Звукоизвлечение происходит при помощи воздействия на струны пальцами рук или медиатром. Правая рука затрагивает все струны одновременно, левая в это время приглушает звуки, которые звучат слишком громко.
Распространенные приемы игры – глиссандо, бряцание, флажолет, тремоло, сурдина.
Производствами гуслей занимаются маленькие предприятия, делающие продукцию на заказ. Музыкант может заказать инструмент, подходящий по габаритам под его рост, комплекцию – это значительно облегчит игру на гуслях.
p_i_f
ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ
История гуслей
. Зазвенела тетива,
Вспорхнула стрела.
«Боян же, братие, не 10 соколов
на стадо лебедей пущаше,
но своя вещиа персты
на живая струны вскладаше;
они же сами князем славу рокотаху».
Древнерусские гусли по преданиям имели горизонтальное положение, их обычно сравнивают с лежачей арфой. Подобные по форме инструменты есть у финнов (кантеле), эстонцев (каннель), литовцев (канклес), латышей (коклес, кокле).
В начале XX века древнейшие гусли были значительно усовершенствованы ученым-этнографом Николаем Приваловым. Опытными мастерами под его руководством были созданы ансамблевые разновидности (пикколо, прима, альт и бас) с 13-15 струнами. Для образовавшегося «хора гусляров» был написан репертуар и «Самоучитель игры на гуслях звончаных». В 70-х годах по заказу исполнителя-гусляра Дмитрия Локшина в Москве были изготовлены гусли с расширенным диапазоном и, соответственно, большим количеством струн. Процесс конструктивного и исполнительского развития инструмента продолжается до наших дней. Современные гусли оснащены перестроечным механизмом, позволяющим менять строй инструмента в процессе исполнения
Усовершенствованные столовидные гусли (или прямоугольные, щипковые) оказались гораздо сложнее звончатых. Количество струн у них колеблется от 55 до 66. Первоначально звукоряд таких инструментов был диатоническим, позже стали делать гусли хроматические. У хроматических гуслей струны, соответствующие черным клавишам фортепиано, опущены несколько ниже. Такой разновидности гуслей доступны сложные многоголосные произведения.
В 1914 г. Н. П. Фомин сконструировал так называемые «клавишные» гусли, отличающиеся оригинальной и вместе с тем простой и удобной конструкцией. Они снабжены однооктавной клавиатурой фортепианного образца. При нажатии на клавиш одноименные струны во всех октавах освобождаются от демпферов и становятся готовыми к звучанию. Одной рукой набирают на клавиатуре любой аккорд, а другой проводят по струнам плектром из твердой кожи.
История возникновения гуслей. Гусли на Руси – значение в народной культуре, традиции. Когда появились гусли на Руси и почему их запретили? Интересные факты о гуслях.
Всплеск интереса к в современной России — не просто тренд, а попытка переоценить многовековую историю нашего государства, его культуру и глубинные смыслы. Гусли — народный, исконно русский инструмент, звучание которого моментально погружает слушателя в атмосферу русского быта, праздника или детской колыбельной. Звонкий, яркий и одновременно нежный, утонченный звук гуслей восхищает и завораживает с первых минут как ценителя, так и случайного слушателя. Сегодня происходит возрождение традиций гусельной игры и научиться ей может кто угодно с помощью проекта «Мир гуслей».
Гусли в народной культуре
Гусли — популярный инструмент, аналоги которого можно встретить в Древней Греции (кифара), Армении (канон), Иране (сантур), Латвии (канклес) и Финляндии (кантеле). Общие черты обнаруживаются у гуслей с арфой и лирой.
На протяжении многих веков именно гусли были символом Руси. Они — древнейший инструмент, неразрывно связанные с былинами, сказаниями и древними летописями. Место и время возникновения гуслей история умалчивает, однако то, что инструмент сопровождал всю древнюю историю Руси — несомненный факт. Например, игрой на гуслях в совершенстве владели практически все богатыри из самых древних русских былин — Добрыня Никитич, Садко, Боян, Соловей Будимирович
Иллюстрация к былине о Садко. Автор неизвестен.
Нередко тончайший звук гуслей сравнивают со звучанием натянутой тетивы. Интересно, что в древности тетива называлась «гусла». Кстати, это — одна из первых гипотез появления названия инструмента и даже его строения. Кто знает — не был ли он впервые сделан в боевом походе из подручных средств?
Первое упоминание гуслей. Легендарные
Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы. Помняшеть бо речь първых времен усобице; тогда пущашеть ĩ соколовь на стадо лебедей, который дотечаше, та преди песь пояше, старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю пред пълкы Касожьскыми, красному Романови Святъславличю. Боян же, братие, не ĩ соколовь на стадо лебедей пущаше, а своя вещиа пръсты на живая струны въскладаше; они же сами Князем славу рокотаху.
Выборг, Вяйнемёйнен, играющий на кантеле
В.А.Фаворский. Боян. Слово о полку Игореве
Гусли и скоморохи
А.М.Васнецов. Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века. Скоморохи.
Скоморохов приглашали на свадьбы, похороны, княжеские застолья — их выступления стали неотъемлемой частью каждого празднества, пира или панихиды. Сюжеты с выступлениями скоморохов изображены даже на фресках Софийского собора в Киеве (1037 г.). Наибольший расцвет культура скоморохов получила в XII веке. Однако потом она стала постепенно угасать и даже подвергаться гонениям, как и игра на гуслях в целом — это связано с тем, что гусли обоснованно считались языческим инструментом, воспевавшим, в первую очередь, события и верования дохристианской древности.
Гусли и раннее православие.
Однако иногда под аккомпанемент гуслей проводились и некоторые религиозные обряды и наставления. То есть музыка гуслей неразрывно связана как с дохристианской натурфилософией (отсюда идут ее корни), так и с ранним православным богослужением (частью которого гусли стали, видимо, по причине своего повсеместного распространения). Например, интересный момент встречается в Библии, когда Царь Давид пел стихи под аккомпанемент гуслей, и даже изгонял из Саула злого духа своей игрой (1 Цар. 16, 23). Однако Царь Давид — не только библейский персонаж, а один из наиболее известных фольклорных образов на Руси, где он приобрел новые черты и соединился с образом древнего (то есть Великого Гусляра). Он появляется еще в «Голубиной книге» — известнейшем литературном памятнике, сборнике духовных стихов, созданных в форме диалогов о различных явлениях мира (о географии, естественных науках, этике, космогонических аспектах ).
Царь Давид на фронтальном барельефе Дмитриевского собора во Владимире.
Многие историки подчеркивают, что образ Царя Давида из русской фольклорной традиции отличается от библейского. Наиболее узнаваемым образом царя Давида на Руси является облик идеального властителя, доброго, мудрого и справедливого царя, искусно владеющего гуслями. Давид предстает хранителем тайных знаний, мудрецом и пророком, именно он в «Голубиной книге» отвечает на вопросы Волотомана Волотомановича о мироустройстве. Нередко в народном изобразительном творчестве он окружен дикими животными, которые завороженно слушают его игру, что также перекликается с дохристианскими образами.
Происхождение слова «гусли». Этимология слова.
Само слово «гусли» имеет интересную этимологию. «Гудебными» изначально именовались не только гусли, а вообще все струнные инструменты. «Гусли» — исконно русское слово, произошедшее от глагола «гудеть». «Гусль» — одна струна, а «гусли» — струнный ряд.
Занимательно, что звук «гу» на санскрите означает «звучать». «Гукнуть» означает издать звук, а «ни гука» равноценно «ни звука». Однако «гу» на санскрите значит также и глагол «двигаться». Гусляры чаще всего исполняли свои песни на ходу, вопреки распространенному заблуждению, будто они исполняли песни сидя. Традиция «сидячего» исполнения пришла позже, когда игра на гуслях стала приравниваться к искусству. Этот же звук можно найти в словах «гул» и «гулять». Поэтому «отгулять» — слово, в котором одновременно подразумевается и звук, и действие (музыка, танцы, развлечения, песни).
Гусли и лебединый строй
Нередко гусли сравнивают с лебедями. В природе птицы летают упорядоченным строем. Также расположены и струны на гуслях — в строгом порядке звукоряда. В народе звончатые гусли обычно выполнялись именно в форме треугольника — именно так выглядит и птичий клин.
Однако Острафиль — символ не самой крайней струны или начала настройки инструмента. Она — наиболее низкий звук диапазона. Как мифологически могла привести к бурям и штормам, так грамотная настройка гуслей от самого низкого звука может создать всплеск музыки и неподражаемое звучание.
Какие виды гуслей существуют? Какие гусли лучше выбрать?
Гусли состоят из корпуса, струнодержателя и колки. Корпус включает верхнюю и нижнюю деки, соединенные между собой рамой. Верхнюю деку производят чаще всего из резонансной ели. В ней располагается резонаторное отверстие, металлическая пластина со штифтами, подставка и порожек. Нижнюю деку изготавливают из клена, березы, ореха или рябины. Внутри к декам приклеиваются деревянные бруски — это необходимо для равномерных звуковых колебаний. Современные инструменты чаще делаются из сосны или кедра.
Существуют такие виды гуслей:
Как научиться играть на гуслях?
В первую очередь следует выбрать гусли — у каждого вида гуслей свои особенности звучания и настройки. Новичкам рекомендуется обратить свое внимание на тот инструмент, у которого минимальное количество струн, а также на небольшие по размеру гусли.
На них можно играть медиатором или пальцами. Безусловное преимущество для новичка — необязательно знать ноты. Простые песни и импровизационные композиции достаточно легко создать на любых гуслях за счет мелодичности звучания струн. Все базовые правила игры ученики, в среднем, усваивают за 2–4 занятия. А за 2 недели тренировок вполне можно научиться стройно исполнять некоторые простые мелодии.
Способы игры на гуслях
Интересное о гуслях
Где сегодня играют на гуслях
Сегодня гусли — это свежо и аутентично. и народные музыкальные традиции постепенно возрождаются как в своем изначальном виде, так и в актуальных аранжировках. Сейчас этот инструмент есть практически во всех народных оркестрах. Такая музыка — тонкая, красивая и душевная — переносит слушателя в сказочное прошлое, объединяет с культурным наследием древности и выступает своеобразным мостом между человеком современности и его предками.
Благодаря гуслям можно наполнить любую композицию тонкими вибрациями русского духа. В сети опубликовано огромное количество каверов на хиты таких исполнителей, как «Кино» и «Гражданская оборона». Особый шарм у композиций Enigma, положенных на струны гуслей. Создаются и новые, уникальные партии для гуслей.
Также под гусли особенно ярко и живо звучат народные сказки и былины, возрождается традиция использования гуслей именно в качестве аккомпанирования устной речи. Такой формат подачи сказок успокаивает нервную систему, развивает музыкальную память, слух, образное и абстрактное мышление, способность к творчеству у маленьких слушателей. Сказки под гусли можно назвать настоящей сказкотерапией.
Гусли — универсальный инструмент, благодаря которому можно создать неповторимую атмосферу веселья, радости или светлой грусти. Древние и современные мотивы находят отклик в сердцах тысячей любителей музыки, а волшебные звуки гуслей сегодня способны зачаровать любого так же, как и наших далеких предков сотни лет назад. Гусли — это связь поколений через столетия, исконная музыка русской души и вибрация жизни.
Русские гусли
В Древней Руси часто звучали мелодичные звуки струн этого инструмента. Под него распевали песни, складывали былины и сказки. Гусли – старинный музыкальный инструмент. До сих пор неизвестны точные временные рамки его создания, но, погрузившись в изучение истории русских гуслей, можно узнать много интересного и взглянуть на древний инструмент по-новому.
В плане названия доминирующей, пожалуй, считается такая версия: славяне сравнивали устройство гуслей со звуком натянутой тетивы, которая натягивается на лук. Называли тетиву в те времена – «гусла». Этим звучным словом, скорее всего, и наградили музыкальный инструмент – взаимосвязь прослеживается самая очевидная.
Известно, что впервые изображение гуслей (или инструмента, на них похожего) появилось в документах, датированных II веком нашей эры. Более точные доказательства использования этого инструмента на Руси содержат письменные источники византийцев, где они восхищаются виртуозной игрой «русичей» на гуслях.
В Древнерусском государстве гусли звучали не только в царских покоях, но и в крестьянских избах, на ярмарках и городских праздниках. Без гуслей образ скомороха видится незаконченным. Конечно, они играли на разных инструментах, например, балалайках, дудочках, но на гуслях – обязательно!
Популярность русских гуслей утихла во времена царствования Петра I. Страна начала существовать по европейскому подобию, и в моду вошли другие музыкальные инструменты: арфа, клавесин и другие. В ту пору на гуслях играли лишь простые люди в глубинке. Однако мастера игры времени даром не теряли, совершенствуя инструмент и манеру исполнения. Так, при Екатерине II мастера-гусляры создали столовидные гусли, звучание которых стало превосходить даже модный на тот момент клавесин.
На протяжении XIX и последующих веков русские гусли продолжали существовать. Пусть на них теперь не играют в каждом доме, но зато им отвели почётное место в оркестре. Гусли исполняют важные и порой именно сольные партии в произведениях как русских, так и зарубежных композиторов.
В Киевской Руси гусли называли «яворчатыми» и «звончатыми». К изготовлению этого инструмента подходили с особым вниманием и трепетом: выбирались деревья с наилучшей способностью отражения звука. Такими чаще всего выступали ель или клён-явор. Особенное звучание гуслям придавали металлические струны.
На сегодняшний день известны крыловидные гусли, пользующиеся наибольшей популярностью, шлемовидные, напоминающие на внешнему виду шлем, лировидные с круглым отверстием внутри и стационарные гусли. Чем же они все различаются?
Крыловидные гусли – это те самые, которые в народе назывались «яворчатыми». Здесь количество струн может варьироваться от 5 до 17. На них играют при помощи такого приёма, как бряцание, осуществляемое правой рукой. А левая в это время глушит ненужные для мелодии струны.
Шлемовидные гусли могут иметь от 12 до 26 струн. Играют на них одновременно обеими руками, а основной приём звукоизвлечения – пощипывание.
Особо от других видов гуслей отличаются лировидные. Благодаря круглому отверстию на поверхности инструмента исполнитель может управлять звуком. Одной рукой он или глушит струны или пощипывает дополнительные.
Стационарные гусли используются в основном для концертных выступлений.
Место гуслей в мировой классике
Услышать сказочное и мелодичное звучание русских гуслей в произведениях отечественных и зарубежных композиторов-классиков можно довольно часто. Отдельные партии для этого инструмента отводили в своих музыкальных шедеврах Вивальди и Гендель, Глинка и Мусоргский, Чайковский и Римский-Корсаков. А ещё Дебюсси, Стрависнкий, Бородин, Моцарт и Гайдн.
В наше время гусли не утратили своей популярности. Есть много фолк-групп, использующих в своих композициях гусли. Один из наиболее известных современных исполнителей такой музыки – гусляр Кирилл Богомилов. Он играет на шлемовидных гуслях. Его этно-студия «Кантелеонъ» выпускает музыкальные диски с красивыми славянскими композициями, былинами и сказками. Кроме того, музыкант учит игре на гуслях всех желающих.
Кстати, у других народов тоже есть инструменты, по конструкции похожие на гусли. Название, конечно, у каждого своё. Так, например, в Литве есть инструмент канклес, в Иране играют на сантуре, в Армении собрат гуслей называется канон, а в Китае – гуцинь.
Музей русской печи в ЭТНОМИРе
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Традиционную русскую печь видел каждый: на иллюстрациях к сказкам, в деревенском доме у бабушки, в музее. Но бывали ли вы внутри печи? Только в ЭТНОМИРе у вас есть такая возможность! Милости просим заглянуть в самую большую в мире Русскую Печь высотой с трёхэтажный дом и узнать всё о её истории и устройстве!
Поднявшись внутри по кованой винтовой лестнице на самый верх, вы окажетесь на одной из обзорных площадок ЭТНОМИРа. Отсюда открывается замечательный вид на парк и можно рассмотреть с высоты избы, расположенные вокруг печки.
История Гуслей
Многие историки сходятся во мнении, что гусли имеют славянское происхождение. Название их связано с тетивой лука, которая у древних славян называлась «гусла» и издавала звонкий звук при натяжении. Таким образом, был получен простейший инструмент, который на протяжении веков эволюционировал и в итоге превратился в произведение искусства с уникальным звучанием. Например, в Великом Новгороде археологами были найдены гусли из дерева с потрясающим языческим орнаментом. Еще одна находка была всего 37 см длиной. Она была украшена резьбой и иллюстрацией священной лозы.
Инструмент, подобный гуслям, встречался у разных народов и назывался по-разному.
Интересно, что в каждой стране название этого инструмента происходит от слов: «гудеть» и «гусь». И это вполне логично, ведь звук гуслей похож на гул.
Инструмент на Руси был чрезвычайно любим. Каждый былинный герой должен был уметь играть на них. Садко, Добрыня Никитич, Алеша Попович — вот лишь некоторые из них.
Гусли были надежными спутниками скоморохов. Этот музыкальный инструмент играл при дворе царя и простого народа. В середине XVII века для скоморохов, которые часто высмеивали царскую знать и церковную власть, настали непростые времена. Им грозили посмертными муками и отправляли в ссылку, а инструменты, включая гусли, забирали и уничтожали, как что-то порочное и темное.
Образ гусляра в славянском фольклоре и литературе так же неоднозначен. С одной стороны, музыкант-гусляр может просто развлекать народ. А, с другой – связываться с другим миром и хранить тайные знания. Вокруг этого образа множество тайн и загадок, тем он и интересен. В современном мире гусли уже никто не связывает с язычеством. И сама церковь не против этого инструмента.
Гусли прошли огромный путь и смогли сохраниться до наших дней. Перемены в политике, обществе, вере – этот инструмент пережил все и сумел остаться востребованным. Сейчас практически в каждом народном оркестре есть этот музыкальный инструмент. Гусли своим старинным звучанием и простотой игры создают незабываемую музыку. В ней чувствуется особый славянский колорит и история.
Несмотря на то, что гусли пользуются популярностью в народе, обычно их изготавливают в маленьких мастерских. За счет этого, практически каждый инструмент, является индивидуальным и неповторимым творческим образцом.