в каком веке появились брюки
История брюк
Современные брюки – незаменимый предмет гардероба женщин и мужчин. Комфорт, удобство в носке, а также возможность сочетания с разнообразными вариантами верха делает брюки все популярнее. Брюки считаются предметом одежды, который покрывает нижнюю часть тела, в частности, отдельно каждую ногу. Носятся они на талии и бедрах, а фиксироваться могут при помощи подтяжек, лямок или ремня. Но для кого были созданы брюки, для мужчины или женщины, историки и сейчас с точностью не могут сказать. В переводе с тюркского языка слово «брюки» означает «удвоенная юбка», но мужчины привыкли думать, что эта вещь исключительно из их гардероба.
Но в военные годы женщинам пришлось задуматься не о красоте, а об удобстве и комфорте вещей. Женщины, которым приходилось работать в тылу, вынуждены были надевать брюки и комбинезоны. Брюки стали не модным элементом, а необходимостью при освоении новых мужских профессий. После войны женщины продолжали заимствовать мужские вещи, что служило свидетельством уравнивания полов. И спустя время, женщины в полной мере смогли оценить преимущества мужской одежды и в дамском гардеробе появились не только штаны и комбинезоны, но смокинги и бриджи.
История появления женских брюк
Первой женщиной, публично предложившей заменить пышные юбки, платья и чулки на такой удобный фасон штанов, была Амелия Блюмер.
А благодаря знаменитой Габриэль Бонер Шанель, оказавшей огромное влияние на развитие моды, брюки стали неотъемлемым атрибутом у женщин. Появление костюмов из элегантных брюк и пиджака произошло исключительно благодаря Шанель. Она создавала удобные и красивые наряды, позволявшие любой женщине чувствовать себя прекрасной. Также большое влияние на известность брюк оказали актрисы, как кино, так и театров. Сара Бернар на театральной сцене регулярно выходила в брюках, а Марлен Дитрих надевала брюки и пиджаки не только на сцене, но и в повседневной жизни. А в 1930 году в фильме «Марокко» Марлен появилась в образе мужчины, в смокинге и брюках, чем очень заинтересовала общественность и вызвала много споров. Спустя немного лет, она зачастую ходила уже в элегантных брючных костюмах от известного Chanel.
В 1965 году было выпущено моделей брюк на порядок больше, чем юбок. А появление новых стилей, например, хиппи, предоставили возможность дамам выбирать более подходящий для себя вариант.
Но, несмотря на нараставшую популярность, женщин в костюмах продолжали не пропускать во многие общественные заведения. А в 1966 году великолепная коллекция костюмов Ив Сен-Лорана привела к грандиозному спору в обществе, т.к. именно он впервые уровнял моду, женскую и мужскую. После выхода коллекции, практически все девушки стали с большим наслаждением и вдохновением носить брюки, даже невзирая на то, что они были запрещены во всех учебных заведениях.
Также огромный вклад в историю моды привнес француз Поль Пуаре. Благодаря ему, появился «плащ Конфуциа», облегающая фигуру туника и, конечно же, юбка-брюки. Но поскольку такая новинка вызвала бурю протестов, надеть ее решались лишь самые смелые представительницы слабого пола. Со временем такой наряд был оценен обществом, что позволило женщинам более свободно носить юбку-брюки.
И решающим вкладом в мире моды было создание костюмов для деловых женщин от Джорджио Армани. Созданный им брючный костюм и по сей день является эмблемой, преуспевающей бизнес-леди. С тех пор брюки не считались чем-то постыдным, а наоборот, благодаря возможности экспериментировать, смогли занять достойное место в женском гардеробе.
История появления мужских брюк
Классический брючный костюм создает образ успешности, презентабельности, галантности, придает чувство уверенности в завтрашнем дне обладателю данного предмета гардероба. Однако, брюки были популярны не всегда. Прежде чем дойти до нас в современном виде, им пришлось пройти стадию эволюции.
Первые штаны, какими были они?
Первобытному человеку и вовсе не нужна была одежда, он прекрасно обходился и без нее. Утеплял тело при помощи шкур убитых животных. В жарких странах к тому времени появились предпосылки к возникновению первой одежды – племена экватора и тропиков одевали набедренные повязки, напоминающие фартуки и юбки. Жители Египта, Ассирии, Вавилона, Финикии облачались в юбки, изготовленные из хлопка или шелка.
Прогрессивный шаг в перевоплощении юбки в брюки был сделан персами. Они перетянули подолы ремнём, продетым между ног, таким образом, юбка стала удобной для езды на коне, для ходьбы. Это нововведение было позже оценено и с тех пор такая юбка – имитация коротких штанов вошла в моду. Так и появились шаровары.
12 век стал временем введения «дресс-кода». Император Византии ввел правила одежды для собственных воинов – им давалось предписание о замене юбок на брюки. Таким образом, брюки стали символом храбрости и отваги легионера, настоящего мужчины.
Мода Средневековья оказалась богатой на нововведения. В это время появилось несколько разновидностей брюк:
Шоссы. В Средневековье снискали популярность укороченные штаны, с шелковой тесьмой, к которой крепились чулки. Так появились брюки-чулки, напоминающие колготы. Облик мужчины, одетого в шоссы был схож с балетным танцором.
Это покажется парадоксальным, но в те времена правый и левый чулок шоссов должны были отличаться по цветовой гамме. По этому признаку определялся статус хозяина.
Плундры. По прошествии века появились удлиненные вариации «шорт». Они отличались своей вычурностью, шарообразностью формы, а также изготавливались из дорогостоящих тканей. Шары штанов набивались лоскутами, пером, конским волосом, а иногда – сеном. Это позволяло им на долгое время сохранить презентабельность внешнего вида. Этот наряд активно использовали контрабандисты, которые прятали в штанах несколько метров ткани. В случае, если их афера становилась заметна, они объясняли что большие плотные шаровары – это данность модным тенденциям того времени.
Ренгравы. Данная разновидность брюк изобретена гражданином Голландии, послом в Париже. Предложенная им модификация брюк напоминала удлиненные панталоны, с оборками внизу. Во времена правления королей Франции оборки украшали кружевом, лентами, рюшами. Одевались такие брюки поверх чулок. Модными ренгравы оставались не долго, в скором времени им пришлось уступить позиции прогрессивным и практичным вариантам брюк.
Кюлоты. Эта разновидность брюк напоминала укороченные штаны, которые застегивались под коленом. Носка этого изделия разрешалась мужчинам аристократических семей. Модными они стали в 16 веке и продержались в качестве широко популярного предмета гардероба на протяжении 2 столетий. Карл Х предпочитал носить замшевые кюлоты. В таких кюлотах было удобно совершать конные прогулки. Прусская армия, которая была одета в кюлоты и сюртук, состояла из мужчин, принадлежащих к низкому сословию. Это и послужило предпосылкой проникновения моды на кюлоты в народные массы.
Брюки придумали мужчины! или Из истории популярного предмета гардероба
Брюки придумали мужчины! Да-да, именно мужчины придумали такую любимую нами, женщинами часть нашего гардеробчика! А вы что думали? И ход был сделан конем. Вернее, ради коня и был сделан этот ход — когда человеку приспичило оседлать коня, ему сразу понадобилась брюки. А посему первые брюки придумали кочевники.
И в Древнем Египте, и в Месопотамии, и в Элладе, и Риме мужчины (и женщины) прекрасно обходились без брюк. Да и зачем им брюки — ходить пешком и управлять колесницей в тунике или юбке вполне комфортно, а вот попробуйте сесть верхом на лошадь голой попой. О, ощущения, непередаваемые, поверте на слово и не пытайтесь это повторить. Во избежание, так сказать 🙂
Скифы и сарматы — дикие степные кочевники, первыми в истории человечества севшие на спину лошади, были вынуждены придумать штаны. Для того чтобы не отказываться от возможности иметь наследников.
Вслед за скифами удобство верховой езды в штанах оценили и персы, и германцы и гунны. Кстати, именно гунны дали штанам самое распространённое на сегодняшний день название — «брюки».
В Древнем Риме штаны считались варварской одеждой… До тех пор, пока римляне не пошли завоёвывать северную Европу. Тогда-то легионеры и оценили всю практичность этого предмета мужского туалета. Но, опасаясь быть не понятыми и осмеянными в метрополии, легионеры носили короткие штанишки, чтобы не выглядывали из-под традиционной туники.
В 397 г. императоры Гонорий и Аркадий даже запретили ношение в Риме штанов, виновные наказывались изгнанием и конфискацией имущества. Не помогло. Брюки уверено и победоносно шествовали по всему цивилизованному миру
Тоже самое и в Китае — только с появлением собственной кавалерии китайцы перестали воротить нос от варварской одежды и с удовольствием приняли штаны в обязательный мужской гардероб. И даже женщины в Китае стали носить брюки вместо юбки, в отличие от женщин Ближнего Востока, где брюки использовались женщинами только в качестве женского белья и назывались шальварами.
В средневековой Японии широкие штаны — хакама — запрещалось носить простолюдинам — для них была дозволена только набедренная повязка. Поскольку штаны фактически являлись показателем социального статуса, то помимо самураев и придворных их носили также и прекрасные представительницы высшей аристократии.
Славяне оделись в порты уже в 11 веке. Термины «штаны» (для исподнего), появились в России во второй половине 18 века. Термин «брюки» — в Петровскую эпоху вместе с голландскими матросами и первоначально означало матросские штаны.
Брюки, как таковые, вошли в мужскую моду около середины 19 века.
В Европе очень долго порты — штаны — брюки были мужской одеждой. У женщин длинные панталоны в качестве нижней одежды появились в 16 веке, но только в начале 20 века получили всеобщее распространение. Что соответствует жизненным условиям того времени — женщины сидели дома и вышивали занавески. Мужчины охотились за добычей — в виде дичи, пойманной в лесах, и рухляди, отнятой у побеждённого противника.
Когда женщина пожелала сесть на лошадь, для неё, дабы не нарушать традиций, придумали дамское седло, в котором женщина сидела боком, и в брюках необходимость опять-таки не возникала.
И только в середине 20 века брюки появились в гардеробе женщины на законном основании.
В наше время женская мода активно эксплуатирует элементы одежды сильного пола: шляпы, галстуки, пиджаки, брюки.
20 век принес с собой массовую занятость женщин в процессе общественного труда, а также сравнительно высокие заработки молодежи. И то, и другое повлияло на моду прямо-таки революционным образом!
Работающие женщины отбросили излишние и неудобные рюши, турнюры и кринолины. Смелое уменьшение длины женских юбок до колен, отказ от корсета и короткая стрижка положили начало новому отношению к форме одежды, и в целом к гардеробу…
Молодые люди, впервые получившие возможность не зависеть материально от родителей, и имеющие желание и возможность потратить самостоятельно заработанные деньги, также способствовали созданию новых моделей одежды. И девушки активно включались в общественную жизнь, менялись их представления о жизненных ценностях, менялся их внешний вид. Мода следовала за потребителями — в моду вошли элементы утилитарной, удобной мужской одежды.
История брюк
Ученые полагают, что история брюк началась еще во времена первобытного человека и связывают это с постепенным переселением людей в более прохладные климатические условия. Это подтверждает и найденная в Альпах мумия Эци – человека, который жил в эпоху халколита.
Первыми на территории Евразии носить брюки начали кочевники. Они по достоинству оценили удобство такой одежды для верховой езды. По этой же причине большое распространение брюки получили среди скифов и персов, чуть позже их достоинства оценили германцы и гунны.
Каждая штанина в те времена считалась предметом обособленным, поэтому слово «брюки» в большинстве языков относится к существительным, которые имеют только множественное число.
Древние римляне, считая штаны атрибутом варваров, относились к ним пренебрежительно. Но пытаясь найти хоть какое-то средство, чтобы спастись от пронизывающего холода, легионеры Римской империи, участвующие в продолжительных войнах, все же начали использовать брюки. Остальное население, в итоге переняло этот обычай. Так как штаны, чаще всего, были короткими, традиционная римская одежда могла скрывать их, делая не слишком заметными.
История брюк на Руси началась в XI веке. В то время их называли портки, порты или шаровары. К концу XVIII века появилось слово «штаны», а понятие «порты» стало относиться к обозначению нижнего белья. Термин «брюки» пришел в Россию во время реформ Петра I и является прочитанным на русский манер нидерландским словом «broek», которое можно перевезти как «штаны моряка».
История женских брюк, кстати говоря, началась не в XX веке, как многие могут подумать, а намного раньше. С древних времен на Востоке брюки носили как мужчины, так и женщины. Представительницам слабого пола брюки заменяли нижнее белье, они надевали их под юбки или платья.
Жителям Древнего Китая штаны не сразу пришлись по нраву, лишь только с появлением кавалерии, брюки прижились в качестве униформы. Кстати, женщинам в Китае брюки разрешалось надевать без юбки, в отличие от стран Средней Азии и Ближнего Востока.
В Средние века в Японии брюки (хакама) могли носить лишь представители знати, придворные и самураи, простолюдины должны были ходить лишь в набедренных повязках. Исключение делалось лишь для торжественных случаев, например, свадебная церемония. Поскольку брюки позволялось носить не всем, то по их наличию всегда можно было определить, к какому социальному слою относился человек.
То, что ниже пояса. Из истории мужских брюк
В современном мире мы уже привыкли к брюкам как к естественной части не только мужского гардероба. Но так было не всегда. Мы предлагаем вам пройтись по истории мужских штанов.
Мало кто знает, что штаны в привычном виде в Европу принесли кочевники, сами европейцы при этом носили разные виды двух отдельных штанин или, проще говоря, — чулок. Отголоски степного влияния видны даже в крое русских портов. Но об этом ниже. Свое внимание мы сосредоточим в основном на материалах различных этнографических групп староверов.
Как уже было сказано, поясная одежда называлась «порты», что происходит от названий ткани — «порть» или «портно». Так могли называть, в том числе, и одежду вообще.
Другие употребляемые в народной среде названия — портки и штаны. В южнорусских губерниях узкие штаны, называвшиеся голенцами.
На Русском Севере и в старообрядческой среде — надрагами и остегнами, эти слова заимствованы из церковной лексики. Порты, носимые как нижнее белье, во многих местах назывались подштанниками, исподничками, низиками. Для широких штанов употреблялось общерусское название «шаровары» и локальное, в Оренбуржье и Сибири, — чембары(чамбары), оба слова имеют тюркское происхождение…
Более поздний тип мужской поясной набедренной одежды — брюки — появился в крестьянском быту во второй половине XIX века. Брюки были элементом городской культуры, и поэтому воспринимались в деревнях и селах как предмет щегольства. Их приобретали в городах или шили по городским образцам. Их, как и порты, обычно носили заправленными в сапоги.
Покрой портов отличался простотой: они состояли из порточин, ширинки (мотни) из двух клиньев. Верхний край портов подворачивался, образуя «кулиску» (опушку), в которую вдергивали шнурок — «гасник»/ «гашник».
Крой 1
Также существовали порты иного кроя — «с широким шагом» — сложной вставной детали между штанинами, образующей шестиугольник или ромб. Очень распространен такой крой был у алтайских староверов, а сами штаны называли «чамбарами».
Крой 2
Несимметричность составляющих мотню клиньев, обусловливающая подчас некоторую неравномерность движения ног, породила в некоторых местах Алтая такое шутливое название портов, как «косожопки». Иногда встречаются и порты для детей, в которых отсутствует одна из деталей, чтобы ребенок мог ходить в туалет, не снимая портов.
Шаровары по крою схожи с чамбарами, различаются лишь тем, что мотня пришивается почти у конца штанины, увеличивая, таким образом, объем в несколько раз.
Шаровары и Чамбары
К началу XX века порты стали шить на пояске с пуговицей, наподобие городских брюк. Это связано и с модой, и с тем, что мастерство швей выросло. Для изготовления рабочих (а иногда и повседневных) портов использовали белый холст, штанную пестрядь с продольными полосками — «полосушку», которая становится основной тканью для портов начиная с середины XIX века; льняную или шелковую ткань особого плетения, похожей на восточную — «кежовину». Они были распространены на Урале и в Сибири в качестве праздничных, а назывались «киковыми», «абровыми», «икатные», «кежовые» штаны.
Кежовые порты, фонды Каменск-Уральского Краеведческого музея. КУКМ
В начале XIX века порты из холста или пестряди носили купцы и мещане, заводские и сельские жители. Преимущественно, они были светлых оттенков, поскольку технологии домашнего окрашивания в эту эпоху были плохо развиты. С появлением штанов, сшитых из фабричных тканей, холщовые порты сохраняются в качестве рабочей одежды. В некоторых районах Свердловской области и в начале XX века кежовые штаны употребляются как праздничная одежда. Праздничные кежовые порты могли украшаться вышивкой по краю кармана. Довольно часто порты из обычной полосушки украшены вышитым или отстроченным «клапаном» — карманом.
Вышитые карманы. Алапаевский район Свердловской области
Вышитые карманы. Алапаевский район Свердловской области
Вышитые карманы. Алапаевский район Свердловской области
Зимние штаны — «сермяжники», «суконники» шили из домашнего пониточного сукна. Упоминаются также «стеженки» — стеганые штаны и штаны, сшитые из телячьих шкур. Нижние штаны — нижники, исподники — шили из неокрашенного холста, идентичными по крою верхним штанам — портам.
Во второй половине XIX века в употребление входят шаровары (плисовики) — более широкие штаны, сшитые из плиса (хлопчатобумажного бархата).
Плисовые шаровары на приискателе Енисейской губернии
Шаровары считались праздничной одеждой. Как особо модные, плисовые шаровары и штаны (сшитые по крою, приближенному классическим брюкам) зафиксированы во многих районах Урала.
Плисовые штаны, с. Н. Катарач Талицкого района Свердловской области
«Плисовые штаны» даже входят в местный фольклор. У Алтайских староверов встречаются и вышитые праздничные чамбары.
Вышитые чамбары Алтайских староверов
Они украшены разноцветной вышивкой в технике тамбур. Встречаются и варианты аппликативного орнамента. Такие чамбары нередко носили на выпуск, поверх голенища сапога.
По обычаю казаков-некрасовцев первые шаровары молодому человеку шьет мать тогда, когда он начинает «бурлачить», то есть ухаживать за девушками, отличительной особенностью является использование декоративных швов.
Некрасовцы
Некрасовцы 1
В южнорусских губерниях, в Прикамье как праздничные широко бытовали порты из синей ткани «крашенины» с белым рисунком разнообразных вариантов.
Варианты набойки портов. Смоленский музей, работы Мариониллы Саламатовой
Варианты набойки портов. Смоленский музей, работы Мариониллы Саламатовой
В некоторых локальных традициях праздничные (особенно свадебные) порты шили из полотна и шелка красных оттенков. В фондах РЭМ хранятся такие штаны из Пермской губернии, Ставропольского края и Области Уральского казачьего войска.
Режевские порты
Режевские порты с карманом
Особым, по сравнению с включением в повседневный или праздничный крестьянский костюм, было надевание промысловых штанов чембар в Оренбуржье, Приуралье, Сибири. Чембары, очень широкие порты на гашнике, изготавливали обычно из некрашеного толстого холста грубой выделки, сукна, кожи. Способ их ношения, который назывался «причамбариться» или «подшаровариться», заключался в том, что полы длинной верхней одежды — тулупа или стеганного на вате халата — закладывались внутрь штанов. Это обеспечивало, прежде всего, тепло, а также удобство при ходьбе, верховой езде, работе.
Уральский казак. Гравюра
Нельзя не упомянуть и об использовании мужской поясной одежды женщинами. Во-первых, у донских и кавказских казаков «шароварцы» входили в женский комплекс одежды, повторяя, вместе с заимствованиями и моду местных народов.
У староверов Алтая и Бухтармы женщины использовали чамбары в качестве рабочей одежды. Туда заправляли сарафан. Объяснялось это необходимостью защиты ног во время работы. К тому же, необходимость частой верховой езды сделала чамбары ездовой деталью одежды для женщин.
Бухтарминские староверы верхом
Исследователь Н. П. Гринкова считает, что штаны вошли в комплекс староверок от местных народов, а исчезновение штанов из состава женской одежды связывает с изменением покроя сарафана («полукруглый» и «круглый» сарафаны имели ширину по всему подолу около 4–5 м, что позволяло в седле не подбирать сарафан вовсе: он не стеснял движения и полностью закрывал подол рубахи и ноги женщины). Кроме того, в обиход старообрядок вошли нижние юбки, которые в некоторой степени заменили штаны.