в каком веке появились армяне
От кого произошли армяне
Самый многочисленный народ Кавказа, живущий на всех континентах и почти во всех странах мира, имеет удивительную историю происхождения.
Типичные, в понимании обывателя, представители Кавказа, вовсе таковыми и не являлись и происходят совсем из других мест!
Что пишут древние историки об армянах?
Бой армян и греков
Немало экзотических версий существует и сегодня:
Научные данные о происхождении армян
Расселение индоевропейцев-катакомбников (тохары, армяно-греки, кельто-италики)
Еще в 19 веке стало очевидно, что армянский язык происходит от индоевропейских языков, он сильно искажен, смешан с кавказскими, но база его явно индоевропейская.
Возникла гипотеза о миграции индоевропейцев в Армении, смешиванию с аборигенным населением и затем растворение их в субстрате.
В 30-е годы ХХ века, были обнаружены хеттские надписи о некоем царстве «Хайаса» у озера Ван, которое отождествляется с первым армянским царством, найдены монеты этого царства, что позволило некоторым ученым отрицать концепцию миграции индоевропейцев, язык объяснять банальным сопадением с индоевропейскими и сделать армян древним и автохтонным населением региона.
Несмотря на ликование, с которым эти находки были встречены с среде армянских патриотов, оказалось, что монеты датированы поздним средневековьем, а надписи умышленно читали неправильно.
Явные несостыковки и твердые выводы лингвистов об индоевропейской природе армянских языков, положили конец этим инсинуациям и миграционная гипотеза стала основной.
Первые сведения об Армении есть у Ассирии, Персии и даже в Шумере!
Данные лингвистики
Армянская семья начала ХХ века
Фригийцы и армяне говорят на одном языке. Евдокс Книдский
Мнение антропологов
Антропологические типы армян
Данные генетики
Гаплотипы армянского народа
От кого же произошли армяне?
Армяне в народных костюмах Получается, что на рубеже бронзового и железного века, вместе с «народами моря» на Ближний Восток хлынула волна индоевропейских завоевателей, среди которых была и восточная ветвь катакомбной культуры.
Эти родичи греков и фригийцев поселились на Армянском нагорье, постоянно смешиваясь с местными племенами.
Они пришли с Балкан, с запада, вместе с фригийцами и длительно входили в орбиту влияния государства Урарту.
Столетия за столетиями, они все менее отличались от кавказских популяций и постепенно стали типичными представителями Кавказа.
И лишь язык и гаплотипы показывают, что праотцами армян были все те же скотоводы Русской равнины времен бронзового века!
История Армении (с фильмом)
А рмения, являясь одной из колыбелей цивилизации, с древних времен находилась в центре контактов и взаимодействия между европейскими и восточными цивилизациями. Армянский народ, контактируя с соседними цивилизациями, сохранил и развил свою уникальную культуру, национальную самобытность и сущность. Благодаря этому армяне сквозь тысячелетия достигли нынешнего этапа истории человечества.
История армянского народа охватывает пять тысяч лет. Содержательным стержнем армянской истории являлась история армянской государственности, которая тесно связана с теми же цивилизационными проблемами.
В хронологическом аспекте история Армении делится на несколько эпох:
Древнейший период — с древних времен до падения Ванского царства (до VI века до нашей эры)
Древний период — от создания царства Ервандидов до провозглашения христианства государственной религией (VI до н.э. — IV вв. н.э.)
Средневековье – от провозглашения христианства государственной религии до подъема армянского национально-освободительного движения (с IV века до XVII века). Согласно армянской историографии, средневековье делится на три этапа: раннее средневековье (IV — IX вв.), развитое средневековье (с середины IX в. до конца XIV в.). позднее средневековье (XVв. — середина XVII веков).
Новый период начинается с армянского освободительного движения и длится до провозглашения Республики Армении (с XVII века до 1918 года)
Новейший период включает историю республики в Армении, а также историю НКР (с 1918 года до наших дней).
Дальнейшее развитие земледельческой культуры, падение родоплеменного строя, укрепление власти военных старейшин, формирование городской жизни в III тысячелетии до н.э. приводят к образованию первых государственных образований на Армянском нагорье. На основе единого индоевропейского пранарода возникают новые этнические группы, говорящие на армянском языке и ставшие базой для формирования государственных образований, которые, объединившись под внешними угрозами, привели к формированию первого общеармянского государства на Армянском нагорье — Ванского или Араратского царства (Урарту). Весь этот процесс подтверждается археологическими, лингвистическими, этнографическими, фольклорными, клинописными, антропологическими и другими источниками. За время существования Урартского царства (IX-VII вв. до н.э.) в Армении формируется одна из важнейших цивилизаций Древнего мира государственного уровня, ставшая впоследствии основой последующих древних армянских царств Айказун-Ервандидов, Арташесидов и Аршакидов.
Мужественно защищая родину в древние времена и средневековые, сохраняя национальные ценности и создавая новые, армянский народ продолжил цивилизационный путь становления под руководством и покровительством царских и княжеских домов, а также Армянской апостольской церкви.
На протяжении веков армянский народ противостоял внешним угрозам не только военной силой, но также духовными и культурными ценностям, первым приняв христианство государственной религией (301г.) и созданием Маштоцкого алфавита (405г.). После падения династии Аршакуни в Великой Армении (428г.) носителем государственности стала система нахарарств (княжеские дома).
В течение нескольких столетий армянский народ вел неравную борьбу против иностранных захватчиков. Эта борьба увенчалась восстановлением государственности в 885 году под властью династии Багратидов. Однако целостность армянского государства длилось недолго, и оно, распавшись на несколько крупных феодальных владений, постепенно было завоёвано Византией. После 20-летней борьбы династия Багратуни в 1045 году пала.
Армянскому народу удалось восстановить свою государственность за пределами Армянского нагорья, в Киликии (1080-1375). Коронацией великого князя из рода Рубенянов Левона II в 1198 году Киликийская Армения стала царством. Между Киликийской Арменией и странами Западной Европы установились военно-экономические связи, благодаря которым Киликия приняла институт рыцарства, познакомился с новыми стилями одежды, французскими словами и титулами. В то же время в общественной системе укоренились феодальные отношения. В свою очередь крестоносцы также переняли многое от армян, в частности — строительство башен и некоторые элементы церковного зодчества. У Киликийской Армении была сильная экономика, о чем свидетельствует один из величайших портов того времени — Аяс, через который совершал свое путешествие Марко Поло.
Начиная с XI века, Армения подвергается продолжительным нашествиям и разрушениям различных кочевых племен (сельджуков, монголов, туркмен). Для страны стало судьбоносной борьба между Османской и Сефевидской империями в XVI-XVII веках.
Новая эра истории привела армянский народ с середины XVII века к усилению освободительной борьбы против иностранного ига, во главе которого встала Армянская Апостольская Церковь. Новый этап освободительного движения начинается в начале XVIII века, когда национальный деятель Исраэль Ори связал идею восстановления армянской государственности с Россией.
Центрами борьбы против иностранного господства являются меликства и сгнахи Сюника и Арцаха, несущие в себе многие черты армянской государственности. Их последующее укрепление в 1720-1740-х гг. приводит к восстановлению армянской государственности и международному признанию на определенный период в этой части Армении.
В конце XVIII века армянские общественные деятели продолжили развивать идею по восстановлению армянской государственности с помощью России. Программа представителя армянского просвещения и освободительной. идеологии Шаамира Шаамиряна, проживающего в Индии, предлагала прогрессивное для своего времени устройство Армении после восстановления государственности – республику с конституцией.
В начале XIX века Россия начала осуществлять свою экспансионистскую политику в Закавказье. Армянский народ связывает освобождение от турецко-персидского ига с Россией, оказывая всестороннюю поддержку российским войскам в войне в Османской империей и Ираном. Однако после присоединения Восточной Армении к России, царский двор отказывается от программ по освобождению Армении.
В отличие от восточных армян, которые получают определенные гарантии для жизни в условиях российского господства, западные армяне продолжают подвергаться в Османской империи национальному, религиозному и социальному преследованию. В последней четверти XIX века центральной осью армянской общественно-политической жизни становится поднятый в 1878 году на дипломатических площадках Сан-Стефано и Берлина и подписанных договорах вопрос проведения реформ в областях Османской империи с преимущественно армянским населением, который в международной дипломатии получает название «Армянский вопрос».
Армянская общественность, воспринимая «Армянский вопрос» как основу для освобождения Западной Армении из-под османского ига, постепенно направляет весь свой потенциал на его реализацию. Формируются освободительные объединения и национальные партии, расцветает армянское освободительное движение. Интернационализация «Армянского вопроса» оказывает свое благотворное влияние на разносторонний и беспрецедентный подъем армянской культуры в конце XIX века.
Однако власти Османской империи предпочитают собственное и уникальное решение «Армянского вопроса» — геноцид армянского населения. Программу по уничтожению всех армян империи, начатую султаном Абдулом Гамидом II, в 1908 году продолжает пришедшая к власти партия «Единение и прогресс» младотурков. Во годы Первой мировой войны, установив в стране националистический экстремистский режим, они проводят чудовищную политику уничтожения и депортации армян. Только в течение нескольких месяцев 1915 года было уничтожено основное коренное население Западной Армении – порядка 1,5 млн. человек, уничтожено все культурно-историческое наследие армянского народа.
Во время ужасных годов Геноцида армянский народ продолжает свою упорную борьбу против турецкого ига. Армянские мужчины героически сражаются против османских армий в добровольческих отрядах, спасая женщин и детей от произвола турецких властей и натравливаемых ими курдских банд, освобождая группы депортируемых. Благодаря самообороне, организованной в ряде районов Западной Армении (Ван, Сасан-Муш, Шапин, Карахисар, Урфа) и Киликии (Сутия, Хаген и в других местах), многие армяне были спасены от резни.
В возникших после революции в России сложных геополитических условиях в 1918 году перед лицом уничтожения оказалось также население Восточной Армении. Воспользовавшись исходом русских войск с Кавказского фронта, турецкая армия начинает широкомасштабное вторжение в Закавказье, которое сопровождается массовым уничтожением армянского населения. Благодаря нечеловеческим усилиям и общенационального единения армянскому народу удалось избежать последних аккордов продолжающегося геноцида и, организовав серьезное сопротивление движению превосходящих многократно турецких войск, остановить их в мае и разбить.
Сражения у селений Сардарапат и Баш-Апаран стали не только эпизодами героической обороны и пресечения геноцида, но и восстановления армянская государственности формированием Республики Армения.
В новейшую эпоху армянский народ вступает с восстановленной государственностью. Первая страница новейшего периода истории Армении была открыта в мае 1918 года славными победами армянского народа против турецких войск в Восточной Армении. На базе провозглашенной в 1918 году республики, в 1920-1921 годах сформировалась Советская Социалистическая Республика Армения.
В первые годы его существования, особенно до вступления в 1922 года в состав Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики (ЗСФСР), а затем — Союз Советских Социалистических Республик, Армения сохраняет свой суверенитет и некоторые функции суверенного государства. Независимо от того, насколько политическая система Советской Армении отличалась от республики 1918-1920-го года, (отсутствие возможности осуществлять независимую политику, реализации демократических ценностей), она являлась проявлением государственности и обеспечивала гарантии национальной идентичности армянского народа, его безопасности, экономического и культурного развития.
В 1920-х и 30-х годах как во всем Советском Союзе, в Армении также создалась однопартийный, диктаторский режим. Многочисленные невинные армяне становятся жертвами репрессий сталинского периода. Они особенно усилились в 1930-х годах, когда руководство СССР отказалось от новой экономической политики, в значительной степени способствовавшей оживлению экономики, и перешла к индустриализации и насильственной коллективизации сельского хозяйства.
Тем не менее, в составе Советском Союзе Армения добилась серьезных достижений: создаются десятки крупных промышленных предприятий, сделав страну из аграрной в промышленную, определенный прорыв переживает культурная жизнь, в 1920-х годах репатриировали тысячи армян из диаспоры. В 1936 после роспуска ЗСФСР, Армянская ССР непосредственно вступает в состав СССР.
Армянский народ принимает активное участие во Второй мировой войне. Более полумиллиона армян борются с фашизмом на разных фронтах, и более ста армян были удостоены звания Героя Советского Союза. Из шести армянских национальных войск, проходя славный путь, столицы Германии Берлина достигает 89-я Таманская дивизия.
В ночь на 14 июня 1949 года в Закавказье одновременно арестовали десятки тысяч армян, причем брали не отдельных «врагов народа», а семьями, включая детей и стариков. Большая их часть (3837 семей или более 15700 человек) была переселена в Алтайский край и другие регионы Восточной Сибири.
После смерти Сталина и «разоблачения культа личности» общественно-политическая жизнь в Армении активизируется. По случаю 50-летия Геноцида армян в 1965 году начинается армянское пробуждение, укрепляются связи между Арменией и диаспорой, новые стимулы обретает экономическая и культурная жизнь страны. Однако этот процесс не только остановился в 1980-х годах, но и погрузился в глубокий застой. В Армении формируется национальное диссидентское движение, целью которого является признание Советским Союзом Геноцида армян, реализация в Армении европейских конвенций по правам человека, а в месте с тем и восстановление независимости.
В ночь на 14 июня 1949 года в Закавказье одновременно арестовали десятки тысяч армян, причем брали не отдельных «врагов народа», а семьями, включая детей и стариков. Большая их часть (3837 семей или более 15700 человек) была переселена в Алтайский край и другие регионы Восточной Сибири.
После смерти Сталина и «разоблачения культа личности» общественно-политическая жизнь в Армении активизируется. По случаю 50-летия Геноцида армян в 1965 году начинается армянское пробуждение, укрепляются связи между Арменией и диаспорой, новые стимулы обретает экономическая и культурная жизнь страны. Однако этот процесс не только остановился в 1980-х годах, но и погрузился в глубокий застой. В Армении формируется национальное диссидентское движение, целью которого является признание Советским Союзом Геноцида армян, реализация в Армении европейских конвенций по правам человека, а в месте с тем и восстановление независимости.
В условиях открытости и гласности объявленной в 1985 году политики «Перестройки», в Советском Союзе поднимают голову десятилетиями скрытие национальные вопросы, которые становятся одним из ключевых причин распада СССР.
Начавшееся в 1988 году мощное движение в Нагорном Карабахе (Арцах) за выход из состава Азербайджанской ССР и вхождения в состав Армянской ССР проводит к погромам армянского населения в Сумгаите, что дает толчок для начала межэтнического противостояния, нерешенного по сей день. На почве борьбы за право обеспечения безопасности армянского населения в Армении новые обороты обретает движение за независимость. 23 августа парламент Армянской ССР декларирует о независимости, а референдум 21 сентября 1991 года официально закрепляет статус независимого государства.
2 сентября 1991 года формируется Нагорно-Карабахская Республика, независимость которой закрепляется референдумом 10 декабря 1991 года, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана. Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над самим Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами. С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома. Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.
В каком веке появились армяне
Впервые теория о связи современных армян с жителями древнего государства Урарту появились в XIX веке, когда историки обнаружили на Армянском нагорье следы древней цивилизации. Полемика по этому вопросу ведется в научных и околонаучных кругах по сей день.
Однако Урарту как государство пришло к закату уже в VI веке до нашей эры, в это время этногенез армян только находился в завершающей стадии развития. Ещё в V веке до нашей эры население Армянского нагорья было неоднородным и состояло из остатков урартов, протоармян, хурритов, семитов, хеттов и лувийцев. Современные ученые признают, что генетический компонент урартов присутствует в генетическом коде армян, но не больше, чем генетический компонент тех же хурритов и лувийцев, не говоря о протоармянах. О связи армян с урартами могут свидетельстовать заимствования, взятые армянским языком из урартских и хурритских диалектов. Также можно признать, что испытали армяне и культурное влияние некогда могущественного древнего государства.
«Греческая версия» этногенеза армян возводит этот народ к Арменосу Фессальскому, одному из участников экспедиции аргонавтов. Свое имя этот легендарный прародитель получил по названию греческого города Арменинона. После путешествия с Ясоном он обосновался на территории будущей Армении. Эта легенда известна нам благодаря греческому историку Страбону, который писал, в свою очередь, что узнал её из записей военачальников Александра Македонского.
По всей видимости, учитывая отсутствие более ранних источников, именно в годы походов «царя мира» это предание и возникло. В принципе, это не удивительно. В то время была даже распространена версия о греческом происхождении персов и мидийцев.
Происхождение армянского народа
Армянский народ образовался в конце II — начале I тыс. до н. э. на Армянском нагорье в результате постепенного слияния проживавших на нём издревле племен и их союзов, а также некоторых других племён, осевших здесь в конце II тыс. до н. э. В течение длительного исторического процесса этногенеза одни из этих племён передали армянскому народу больше свой физический облик, другие — в основном традиции своей материальной или духовной культуры, третьи — преимущественно свой язык, который затем вобрал в себя многое из лексического богатства других племён — участников этого процесса.
Особенно важен вклад хуррито‐урартских племён, как наиболее многочисленного и широко распространённого этнического элемента нагорья, который именно благодаря этому составил физическую основу находившегося в процессе становления народа. Сюда следует причислить исконное население бассейна озера Ван — урартские племена, далее, близко родственные им племена хурритов, проживавших в долинах Арацани и верховьев
Тигра, хурритские или близкие к ним племена долины Аракса и верховьев Куры, образовавшие крупные племенные союзы Этиуни и Диаухи, и другие менее значительные племена или их объединения этого же географического ареала. Важен вклад также и хеттолувийских племён, населявших страны, расположенные в долине Верхнего Евфрата — Куммух, Ишува, Сухме и другие. От племенного союза Хайаса, помимо прочего, армянский народ унаследовал и своё самоназвание «хай».
Наряду с этими этническими элементами в образовании армянского народа приняли участие также индоевропейские племена арменов, давшие народу его второе имя «армяне», которым называют его другие народы. В период известных переселений «народов моря» (XIII – XII вв. до н. э.) армены проникли в Малую Азию вместе с родственными им фрако‐фригийскими племенами из Балкан. (Впрочем, в последние годы высказано мнение, что прародина индоевропейцев находилась именно в восточной части Малой Азии).
Затем они продвинулись дальше на Армянское нагорье. Обо всём этом говорят сообщения ряда древнегреческих авторов, начиная с «отца истории» Геродота (V в. до н. э.). Ассирийские клинописные надписи называют часть этих протоармян уруме (по их наименованию), другую часть — мушку (по одному из названий родственных им фригийцев). В 1115 г. до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар I впервые столкнулся с племенами мушку, войска которых — 20 тыс. бойцов — под водительством пяти вождей из занятых ими за 50 лет до этого юго‐западных областей Армянского нагорья вторглись в Ассирийскую державу. В следующем году войска этого царя сражались уже с воинами племён уруме, утвердившихся в этих же областях.
Таким образом, здесь, на территории, тянувшейся от западной излучины Евфрата на восток по долинам Арацани и Тигра, где уже раньше жили хурритские и хетто‐лувийские предки армян, с XII в. до н. э. начинается постепенный процесс этнической консолидации и слияния всех названных племён.
Заметим, что часть страны, где начался процесс образования армянского народа, ассирийцы по названию племён уруме переименовывают в Уруме, а урарты, соприкасавшиеся с этими племенами несколько позднее, называют её Урме.
Урартское государство почти со времени своего возникновения сталкивалось со страной Урме. Минуа возвещает о победе над ней, Аргишти I заявляет о том же, Сардури II сообщает об овладении страной, разрушении населённых пунктов, угоне населения. Очевидно, что страна упорно сопротивлялась урартским нашествиям и, несмотря ни на что, выживала.
Распространение армяноязычного этнического элемента по отдельным областям территории Урарту началось ещё в VIII в. до н. э., в период расцвета этого государства. К этому вела политика переселения жителей завоёванных или подвергавшихся нашествию стран в различные районы государства. Так, Аргишти I, как уже отмечалось, поселил в новооснованном городе‐крепости Эребуни 6600 воинов, вероятно армяноязычных, вывезенных из стран Хате и Цупа. 10 тысяч жителей Урме были переселены Сардури II из завоёванной страны в район Вана и т. п.
В труде армянского историка V в. н. э. Мовсеса Хоренаци (Моисея Хоренского) сохранились важные сведения о событиях конца VII в. до н. э. Из клинописных и других источников известно, что в этот период Мидия и Вавилония выступали в тесном союзе против Ассирии. В 614 г. мидяне овладели одним из важнейших центров Ассирии — городом Ашшуром, а в 612 г. совместными усилиями союзников была взята и предана огню ассирийская столица Ниневия. В течение нескольких лет Ассирия была окончательно разгромлена и перестала существовать как государство. По преданию, сохранившемуся в труде Мовсеса Хоренаци, участниками этих событий были и армяне, руководимые своим вождём Паруйром. Они помогли мидянам справиться с Ассирией, за что Паруйр был увенчан короной и стал первым армянским царём. Это предание, несомненно, имеет историческую подоплёку.
В период падения Ассирии (конец VII века до н. э.) об Урарту, как об активной силе, уже ничего не слышно. Это и понятно, ибо урартское государство к этому времени утратило былое могущество, распалось и находилось накануне гибели. Вместо урартов действуют армяне, которые вышли из своей колыбели и превратились в могучую силу. Происходит заключительный этап образования армянского народа — интенсивное распространение армянского этноязыкового элемента по всему нагорью.
Распространение армянского этноязыкового элемента по нагорью внешне напоминает распространение урартов, имевшее место на этой же территории примерно двумя столетиями ранее. Однако тогда, в случае с урартами, результатом было лишь объединение территорий военной силой, в процессе чего население их не слилось в единый народ, а возникло лишь военно‐политическое государственное образование, этнически весьма пёстрое. Теперь же, наряду с неизбежным военным фактором, действовал ещё более сильный народообразующий фактор — стремление населения обширной территории к объединению и консолидации. Предпосылкой возникновения этого фактора были, с одной стороны, цивилизующая сила урартского владычества, подвинувшая население по пути экономического и культурного прогресса, а с другой, — и в ещё большей мере, — внутреннее развитие и созревание племён, приводившее к необходимости наладить тесные взаимные связи. В этих условиях наличие и активное распространение армяноязычного цементирующего элемента дало новый эффект: произошло не объединение, а слияние племён и народностей, при возобладании языка армянского, в единый народ. Разноязычное население нагорья, в том числе и сами урарты, постепенно привыкает к армянскому языку как к средству межплеменного общения, одновременно обогащая этот язык своей лексикой, а затем переходит к употреблению только этого языка, который тем самым превращается в общенародный язык качественно новой единицы — армянского народа, образовавшегося из многих этнических компонентов.
На этой основе складывается уже не государство древневосточного типа, этнически пёстрое и удерживаемое лишь военной силой, а государство нового типа, основанное на идущих к сближению и слиянию этнических элементах и оказавшееся несравненно более жизненным.
Нерсисян М.Г. История армянского народа, Ереван, 1980