в каком веке появилась скрипка
История скрипки
На сегодняшний день скрипка ассоциируется с классической музыкой. Утонченный, изысканный вид этого инструмента создает ощущение богемности. Но всегда ли скрипка была таковой? Об этом поведает история скрипки – её путь от простого народного инструмента до искусного изделия. Изготовление скрипки хранилось в секрете и передавалось лично от мастера ученику. Лиричный музыкальный инструмент скрипка сегодня не случайно играет ведущую роль в оркестре.
Когда появилась скрипка
Первые упоминания о скрипке датируются началом 16 веком, в Италии. Хотя не сохранилось ни одного инструмента тех лет, ученые делают свои суждения по картинам и текстам того времени. Очевидно, что скрипка произошла от других смычковых инструментов. Историки связывают её появление с такими инструментами как греческая лира, испанская фидель, арабский ребаб, британская кротта и даже русской честырехструнной смычковой жигой. Позже, к середине 16 века сложился окончательный образ скрипки, дошедший до наших дней.
Страна происхождения скрипки – Италия. Именно здесь она получила свой изящный облик и нежный звук. Знаменитый скрипичный мастер, Гаспаро де Сало, поднял искусство изготовления скрипок на очень высокий уровень. Именно он придал скрипке тот внешний вид, что мы знаем сейчас. Изделия его мастерской высоко ценились среди знати и были очень востребованы при музыкальных дворах.
Гаспаро и Амати считают основоположниками скрипичного мастерства. Некоторые изделия этих знаменитых мастеров дожили до наших дней.
История создания скрипки
На первых порах скрипка считалась простонародным инструментом – на ней играли бродячие музыканты в кабаках и придорожных трактирах. Скрипка была народной версией изысканной виолы, которая изготавливалась из лучших материалов и стоила огромных денег. В какой-то момент этим народным инструментом стала интересоваться знать, и она получила распространение среди культурных слоев населения.
Так, в 1560 году французский король Чальз IX заказал 24 скрипки у местных мастеров. К слову, один из этих 24 инструментов сохранился до наших дней, и считается одним из самых старых на Земле.
Самыми знаменитыми скрипичными мастерами, о которых помнят сегодня, являются Страдивари и Гварнери.
При сравнении скрипок Гварнери и Страдивари отмечают, что звук инструментов Гварнери ближе по тембру к меццо-сопрано, а Страдивари – к сопрано.
Музыкальный инструмент скрипка
Звучание скрипки мелодичное и душевное. Исследование истории скрипки нам показывает, как она превратилась из аккомпанирующего инструмента в солирующий. Скрипка – струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Звук скрипки часто сравнивают с человеческим голосом, такое сильное эмоциональное воздействие она имеет на слушателей.
Первое сольное скрипичное произведение «Romanescaperviolinosolo е basso» написал Бьяджо Марина в 1620 году. Примерно в это время начался расцвет скрипки – она получила всеобщее признание, стала одним из основных инструментов в оркестрах. Основателем художественной игры на скрипке считается Арканджело Корелли.
История скрипки
Происхождение скрипки
Современный, знакомый для всех вид, скрипка обрела в начале XVI века. Своим появлением она обязана множеству этнических инструментов, каждый из которых оказал на нее некоторое влияние. История смычковых насчитывает более двух тысяч лет. О том, где зародился этот инструмент, ученые не пришли к единому выводу и сейчас. Высказываются предположения, что смычковые появились впервые в Индии, а затем распространились в арабских странах.
Эволюция музыкальных инструментов породила большое количество разнообразных смычковых. Предшественниками виолы и, соответственно, скрипки можно считать двое из них: испанскую фидель, а также пришедший с востока ребек.
У ребека было три струны и округлый, грушевидный корпус. В Западную Европу ребек попал из Азии, где получил широкое распространение в X-XII веке. Популярность ребека завоевала ему место и на ярмарках, и во дворцах, и в церкви.
Фидель – смычковый инструмент (в форме гитары) известный в Западной Европе с IX века. В X-XV веках он широко использовался менестрелями. Эти инструменты и стали предшественниками виолы, которая постоянно упоминается в балладах и поэмах средних веков. Играли на виоле стоя. Инструмент удерживали на коленях, позднее – на плечах. Этот вид игры способствовал появлению скрипки. Виола стала популярна в разных слоях общества. Хотя, с появлением скрипки, она стала считаться инструментом привилегированных сословий. Скрипка же, стала инструментом простонародья.
Современная скрипка
Теперь уже трудно понять, когда произошло окончательное формирование инструмента, который сейчас называют «скрипкой». Однако можно с уверенностью заявить, что талант великих мастеров Италии семнадцатого века довел строение этого музыкального инструмента до совершенства. Добившись идеальной формы, выполненной из лучших материалов, они достигли глубокого, нежного, многогранного звучания. Навсегда оставшиеся в истории, знаменитые мастера Николо Амати, и его ученики Джузеппе Гварнери и Антонио Страдивари создали инструмент, способный передать всю полноту человеческих чувств.
В это период скрипка начинает лидировать в оркестре. Она получает сольные партии. Появляются произведения, созданные специально для скрипки, и мастера виртуозной игры. Широкий диапазон и уникальный звук стали источником написания множества непревзойденных музыкальных шедевров. Величайшие композиторы создавали произведения, солирующая роль в которых отводилась скрипке. Появились превосходные школы скрипичной игры. Благодаря виртуозной игре великих скрипачей, скрипка заняла свое место в мире музыке.
Развитие музыки не стоит на месте. С возникновением новых направлений и стилей, часть музыкальных инструментов оказалась менее востребованной. Но не скрипка. Скрипка не стала принадлежностью только классической музыки. Ее прекрасное звучание украсило кантри, джаз и рок-н-ролл. Многие музыканты от поп-звезд, до исполнителей рока используют для создания своих композиций этот великолепный инструмент.
История этого волшебного инструмента насчитывает более пятисот лет. На протяжении всех этих столетий неповторимый, живой «голос» скрипки завоевывал сердца людей. Несомненно, и дальше звучание этого прекрасного инструмента продолжит радовать благодарных слушателей.
В каком веке появилась скрипка
Скорая музыкальная помощь | Классическая музыка запись закреплена
Происхождение скрипки окутано тайной. Прошло несколько столетий прежде чем инструмент обрел тот вид, который мы знаем сегодня. О том, где и когда зародился этот инструмент, ученые не пришли к единому выводу и сейчас. По некоторым данным, родиной смычковых инструментов считается Индия. Кто-то предполагает, что Китай и Персия. Множество версий основаны на так называемых «голых фактах» из литературы, живописи, скульптуры, или на ранних документах, подтверждающих происхождение скрипки в таком-то году, в таком-то городе. Из других же источников следует, что за много веков до появления скрипки как таковой, почти у каждого культурного этноса уже существовали подобные смычковые инструменты и поэтому искать корни происхождения скрипки в отдельных частях света нецелесообразно. Эволюция музыкальных инструментов породила большое количество разнообразных смычковых. Давайте проследим этапы этой эволюции и познакомимся с предшественниками скрипки.
РЕБАБ
Реба́б — струнный смычковый инструмент арабского происхождения, с почти круглым корпусом и круглым небольшим отверстием для резонанса на деке. Имеет звучание сказочной восточной мелодии.
Документальное подтверждение существования инструмента в виде фресок и картин существует с середины XII в. н.э. Является прародителем средневекового европейского ребека, грушевидная разновидность которого была завезена из Византии в IX в. как лира, и получила широкое распространение на территории Испании.
Историки музыковеды считают, что возраст арабского щипкового инструмента более 1500 лет. Большое распространение имеет в Ираке, Иране, Египте, Тунисе и на территории Индии.
РЕБЕК
Ребе́к — старинный смычковый струнный инструмент, повлиявший на формирование инструментов всего скрипичного семейства. Его корпус грушеобразный, без резких изгибов. Для его изготовления используют цельный кусок дерева. Сверху гриф увенчан оригинальным завитком – улиткой, а нижняя его часть одновременно играет роль второго слоя верхней деки. В первом слое деки находятся два резонаторных отверстия. В Европе с XII по XIV века был распространен 3-струнный ребек, но встречались и 2-струнные.
Звук инструмента сильный и резкий, диапазон включает до двух октав, что позволяет музыканту импровизировать во время выступления. Возможно, поэтому ребек был очень популярен в народе. Еще одним «удобством» инструмента была компактность: его длина не превышает 60 см. Во время игры ребек удерживали рукой, одновременно прижимая щекой, как скрипку.
Предполагают, что инструмент пришел в Европу со Среднего Востока. Возможно, он был принесен «маврами» во время завоевания Испании. Пик популярности приходится на средние века и эпоху Возрождения, когда на ребеке стали играть не только бродячие циркачи, но и придворные менестрели, и церковные музыканты. Но, начиная с XV века, ребек снова становится народным, а в XVIII веке и вовсе исчезает из обихода европейцев.
ГИТАРООБРАЗНЫЙ ФИДЕЛЬ
Фидель и ребек ещё совсем не походили на элегантную скрипку, эти коротенькие толстячки с толстой шейкой и пузатеньким корпусом. Фидель был грушевидной, лопатоообразной или овальной формы, длиной около 50 см., имел исключительное многообразие форм корпуса и количества струн. Классическая разновидность фиделя имела гитарообразный корпус, два резонансных отверстия в форме скобок, безладовый гриф, дощатую головку с прямыми, перпендикулярными к ней колками, пять струн, настроенных по квартам и квинтам.
СМЫЧКОВАЯ ЛИРА
Смычковая лира – струнный инструмент, возникший в Италии в 16-17 вв. По виду (углами корпуса, выпуклой нижней декой, головкой в форме завитка) несколько напоминает скрипку. Существовали лира да браччо (сопрано), лироне да браччо (альт), лира да гамба (баритон), лироне перфетта (бас). Лиры и лироне да браччо имели по 5 игровых струн (и одну или две бурдонных), лира да гамба (называемая также лироне, лира имперфетта) – 9-13, лироне перфетта (др. назв. – арчивиолята лира, лира перфетта) – до 10-14.
Смычковая лира наиболее близка по внешнему строению к скрипке, да и по времени возникновения они совпадают (примерно XVI век). История Скрипки Лира имеет скрипичный по форме корпус, на котором со временем появляются углы. Позднее формируется выпуклое дно и резонаторные отверстия в виде эфов (f). Но лира, в отличие от скрипки, была многострунной.
СКРИПЕЛЬ
Давайте перенесемся в Россию XI века и посмотрим на фрески известнейшего Русского собора (Софийского). На фреске представлено изображение Русского придворного музыканта-скрипача. На изображении отчетливо видно прямой смычок и современное положение скрипки (прижатой между плечом и подбородком). В европейских странах того времени, такая поза музыканта еще не была известна, а смычок имел только распространенную дугообразную форму. Первые европейские (итальянские) изображения скрипача относятся к XVI веку.
Само слово «скрипка» произошло от глагола «скрипеть». Но куда же она исчезла на Руси, и почему она так неожиданно появилась в Италии? Дело в том, что Царь Алексей Михайлович, в 1684 году издал указ, который провозглашал: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, то все велеть вынимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь». Скрипка, понятно, тоже была занесена в разряд «Бесовских музыкальных инструментов».
ВИОЛА
Старинное семейство струнных смычковых инструментов с тихим, нежным звуком и поэтичным названием – виолы. Они были широко распространены в эпоху Возрождения: сопровождали церковные службы, услаждали утонченный слух аристократических семей и звучали на всех народных праздниках и гуляниях.
Большая семья виолы имела много разных инструментов, которые отличались по размеру, количеству струн, тембру, пропорциям, строю и регистру. Они делились на басовые, теноровые, альтовые и сопрановые. Некоторые виды виол были очень востребованы как сольные инструменты, иные особым успехом у меломанов не пользовались и применялись только как ансамблевые.
На рубеже XV – XVI веков произошло разделение виол на две группы: a gamba и a braccio. (Позднее виолами назывались инструменты «ножного» типа держания). К XVII веку насчитывалось десятки видов виол: дискантовая (сопрановая), высокая дискантовая (сопрановая), малая альтовая, альтовая, большая басовая, контрабасовая виола (виолоне), тенор – виола, кант – виола, виоль д`амур, виола да бардоне (баритон), виола – бастрада и др.
Виола звучала мягко и приглушенно. Очень приятно в домашней обстановке. Но для больших пространств, для концертных залов звук ее был слишком тихим, поэтому она была в конце концов вытеснена скрипкой. Сначала в Италии и Чехии ( с середины XVII века), затем в Германии, Франции и Англии.
СОВРЕМЕННАЯ СКРИПКА
Длительный путь от примитивной народной скрипки до её совершенных образцов завершили мастера итальянской классической школы. Добившись идеальной формы, выполненной из лучших материалов, они достигли глубокого, нежного, многогранного звучания.
Самыми первыми итальянскими мастерами скрипичного дела были Гаспаро Бертолотти (или «да Сало» (1542-1609) и Джованни Паоло Маджини (1580-1632), оба из Брешии, что на севере Италии. Но очень скоро мировым центром скрипичного производства стала Кремона. И, конечно же, самыми выдающимися и непревзойденными мастерами скрипичного дела считаются члены семейства Амати (Андреа Амати – основатель кремонской школы) и Антонио Страдивари (ученик Николо Амати, который усовершенствовал вид и звучание скрипки). А семья Гварнери (Джузеппе дель Джезу – самый знаменитый из семейства; лучшие его скрипки превосходят инструменты Страдивари своей теплотой и звучностью тона) завершает этот великий триумвират.
Долгое время скрипка считалась аккомпанирующим инструментом (например, во Франции она подходила только для танцев). Лишь в 18 веке, когда музыка зазвучала в концертных залах, скрипка, с ее непревзойденным звучанием, стала солирующим инструментом.
Сделать хорошую скрипку – большое искусство. Мастера комбинировали элементы из ореха, клена и лимонного дерева. Их высушивали в течение двух лет в естественных условиях, потом вытачивали и вручную соединяли между собой натуральными клеями. Затем на подготовленные панели наносили множество слоев натурального лака из льняного масла, прополиса, винного спирта, натурального воска и сандалового экстракта. Струны мастера делали из кишок 7-8 месячных альпийских ягнят. Гварнери был радикалом и экспериментатором, его скрипки больше по размеру и имеют оригинальную форму. Поэтому они и звучат по-другому – ярко и певуче.
Для скрипки написано много музыкальных произведений разных жанров — от пьес и этюдов до монументальных концертов. Широкой известностью пользуются произведения для скрипки И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена, И. Брамса, К. Дебюсси, А. Вивальди (цикл «Времена года»), Й. Гайдна, Ф. Мендельсона, С.С. Прокофьева, П.И. Чайковского, А.К. Глазунова, Д.Д. Шостаковича, И.Ф. Стравинского, А.И. Хачатуряна и др. История скрипичного исполнительства выдвинула плеяду блестящих виртуозов. Это гениальный Н. Паганини, А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини, замечательные скрипачи и педагоги А. Вьетан, Г. Венявский, Й. Иоахим, Э. Изаи, Ф. Крейслер, Ж. Тибо, Б. Губерман, Я. Хейфец, З. Франческатти, М.Б.Полякин, Д.Ф. Ойстрах, Л.Б. Коган, М.И. Вайман, Б.Л. Гутников. Широчайшей известностью пользуется искусство И. Стерна, И. Менухина, И. Перельмана, Ш. Минца, П. Цукермана, В.А. Климова, И.Д. Ойстраха, В.В. Третьякова, В.Т. Спивакова и др. В 30-е годы появились первые скрипачи-джазмены мирового значения, такие как Стефан Граппелли, Джо Венути, Стафф Смит.
В настоящее время скрипку в джазе представляет один из самых популярных джазистов – Жан-Люк Понти. Звучание скрипки и ее образ можно встретить и в кино: А. Тарковский («Каток и скрипка»), Л. Менакер («Никколо Паганини»), Ф. Феллини («Репетиция оркестра»), и в литературе: В. Маяковский («Скрипка и немножко нервно»), Н. Гумилев («Волшебная скрипка»), А. Чехов («Скрипка Ротшильда»), и в живописи: М. Шагал («Одиночество», «Синий скрипач»), и даже в мультфильмах: как Микки-Маус играл «Венгерский танец» Брамса или «Грезы» Шумана).
Экстренная помощь по гармонии, анализу, написание фуг, консультации по курсовым и дипломным работам vk.cc/7h8xOn #интересныефактыСМП #музыкаСМП #скрипачиСМП
История скрипки
Прежде чем начать разговор о великих мастерах, создавших волшебные скрипки, давайте узнаем, откуда вообще взялся этот инструмент, почему он такой, какой есть и, вообще, что же в нем есть такого, что вот уже полтысячи лет он тревожит наши умы и сердца
Сейчас, наверное, уже невозможно сказать точно, в какой стране и, даже в каком веке она родилась. Известно лишь то, современный вид скрипка приобрела в XVI веке и получила широкое распространение в XVII веке, благодаря работам великих итальянских мастеров.
Скрипку, как наиболее распространенный струнный смычковый инструмент, недаром называют «королевой оркестра». И не только тот факт, что в большом оркестре более ста музыкантов и одна треть из них – скрипачи, подтверждает это.
Выразительность, теплота и нежность ее тембра, певучесть звучания, а также огромные исполнительские возможности по праву дают ей ведущее положение, как в симфоническом оркестре, так и в сольной практике.
Безусловно, все мы представляем современный внешний облик скрипки, который ей придали знаменитые итальянские мастера, но до сих пор остается неясным ее происхождение.
Вокруг этого вопроса и по настоящее время ведутся споры. Существует множество версий истории возникновения этого инструмента. По некоторым данным, родиной смычковых инструментов считается Индия.
Кто-то предполагает, что Китай и Персия. Множество версий основаны на так называемых «голых фактах» из литературы, живописи, скульптуры, или на ранних документах, подтверждающих происхождение скрипки в таком-то году, в таком-то городе.
Из других же источников следует, что за много веков до появления скрипки как таковой, почти у каждого культурного этноса уже существовали подобные смычковые инструменты и поэтому искать корни происхождения скрипки в отдельных частях света нецелесообразно.
Ребек пришел в Европу со Среднего Востока. Он гораздо старше скрипки, поскольку был известен уже в двенадцатом веке. Ребек (франц. rebec, лат. rebeca, rubeba; восходит к араб. rabāb) — старинный смычковый струнный инструмент, повлиявший на формирование инструментов всего скрипичного семейства. Происхождение точно неизвестно, возможно в позднем средневековье в Испанию ребек занесли арабы, либо арабы познакомились с ним уже после покорения Испании.
Пик популярности на этот инструмент пришелся в средние века, а также в эпоху Возрождения.
Сначала ребек был инструментом народным, а не придворным, использовался жонглерами, менестрелями и другими бродячими музыкантами. Позже применялся также в церковной и светской придворной музыке. Причем ребек звучал не только на светских приемах, но и на деревенских праздниках. Это также церковный инструмент, неизменный спутник многих религиозных ритуалов. С пятнадцатого века ребек использовался только в народном музицировании.
Внешне ребек похож на вытянутую скрипку. У него нет тех резких изгибов, которые присущи корпусу скрипки. В данном случае важна плавность линий. У ребека деревянный корпус грушевидной формы, верхняя сужающаяся часть которого переходит непосредственно в шейку.
На корпусе располагаются струны с подставкой, а также резонирующие отверстия. На грифе находятся лады и настроечные колки. Венчает гриф оригинальный завиток, являющийся визитной карточкой ребека. Две или три струны инструмента настроены по квинтам.
Играют на инструменте смычком, которым водят по струнам. Важно отметить, что использование смычка при игре на струнных инструментах возникло предположительно в Азии в девятом веке и распространилось через Византию и мусульманские страны по территории Западной Европы в десятом – двенадцатом веках. Ребек – один из первых инструментов, на котором стало принято играть смычком.
Тональный диапазон инструмента довольно обширный – до двух октав включительно. Это позволяет исполнять на ребеке не только программные произведения, но и различного рода импровизации. Это в значительной степени объясняет, почему ребек был столь популярен в народной среде. Инструмент отличается довольно компактными размерами. Его общая длина не превышает шестидесяти сантиметров. Это позволяет с легкостью транспортировать инструмент, не заботясь о громоздких чехлах.
Конечно, это лишний раз доказывает «удобство» инструмента даже в быту. Интересен факт, что один из потомков ребека назывался «покет», что в переводе с французского означает «маленький карман». Этот инструмент отличался такими миниатюрными размерами, что с легкостью помещался в кармане учителя танцев. Затем во время репетиции или бала учитель вел партию, аккомпанируя на покете.
Ребек относится к классу аккомпанирующих инструментов, производящих звуки благодаря вибрации струн. Музыкант водит по струнам смычком, в результате чего струны приходят в колебательное движение. Так рождается звучание инструмента. В наши дни инструмент относится к разряду редких, но не забытых. Ребек по праву занимает важное место в наследии мировой музыкальной культуры.
На ребеке когда-то играли на ярмарках, улицах, но также в церквях и во дворцах. Изображения ребека остались в псалтырях, иллюминированных манускриптах, в росписях соборов.
Величайшие художники Возрождения писали ангелов и святых, игравших на ребеке: и Рафаэль, и Джотто, и «блаженный ангельский брат» Фра Беато Анджелико…
Рафаэль — «Коронование Марии» (фрагмент)
Джотто «Свадебное шествие Марии» (фрагмент)
Как мы можем видеть, инструмент был достаточно популярным. И все же репутация у ребека, похоже, была двойственная.
Парадоксы привели к тому, что однажды оказалось, что хотя ребек был когда-то достаточно хорош для того, чтобы на нем играли ангелы и святые, чтобы его игрой услаждали уши Пречистой Девы и Господа Бога, а также королей и королев, но недостаточно — для того, чтобы на нем играли и его слушали приличные люди.
И стал он совсем уличным инструментом. А потом взял и вовсе исчез.
Хотя как исчез? Во-первых, неравнодушные люди и в 20 веке делали реконструкции, а во-вторых — может быть, мы какие-то черты этого инструмента чувствуем, когда играем на скрипке?
А ребек звучит до сих пор. И мы можем его послушать….. Как и фидель (виолу).
ФИДЕЛЬ (нем. Fiedel, а от латинского fides — струна) — смычковый инструмент, получивший известность в Западной Европе с IX в. Существовали различные разновидности фиделя, резко отличавшиеся друг от друга формой корпуса и количеством струн.
Фидель, широко распространившийся в XV в., имел гитарообразный корпус и 5 струн, настроенных по квинтам и квартам. При игре исполнитель обычно держал инструмент в горизонтальном положении. В эпоху раннего средневековья название «фидель» было собирательным и относилось ко всем смычковым инструментам в целом.
В X—XV вв. фидель особенно широко использовали жонглеры. В истории европейского инструментария он сыграл большую роль, явившись предшественником виолы (в странах немецкого языка термин «фидель» нередко заменял термин «виола»).
Кстати, когда скрипка только появилась на свет, она считалась инструментом именно простонародья, в то время, как фидель – виола, был инструментом привилегированных классов.
Французский музыкант Филибер, по прозвищу Железная Нога, писал в 1656 году: «Мы называем виолами те инструменты, за которыми дворяне, купцы и другие достойные люди проводят свое время. другой вид именуется скрипкой. встречаешь мало людей, кои ею пользуются, разве те, которые живут своим трудом. ее используют для танцев на свадьбах, маскарадах».
В наиболее «классическом» виде фидель (виела) представлял собой инструмент с гитарообразным корпусом, дощатой плоской головкой и перпендикулярно к ней расположенными колками; у него имелись два резонаторных отверстия в» виде скобок, а иногда еще четыре дополнительных отверстия по углам верхней деки.
На фиделе (виоле) играли в средние века немецкие миннезингеры и французские жонглеры — менестрели, которые состояли на службе у поэтов-трубадуров, ходили по городам и феодальным замкам, исполняя песни. Виола часто упоминается в средневековых песнях, поэмах, стихах.
В одной из песен знаменитого поэта и музыканта XII века Колена Мюзе поется:
Я шел на лужок,
Снял виолу и смычок
И пропел мюзетту.
Виола пользовалась популярностью во всех слоях общества — как в народе, так и в придворных кругах, в церквах и монастырях. Немецкий поэт при дворе чешского короля Вацлава II, Ульрих Эшенбах, воспел виолу в следующих прочувствованных стихах:
Из всех, что я досель слыхал,
Достойна виола лишь похвал;
Полезно слушать всем ее.
Коль сердце ранено твое,
То исцелится эта мука
От нежной сладостности звука.
Древнейшие изображения фиделя датируются VIII—IX вв. (на книжном переплёте из слоновой кости в Лувре; в Утрехтской псалтири, датируемой ок. 860 г.). К IX веку относятся первые текстовые свидетельства.
Нормативным считается вид, который фидель приобрёл в XII-XIII веках: овальный корпус, C-образные резонаторные отверстия, прямая шейка. В XIII-XIV веках в западной Европе фидель считался многофункциональным инструментом, пригодным и для сольной игры и для аккомпанемента.
Иероним Моравский во второй половине XIII века описывает виелу как 5-струнный инструмент, который разными музыкантами настраивается по-разному: (1) G-d-g-d1-d1 (струна d описывается как бурдон); (2) G-d-g-d1-g1; (3) G-G-d-c1-c1 (в этих настройках возможно нижняя по тесситуре струна — также бурдон). Грокейо (ок.1300) располагает виелу на самом верху выстраиваемой им иерархии музыкальных инструментов, (как обычно) сопровождая своё теоретическое суждение «философскими» аргументами:
Вообще, считать только три струнных инструмента, представленных в данном обзоре, прародителями скрипки, было бы неверно. На самом деле, их было гораздо больше. Но все же, считая, что современная скрипка родом из Европы, ограничимся ими.
Нам осталось поговорить о смычковой лире.
Смычковая лира (lira da braccio) совсем близко подошла по своей форме к скрипке.
Она появилась в Италии в XIV-XV веках. Семейство лир состояло из следующих инструментов: lira da braccio, lirone da braccio (сопрановый и альтовый сочлены семейства); lira da gamba и lirone perfetto (басовые сочлены семейства).
Опираясь на исследования А.Гайдецкого, Г.Кинского и К.Загса, Б.Струве утверждает, что смычковая лира «явилась, очевидно, результатом эволюции гитарообразного фиделя» (стр.111).
Сначала количество струн фиделя увеличивается до семи, появляется скрипичный по форме корпус, но головка все еще остается фидельная. Если первая смычковая лира с двумя бурдонирующими струнами вне грифа еще очень близка к фиделю, то к началу XVI века, когда на корпусе инструмента появляются углы, он принимает скрипичные черты. Позднее формируется выпуклое дно и резонаторные отверстия в виде эфов.
Последней ступенью развития смычковой лиры была замена колковой дощечки скрипичной колковой коробкой с поперечными колками. Но это произошло в конце XVI века, когда скрипка была уже известна по всей Италии.
Таким образом, мы имеем инструмент, который совсем близко подошел по своей форме к скрипке. Здесь и общий контур инструмента, и, что особенно важно, наличие душки.
Уже в начале XVI века существовали лиры почти идентичные по своему внешнему виду со скрипкой: дека и дно имели своды и выступающие за линию обечаек края. Хотя лира имела душку, пружины еще не было. Самое главное, что отличало лиру от скрипки, это ее многострунность, что указывало на многоголосный аккомпанирующий инструмент.
Вообще, если начать углубляться в историю лиры, то можно зайти в такие дебри, из которых не выбраться никогда.
Например, существовала так называемая колесная лира…
Это старинный скрипичнообразный инструмент, родом из Европы, появившиййся более 1000 лет назад. Звук происходит от трения деревянного колеса о струны. Колесо (натертое смолой) заменяет скрипичный смычок, что дает возможность извлекать непрерывно тянущийся звук.
Одна (или две струны, настроенные в унисон) – мелодические. Нажимом специальных клавиш эти струны можно укорачивать, извлекая тем самым звуки разной высоты.
В конце 17 в. в России скоморохов сменили нищие скитальцы — «калики перехожие». Они исполняли под заунывные звуки своих лир добропорядочные духовные стихи. Так назывались сочиненные ими песни на различные церковные, исторические или былинные сюжеты.
Вот такие лиры существовали и ведь на них играли и они могли брать за сердце….
Можно ли рассматривать ребек, фидель и лиру как прообразы будущей скрипки? Во-первых, lira da braccio, как наиболее похожий инструмент на скрипку, по времени сама совпадает (или почти совпадает) с созданием скрипки. Здесь можно говорить о параллельном формировании этих смычковых инструментов. Если лира развивалась как многострунный инструмент для аккомпанемента, то скрипка всегда была сольным инструментом, о чем говорят и ее строй, и количество струн.
Родство этих двух инструментов можно объяснить тем, что в своем развитии они взаимовлияли друг на друга. Если предположить неитальянское происхождение скрипки, то можно сказать, что лира была ее многоголосным вариантом в музыкальной культуре Италии, где для танцевальных номеров в то время успешно применялся ребек.
Ну, а потом, появилась скрипка. Она выглядела совсем не такой, как мы её знаем. Была гораздо меньше, более писклявой и, совсем не известной. Но великие итальянские мастера, относящиеся к своим скрипкам как к собственным детям, вдохнули в них новую жизнь. И об этом, мы обязательно поговорим….