в каком веке появилась новая форма аранжировки цветов букет
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—
—Музыкальный плеер
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
История искусства цветочной аранжировки: как всё начиналось
Что за цветочные фантазии, или Какова история букета?
Искусство цветочной аранжировки находилось на высоком уровне ещё в древнем Египте, Китае, Японии, Древней Греции, Персии. У многих народов существовали свои традиционные формы цветочных украшений. Так, в Египте во время гуляний женщины непременно украшали себя цветком или держали его в руках. Особенно почиталась роза, которую считали царицей цветов.
Оказывается, в то время уже применялись и вазы, но не похожие на современные, так как сверху они были испещрены отверстиями для цветов, о чём свидетельствуют находки при раскопках.
У греков почитаемыми растениями были маслиновые и лавровые деревья, поэтому их ветви в торжественных случаях вручались в знак почтения и уважения выдающимся и прославленным людям. А уж на свадьбах и других торжествах они украшали свои головы венками.
Так же поступали и жители Индии, Персии и других стран Востока, только они отдавали предпочтение длинным гирляндам. Кстати, обычай этот сохранился у них до настоящего времени. Римляне тоже чествовали дорогих гостей венками, сплетёнными из различных вьющихся растений и цветов.
С необыкновенной пышностью, превосходившей даже восточную, украшали цветами свои храмы древние жители Америки – племена ацтеков, инков и майя.
В разных местах земного шара археологи находят вазы – предметы домашнего обихода людей, живших тысячелетия назад. Часто на таких сосудах изображены растения, цветы или праздничные процессии людей с гирляндами и венками в руках.
В более позднее время, в XVI-XVII столетиях, распространёнными были весенние празднества, которые устраивались на открытом воздухе. Молодые люди плели венки из весенних цветов, танцевали под деревьями, увитыми пёстрыми лентами. С незапамятных времён сохранился такой красивый обычай и в Молдове. Девушки, собираясь на хору, молдавский танец, прикладывают цветок к волосам, а юноши продевают его в петлицу или прикалывают к шляпе, а то и просто приспосабливают за ухом.
Со временем люди научились составлять букеты и использовать их как украшение. Слово «букет» происходит от французского «bouquet» и означает «красиво собранная группа цветов». В Европе букет как праздничное украшение появился в XIV-XV веках. Правда, вначале он использовался в качестве источника аромата, и только позже вошло в моду украшать жилища букетами, помещёнными в вазы или корзины.
И намного позже, лишь в XIX веке, букеты вошли в моду в качестве подарка, а вместе с ними стали печатать брошюры с описанием цветов и вариантами составления букетов. И сразу возникла проблема красивого оформления букета и способов его дарения. Тогда и придумали портбукеты, представляющие собой картонную воронку, украшенную тюлем, кружевами и мхом. Со временем портбукеты стали делать различных размеров, в том числе очень маленькие, покрытые золотом и серебром.
А затем додумались и до цветочных корзин и плато (то есть, подноса). На них устанавливали проволочный каркас, покрытый зелёным мхом, а поверх всего строили цветочные композиции из живого и сухого материала. Этот приём сохранился до наших дней, и мы успешно используем основу идеи для конкурсных букетов.
И, конечно же, нельзя не упомянуть об искусстве построения цветочных композиций, которое известно как икебана. Есть мнение, что название произошло от слов «ике» (жизнь) и «бана» (цветок).
Всеволод Овчинников в книге «Ветка сакуры» пишет: «Иногда иероглифы «икебана» дословно переводят как «живые цветы» или как «цветы, которые живут». Но и это определение нельзя назвать исчерпывающим, так как первый слог «ике» не только означает «жить», но и является формой глагола «икасу», который значит «оживлять, выявлять». Поэтому выражение «икебана» можно перевести как «помочь цветам представить себя».
И хотя распространено мнение, что это японское искусство, однако некоторые искусствоведы утверждают, что в Японию оно пришло из Индии через Китай и Корею. Поначалу это было ритуалом возложения благодарственных даров в храмах. В Японии же это искусство существует и развивается, по одним данным, более 600 лет, по другим – более 1500 лет.
Икебана – это особое мастерство построения букетов по определённым правилам. Для создания цветочных композиций принято было использовать не только цветы, но и веточки сосны, бамбука, сливы и вишни, а также плоды, кору, семена, камень, дерево, стекло, металл. Это помогало выражать красоту природы, её жизнеутверждающую силу.
Японцы настолько серьёзно относятся к этому искусству, что даже в японских средних школах обучают аранжировке цветов как одной из форм искусства вместе с каллиграфией и живописью. Вообще нужно сказать, что любая японская композиция индивидуальна, гармонична и выразительна. Даже из одного цветка японец может создать композицию – символ тишины и покоя.
Очень точно искусство создания букета – икебаны – описала поэтесса Маргарита Алигер:
Шло время, но добрая традиция составления букетов продолжала развиваться и совершенствоваться. Сегодняшний букет поражает нас не только гармоничным сочетанием красок, линий и форм, но и образностью, философским отражением жизни.
Как появился обычай дарить цветы: история букета
Зачем дарить букет, который вскоре завянет? Эта традиция соблюдается с доисторической поры, и нет причин прерывать ее теперь, когда возможностей порадовать дорогих и любимых свежими цветами намного больше.
Аранжировка цветов в античности и средневековье
По данным археологов, история цветочного букета уходит корнями в эпоху позднего неолита. Первые изображения танцующих людей с цветами в руках посвящены ритуальным сценам; больше всего таких рисунков обнаружено в скальных поселениях бушменов на юге Африки. Пещерные художники запечатлели обрядовые практики с цветами во всех подробностях, чтобы потомкам было проще достучаться до духов, если понадобится помощь высших сил.
В античности цветы, ветки и лозы использовали не только в религиозных церемониях, но и в оформлении жилых и общественных помещений. Букетам греки и римляне предпочитали венки и гирлянды. Первыми появились букеты из гвоздик, причем они предназначались не для милых дам, а для римских легионеров. В день триумфа воины проходили по городу с гвоздиками в руках.
В Средние века обычно дарили только один цветок, да и то лишь по очень значительному поводу – например, перед долгой разлукой, а дамам на турнирах не возбранялось украсить цветами доспехи приглянувшегося рыцаря.
Религия сыграла важную роль в становлении европейской цветочной символики, на которую ориентировались флористы при компоновке букетов. К примеру, белые розы и белые лилии символизировали чистоту Девы Марии, красные розы ассоциировались с крестными муками Спасителя, а синие ирисы – с вечной скорбью Богоматери по сыну. Букет из красных и белых роз означал единство верующих в лоне церкви.
У простонародья была своя цветочная символика. Отправляясь на гуляния, молодежь украшала одежду, волосы и головные уборы цветами. Красные гвоздики означали помолвку, чертополох – скорую свадьбу, а ландыши и маргаритки – девичью непорочность.
Синие ирисы – символ материнства и преданной дружбы
Букеты – друзья любовников
В эпоху Ренессанса люди стали требовательнее к комфорту. Короли и вельможи старались утопить парадные залы в цветах, чтобы аромат растений распространялся по всем помещениям, а потом догадались ставить благоухающие композиции в вазы и украшать интерьер. С XIV века искусство разведения и компоновки цветов становится уважаемым ремеслом, тон в котором задавала прекрасная Франция. Во французском языке значение слова «букет» говорит само за себя – «красиво сгруппированные цветы».
Настоящий цветочный бум поднялся лишь в начале XVIII столетия, когда были опубликованы «Письма из турецкого посольства» супруги английского посла в Стамбуле леди Мэри Уортли Монтегю и «Путешествия по Европе, Азии и Африке» Обри де Ла Моттре. Из этих книг европейцы открыли для себя селам – тайный язык цветов, к которому прибегали одалиски, договариваясь о запретных свиданиях. Ключом к цветочному шифру служили традиционные образы и метафоры средневековой восточной поэзии.
До середины XIX века составление букетов по правилам языка цветов долгое время оставалось одним из любимых увлечений дворянства, которое таким способом рассказывало о своих сокровенных чувствах, не боясь скомпрометировать себя или даму сердца. Аристократы обменивались цветочными посланиями, украшая кабинеты и будуары говорящими композициями, а мужчины прикрепляли к петлице миниатюрные букеты-бутоньерки; позже эту моду переняли и женщины. Европе потребовалось пройти через революцию, чтобы преподнесенный замужней леди букет ко дню рождения не вызвал скандала.
Букет из красных гвоздик и белых альстромерий – робкое признание на языке цветов
Подарочная корзинка с лилиями, розами и гвоздиками – приглашение приятно провести время
Букет во фламандском стиле с хризантемами и гипсофилой с ветками дженисты
Кто научил русских мужчин дарить цветы женщинам?
На Руси срезанные цветы считались мертвыми; их старались не вносить в дом, опасаясь беды. Лекарственные травы сушили на улице и только потом развешивали в избах. Украшать интерьер цветами начали только в XVII веке, когда Петр I ввел во дворцах европейские обычаи. Императоры и императрицы высоко ценили искусство флористов и выписывали из Европы лучших мастеров.
Изысканные композиции с розами, гвоздиками, хризантемами, лилиями и орхидеями радовали придворных и сопровождали дворцовые церемонии, но дам осчастливить цветами никто не торопился. Так и мялись бы несчастные поклонники у дверей грим-уборных, не зная, как выразить свое восхищение актрисам, если бы не модная французская танцовщица Мария Тальони. Нарядные цветочные корзины и букеты от зрителей балерине передавал капельмейстер через оркестровую яму, а в бенефис букеты бросали на сцену прямо из лож. Вскоре русские кавалеры вошли во вкус, и заказать букет на свидание стало так же просто, как и сейчас.
Сочетание голубого и розового с акцентным красным в букете из роз, альстромерий и хризантем выглядит свежо и стильно
Роскошный букет из орхидей и тюльпанов повышает шансы на второе свидание
Классики и современники: комбинация хризантем и гвоздик с брассикой
Золотой фонтан лилий в россыпи гвоздик и хризантем: изящная миниатюра в деревянном ящике
Традиции благородного искусства аранжировки цветов продолжают современные студии цветочного дизайна, обогатившие творческий арсенал флориста смелыми авторскими идеями. Надеемся, что и наши композиции когда-нибудь станут классикой – «Парижанка» старается для вас!
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Итак заканчивается апрель, а это значит, что заканчивается наш апрельский стол заказов. Сегодня последний заказчик и последняя тема. Слушаем g_odeneva: История появления букета — какие цветы дарились, как их носили, когда возникли цветочные вазы и др. Очень жду!
Значит дело было так …
Слово «букет» в переводе с французского означает «роща, лесок». Это группа из гармонично сочетающихся друг с другом цветочных растений, собранных в определённой технике и перевязанных лентой. Привлекательный вид и аромат делают букет прекрасным украшением помещения и незаменимым подарком на торжественных мероприятиях.
Традиция составлять БУКЕТЫ появилась давно. Использовать букет цветов для украшения помещений человек начал примерно 6000 лет назад и восходит ко времени древних цивилизаций Месопотамии. В честь земных и небесных сил здесь воздвигались грандиозные дворцы и храмы, которые украшались цветами, венками и гирляндами. Но можно было найти композиции, которые больше походили на современные букеты. Первая известная форма букета – это «факел», в котором цветы располагали ярусами и перевязывали вокруг стебля папируса рафией. Для таких букетов использовались лотосы, розы, маки, фиалки, хризантемы, ветки и листья оливы, сельдерей, ирисы, дельфиниумы и другие растения.
В древности букеты заменялись венками и гирляндами, ими украшали жертвенные алтари и животных, предназначенных для жертвоприношений, ими троны правителей Во многих религиях были боги покровители цветов, как, например, в Древнем Риме, в котором цветам покровительствовала Флора. В ее есть устраивались пышные торжества флоралии, когда на алтарь, посвященный богине, приносили многочисленные охапки цветов, венки, гирлянды. Затем люди сами начали украшать себя цветами. Гости в Древнем Риме надевали на шею венки из фиалок, роз, плюща, украшали руки браслетами из переплетенных цветов. Кстати, эта традиция у некоторых народов сохранилась и до сих пор. Гирляндами из цветов, приобретших символическое значение, награждали тех, кто выиграл спортивные состязания, воинов, вернувшихся с победой домой, надевали на шею избранникам и избранницам
В древней Греции уже существовала профессия аранжировщика цветов (праобраз современного «флориста»). На городских площадях продавали цветы, венки, гирлянды и простые маленькие букеты, которые собирались в основном из дикорастущих цветов: фиалок, роз и цветков оливы. И именно из тех времен берет начало разный подход к мужскому и женскому букету: женский букет выглядел нежнее, красочнее, мужской же чаще всего ограничивался зеленью. Со времен *Римской Империи цветы — фиалки, гиацинты, маттиолы — начинают выращиваться специально.
В Древнем Египте букеты разных размеров играли большую роль в религиозных церемониях, на официальных мероприятиях и даже в частной жизни людей. Когда фараон путешествовал со своим двором, в списке необходимых вещей непременно значились цветы. Правда, в те времена букеты никогда не ставились в воду и рассматривались лишь как недолговечное произведение искусства.
Средние века были темным временем для букета. Однако под давлением народных традиций даже церковь признала за различными цветами право на новую религиозную символику. Так, белая роза стала символом Девы Марии, а красная — Христа. По гобеленам тех времен мы узнаем, что букеты в вазах уже тогда были популярным украшением королевских дворов во всей Европе.
В эпоху Ренессанса, когда влияние церкви уменьшилось, началось бурное развитие искусства, в том числе и искусства цветочного дизайна. Оно перестало быть привилегией монастырей королевских дворов и вошло в быт горожан и простолюдинов. Именно в это время венки и гирлянды уступили место цветочной связке — произошло рождение букета в его «современном» виде.
В последующие века искусство составления букета значительно усовершенствовалось. В Европе вошли в моду изящные, легкие букетики, которые можно было держать в руке. Они собирались круглыми, куполообразными и украшались манжетками из кружева или бумаги. Эксклюзивные букеты коронованных особ вставлялись в специальный держатель из серебра или какого-либо другого ценного материала (первый вариант «портбукетницы»).
Букет, как таковой, появился во Франции. В букет разрешалось использовать только венчики цветов. Стебли и листья обрезались, а бутон натыкался на проволоку. Далее следовало оформить цветы красивыми лентами и составить из них букет, который тоже подчинялся строгим правилам. В центре ставили цветы одного цвета, а далее, кругами, цветы других цветов, подчиняясь смыслу, языку цветов. Расцветка цветов подбиралась, основываясь исключительно на смысле, который должен нести в себе букет. То было либо поздравление с праздником, либо признание в чувствах, либо ещё что-нибудь. Но никогда французы не использовали в букетах желтых цветов, т.к. именно оттуда пошло поверие, что желтые цветы — к разлуке. Но всё это были большие цветочные композиции, созданные для украшения, либо и просто для ароматизации комнат.
Древние славяне также любили украшать себя по праздникам гирляндами и венками, в которые кроме скромных лютиков средней полосы вплетали целые гроздья ягод. Первые букеты появились в Европе относительно поздно — в XVI веке. Вначале они служили только источниками благоухания, ведь в средневековых дворцах зачастую не было канализации, и живые цветы были призваны перебить ужасное зловоние. Естественно, что в букеты подбирали растения с наиболее сильным запахом. Кстати, многие из этих растений, благоухавших в старинных замках, мы сегодня воспринимаем как пряности. Издавна знали искусство плетения венков на Руси. Белые цветы в них соседствовали с красными, красные с желтыми, желтые и розовые с сиреневыми. Считалось, что в букетах должно быть не больше двух-трех видов разных по форме и окраске цветов.
«чока»- простая композиция, основанная на вертикальных линиях;
неджера»- отличается свободной расстановкой растений, ветвей, цветов;
«морибана»-связан с использованием низких, плоских ваз.
Мастера японской аранжировки с помощью нескольких, а иногда и одного цветка создают произведения большого эмоционального воздействия. На протяжении тысячелетий этим искусством в Японии занимались только мужчины (это связано с буддийской религией), лишь последний 300 лет к нему приобщены и женщины.
Самые древние цветочные композиции появились официально в Японии, прославившейся на весь мир искусством икэбаны. Япония имеет давнюю традицию составления композиций: достоверные сведения о наличии школ икэбаны относятся к VI веку. Европа же познакомилась с искусством букетов цветов только в XV веке, благодаря христианской традиции украшать алтари цветочными композициями, однако, появившись, этот вид салонного досуга быстро приобрел популярность среди богатых женщин и знати. Цветами в то время украшали одежду, прическу.
В японских монастырях в XIII веке составление букетов превратили в целую науку. Сейчас японское слово «икебана» известно во всем мире. Оно означает не просто умение красиво складывать цветы, икебана — это почти культ. Изначально икебана была сугубо мужским искусством. Самураи перед боем, желая сосредоточиться, складывали цветы — для них это было своеобразной медитацией. Изготавливались икебаны чаще всего для буддийских храмов, каждая веточка имела свой глубокий смысл, зависела от сезона, даже от дня по лунному календарю. Потом композиции растений начинают использовать в чайной церемонии, которая также была настоящим символическим религиозным действом.
В 19 в. были популярны букеты на держателе в стиле «Помпидур» — бидермейер (часть букета можно было сохранить как сувенир). В это время были модны макартовские букеты, составленные из сухих крашеных цветов, трав, пальмовых листьев, павлиньих перьев, чучел птиц и др. Отбеленные и крашеные цветы, растения крепились на проволоке. Букеты получались большими, и для удобства для них изготавливали футляры из фарфора, папье-маше, обтягивали шелком, бумагой, красили бронзой. Фарфоровые футляры отделывали перламутром, эмалью, позолотой, драгоценными камнями.
Привычные для нас большие декоративные букеты как форма выражения праздничного настроения появляются в Европе в XVIII веке. В это время приобрела популярность традиция украшать цветами праздничный стол. Например, букеты цветов или лепестки рассыпали по столу это назвалось Засеянное поле. Или ставили коротко подрезанные цветы в удлиненные вазы и расставляли их дорожкой по столу эта композиция получила название Дорога на столе. Позднее из букетов цветов на столе делали реки, озера, водопады.
Цветы в качестве подарка стали использоваться в XVI-XVII вв. Тогда появился обычай дарить цветы, хотя принадлежала эта привилегия опять же, знатным, богатым особам. Считалось хорошим тоном знать язык цветов и искусство цветосложения.
Появился средний класс,имеющий много денег, но не относящийся к духовенству. Появление буржуазии стало первопричиной появления стиля бедермейер.
В XVIIв стали изготавливать искусственные цветы для украшения причесок. Тогда были в моде большие высокие прически, украшенные цветами и широкие платья. Девушка могла целый день сооружать прическу с цветами, так как для того чтобы цветок не завял прямо в волосах, в волосы вставлялись колбочки с водой. Искуственные цветы стали прекрасным решением этой проблемы.
В России к середине XVIIIв преобладали букетыв викторианском стиле, или помпадур. Цветы составлялись концентрическими кругами и украшались кружевной салфеткой или ставились в вазу. Как правило это были сезонные цветы, весной — нарциссы и тюльпаны, летом — розы, осенью — хризантемы. Профессионалов, которые могли бы грамотно составить букет или композицию найти было довольно трудно.
После революции флористика в России перестала существовать. Оставалось несколько цветочных магазинов, в которых люди изредка могли приобрести те же тюльпаны, розы и гвоздики, но ассортимента не было, главной задачей было прокормить народ, какие уж там цветы.
На рубеже XX века резко повысился спрос на цветочную продукцию, что, очевидно, связано с ростом городов и оторванностью людей от природы. Ремесло флористики стало быстро развиваться и превратилось в профессию. Появились новые техники сборки букета, возникли новые художественные формы.
В наше время дизайн букетов становится все более и более индивидуальным. Часто практикуется смешение стилей и материалов. В букеты начинают добавляться неожиданные аксессуары: сухоцветы, бусинки, ленты, декоративные вставки.
Индусы считали, что цветы появились на свет не ради красоты и аромата, а для того, чтобы ими одаривать любимых. Поэтому цветы должны были быть сорваны в собственном саду, так как близким нужно дарить цветы, которые выращены собственными руками.
Многим цветам приписывали божественное происхождение и о них слагали легенды. К примеру, в Древней Греции существовала легенда о том, что прекрасные лилии появились из капель молока матери всех богов — Геры. Когда она пыталась покормить маленького Геракла, сына Зевса и царицы Алкмены, младенец оттолкнул богиню, молоко брызнуло, и на небе образовался Млечный путь, а на Земле — лилии.
Название величественного водного цветка лотоса в Древней Греции связывали с легендой о Лотис — прекрасной нимфе, укрывшейся в его венчике от преследователей Приама.
Астра в переводе с древнегреческого значит «звезда». По легенде, ей приписывается звездное происхождение:
она выросла из пылинки, упавшей на Землю со звезды. В Древней Греции этот цветок носили как амулет на счастье.
Всем известна легенда о прекрасном юноше Нарциссе, сыне речного бога Цефеза. Увидев свое отражение в воде, он так и не смог оторваться от созерцания своей красоты, и за самолюбование и заносчивость боги наказали его, превратив в цветок.
В Древнем Риме гладиолус считался цветком гладиаторов, его корень носили на груди в качестве амулета, считая, что он приносит победу. Гладиолус в переводе с латыни значит «меч».
Одним из древнейших видов украшений из цветов, популярным в древние времена, был венок. Ведь в Греции, Риме, да и на Руси букетов не делали, а плели венки для украшения головы или гирлянды для украшения жилищ. Именно венкам посвятил целую главу в своем научном трактате Теофраст — древнегреческий философ и естествоиспытатель, живший в III в. до н.э. и считающийся одним из первых известных ботаников. Венками украшали статуи богов, венками обменивались влюбленные. Во время пиров в знак дружеского расположения вместе с вином выпивали лепестки цветов, из которых был сплетен венок. Человека, явившегося на вечер без венка из роз, римляне переставали уважать. Искусством плетения венков занимались девушки, которые обладали вкусом и художественным мастерством.
Знали плетение венков и на Руси. Белые цветы в них были рядом с красными, красные — с желтыми, а желтые и розовые — с сиреневыми. Считалось, что цветов в венках должно быть не больше двух-трех видов, разных по форме и окраске. В древних славянских обрядах венки играли большую роль. Лучшим украшением для девушек и юношей во время народных праздников служили венки из ярких полевых цветов. Венки использовались также для гаданий. На Ивана Купалу девушки пускали их на воду и по тому, как они поплывут, старались узнать свое будущее. Древнеславянский обычай украшать голову невесты венком сохранился и до наших дней.
Народные предания о любимых цветах были распространены и у наших предков. К примеру, появление ландыша одни легенды связывали со слезами Волховы — морской царевны, которую разлюбил Садко, другие — со счастливым смехом Мавки — лесной красавицы, впервые испытавшей чувство любви. Ландыш всегда считался символом чистоты, нежности и любви.
Существовала легенда и о купальнице, или купаве, по которой юная русалка полюбила веселого и красивого пастуха Алексея, но, не дождавшись ответного чувства, превратилась в маленький желтый цветочек, растущий на берегах рек.
В древних славянских сказаниях водная кувшинка связана с русалками — прекрасными дочками подводного царя, поэтому называют ее русалочьим цветком. А в маргаритки, по легенде, превратились жемчужины с разорвавшегося ожерелья красавицы Любавы, рванувшейся навстречу своему возлюбленному Садко.
На Древнем Востоке в III — IV вв. зародилось искусство составления цветочных композиций — икебана. В переводе с японского языка слово «икебана» значит «вторая жизнь цветов». И сегодня икебана является обязательной частью интерьера в домах Японии.
На Востоке были очень популярны цветочные гирлянды, в которых яркие цветы переплетались с листьями и ветвями растений. Без этого эффектного цветочного украшения и в наше время в Индии, Китае и на Шри-Ланке не обходится ни одно праздничное шествие.
Многие цветы пришли к нам с Востока, с ними связаны легенды и определенная символика.
В Древней Индии существовало предание о бессмертнике, в нем рассказывалось о влюбленных, растерзанных в лесу дикими зверями. Именно на месте их гибели и выросбессмертник.
Большое значение на Востоке придавали цветку лотоса. Красный лотос олицетворял бесконечную божественную мудрость и плодоносящие силы природы. В Древнем Египте лотос играл очень важную роль. Он был посвящен богу солнца Озарису и богине плодородия Изиде. Обилие лотосов во время разлива Нила, по народным приметам, обещало богатый урожай. Великое множество легенд, преданий и определенной символики, относящихся к происхождению и значению цветов, берет свое начало в древности. Но даже по приведенным выше легендам и преданиям, можно иметь представление о любви к цветам и о том значении, которое в древнем мире придавал этим прекрасным растениям человек.
Креативная флористика — это один из видов визуального искусства.
Креативная флористика это один из видов визуального искусства, где художник с помощью цветов создает эстетический образ, наполненный содержанием. Изящество, изысканность, очарование, неожиданность — и это далеко не все, что приходит на ум, при взгляде на цветочные творения. Они выполнены с безукоризненным чувством стиля, пропитаны индивидуальным видением мира и философией мастера.
Креативная флористика наиболее органично и естественно вписывается в сущность человеческой природы — потребность человека творить подарила нам несчетное количество мировых шедевров. Тяга преобразовывать существующий мир помогает людям создавать картины из образов, книги из слов, и, наконец, букеты из цветов.
Как и любое искусство, креативная флористика состоит из двустороннего взглядана мир, идея композиции рождается при гармоничном слиянии двух мировоззрений: флориста и клиента. В руках настоящего мастера букет становится гибким инструментом для выражения Вашего мироощущения. Креативная флористика ценит классику, но бежит банальности и обыденности; не чурается традиций, но избегает штампов и аксиом.
Вдохновляйте и будьте вдохновимы! Искусство флористики, — искусство составления букетов, украшение цветами и растениями своей жизни человеком, одно из древнейших искусств. В каждой стране есть своя история, свои традиции, свои вкусы и опыт жизни, наконец свои растения, поэтому искусство аранжировки, составления композиций из цветов и растений может сильно отличаться, но везде оно является прекрасным средством для создания более красивой и приятной жизни. В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному, но не всегда оно получает развитие. Не каждый может стать художником или скульптором, но каждый может научиться понимать красоту, которая преображает душу человека, делает её более доброй, отзывчивой, творческой.
Рассмотрите красоту природы, поданную Вам в виде растений, попробуйте отыскать и почувствовать эстетическое наслаждение в сложных, изысканных композициях, в самом обыденном — в венке из полевых цветов, в икебане с самыми простенькими цветами и веточками — и это даст Вам большой заряд жизненной энергии. В отличие от других видов искусств, флористика “работает» с природным материалом, с частичками живой природы, и через эти произведения Природа непостижимым образом передаёт нам свой “жизненный” потенциал. Картины и композиции из высушенных растений, также как и из живых растений, создают положительное психо-биоэнергетическое воздействие на климат помещения и людей, находящихся в нём.
Цветы, листья, плоды, полевые травы символизируют вечно обновляющуюся природу. Собранные в цветочные композиции, они позволяют полнее осознать наше единство с миром, возвысить душу, придать особый характер торжественному событию, украсить интерьер… В зависимости от смены сезонов и настроений мы по-разному представляем себе и творим гармоничные отношения с миром. Иногда экстравагантные композиции лучше всего отражают богатство природы и нашего воображения. Составление композиций — истинный отдых сродни любительским занятиям живописью, требующим сиюминутного вдохновения; временами, напротив, — серьезное исследование и кропотливый труд.
Цветы прекрасны и в простой корзине, и в вычурной вазе — не полюбить эти живые скульптуры невозможно!
Ваза классической формы. Эта ваза представляет собой полуовал с резким расширением-ободком кверху, напоминает классическую греческую вазу. Как и следует из названия, такая форма подходит для большинства цветов, но наиболее гармонично все же будут смотреться цветы, у которых форма бутонов напоминает форму этой вазы: пионы, сирень, черемуха.
Ваза – цилиндр. Эта ваза выглядит очень просто, строго, но в то же время легко и элегантно. Ее форма, соответственно, подходит для элегантных цветов, она еще более подчеркнет их изысканность. Здесь важно впечатление, образ, который ваза создает, а не форма бутонов цветов в букете. Лучший выбор для такой вазы – розы и лилии, гладиолусы, а также каллы.
Ваза – бутылка. К таким вазам относят все узкие, высокие, вытянутые вазы, и прямой, и слегка искривленной и откровенно волнистой формы. Это – ваза, в которой должны стоять растения с оголенным стеблем и пышными цветками, такие, как герберы, декоративные луки, желательно не более 3 растений, лучший же вариант – один цветок. Также для этой вазы подходят ветки деревьев.
Ваза – «песочные часы». Это ваза напоминает цилиндр с сужением примерно посередине. Она собирает букет в одной точке, а затем дает цветам живописно распадаться. Соответственно, цветы в ней должны находиться такие, которым это «распадение» подходит по внешнему виду: тюльпаны, лилии, ромашки, раункюлюсы, маки, лилейники, гладиолусы.
Круглая ваза особенно подчеркивает форму букета. В ней должны находиться растения, во- первых, невысокие, с подрезанными стеблями, а во-вторых, с округлой формой соцветий. Подойдут хризантемы, георгины, маки, калина, гортензия.
Квадратная ваза заставляет обратить на себя внимание. Она – для просто и оригинально составленных букетов, часто эти букеты объединяют разные цветы, также в них добавляются штекеры, фигурки, необычные аксессуары. Прекрасно подходят квадратные вазы для сухоцветов и декоративных веток. Цветы нужно подбирать либо строгой формы с оголенными стеблями, либо по контрасту, с округлыми соцветиями и с добавлением декоративной листвы.
Цвет вазы имеет огромное значение. Есть однотонные вазы, есть расписные, есть неброской расцветки и яркие. Универсальное правило следующее: декоративность вазы и спокойный букет, или спокойная ваза и яркий букет. Иначе сочетание будет негармоничным, безвкусным. Если ваза любого цвета имеет роспись, рисунок, то в ней должен находиться только один вид цветов (например, только лилии или только тюльпаны). А какого они будут цвета – зависит от яркости вазы.
Материал вазы имеет большое значение для стиля интерьера, от букета он зависит в меньшей степени. Если цилиндр подходит для роз, то он может быть и стеклянным (в современном стиле и ар-деко), и керамическим (в классике и кантри), и металлическим (в хайтеке и техно). Но все же здесь есть некоторые отправные моменты. Прозрачные стеклянные вазы больше подходят для изящных, легких на вид цветов с красивыми ножками, свободными от листвы. Часто в такие вазы еще кладут дополнительно декоративные стеклянные камешки. Ну а вазы цветного стекла требуют, чтобы такого же тона были цветы в букете. Керамика больше подходит для цветов с множеством отдельных узких лепестков. Ощущение роскоши и настояшего праздника дает хрусталь, поэтому самые торжественные букеты лучше ставить в хрустальные вазы. Металлические вазы больше сочетаются с цветами светлой окраски и простой формой цветка, а также с декоративной листвой (листьями хост, осок, злаков, аспарагусом) и с ветками.