в каком веке погибло скифское государство
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Сегодня день рождения
Рекомендуем
Кто такие скифы и куда они исчезли?
Скифы – древний народ, который жил на территории современной России. Были сильными бойцами – их не удалось покорить ни персам, ни Римской империи. Куда же исчезли скифы и кто теперь является потомками этого знаменитого народа? Давайте разбираться.
Сперва греки так звали только кочевников, но потом название закрепилось. И, к примеру, войско князя Олега, где было много славянских воинов и варягов, греки тоже называли «Великой Скифью». Отсюда и путаница, что много лет скифы считались предками русских. На самом деле, у скифов своя уникальная история.
Скифы жили на территории Украины и России. Это был север Причерноморья (земли, расположенные вокруг Черного моря). Греки описывали земли скифов, как «странные, где всегда снег». Это, конечно, было утрирование, но самим грекам наш климат явно был не по душе.
Семьи у скифов были по принципу коммуны. Жены и дети в племенах были общие, как таковые классические браки были редкостью. К женщинам относились хорошо, уважительно.
И очень любили выпить! Скифы не разбавляли алкоголь и пили залпом, чем удивляли греков! В Спарте даже было в ходу выражение «Налить по-скифски». Наивные греки, видели бы они, как люди пьют в наши дни, если их удивляло, что можно пить вино неразбавленным. Скифы и греки недолюбливали друг друга. Греки считали скифов варварами, а скифы греков – избалованными неженками.
У скифов был настоящий культ золота. Вроде бы ничего удивительного, кто ж не любит золото и богатство? Но скифы его прямо боготворили, и найденное золото собирали и копили, вместо того, чтобы тратить на улучшение своего быта или расширения войска.
А какими они были внешне? Скифы, по описанию Геродота, больше напоминали северные народности. Были плотного телосложения («мясистые, но без мускулов»). Женщины были похожи на мужчин. И все скифы – рыжие.
При этом у многих скифов были эндокринные проблемы. По изучению находок в захоронениях скифов, многие из них страдали от синдрома Морганьи — Стюарта — Мореля. Это целый спектр эндокринных проблем, включая диабет и избыточное оволосение у женщин. Часто приводит к ожирению, депрессии и специфической форме лба, так как лобная кость у больных утолщается изнутри.
В греческой мифологии скифы были потомками одного из сыновей Геракла. Видимо такая ассоциация была из-за их боевых качеств.
Меч-акинак. Короткий меч, длина клинка всего 40 см. По сути, длинный кинжал.
Они, в отличие от классических русских или европейских, легко натягивались и пружинили. Ими можно было вооружать даже женщин и детей, которые с такими луками были полноценными боевыми единицами.
Доспехи. Гибкие кожаные доспехи скифов были очень эффективны. Они покрывали их металлическими чешуйками. Пробить такой доспех было непросто, при этом он был очень легким.
Греки и скифы соперничали за господство в Причерноморье. Причем, скифы были удачливее. Они первыми захватили Мидию – богатое развитое государство, которое располагалось на территории современного Ирана. Скифы вытеснили киммерийцев – тоже древний кочевой народ, контролировавший Закавказье.
Отбиваться от лучших армий мира скифы тоже научились легко. Персидский царь Дарий, у которого, пожалуй, было самое сильное войско того времени, пошел на земли скифов. Но здесь скифы взяли хитростью – не вступая в прямую драку, они кружили вокруг персидских войск, обстреливая их из луков. А попробуй догони их в степи! В итоге Дарий, потеряв часть войск и время, вернулся назад ни с чем.
Примерно тоже случилось и с Александром Македонским. Пришел на земли скифов, погонялся за ними по степи. Потерял часть войска от огня лучников и вернулся ни с чем.
Закат величия скифов
За несколько веков это произошло естественным путем. То, что не удалось сделать лучшим армиям мира одним наступлением, решили годы противостояний с соседями. Из степей их вытеснили соседи, которые понемногу отхватывали часть территорий. Соседи – такие же кочевые племена: сарматы, саки, позднее – аланы. Это не было одномоментным захватом – скорее планомерным поглощением, потому что скифы смешивались с этими народами.
А скифы, как народ, в начале нашей эры остались только в Крыму. Там они от кочевого образа жизни перешли к «эллиннизированному». Стали строить города, заниматься земледелием. В скифские города стали приезжать торговцы из Греции, многие оставались жить в этом благодатном крае.
Одним из главных городов стал Неаполь Скифский, который был расположен на окраине нынешнего Симферополя.
В таком состоянии скифы могли прожить еще долго, но в 3 веке пришли воинственные готы. Эти племена объявили войну всем и сразу. Они легко разрушали крепости и один за другим скифские города пали.
Скифы поделились на два лагеря. Большая часть из них ушла в горы, спасаясь от захватчиков. А остальные влились в армию готов и пошла на Римскую империю. Довершили историю гунны – еще одни захватчики, которые пришли на место готов. Скифы, как самостоятельный народ, перестали существовать.
Сейчас некоторые историки считают, что современные чеченцы и осетины – потомки тех самых скифов, аланов и сарматов, которые ушли в горы, спасаясь от набегов готов и гуннов.
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Сегодня день рождения
Рекомендуем
Кто такие скифы и что с ними стало?
Скифы – легендарный народ, некогда населявший обширные территории современных Украины, России и Казахстана.
Загадочные кочевники оказали значительное влияние на формирование славянского этноса и, по мнению ряда историков, дали толчок к образованию первой государственности.
Как выглядела античная Скифия и, какая судьба постигла могущественное государство?
Под скифами принято подразумевать более двух десятков различных ираноязычных племен, объединенных общей культурой и социальной организацией.
При этом внешний вид и образ жизни этих племен значительно отличался. Одни вели сугубо кочевую жизнь, другие строили укрепленные города и возделывали землю.
Согласно греческим писателям, лесостепные племена отличались высоким ростом и худощавым телосложением, степные обладали светлыми чертами лица, крупным телом и рыжими волосами. Забавно, что современные исследования подтвердили эти описания, 19% причерноморских скифов страдали ожирением.
Как бы то ни было, генетический анализ останков выявил родство древнего народа со многими нациями, населяющими современную Россию. В той или иной мере, кровь античных кочевников течет не только в славянах, но также в тюрках и представителях Кавказа.
Как выглядело Скифское государство?
Скифия – типичное кочевое государство, не имевшее четких границ и жесткого контроля центра над регионами. Империя пребывала в состоянии раздробленности и держалась на формальном союзе племен.
У государства был царь, чья власть являлась наследственной и обожествлялась. Однако она ограничивалась советом вождей и народным собранием.
В обществе ярко выделялись прослойки аристократов, жрецов и воинов. Женщины и мужчины имели равные права. Анализ ДНК более 1000 скелетов скифских воинов, с почестями захороненных в курганах, показал, что 37% из них были женщинами.
Скифам приписывается изобретение кочевой тактики боя, с обманными маневрами, стратегическим отступлением и применением конных лучников.
Существовало такое государство с VIII века до н.э. по IV век н.э. В период расцвета в IV веке до н.э. столица империи располагалась в Запорожской области Украины.
Куда исчезли скифы?
В греческой истории скифы запомнились победоносными походами в Малую Азию, разгромом войска персидского царя Дария I и македонской армии Зопириона (полководца Александра Македонского).
Скифия успешно отражала нападения с Юга и Запада, встречаясь с войсками оседлых народов, однако терпела поражения от других кочевников.
Между 280—260 годами до н. э. Скифию атаковали сарматы. Скифы удержали Крым, земли современных Молдавии, Западной Украины, Румынии и Болгарии, но потеряли восточные угодья.
В I веке до н.э. Крым отбило греческое Понтийское царство. Соперничество с греками привело к политической раздробленности.
Однако добили Скифию готы. Во второй половине III века н.э. древнегерманские племена, откочевавшие из Скандинавии, завоевали Крым и Приазовье.
Праздновали победу готы относительно недолго. К IV веку н.э. до Крыма дошли изгнанные из Китая гунны. Новый могущественный кочевой народ покорил готов и продолжил нашествие дальше на Запад.
В этих условиях, скифы просто растворились среди завоевателей.
Когда скифы владели Азией
По словам греческого историка Геродота, скифы жили в самой отдалённой земле, которая не давала им никаких полезных плодов, поэтому у них ничего не было и сами они не обладали никакими достоинствами — за исключением воинской доблести. Ни один народ, который когда-либо нападал на скифов или на который сами скифы ходили войной, никогда не мог их победить. Храбрость и многочисленность скифов делала их неодолимым противником. Некогда скифы на протяжении 28 лет владели всей Азией. Посмотрим, как скифы обрели эту власть и как её утратили.
Появление скифов
Родина скифов лежит далеко на востоке, на территории современной Монголии и Восточного Казахстана. Примерно в середине — третьей четверти VIII века до н.э. здесь поднялась волна ираноязычных кочевых народов, отправившихся в путь. На широком пространстве степной зоны Евразии, от гор Алтая и Тянь-Шаня до Средней Азии и Ирана, а также до казахских степей и далее на запад — за Волгой, на Кавказе и в Северном Причерноморье, одни племена покоряли или вытесняли другие. Менялись антропологический облик населения, язык, археологические культуры. Движение продолжалось около половины столетия, и в результате саки и массагеты заняли степи между Каспийским и Аральским морями, а собственно скифы перешли Волгу и оказались в степной зоне Предкавказья и Северного Причерноморья. Жившие здесь прежде ираноязычные племена киммерийцев частично отступили перед завоевателями, частично примкнули к ним, со временем полностью с ними смешавшись и приняв их имя.
Повествуя о появлении скифов в Причерноморье, Геродот рассказывает, что некоторые киммерийцы в страхе перед завоевателями покинули родину и через горы Кавказа ушли на юг, в Малую Азию. Скифы пустились в погоню за беглецами, но сбились с пути:
«Ведь киммерийцы постоянно двигались вдоль побережья Понта, скифы же во время преследования держались справа от Кавказа, пока не вторглись в земли мидян. Это последнее сказание передают одинаково как эллины, так и варвары».
В другой части текста историк отмечает:
«От озера Меотиды до реки Фасиса и страны колхов 30 дней пути для пешехода налегке. А от Колхиды до Мидии — не дальше, только между этими странами живёт одна народность — саспиры. Минуя их, можно попасть в Мидию. Скифы во всяком случае вступили в Мидию не этим путём, но, свернув с прямой дороги, пошли верхним путём, гораздо более длинным, оставляя при этом Кавказские горы справа. Здесь-то и произошла битва мидян со скифами. Мидяне потерпели поражение, и их могущество было сломлено. Скифы же распространили своё господство по всей Азии».
Возможно, это означает, что скифы шли через Дербентский проход, в то время как киммерийцы воспользовались более коротким маршрутом через Дарьяльское ущелье.
Скифы в Закавказье
Переход скифов через Кавказ и их появление в северо-западной части Ирана относится ко времени около 680 года до н.э. Под их натиском жившие здесь ранее киммерийцы были вынуждены отойти в юго-западном направлении к границам Каппадокии. Из ассирийских клинописных документов этого времени известно о набегах скифов за добычей на пограничные провинции Бит-Хамбан и Парсумаш. Около 675 года до н.э. подвластные Ассирии мидяне с помощью скифов свергли ассирийское господство и создали самостоятельное государство со столицей в Экбатанах. Предводитель восстания некий Хшатрита (около 673–653 год до н.э.) был провозглашён первым царём.
В одной из надписей наряду с другими союзниками Хшатриты упомянут вождь скифов Ишпакай, разбитый ассирийцами и погибший на поле боя примерно в 673 году до н.э. Его имя Išpakâi может быть выведено из скифского Aspak — «всадник» или, по другой версии, из иранского Spaka — «собака».
Ишпакай является первым известным нам по имени предводителем скифов. Его преемником стал Партатуа, известный Геродоту под именем Прототий. Это имя упоминается и в ассирийских документах. Среди табличек ассирийского царя Асархаддона (680–669 годы до н.э.) из Ниневии известен следующий его запрос к оракулу бога Шамаша:
«Партатуа, царь скифов, послал гонца к Асархаддону (…) если Асархаддон, царь Ассирии, отдаст в жёны Партатуа, царю скифов, дочь царя, вступит ли с ним Партатуа, царь скифов, в союз, слово верное, мирное, слово дружбы скажет ли Асархаддону, царю Ассирии, клятву верности будет ли выполнять поистине…».
Прямых данных о заключении династического брака между дочерью Асархаддона и предводителем скифов нет, однако последующие события косвенно его подтверждают. Известно, что вскоре скифы вышли из состава антиассирийской коалиции, и это позволило Асархаддону закончить войну с мидянами на приемлемых для себя условиях. Мидия должна была признать номинальную зависимость от могущественного соседа, однако Каштариту сумел удержать власть в своих руках и передал её своим наследникам. В приводимой Геродотом генеалогии мидийских царей Каштариту — или Хшатрита в мидийской форме этого имени — должен соответствовать Фраорту, отцу знаменитого впоследствии царя Киаксара.
Скифы немало выиграли от союза с Ассирией. Если Ишпакай в ассирийских документах назван просто «скифом», то его преемник Партатуа уже почтительно именуется «царём страны Ишкуза», то есть Скифского царства, располагавшегося где-то в землях к северу от озера Урмия. Отсюда скифы сами или в качестве ассирийских союзников могли совершать походы против Урарту на территории современной Армении, против киммерийцев в Малой Азии или против Мидии. По мере усложнения политической обстановки на северных границах Ассирии и возникновения новых антиассирийских восстаний значение союза со скифами для Ниневии постоянно возрастало.
Разгром Мидии
Важнейшую роль скифы сыграли в устранении угрозы со стороны постоянно растущей после обретения независимости Мидийской державы. Основная информация об учинённом скифами в 653–652 годах до н.э. разгроме Мидии содержится в «Истории» Геродота:
«Фраорт не удовольствовался владычеством над мидянами (…) но начал покорение всей Азии, народ за народом. Наконец, он выступил в поход на ассирийцев, именно на тех, что владели Нином и прежде были владыками всей Азии, а теперь, после отпадения своих союзников остались одни; у себя дома, впрочем, они были ещё довольно могущественны. В этом-то походе пал и сам Фраорт после 22-летнего царствования, и погибла большая часть его войска».
Хотя Геродот не уточняет, от чьей руки пал Фраорт (он же, возможно, Хшатрита), но это сообщение весьма заманчиво сопоставить с приведённым выше его же рассказом о разгроме мидян скифами после перехода Кавказа и обретении ими господства над всей Азией. Та же история о нападении мидян на ассирийцев и последовавшем затем их разгроме скифами встречается у Геродота снова в следующем виде:
«После кончины Фраорта царство перешло к его сыну, внуку Дейока Киаксару (…) Это был тот самый Киаксар, который сражался с лидийцами, когда во время битвы день внезапно стал ночью (…) Со всеми подвластными народами Киаксар выступил против Нина, чтобы отомстить за отца и разрушить город. Тут-то, когда он уже одолел ассирийцев и начал осаду Нина, в пределы его царства вторглись огромные полчища скифов во главе с царём Малием, сыном Прототия. Скифы вытеснили киммерийцев из Европы и преследовали их в Азии, а теперь вторглись в Мидийскую землю».
Упомянутое здесь солнечное затмение произошло в 585 году до н.э., что является слишком поздней датой для описываемых событий и упомянутых персонажей, ведь появление скифов в Закавказье, как мы видели, относится ещё к рубежу VIII и VII веков до н.э., а возвышение Лидийского царства и Мидии, война между ними и вышеупомянутая битва на реке Галис происходила вследствие крушения скифского господства в Азии, а не предшествовала ему, как можно подумать из непосредственного содержания цитируемого отрывка. Наиболее правдоподобной является версия, согласно которой Геродот перепутал последовательность событий, и разгром скифами Мидии относится к правлению Фраорта (Хшатрита), а не Киаксара.
Разгром киммерийцев
После рассказа о разгроме скифами Мидии Геродот повествует о 28-летнем периоде скифского владычества в Азии:
«В течение двадцати восьми лет скифы властвовали над Азией, и за это время они, преисполненные наглости и презрения, всё опустошили. Ибо, кроме того, что они с каждого взимали дань, которую налагали на всех, они ещё, объезжая страну, грабили у всех то, чем каждый владел».
Упомянутые Геродотом 28 лет хорошо укладываются в период между смертью Фраорта (Хшатриты) в 653 году до н.э. и победой, одержанной над скифами его преемником Киаксаром в 625 году до н.э. Это позволяет построить единую непротиворечивую шкалу событий. В начале этого периода скифы осуществляли гегемонию в качестве союзников Ассирии, а после разрыва с ней — самостоятельно.
Одним из главных противников Ассирии в это время было Урарту, цари которого, опираясь на союз с киммерийцами, стремились к расширению своих владений в западном направлении. Предельно ослабленное скифскими набегами Урартру было вынуждено в 643 году до н.э. обратиться за защитой к ассирийскому царю Ашшурбанапалу (669–627 годы до н.э.). В Малой Азии в это время хозяйничали киммерийцы, которые в 644 году до н.э. разгромили Лидийское царство, сожгли его столицу Сарды и убили царя Гига. Его преемник Ардис был вынужден обратиться за помощью к ассирийскому царю.
После этого скифы Мадия через территорию союзного им на тот момент Урарту или южнее, через собственно ассирийские владения, продвинулись в Малую Азию и нанесли киммерийцам разгромное поражение. Последний раз киммерийцы упоминаются около 640 года до н.э. в ассирийском гимне Мардуку, автор которого благодарит бога за заступничество от кочевников. После этого сведения о них исчезают из документов. К этому же времени относится первое знакомство со скифами малоазиатских греков-ионийцев. В поэме Аристея Проконесского впервые появилась легенда о переселении киммерийцев и их преследовании скифами, которая впоследствии нашла отражение в «Истории» Геродота.
Скифское владычество в Азии
Вскоре после этого Ассирийская держава вошла в новую полосу турбулентности. Начало кризису было положено около 630 года до н.э., когда скифы Мадия разорвали союз с Ниневией и обрушились опустошительными набегами на её северные и западные границы. Ассирия не смогла им противостоять, и её власть на обширных территориях к западу от Евфрата рухнула. Эта внезапная катастрофа послужила триггером для внутренних конфликтов. Дискредитированный поражением царь Ашшурбанапал был отстранён от престола и вынужден удовольствоваться властью над Вавилоном. Новым царём Ниневии стал его сын Ашшурэтилилани (629–623 годы до н.э.). Рокировка на троне не спасла положение: от Ассирии одна за другой начали отделяться завоёванные ранее провинции.
Период смуты, нападений кочевников и повальных грабежей, предшествовавший окончательному падению Ассирии, произвёл на Ближнем Востоке столь сильное впечатление, что здесь возникло предание о 28-летнем скифском владычестве в Азии. Через местные источники это предание дошло до Геродота. Как мы видели, отец истории на самом деле отсчитывал этот срок от победы скифов над мидянами в 653 году до н.э., однако он верно изложил последовательность событий. По словам Геродота, ареал грабительских набегов скифов доходил до границ Египта:
«Затем скифы пошли на Египет. На пути туда в Сирии Палестинской скифов встретил Псамметих, египетский царь, с дарами и просьбами склонил завоевателей не идти дальше. Возвращаясь назад, скифы прибыли в сирийский город Аскалон. Большая часть скифского войска прошла мимо, не причинив городу вреда, и только несколько отставших воинов разграбили святилище Афродиты Урании…».
Археологическим подтверждением этого рассказа являются многочисленные находки характерных скифских втульчатых наконечников стрел VII–VI веков до н.э., которые находят по всему Ближнему Востоку вплоть до Палестины. Некоторые исследователи связывают с влиянием древневосточных цивилизаций проникновение в раннекочевническую среду ряда орнаментальных мотивов и изделий, декорированных в технике перегородчатой инкрустации, характерной для переднеазиатской торевтики.
Крушение скифского господства
В 625 году до н.э. мидийский царь Киаксар поднял восстание против скифов, истребил их знать и изгнал из страны. Об обстоятельствах этого события рассказывает Геродот:
«Киаксар и мидяне пригласили раз множество скифов в гости, напоили допьяна и всех перебили. Так мидяне восстановили прежнее величие своей державы и ещё завоевали Нин и покорили ассирийцев, за исключением Вавилонской области».
Потерпев поражение, скифы вернулись туда, откуда пришли — в Причерноморские степи. На обратном пути им пришлось выдержать настоящую войну с детьми, которых их жёны из-за длительного отсутствия мужей породили от рабов. Как рассказывает Геродот, скифы долго не могли одолеть их в бою, пока по совету одного старика не догадались отбросить копья и мечи и атаковать их с плетьми в руках.
После отступления основной массы кочевников какие-то группы скифов продолжали оставаться в Передней Азии, но они уже не представляли серьёзной военной угрозы для её исконных обитателей. Скифское царство где-то на территории современного Азербайджана ещё в 590-х годах до н.э. упоминалось пророком Иеремией. «Прямошапочных» скифов, отличных от среднеазиатских саков тиграхауда, Геродот называл среди населения Мидии уже Ахеменидского периода. Вероятно, со временем их потомки полностью растворились в местной этнической среде.
В каком веке погибло скифское государство
* ПЕРЕПОСТ *
Выкладываем завершающую скифскую главу № 18 неизданной пока книги Игоря Коломийцева о славянских предках «Народ-Неведимка».
Повторюсь лишний раз: не взирая на некорректности и некоторую некомпетентность автора в отдельно взятых деталях, многие мысли Игоря Коломийцева метки, неожиданны и даже близки к гениальности.
Отдельная благодарность ему, что не пытается на гребне волны возвеличивать «славное арийское прошлое русов-славян», как это нынче делают многие. Если в двух словах выразить взгляд автора, то выходит, что в скифское время славянские предки ещё входили в достаточно широкую, но уже аморфную балтскую общность. Но балты приморские кардинально отличались от лесных. Вот «наши» предки — как раз выделились из лесных. И было это уже после возвеличивания и упадка Скифской империи раннежелезного века.
Об этом мы сейчас и послушаем.
Глава восемнадцатая. Скифское наследство
Скифы исчезли со страниц истории также неожиданно,
как и появились, как будто упали в глубокий колодец.
И хотя сами они исчезли, они всколыхнули воды истории.
Тамара Райс, британский археолог, писательница,
«Скифы: строители степных пирамид», 1957 г.
Вернёмся к нашим героям.
Надо сказать, всё в царских скифах оказалась окутано завесой тайны. Язык вызвал научные споры.
Странные обычаи, в чём-то схожие то с египетскими обрядами, то с привычками американских индейцев – охотников за скальпами, долгое время казались историкам выдумкой античных предшественников. Немало копий было сломано вокруг происхождения скифов. Алтай в качестве их прародины до сих пор признаётся далеко не всеми учёными. Скажу больше – исчезновение этого племени тоже серьёзная научная загадка.
Обычно в учебниках и энциклопедиях историки и археологи пытаются закрыть эту скользкую тему одной туманной фразой: «В Причерноморье скифов сменили сарматы«.
Выдающийся русский скифолог начала прошлого столетия Александр Спицын пишет об этом так осторожно и вкрадчиво, словно сам не слишком верит изложенному:
«По-видимому, к концу II века скифские курганы исчезают совершенно. Таким образом, расцвет сарматских курганов как будто совпадает с гибелью скифских«.
И этим «как будто» многое сказано.
Действительно, учёные привыкли к тому, что ни один народ другому свои земли добровольно не отдаёт. А уж если твои владения – лакомый кусок, то и подавно. Если скифы исчезают в богатом и процветающем Северном Причерноморье, значит кто-то их оттуда изгнал, либо истребил, в крайнем случае, просто покорил. Логично, не правда ли? А поскольку сарматские курганы появляются в этих краях позже скифских, стало быть, именно сарматы предстают победоносными завоевателями. Всё просто и неоспоримо.
Но, по мере того, как уточнялись датировки степных могильников, картина происходившего здесь с конца IV по начало II столетия до нашей эры становилась всё более загадочной и таинственной.
Как оказалось, империя скифов исчезла практически мгновенно.
Причём на всей огромной территории – от Дуная до Дона. На сегодняшний день внутри того гигантского квадрата, что был очерчен Геродотом, нет ни одного скифского кургана, который можно было бы датировать временем позже рубежа IV–III веков до Рождества Христова. Только что в причерноморской степи создавались колоссальные насыпные холмы, никогда никем не превзойдённые, археологи радовались их великолепному содержанию и провозглашали Золотой век кочевой державы, как спустя одно мгновение всё это могущество куда-то испаряется.
При этом исчезают не только всадники-стрелки, но и значительная часть населения скифских городищ. Например, Елизаветовское поселение в устье Дона его жители просто полностью покидают в самом конце IV столетия. А вот те, кто по исторической логике должен был сменить аборигенов или даже вытеснить их отчего-то никак не хотят просматриваться.
Украинский археолог Сергей Полин свидетельствует:
«На сегодняшний день отчётливо фиксируется временной разрыв между упадком Причерноморской Скифии в начале III века и появлением сарматов в этом регионе во II–I веках до нашей эры«.
Согласитесь, есть в этой ситуации нечто противоестественное.
Всё так же текут с Севера на Юг полноводные реки, богатые рыбой осетровой породы. Нехотя бьются о скалы волны сонного Чёрного моря. Стоят на его берегах невредимые колонии древних греков. Шумят на рынках купцы, скупая местную пшеницу, нахваливая привозное вино и оливковое масло. Но никто не приходит сюда за данью. Никому не нужно эллинское золото. В безлюдной степи замерли брошенные курганы высотой с пятиэтажные дома. Их немая стража оскаленными черепами отпугивает случайно забредших сюда путников. Пустыня безмолвствует. Только ветер гонит куст перекати-поля куда-то за горизонт, да голодная лисица поглядывает – не поживиться ли ей пожелтевшей человеческой косточкой. Как будто ужас, который внушали скифы всем своим соседям, ещё незримо охраняет эти места от любых посягательств извне.
Сто лет прошло, сменилось три поколения, прежде чем сюда решились заявиться новые обитатели.
«В бывшей Скифии первые сарматские захоронения были совершены лишь во II-I веках до нашей эры»
– с некоторым недоумением сообщает профессор Сергей Рассадин. Дескать, где же вы, сарматы-победители? Куда спрятались? Впрочем, скифов ведь мог прогнать и кто-то другой. Слава богу, желающих поживиться чужим добром всегда хватало.
Давайте посмотрим, что происходит в Европе и Азии в самом конце злополучного IV века до нашей эры, на который пришёлся расцвет Скифии, так внезапно прерванный исчезновением всадников-стрелков.
Как известно, рубежами кочевой державы тогда на Востоке значился Дон, на Юго-западе – Дунай. Однако, кочевники уже претендуют и на земли по ту сторону этой великой реки, в её низовьях.
Единственным соперником грозной империи всадников-стрелков в этот период становится возвышающееся Македонское царство. Его правителю Филиппу, отцу знаменитого Александра, удалось нанести скифам чуть ли не единственное в их истории поражение. Случилось это в 339 году где-то в районе Добруджи, на этом, балканском берегу Дуная. Древние историки писали, что победа пришла к македонскому царю благодаря его хитрости, вдобавок в сражении погиб престарелый вождь скифов Атей, которому ко времени последней битвы исполнилось 90 лет. Впрочем, осторожный правитель Македонии через Дунай переправиться не решился. Захватив в так называемой Малой Скифии, то есть на Правобережье, несколько конских табунов и стад крупного скота, он предпочёл вернуться восвояси. Но даже добычу сохранить не сумел. Местные фракийцы напали на него, изрядно потрепали войско и отняли трофеи.
Александру Великому умеренность Филиппа по наследству не передалась. Он не скрывал своих претензий на мировое господство. Покорение скифов входило в его почти безумные планы. С этой целью, после подчинения Персии, повелитель Македонской империи разделил свою армию на две части. С основными силами победоносный полководец лично выступил походом на скифов в Средней Азии, ошибочно полагая реку Яксарт (Сырдарью) Танаисом (Доном). Чуть ранее 30-тысячное войско под руководством фракийского наместника Зопириона, преодолев Дунай, двинулось в сторону Днепра. Александр, очевидно, планировал взять скифов в клещи с Запада и Востока. Но не рассчитал силы.
Зопирион был наголову разбит скифами под стенами Ольвии в 331 году, чему свидетельством монета с изображением скифского лука, отчеканенная этим городом в честь славной виктории. В результате той злосчастной для македонян кампании против них восстали все фракийские племена на Балканах, а скифы, в назидание заносчивым врагам, разорили их главную базу в дунайском регионе – город Никополь.
Македонское войско, отправившееся в Скифию через пустыни Приаралья, вскоре оказалось в отчаянном положении. «Воины замучались от сильной жары», сам Александр заболел и «в тяжелом состоянии был отнесён обратно в лагерь». После смерти легендарного завоевателя древности, случившейся через шесть лет после его неразумного среднеазиатского похода, возможно, по причине подхваченной в скифской пустыне лихорадки, Империя македонян распалась на множество воюющим друг с другом частей. Этим осколкам, во главе с коронованными полководцами – диадохами, было уже не до скифов. Рим тогда ещё только начал возвышаться. Весь третий век он будет воевать с Карфагеном, отражать нашествие полчищ Ганнибала в Италию. Дела Востока гордых патрициев в это время волнуют мало. Словом, после смерти Александра со стороны великих держав древности скифам уже ничто не угрожало.
Александр Македонский. Фрагмент римской мозаики. Помпеи
На западных рубежах тоже всё было спокойно.
Фракийцы на рубеже IV-III веков до нашей эры были заняты отражением походов незадачливых наследников Александра и участвовали во внутренних конфликтах осколков его империи. Когда в 291 году один из македонских диадохов Лисимах вторгся в задунайские земли, царь гетов Дромихет заманил его в ловушку и пленил. Но обходился с ним, как с гостем. Указав на крайнюю бедность северных фракийцев, он посоветовал полководцу Александра не воевать с таким народом, а взять его в союзники. В дела Северного Причерноморья фракийские племена почти не вмешивались до середины I века до нашей эры, когда внезапное нашествие гетов практически уничтожило Ольвию. Но это уже совсем другая эпоха.
Кельты были самым воинственным племенем Европы почти до самого конца III столетия до Рождества Христова.
Как писал об этом периоде Марк Юстин: «Само имя галлов внушало такой страх и так велика была слава их военных удач и непобедимости, что одним казалось, будто нельзя сохранить свою власть, другим, – что нельзя возвратить утраченную мощь, не прибегая к военной помощи галлов«.
Однако, этих грозных завоевателей влекли к себе богатые южные земли – Италия, Балканы, Греция и даже Малая Азия, а отнюдь не холодная Скифия. В 279 году кельты разобьют греков на перевале Фермопилы и попробуют захватить знаменитое святилище в Дельфах. Впрочем, по смерти вождя Бренна их активность здесь угаснет. Одновременно некие кельтские племена вторгнутся в Македонию, убьют тамошнего царя Птолемея II, но уже вскоре будут изгнаны и оттуда. В итоге этих походов общие достижения кельтов на Юго-востоке окажутся весьма скромными: галаты поселятся в Малой Азии, народ скордисков – на Западе Балканского полуострова, в районе нынешней Сербии.
Но в низовьях Дуная, не говоря уже о более восточных и северных территориях, пришельцы, звавшиеся бастарнами, объявятся не раньше конца III века до нашей эры. К этому же периоду относятся и известия о полчищах галатов и скиров, которые, согласно эллинскому декрету в честь Протогена, могли угрожать Ольвии.
В реальности, однако, пришельцы с Запада не продвинулись дальше Молдовы и Волыни.
Как видим, целое столетие после ухода скифов на западных границах их бывших владений царили тишина и покой. Никто не решался вторгаться и отсюда.
Стало быть, если верить современным историкам, великую Империю скифов погубили «спорадические набеги» соседей? При этом последние своих погибших отвозили на родину.
Допустим. Но отчего же в этом случае в степной Скифии III века нет никаких следов разрушений?
И куда девали тела своих погибших атакованные царственные племена?
Неужели они настолько убоялись «рейдов сарматских воинов», что со страха перестали насыпать даже малюсенькие насыпи над могилами павших героев? Несомненно, чтобы сокрушить могучее царство наследников Атея понадобилось, вероятно, целая серия военных акций. Почему же в этом случае о грандиозном столкновении сарматов со скифами молчат греческие хроники? Ведь эллины жили на берегах Чёрного моря, в непосредственной близости к потенциальному театру военных действий. И потом, скифы являлись одним из самых прославленных народов в истории древнего мира. Если нашлись те смельчаки, что их одолели, отчего они не гордились своим бессмертным подвигом?
Греки, описывая скифов, всегда подчёркивали, что это те самые люди, которые победили киммерийцев, а затем заставили в панике бежать персидские полчища Дария. Почему же ни один эллинский или римский автор в заметках о сарматах никогда ни словом не обмолвился, вот мол, именно это племя сокрушило великих воителей скифов?
Разумеется, не все исследователи верят в теорию сарматских рейдов.
Уже знакомый нам белорусский археолог Сергей Рассадин считает, что «никаким набегом не может объясняться исчезновение кочевого и оседлого населения в степи и лесостепи Северного Причерноморья на рубеже IV-III веков до нашей эры«.
Его коллега из Украины, видный скифолог Сергей Полин полагает, что великую державу погубила экологическая катастрофа. Изменения климата, по его версии, привели к иссушению степей, стадам нечем было кормиться, начался падёж скота, а вместе с ним случился упадок кочевой Империи.
Увы, и эта версия вряд ли способна объяснить почти мгновенное исчезновение скифских курганов. Возможно, к IV столетию климат здесь действительно стал суше. Именно в этот период царские племена начинают держаться поближе к Днепру. Они уже кочуют не только на привычном им Левобережье, но перебираются и на противоположную сторону реки, безжалостно изгоняя из тех мест подвластных им скифов-пахарей. Когда степь пересыхает, кочевник всегда приходит в более влажную лесостепь и решает свои проблемы за счёт несчастного земледельца.
Однако в целом то, что мы тут наблюдаем, не походит на сценарий медленного упадка цивилизации.
Экологическая катастрофа, конечно, могла привести к угасанию Скифии, уменьшению её в размерах, деградации культуры, обнищанию правителей, измельчанию их могильников и прочим подобным неприятностям. Но какое иссушение оказалось способно разом испарить всех степных царей и их курганы с просторов Северного Причерноморья?
В конце концов, в Северном Причерноморье проживало множество как оседлых народов, так и кочевых племён: греки, фракийцы, сирматы, меоты, савроматы. Их жизнь не прервалась с рубежа IV-III столетий. Не могло же ухудшение климата избирательно подействовать только на скифов, оставив остальных вполне довольными своим существованием?
Вернёмся тогда ещё раз к потенциальной угрозе с Востока. Постараемся быть предельно объективными.
Какие доказательства имеются на руках у сторонников сарматского завоевания Скифии?
Во-первых, они часто ссылаются на одну-единственную фразу из труда греческого историка I века до нашей эры Диодора Сицилийского, который писал, что скифы, властвуя над Азией, а затем перебравшись в Причерноморье, прихватили с собой из Мидии ещё одно племя:
«переселенцы звались савроматами. Эти последние много лет спустя, сделавшись сильнее, опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побеждённых, превратили большую часть страны в пустыню«.
Звучит угрожающе, не правда ли? Правда, творил этот автор уже в те времена, когда царских скифов здесь давно не было и в помине. Скифией тогда именовали земли Северного Причерноморья, а не Империю кочевников.
Вдобавок разорителем «значительной части» данной территории сицилиец называет не сарматов, а савроматов. Археологам хорошо известно, что это разные народы. Впрочем, об этом мы ещё поговорим.
Во-вторых, верящие в сарматскую агрессию приводят в качество доказательства её реальности новое прочтение историком Юрием Виноградовым одного из греческих текстов из колонии Херсонес, так называемого декрета «О несении Дионисия» 280 года до нашей эры, где, якобы, сказано о «полчищах сарматов», готовых вторгнуться в Крым. Страшно?! Смущает лишь, что Виноградов считается одним из самых горячих поклонников теории сарматских завоеваний.
А в старом прочтении отчего-то про эту угрозу ничего не говорилось.
И потом между готовностью напасть и самим фактом нападения есть существенная разница.
Ни одна из греческих колоний в Крыму в третьем столетии не была разрушена. Наоборот, на этот период приходится возвышение Боспорского царства.
Нетронутой оказалась даже азиатская часть этого государства, расположенная на Тамани.
Прекрасно чувствуют себя и кочевые обитатели степной части крымского полуострова. Они начинают оседать на землю и строят здесь свою новую столицу – Неаполь Скифский. Правда, курганы тут теперь почти не возводятся, а те, что появляются в это время свидетельствуют – их оставили уже не царские скифы.
[Очередной перебор и натяжка от автора! В Крыму II-I веков до н.э. обитали именно скифы. И смена нюансов их социальной жизни и характера погребений вполне аналогична тому, что происходило в Скандинавии с восьмого по девятый век н.э.: классический Вендель так не похож на типовые памятники викингов! Меж тем, их оставляли представители одних и тех же языков и этносов с дистанцией в два-три поколения. ]
..Неужели одного лишь появления где-то поблизости «полчищ сарматов», если, конечно, они не причудились современным историкам, оказалось достаточно для того, чтобы скифы самоликвидировались?
Если говорить серьёзно, то единственным сколько-нибудь реальным доказательством сарматского нашествия могут служить следы пожаров и разрушений, а также поспешные захороненных сограждан, обнаруженные археологами в слоях III века до нашей эры на трёх скифских городищах: Коломакинском на Ворскле, Кнышевском в верховьях реки Псел и Семилукинском на Верхнем Дону.
Но вот, что интересно. Ни одно из этих поселений не прекращает на этом своё существование. Напротив, поверх старых часто насыпают новые валы. Не говоря уж о том, что последствия военных акций обнаружены на ничтожно малом числе городищ и лишь в одной зоне – на северо-востоке Скифского квадрата, в междуречье Днепра и Дона. При этом в Подонье из 40 укреплённых поселений пострадало лишь одно, на днепровском Левобережье из более чем ста – два, на Правобережье, где их тоже более сотни, нет ни одного пострадавшего. Хотя деградация и отток населения ощущаются повсюду.
Как-то не слишком всё это напоминает масштабную внешнюю агрессию.
Послушайте, что пишет о слоях III столетия донских городищ воронежский археолог Юрий Разуваев, кстати, сторонник теории сарматского нашествия:
«..как правило, не содержат продуктов горения. Кроме того, и на площадках городищ нет следов разгрома. Всё говорит скорее о спокойном уходе населения. Остаётся констатировать, что причины затухания жизни в скифоидных посёлках на археологических материалах не просматриваются.
Есть основания полагать, что часть населения оставалась в посёлках до начала нашей эры«.
Что ж, если кровавые злодеяния неизвестных агрессоров обнаружить не удаётся, поищем хотя бы самих невидимых героев. Шутка ли, ведь им приписывают разгром великой Империи скифов.
Первыми претендентами на эту роль выступают у нас савроматы. Ведь это они, по словам Диодора из Сицилии, «превратили большую часть страны в пустыню». Данный народ хорошо знаком античным авторам. Его часто называли «женоуправляемым» и никогда не путали с сарматами, не смотря на всю схожесть племенных имён. Геродот поведал легенду о происхождении этих людей от амазонок и скифских юношей. Он также заметил:
«Савроматы говорят по-скифски, но исстари не правильно, так как амазонки плохо усвоили этот язык«.
Амазонка в скифском костюме. Рисунок на греческой вазе
Владения потомков амазонок начинались сразу за Танаисом (Доном), следовательно их можно считать ближайшими соседями царских скифов. Археологи обнаруживают в междуречье Дона и Волги лишь одну археологическую культуру – блюмендфельдскую, которая как нельзя лучше подходит историческим савроматам. Она не такая богатая, как классическая скифская, но явно испытала её влияние.
Более того, они не перебрались через Танаис в Европу даже когда держава скифов исчезла.
Последнее, кстати, стало для савроматов настоящей трагедией. Когда в междуречье Дона и Волги хлынули племена с востока, те самые, что будут зваться «сарматами», «женоуправляемым» соседям скифов пришлось нелегко. Они утратили родные степи и были вынуждены податься на Юг: в Прикубанье и предгорья Кавказа. Там они влились в союз племён под управлением сираков и стали зваться «язаматами» или «сираками«.
Их скорее следует считать пострадавшими от сарматской агрессии, чем грозными завоевателями.
В разделе «Азия” географического трактата I века до нашей эры, приписанного перу Псевдо-Скимна, сообщается:
«На Танаисе, который служит границей Азии, разделяя материк на две части, – первыми живут сарматы, занимая пространство в 2000 стадий. За ними, по словам писателя Деметрия, следует меотийское племя, называемое язаматами, а по Эфору оно называется племенем савроматов«.
Как видим, потомки амазонок получаются у нас не столько разрушителями империи скифов, сколько главными пострадавшими от гибели этого дружеского им царства.
«Женоуправляемые» были прямыми потомками срубников, то есть по внешнему облику оказались близки киммерийцам. Сарматы в плане антропологии выглядят сложнее. В их сложении кроме восточноевропейцев участвовали андроновские племена, пришедшие на Урал, вероятно с низовьев Сырдарьи. Это были тоже европеоиды, но несколько более круглоголовые, чем их киммерийские и савроматские сородичи.
Первыми выходцами из прохоровского сообщества стали некие сирматы. В названии этого племени уже слышится отзвук общего имени более поздних племён данного круга. Тем не менее, вели себя эти родственники «грозных разрушителей» удивительно мирно. В IV веке до нашей эры они поселяются на территории Скифии в низовьях Дона и это, по сути, единственное, что мы о них знаем.
В «Путеводителе» Псевдо-Скилака сказано:
«Сирматы народ и река Танаис (составляет) границу Европы и Азии«,
чуть дальше читаем: «От реки Танаис начинается Азия и её первый народ на Понте савроматы«.
Очевидно, что переселение первых настоящих сармат – сирматов – в эти края никому не доставило хлопот. Расположенное тут же Елизаветинское городище скифов продолжало мирно существовать до самого конца столетия.
Что касается оставшегося на Южном Урале населения, то оно тоже не спешило превращаться в «потрясателей Вселенной», лишь постепенно и неспешно распространяясь на Запад.
На рубеже IV-III веков, в тот самый момент, когда в Причерноморье исчезают царские скифы, прохоровские племена занимают лишь Поволжье. Их единое до того сообщество делится на две группировки: саратовскую, вероятно, это будущие роксаланы; и оставшуюся на прежнем месте оренбуржскую, исследователи полагают, что впоследствии эти люди станут аорсами.
На протяжении всего III столетия сарматы, в первую очередь, саратовские, занимали междуречье Дона и Волги, оттесняя к Югу савроматов. Цивилизованные народы ничего о них в это время не слышали.
«IV-III века до нашей эры – туманное время в истории сарматов. В письменных источниках той поры отсутствует какая-либо конкретная информация о них»
– пишет один из ведущих российских сарматологов, волгоградский археолог Анатолий Скрипкин.
Он же добавляет об этом периоде:
«осведомлённость античной истории и географии о сарматах была слабой, в чём повинны они, видимо, сами, ещё не успев со всей серьёзностью заявить о себе«.
Лишь во II-I веках эти народы займут междуречье Днепра и Дона, на Правобережье они появятся ещё позже, лишь к концу первого столетия до Рождества Христова.
Ну как, похожи сарматские народы на тех, кто сокрушил грозных скифов?
Итак, что же у нас получается?
Побеждать царских скифов вроде бы оказалось некому, но, тем не менее, они исчезают.
Ушли не только всадники-стрелки, в конце концов, они до своего исхода оставались кочевниками, а, стало быть, проще смотрели на смену места жительства. Но вместе со скифами, вот что удивительно, сгинула и значительная часть оседлого населения. Ушли в неизвестность многие жители лесостепных городищ – пахари и ремесленники. Скифская империя, как степная Атлантида, погружается в воды Забвения. Всё выглядит так, как будто у живого организма внезапно вырывают мозг и сердце.
Все внешние части вроде есть, руки-ноги на месте, но жизнь уже покинула бренное тело.
Остались эллинские колонии, пашут землю уже немногочисленные днепровские земледельцы, позвякивают золотыми побрякушками агафирсы, прячутся в болотах оборотни-невры, бродят по лесам людоеды, охотятся на бобров светлоголовые будины, но то, что связывало все эти племена в единое целое, куда-то исчезло.
Греческие импортные товары больше не встречаются в городищах пахарей. В лесной зоне исчезают железные вещи скифского облика. Всюду упадок, деградация, каждый народ сам по себе, многие, на всякий случай, окружают свои города новыми стенами. Восточная Европа в одночасье рухнула с вершины цивилизованности в яму дикости.
И уровень развития, которого она достигла при скифах, вернётся сюда ещё не скоро.
Вы спросите – куда ушли всадники-стрелки, а также многие их подданные? Пусть это пока останется загадкой. В конце концов, наша задача следить за теми народами, что остались, а не за канувшими в небытие.
Природа, как известно, не терпит пустоты.
Вакуум, образовавшийся после исчезновения степных царей, попытались заполнить местные кочевники.
В Добрудже пару веков протянет государство Малая Скифия. В Крыму некоторое время просуществует царство тавроскифов со столицей в Неаполе. Они даже попытаются взять под контроль отдельные части прежней империи. Короткий период Ольвия станет платить им дань.
И всюду эти, так называемые «поздние скифы», будут вести себя одинаково: оседая на землю, создавая поселения, смешиваясь с греческими колонистами. Полная противоположность тем, кто по словам Геродота, «упорно избегает чужеземных обычаев, особенно эллинских» и предпочитает вольную жизнь в степи темнице каменных городов.
Поздних скифов, впрочем, уже скоро повсюду потеснят сарматы.
Последним отошли степи от Дона до Дуная, есть свидетельства их проникновения на Кубань и в Крым.
Не смотря на это, сарматам так и не удастся хоть в какой-то части заменить собой царских скифов.
Ничего подобного царству Арианта новые кочевники создать не сумеют. До самого конца своей истории они будут раздроблены, вечно озлоблены друг на друга, станут выяснять родственные отношения порой даже на поле брани.
Как напишет о них всё тот же Анатолий Скрипкин:
«сарматы никогда не были едиными ни только в этническом, но и в политическом отношении«.
Словом, свои «царских племён» у них так и не нашлось.
Точнее, они находились, но их тут же свергали с пьедестала другие, которых, в свою очередь, подвигали с трона иные претенденты. В период своего относительного расцвета племена первой сарматской волны приблизительно распределились следующим образом: роксаланы кочевали между Доном и Днепром, далее к Западу до Дуная находились языги, восточнее Дона размещались аорсы, и, наконец, на Кубани и в предгорьях Кавказа ютились сираки, вероятно, бывшие савроматы.
Но надолго закрепиться на этих местах перечисленным народам не удастся.
Сарматские племена, в отличие от скифов, оказались подобны морским волнам – нахлынут, пожгут, порушат, пограбят, и укатятся куда-то вдаль. При этом они растекались по степи, сменяя друг друга, тесня, отходя назад, на Восток, возвращаясь вновь. В общем, водили бесконечный сарматский хоровод.
Уже к первому – середине второго века нашей эры из глубин Азии придёт второй сарматский вал. Он зародится в районе нынешней Туркмении. Новые пришельцы станут именоваться аланами, хотя, во времена Геродота они, вероятно, звались «массагетами«.
В антропологическом плане эти народы отличались от своих кочевых предшественников, поскольку имели длинные, вытянутые черепа. Учёные относят таких людей к памиро-ферганской разновидности европейской расы. Зарубежные антропологи называют такой тип внешности «арменоидным». Хотя глаза и волосы кочевников второй волны тоже были довольно светлыми.
Самим аланам, однако, показалось, что природных отличий от соседей у них недостаточно, и они стали искусственно увеличивать длину своих черепов, накладывая детям на головы дощечки и обматывая их специальными сдавливающими повязками. Как напишет о них Псевдо-Гиппократ,
«они считают самыми благородными тех, у кого самая длинная голова«.
Впрочем, аланы тоже недолго царствовали в степях Восточной Европы.
Уже во II-III веках новый импульс из Средней Азии смешал в кучу все кочевые племена континента.
По континенту прокатилась третья сарматская волна. Её носители были в антропологическом плане похожи скорее на ранних прохоровцев. У них, однако, наблюдалась существенная монголоидная примесь. Впрочем, обнаружили её антропологи не сразу, поскольку поздние сарматы повсеместно усвоили аланский обычай вытягивать головы своих младенцев. До 70-80% черепов из позднесарматских могильников оказались деформированными.