в каком веке изобрели зеркало
История появления зеркал
История появления зеркал
Использование зеркал с давних времен до наших дней
До появления зеркал
Однозначно ответить на вопрос, где и когда появилось зеркало, невозможно. Первым «зеркалом» для человека стала водная поверхность. В безветренную погоду в стоячей воде (пруд, озеро) облик человека отражается достаточно чётко.
Подобная гипотеза содержится в разных мифах и легендах (пример, о самовлюблённом Нарциссе). Образы, отражающиеся в воде, возможно, послужили основанием для появления мифов о русалках, водяных и душах утопленников, которые встречаются в мифологии, датированной различными временными периодами и в разных странах.
На вопрос, в каком году появилось зеркало, археологи отвечают следующим образом. Первые прототипы зеркал, изготовленные человеческими руками, которые дошли до наших дней, найдены на территории Турции. Это куски обсидиана, прошедшего полировку, возраст которых оценивается в 7500 лет.
Аналогичные находки, обнаруженные на территории Египта, датированы четырёхтысячным годом до н.э. Там же археологи нашли полированный селенит и металлы в разных сочетаниях, используемые для изготовления зеркал, которые требовали постоянной полировки.
Размещая информацию о том, в каком веке появились зеркала, археологи указывают регион, о котором идёт речь. Пример, аналогичные находки на территории Месопотамии датированы I веком н.э.; К этому же периоду относятся аналогичные находки в Центральной Америке (речь идёт о землях ацтеков, майя, тараско, иных индейских племён). Их религиозные верования относили зеркала к порталам, через который боги контролируют людей и могут самостоятельно прибыть в наш мир.
Как выглядело первое зеркало
Пытаясь ответить на этот вопрос и понять, где появилось зеркало, археологи смогли найти варианты подобных изделий в древних культурах, существовавших до Н.Э.
что нашло отражение в текстах легенд и мифов. Самый знаменитый повествует о Персее, зеркальный щит которого позволил обратить в камень Горгону.
Пример второй. Легенда о том, что в ходе пунической войны Архимеду удалось сжечь зеркалами римский флот.
Рассматривая, когда появилось первое зеркало в древнем Риме, учёные называют I век до н.э. Здесь научились соединять пластинку из свинца со стеклянной пластинкой. Однако изобретение появилось в период упадка империи. Поэтому было утрачено. В немалой степени, благодаря роли христианства, стремительно распространявшегося в Европе. В этой религии зеркала были отнесены к изделиям бесовским и греховным.
Много находок сделано в Китае. Здесь уже в 500 году н.э. освоили изготовление разноразмерных зеркал с применением ртутной амальгаммы.
Средневековая история создания зеркала
Информация о производстве зеркал, начиная с XIII века, археологами и историками отнесена к разделу современной. В это время в Европе появляются мастера-стеклодувы. Первое решение было далеко от совершенства. Внутрь раскалённого стеклянного пузыря заливалось расплавленное олово (первые сведения об этом датированы 1279 годом, мастер, монах Джон Пекам). После остывания шар разбивали. Куски использовали в роли зеркал. Изображения сильно искажались. Но вполне устраивали пользователей, применялись магами и предсказателями.
Первое «современное» зеркало удалось создать братьям Доминико и Андреа в Венеции (начало века XVI). Им удалось соединить плоские листы стекла с ртутной амальгаммой. В рецептуре отражающего состава содержалась бронза и золото, что позволило повысить качество изображения, сделав сопоставимым с нынешними изделиями подобного назначения. Такие зеркала стоили баснословно дорого (цена парусного судна или поместья). Чтобы сохранить секреты изготовления в тайне венецианские Дожи переселили семьи мастеров на остров Мурано и выставили строгую охрану.
Европейскими монархами прилагались усилия завладеть подобным секретом, так как казна государств сильно оскудевала из-за покупок венценосными особами множества зеркал. Сильнее всего это ощущалось во Франции в царствование Людовика XIV.
Чтобы предотвратить подобные расходы, министр финансов, Кольбер, сумел денежными посулами уговорить нескольких мастеров переехать с семьями во Францию, гарантировав им защиту французской короны.
Но это не помогло. Скоро большая часть переехавших мастеров умерли по неизвестным причинам. Остальные вернулись на родину. Но французам уже была известна технология изготовления венецианских зеркал. В 1665 году открывается первое производство в Тур де Виле.
Появление зеркал на Руси
На территории России зеркала появились позднее. Это объясняется противодействием церкви, считавшей их заморским грехом и бесовской вещью. В связи с этим немногие зеркала на Руси использовались преимущественно для «страшных» гаданий с целью узнать будущее.
Только в царствование Петра I у нас появляется собственное производство зеркал (первый завод поставили в Москве).
Считалось дурным знаком, если смотрящий в зеркало человек не отражался в нём целиком. Поэтому зеркала делали ростовыми и вешали на стены под углом. Зеркало помещалось в богатые оклады и багет и становилось подлинным произведением искусства. Часто его передавали по наследству.
Подлинным прорывом в технологии производства зеркал стало изобретение Юстаса фон Либиха, германского химика, датированное 1835 годом. Он первым начал использовать серебро. По технологии, разработанной им, налажено современное производство.
Технология изготовления зеркала – от древности до наших дней
Производители зеркал используют при их изготовлении сложное производственное оборудование, формируя три основных слоя изделия:
Современные экстрасенсы утверждают, вслед за своими предшественниками, что зеркала прекрасно хранят энергетику человека, который в них смотрится. И становятся генераторами положительных либо отрицательных эмоций, многократно усиливая их. Поэтому не рекомендуется смотреться в них в плохом настроении. Кроме того, существует ряд ограничений на размещение зеркал в доме, множество ритуалов, соблюдаемых и поныне (занавешивание зеркала в доме умершего).
Кроме использования по прямому назначению и мистической составляющей современные зеркала широко востребованы в различных областях науки и техники.
Всем прекрасно известны микроскопы и телескопы, конструкции которых немыслимы без зеркал.
В медицине широко применяются вогнутые зеркала (вспомните лор-врача, стоматолога, офтальмолога).
Всевозможные оптические системы используются в конструкциях вооружения и военной техники, геодезических и навигационных приборов.
Зеркала являются важным элементом солнечных батарей.
Существуют цветные версии, востребованные дизайнерами, модели, прошедшие искусственное старение.
До настоящего времени существуют варианты зеркал, изготовленных с ручным нанесением настоящего серебра в качестве амальгамы по старинным технологиям. Это товары премиум-сегмента, которые стоят очень дорого.
Благодаря появлению новых технологий и материалов зеркала всё более широко применяются при создании элементов декора и дизайна интерьера. На рынке появился большой ассортимент мебели, изготовленной из зеркал и стекла.
Варианты использования зеркал постоянно расширяются.
Какими были первые зеркала, и как они изменялись с течением времени
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Зеркала бронзового века
Когда-то увидеть свое отражение можно было разве что заглянув в водоем со стоячей водой, как это сделал Нарцисс из древнегреческой мифологии. Но вот появилось зеркало – точная история, как и время его возникновения теряется в очень давнем прошлом. По всей видимости, все началось с отполированных пластин из обсидиана – природного вулканического стекла.
Такие находки были сделаны на территории современной Турции и датированы седьмым тысячелетием до нашей эры. Это был уже бронзовый век, и помимо обсидиана в качестве материала для изготовления отражающего предмета, постепенно стали использовать именно этот сплав меди и олова. Бронзовые зеркала изготавливали круглыми – по форме Солнца – и в знак почитания главного божества, и в знак того, что именно солнечные лучи отражает зеркало.
Вероятно, к идее создания гладких отполированных поверхностей разные культуры мира пришли самостоятельно, во всяком случае, зеркала, изготовленные в эпоху бронзы и в начале железного века, находят в разных уголках земного шара. У многих народов зеркало использовали в магических обрядах и наделяли волшебными свойствами. А в Древнем Китае в качестве подтверждения своей магической природы некоторые бронзовые зеркала демонстрировали, казалось, настоящее волшебство. Плоские с одной стороны и украшенные узором и рельефом с другой, они, как и положено, показывали отражение того, что было перед ними. Но если с помощью такого зеркала отражали солнечный свет, направив его на стену, вместо обычного солнечного зайчика на стене становился виден узор с тыльной стороны.
Для древнего человека эта демонстрация не представляла собой, возможно, серьезной головоломки, ведь зеркалам и без нее приписывали связь с иным миром, но интересно то, что точного объяснения такого свойства некоторых китайских волшебных зеркал не получено до сих пор. Выдвинутые версии – в том числе о небольших искривлениях поверхности зеркала, о воздействии кислоты, создающей на полированной стороне невидимый глазу узор – могли бы объяснить получаемый эффект, и такие эксперименты были успешно проведены специалистами, но все же секрет китайских мастеров, который пролил бы свет на древнюю профессию зеркальных дел мастера, остается неустановленным. Далеко не все изготовленные в Китае зеркала обладали «волшебными» свойствами, вообще же производство этих бронзовых предметов, украшенных разного рода орнаментами, уже к концу первого тысячелетия до нашей эры приобрело массовый характер.
Большое количество древних зеркал было найдено в Сибири, в Минусинской котловине – несколько сотен изделий из бронзы, относящихся к разным периодам и разным культурам. На тыльной стороне встречаются не просто орнаменты, а целые сценки, особо подчеркивающие ритуальное значение зеркала для его обладателя. Очевидно, часто эти предметы выполняли роль амулета.
Из Китая зеркала попали на Корейский полуостров, откуда способ их изготовления переняли японцы. В периоды Яёй и Кофун бронзовое зеркало оставляли в могиле правителей и аристократов – как способ помочь умершему попасть в загробный мир. В буддизме, который пришел на острова в шестом веке, зеркала тоже выполняли ритуальные функции.
Зеркала в античности
Из Месопотамии и Древнего Египта, где для получения отражающей поверхности использовали отполированную медную пластину, технология изготовления зеркала попала в античный мир. Зеркала изготавливали, в частности, на Кипре, где находилось крупное месторождение меди. А потому богиня Афродита – прозванная Кипридой по месту своего рождения – часто изображалась с зеркалом, которое одновременно было символом женской красоты. По некоторым версиям, именно зеркало держала в руках знаменитая статуя Венеры Милосской. К зеркалу относились с уважением и философы: Сократ призывал смотреть на свое отражение, чтобы познать, а затем и улучшить самого себя.
Чудодейственную силу зеркального отражения греки воспели в мифологии – в схватке с Медузой Горгоной именно оно помогло Персею победить: чтобы не встречаться взглядом с чудовищем, превращающим все живое в камень, герой вел битву, глядя в свой щит, как в зеркало, и смог отсечь Медузе голову. А вот «зеркало Архимеда» имеет уже не столь мифологическую природу, хотя достоверность самого факта сожжения вражеского флота с помощью «луча смерти» ставится под сомнение. Традиционно считается, что в битве под Сиракузами греческие воины использовали придуманный Архимедом способ поджечь корабли противника, направив на них отраженные от щитов солнечные лучи.
Металлические и каменные зеркала, хоть и выполняли свою функцию, все же имели существенные недостатки – они нуждались в постоянной полировке, а отражение получалось темным и нечетким. В этом у металлических зеркал существенно выигрывали стеклянные, первые из которых начали создавать в первом веке нашей эры на территории современного Ливана.
Стеклянные зеркала в Европе
В Европе же производство стеклянных зеркал ведет отсчет с XIII века. Для их изготовления использовали сосуд из стекла, в который в процессе выдувания наливали расплавленное олово, затем застывшее изделие разбивали, и из осколков делали зеркало.
Процесс был трудоемкий и дорогой, в состав отражающего свет вещества стали добавлять золото. Стоимость изделий была чрезвычайно высока – позволить себе иметь в доме зеркало могли только очень состоятельные люди. В уплату за одно такое изделие отдавали и поместье, и морское судно. Интересно, что куда дешевле было заказать собственный портрет у гениального мастера – так, собственно говоря, и поступали желающие всегда иметь под рукой свое «отражение».
В XVI веке мастера с острова Мурано впервые создали плоское зеркало – путем разрезания еще горячего стеклянного цилиндра и раскатывания половинок на медных пластинах. Зеркала получались чистыми и блестящими. Изобретение оценили во Франции – там оно в прямом смысле слова пришлось ко двору, королевская семья стала главным заказчиком зеркал, а в 1665 году в стране открылась первая собственная мануфактура.
Благодаря развитию зеркального производства стало возможным написание автопортретов, давших потомкам представление о внешнем облике живописцев прошлого. Да и в своей работе мастера использовали возможности зеркал – Леонардо да Винчи советовал художникам смотреть на отражение своей работы, чтобы оценить ее достоверность и гармоничность.
Позже жидкое стекло стали выливать прямо на отражающую поверхность и раскатывать, а в 1835 году немецкий химик Юстус фон Либих изобрел способ серебряного напыления, технологию, применяемую и в настоящее время. Сложно переоценить практическое значение зеркала в современном мире – оно используется едва ли не во всех областях человеческой деятельности. Однако магический, потусторонний характер предмета, позволяющего заглянуть в другой мир, в зазеркалье, по-прежнему остается одной из главных особенностей зеркал.
Современный человек, пусть не верит мифам прошлого, все же читает про Зеркало Еиналеж в саге о Гарри Поттере, верит в многочисленные приметы, связанные с зеркалами, выполняет старинные ритуалы – например, заглянуть в домашнее зеркало, вернувшись с дороги за забытой вещью.
Несмотря на все накопленные знания, многовековая культура человечества подсказывает, что лучше относиться к зазеркалью осторожно и с уважением – как это делали цивилизации прошлого.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как изобрели зеркало
Зеркало — очень простой предмет, но с ним связывают множество мистических преданий и легенд, приписывая им чуть ли не паранормальные способности. Об основных этапах развития производства зеркал и самых интересных историях, связанных с ними, мы расскажем в этом посте.
Первым зеркалом можно считать гладкую поверхность воды, куда смотрели наши предки. Скорее всего они не сразу догадались, что в отражении именно они, но постепенно они это осознали. С любованием себя в отражении воды связывается миф о Нарциссе, который умер, влюбившись в собственное отражение.
В Турции археологами были найдены отполированные куски вулканического стекла — обсидиана. Возраст которого достигает порядка 7,5 тысяч лет. Также зеркала делали из камня, горного хрусталя, бронзы, серебра и золота. Позволить себе такое зеркало могли только крайне зажиточные люди, так как за зеркалом необходимо было тщательно ухаживать. Бронзовые зеркала изготавливали путём заливания бронзы в специальные формы. После застывания сплава, его тщательно полировали, пока оно не начинало отражать солнечный свет.
Современное зеркало из обсидиана
Бронзовое зеркало. Обратная сторона. Понятно, что со временем на бронзе образуется оксидная плёнка — оно зеленеет.
Уничтожение кораблей при помощи зеркала. Архимед ликует.
Первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в I в. н. э. Стеклянная пластинка соединялась со свинцовой или оловянной прокладкой, поэтому изображение получалось живее, чем на металле. Но так как процесс появления такого рода зеркал совпал с распадом Римской империи и быстрым распространением христианства, то зеркала начали выходить из обихода (в христианстве тело человека считалось грязным и греховным). Зеркалу в христианстве была объявлена настоящая война, так как оно считалось порождением дьявола. Интересно, что в Восточной культуре отношение к зеркалу прямо противоположное. В Китае изготовляли зеркала, которые считались волшебными.
Древнее римское зеркало
Современную историю зеркал принято отсчитывать от XIII-го века, когда в Европе появились мастера-стеклодувы. Расплавленное олово они заливали в стеклянную колбу, а затем разбивали её на куски, поэтому зеркала получались вогнутыми и всё искажали. Однако именно такие зеркала стали помощниками средневековых магов и провидцев. Те считали, что вогнутые зеркала способны собирать в своём фокусе некий астральный свет, который пробуждает в человеке способность к ясновидение. Непостижимым образом заглядывая вперёд, ещё Рождер Бэкон в XIII веке он предсказал создание микроскопа и телескопа, автомобиля и самолёта. За 200 лет до изобретения пороха он описал его состав и принцип действия. Говорят, что поразительное откровение учёный монах видел в каком-то таинственном зеркале. Упоминал о нём и сам Бэкон. О зеркалах говорится и в обвинении церковников, которое они предъявили крупнейшему учёному Средневековья:
Он сделал два зеркала в Оксфордском университете. При помощи одного из них он мог в любой момент суток зажечь свечу. В другом же вы могли видеть, чем занимаются люди в любом месте Земли. Поэтому с общего согласия университете, оба зеркала были разбиты.
Только в начале XVI-го века братья Андреа Доменико придумали, как делать плоские зеркала на ртутной амальгаме. Получилось листовое зеркальное полотно, которое отличалось блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Но этот секрет так тщательно охраняли в Венеции, что всех мастеров переселили на остров Мурана, где они стали почётными пленниками. Венеция целых полтора века богатела на зеркальной монополии, а остальная Европа едва ли не лопалась от зависти.
Цена одного венецианского зеркала в то время равнялась цене небольшого корабля. Преподнести зеркало в качестве подарка считалось верхом щедрости. Покупать и коллекционировать их могли только богатые аристократы и королевские особы. Так например страстным поклонником зеркал был король Людовик XIV. Так в один из балов жена Людовика Анна Австрийская пришла на балл в платье, которое было украшено кусочками зеркал, что при свете свечей на балу вызывало чудесное сияние. Платье обошлось французской казне бешеных денег, поэтому дело дошло до того, что его министр Жан Батист Кальбер, золотом и посулами соблазнил мастеров из Мурана и тайно вывез их во Францию. Правда Венецианские власти не смогли смириться с таким оскорблением и послали несколько угроз мастерам, чтобы они вернулись, но мастера проигнорировали эти угрозы, думая, что король их сумеет защитить. Итальянские мастера наслаждались жизнью, получали высокие оклады и были довольным всем, пока самый опытный из них не умер от отравления, затем через пару недель умер и второй. Те, кто ещё дышал, осознали, что скоро их всех перережут как скот, поэтому они начали проситься домой. Французы их уже не держали, ведь они уже давно освоили все секреты мастеров. Таким образом зеркальная технология стала известна всей Европе, а Людовик XIV устроил себе зеркальную галерею в Версале. Французы сумели превзойти своих учителей из Италии и усовершенствовали зеркальную технологию. Теперь зеркальное стекло получали при помощи литья. Стекло плавили, затем прямо из плавильного тигиля расплавленное стекло выливали на ровную плоскость и проходились по ней специальным валиком. Считается, что автором этой технологии является Луку Де-Негу. Король Людовик XIX радовался как ребёнок, когда его гости были ошеломлены сиянием 306 зеркал.
Зеркальная галерея в Версале
Начиная с этого времени зеркало заняло своё почётное место в интерьере, а изготовление зеркал стало важной отраслью европейских ремёсел. Не только знать и дворяне захотели иметь у себя дома зеркала, но также ремесленники и купцы не скупились на роскошное украшение для своих домов и любимых женщин. Живописные картины тех времён подтверждают не утихающую моду этот предмет. Хотя качество полотна оставалось невысоким, зато его обрамление всегда отвечало последним архитектурным новациям. Рама всегда становилась настоящим произведением искусства. Они могли соперничать разве что с ювелирными украшениями. Резали их из самых дорогих пород дерева и нередко украшали драгоценными камнями. Оправы и ручки для маленьких ручных зеркал делали из серебра, золота, кости и перламутра. Такое зеркало считалось изысканным и дорогим подарком, достойным не только любимой, но и самой императрицы. Богачи времён барокко, рококо и классицизма пользовались зеркалами неумеренное, употребляя их для оформления спален, каминов и конечно же будуаров дам.
На Руси зеркала появились значительно позже, чем в Европе, и практически сразу церковь объявила их бесовской вещицей и заморским грехом, а поэтому люди благочестивые их избегали. Табу на зеркала было снято лишь в конце XVII-го века, но и то не в полной мере. Наверное поэтому в русской культуре так много суеверий, связанных с зеркалами. В старину на Руси по зеркалам гадали и это было самое страшное гадание. Девушка обязательно одна запиралась в бане, ставила два зеркала друг напротив друга. Считалось, что в этот момент открывается волшебный коридор, в котором можно увидеть будущее.
Первое зеркальное производство в России появилось конечно же при Петре I. Зеркальный завод построили в Москве. В петровской России зеркало становилось семейной реликвией. Как предмет очень дорогой, зачастую его отдавали молодой девушке в качестве приданного.
В 18 веке делали преимущественно небольшие зеркала, но в 19 веке всё меняется — в дома приходят зеркала большого формата. Отчасти это можно связать с суеверием горожан, ведь считалось плохой приметой, если человек в зеркале виден не полностью. Для идеального отображения от макушки до стоп, зеркала вешали под наклоном. Отсюда такое массивное основание рамы. Его и так называемый кокошник украшали различными рисунками и резьбой, а для очень богатых заказчиков даже драгоценными камнями. Стоит отметить, что русские мастера научились изготавливать настолько огромные зеркала. что приводили всю Европу в изумление. Также интересно и то, что венецианские зеркала русского производства начали украшать даже не очень богатые дома.
Революция в производстве зеркал произошла в 1835 году благодаря химику из Германии, Юстусу фон Либиху, который начал использовать серебро. Данная технология изготовления зеркал используется и по сей день. В данном коротком видеоролике вы можете заглянуть на завод по производству зеркал:
Своё применения зеркала нашли и в области юмора. Возможно, что многие из читающих были в комнате кривых зеркал, где ваше изображение смешно искажается различными способами.
У зеркал есть также и много научных и промышленных областей применения. Уже упоминались микроскоп и телескоп, с помощью зеркал концентрируют солнечный свет в гелионагревательных остановках, их используют в качестве отражтелей в телескопах, прожекторах, фарах, нагревателях. Так как отражение в выпуклом зеркале всегда будет мнимым, его можно использовать в качестве боковых зеркал в машинах. Отражение всегда будет независимым от наблюдателя, именно поэтому водитель видит не себя в отражении зеркала, а всё то, что находит вокруг соответствующей стороны машины.
В медицине оториноларингологи и стоматологи используют вогнутые зеркала, чтобы заглянуть в самые труднодоступные части нашего организма. Офтальмолог использует офтальмоскоп — сферическое зеркало с небольшим отверстием в центре, чтобы луч света от лампы, которая расположена сбоку, можно было направить в исследуемый глаз. Луч света пройдёт от сетчатки и частично отразится от неё назад, поэтому врач сумеет увидеть изображение глазного дна пациента.
Одно из последних открытий в науке — гравитационные волны, сделано при помощи специальной системы зеркал. Здесь два независимо подвешенных зеркала колеблются в пространстве из-за гравитационных волн, поэтому расстояние между ними будет то меньше, то больше.
Принцип интерферометрического детектирования гравитационных волн.