в каком веке изобрели ролики
Кто первым в мире стал ролером
Какими бывают роликовые коньки?
Модели различаются по своим характеристикам в зависимости от того, для какого стиля они предназначены: фрискейт, слалом, даунхилл, агрессив, спидскейтинг и т.д. Правильный выбор для каждого роллера будет свой. Новичкам лучше остановить свой выбор на универсальных моделях для фитнеса и фрискейта. В классическом 4-колесном исполнении их ходовая часть подходит для спокойного и активного катания.
Такие ролики идут в комплекте с мягким ботинком. Для фиксации голеностопа используется специальная манжета — кафф. Мягкие ботинки обеспечивают отличную поддержку для лодыжки. В них удобно выполнять технические повороты. |
Комплектуются жесткими ботинками из ударопрочного пластика. Внутри находится мягкий съемный сапожок — лайнер, или внутренник. Он который обеспечивает ногам комфорт и защиту от натирания. Фрискейт-коньки — оптимальный вариант для тех, кто хочет перейти на более сложный уровень катания. Они имеют упрочненную раму и жесткие колеса, которые хорошо катятся как по асфальту, так и по тротуарной плитке. |
Продвинутым роллерам можно переходить на специализированные коньки с низкими рамами, маленькими колесами и соулплейтом — проставкой, обеспечивающей эффектное скольжение по различным поверхностям. |
Беговые коньки оснащены длинными рамами и большими колесами, позволяющими развивать высокую скорость. Однако они не подойдут тем, кто пока еще неуверенно стоит на роликах, поскольку низкий ботинок без каффа хуже держит лодыжку. |
Коньки для этого стиля имеют легкую короткую раму. Ботинки обычно оснащаются интегрированным лайнером. |
Классификация роликовых коньков в зависимости от стиля катания
Эти коньки должны быть удобными и легкими, чтобы в них можно было легко преодолевать несколько километров.
Ролики для уличного катания
Прочные модели, которые хорошо выдерживают удары и трения о поверхности. Их основные технические характеристики:
Ролики для скоростного катания
Сочетают в себе большую жесткость для передачи усилия и легкость для большей эффективности, имеют колеса большого диаметра.
Основные технические характеристики:
Роликовые коньки для катания на длинных дистанциях
Имеют большие колеса, чтобы компенсировать плохое качество грунта. Ботинки обычно более жесткие, низкие и легкие с углеродной или композитной основой. Отсутствие на них каффа дает максимум свободы голеностопу для эффективного отталкивания.
Основные технические характеристики:
Роликовые коньки для художественного катания и танцев
В этих дисциплинах используются квады. Такие ролики имеют широкую платформу с 4 попарно расположенными колесами.
История появления роликовых коньков
Конечно, это была не первая вариация изобретения. За сто лет до этого, где-то в 1745 году, англичанин Джон Джозеф Мерлин создал ролики с множеством металлических колес, весьма интересные на вид. Но массового распространения модель почему-то не получила. Интересный факт: изобретатель был еще и неплохим скрипачом и часто давал представления на балах, рассекая по залам на роликах. Одно из таких выступлений закончилось весьма феерично: эффектным столкновением с зеркалом, которое разлетелось вдребезги. Чем все закончилось — история умалчивает. Видимо, это и повлияло на непопулярность «мерлинских» роликов.
Но, как мы все понимаем, тротуары второй половины 19 века не слишком-то были приспособлены к катанию на роликах. Поэтому стали появляться специализированные роллердромы, посетить которые удавалось только обеспеченным слоям населения. Первый из них был открыт аж в 1866 году (для сравнения: в России за 5 лет до этого отменили Крепостное право).
Все начало меняться в 1960-х годах, когда Скотт и Бреннан Олсоны решили возродить и усовершенствовать инлайн-ролики. По некоторой версии, идей они загорелись потому, что хотели дать хоккеистам (какими и были сами) возможность тренироваться в отсутствии льда и коньков. Братья взяли за основу ролики «Chicago Roller Skates» и усовершенствовали, расположив колеса в ряд. Через 20 лет поисков, в 1980 году, Скотт регистрирует компанию Rollerblade, которая вот уже более 30-лет является мировым лидером в производстве роликовых коньков.
Эти ролики быстро нашли своих почитателей и вскоре опередили по популярности квады. Однако у первых моделей Rollerblade был существенный недостаток: жесткий ботинок, созданный по аналогии с хоккейным вариантом, давал хорошую защиту, но не давал достаточный комфорт для длительного катания.
Проблему решила компания K2 — еще один из топовых мировых производителей роликовых коньков. Они создали технологию производства мягкого ботинка для роликов — Soft Boot — который быстро подхватили другие производители.
История роликов не стоит на месте. Сейчас уже нельзя разделить все ролики только по схеме расположения колес. За это время в мире появилось множество стилей катания, и, следовательно, видов роликов: фитнес, фрискейт, слалом, спидскейт, агрессив и другие.
Разобраться во всем многообразии и понять, какие ролики выбрать, можно на нашем сайте. В магазине роликов и коньков Rollerpower представлены лучшие модели от ведущих производителей индустрии из Европы, Америки, России : Rollerblade, K2, Powerslide, Tech Team и многие другие.
Хронология роликовых коньков
Из чео состоят роликовые коньки
При выборе роликовых коньков, первое, на что стоит обратить внимание – это детали. То, из чего состоит ваш спортивный инвентарь, поможет лучше разобраться в эксплуатации и понять, какую ответственную функцию несет каждая из них.
Роликовые коньки, какой бы марки они ни были и независимо от производителя, состоят из трех главных частей:
После идут более мелкие детали, которые так же играют далеко не последнюю роль в использовании коньков, поэтому попытаемся рассмотреть каждую из них подробнее, начиная с главных частей.
Прототипом роликовых коньков был горнолыжный ботинок, отсюда и материал изготовления – пластик. Для лучшей и надежной фиксации ноги выбирают жесткий ботинок. Он позволяет удерживать ногу в ровном положении. Подобные коньки, обычно, приобретают для детей, а так же для тех людей, которые собираются кататься на горных лыжах. Несмотря на достоинства, у жесткого ботинка есть и свой недостаток – в нем голеностопные мышцы и связки почти не тренируются.
Но бывают роликовые ботинки, похожие на мягкие кроссовки, имеющие укрепления из пластика и металлической вентиляционной сетки в задней части конька и на носке, следовательно, они более комфортны в использовании, чем жесткие ботинки. В мягкой основе голеностопные связки получают необходимую тренировочную нагрузку, поэтому здесь стоит уделить особое внимание креплениям. Чтобы ощущать ботинок как единое целое с ногой, фиксировать стопу следует фиксировать шнуровым креплением вместе с пяточной петлей и баклей. Бакля – это деталь, служащая в качестве застежки. От ее прочности и надежности зависит безопасность и комфорт езды. Всегда проверяйте фиксацию голеностопа прежде, чем приступить к езде на роликовых коньках. Обычно ботинок на мягкой основе застегивается на две бакли, но, если этого недостаточно, если чувствуете, что нога «свободно» находится в ботинки, то проверьте фиксацию еще раз, чтобы избежать травм.
Два главных материала для изготовления рам – пластик (композитный материал) и металл. Для пластиковых рам характерен нейлон, карбон или стекловолокно, а для металлических рам отдают предпочтение твердым и мягким алюминиевым сплавам. Так же могут использоваться и магниевые.
Говоря о преимуществах, то ролики с металлической рамой имеют лучший разгон и поддержание скорости. Но на этом список заканчивается, так как при использовании роликовых рам из металла, лучше чувствуются неровности асфальта, дрожь в коленях при катании, а еще такую раму можно с легкостью деформировать.
Пластиковая или композитная рама намного легче в эксплуатации, а при ударах может быть всего лишь поцарапанной.
Рамы могут иметь различия и по высоте, и даже длине. Это связано с тем, какой предельный диаметр колес вы сможете поставить на своих роликовых коньках.
Данная деталь изготовляется из резины, а укрепляется к задней части рамы за пятой. Подобная система торможения есть лишь на одном из двух коньков. Чтобы остановиться, необходимо сбавить скорость, для чего и необходим штатный тормоз.
Имеющаяся, обычно, на правом ботинке, резиновая деталь будет тереться об асфальт, если выставить ногу вперед и опереться о покрытие пяткой. Существуют и активные тормоза, представляющие собой рычажную систему, которая опускает тормозную колодку к асфальту при выправлении ноги в колене.
Основная характеристика колес – это диаметр и жесткость. При большем диаметре колес развивается высокая скорость, а покрытие дороги ощущается значительно меньше. Самый востребованный диаметр роликовых колес – 76-80 мм.
Жесткость колеса отвечает за то, что в использовании роликов езда будет лучше и легче, а сами колеса будут меньше стираться. К сожалению, подобное приводит к плохому сцеплению с асфальтом, а каждая неровность является ощутимой. Если вы только начинаете учиться езде на роликовых коньках, то приобретайте мягкие колеса, такие, как например, 78А-82А.
Еще один расходный материал, сходный с колесами. Подшипники – это деталь, с помощью которой колеса роликов так легко вращаются во время езды. Для лучшей работы роликоподшипника их необходимо смазывать. Вещество бывает жидким и вязким. Оба варианта отлично подходят, с той лишь разницей, что при жидкой смазке колеса ролика будут еще долго крутиться, а встать на них будет немного затруднительно.
Главное, что следует помнить – это то, что подшипники не «любят» воды и пыли. В производстве некоторых фирм предусмотрены влагоустойчивые детали, но, несмотря на это, данная часть, из которой состоят роликовые коньки, часто изнашивается и требует регулярной замены.
Покупая роликовые коньки, не забудьте про экипировку — шлем, наколенники и налокотники. Они защитят вас от травм в случае падения.
Купив качественные ролики вы сможете наслаждаться прогулками с друзьями. При этом ролики – это все-таки вид спорта, а потому вы еще и подтяните свою форму.
История Роликов
Мерлин не запатентовал свое изобретение, так как не был уверен в его технической законченности и функциональности, что подтвердил инцидент с зеркалом. Первый патент на ролики был получен только в 1819 году в Париже месье Петитбледом, его изобретением были инлайн ролики с тремя колесами.
На фото (слева направо): Джозеф Мерлин 1760г., Ролики Шалера 1860г., Ролики Петитблед 1819г.
Для изготовления колес предлагалось использовать металл, дерево или слоновую кость. Месье Петитблед позиционировал эти ролики как полноценную замену ледовым конькам, но технически ролики имели ряд серьезных недочетов. На них можно было ездить только вперед, колеса из предложенных материалов проскальзывали, сильно усложняя управление роликами. В последующие годы увидели свет еще несколько вариантов инлайн роликов; были трехколесные модели, пятиколесные, проблему управляемости пытались решить рокерингом колес (крайние колеса ставили меньше центральных). Рубен Шалер в 1860 году предложил ставить на колеса резиновые или кожаные кольца, чтобы увеличить сцепление. Также в его модели инлайнов колеса ставились в раму, очень похожую на современную. Однако заметного успеха все эти идеи не имели.
Массовому распространению роликов мешали две проблемы.
1) Плохая маневренность. На роликах можно было кататься только прямо, они были неустойчивые, поворачивать было почти невозможно, ехать спиной вперед тем более. В основном, причиной были технические недостатки: скользкие колеса, малый контроль ролика, а также, первым роллерам не хватало умения.
2) Торможение. Несовершенство конструкции, отсутствие штатного тормоза и низкий уровень катания не позволяли контролировать скорость.
Из-за этих проблем ролики более века оставались уделом эксцентричных одиночек или использовались только в особых случаях, прежде всего, в театре.
Массовую популярность роликам принес Джеймс Плимптон, изобретя в 1863 совершенно новый тип роликов – квады, что фактически положило начало современному роллерспорту. Отказавшись от копирования ледовых коньков и инлайн дизайна своих предшественников, Плимптон установил колеса попарно, два спереди, два сзади. Ролики стали намного более устойчивыми, значит более простыми в использовании. Для маневренности колеса были установлены на подвеску с резиновыми амортизаторами, она могла вращаться и наклоняться в сторону поворота, и роллер мог поворачивать просто наклонившись в нужную сторону.
На фото (слева направо): Первая модель квадов 1863г., роллердром 1880-е, улучшенные квады 1866г., прекрасная незнакомка на квадах 1880-е.
Проблема с торможением была частично решена маневренностью роликов и их устойчивостью. Плимптон не ограничился только выпуском роликов, которые производились, конечно же, вручную в те годы и стоили недешево. В 1866 году он открыл в Нью-Йорке свой роллердром и прокат роликов. Им была основана ассоциация роллеров Нью Йорка, разработана система профессиональных тестов и отличительных медалей для роллеров, проводилось групповое обучение по всему миру.
В течение нескольких лет Плимптон дорабатывал дизайн своих роликов. Он улучшил систему крепления к ботинкам, была сделана полностью металлическая модель. Стоит отметить, что подшипники для роликов тогда еще не изобрели. Первым, кто предложил использовать подшипники для уменьшения трения при вращении колес, был Д.Гидман в 1852 году, но практического применения его изобретение тогда не нашло. В течение 1876-1884 годов стараниями Вильяма Боуна и Джозефа Генри Хью была усовершенствована ходовая часть роликов, сконструирована система колеса-втулки-оси-подшипники, и в 1884 году Ричардсон получил патент на установку стальных подшипников в ролики. В 1876 году был получен патент на передний тормоз. В 1880-х годах производство квадов было поставлено на конвейер, что уменьшило их цену более чем в два раза. К концу века совершенствование квадов было практически завершено, их дизайн останется неизменным последующее столетие.
На фото: Роллердром 1885г.
На фото: Квады и их популярность. Конец 19 века и начало 20 века.
На ролики обращает внимание индустрия кино. Чарли Чаплин более чем прилично владел роликами и в 1916 выходит его фильм The Rink (Роллердром), где основное действие происходило на роллердроме.
На фото: Квады 1910-20-е годы.
Что же в это время происходило с инлайнами? Они оказались в тени квадов, непопулярны, но не забыты. Пытливые умы изобретателей не оставляли попытки доработать их конструкцию и были представлены многие решения, используемые в современных роликовых коньках.
На фото: Инлайны начало 20 века.
• Вальтер Нильсон, Нью Йорк, в 1892 году представляет 14-колесные комбинированные инлайн ролики. В них он предлагает использовать подушечки из резины или кожи для торможения, это был прародитель современных штатных тормозов.
• В начале 20-го столетия появились внедорожные инлайны, они имели два больших колеса и ехали подобно велосипеду за счет педалирования.
• В 1900 году запатентованы инлайны на двух колесах.
• В 1905 году был получен патент на раздвижные инлайн ролики.
• В 1910 были разработаны ролики для хоккеистов с тремя колесами, причем крайние были меньше центрального.
Не получив широкого распространения, инлайны использовались в основном профессиональными спортсменами для имитации ледовых коньков.
Катание на роликах во всех формах набирало популярность вплоть до Первой Мировой войны, во время которой было не до роликов. Во время Великой Депрессии ролики снова стали набирать популярность по причине своей дешевизны. Чарли Чаплин в одном из своих самых лучших фильмов The Modern Times 1936 года демонстрирует уже трюковое катание.
Популярность роликов продолжает расти. Джен Келли в фильме 1955 года «Всегда хорошая погода» демонстрирует очень достойное катание даже по сегодняшним меркам. Кораблик, пауэрслайд на квадах, прыжки, танцы. Посмотрите сами.
Тему танцев на роликах продолжает фильм 1968 года «Смешная девочка», за главную роль в этом фильме Барбара Стрейзанд получает Оскара.
На фото: на классическим постере фильма изображена девчонка в роликах.
На фото: Роллердиско.
Кроме танцев на роликах развитие получают и другие виды роллерспорта: фигурное катание, спидскейтинг, артистик катание, фристайл, роллер дерби и хоккей на роликах. Также уличное катание становится очень популярным. И, когда казалось популярности квадов ничто не угрожает, инлайны берут реванш.
На фото: Современные роллеры.
Остальное уже история, которую мы все знаем. Инлайн ролики становятся комфортнее, более управляемыми и скоростными чем квады, завоевывают массовую популярность. Спортсмены спидскейтеры быстро переходят на инлайны, бурно развивается фитнес катание. Появляется совершенно новое направление агрессивных роликов, Саломон выпускает в начале 2000-х линию фрискейт роликов и потихоньку развивается фристайл слалом. В России открывается первый магазин Роллерклуб. В 2005 году образуется Роллершкола Кирилла Рязанцева, первая роллершкола России. В 2006 году известнейший спортсмен Себастьян Лафарг выпускает первые ролики Себа, которые станут эталоном современных роликов.
Видео: Фрискейт 2008 года. Лучшие французские фрискейтеры, автор Кирилл Рязанцев.
А что дальше? Дальше все зависит от нас. Будущее роликов и роллерспорта делаем уже мы, все те, кто катается, кто тренируется и соревнуется на роликах. И кто знает какими станут ролики лет через десять.
Статья подготовлена инструктором по роликам Андреем Шалашовым
ИСТОРИЯ РОЛИКОВЫХ КОНЬКОВ
В статье «История роликовых коньков» Вы узнаете краткую историю, этапы развития и деление роликовых коньков на виды по стилю катания.
История роликовых коньков
Роликовые коньки – это полуботинки, к которым прикреплена специфическая рама, содержащая в себе от 2 до 5, иногда шести, колес, которые предназначены для перемещения как по ровной поверхности, так и по бездорожью. Роликовые коньки – это аналог передвижения по льду на классических коньках. Используют роликовые коньки для занятий фитнесом и активным отдыхом.
Первое упоминание о роликовых коньках дотируется 1743 годом. Изобретатель – неизвестен. Первая официально оформленную презентацию произвел Джон Жозеф Мерлин в 1760 году. К сожалению, конструкция еще была не доработана до идеала, и имела ряд недочетов. Соответственно, она была малоуправляемой и показалась для окружающих травмоопасным занятием. Патент на изобретение был оформлен в 1819 году М. Птиблэ.
Роликовые коньки до середины 20-го века не были похожи на современные. Колеса располагались попарно, так называемые квады. Они были разработаны Джеймсом Леонардом Плимптоном в 1863 году в Америке. В 1866 году Плимптоном был же открыт и первый официальный роллердром.
Роликовые коньки в 19-ом веке
Роликовые коньки до середины 20-го века не были похожи на современные. Колеса располагались попарно, так называемые квады. Они были разработаны Джеймсом Леонардом Плимптоном в 1863 году в Америке. В 1866 году Плимптоном был же открыт и первый официальный роллердром.
Современный прообраз роликовых коньков разработал и запатентовал Уильям Браун в 1876 году. В том же году так же был разработан тормоз для роликов, и подобная конструкция до сих пор актуальная на квадах.
Современное расположение в линию колес представили миру два брата Скотт Олсон и Бреннан Олсон в 1979 году. Такое расположение колес было изобретено в 1960 году фирмой «Чикагоу Роллер Скэйт Кампани». В компании решили, что расположение колес в линию даст большой потенциал для тренировок хоккеистов без льда. На первых прототипах роликов использовались хоккейные коньки + современные технологии. Через несколько лет такой вид роликовых коньков стал безумно популярным и использовался многими компаниями в мире. Разработки Олсона по сути, открыли новую мировую индустрию.
До 1990 года в роликах использовался жесткий ботинок, и только в 1995 году компания К2 продемонстрировала миру свое изобретение – роликовые коньки с мягким ботинком. Успех у таких роликов стал ошеломляющим, и они имели огромную популярность среди любителей прогулочного катания.
С открытием Upside down в Америке, началась новая эра в развитии роликовых коньков. Первая выпущенная модель – Damocles – стала революционной. Суть этой модели заключалось в том, что все детали можно было заменить на аналоговые других производителей. Это создало возможность роллерам создавать ролики под свой вкус и цвет. Вскоре компания поменяла свое название на USD, и превратилась в одну из самых уважаемых компаний на рынке агрессив-скейтинга.
Виды роликовых коньков
Роликовые коньки делятся по стилю катания на виды:
Ролики для фитнеса
Фитнес – это самый популярный вид роликовых коньков. Расположение роликовых колес может быть как в одну линию, так и в две (квады). Основные особенности – легкий вес, удобный мягкий ботинок с возможностью отвода влаги и тепла. Нагрузка на позвоночник и суставы гораздо меньше, чем в классических роликах.
Ролики фрискейт
Фрискейт – это ролики, которые предназначены для прыжков и преодоления препятствий. Отличительная особенность: жесткий ботинок для устойчивости, прочная рама, которая сможет выдержать нагрузку от прыжков, и съемный сапожок внутри ботинка для плотной фиксации ноги.
Слалом – это ролики, которые предназначены для катания по разметке из конусов или выполнения различных фигур. Особенность роликов: 1) Облегченный вес 2) Жесткая рама 3) Средняя мягкость ботинка. Эти ролики, как правило, выбирают профессионалы, или те, кто будет целенаправленно заниматься слаломом.
Агрессив
Агрессив – это ролики для экстремального катания с прыжками, исполнением вращений и акробатических элементов. Особенности: 1) Тяжелый и массивный ботинок — для устойчивости и амортизации 2) Коротка и твердая рама 3) Широкие колеса для устойчивого приземления.
Для бега
Для Бега – это ролики с большим диаметром колес для высокой скорости, без боковой поддержки и с легким ботинком. На подобных роликах заниматься бегом само удовольствие.
Хоккейные
Для фигурного катания –это ролики, предназначенные для выполнения элементов, подобных в фигурном катании на ледовых коньках. Отличительная особенность данных роликов заключается в расположении специального стопора в передней части рамы, необходимого для выполнения вращения, а так же, колеса расположенные по дуге, аналогично форме ледовых коньков.
Хоккей – это ролики, которые предназначены для игры в хоккей на роликах. Особенность: Низкий ботинок, хорошая вентиляция и максимальная прочность.
Для внедорожного катания
Для внедорожного катания – это ролики, которые предназначены для катания вне асфальта. Особенность данных роликов заключается в конструкции больших пневматических колес, которые сглаживают неровность поверхности.