в каком веке изобрели орган
История органа
Возникновение органа
Прародителем современного органа считают флейту Пана, которая впервые появилась в Древней Греции. Существует сказание, что бог дикой природы, пастушества и скотоводства Пан придумал себе новый музыкальный инструмент, соединив несколько тростниковых трубочек разного размера, чтобы извлекать чудесную музыку, развлекаясь с веселыми нимфами в роскошных долинах и рощах. Чтобы успешно играть на таком инструменте, требовались большие физические усилия и хорошая дыхательная система. Поэтому для облегчения работы музыкантам во ІІ веке до нашей эры, грек Ктесибий, изобрел водяной орган или гидравлос, который считается прототипом современного органа.
Развитие органа
Орган постоянно усовершенствовался и в ХІ веке его стали строить по всей Европе. Наибольшего расцвета органостроение достигло в XVII-XVIII веках в Германии, где музыкальные произведения для органа создавали, такие великие композиторы как Иоганн Себастьян Бах и Дитрих Букстехуде, непревзойденные мастера органной музыки.
Органы отличались не только по красоте и разнообразию звучания, но и по архитектуре и декору — каждый из музыкальных инструментов обладал индивидуальностью, создавался под конкретные задачи, гармонично вписывался во внутреннюю среду помещения. Для органа подходит только такое помещение, которое обладает отменной акустикой. В отличие от других музыкальных инструментов особенность звучания органа зависит не от корпуса, а от пространства, в котором он находится.
Звуки органа никого не могут оставить равнодушным, они проникают глубоко в сердце, вызывают самые разнообразные чувства, заставляют задумываться о бренности бытия и устремлять свои помыслы к Богу. Поэтому в католических церквях и соборах повсеместно стояли органы, лучшие композиторы писали духовную музыку и собственноручно играли на органе, например, Иоганн Себастьян Бах.
В России орган относился к светским инструментам, так как традиционно в православных храмах было запрещено звучание музыки во время богослужения.
Современный орган
Сегодняшний орган представляет собой сложную систему. Это одновременно духовой и клавишный музыкальный инструмент, имеющий педальную клавиатуру, несколько ручных клавиатур, сотни регистров и от сотен до более чем тридцати тысяч труб. Трубы бывают разнообразными по длине, диаметру, типу строения и материалу изготовления. Они могут быть медными, свинцовыми, жестяными или из разных сплавов, например, свинцово-оловянными. Сложное строение позволяет органу иметь огромный диапазон звучания по высоте и тембру и обладать богатством звуковых эффектов. Орган может имитировать игру других инструментов, поэтому его нередко приравнивают к симфоническому оркестру. Самый большой орган находится в США в концертном зале Бордуок города Атлантик-Сити. У него 7 ручных клавиатур, 33112 труб и 455 регистров.
Звучание органа нельзя сравнить ни с каким другим музыкальным инструментом и даже симфоническим оркестром. Его мощные, торжественные, неземные звуки действуют на душу человека мгновенно, глубоко и ошеломляющее, кажется, что сердце вот-вот разорвется от божественной красоты музыки, небо разверзнется и откроются, до этого момента непостижимые, тайны бытия.
История создания органа
«Король музыкальных инструментов» – орган – создавался не один век, и даже не одно тысячелетие. Он является родственником и клавишным инструментам, и ударным, и духовым. Одной из необычных особенностей органа является то, что на нём нужно играть не только руками, но и ногами. История создания органа продолжительна и многообразна. Не сразу он обрёл колоссальные размеры и внушительный диапазон звучания. Следы возникновения органа прослеживаются в Древней Греции. Мифы рассказывают о том, что бог дикой природы и плодородия Пан изобрёл флейту-сиринкс, состоявшую из нескольких тростниковых трубочек разной длины. Каждая трубочка многоствольной флейты давала один тон. Количество трубок достигало 17-ти, для исполнения на таком инструменте требовалось обладать недюжинными физическими данными. Поэтому на помощь музыкантам пришла сложная система с использованием давления воды. Так появился прототип органа – гидравлос.
Первые упоминания
Сообщения об инструменте, называемом «гидравлос», впервые мы находим у римских писателей первых веков нашей эры: Вергилия, Корнелия Севера, Гая Петрония. Христианский писатель и философ Тертуллиан пишет о мощных звуках гидравлоса, которые были слышны на всём пространстве античных амфитеатров и цирков. Этот инструмент завоевал признание в Риме не только по причине своей необычности, но и потому, что Италия испытывала влияние Греции. То есть увлечение гидравлосом стало одним из модных веяний эпохи римских завоеваний.
На Руси орган стал известен в X веке. Это был уже более совершенный инструмент со сложной механикой. Пришёл он к нам из Византии, и быстро прижился в среде скоморохов. Назывался этот орган – портатив, потому что он действительно представлял собой небольшое (портативное) устройство, которое можно было носить через плечо и играть на нём, держа на коленях.
Такой орган можно видеть на фреске Софийского собора в Киеве, которая датируется XI веком. Органист – крайний справа в первом ряду.
Как изобрели орган?
Первые версии
Многих занимает история возникновения органа, его истоки. Доподлинно она неизвестна, однако согласно античным данным, мы можем проследить некоторые моменты прошлого этого инструмента.
Появление прообраза органа в Древней Греции связано с достижениями механики той поры. Однако Балканский полуостров — это не то место, где изобрели орган. В Александрии Египетской, бывшей тогда частью империи Александра Македонского, жил изобретатель и математик Ктесибий. Он известен тем, что создал водяные часы – клепсидру. Заинтересовавшись изучением свойств воздуха, учёный решил на практике доказать, что воздух обладает качествами упругости и сжимаемости. Результатом стало изготовление пожарного насоса, а спустя несколько лет неутомимый Ктесибий использовал своё устройство в неожиданном ключе – в создании музыкального инструмента.
Таким образом, Ктесибий и есть тот человек, кто изобрёл орган. Он облегчил музыкантам процесс игры на инструменте, включавшем в себя несколько труб. Благодаря нестандартному решению изобретателя, лёгкие исполнителя заменил насос, а воздух стал нагнетаться специальным устройством. Ктесибий назвал его «гидравлос», то есть водяной авлос (вид свирели). Воздух перекачивался из одной части деревянной ёмкости с водой в другую с помощью рычага и поршня. Так создавалось необходимое давление. Музыкант нажимал на клавиши, клапаны открывались, и воздушная струя поступала в нужную трубу, извлекая звуки. Скорей всего, рычагом управлял механик.
На вопрос – когда изобрели орган – точного ответа не существует. Но можно предположить, что это случилось около 250 года до н. э. Спустя два столетия конструкцию Ктесибия усовершенствовал мастер из той же Александрии – Герон. Он решил исключить присутствие механика и добавил к гидравлосу ветряную мельницу, которая и приводила в движение помпу.
Пневматический (современный) инструмент
История инструмента органа на этом только начинается. Подлинный орган, то есть пневматический, появился в IV веке. Давление в нём создавалось посредством кузнечных мехов. Имя изобретателя потерялось в глубине веков, но остались свидетельства очевидцев, говорящие о том, что инструмент был очень звучным. Музыкант нажимал на клавиши, а воздух, вырывающийся из мехов, приводил в действие полированные трубы, которые издавали приятную мелодию.
Изображение пневматического органа можно увидеть на барельефе восточной стороны обелиска, сооружённого в Константинополе в 382 году н. э. Обелиск посвящён победе императора Феодосия Великого над готами. Император держит в руках лавровый венок, которым он наградит победителя состязаний на колесницах. В нижнем ярусе барельефа помещены танцоры и музыканты, участвующие в церемонии награждения. С правой стороны в руках одного из музыкантов находится орган.
Принцип работы
Пройдя многовековой путь, орган претерпел множество изменений. История создания органа уникальна и обширна. В разных странах Европы на протяжении веков изобретатели и музыканты пытались создать всё более совершенный инструмент. Его механика усложнялась, увеличивалось количество элементов и вместе с ними – масса конструкции. В нынешних моделях воздух в мехах нагнетает электромотор. Во времена Средневековья это делали рабочие-кальканты.
Современный орган – это сложная система, состоящая из множества труб. Их число колеблется от нескольких сотен до 30 тысяч. Органные трубы разнокалиберны: они отличаются длиной, диаметром, материалом изготовления. Есть трубы жестяные, свинцовые, медные, все они дают разные по тембру и высоте звуки. За долгую историю изобретения органа его научили звучать голосами других инструментов. Так что можно сравнить его с симфоническим оркестром.
У органа насчитывается от одного до семи мануалов (клавиатур). Диапазон каждого достигает четырёх-пяти октав, общий объём инструмента достигает девяти с половиной октав.
Регистром называют набор труб одинакового тембра, которые управляются боковыми кнопками. Их количество варьируется от двух (чаще от восьми) до трёхсот. В нотных текстах название регистра указывается прямо над тем местом, с которого должно начинаться звучание этого регистра.
Расположение мануалов представляет собой террасу, то есть одна клавиатура над другой. Помимо мануалов, у органа имеется педальная клавиатура, состоящая из 5-32 клавиш. Партия для неё пишется на отдельном нотном стане. Играют на педали обеими ногами. Если у органа отсутствует педальная клавиатура, он называется позитивом.
Для облегчения игры органиста существуют вспомогательные устройства:
Наличие нескольких мануалов, рычагов и тумблеров делает процесс игры на органе трудоёмким. В связи с этим рядом с исполнителем находится помощник.
История развития инструмента
Обращаясь к истории появления органа, можно заметить, что его прародители времён античности отличались и конструкцией, и размерами, и внешним видом. Первые органы (гидравлосы) были переносными. Этот инструмент быстро завоевал популярность в цивилизованном мире и начал распространяться по странам Востока и Европы. Древние записи сообщают, что в Иерусалимском храме ещё в первые века нашей эры присутствовал инструмент «маграффа». Он обладал десятью трубами и был настолько громкоголосым, что его было слышно на большом расстоянии.
В средние века органы строились в Западной Европе и Византии, их устройство становилось более совершенным, а сам инструмент – всё более звучным и богатым по тембрам. В середине VII века орган был введён в католическое богослужение Папой Римским Виталианом.
Искусство строить органы оформилось в Италии в IX веке. Отсюда эти гигантские инструменты попадали во Францию и в Германию. Затем и другие страны переняли опыт итальянцев, особенно отличились в искусстве построения органов немецкие мастера. Вот, например, Орган во Фрайбергском соборе, 1714 г.
С XIV века «король инструментов» начинает своё победное шествие по Европе. Он обзавёлся педальной клавиатурой, увеличилось количество труб, клавиши мануалов стали более удобными.
XVI век дал органу пять мануалов с диапазоном каждого в 4-5 октав. Переключатели регистров способствовали расширению тембровых возможностей: нажимая всего одну клавишу, исполнитель приводил в рабочее состояние десятки труб, имеющих одну высоту, но разный состав обертонов.
Золотым веком органа по праву считается период XVII–XVIII веков – эпоха барокко. Уникальное богатство тембров, чистота звучания сделали орган идеальным инструментом для исполнения произведений полифонического склада. Расцвет органостроения привёл к появлению огромного количества музыки, написанной специально для органа. Нам известны имена И. С. Баха, Д. Букстехуде, Г. Генделя, Дж. Фрескобальди – непревзойдённых мастеров полифонии.
Каждый орган той поры создавался не только, как музыкальный инструмент, но и как произведение искусства. Модели тщательно декорировались, их изготавливали так, чтобы они хорошо вписывались в окружающую обстановку храма. Архитектура тоже имела большое значение, ведь звучание органа зависит не от его корпуса, а от акустики окружающего пространства.
В XIX и XX вв. стали строить инструменты огромных масштабов и мощного звучания, по своим исполнительским свойствам они могут заменять симфонический оркестр. Однако история органа – музыкального инструмента, на этом не заканчивается, она продолжается до сих пор.
История знаменитого органа в Пицунде
Один из уникальных инструментов находится на территории Абхазии, это знаменитый на весь Советский Союз орган в Пицунде. Он был открыт в 1975 году в соборе Андрея Первозванного. Построен этот инструмент был известным органным мастером из Германии Гансом Шуке (представитель фирмы «А. Schuke»), которым были установлены органы в Москве, Иркутске, Вильнюсе, Алма-Ате.
Сооружение получилось внушительным: высота органа в Пицунде – целых 11 метров, а его масса — около 20 тонн. Инициатива постройки инструмента именно в этом городе принадлежит тогдашнему председателю Совета Министров СССР А. Н. Косыгину. Ведь Абхазия была одним из самых любимых и посещаемых курортов страны.
Открыли орган концертом, на котором выступили почётные немецкие гости – профессор Лейпцигской консерватории В. Шетелих и органист Лейпцигского храма Х. Кестнер. Они отметили, что инструмент обладает серебристым мягким тембром, а сочетание с храмовой архитектурой и фресками XIV века будет настраивать слушателей на возвышенный лад.
С того времени в Пицунде стали проводиться органные и фестивали классической музыки, на которые съезжались советские и зарубежные органисты.
Во время грузино-абхазской войны чудо-орган был повреждён. Музыканты давали благотворительные концерты, собирая деньги на его восстановление. В 2011 году инструмент реставрировали мастера той же фирмы «А. Schuke». И инструмент вновь зазвучал!
ОРГАН — МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ. ИСТОРИЯ И УСТРОЙСТВО ОРГАНА
«Король инструментов» — именно так называют за огромные размеры, потрясающий диапазон звучания и уникальное богатство тембров духовой орган. Музыкальный инструмент с многовековой историей, переживший периоды огромной популярности и забвения, он служил как для религиозных служб, так и светских развлечений. Уникален орган и тем, что относится он к классу духовых инструментов, но при этом оснащен клавишами. Особенностью этого величественного инструмента является и то, что для игры на нем исполнитель должен виртуозно владеть не только руками, но и ногами.
Немного истории Орган — музыкальный инструмент с богатой и древней историей. По мнению специалистов, прародителями этого великана можно считать сиринкс — простейшую тростниковую флейту Пана, древний восточный органчик из тростника шэн и вавилонскую волынку. Объединяет все эти непохожие друг на друга инструменты то, что для извлечения из них звука необходим более мощный, чем могут создать человеческие легкие, поток воздуха. Уже в древности был найден механизм, способный заменить дыхание человека – меха, подобные тем, что использовались для раздувания огня в кузнечном горне.
Древняя история
Уже во II веке до н. э. греческий умелец из Александрии Ctesibius (Ктесебий) изобрел и собрал гидравлический орган – гидравлос. В него воздух нагнетался водяным прессом, а не мехами. Благодаря таким изменениям, воздушный поток поступал значительно равномерней, и звук органа стал более красивым и ровным. В первые века распространения христианства воздушные меха пришли на смену водяному насосу. Благодаря такой замене появилась возможность увеличить как количество, так и размер труб в органе. Дальнейшая история органа, музыкального инструмента, довольно громкого и мало регулируемого, развивалась в таких европейских странах, как Испания, Италия, Франция и Германия.
В середине V века н. э. органы строились во многих испанских церквях, но из-за очень громкого звучания использовались только в дни больших праздников. В 666 году папа Виталиан ввел этот инструмент в католическое богослужение. В VII–VIII веках орган претерпел несколько изменений и усовершенствований. Именно в это время в Византии создавались самые известные органы, однако и в Европе развивалось искусство их строительства.
В IX веке центром их производства стала Италия, откуда они выписывались даже во Францию. В дальнейшем и в Германии появились искусные мастера. К XI веку в большинстве европейских стран строились такие музыкальные гиганты. Однако стоит отметить, что современный инструмент значительно отличается от того, как выглядит орган средневековый. Созданные в средние века инструменты были значительно грубее более поздних. Так, размеры клавишей варьировались от 5 до 7 см, а расстояние между ними могло достигать 1,5 см. Для игры на подобном органе исполнитель использовал не пальцы, а кулаки, с силой ударяя ими по клавишам. В XIV веке орган становится популярным и широко распространенным инструментом. Этому способствовало и усовершенствование этого инструмента: клавиши органа пришли на смену большим и неудобным пластинам, появилась басовая клавиатура для ног, оснащенная педалью, заметно разнообразней стали регистры, а диапазон – шире.
Эпоха Возрождения
В XV веке было увеличено количество трубок и уменьшены размеры клавиш. В этот же период стали популярны и широко распространены маленький переносной (органетто) и небольшой стационарный (позитив) орган.
Музыкальный инструмент к XVI веку становится все более сложным: клавиатура становится пятимануальной, причем диапазон каждого из мануалов мог доходить до пяти октав. Появились регистровые переключатели, позволившие значительно увеличить тембровые возможности. Каждая из клавиш могла соединяться с десятками, а иногда и с сотнями труб, издававшими звуки, одинаковые по высоте, но различающиеся по окраске.
Барокко
Многие исследователи называют XVII–XVIII века золотым периодом органного исполнительства и органостроения. Построенные в это время инструменты не только прекрасно звучали и могли имитировать звучание какого-либо одного инструмента, но и целых оркестровых групп и даже хоров. Кроме того, отличались они и прозрачностью и ясностью тембрового звучания, наиболее подходящего для исполнения полифонических произведений. Следует отметить, что большинство великих органных композиторов, таких, как Фрескобальди, Букстехуде, Свелинк, Пахельбель, Бах, писали свои произведения именно для «барочного органа».
«Романтический» период
Романтизм XIX века, по мнению многих исследователей, с его стремлением придать этому музыкальному инструменту богатое и мощное звучание, присущее симфоническому оркестру, оказали как на строительство органов, так и на органную музыку сомнительное, и даже отрицательное влияние. Мастера, и в первую очередь француз Аристид Кавайе-Коль, стремились создать инструменты способные стать оркестром для одного исполнителя. Появились инструменты, в которых звук органа стал необычайно мощным и масштабным, появились новые тембры, а также были сделаны различные конструктивные усовершенствования.
Новое время
XX век, особенно в своем начале, характеризуется стремлением к гигантизму, что отразилось и на органах и их масштабах. Однако подобные веяния быстро прошли, и среди исполнителей и специалистов по строительству органов возникло движение, пропагандировавшее возвращение к удобным и простым инструментам барочного типа, обладающих подлинным органным звучанием.
Внешний вид.
То, что мы видим из зала, — внешняя сторона, и называется она фасадом органа. Глядя на него, сложно определиться с тем, что же это такое: чудесный механизм, уникальный музыкальный инструмент или произведение искусства? Описание органа, музыкального инструмента действительно внушительных размеров, может составить несколько томов. Постараемся в несколько строк сделать общие зарисовки. Прежде всего, фасад органа уникален и неповторим в каждом из залов или храмов. Общим является только то, что состоит он из труб, собранных в несколько групп. В каждой из таких групп трубы выстроены по высоте. За строгим или богато украшенным фасадом органа скрывается сложнейшая конструкция, благодаря которой исполнитель может подражать птичьим голосам или шуму морского прибоя, сымитировать высокое звучание флейты или целой оркестровой группы.
Как устроен?
Давайте рассмотрим устройство органа. Музыкальный инструмент очень сложный и может состоять из трех и более небольших органов, которыми исполнитель может управлять одновременно. Каждый из них обладает своим набором труб – регистров и мануала (клавиатуры). Управление этим сложнейшим механизмом осуществляется с исполнительского пульта, или как его еще называют – кафедры. Именно здесь расположены одна над другой клавиатуры (мануалы), на которых исполнитель играет руками, а внизу – огромные педали – клавиши для ног, позволяющие извлекать самые низкие басовые звуки. В органе может быть много тысяч труб, выстроенных в ряд, и находящихся во внутренних камерах, закрытые от глаз зрителя декоративным фасадом (проспектом)
Каждый из малых органов, входящих в «большой», имеет свое назначение и название. Наиболее распространены следующие: главный – Haupwerk; верхний – Oberwerk; «рюкпозитив» – Rückpositiv. Haupwerk – «главный орган» содержит основные регистры и является самым большим. Несколько меньше и с более мягким звучанием Rückpositiv, кроме того, он содержит и некоторые солирующие регистры. «Оберверк» – «верхний» вносит в ансамбль ряд звукоподражательных и солирующих тембров. Трубы «рюкпозитива» и «оберверка» могут устанавливаться в полузакрытые камеры-жалюзи, открывающиеся и закрывающиеся посредством особого швеллера. Благодаря чему могут создаваться такие эффекты, как постепенное усиление или ослабление звука. Как вы помните, орган — музыкальный инструмент клавишный и духовой одновременно. Он состоит из множества труб, каждая из которых может издавать звук одного тембра, высота и силы
Группа труб, издающая звуки одного тембра, объединяются в регистры, которые могут быть включены с пульта. Таким образом, исполнитель может выбрать нужный регистр или их комбинацию. В современные органы воздух нагнетается посредством электрического мотора. Из мехов, через воздухопроводы, сделанные из дерева, воздух направляется в винлады – особую систему деревянных ящиков, в верхних крышках которых проделаны специальные отверстия. Именно в них укреплены органные трубы своими «ножками», в которые и поступает под давлением воздух из винлад.
www.syl.ru/article/167470…oriya-i-ustroystvo-organa