в каком веке было введено в обращение понятие потребность
ПОТРЕБНОСТЬ
ПОТРЕБНОСТЬ – состояние организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития и выступающее источником различных форм их активности.
Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности личности выражаются в мотивации ее поведения.
По этому же пути пошел и операционализм (Б.Скиннер). В гештальттеории К.Левина личность и ее потребности определяются системой силовых отношений «психического поля». В истории общества потребности людей в качестве функции их деятельности выступают следствием производства. Природная вещь перестает быть просто добычей, т.е. предметом, имеющим лишь биологический смысл пищи. С помощью орудий человек способен видоизменять ее, приспособляя к собственным потребностям. Тем самым и потребности людей получают возможность к развитию, т.е. вовлекаются в историю, становятся ее элементом. Производство связано с субъектом не непосредственно, а через посредство потребностей. Органические потребности преобразуются в человеческие, «надорганические», опосредствованные предметной деятельностью. Потребности и предпосылка, и результат не только трудовой деятельности людей, но и познавательных процессов.
Потребности человека опосредствованы процессом его воспитания в широком смысле, т.е. приобщения к миру человеческой культуры. У человека процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность. Осознавая цель субъективно – как потребность, человек убеждается, что ее удовлетворение возможно лишь через осуществление цели. Это дает ему возможность соотнести свои субъективные представления с ее объективным содержанием путем отыскания средств овладения целью как объектом. Динамика потребностей – в переходе от осознания цели (как предпосылки деятельности) к мобилизации средств, при помощи которых происходит овладение этой же объективированной целью.
Литература:
1. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции. М., 1971;
2. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972;
3. Замошкин Ю.А. Вызовы цивилизации и опыт США. М., 1991.
Значения в других словарях
Потребность
Потре́бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.
Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), [2] которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.
Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования. [3]
Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии [1] :
Врожденный драйв, первичный драйв (человек обладает с рождения) — боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма [1]
Совокупность действий, направленных на оптимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет жизнеобеспечение [1]
Первичным эмоциональным проявлением потребности человека является влечение [7]
Социальным процессом сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация [8]
Содержание
Особенности потребностей человека
Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.
Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.
Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.
По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.
Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.
Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае ее удовлетворения — положительными.
Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности. На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров, определённые академиком Ухтомским А.А. как доминанты. При соответствующих условиях, сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров. Например, само явление доминанты было открыто при исследовании двигательных рефлексов собаки на определённые раздражители. В какой-то момент времени животное перестало реагировать на раздражители и через несколько секунд у него произошёл акт дефекации. После этого рефлексы восстановились. Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования.
Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.
Различные ученые по-разному объясняли сущность человеческих потребностей:
Опредмечивание
При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.
На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков обычно происходит встреча потребности с ее предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечением потребности. Самим актом опредмечения потребность преобразуется — становится определенной, потребностью именно в данном предмете. В элементарных формах это явление известно как запечатление (импринтинг).
Опредмечение — очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения — оно обретает направленность, зависящую от мотива.
В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей:
Классификации потребностей человека
Существует множество классификаций потребностей. Различают потребности [1] :
По сферам
Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).
Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности
№ | Инстинкт | Его проявление |
---|---|---|
1 | Пищевой инстинкт | Голод |
2 | Инстинкт самосохранения (страх) | Бегство |
3 | Стадный инстинкт | Стремление к общению |
4 | Инстинкт приобретательства | Жадность |
5 | Инстинкт продолжения рода | Половое влечение |
6 | Родительский инстинкт | Нежность |
7 | Инстинкт созидания | Стремление к активности |
8 | Отвращение | Неприятие, отторжение |
9 | Удивление | Любознательность |
10 | Гнев | Агрессивность |
11 | Смущение | Самоуничижение |
12 | Воодушевление | Самоутверждение |
Психологическое понятие лень является проявлением потребности (инстинкта) экономии сил. [10]
Список мотивационных факторов Гилфорда: [11]
Согласно подходу Б. И. Додонова по классификации эмоций можно говорить о следующих видах потребностей: [11]
Согласно Х. Мюррею, потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими, а общий список потребностей таков:
По объекту
Разделение в связи с тем на какой объект направлена потребность.
По функциональной роли
По происхождению
Существует деление на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.
По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на
Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).
По субъекту потребностей
Иерархия потребностей
Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.
Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.
Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «Пирамида потребностей Маслоу». А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.
Самые простые виды потребности это витальные нужды, которые запрограммированы в продолжительном процессе существования, развития, эволюции (пища, питьё, воздух, сон, половое влечение). Фрейдизм сводит потребности высоких уровней к неизменным витальным
Потребность в безопасности связывают также с потребностью в стабильности существования нынешнего порядка вещей — уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.
По видам поведения
Философия
Диалектический материализм
Еще философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощрённым, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он отличал, что всякое желание должно быть разумно. Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая подобна стаду, и на вторичные, образующие «разумную, благородную» душу, цель которой руководить первой. Большое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVII века. П. Гольбах писал, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности. Большую роль потребностям в понимании активности человека отводил Н. Г. Чернышевский. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей человека. К. Маркс подчёркивает, что «человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению». Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике, психологии в первой четверти XX века. Обобщенно потребность можно определить как нужду, необходимости в чем-то. Следует подчеркнуть, что довольно большое число учёных «рассматривают потребность как состояние напряжения». В жизни можно наблюдать как само появление нужды меняет состояние человека. Такое (потребностное) состояние заставляет его искать причину дискомфортности, выяснять, чего человеку не хватает. Таким образом, потребность побуждает человека к действию, к деятельности, к активности. В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Большинство учёных сходится только в том, что почти все признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности. Однако ни полного единодушия, ни однозначности в толковании этого понятия нет.
Определение понятия потребности
Определение понятия потребности
Такие понятия как потребность мотив, стимул и интерес достаточно часто используются как синонимы без четкого разграничения их смыслового содержания. Между тем, само возникновение в рамках научных исследований какого-либо понятия может быть оправдано только в том случае, если оно по своему содержанию не совпадает ни с одним другим из существующих в науке. Понятие может быть введено только при том условии, что оно обобщает такие свойства и характеристики реально существующего феномена, которые не выделяются ни в каких других научных понятиях и категориях. Ориентируясь на данный подход, рассмотрим теперь содержание таких понятий как потребности и мотивы.
Понятие потребности является основополагающим не только для экономики и социологии, но также и для психологии, физиологии и биологии. Самое емкое его определение, раскрывающее его сущность, дается в биологической науке. Согласно этому определению, жизнь любого биологического организма, в том числе и человека, есть процесс взаимодействия, выражающийся в обмене веществ. Этот процесс происходит вследствие возникновения нужды организма в чем-либо, находящемся вне этого организма. Из этого теоретического положения биологическая наука и выводит следующее определение потребности. Нужда организма в каком-либо существенном его дополнении как жизнеспособной системы и есть состояние потребности.
Иначе говоря, потребность выступает как объективная необходимость организма в чем-то таком, что впоследствии становится прямым его дополнением. При этом имеются ввиду такие дополнения, которые вмешиваются в процесс существования живого организма и от которых этот процесс зависит не косвенно, а непосредственно.
Читайте также
Потребности или желания?
Потребности или желания? Различать эти два понятия весьма полезно, ведь многие люди склонны оправдывать свое желание обладать чем-либо сакраментальной фразой: «Мне действительно это нужно».Потребность — надобность, нужда в чём-либо, требующая удовлетворения.Желание —
1.1. Определение понятия «обособленное подразделение организации»
1.1. Определение понятия «обособленное подразделение организации» В соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения
1.1. Определение понятия «субъект малого предпринимательства»
1.1. Определение понятия «субъект малого предпринимательства» В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон 209 – ФЗ) под субъектами малого предпринимательства
2.1. Определение понятия «трансакционные издержки»
2.1. Определение понятия «трансакционные издержки» Основной отличительной чертой неоинституциональной экономической теории является идея о том, что совершение любой сделки связано с издержками, т. е. трансакционные издержки предполагаются положительными. Что такое
3.1. Определение понятия «права собственности»
3.1. Определение понятия «права собственности» Собственность является одним из основных институтов рыночной экономики, который предоставляет людям свободу распоряжаться ограниченными ресурсами. За собственником закрепляются определенные права, и другим лицам
2. Определение ценности и определение стоимости
2. Определение ценности и определение стоимости В конечном счете источником определения цен являются субъективные оценки потребителей. Цены являются результатом оценки, отдающей предпочтение а перед b. Они представляют собой общественные явления, так как
Определение понятия мотива
Определение понятия мотива Перейдем теперь к определению понятия мотива. Мотивационная система живых существ, как достаточно сложный физиологический и психический феномен, появилась только на высших уровнях эволюционного развития.При усложнении способов,
Глава 25. Еще раз о потребности
Глава 25. Еще раз о потребности Давайте теперь разберем понятие потребности. Мы уже говорили о нем в первой части и разбирали некоторые примеры, анализируя запросы. Конечно, формулировка запроса в виде формулы, на основе которой можно вычислить потребность, это очень
2.1. Физиологические потребности
2.1. Физиологические потребности Потребности этой группы состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда их называют биологическими потребностями. Это потребности человека в пище, воде, тепле, сне, отдыхе, одежде, жилье и тому
2.3. Социальные потребности (потребности принадлежности и причастности)
211. Сформулируйте, пожалуйста, ваше определение понятия «максимально полезная деловая книга»
211. Сформулируйте, пожалуйста, ваше определение понятия «максимально полезная деловая книга» Это книга, в которой много советов и идей.Это книга, которая переворачивает ваше сознание, учит вас новому подходу, «зажигает».Это книга, которая отвечает на ваши вопросы.Это
Потребности
Потребности Поджигателя часто считают самовлюбленным, эгоцентричным смутьяном. Он всегда держится так, точно знает все лучше всех. Он беспрестанно дает советы, но терпеть не может прислушиваться к рекомендациям других. На самом деле он ведет себя так, поскольку остро
ПОТРЕБНОСТИ
ПОТРЕБНОСТИ Необходим систематический подход к развитию руководителей, поскольку все более жесткие требования, предъявляемые к линейным менеджерам, говорят о том, что от них сейчас требуется гораздо более широкий спектр навыков, чем когда-либо раньше. Тэмкин с
Определение понятия
Определение понятия Возможно, об этом часто забывают потому, что даже сам термин «карьерный рост сотрудников» вселяет ужас в сердца менеджеров. А ЧТО У ВАС? Подумайте, что для вас означает карьерный рост подчиненных. Что с этим связано? Какова ваша роль? Как бы вы ни
Удовлетворение потребности
Удовлетворение потребности Современная философия маркетинга делает основной акцент не столько на продажах, сколько на построении взаимоотношений с клиентами, поэтому подход к продаже, призванный удовлетворить потребности покупателя, как нельзя лучше отвечает
Потребности экстраверта
Потребности экстраверта – Контакт с другими людьми в режиме реального времени (лично или по телефону).– Частое появление возможностей для новых знакомств.– Группа коллег, которые смогут оценить его вклад в работу, идеи и остроумные шутки.– Активная
Исследовательский проект «Информационное общество и эволюция человеческих потребностей»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выберите документ из архива для просмотра:
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Тема проекта:
«Информационное общество и
эволюция человеческих потребностей»
Тип проекта: исследовательский
Описание слайда:
Цели проекта:
– рассмотреть особенности информационного общества;
– охарактеризовать человеческие потребности и их эволюцию.
Задачи:
1.Рассмотреть сущность особенностей информационного общества;
2.Изучение взаимосвязи биологического и социального начал в человеке; определение их влияния на развитие потребностей;
3.Провести опрос знании исследования осведомленности на знании «современного информационного пространства».
Описание слайда:
Описание слайда:
Информационные революции
Изобретение письменности
Изобретение электричества.
Средства связи –
телефон, радио, телеграф
Появление микропроцессорных технологии.
Компьютерная революция
Изобретение книгопечатания
Этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как информационные революции.
4 тысячи лет до н.э.
середина XVI века
конец ХIX века
середина ХX века
первая
вторая
третья
четвертая
Описание слайда:
Процесс информатизации общества является базовой составляющей
пятой информационной революции
Информатизация — это процесс,
при котором создаются условия удовлетворения потребностей любого человека в получении необходимой информации.
Информационное общество — это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.
Описание слайда:
Иерархия человеческих потребностей (по А. Маслоу)
Описание слайда:
СМИ: телевидение, Интернет – ключевые ресурсы информационного общества
Средства массовой информации (СМИ) — система органов публичной передачи информации с помощью технических средств повседневной практики сбора, обработки и распространения сообщений массовым аудиториям.
СМИ – «четвертая власть»
Периодические печатные издания, сетевые издания
Телеканалы
Радиоканалы
Телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма
Иные формы периодического распространения массовой информации под постоянным названием.
Описание слайда:
Телевидение – главное средство массовой информации
в современном обществе
Со второй половины XX века телевидение стало наиболее влиятельным средством массовой информации, пригодным для развлечения, образования, передачи новостей и рекламы.
Став главным средством СМИ телевидение приобрело целый ряд функции и ролей не свойственных другим СМИ. Оно развлекает зрителя, образовывает его, вводит в курс дела в стране и мире. Оно предлагает людям модели, стандарты, примеры поведения; оно управляет зрительскими увлечениями, стилем жизни, модой; оно дает образцы и принципы для сравнения, учит понимать других людей, помогает планировать и строить свою жизнь.
Исследователи утверждают, что в рамках информационной модели мира аудиовизуальные формы более востребованы, чем традиционные «письменные». А это означает, что человека привлекает в первую очередь зрительный образ.
РЕКЛАМА – это призыв что-нибудь купить или воспользоваться предлагаемой услугой.
Описание слайда:
Интернет – альтернативная сеть массовой коммуникации
Термин «социальная сеть» вошел в научный оборот в первой половине 1950-х гг. 20 века.
В 2002 году была принята программ «Электронная Россия», способствующая информатизации регионов в госсекторе, образовании, медицине, финансовом секторе.
Сегодня в Сети представлены все основные формы человеческой деятельности: виртуальные магазины, доски объявлений, площадки для обсуждения и дискуссий (форумы, чаты).
Огромную популярность приобрели онлайновые системы знакомств и виртуальные игры; флэш-мобы — гражданские акции, организованные через Сеть.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Во второй половине ХХ в. мир начал переход к новому типу общественного строя — информационному. Построение информационного общества было объявлено глобальной задачей нового тысячелетия, решения которой базируется на принципах открытости, ориентации на интересы людей, уважении достоинства личности, равенстве мужчин и женщин, соблюдении суверенного равенства всех государств.
Ценности свободы, равенства, прав человека, сохраняя свое значение, приобретает новый смысл. они связываются со свободой информационного пространства. Появилось понятие «цифровое неравенство» — неравенство стран и социальных групп в сфере доступа к информационным технологиям.
Таким образом, подводя итоги всей работы, можно сделать вывод: в современном информационном обществе не тот, кто обладает крупнейшей военной силой или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами информации (знаний) и успешнее применяет их. Основой и главным источником богатства, силы, власти в информационном обществе становится знание.
Очевидно, в процессе развития постиндустриального (информационного) общества еще будут формироваться соответствующие ему ценностные ориентиры, которые определят особенности информационной культуры и мировоззрения людей.
Описание слайда:
Описание слайда:
Тема проекта:
«Информационное общество и
эволюция человеческих потребностей»
Тип проекта: исследовательский
Выбранный для просмотра документ реферат- Информац общество и эволюция челов потребностей.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Яраткуловская средняя школа» Аргаяшского муниципального района Челябинской области
Информационное общество и
эволюция человеческих потребностей
Тип проекта: исследовательский
Автор проекта: Камалетдинов Марсель, обучающийся 7 класса
МОУ «Яраткуловская средняя школа»
Аргаяшского района, Челябинской области»
Наставник проекта: Денис Хадиятович Кутлузаманов,
1.2.Эволюция человеческих потребностей……………………………….. 9
1.3.Анализ основных потребностей человека…………………………… 11
1.4.СМИ: телевидение, Интернет – ключевые ресурсы информацион-
2.1.Социологический опрос среди учащихся 6-7 классов на знаний
Выполнение учебного проекта направлено на изучение и осмысление темы «Информационное общество и эволюция человеческих потребностей». В результате исследований, направленных на выявление роли информации в современном обществе; значения информационных ресурсов в жизни государства, общества, личности; уровня предоставляемых информационных услуг; положительных и негативных сторон информации; уровня информационной культуры общества; проблем информационной безопасности. Автор ответит на вопрос об их готовности к жизни в информационном обществе, о том, почему задача движения к информационному обществу для России относится к числу приоритетных.
Продукт проекта: наглядное пособие – реферат и презентация «Информационное общество и эволюция человеческих потребностей».
Все живущее на земле, будь то растение или животное, полноценно живет или существует только при соблюдении им или окружающей миром определенных условий. Уже много веков назад, во время существования человека умелого, граница потребления начала расширяться. Она также носила физиологический характер. В ходе эволюции эта граница зашла за предел чисто физиологической потребности. И в настоящее время потребности в красивой одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем актуальны, и от них зависят занятость на рынке труда, развитие, как крупного, так и малого бизнеса.
С давних пор эволюции можно свести к нескольким годам развития человека, и тем самым упростить понимание отличия высших и низших потребностей (вторичных и первичных). В научных источниках это отличие определено как понятие для автоматического понимания, т. е. даны две категории, различие в которых человеческий мозг улавливает довольно быстро. В чем же все-таки их отличие? Отличает эти понятия то, что отличает человека от животного, то есть разум. Только первичные потребности испытывает при рождении человек. Со времени эволюции или считанные годы социализации человека и существо с низким уровнем развития превращается в высокоорганизованное. Основным признаком этого превращения является появление на определенном этапе высших потребностей.
– рассмотреть особенности информационного общества;
–охарактеризовать человеческие потребности и их эволюцию.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность особенностей информационного общества;
2. Изучение взаимосвязи биологического и социального начал в человеке; определение их влияния на развитие потребностей;
3. Провести опрос знании исследования осведомленности на знании «современного информационного пространства».
1. Теоретическая часть
1.1. Особенности информационного общества
Сегодня человечество ежедневно производит гигантское количество информации и все глубже погружается в этот информационный океан. Приспосабливаясь к новым условиям, большинство государств стремительно движутся к обществу нового типа: информационному обществу. Современное устройство мира пребывает в переходном состоянии. Но бурное развитие коммуникационных и компьютерных технологий приобрело повсеместный характер, происходит планетарная информационная революция, глобальное преобразование мирового сообщества. Технологии, знания, информация – три кита нового общества. Венцом этих преобразований становится само общество знаний, в нем государственные границы превращается в условность. Символом современного информационного пространства стала коммуникация (от лат. с ommunis ) – « связь, обмен информацией». Значение информационной сферы настолько велико, что ее характеризуют как системообразующий фактор в жизни современного общества. Современный мир покрывает всеобщее информационное поле, меняется структура мировой экономики, которая все больше соответствует названию «киберэкономика», ключевую роль в ней играют основные ресурсы информационного общества – знания и передовые технологии.
Информационные ресурсы вытесняют с рынка традиционные ресурсы. Информация стала реальным продуктом купли-продажи. Коммуникационные и компьютерные технологии влияют на все области жизни общества: политику, экономику, финансовую систему, культуру, науку. И это влияние стремительно растет. Становление информационного общества происходит одновременно с радикальными изменениями в сознании людей. Причем эта трансформация касается как массового сознания, так и индивидуального.
Чтобы комфортно и полноценно существовать в новом социуме, чтобы быть конкурентоспособным и добиваться успеха, современный человек должен уверенно ориентироваться в информационных потоках, уметь быстро и эффективно приобретать знания и осваивать появляющиеся технологии.
Информационное общество – это глобальное и многогранное явление, которое сулит человечеству невероятные возможности и совершенно новый уровень развития. Однако появилось оно не в одночасье, а в результате многовекового развития человеческой цивилизации и череды технических и информационных революций. Развитие информационного общества неразрывно связано с процессом глобализации – как объединения человечества во всех сферах – экономической, политической, культурной – можно проследить, обращаясь к отдаленным историческим эпохам.
Человеческое общество прошло три крупных этапа своего развития, каждый из которых характеризуется способом взаимодействия людей с природой и производственными отношениями.
Доиндустриальный или аграрный этап (до 18 века). Основа общества – сельское хозяйство, земля – главный ресурс и ключевой фактор производства. Производственный процесс зависим от природного цикла. Общественное разделение труда практически отсутствует, развито натуральное хозяйство, ориентированное на самостоятельное удовлетворение своих потребностей за счет своих же ресурсов и произведенных товаров.
Индустриальный этап (18 век – середина 20 века). Основа – капитал и промышленность. Совершенствование орудий труда позволило обществу снизить зависимость от циклов природы и обусловило переход к общественным производительным силам от естественных. Техника становится «второй, рукотворной природой». Индустрия теснит сельское хозяйство, растут города, впитывая в себя крестьянство. Развиваются и повсеместно распространяются товарно-денежные отношения.
Постиндустриальный (информационный) этап (середина 20 века и по наши дни). Основа – информация и знания. Орудия производства – наука, технологии. Непроизводственная сфера занимает все больший сектор экономики. Многие государства, Россия в их числе, находятся в переходном состоянии от еще не исчерпавшей себя индустриальной модели к постиндустриальному обществу. Но данный процесс неизбежен, ведь он вызван очередной революцией области техники и коммуникаций.
На своем эволюционном пути человечество прошло через несколько таких революций, и каждый раз они радикально изменяли мир, среду обитания и сознание людей.
Становление информационного общества было бы невозможно без вереницы революционных преобразований в сфере обработки, хранения и передачи информации. Во все времена знания обладали ценностью, а их владельцы получали преимущество над необразованными или плохо осведомленными конкурентами.
Выделяют четыре информационные революции:
В 70-х годах наступила эра микропроцессоров, а затем и эра Интернета, которая продолжается и поныне. За полвека человеческое бытие переменилось до неузнаваемости. Было изобретено множество новых устройств и технологий, на передний план выдвинулась информационная индустрия, ставшая основой для развития информационного общества.
В постиндустриальной реальности акценты меняются: самыми ценными ресурсами становятся знания, средства коммуникации и средства производства знаний (наука), а также отлично образованная и приспособленная к новым реалиям рабочая сила, то есть носители знаний. Информационное общество – это общество совершенно нового отношения к рабочей силе, к человеку.
На постиндустриальном этапе общественного развития обучение и многогранное совершенствование человека становятся выгодными инвестициями. Знания помогают производить новые знания. Чем большим интеллектуальным капиталом владеет работник, тем он ценнее для общего производства.
В индустриальном материальном обществе объем товаров пропорционален объему используемых для его производства ресурсов. В постиндустриальном обществе товаром выступают информация и знания, они нематериальны, для их производства нужны порой внушительное количество интеллектуальных и информационных ресурсов, но зато с помощью современных технологий этот товар можно в любом количестве копировать практически без затрат. Экономика постиндустриального информационного общества обладает такими характерными чертами, как: увеличение сферы услуг в общей доле рынка; стремительно растущий уровень образования; социализация экономики, инвестиции в культурные и социальные сферы; растущая информатизация всех сфер общества; бережное отношение к природе и ее ресурсам; повышение информационной культуры населения; развитие малого бизнеса; глобализация, стирание границ между национальными экономиками.
Суммируя основные подходы, можно вывести обобщенное определение. Информационное общество – это глобальное и свободное общество, в котором теряют значение национальные территории и политические границы, они не мешают всемирному обмену информацией, стираются межкультурные преграды. Это общество знаний и информации, в котором знания становятся основным и непременным атрибутом благополучия всего социума в целом и каждого гражданина в отдельности.
Всем без исключения предоставлен полный доступ к этим знаниям. Большая часть трудоспособного населения занята в сфере создания, переработки и хранения знаний и информации.
Различают два типа информационного общества:
Стратегия информационного общества во многом строится на всеобщей информатизации всех сфер жизни. Современная цивилизация генерирует колоссальные потоки информации, которые необходимо собирать, обрабатывать, анализировать, хранить. Это невозможно сделать без внедрения компьютерных и сетевых технологий, а также без квалифицированных специалистов. Информатизация и компьютеризация значительно облегчают жизнь, помогают сэкономить время, силы, деньги.
Информатизация общества – процесс комплексный, он затрагивает экономическую, научно-техническую и социальную сферы, его целью является создание таких условий, при которых любой человек, организация, орган государственной власти или общественная организация имели полный доступ информационным ресурсам и могли без препятствий удовлетворять свои потребности в знаниях и необходимой информации.
Однако на данном этапе развития информационное общество – это не только благо и прогресс для человеческой цивилизации. Его становление сопровождается рядом проблем, которые еще предстоит решать. К ним относятся: Информационное неравенство или цифровой разрыв. Люди имеют разные возможности в доступе к нужной информации, а иногда не имеют доступа вовсе. Это обусловлено неравномерным развитием стран и материальным неравенством разных слоев населения даже в технически развитых государствах.
Информационное общество значительно расширяет возможности для общения. Теперь люди, разделенные океанами и тысячами километров, могут без помех общаться и обмениваться информацией с помощью интернета, соцсетей, телефона.
Миллиардам землян недоступны информационные ресурсы общества. По статистике, около половины землян никогда не звонили по мобильному телефону, не имели доступа в интернет, целые регионы на планете отмечены информационной бедностью. Воздействие на общественное и личное сознание с помощью коммуникационных технологий. Заинтересованные круги корректируют мировоззрение потребителей продуктов, зрителей шоу, потенциальных избирателей, влияя на его сознание и распространяя ложный, недостоверный или неполный информационный продукт. Люди, погруженные в сетевую реальность, становятся более внушаемыми, им можно внедрить в сознание нужную идею или желание через навязчивые всплывающие окна или игровые программы. Информационное общество должно обеспечивать не только свободный доступ любого человека или организации к знаниям, но и их информационную безопасность, которая пока далека от совершенства.
1.2. Эволюция человеческих потребностей
На сегодняшний день существует множество определений данного понятия. Потребность — это состояние организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития и выступающее источником различных форм их активности. Потребность — это состояние нужды в конкретных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние неудовлетворенности и дискомфорта. Важно отметить, что именно потребности побуждают человека к различным формам активности, необходимым для развития индивида.
Классификация потребностей. Существуют различные классификации потребностей человека, которые строятся как по зависимости организма (или личности) от каких-то объектов, так и по нуждам, которые он испытывает. Потребности делят на первичные (базовые, врожденные) и вторичные (социальные, приобретенные) потребности.
В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т. д.).
Потребности индивида — это объективно необходимые условия существования человека.
Статусные потребности — это объективно необходимые условия для сохранения и развития статусной позиции.
Работа человека часто является одним из мощных факторов формирования статусных потребностей.
Другим источником статусных потребностей является субкультура среды, к которой принадлежит индивид. Если в этой среде многие имеют компьютеры, пользуются ими, работая или играя на них, ведут разговоры о них, то обладание компьютером превращается в более или менее жесткое условие принадлежности к ней.
Потребности людей первобытного общества.
Первобытный человек глубоко ощущал свою связь с природой и слитность с соплеменниками. Осознания себя как отдельной, самостоятельной личности еще не произошло. За всеми потребностями людей первобытной эпохи стояли биологические особенности человеческого организма. Эти особенности нашли выражение в первичных потребностях — в пище, одежде, жилище. Главная особенность таких потребностей состоит в том, что они обязательно должны удовлетворяться — иначе человеческий организм вообще не может существовать. К вторичным, относят потребности, без удовлетворения которых жизнь возможна, хотя и полна лишений. Первичные потребности имели исключительное, доминирующее значение в первобытном обществе. Во-первых, удовлетворение первичных потребностей представляло собой сложную задачу и требовало от наших предков большого напряжения сил (в отличие от современных людей, без труда пользующихся, например, продукцией мощной индустрии, производящей продукты питания). Во-вторых, сложные социальные потребности были развиты слабее, чем в наше время, и поэтому поведение людей больше зависело именно от потребностей биологических.
В то же время у первобытного человека начинает формироваться вся современная структура потребностей, которая сильно отличается от структуры потребностей животных.
· Главные отличия человека от животных — трудовая деятельность и развивавшееся в процессе труда мышление. Так как труд невозможен без знаний о мире, в первобытном обществе возникает потребность в познании.
· Мораль возникла у древнейших людей для согласования интересов личности и общества (своего племени). Она стала первым мощным социальным регулятором человеческих потребностей
1.3. Анализ основных потребностей человека
Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны. Наибольшее число публикаций посвящено классификации потребностей. По крайней мере, со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные. В современном мире существует множество классификаций потребностей человека. В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Эти группы составляют иерархическую структуру, т.е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.
Структура потребностей А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.
· Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.
· Реализация потребности в безопасности.
· Потребность в общении, любви со стороны окружающих является психологосоциальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах.
· Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.
А. Маслоу представил потребности в виде пирамиды
· Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью.
5. Духовные : потребность в самовыражении, развитии своих способностей.
4.Престижные: в самоуважении, в уважении со стороны других, достижения успеха.
3.Социальные : потребность в общении, дружбе, любви.
1.4. СМИ: телевидение, Интернет – ключевые ресурсы
Каждой исторической эпохе соответствуют представления людей о мире – модель или картина мира. Сто лет назад основным средством массовой информации были газеты. В наши дни складывается так называемая информационная модель мира, прежде всего благодаря телевидению. Этот вид СМИ гораздо доступнее людям как технически, так и финансово, а самое главное – в культурном отношении. Демократическая теория отводит СМИ чрезвычайно важное место «четвертой власти», призванной охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трех официальных властей (исполнительной, законодательной и судебной). Исследователи утверждают, что в рамках информационной модели мира аудиовизуальные формы более востребованы, чем традиционные «письменные». А это означает, что человека привлекает в первую очередь зрительный образ.
Телевидение развлекает зрителя, образовывает его, вводит в курс дела в стране и мире. Занимая все больше свободного времени человека, оно зачастую лишает его стимулов к общению с другими людьми, снижает общественную активность.
Став главным средством массовой информации, телевидение приобрело целый ряд не свойственных другим СМИ функций и ролей. Оно производит смыслы, образы, создает новые для людей понятия и целый язык, на котором учит людей распознавать и понимать жизнь. Оно предлагает людям модели, стандарты, примеры поведения; оно управляет зрительскими увлечениями, стилем жизни, модой; оно дает образцы и принципы для сравнения, учит понимать других людей, помогает планировать и строить свою жизнь. Таким образом, телевидение стало из просто разновидности СМИ важнейшим, базовым социальным институтом, влияние которого прослеживается на всех сторонах жизни общества.
Интернет – альтернативная сеть массовой коммуникации.
Интернет, или Всемирная паутина, — это глобальная система, благодаря которой сложилось, расширяется и функционирует информационное пространство. Сам термин «социальная сеть» вошел в научный оборот в первой половине 1950-х гг. 20 века. Появление компьютерных технологии и Интернета привело к возникновению «социальных сетей».
Уровень проникновения Интернета постоянно растет и сдерживается только дефицитом технологической инфраструктуры и отчасти низкой платежеспособностью населения развивающихся стран. В целом ряде стран действуют государственные программы «интернетизации», предполагающие создание разветвленной инфраструктуры доступа в Интернет, прежде всего для образовательных учреждений. Так, в 2002 году была принята программ «Электронная Россия», способствующая информатизации регионов. В 2007 году были подключены к интернету российские школы. В мае 2017 года президент России подписал долгосрочный указ «Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017-2030 года». Проводится масштабная информатизация в госсекторе, образовании, медицине, финансовом секторе.
Сегодня в Сети представлены почти все основные формы человеческой деятельности. Существуют сетевые средства массовой информации (более популярные, чем традиционные телеканалы и газеты), виртуальные магазины, доски объявлений, площадки для обсуждения и дискуссий (форумы, чаты). Электронная почта во многом вытеснила обычную. Через социальные сети можно найти друга детства, познакомить мир с события личной жизни, обсудить волнующую проблему, выплеснуть недовольство и агрессию или, наоборот, продемонстрировать любовь и понимание. Огромную популярность приобрели онлайновые системы знакомств и виртуальные игры. Мы зачастую не знаем своего соседа по лестничной клетке, но тесно общаемся с близкими нам по интересам пользователями Сети, живущими в других городах и странах.
Секрет популярности Интернета — в его соответствии самому духу информационного общества. Этот дух состоит в максимально широком «горизонтальном», многостороннем общении и обмене информацией. Именно тотальное тиражирование и всеобщее распространение интеллектуальной продукции отличает информационное общество от его предшественников, где информация была предметом редкого и элитарного потребления.
Явлением, ярко демонстрирующим политическую роль Интернета, стали флэш-мобы — гражданские акции, организованные через Сеть, когда сотни людей одномоментно встречаются на одной и улиц или площадей, чтобы выразить свое отношение к той или иной теме.
Сегодня сетевые возможности не может игнорировать ни одна организация. Его используют как средство агитации экстремисты, террористические организации для координации своих действий, преступлений против человечества. Ежедневно совершаются виртуальные преступления. Злоумышленники взламывают электронные почты и аккаунты, крадут личные данные пользователей и базы данных компаний, выводят средства с электронных счетов, способны вмешиваться в личную жизнь.
Проблемы восприятия информации. Лавинообразный поток информации становится для многих людей невыносимым, он превосходит их интеллектуальные возможности. Слишком много избыточной информации попадает человеку в мозг, в ней сложно найти нужные знания. Многие просто не справляются с потоком новостей и появляющимися техническими новинками. Такие люди чувствуют себя дезориентированными, испытывают дискомфорт. Врачи утверждают, что информационная перегрузка приводит к стрессам и другим проблемам со здоровьем.
Общаясь через глобальную сеть, мы выступаем как один и представителей сетевого сообщества. Но виртуальное сообщество не заменит реального человеческого общения, совместной деятельности в группах.