в каком веке были замки и рыцари
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой вооруженного рыцаря в доспехах. Рыцари — профессиональные воины — представляли собой корпорацию, членов которой объединяли способ жизни, морально-этические ценности, личные идеалы…
Рыцарская культура складывается в феодальной среде. Сам стан феодалов был неоднородным. Немногочисленную элиту феодального класса создавали самые большие землевладельцы — носители громких титулов. Эти самые благородные, с самой большой родословной рыцари стояли во главе своих дружин, иногда настоящих армий.
Рыцари ниже по рангу служили в этих дружинах со своими отрядами, появляясь по первому зову хозяина. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, все имущество которых содержалось в военной выучке и оружии. Много кто из них путешествовал, примыкая к отрядам тех или иных командиров, становясь наемником, а нередко и просто промышлял разбоем
Согласно с распространением в рыцарской среде представлений, настоящий рыцарь должен был происходить из знатного рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое генеалогическое древо, имел фамильный герб и родовой девиз.
Принадлежность к стану передавалась по наследству, в редких случаях в рыцари посвящали за особенные военные подвиги. Суровость правил стала нарушаться с развитием городов — эти привилегии стали все чаще покупаться.
Посвящение в рыцари (1322-1326). Симоне Мартини.
Существовала и специальная литература, посвященная рыцарским «искусствам». Будущего рыцаря учили, кроме другого, и приемам охоты. Охота считалась вторым после войны занятием, достойным рыцаря.
У рыцарей вырабатывался особенный тип психологии. Идеальный рыцарь обязывался иметь множество достоинств. Он должен быть внешне красивым и привлекательным. Поэтому специальное внимание уделялось одежде, украшению, телосложению.
От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Свою доблесть нужно было все время подтверждать, и много рыцарей находились в постоянном поиске новых возможностей для этого.
«Если здесь война, я здесь остаюсь«, — говорил рыцарь в одной из баллад поэтессы Марии Французской. Ничего необычного не было в том, чтобы померяться силой с незнакомым соперником, если тот хоть чем-нибудь вызвал недовольство. Организовывались специальные рыцарские турниры. В 11-13 ст. выработались правила рыцарских дуэлей.
При проведении турнира после множества индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, устраивали главное состязание — имитацию битвы двух отрядов.
Рыцарские поединки стали составляющей частью битв в бесконечных феодальных войнах. Такой поединок происходил перед боем, единоборство завершалось смертью одного из рыцарей. Если поединок не проводился, то считалось, что бой начат «не по правилам». Среди рыцарей была развита становая солидарность. История знает немало примеров истинно рыцарского поведения.
Во время войны между франками и сарацинами один из лучших рыцарей Карла Великого по имени Ожье вызвал на бой рыцаря сарацин. Когда же Ожье хитростью взяли в плен, его противник, не одобряя таких приемов, сам сдался франкам, чтобы те могли поменять его на Ожье.
Во время одной из битв в ходе крестовых походов Ричард Львиное Сердце оказался без коня. Его соперник Сайф-ад-Дин послал ему двух боевых коней. В том же году Ричард посвятил своего соперника в рыцари.
Высшим проявлением рыцарской любви к войне, агрессивного желания феодалов к захвату новых земель, поддержанным католической церковью, стали крестовые походы на Восток под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман.
В 1096 году произошел первый из них, а в 1270 — последний. Во время их проведения возникают особенные военно-религиозные организации — рыцарские ордены. В 1113 году был основан орден иоаннитов, или госпитальеров. В Иерусалиме, вблизи храма находился центр ордена тамплиеров, или храмовников. Управлял орденом великий магистр, покорявшийся лично Папе римскому.
Вступая в орден, рыцари давали клятвы послушания и смирения. Они носили монашеские плащи поверх рыцарских лат. В агрессии против славянских народов главную роль сыграл Тевтонский орден.
Рыцарский кодекс нашел отображение в рыцарской литературе. Её вершиной считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, возникшем на юге Франции. Они создают культ Прекрасной Дамы, служа которой, рыцарь должен придерживаться правил «куртуазии».
«Куртуазия», кроме военной доблести, требовала умения вести себя в светском обществе, поддерживать разговор, петь. Был разработан особенный ритуал женихания к девушкам. Даже в любовной лирике, в описании чувств рыцаря к госпоже чаще всего используется характерная становая терминология: присяга, служение, дар, сеньор, вассал.
Во всей Европе развивается и жанр рыцарского романа. Для его сюжета были обязательными идеальная «рыцарская» любовь, военные подвиги во имя личной славы, опасные приключения. Романы широко отображали быт и черты своего времени. В то же время в них уже заметен интерес к отдельной людской личности.
Наиболее популярные сюжеты — о рыцарях «Круглого стола», о легендарном короле бриттов Артуре, рыцаре Ланселоте, Тристане и Изольде. Много в чем благодаря литературе в нашем сознании до сих пор живет романтический образ благородного средневекового рыцаря.
Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию.
Лишение Рыцарского Достоинства
Помимо церемонии посвящения в рыцари, существовала также и процедура лишения рыцарского достоинства, обычно (но не обязательно) завершавшаяся передачей бывшего рыцаря в руки палача.
Церемония происходила на эшафоте, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря (обязательно с изображённым на нём личным гербом), и сопровождалась пением заупокойных молитв хором из дюжины священников.
В ходе церемонии с рыцаря в полном облачении после каждого спетого псалма снимали какую-либо часть рыцарского облачения (снимали не только доспехи, но и например шпоры, являвшиеся атрибутом рыцарского достоинства).
После полного разоблачения и ещё одного заупокойного псалма разбивали на три части личный герб рыцаря (вместе с щитом, на котором он изображён). После чего пели 109-й псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий, под последние слова которого герольд (а иногда лично сам король выливал на бывшего рыцаря холодную воду, символизируя очищение. Затем бывшего рыцаря спускали с эшафота при помощи виселицы, петля которой была пропущена под подмышками.
Бывшего рыцаря под улюлюканье толпы вели в церковь, где по нему проводили настоящую заупокойную службу, по окончании которой его передавали в руки палача, если ему не было уготовано по приговору иное наказание, не требующее услуг палача (если же рыцарю относительно «повезло», то всё могло ограничиться лишением рыцарского достоинства).
Особенно страшным подобное наказание было для германских министреалисов, так как они даже будучи рыцарями (с приставкой фон) формально считались «крепостными», и лишение рыцарского достоинства превращало их потомков в настоящих крепостных.
Рыцарские доблести:
-мужество (pronesse)
-верность (loyaut)
-щедрость (largesse)
-благоразумие (le sens, в смысле умеренности)
-утончённая общительность, куртуазность (courtoisie)
-чувство чести (honneur)
-вольность (franchisse)
Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, блюсти чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.
Позднее романы «Круглого Стола», труверы и миннезингеры поэтизируют утончённое придворное рыцарство XIII в. Среди всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам.
Долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника.
Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду рыцарей обеих враждебных стран.
Почему исчезли рыцари, а в замках больше никто не живет
Экскурсия для детей по средневековому замку
Улла Штойернагель журналист, популяризатор науки, основатель «Детского университета» в Тюбингене
Ульрих Янссен журналист, популяризатор науки, основатель «Детского университета» в Тюбингене
В сохранившихся до наших дней средневековых замках можно подниматься на стены и прятаться среди руин. В подземельях просто чудесно кричать и завывать страшным голосом, изображая привидение, а с башен — плевать во двор. Но так весело здесь было не всегда. В Средние века замки представляли собой мрачные, неуютные сооружения, где обитали склонные к разбою вояки — рыцари. Чему они учились и была ли у рыцаря семья? Зачем в замках строили башни? И почему эпоха рыцарей закончилась, а многие замки превратились в руины? Продолжаем отвечать на вопросы детей о замках и их обитателях.
Что было у рыцарей вместо школы
Удивительно, но довольно редко случалось, чтобы один рыцарь просто убивал другого. Хотя эти люди постоянно соперничали и всегда стремились укрепить свою власть и расширить владения, они все же придерживались некоторых правил. Брать выкуп было можно, а вот убивать — нет. Правда, на больших турнирах, где рыцари состязались друг с другом, довольно часто кто-нибудь умирал, но это были лишь несчастные случаи. Потому что чем больше рыцари ощущали себя рыцарями, тем важнее для них было следовать особым правилам в ходе любых конфликтов.
Крестовые походы, в которых принимали участие рыцари со всей Европы, способствовали их самоосознанию. Рыцари гордились тем, что они рыцари и принадлежат к этому отважному сообществу. Они с воодушевлением откликались на призывы Папы Римского освободить Святую Землю. Во время Крестовых походов рыцари замечали, насколько они похожи друг на друга. Их объединила борьба с общим врагом, у них стали появляться общие ритуалы и четкие правила, как следует обучать рыцаря.
Для рыцарей Крестовый поход был захватывающим приключением, далеким путешествием, во время которого можно было увидеть много интересного и прекрасно провести время с товарищами. Куда менее приятными Крестовые походы оказывались для жителей тех земель, через которые шло христианское войско. Рыцари без зазрения совести грабили чужие города, сжигали храмы и убивали местное население.
Согласно этим правилам, сын рыцаря уже в семь лет должен был покинуть своих родителей и отправиться служить оруженосцем в замок другого рыцаря, дружественного и часто более могущественного. Ходить в школу и делать домашние задания сыновьям рыцарей было не нужно; вместо этого они учились охотиться в лесу, ездить на коне, сражаться мечом и копьем. А еще они учились, как рыцарю пристало себя вести и быть учтивым с дамами. Наконец они получали меч из рук своего наставника, и их торжественно посвящали в рыцари.
После посвящения молодой человек считался взрослым и становился полноправным членом рыцарского сообщества. Это было могущественное и развивающееся сообщество, настолько самоуверенное, что его члены не стеснялись сравнивать себя с королем и знатью, которые, согласно средневековой феодальной иерархии, стояли выше рыцарей.
Крестьян, из которых происходили их собственные предки, рыцари презирали. Над ними смеялись и ни капли не уважали. От крестьян требовалось обрабатывать поля и вовремя доставлять своему господину продукты. От всего, что крестьяне производили, хозяину причиталась десятая часть, а иногда и больше. В остальное время они должны были держаться от рыцарей подальше.
И только если в деревне случался спор, происходило убийство или грабеж, крестьяне обращались за правосудием к своему феодалу. Тот вершил суд, и человека, которого признавали виновным, бросали в темницу замка или казнили. Рыцарям нравилось судить — это позволяло им чувствовать себя Господом Богом.
Зачем рыцари строили башни
Теперь мы понимаем, что для строительства замков в Средние века была еще одна важная причина: замок позволял рыцарям заявить о себе, показать всем, насколько они крутые парни. Замковая башня, словно поднятый вверх палец, как бы говорила подданным: «Смотрите: здесь наверху живет ваш правитель!». А еще замок для рыцарей был чем-то вроде записи в земельной книге: он показывал, кому принадлежит земля, над которой он возвышается.
Поэтому неудивительно, что в архитектуре замков особенно ценились высокие башни — для гордецов вещь просто незаменимая. Когда смотришь сверху, собственные подданные и даже другие рыцари сразу начинают казаться крошечными и незначительными.
Одна из самых высоких башен была во французском замке Куси, построенном в 1230 году бароном Ангерраном III. В высоту она достигала 54 метров — примерно как колесо обозрения. Во время Первой мировой войны эта башня была взорвана немецкими войсками.
В первых замках, которые в основном возникали в Южной Франции, такие башни назывались донжонами, и в них располагались жилые помещения. Там размещались кухня, зал и спальные покои. В замках более поздней постройки, прежде всего на территории современной Германии, башня была уже просто башней, внутри нее ничего не было.
Такая башня называлась «бергфрид» и, кроме того, что ее использовали в качестве наблюдательного пункта, иного практического смысла не имела. И хотя иногда можно услышать рассказы о том, что после падения крепости обитатели замка скрывались в бергфриде и продолжали сопротивление, это лишь легенды. Если замок захватывали, то башня при всем желании больше не могла обороняться.
Как жила семья рыцаря
Бурно развивающемуся рыцарству очень быстро в башнях стало тесно. Поэтому рыцари стали строить на территории крепости для себя еще одно здание, так называемый палас. В нем находился зал, в котором хозяин принимал коллег-рыцарей и вершил суд. Чем больше рыцари чувствовали себя рыцарями, тем важнее становилось для них встречать гостей в роскошных залах. Поэтому парадные залы и весь палас с течением веков становились все больше, а их убранство — все дороже.
Стены покрывали дорогие ковры, картины и резные деревянные панели. Вместо изразцовой печи, изобретенной в XII веке, для отопления залов стали использовать открытые камины. Для них, конечно, нужно было больше дров, но и выглядели они куда более впечатляющими.
Хозяин замка со своей семьей жил над залом, в простых, неотапливаемых комнатах. Отец, мать и дети спали вместе в одной постели. У кровати был полог, который зимой помогал сохранить тепло, а летом защищал от насекомых. Кроме кровати, в комнате обычно стоял сундук — в нем хранили одежду.
Туалета в рыцарском жилище не было. Все обитатели замка ходили справлять нужду в маленький эркер на крепостной стене. В полу этого крытого балкончика была дыра, так что нечистоты просто падали вниз и оказывались снаружи замка.
Жена рыцаря занималась в основном домашним хозяйством, руководила служанками. Так как ее муж часто бывал в отъезде, она много времени проводила одна, пока рыцарь навещал друзей в других замках, воевал или развлекался, участвуя в рыцарском турнире. Зимой, когда становилось темно и холодно, жить в замке было особенно одиноко, неуютно и скучно.
Конечно, в замке было еще множество хозяйственных построек, хлевов, конюшен и кладовых. А кроме семьи владельца, тут жило еще много других людей: повара, слуги, няньки, плотники, столяры, кузнецы, конюхи, оруженосцы.
Кроме того, замок для окрестных деревень был чем-то вроде административного центра. На службе у рыцаря были управляющие, кастеляны, следившие за тем, чтобы крестьяне вовремя доставляли хозяину то, что с них причиталось. Они же ведали деньгами — казной замка.
Где искать рыцарей в наши дни?
В позднем Средневековье деньги играли всё более важную роль. Это связано с тем, что в ту эпоху быстро росли города и развивалась торговля. Горожане больше не меняли четырех куриц на козу, а платили за товары монетами.
Деньги стали нужны и рыцарям, чтобы покупать разные вещи и не отставать от знати. Да и хорошим ремесленникам и мастерам надо было чем-то платить. На покупку восточных пряностей и лучших скакунов тоже нужны были деньги. А откуда они у рыцарей, если от крестьян они получали только зерно и репу?
Рыцари стали торговать своими землями. Они продавали и покупали целые деревни, ставили на границах своих владений таможенные заставы или пытались заработать денег на турнирах. Некоторые начинали даже грабить, становились рыцарями-разбойниками и нападали из своих замков на проезжавших мимо купцов, обирали их или брали в плен, чтобы потребовать выкуп.
Так начался закат рыцарской эпохи. Но она канула в Лету не только потому, что рыцари пустились в погоню за деньгами — на поле боя они тоже больше не были непобедимы. Искусным арбалетчикам и лучникам стало удаваться останавливать наступление отрядов рыцарей. Чтобы защититься от стрел, те пользовались все более прочными и тяжелыми доспехами, в которых ужасно потели и делались очень неповоротливыми. В конце концов дошло до того, что рыцарей стали сажать на коней с помощью специального крана. А упав с лошади, такой рыцарь делался беспомощным, как жук, перевернувшийся на спину.
Храбрый принц Вэлиант вместе со своими друзьями рыцарем Гавейном и волшебником Мерлином уже много веков скачет по Европе. Он — один из знаменитых рыцарей Круглого стола короля Артура, правда, появившийся на свет только в XX веке. Первую комикс-серию с юным принцем в главной роли американский художник Гарольд Рудольф Фостер создал в 1937 году. Этот комикс оказался настолько успешным, что Фостер продолжал рисовать новые истории про Вэлианта до 1980 года.
Зато карьера рыцарей в литературе только начиналась. Тут они из воинственных выскочек превратились в храбрых витязей, вместе с соратниками неустанно защищавших свою честь, воюющих на стороне добра. Литературные рыцари постоянно в пути, всегда ищут приключений и выполняют трудные задания, а в сердце нежно хранят любовь к какой-нибудь далекой прекрасной даме.
Чем дальше в прошлое отходила эпоха настоящих рыцарей, тем больше росла слава вымышленных. Их борьба за все хорошее, страсть к приключениям и бесконечные путешествия по свету до сих пор заставляют восторгаться многих людей из тех, кто не очень хорошо знает, что делать со своей жизнью.
Рыцарский замок — безопасное жилище в Средневековье
При упоминании замков средневековья на ум приходят живописные стены, обвитые плющом, прекрасные дамы в высоких башнях и благородные рыцари в блестящих доспехах. Но не эти возвышенные образы мотивировали феодалов возводить непреступные стены с бойницами, а суровая реальность.
Кто владел замкам в средневековье?
В Средние века Европа переживала множество перемен. После распада Римской Империи начались процессы переселения народов, появились новые королевства и государства. Все это сопровождалось постоянными конфликтами и распрями.
Дворянин-феодал, который имел рыцарский титул, для защиты от врагов, а ими могли стать даже ближайшие соседи, был вынужден максимально укреплять своё жилище и строить замок.
Википедия предлагает различать замок и крепость. Крепость – обнесённый стеной участок земли с домами и другими зданиями. Замок меньше по размеру. Это единое строение, которое включает в себя стены, башни, мосты и прочие сооружения.
Замок являлся частной крепостью благородного лорда и его семьи. Помимо прямой функции защиты, он был показателем власти и благосостояния. Но не все рыцари могли себе это позволить. Собственником мог быть и целый рыцарский орден — сообщество воинов.
Как и из каких материалов строили средневековые замки?
Строительство настоящего замка было трудоёмкой и затратной процедурой. Все работы осуществлялись вручную и иногда длились десятилетиями.
Перед началом строительства необходимо было выбрать подходящее место. Самые непреступные замки возводили на утёсах крутых скал. Однако чаще выбирали возвышенность с открытым обзором и рекой поблизости. Водная артерия была необходима для наполнения рвов, а также использовалась как путь для транспортировки грузов.
На земле выкапывали глубокий ров и формировали насыпь. Затем с помощью строительных лесов возводили стены.
Сложной задачей было строительство колодца. Приходилось копать глубоко вниз или долбить скальную породу.
Выбор материала для строительства зависел от многих факторов. Решающее значение имели:
Если поблизости была каменоломня – строение возводили из камня, в противном случае использовали дерево, песок, известняк или кирпич. Для внешней стороны применяли облицовочные материалы, например, обработанный камень. Соединяли элементы стен с помощью известкового раствора.
Хотя стекло в те времена было известно, в замках его не использовали. Узкие окна закрывали слюдой, кожами или пергаментом. Внутри жилых помещений владельцев замка стены часто покрывали фресками и завешивали гобеленами. В остальных комнатах ограничивались слоем извести или оставляли нетронутую кладку.
Из каких элементов состояли замки?
Точная конфигурация замка зависела от местных традиций, ландшафта, богатства владельца. С течением времени появлялись новые инженерные решения. Построенные ранее сооружения часто достраивались и перестраивались. Среди всех Средневековых укреплений можно выделить несколько традиционных элементов.
Ров, мост и ворота
Замок был окружен рвом. Если поблизости находилась река, его затопляли. На дне устраивали волчьи ямы – углубления с кольями или острыми прутьями.
Попасть внутрь через ров можно было только с помощью моста. Опорами служили огромные бревна. Часть моста поднималась и закрывала собой проход внутрь. Механизм подъёмного моста был устроен таким образом, что с ним могли справиться 2 стражника. В некоторых замках мост имел механизм качелей.
Ворота были двустворчатыми и закрывались поперечной балкой, которая задвигалась в стену. Хотя их сколачивались из нескольких слов прочных досок и обивали железом, ворота оставались самой уязвимой частью строения. Их защищала надвратная башня с комнатой для стражи. Вход в замок превращался в длинный узкий проход с отверстиями в потолке и стенах. Если враг оказывался внутри, на него лился поток кипятка или смолы.
Помимо деревянных ворот, часто присутствовала решётка, которая закрывалась с помощью лебёдки и канатов. В экстренном случае, канаты обрубали, преграда резко падала.
Дополнительным элементом защиты ворот являлся барбакан — стены, идущие от ворот. Противникам приходилось втискиваться в проход между ними под градом стрел.
Стены и башни
Высота стен средневекового укрепления достигала 25 метров. Они имели мощное основание и противостояли ударам стенобитных орудий. Глубокий фундамент был призван защитить от подкопа. Толщина стен к верху уменьшалась, они становились покатыми. В верхней части за зубцами тянулась платформа. Находясь на ней, защитники обстреливали врагов через щелевидные отверстия, сбрасывали вниз камни или выливать смолу.
Часто строились двойные стены. Преодолевая первую преграду, противники попадали в узкое пространство перед второй стеной, где становились лёгкой добычей лучников.
По углам периметра располагались сторожевые башни, которые выдавались вперёд по отношению к стене. Внутри они разделялись на этажи, каждый из которых являлся отдельным помещением. В крупных замках башни для укрепления имели вертикальную перегородку.
Все лестницы в башнях были винтовыми и очень крутыми. Если враг проникал на внутреннюю территорию, защитник имел преимущество и мог скинуть агрессора вниз. Изначально, башни имели прямоугольную форму. Но это мешало обзору при обороне. На смену пришли круглые строения.
Внутренние постройки
За главными воротами находился узкий двор, который хорошо простреливался.
Остальное внутреннее пространство замка было занято постройками. Среди них:
В крупных рыцарских замках внутри располагался огород, а иногда и целый сад.
Обязательным элементов замка в Средние века была церковь или капелла. Она могла располагаться в центральной башне или быть отдельным строением.
Замок не мог обходиться без колодца. При отсутствии источника воды, обитатели не продержались бы и нескольких дней при осаде. Колодец защищало отдельное строение.
Условия проживания в замке
Замок обеспечивал потребность в безопасности. Однако другими благами его обитателям часто приходилось пренебречь.
Внутрь помещений проникало мало света, так как окна заменяли узкие бойницы, которые были затянуты плотными материалами. Жилые комнаты отапливались с помощью каминов, но это не спасало от промозглой сырости и холода. Суровой зимой стены промерзали насквозь. Использовать уборные в холодное время года было особенно дискомфортно.
Жителям часто приходилось пренебрегать гигиеной. Большая часть воды из колодца уходила на поддержание жизненных функций и уход за животными.
С течением времени, структура замков усложнялась, появлялись новые элементы. Однако развитие пороховых орудий, лишило замки основного преимущества – неприступности. На смену пришли крепости с более сложными инженерными решениями.
Постепенно замки средневековья, многие из которых дошли до наших времён, превратились в памятники архитектуры и напоминают об эпохе рыцарства.