в каком веке была спарта
Римская Спарта: город, хранивший традиции
В 146 году до н. э. войска Рима сокрушили Ахейский союз, после чего территория Греции вошла в состав провинции Македония.
От завоевания Греции до Октавиана Августа
В 146 году до н. э. Спарта была не тем полисом, каким была в Классическую эпоху. После 192 года до н. э. в городе окончательно исчезла царская власть. Правительством Спарты были коллегия пяти эфоров и герусия (совет старейшин). С того же времени Спарта не контролировала Лаконику (область на юго-востоке Пелопоннеса), города которой образовали Лаконский союз.
Годы после Ахейской войны были времен возрождения в Спарте традиционных порядков. Спарта постоянно контактировала с Римом, в городе было даже построено здание для прибывающих в город римских должностных лиц. Отдельные знатные семьи поддерживали личные связи с римским нобилитетом. Например, в 70-е годы до н. э. Спарту посетил молодой Цицерон. В городе он остановился и завязал дружбу со спартанским гражданином по имени Филипп.
В I веке до н. э. Греция стала полем боя сначала между Римом и Понтом, потом — между римскими полководцами. Вскоре после начала I Митридатовой войны спартанцы обновили кирпичные стены вокруг города. В 88 году до н. э. в Лаконике высадились войска понтийского царя. Спартанцы дали им бой, но были разбиты. После этого Спарта вынуждена была стать союзником Понта. Ее поведение отличалось от позиции членов Лаконского союза, которые активно помогали Митридату.
Во время войны между Цезарем и Помпеем спартанцы поддержали последнего. В 48 году до н. э. их отряд сражался в битве при Фарсале. Историк Аппиан пишет, что спартанцы сражались «под командованием своих басилеев». Вероятно, он имел в виду, что воинов Спарты вели в бой их собственные, а не римские командиры.
Когда Октавиан и Марк Антоний воевали в Греции против Брута и Кассия, спартанцы поддержали наследников Цезаря. Это решение потребовало от них смелости, потому что Грецию контролировал Брут. Узнав об этом, убийца Цезаря в гневе пообещал отдать пелопонесский город на разграбление своим воинам. Этому не суждено было случиться, потому что Брут и Кассий проиграли и погибли. Тем не менее, поддержка Октавиана дорого обошлась спартанцам — их 2-тысячный отряд полностью погиб в решающей битве при Филиппах. Октавиан и Антоний оценили верность спартиатов и передали их государству город Дентелиатис и его землю.
В 40 году до н. э. из Рима, спасаясь от Перузинской войны Октавиана с Антонием, в Спарту бежала супружеская чета Тиберия Клавдия Нерона и Ливии Друзиллы с маленьким сыном. Клавдии были традиционными покровителями Спарты, и эти события придали этим отношениям новый импульс.
Через два года, в 38 году до н. э., у Ливии Друзиллы появился новый муж — Октаван Август. А ее сын, бывший с ней в Спарте, позднее станет преемником Октавиана и войдет в историю как принцепс Тиберий.
В 31 году до н. э. Греция вновь стала полем боя, теперь между Октавианом и Марком Антонием. Последний контролировал большую часть Греции, где только Спарта и Мантинея сохранили верность пасынку Цезаря.
Спарта участвовала в римских войнах не только ополчением. Хотя город формально был свободен, спартанцы регулярно выплачивали римлянам деньги для ведения войны в Греции. Выплата денег зачастую ложилась на плечи состоятельных спартанцев. Требования денег привели к возрождению в Спарте монетного двора — 30-ми годами до н. э. датируется множество спартанских монет. Их чеканили для выплаты денег Марку Антонию — ряд монет, выпущенных в 39−37 годах до н. э., содержит имя Луция Семпрония Атратина, соратника Антония и пропретора в Элладе.
Взлет и падение дома Еврикла
Благодаря поддержке римского принцепса спартанский гражданин Еврикл добился исключительной власти на родине. Первым римлянам начал служить его отец Лахар. Он поддерживал еще Цезаря, за что афиняне из лести к римскому полководцу поместили статую Лахара в числе других на своем Акрополе.
Вероятно, Лахар на своем корабле нападал на суда с зерном, принадлежавшие Марку Антонию. Поэтому незадолго до битвы при Акциуме спартанец был казнен за пиратство. Сын Лахара Еврикл командовал триерой в битве при Акциуме.
Нам неизвестно, насколько древен и знатен был род Лахара и Еврикла. Сам Еврикл называл своим предком полубога Радаманта, связанного с Критом, а не Геракла, к которому возводили свой род многие знатные спартиаты. Поэтому можно предположить, что Лахар и его сын были новыми людьми в Спарте, возможно переселенцами.
После этого Еврикл стал фактическим правителем Спарты. В источниках его называли «гегемоном» (правителем), но официально статуса он не имел, и формально Спарта оставалась республикой. В 21 году до н. э. Спарту посетил принцепс Октавиан Август.
Спартанцы отметили посещение высоких гостей выпуском монет, изображающих правящую чету.
Власть Еврикла опиралась на поддержку Рима. Правитель получил права римского гражданина как Гай Юлий Еврикл. Император подарил ему во владение остров Киферу около берегов Лаконики. В свою очередь Еврикл учредил в Спарте культ Августа и стал его первосвященником. Когда в 16 году до н. э. через Спарту проезжал зять императора Агриппа, Еврикл отметил это выпуском новой партии монет.
Некоторое время Спарта была столицей провинции Ахайя, в которую входила вся материковая Греция. Спартанцам принцепс доверил судейство на религиозных играх, посвященных юбилею победы при Акциуме. Предположительно, при Еврикле Август вернул Спарте власть над Лакедемоном, и города Лаконского союза стали подданными Спарты. В Греции Еврикл завоевывал себе славу благодетеля, тратя огромные средства на общественные постройки.
Еврикл пытался вести международную политику. Писавший через сто лет Иосиф Флавий сохранил рассказ о том, как спартанец отправился с визитом к зависимым от Рима царем Архелаю Каппадокийскому и Ироду Иудейскому. В Иудее Еврикл втянул себя в дворцовые интриги, которые привели к казни одного из сыновей Ирода.
В конце жизни Еврикл потерял милость Августа. Спартанца дважды привлекали к римскому суду и даже лишили римского гражданства. Император снова отобрал у Спарты власть над Лакедемоном, и лаконские города снова образовали союз. Причину этого видят в том, что спартанец открыто помогал пасынку принцепса Тиберию, который в это время жил в изгнании на Родосе.
Вероятно, Тиберий, став принцепсом, не забыл поддержки Еврикла. При нем сын Еврикла Лакон получил такую же власть в Спарте, какой обладал отец. После смерти матери Тиберия Ливии, покровительницы Спарты, Лакон организовал в городе ее религиозный культ, сопровождавшийся спортивными играми. Сын Лакона Арголик женился на дочери Помпея Макра, грека с Митилены, фаворита Тиберия. Падение Макра в 33 году н. э. привело и к падению Лакона — он лишился власти в Спарте.
Новый принцепс Клавдий восстановил Лакона в Спарте и даровал его власти официальный статус — в надписях Лакона именуют «прокуратором Клавдия».
Сын Лакона Гай Юлий Спартиатик в дополнение к римскому гражданству получил статус всадника. Некоторое время он служил в римской армии как кавалерийский офицер. Позже он унаследовал власть своего отца и упоминается в документах как «прокуратор Цезаря и Августы Агриппины». Как его отец и дед Спартиатик потерял милость императора, уже Нерона, и лишился власти. Остаток жизни он провел в изгнании. Похоже, Нерон недолюбливал спартанцев, потому что во время путешествия по Греции принцепс отказался посетить Спарту, потому что не одобрял установлений Ликурга.
Потомки Еврикла остались в Спарте и сохранили свое богатство, но никогда больше не претендовали на то, чтобы быть единоличными правителями города.
Спарта и Эллинское возрождение
После падения власти Евриклидов в эпоху императоров из династии Флавиев и Траяна в Спарте возрождается гражданская жизнь. Веспасиан выделил средства для строительства в городе театра. Траяна спартанцы за какие-то заслуги назвали «спасителем».
В политической жизни Спарты продолжали существовать коллегии эфоров и геронтов. Роль геронтов свелась к консультативной. Реальная власть была в руках у коллегии, члены которой назывались синархами (совместно правящими). В эпоху династии Северов (192−235 гг. н. э.) в Спарте зафиксировано функционирование буле (совета). Предположительно его членами были и синархи, и геронты, и буле имело законодательную власть.
В римской Спарте появились новые должности — патрономы, отвечавшие за подготовку эфебов, и номифилаки (хранители законов). Патрономами могли становиться не-спартанцы — эта должность подчеркивала уважение жителей империи к спартанской системе воспитания. Подготовкой эфебов и, в частности, проведением их состязаний заведовала коллегия бидеев.
Спартанская элита в эпоху Принципата становилась частью элиты империи. Например, потомок Еврикла Геркулан был римским сенатором и прошел римским cursus honorum до должности претора.
В римской Спарте была традиция использовать при утверждении своего статуса родословные. Многочисленные надписи из этого города показывают нам людей, возводивших свой род к героям Классической эпохи и мифическим персонажам. Например, спартанец Марк Аврелий Аристократ называет себя потомком Геракла в 48-м поколении и одного из Диоскуров в 44-м.
Богатые граждане соревнуются в работе по украшению родного города. При императоре Траяне начал действовать конкурс на звание лучшего гражданина. Например, спартанцы и (судя по именам) римские граждане Гай Юлий Агесилай и Тит Флавий Хариксен профинансировали на рубеже I-II веков н. э. проведение новых игр Ураний и Леонидий. Пожертвования Агесилая, в частности, позволили удвоить денежные призы победителям Леонидий.
Агесилай и Хариксен удостоились статуй, около которых на стене писали имена победителей Леонидий. Большая часть событий этого фестиваля проходила в театре недалеко от гробниц царя Леонида, регента Павсания (победителя в битве при Платеях) и плиты, на которой были выбиты имена трехсот спартанцев.
Предположительно Леонидии включали ораторские и спортивные состязания, участниками которых, как подчеркивает современник событий Павсаний, могли быть только спартанцы. Другим видом игр, проходивших в ту эпоху, были Евриклии, в честь правителя Спарты, потомки которого сохраняли влияние в государстве. В древней святилище Аполлона в Амиклах продолжали до поздней Античности проходить соревнования Гиацинтии.
Несколько раз Спарту посещал император Адриан. Его визиты сопровождались территориальными дарами. Спартанское государство получило от императора остров Каудус недалеко от Крита и Коронею в Мессении, которыми отныне управляли спартанские губернаторы (эпимелеты). Благодаря поддержке императора-филэллина в Спарте был построен протяженный акведук.
После того, как император Каракалла в 212 году н. э. выпустил знаменитый эдикт, все свободные спартиаты стали римскими гражданами. К этому времени многие жители города получили prenomen и nomen императора — Септимий Бассиан.
В 163 году н. э. Марк Аврелий и его соправитель Луций Вер запросили у Спарты вспомогательные войска для войны с Сасанидской Персией. Это было оформлена как дружеская помощь Риму от свободного города. По крайней мере, часть этих войск была конницей. В 214 году Каракалла набрал в Спарте и Македонии вспомогательные отряды для войны против Парфии. Оба отряда состояли из 500 воинов (такова была численность спартанского лоха в Классическую эпоху) и назывались фалангитами.
Спарта и эпоху Поздней Античности
После 235 года н. э. империя погрузилась в продолжительный кризис, но Грецию и Спарту беды первоначально не затрагивали. В 250-е годы н. э. на побережье Эгейского моря нападали пираты-германцы. В 268 годы н. э. группа герулов вторглась с моря в Грецию. Германцы захватили и разграбили Афины, Аргос, Коринф и Спарту.
Городская жизнь оживает во времена императора Диоклетиана и его преемников — в Спарте были построены новые (и перестроены старые) богато украшенные здания. В частности, театр. Богатые спартанцы продолжали строить мраморные особняки. Один из них мог позволить себе собственный водопровод.
В 360 году н. э. проконсул Ахайи Ампелий спонсировал еще одну перестройку спартанского театра, а возможно и других зданий. Этот факт позволил софисту Гимерию сказать, что наместник позволил Спарте поменять свои грязные волосы на цветущие косы. В 375 году н. э. город пострадал от землетрясения, и новый проконсул Ахайи Анатолий принял участие в восстановлении города.
В городе продолжали функционировать «установления Ликурга» в области воспитания юношества. Поэтому Спарта пользовалась известностью как образовательный центр для юношей. Среди городской верхушки было немало образованных людей. Живший в эту эпоху оратор Либаний дружил с образованными спартанцами. Он упоминает в своих письмах грамматика Никокла, ставшего учителем будущего императора Юлиана, Авсония, с которым они вместе в юности учились в Афинах и других.
Благодаря своим культурным традициям Спарта была оплотом эллинского язычества. Но, как минимум, со второй половины II века н. э. в городе существовала христианская община. Епископ у Спарты появился уже после разрушения города готами — впервые он упоминается в 457 году н. э. В условиях, когда христианство стало религией римских императоров, численность и влияние общины росли. В своих письмах спартанскому другу Авсонию Либаний упоминает об уничтожении в Спарте статуй языческих богов, которое поддержали римские чиновники Ахайи.
Черту под историей античной Спарты подвел вождь готов Аларих. В 396 году н. э. его орда прокатилась по Греции. Они прошли Фессалию, Беотию, но не смогли взять главный город Беотии Фивы. Афины откупились, но сам Аларих вошел в город, где его с почетом приняли. Затем готы опустошили Мегариду и прошли через Истмийский перешеек. Многие города Пелопоннеса не были укреплены и стали добычей захватчиков. Готы захватили и разрушили Аргос, Коринф и Спарту.
Писавший об этих событий историк Зосим обвиняет римские власти в том, что они не смогли организовать оборону. Единственной защитой Спарты были ее старые кирпичные стены, возведенные еще до Римского завоевания.
После ухода Алариха спартанские стены были перестроены. Для строительства стен использовались остатки старых зданий города, а также камень городских мавзолеев и театра. Новая планировка города не была связана со старой и означала превращение Спарты в средневековый византийский город.
Древняя Спарта. Спарта изначальная
Начало Спарты
Как и большая часть истории классической Греции, история Спарты фактически начинается с конца другой великой цивилизации – микенской. Микенская Греция была региональной державой, которая впервые возникла примерно в 1600 году до н. э. и в течение следующих 500 лет доминировала на территории современной Греции.
Подобно другим цивилизациям Средиземноморского региона того времени, микенская цивилизация пришла бы в упадок из-за события, известного как «катастрофа бронзового века», произошедшего в XII веке до нашей эры. Существует множество конкурирующих теорий относительно точной причины краха микенской цивилизации, хотя имеется достаточно оснований полагать, что ее крах был вызван, по крайней мере частично, группой, известной как народы моря. Эта загадочная группа так и не была удовлетворительно идентифицирована.
Другая теория связывает крах Микен с гипотетическим событием, известным как вторжение дорийцев. Это событие, основанное на мифе древних греков, в котором подробно описывается захват полуострова Пелопоннес этнической группой, известной как дорийцы, использовалось в качестве возможного объяснения внезапного появления и распространения дорийской культуры.
Однако это так называемое вторжение, скорее всего, было распространением ряда культурных идей и миграцией народов из самой Греции, чем результатом фактического вторжения внешних сил.
Независимо от того, несли ли греки-дорийцы ответственность за упадок микенской цивилизации или нет, однако их прибытие на Пелопоннес является критическим событием в истории, предшествующей истории Спарты. Это объясняется тем, что сами спартанцы были, по сути, дорийского происхождения и говорили на дорическом диалекте греческого языка.
Если бы не произошло каких-либо событий, приведших к миграции или вторжению дорийцев в юго-восточную Грецию, история Спарты, какой мы ее знаем сегодня, не случилась бы.
После краха бронзового века и возможных вторжений дорийцев и народов моря, которые могли вызвать или сопровождать его, Греция в целом вступила в период, известный как греческие «Темные века». Это был период, который был очень похож на состояние Европы после распада Римской империи примерно 1500 лет спустя, в течение которого вакуум власти, образовавшийся в результате внезапного краха высокоразвитой и организованной цивилизации (в данном случае микенской), привел к длительному периоду общественного застоя на более низком уровне развития.
В Греции этот период продолжался почти 300 лет, между 1100 и 800 годами до н.э.
Город Спарта
Именно в это время была основана Спарта.
Место, на котором образовался город, находилось в долине реки Еврот и имело превосходные оборонительные характеристики.
По археологическим данным, сама территория древней Спарты, а также окружающие ее области, не были заселены примерно до 1000 года до н.э., что указывает на дату основания города – значительно позже распада микенской цивилизации. В этот момент, как полагают, территория будущего города состояла из двух союзных деревень, которые в конечном итоге объединились, образовав Спарту.
Считается, что в этот период Спарта не проявляла ничего похожего на военную мощь. Вместо этого она, как и многие другие греческие города-государства того времени, все еще находилась в зачаточном состоянии.
Спартанский царь Ликург
В полумифических историях, описывающих первые десятилетия существования Спарты, период после основания города характеризуется крайней нестабильностью, в течение которого не было ни закона, ни порядка. Эти летописи могут быть или не быть полностью точными, поскольку сами спартанцы не вели собственные хроники, вместо этого полагаясь на сложную устную историческую традицию. Однако, согласно им, именно в этот период появился человек, которому классическая Спарта обязана самой своей государственностью.
Этого человека звали Ликург.
Он был гражданином Спарты, и, вероятно, жил где-то в конце IX или начале VIII века до нашей эры. Существует много споров о том, был ли Ликург реальной исторической фигурой или просто мифологическим олицетворением развития спартанского общества в его окончательной форме.
Многие ученые, однако, предварительно признают, что Ликург, скорее всего, был реальным персонажем Спарты, который начал процесс превращения дорийского города-государства в воинское общество. Согласно истории его жизни, написанной Плутархом, Ликург был царем Спарты, который после рождения своего племянника, который имел более верные права на престол в силу наследования по родословной, отбыл в путешествие по Средиземному морю. Ликург, согласно Плутарху, отправился на Крит, в Азию, Египет и Испанию, во всех местах извлекая важные уроки о структурировании и управлении различными обществами.
Начало реформ Ликурга
По возвращении в Спарту, Ликург использовал накопленный опыт, перенеся то, что он нашел интересным в отдаленных цивилизациях мира, окружавших Грецию, в формат спартанского государства.
Величайшей из его реформ, опять же, в соответствии с более поздней интерпретацией Плутархом более ранних исторических свидетельств, было создание законодательного собрания Спарты, органа, который уравновешивал свою власть с властью двух царей, которые в любой момент могли править в Спарте.
Этот законодательный орган, насчитывающий 28 старейшин, пожизненно избираемых в его верхней палате и состоящий из всех спартанцев, имеющих право голоса в нижней палате, обеспечивал защиту от абсолютной монархии и защиту права свободных граждан Спарты.
Правда, не стоит утверждать, что реформы Ликурга касались только формирования органов, уравновешивающих власть царей. Ведь почти весь характер классической Спарты приписывается реформам государства, которые он провел.
Радикальные реформы Ликурга
Следующим шагом Ликурга стали реформы, которые бы навсегда отделили спартанское общество от других греческих городов-государств.
Видя высокую степень неравенства в богатстве между различными жителями Спарты, Ликург, как говорят, основал то, что, возможно, было первым историческим социалистическим государством.
Согласно рассказу Плутарха, Ликург
Сделав это, Ликург, как говорят, перераспределил земли, ранее принадлежавшие различным спартанцам, на равные участки. Данные земельные наделы в конечном итоге стали теми участками, которые были предоставлены каждому гражданину Спарты в качестве его личной фермы. С этого момента и далее приобретение большего количества земли, чем предоставленное государством, будет невозможно.
Ликург продолжал разрушать более традиционную систему общества древней Спарты, требуя, чтобы все мужчины ели в общественных местах, а не обедали у себя дома. Поэтому люди, которые когда-то были богаты, были вынуждены питаться за одними и теми же столами с бедными и одинаковыми блюдами и напитками, которые ели и пили все спартанцы.
Ясно, что в истории Ликурга мы видим формирование более поздней спартанской ненависти ко всему, что делало граждан материально неравными. Это было одним из величайших ограничений личной свободы в древней Спарте, хотя оно также послужит ей в ее более поздних военных амбициях.
Отсюда Ликург пошел дальше, запретив традиционную денежную систему Спарты, которая, как сообщается, была основана на золоте и серебре, типичных для современной экономики. Вместо этого он позволил продолжать существовать только деньгам в виде кусков железа. Железо, стоившее в народном сознании намного меньше золота или серебра и в силу своей распространенности имевшее меньшую ценность, не накапливалось у спартанцев в больших количествах.
Между этим и равномерным распределением земли по всему обществу Ликург добился почти полного перераспределения богатств внутри Спарты, почти наверняка против воли тех, у кого их изначально отнимали.
Последующие поколения рассматривали эту систему как норму, хотя она почти наверняка навязывалась угрозами применения силы в первые дни существования, поскольку она сильно нарушила ранее существовавшие свободы граждан Спарты.
Запретив практически все формы материального богатства, Ликург также изгнал из спартанского государства всех продавцов товаров и услуг не первой необходимости. Те, кто работал с драгоценными металлами, создавал большинство произведений искусства или продавал услуги, которые приносили пользу отдельным людям, а не государству, быстро «вымерли» в рамках новой структуры спартанского общества.
Из-за и без того сложного вопроса о том, действительно ли все эти реформы были работой одного человека, и отсутствия современных исторических записей об этих событиях, невозможно сказать, было ли это на самом деле формальным указом или просто экономическим побочным эффектом.
Однако есть определенное но.
Современные археологи очень сильно ставят под сомнение момент с «уничтожением» людей, занимавшихся созданием произведений искусства, поскольку ими на территории Спарты были найдены произведения искусства, в частности, бронзовые изделия. Многие, однако, предположили, что ответственность за эти работы несли не спартанцы, а более ранние люди, населявшие эти места, которое были покорены дорийцами. Они более всего известны историкам как периэки.
Наконец, Ликург, как говорят, ввел меру, которая, с политической точки зрения, возможно, была мастерским ходом, позволившим властному государству Спарты функционировать так, как оно функционировало в классический период. Это был метод, с помощью которого законы, которые он установил против роскоши и богатства, будут переданы молодым поколениям. Ликург запретил когда-либо писать эти законы, чтобы их преподавание и изучение оставались исключительно устной традицией.
Поскольку никогда не удавалось найти простой ссылки на письменные законы, каждый спартанский гражданин должен был знать эти законы наизусть, должен был знать каждую букву закона, чтобы жить и работать в своем собственном обществе.
Таким образом, Ликург позаботился о том, чтобы тщательное, необходимое запоминание законов помогло еще больше приобщить молодежь Спарты к их практике на тот момент, когда они станут полноправными членами спартанского общества.
Насколько правдива данная предполагаемая история Ликурга, скорее всего, никогда не будет известно, поскольку отсутствие прямых исходных материалов от самих спартанцев делает практически невозможным установить ее достоверность с какой-либо высокой степенью надежности.
Отражает ли история Ликурга реальные исторические факты существования данного царя или это всего лишь миф, какое-то сочетание того и другого, это, однако, не влияет на то отношение, с которым спартанцы относились к Ликургу и его реформам.
Этот законодатель считался основателем спартанского образа жизни, который стал очень отличным от правил и порядков в других греческих городах-государствах, и позволил спартанцам наслаждаться успехами, которые они увидят позже в своей истории.
На основе законов Ликурга и уже могущественных военных традиций дорийских племен сформировалось общество Спарты. С этого момента в развитии города-государства впредь его главной целью стало расширение своей территории на окружающие равнины.
По мере того как спартанцы усиливали свои территориальные притязания, они, несомненно, становились все более опытными в военном искусстве, постепенно превращаясь в общество, основанное на войне, каким они были в классический период.
Это все примерно совпадает с концом греческих «Темных веков» и началом так называемого греческого «Архаического периода». Считается, что в течение этого периода население росло значительно более высокими темпами, что положило начало дальнейшему развитию греческих городов-государств.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов