в каком веке был стиль барокко

Искусство барокко: определение, стили, история 15 235 Раздел в процессе наполнения и корректировки

Многие католические императоры и монархи по всей Европе были заинтересованы в успехе католической церкви, поэтому большое количество архитектурных проектов, картин и скульптур было заказано королевскими судами Испании, Франции и других стран – параллельно с общей кампанией католической церкви. Христианское искусство, которым занимался Ватикан, было направлено на то, чтобы прославить божественное величие церкви и усилить ее политическую позицию. Для сравнения, искусство барокко в протестантских районах, таких как Голландия, имело гораздо меньше религиозного содержания и вместо этого оно служило, в основном, для удовлетворения растущих культурных потребностей купцов и среднего класса.

Стили и виды барочного искусства

Архитектура в стиле барокко создает зрелище и иллюзию. Таким образом, прямые линии эпохи Возрождения были заменены плавными изгибами, в то время как купола и крыши были увеличены, а интерьеры тщательно выстроены, чтобы произвести впечатляющие эффекты света и тени. Это был эмоциональный стиль, в котором, по возможности, использовался театральный потенциал городского пейзажа – как на площади Святого Петра (1656-67) в Риме, ведущей к базилике Святого Петра. Ее дизайнер, Бернини, один из величайших архитекторов в стиле барокко, окружил площадь колоннадами, чтобы у посетителей создалось впечатление, что они находятся в объятьях католической церкви.

Хотя большая часть архитектуры, живописи и скульптуры, созданная в 17 веке, известна как «барокко», она ни в коем случае не является монолитным стилем. Существует как минимум три разных направления барокко, а именно:

Религиозное Величие
Триумфальный, экстравагантный, почти театральный и порой мелодраматический стиль религиозного искусства по заказу католической контрреформации и судов абсолютных монархий Европы. Этот тип барочного искусства иллюстрируется смелой визионерской скульптурой и архитектурой Бернини (1598-1680), иллюзорными объемными фресками на потолке (Тромплёй) Пьетро да Кортоны (1596-1669) – см. Его шедевр Аллегория Божественного Провидения (1633-39) и грандиозными полотнами фламандского мастера Рубенса (1577-1640).

Большой реализм
Новый, более натуральный или натуралистический стиль фигуративной композиции. Этот новый подход отстаивали Карраваджо (1571-1610), Франсиско Рибальта (1565-1628), Веласкес (1599-1660) и Аннибале Карраччи (1560-1609). Смелость и физическое присутствие фигур Караваджо, жизненный подход к религиозной живописи, принятый Веласкесом, новая форма движения и изобилие, впервые предложенная Аннибале Карраччи и реалистическая форма деревенской библейской жанровой живописи Кастильоне (1609-64), дополненной животными – все эти элементы были частью нового и динамичного стиля, известного как барокко. Смотрите также: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века.

Мольберт Арт
В отличие от масштабных, публичных, религиозных произведений художников барокко в католических странах, искусство барокко в протестантской Голландии (часто называемое «голландским золотым веком») было продемонстрировано новым видом станкового искусства – глянцевой формой жанровой живописи, нацеленного на зажиточного буржуазного домохозяина. Эта новая нидерландская Школа реалистического жанра также привела к усилению реализма в портретном искусстве и пейзажной живописи, цветочных картинах, композициях животных и к новым формам натюрморта, включая вдохновленный протестантами жанр, известный как живопись Vanitas (процветала в 1620-50). Различные города и районы имели свои собственные «школы» или стили, такие как Утрехт, Делфт, Лейден, Амстердам, Харлем и Дордрехт. Смотрите: голландские художники-реалисты.

Кроме того, чтобы еще больше усложнить ситуацию, Рим – самый центр движения – был также домом для «классического» стиля, как это видно на исторических картинах Николы Пуссена (1594-1665) и художника-пейзажиста Клода Лоррена. (1600-1682).

ПРИМЕЧАНИЕ. Другие важные исторические стилистические тенденции см. в разделе «Художественные движения, периоды, школы» (примерно с 100 г. до н.э.).

История искусства барокко

После заявлений, сделанных Советом в Тренте о том, как искусство может служить религии, вместе с ростом доверия к Римско-католической церкви, стало ясно, что новый стиль библейского искусства необходим для поддержки католической контрреформации. Этот стиль должен был стать более сильным, более эмоциональным и наполненным большим реализмом. Под сильным влиянием взглядов иезуитов (барокко иногда называют «иезуитским стилем») архитектура, живопись и скульптура должны были работать вместе, чтобы создать единый эффект. Первоначальный импульс пришел с прибытием в Рим в 1590-х годах Аннибале Карраччи и Карраваджо (1571-1610). Их присутствие вызвало новый интерес к реализму, а также к античным формам, которые были подхвачены и развиты (в скульптуре) Алессандро Альгарди и Бернини (в скульптуре и архитектуре). Питер Пауль Рубенс, который оставался в Риме до 1608 года, был единственным великим католическим художником в стиле барокко, хотя Рембрандт и другие голландские художники находились под влиянием как караваджизма, так и Бернини. Франция имела свои собственные (более светские) отношения с барокко, лучшим примером архитектуры которого является Версальский дворец. Ключевой фигурой в искусстве французского барокко 17-го века был Чарльз Ле Брюн (1619-1690), который оказал влияние далеко за пределами своего собственного мира. Например, см.: Гобеленовая фабрика, руководителем которой он был. Испания и Португалия приняли его с большим энтузиазмом, как и католические районы Германии, Австрии, Венгрии и Нидерландов. Кульминацией движения было высокое барокко (ок. 1625-75), в то время как апогей грандиозности движения был отмечен феноменальной квадратурой, известной как Апофеоз св. Игнатия (1688-94, Св.Игнацио, Рим), потолочного художника-иллюзиониста Андреа Поццо (1642-1709). Это одна из лучших картин барокко 17-го века.

Неаполь, второй по величине город в Европе после Парижа в 1600 году, был важным центром искусства барокко контрреформации. Неаполитанская школа была разработана Караваджо, Риберой, Артемезией Джентилески, Маттиа Прети (1613–1699), Лукой Джордано (1634–1705), Франческо Солименой (1657–1747) и другими. Подробнее см.: Живопись в Неаполе (1600-1700) и Караваджо в Неаполе (1607-10). О начале 17 века см.: Неаполитанская школа живописи (1600–56); о более поздних событиях: Неаполитанская живопись барокко (ок. 1650-1700).

Для получения подробной информации о развитии искусства барокко за пределами Италии см.: фламандское барокко (ок. 1600–80), голландское барокко (ок. 1600–80) и испанское барокко (1600–1700).

К концу 17-го века великий стиль барокко находился в упадке, как и его главный спонсор, Италия. Новым культурным лидером становилась Франция, где начинал появляться новый и контрастный стиль декоративного искусства. Этот беззаботный стиль вскоре охватил архитектуру, все формы внутренней отделки, мебель, живопись, скульптуру и фарфоровый дизайн. Это было «Рококо».

Знаменитые художники в стиле барокко (и их картины)

Вот краткий список величайших старых мастеров периода барокко, а также некоторые из их работ:

Аннибале Карраччи (1560-1609) из Болоньезе Школа (1590-1630)
— Христос в терновом венце (1585-7, Gemaldegalerie, Дрезден)
— Галерея фресковых картин Фарнезе (1590-е годы, Рим)
— Бегство в Египет (1604, Галерея Дория, Рим)

Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
— Снятие с Креста (Рубенс) (1612-14) Кафедральный собор, Антверпен.
— Изнасилование дочерей Левкиппа (1618) Старая пинакотека, Мюнхен.
— Суд Париса (1632-5) Национальная галерея, Лондон.

Доменикино (1581-1641)
— Последнее причастие святого Иеронима (1614 г.) Пинакотека, Ватикан.
— Сцены из жизни Андрея Первозванного (1622-7) Фрески, С. Андреа делла Валле.

Саймон Воэт (1590-1649)
— Психея наблюдает за сном Амора (1626) Musee des Beaux-Arts, Лион
— Презентация в храме (1641), Лувр, Париж.

Никола Пуссен (1594-1665)
— Похищение Сабинянок (1634-35) Музей Метрополитен.
— Аркадские пастухи (1637) Лувр, Париж.

Диего Веласкес (1599-1660)
— Продавец воды в Севилье (1618-22) Апсли Хаус, Лондон.
— Христос на кресте (1632) Прадо, Мадрид.
— Сдача Бреды (Копья) (1634-35) Прадо, Мадрид.
— Венера Рокби (1647-51) Национальная галерея, Лондон.
— Портрет Папы Римского Иннокентия X (1650) Галерея Дории Памфили, Рим.
— Менины(1656) Музей Прадо, Мадрид.

Рембрандт (1606-69)
— Урок анатомии доктора Николаса Тулпа (1632) Маурицхёйс.
— Ночной Дозор (1642) Рейксмузеум.
— Аристотель созерцает бюст Гомера (1653) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
— Вирсавия с письмом царя Давида (1654), Лувр.
— Портрет Яна Сикса (1654) Шестая коллекция, Амстердам.
— Синдики (Изготовители шелка) (Сталмейстерс) (1662).
— Самоубийство Лукреции (c.1666) Миннеаполисский институт Искусств.
— Еврейская невеста (c.1665-68) Рейксмузеум.

Карло Маратта (Маратти) (1625-1713)
— Константин приказывает уничтожить языческие идолы (1648) Рим.
— Портрет папы Климента IX (1669) Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Среди других выдающихся художников в стиле барокко: портретист Ван Дейк (1599-1641), см. Также: Портреты в стиле барокко – и прежде всего художник натюрмортов Франс Снайдерс (1579-1657). Среди великих художников католического барокко из Испании – интенсивный художник-реалист Джузепе Рибера (1591-1652), благочестивый специалист по кьяроскуро и тенебрист Франциско Сурбаран (1598-1664) и Бартоломе Эстебан Мурильо (1618-82) из ​​Севильи, известный своим идеализированным и сентиментальными религиозными картинами. Во французском искусстве барокко главным художником-караваджистом был Жорж де Латур (1593-1652). В Италии следует упомянуть пармского художника Джованни Ланфранко (1582-1647), известного своей экстремальной техникой ракурса ( di sotto in su ) и генуэзского художника-декоратора Бачиччо (1639-1709), известного своей кангианской техникой использования ярких цветов для передачи оттенков.

Экспоненты голландского реализма эпохи барокко включают в себя портретистов Франса Хальса (1581-1666) и Рембрандта (1606-1669); жанровых художников Хендрика Тербруггхена (1588-1629), Яна Стена (1626-1679) и Яна Вермейера (1632-1675); художника по интерьерам и перспективам Самуэля ван Хугстратена; художников по натюрмортам Франса Снайдерса (1579-1657), Яна Давидса де Хема (1606-1684) и Виллема Калфа (1619-1693); художника натюрмортов Рэйчел Рюйш (1664-1750); а также художников-пейзажистов Саломона ван Рёйсдала (1600-1670), Альберта Кёйпа (1620-1691), Якоба ван Рёйсдала (1628-82) и Майндерта Хоббему (1638-1709).

Знаменитые скульпторы в стиле барокко (и их скульптуры)

Джованни Бернини
Величайший барочный скульптор, известный такими произведениями как:
Похищение Прозерпины (1621-22) Галерея Боргезе, Рим.
Аполлон и Дафна (1622-25), Галерея Боргезе, Рим.
Экстаз святой Терезы​ (1647-52), часовня Корнаро, Санта Мария делла Виттория.

Хуан Martines Montanes (1568-1649)
Испанский виртуоз-резчик по дереву:
Милосердный Христос (Христос Милосердия) (1603) Севильский кафедральный собор
Алтарь Сантипонсе (1613 г.).

Йорг Цурн (1583-1638)
Немецкий мастер-резчик, известный благодаря:
Главный алтарь Девы Марии (1613-16), церковь Святого Николая, Uberlingen.

Франсуа Дюкесной (1597-1643)
Классический стиль, скульптуры из мрамора, камня, бронзы:
Собор Святого Андрея (1629-33), базилика Сан-Пьетро, ​​Ватикан
Святая Сусанна (1630-33) Санта Мария ди Лорето, Рим

Алессандро Альгарди (1598-1654)
Классик высокого барокко:
Гробница Папы Римского Льва XI (1634-44) Римский собор Святого Петра
Экстаз святого Филиппа Нери (1638) Санта-Мария-ин-Валичелла, Рим
Папа Лев в колеснице Аттилы у Римских ворот (1646-53) Римский собор Святого Петра

Алонсо Кано (Гранада, 1601-1667)
Известный как «испанский Микеланджело»:
Непорочное зачатие (1655, собор Гранады) и другие картины.

Пьер Пьюджет (1622-1694)
Величайший скульптор в стиле барокко во Франции 17 века:
Мило Кротона (1671-82)

Франсуа Жирардон (1628-1715)
Скульптор классического барокко, популярный у Людовика XIV:
Аполлон, окруженный Нимфами (1666-75)
Памятник Ришелье (1675-94)
Похищение Прозерпины (1677-99)

Антуан Койсевокс (1640-1720)
Скульптурная манера Бернини, известен портретами и бюстами:
Шарль Лебрен (1676 г.)
Людовик XIV (1686).

Андреас Шлютер (1664-1714)
Берлинский скульптор и архитектор; известен своими статуями Фридриха III, в том числе:
Конная статуяФридриха Вильгельма Великого (1689-1703).
Смотрите также: Искусство немецкого барокко (1550-1750).

Гийом Кусту (1677-1746)
Французский художник в стиле барокко известен своими конными статуями.
Лошади мергели (1739–45).

Среди других скульпторов позднего барокко: Бальтазар Пермозер (1651-1732) и Луи-Франсуа Рубильяк (1695-1762). Кроме того, для биографических деталей одного из величайших резчиков по дереву периода, см. Гринлинг Гиббонс (1648-1721).

Подробнее о скульптуре 17-го века см.: Скульпторы в стиле барокко.

Известные архитекторы в стиле барокко (и их проекты)

Пьетро Берреттини да Кортона (1596-1669)
Архитектор папе Урбану VIII
— Святые Лука и Мартина (1635-64, Рим)
— Святая Мария делла Паче, фасад (1656-57, Рим)
— Святая Мария Виа Лата (1658-62, Рим)

Бернини (1598-1680)
Величайший из всех барочных архитекторов и скульпторов.
— Палаццо Барберини (1628-32, Рим)
— Площадь Святого Петра (1656-67)
— Святой Андреа Аль Квиринале (1658-71, Рим)

Франческо Борромини (1599-1667)
Главный конкурент Бернини
— Святой Карло алле Кватро Фонтане (1634-68, Рим)
— Дворец Сапиенца и Святого Иво алла Сапиенца, купол и фасад (1640-60, Рим)
— Базилика святой Агнессы (1653, Рим)

Луи Ле Во (1612-70)
Главный со-архитектор Версальского дворца.
— Отель Lambert (1642-44, Париж)
— Сен-Сюльпис (1646 г., Париж)
— Мраморный двор (1669, Версальский дворец)

Жюль Ардуэн Мансарт (1646-1708)
Со-архитектор Версальского дворца и купола Дома Инвалидов в Париже
— Шато де Марли (1679-86, Марли-ле-Руа)
— Купол Дома Инвалидов (1679-91, Париж)
— Большой Трианон (1687-88, Версальский дворец)

Кристофер Рен (1632-1723)
Доминантный церковный архитектор в Лондоне.
— Собор Святого Павла (1674-1710)

Джон Ванбруг (1664-1726)
Лидер английского барочного движения
— Замок Говард (1702-12)
— дворец Бленхейм (1705-24)

Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (1656-1723)
Выдающийся австрийский архитектор в стиле барокко, перенесший итальянские стили в Центральную Европу.
— Kollegienkirche (1694-1707, Зальцбург)
— Штадпале (1695-8, Вена)
— Церковь Святого Чарльза (1716-30, Вена)

Балтазар Нейман (1687-1753)
Ведущий немецкий дизайнер позднего барокко, королевский архитектор семьи Шенборнов.
— Церковь пилигримов Wallfahrtskirche (1730-9, Гёсвайнштайн)
— Лестница для Резиденции Вальцбург (1737)
— Лестница для Августусбургского дворца (1743-8, Брюль)

Бартоломео Растрелли (1700-1771)
Главный архитектор русского барокко.
— Смольный собор (1748-57, Санкт-Петербург)
— Зимний дворец (1754-62, Санкт-Петербург)
— Редизайн Екатерининского дворца (1756 г., под Санкт-Петербургом).

О других художественных движениях и периодах читайте в статье об Истории искусства.

Источник

Барокко

История искусств #11

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

Стиль барокко появился в XVI — XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

Главной идеей Барокко можно считать неприятие «естественности», которая становится синонимом дикости. Барокко было призвано облагораживать, приукрашивать.

Слово «барокко» означает буквально «странный», «причудливый».

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

В XVII в. Италия — первое звено в искусстве эпохи Возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы — испанцы и французы, они диктуют условия политики и пр.

Истощённая Италия не утратила высоты своих культурных позиций — она остаетсякультурным центром Европы. Центром католического мира является Рим, он богат духовными силами.

Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям — знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на постройки палаццо не было, знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства.

Эти обстоятельства определили патетический характер образов барокко, монументальность и значительный масштаб создававшихся в это время произведений.

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки.

Выдающийся математик и философ Декарт выводит формулу: «Я мыслю, следовательно, существую». То есть общество перестраивается на другое мышление, где здраво не то, что сказал какой-то авторитет, а то, что можно математически точно объяснить любому разумному существу.

Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначениюодного из видов умозаключений в средневековой логике — к baroco.

Эта эпоха порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненныхпотех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналысловно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур.

В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре» — геометрической правильности построений на плацу.

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

От маньеризма барокко унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от ренессанса — основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в барокко в одно единое целое.

Барокко, тяготевшее к торжественному “большому стилю”, в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира.

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров.

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

Живопись

Искусству барокко свойственны патетическая приподнятость образов, их напряженность, динамичность, страстность, смелые контрасты масштабов, цветов, света и тени, совмещение реальности и фантазии, стремление к слиянию различных искусств в едином ансамбле, поражающем воображение.

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.

Глядя на некоторые картины Караваджо, невольно поражаешься динамичности его сюжетов. Игра света и тени невероятно тонко подчеркивает различные эмоции и переживания героев. Интересен факт, что влияние этого художника на искусство было столь большим, что появился новый стиль — караваджизм.

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

Некоторые последователи сумели перенять от своего учителя натурализм в передаче на холст людей и событий. Питер Рубенс, обучаясь в Италии, стал последователем Караваджо и Каррачи, освоив их технику и переняв стиль.

Источник

Барокко

Баро́кко (итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

Содержание

История

В XVII в. Италия — первое звено в искусстве эпохи Возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы — испанцы и французы, они диктуют условия политики и пр. Истощённая Италия не утратила высоты своих культурных позиций — она остается культурным центром Европы. Центром католического мира является Рим, он богат духовными силами.

Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям — знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на постройки палаццо не было, знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может возвысить, вот так в XVI веке на территории Италии возникает барокко.

Происхождение термина

Происхождение слова барокко вызывает больше споров, чем названия всех остальных стилей. Существует несколько версий происхождения. Португальское barroco — жемчужина неправильной формы, не имеющая оси вращения, такие жемчужины были популярны в XVII веке. В итальянском baroco — ложный силлогизм, азиатская форма логики, приём софистики, основанный на метафоре. Как и жемчужины неправильной формы, силлогизмы барокко, ложность которых скрывалась их метафоричностью.

Одна из спорных теорий предполагает происхождение всех этих европейских слов от латинского bis-roca, скрученный камень. Другая теория — от латинского verruca, крутое высокое место, дефект в драгоценном камне.

В разных контекстах слово барокко могло означать «вычурность», «неестественность», «неискренность», «элитность», «деформированность», «преувеличенную эмоциональность». Все эти оттенки слова барокко в большинстве случаев не воспринимались как негативные.

Наконец, еще одна теория предполагает, что это слово во всех упомянутых языках является пародийным с точки зрения лингвистики, и его словообразование может объясняться его значением: необычностью, неестественностью, неоднозначностью и обманчивостью.

Черты барокко

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI века стали Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представления о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля, человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

Эпоха барокко

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике — к baroco. В Версальском дворце появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре» — геометрической правильности построений на плацу.

Человек эпохи барокко

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен — от англ. gentle : «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность — это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature ) — это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех.

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало, 1717). Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержание греха, но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу — в учтивом флирте, ссоры — в утончённой дуэли.

Для барокко характерна идея спящего Бога — деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. Однако, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию «Система природы» (1735). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.

Многообразие восприятия повышает уровень сознания — примерно так говорит философ Лейбниц. Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений: судовой врач Гулливер и барон Мюнхгаузен.

Барокко в живописи

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.

Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, ван Дейк (1599—1641). С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции — Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения — классицизма.

Барокко в архитектуре

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.

В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Значительный вклад оставили Д.Фонтана, Р.Райнальди, Г.Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона. На Сицилии после крупного землетрясения 1693 года появился новый стиль позднего барокко — сицилийское барокко.

Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645—1652 гг.).

Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его — собор в Сантьяго-де-Компостела, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это — самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко.

Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк.

Позже, в начале 18 в. французы выработали свой стиль, разновидность барокко — рококо. Он проявился не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. Стиль был распространен повсюду в Европе и в России.

В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника.

В России барокко появляется еще в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынское барокко»). В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини — так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли.

В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).

Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия).

В Великом княжестве Литовском получили распространение стили сарматское барокко и виленское барокко, крупнейший представитель — Ян Кристоф Глаубиц. Среди его известных проектов — перестроенные Костёл Вознесения Господня (Вильнюс), Софийский собор (Полоцк) и др.

Барокко в скульптуре

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.

Барокко в литературе

Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо, П. Кальдерон). Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон». Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм, гонгоризм (культеранизм), консептизм (Италия, Испания), метафизическая школа и эвфуизм (Англия)(См. Прециозная литература).

Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре д’Юрфе, «Астрея»). В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, как сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы.

На западе в области романа выдающийся представитель — Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы — П. Кальдерон (Испания). В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания), Д. Донн (Англия). В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович. Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». Культивировали её тогда, главным образом, в салоне мадам де Рамбуйе, одном из аристократических салонов Парижа, наиболее модном и знаменитом. В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя (см. выше).

В Германской литературе традиции стиля барокко поддерживаются до сих пор членами литературного сообщества Блюменорден. Они собираются летом на литературные праздники в роще «Иррхайн» под Нюрнбергом.Общество организовал в 1646 году поэт Филипп Харсдёрфер с целью восстановить и поддержать немецкий язык, сильно испорченный в годы Тридцатилетней войны [5]

Музыка барокко

Музыка Барокко появилась в конце эпохи ренессанса и предшествовала музыке эпохи классицизма.

Барочная мода

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

в каком веке был стиль барокко. Смотреть фото в каком веке был стиль барокко. Смотреть картинку в каком веке был стиль барокко. Картинка про в каком веке был стиль барокко. Фото в каком веке был стиль барокко

Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.

Сперва, когда он был еще ребенком (он был коронован в возрасте 5 лет), в моду вошли короткие курточки, называемые брасьер, богато украшенные кружевами. Тогда же в моду вошли штаны, ренгравы, похожие на юбку, широкие, также обильно украшенные кружевами, которые продержались долго. Позже появился жюстокор (с французского это можно перевести: «точно по корпусу»). Это — тип кафтана, длиной до колен, в эту эпоху его носили застегнутым, поверх него носили пояс. Под кафтан надевали камзол, без рукавов. Кафтан и камзол можно сопоставить с более поздними пиджаком и жилетом, в которые они превратятся через 200 лет. Воротник у жюстокора сначала был отложной, с полукруглыми вытянутыми вниз концами. Позже его сменило жабо. Кроме кружев, на одежде было много бантов, на плечах, на рукавах и штанах — целые серии бантов. В предыдущую эпоху, при Людовике XIII, были популярны сапоги (ботфорты). Это — полевой вид обуви, их носило обычно военное сословие. Но в то время были часты войны, и в сапогах ходили повсюду, даже на балах. Их продолжали носить и при Людовике XIV, но только уже по прямому их предназначению, — в поле, в военных походах. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. До 1670 года они украшались пряжками, затем пряжки были вытеснены бантами. Сложно украшенные пряжки называли аграф.

Женское платье было, в отличие от платья предыдущего периода, не на каркасе, а на подкладке из китового уса. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. Полный женский костюм состоял из двух юбок, нижней (фрипон) и верхней (модест). Первая — светлая, вторая — более темная. Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. По сторонам юбку украшали драпировки. Драпировки были также и по краю декольте. Декольте было широким, открывало плечи. Талия — узкая, под платьем носили корсет. Если при Людовике XIII женщины носили мужские шляпы(они тогда заимствовали у мужчин много элементов костюма), то сейчас в моду вошли прически, легкие косынки или чепчики. В 1660-е годы модны были прически манчини и севинье, по имени племянницы кардинала Мазарини, в которую король был в юности влюблен, и по имени знаменитой писательницы. Позже в моду вошла прическа фонтанж (не следует путать с чепчиком «фонтанж»), по имени одной из любовниц короля. Это высокая прическа, из множества локонов. В истории костюма прическу также именуют куафюра.

Мужчины носили пышные парики, высоко торчащие вверх, и низко распускавшиеся по плечам. Парики вошли в обиход еще при Людовике XIII, который был лыс. Теперь они стали намного пышнее. Шляпы в 1660-е годы были широкополые с высокой тульей. В конце века их сменила треуголка, которая осталась популярной и в следующем XVIII веке.

В моду также вошли зонтики, у женщин — муфты, веера. Без меры использовалась косметика. Появились мушки, лица и парики пудрили для белизны, а черная мушка создавала контраст. Парики были так сильно напудрены, что шляпы тогда часто носили в руках. Как мужчины, так и женщины, носили трости. Перевязь (бандульера), на которой носили шпаги, вошла в моду еще в предыдущую эпоху. Еще раньше шпаги носили на портупее, тонком ремешке, пристегнутом к поясному ремню. Перевязь была прежде кожаной, теперь её делали также из муара. Материалы того времени: шерсть, бархат, атлас, парча, тафта, муар, камлот, хлопок.

Барокко в интерьере

Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

Роспись была популярна всегда, а в стиле барокко она стала просто необходимой, поскольку интерьеры требовали много цвета и крупных, богато украшенных деталей. Потолок, украшенный фресками, стены из расписанного мрамора и позолота были как никогда популярны. В интерьере часто использовались контрастные цвета: нередко можно было встретить мраморный пол, напоминающий шахматную доску. Золото было везде, и все, что можно было покрыть позолотой, было позолочено. Ни один уголок дома не оставляли без внимания при декорировании.

Мебель была настоящим предметом искусства, и, казалось, предназначалась лишь для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами и гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовали южный орех и цейлонское черное дерево.

Стиль барокко не подойдет для небольших помещений, поскольку массивная мебель и украшения занимают много места, и для того, чтобы комната не смотрелась как музей, должно быть много свободного пространства. Но даже в небольшой комнате можно воссоздать дух этого стиля, ограничившись стилизацией, используя некоторые детали барокко, такие как:

Важно, чтобы используемые детали сочетались между собой, иначе интерьер будет выглядеть аляповато и безвкусно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *