в каком веке был патриархат
Откуда возник патриархат и как он влияет на общество
Культурная парадигма патриархата
Патриархат (от греческого «власть отца») — тип общественного строя, при котором власть и общественные привилегии принадлежат мужчинам.
Женщины в патриархате занимают подчиненное положение. Инструментами контроля выступают общественные институты. Например, во многих религиях женщинам запрещено посещать храмы во время менструации. А в семье за женщинами часто закреплена роль сиделки для пожилых родственников, от которой освобождены мужчины.
В России, как и в западных странах, особые требования не регулируются законом. Поэтому здесь современный патриархат — скорее способ восприятия мира. Он определяет отношение человека к культуре, семейной жизни и деловым коммуникациям, проявляясь в гендерных стереотипах и бытовом сексизме.
Практически единственной патриархальной нормой, которая в нашей стране закреплена юридически, является список недоступных профессий — женщинам нельзя управлять экскаватором или заниматься водолазными работами. Большинство профессиональных запретов связаны с риском для репродуктивного здоровья — никого не интересует, собирается ли конкретная женщина рожать: в патриархате ей по умолчанию отводится роль матери.
При этом в некоторых исламских странах законодательство до сих пор остается глубоко патриархальным. Например, в Пакистане только летом 2021 года вступил в силу закон, который защищает имущественные права женщин.
Составляющие современной патриархальной культуры
Как менялся патриархат
В России патриархальные правила были закреплены только в «Домострое» — своде правил семейной жизни и норм делового этикета, который появился в конце XV века в Новгороде. Документ описывал подчиненную роль женщины, которая должна беспрекословно подчиняться мужу, вести хозяйство и воспитывать детей. «Богу и мужу угодить», — так описывался смысл женского существования.
С развитием капитализма существование классической модели патриархальной семьи, в которой мужчина — «добытчик», а женщина сидит дома и воспитывает детей стало практически невозможным. Это связано не только с расцветом феминистского движения и тем, что женщины получили доступ к образованию. Чтобы поддерживать традиционное распределение ролей, дохода «добытчика» должно хватать на поддержание комфортного уровня жизни всех членов семьи. В постиндустриальной экономике это невозможно, поскольку количество высокооплачиваемых рабочих мест на предприятиях снизилось из-за автоматизации, но выросла потребность в низкооплачиваемых работниках сферы услуг.
Устройство современного патриархата
Постепенно древний «классический» патриархат трансформировался в современный, который некоторые феминистки называют «неолиберальным». Общество подчинилось рынку и допустило те женские права и свободы, которые были выгодны капиталистической системе — например, женщины стали работать наравне с мужчинами.
Но расширение возможностей не отменило старые патриархальные обязанности. Из-за этого женщины сталкиваются с неравной оплатой труда, «стеклянным потолком» и вынуждены заниматься бесплатным домашним трудом и эмоциональным обслуживанием:
Когда и как установился патриархат
Хотя сейчас практически все общества в мире патриархальные, так было не всегда. Некоторые историки утверждают, что доказательством существования матриархата на ранних этапах развития человеческого общества являют древние мифы. Еще до формирования Римской державы роль женщин в обществе была довольно высокой, а в религии доминировал образ Богини-Матери.
Вероятно, культура мужского доминирования закрепилась около 12 тыс. лет назад, после того, как люди перешли от собирательства к земледелию. До сих пор нет единого мнения, почему это произошло, однако, кроме физического превосходства мужчин и увеличения значимости их «производительных сил», были и менее очевидные причины. Например, переосмысление процесса рождения.
Считается, что примитивные племена охотников и собирателей не связывали деторождение с половым актом. Женщина рассматривалась как «проводник» между реальностью и миром духов, откуда приходит новая жизнь. Об этом писали идеолог второй волны феминизма Симона де Бовуар, культуролог Юлиус Эвола и британский антрополог Борислав Малиновский.
Гендерные стереотипы родились в матриархате
Картина мира древних людей складывалась из того, что они видели. Такими видимыми процессами были беременность и роды, в которых самцы не принимали участия. Женщина рожает ребенка, подобно тому как земля «рожает» фрукты и ягоды. Что именно было причиной зачатия, оставалось загадкой.
Женщины воспринимались как самовоспроизводящийся организм, который может и вовсе обойтись без мужчин. Поэтому в матриархальном обществе единственными причинами существования мужчин считались функции «охранников», «добытчиков» и «источника удовольствий» для женщин. Вероятно, именно так сложились гендерные стереотипы, однако позже в патриархате отношение к традиционным ролям сменилось.
Переход к земледелию вызвал гендерную революцию
После того как древние люди перешли от собирательства к земледелию, они постепенно поняли, что для хорошего урожая недостаточно поливать и удобрять почву. Общество установило причинно-следственную связь между бросанием семени («отцовским началом») и развитием растения. По аналогии стала очевидной роль мужчины и полового акта в процессе оплодотворения.
Постепенно отцовское начало восприниматься как главенствующее: ведь именно от того, какое именно семя бросить в землю, и зависит, что в итоге вырастет из земли. При этом, чтобы знать наверняка, что вырастет в итоге — пшеница или рожь, нужно точно знать, какое именно зерно было посажено. Аналогично и с отцовством — в отличие от материнства, без контроля и постоянного наблюдения первобытный мужчина не мог быть убежден, что партнерша родила именно от него. Отсюда возникла необходимость в регулировании сексуального поведения женщин.
Влияние патриархата на мужчин
Несмотря на привилегированное положение, мужчины в текущей общественной системе тоже страдают, поскольку на них давит предписываемая гендерная роль. По версии американского исследователя Роберта Бреннана, озвученной в 1976 году, традиционные принципы «настоящего мужчины» таковы: мужчина не должен проявлять эмоции, но должен быть лидером, физически сильным, готовым решать конфликты физически, агрессивно добиваться женского внимания. Следование стереотипам и устаревшим принципам о «настоящем мужике» часто приобретает нездоровую форму токсичной маскулинности, что вредит как самим мужчинам, так и обществу в целом.
Чем больше мужчины соответствуют традиционным нормам мужественности, тем больше они участвуют в «рискованном поведении», например, драках и небезопасном вождении. Поэтому среди мужчин выше избыточная смертность, к тому же они вдвое реже проходят профилактические осмотры у врачей.
В среднем по миру мужчины совершают самоубийства в 1,8 раза чаще женщин, а в России — в 6,5 раза чаще. Это связывают в том числе и с жизнью по принципам токсичной маскулинности: если потерял работу или обанкротился, ты не мужчина, а неудачник. Некоторые не выдерживают такого давления и стресса. Также мужчины, подверженные стереотипам, реже помогают слабым и склонны решать конфликты с применением силы.
Патриархат и экономика
История матриархата и смена его на патриархат.
Первобытные люди палеолита жили племенами в несколько десятков человек, происходившими от одного предка. Племя селилось в пещере или какой-нибудь промоине на берегу реки, заслоняя вход в природное жилище нагромождениями веток и разжигая внутри костёр для обогрева и приготовления пищи. Успех выживания в таких условиях напрямую зависел от умения раздобыть, развести и поддержать огонь; правильно оборудовать и утеплить жилище; найти, своевременно собрать и сохранить пищу – съедобные плоды, корни, мелкую живность и добыть на охоте зверя.
Современный человек не выживет в диком лесу без спичек, подходящей одежды, ножа, а первобытные люди десятки тысяч лет своими руками обеспечивали себя всем необходимым, населяя даже северную тайгу у самых границ тундры. Конечно, смертность, особенно детская, была очень высокой – люди не знали элементарных санитарных правил, не умели лечить болезни. А также многие взрослые погибали от травм, полученных на охоте. Однако необходимое для продолжения рода количество людей всё равно выживало и оставляло за собой потомство.
Таким образом, женщины играли основную роль в хозяйстве, а потому возглавляли племя. У многих сообществ даже существовал культ женского пола, и археологи часто находят первобытные статуэтки, изображающие человека, из кости и камня, где хорошо видны типично женские очертания. Система преобладания роли женщины в общественной жизни называется матриархатом, что в переводе с греческого означает «матеревластие».
Около семи тысяч лет назад наступает неолитический (новокаменный) период. В это время у человека появляются домашние животные, из костей и жил которых (и тех, что добыл на охоте) он делает новые более современные орудия труда и с их помощью расчищает землю под посевы. Рубка деревьев, вспашка полей, охрана домашних животных от хищников требует больше и больше мужского труда. Человек расселяется и там, где нет естественных укрытий в виде пещер, и постройка жилища тоже ложится на плечи мужчины. Наконец, увеличение достатка порождает у людей и зависть, и алчность: представителям некоторых племён кажется, что проще отобрать скот и зерно у соседей, чем выращивать самим. Возникает необходимость охраны хозяйства от чужаков и этим занимаются опять же мужчины. Они играют всё большую роль в производстве, в обеспечении благосостояния племени, а роль женщины сужается до занятия домашними делами.
Конечно, матриархат уходил не разом, а постепенно, по мере медленного ещё возрастания роли мужчины в хозяйственной деятельности, и даже в античную эпоху у некоторых кочевых племён сарматов во главе стояли женщины. Но всё большее место в общественной жизни занимал мужчина – производитель, труженик, защитник; он становился главой семьи, племени, а когда появились первые государства – и правителем страны. Наступила эпоха патриархата – «отцевластия». В эпоху патриархата закончилась первобытная эпоха, эпоха бронзы, прошли античные времена, Средневековье, наступило Новое время.
Сейчас основой хозяйства является механизированный труд, который, в общем-то, под силу и женщине. Поэтому мы сегодня наблюдаем некую частную «реставрацию» матриархальных традиций, о чём человечество уже не одно тысячелетие и думать-то перестало. Женщина в семье подчас зарабатывает больше мужчины, слабый пол не чуждается таких профессий, как машинист, водитель, директор и даже возглавляет государства. Но всё же перевозить грузы на большие расстояния, управлять комбайном или подъёмным краном, составлять программы для компьютеров больше по нраву людям активным, любящим частые перемены и новые открытия, тем, кому присущ некий авантюризм. То есть, опять-таки мужчинам. Поэтому и в современном обществе мужчины в целом воспринимаются всё-таки авторитетнее женщин, и на руководящих должностях сильный пол всё равно занимает больше мест. То есть, несмотря на появление в наши дни некоторых элементов матриархата, в целом общество сегодня всё-таки остаётся патриархальным.
Хороший коммент к статье оставила Анастасия:
Возникновение патриархата
Пока роль мужчины в зачатии и рождении ребенка не признавалась, женщина, будучи производительницей, доминировала в обществе. Было хорошо известно, что родам предшествует совокупление. Механизм оплодотворения был неизвестен, и установить взаимосвязь между конкретным мужчиной и новорожденным младенцем не представлялось возможным.
Материнство уже почиталось на протяжении тысячелетий до того, как появилось понятие «отцовство».
Проблемы наследования
Переход от матриархата к патриархату поставил ряд проблем, которые можно было бы назвать юридическими.
История знает множество примеров компромисса между патриархальным и матриархальным наследиями.
Разумеется, подобные проблемы затрагивали интересы не простых людей, а цариц кланов и вождей племен. Согласно древнему обычаю, власть переходила от матери к дочери, тогда как новый обычай требовал, чтобы наследником был сын, который, в свою очередь, должен был передавать власть своему сыну. Египтяне решили эту проблему посредством браков между братьями и сестрами. У древних саксов королевский трон занимал тот, кто женился на вдове короля. Так, в IX веке н.э. Эфельбальд женился на Юдифи, вдове своего отца. В этом и других аналогичных случаях королева играет роль конституционного монарха, в то время как ее муж становится фактическим властителем. Примирение между матриархатом и патриархатом часто служит сюжетом сказок о феях: принцесса обязана выйти замуж за иностранца, и корона затем переходит к их дочери. Что касается сыновей короля, они, как правило, отправляются в поисках приключений на чужбину. В некоторых княжествах Индии принцессы собирали претендентов на свою руку и трон и устраивали между ними спортивные состязания, победителя которых и ждал заветный приз. Подобные ситуации довольно часто фигурируют в сказках и легендах. Итак, трон и корона являются атрибутами принцессы, а право жениться на ней зачастую завоевывается путем победы в соревновании.
Супруг своей матери
В Аннаме (северный и частично центральный Вьетнам) до колонизации Индокитая существовала традиция, в соответствии с которой сын царицы должен был жениться на собственной матери после смерти своего отца. Вскоре после установления французского протектората (1883 год) аннамского принца Дуонг Чакра по распоряжению правительства привезли в Париж, а затем как врага Франции депортировали в Алжир, где он не замедлил умереть. Эта история, забытая сегодня, в свое время наделала немало шума. Так вот, принц Дуонг Чакр был сыном своей собственной бабушки.
Супружеская верность
Мы привыкли считать подчинение жены своему мужу, как и супружескую верность, чем-то само собой разумеющимся (хотя нарушения установленных правил в этой сфере случаются довольно часто). Однако в эпоху перехода от матриархата к патриархату научить женщину хранить верность было весьма и весьма нелегкой задачей, о чем свидетельствует легенда, возраст которой составляет более 3 тысяч лет. Король Ферон, занимавший трон до 1291 года до н.э., однажды ослеп и прожил слепым десять лет, когда оракул сказал ему, что зрение вернется, если он промоет глаза мочой женщины, имевшей отношения только со своим мужем и никогда не знавшей других мужчин. Процедура, проделанная с помощью мочи супруги, не принесла результатов. Тогда король промыл глаза мочой почти всех женщин города Орифреболя, пока, наконец, не прозрел вновь. После этого он взял в жены ту, которая помогла ему исцелиться, и приказал сжечь живьем всех неверных жен.
Гробницы германцев
Недалеко от Люнебурга, на севере Германии, было обнаружено захоронение, содержащее скелет мужчины и обугленные останки женщины лет двадцати. В Нордхайзене, близ Гарца, были выкопаны скелеты мужчины и женщины. Череп женского скелета носил на себе следы ударов, по всей видимости, топора. Эти гробницы, датируемые несколькими тысячелетиями до христианской эры, свидетельствуют о том, что в ту эпоху у германских племен существовал институт брака. После смерти мужа его вдову умерщвляли и погребали вместе с ним.
Папство и патриархат
Доктор Жюльен Безансон напоминает нам, что кардинал, которому поручено провозгласить вновь избранного папу, произносит латинскую фразу: «Дуос тестес абет эт бене пендентес» («Имеет два свисающих ядра»). Этот намек на яички святого Петра, вне всякого сомнения, означает, что папа является мужчиной. Сегодня это представляется нам вполне естественным, но в начале христианской эры назначение на высшие церковные должности женщин, по всей вероятности, было еще весьма распространенным явлением.
Корни христианского брака следует искать в иудаизме, обычаях германских племен и традициях греко-латинского мира.
Нашей концепцией семьи мы обязаны христианству, которое, сохранив за мужчиной, отцом, доминирующую роль, обеспечило женщине, матери, супруге, привилегированное, хотя и в определенной мере зависимое положение.
Патриархат связан с набором идей, патриархальной идеологией, которая действует для объяснения и оправдания этого доминирования и приписывает его внутренним естественным различиям между мужчинами и женщинами. Социологи придерживаются разных мнений о том, является ли патриархат социальным продуктом или результатом врожденных различий между полами.
Исторически патриархат проявлялся в социальной, правовой, политической, религиозной и экономической организации ряда различных культур. Большинство современных обществ на практике патриархальны.
СОДЕРЖАНИЕ
Этимология и использование
Исторически термин « патриархат » использовался для обозначения автократического правления мужчиной-главой семьи; однако с конца 20-го века он также использовался для обозначения социальных систем, в которых власть в основном принадлежит взрослым мужчинам. Этот термин особенно использовался писателями, связанными с феминизмом второй волны, такими как Кейт Миллетт ; эти авторы стремились использовать понимание патриархальных общественных отношений для освобождения женщин от мужского доминирования. Эта концепция патриархата была разработана для объяснения мужского доминирования как социального, а не биологического явления.
История и сфера применения
Социолог Сильвия Уолби определяет патриархат как «систему социальных структур и практик, в которых мужчины доминируют, угнетают и эксплуатируют женщин». Социальное расслоение по гендерному признаку, при котором власть преимущественно принадлежит мужчинам, наблюдается в большинстве обществ.
Предыстория
Доминирование мужчин над женщинами встречается на Древнем Ближнем Востоке еще в 3100 г. до н.э., как и ограничения репродуктивной способности женщин и исключение из «процесса представления или построения истории». По мнению некоторых исследователей, с появлением евреев произошло также «исключение женщины из завета между Богом и человечеством».
Древняя история
Выдающийся греческий полководец Мено в одноименном платоническом диалоге резюмирует преобладающие в классической Греции настроения относительно достоинств мужчин и женщин. Он говорит:
Постклассическая история
Современная история
Феминистская теория
Герда Лернер в своей книге «Создание патриархата» 1986 года приводит ряд аргументов о происхождении и воспроизводстве патриархата как системы угнетения женщин и приходит к выводу, что патриархат устроен в обществе и рассматривается как естественный и невидимый.
Джаггар, Янг и Хартманн относятся к числу теоретиков феминизма, которые утверждают, что система патриархата должна быть полностью опровергнута, особенно гетеропатриархальная семья, которую они считают необходимым компонентом женского угнетения. Семья не только служит представителем более великой цивилизации, подталкивая свои собственные филиалы к изменениям и повиновению, но и выступает в качестве компонента правления патриархального государства, которое управляет своими жителями с главой семьи.
Биологическая теория
Некоторые сторонники биологического детерминистского понимания патриархата утверждают, что из-за человеческой женской биологии женщины больше подходят для выполнения таких ролей, как анонимное воспитание детей дома, а не для важных ролей, связанных с принятием решений, таких как лидеры в битвах. На этой основе «существование разделения труда по половому признаку в первобытных обществах является отправной точкой как для чисто социальных объяснений происхождения патриархата, так и для биологических». Следовательно, рост патриархата признается через это очевидное «половое разделение».
Патриархат как человеческое универсальное
Антрополог и психолог Барбара Смэтс утверждает, что патриархат у людей возник в результате конфликта между репродуктивными интересами мужчин и репродуктивными интересами женщин. Она перечисляет шесть способов его возникновения:
Половые гормоны и социальная структура
Мужская преступность
Социальная теория
Хотя патриархат существует в рамках научной атмосферы, «периоды, в течение которых женщины находились бы в невыгодном физиологическом положении при участии в охоте из-за того, что они находились на поздней стадии беременности или на ранней стадии воспитания детей, были бы короткими», в то время как кочевники, патриархат все еще рос с могуществом. Левонтин и другие утверждают, что такой биологический детерминизм несправедливо ограничивает женщин. В своем исследовании он утверждает, что женщины ведут себя определенным образом не потому, что они биологически к этому склонны, а, скорее, потому, что о них судят по тому, «насколько хорошо они соответствуют стереотипному местному образу женственности».
Феминистки считают, что у людей есть гендерные предубеждения, которые сохраняются и насаждаются из поколения в поколение теми, кому они выгодны. Например, исторически утверждалось, что женщины не могут принимать рациональные решения во время менструального цикла. Это утверждение скрывает тот факт, что у мужчин также есть периоды времени, когда они могут быть агрессивными и иррациональными; Более того, менопаузу часто связывают с посторонними эффектами старения и аналогичными медицинскими проблемами, что усиливает ее репутацию. Эти биологические и другие особенности женщин, такие как их способность забеременеть, часто используются против них как признак слабости.
Социолог Сильвия Уолби составила шесть пересекающихся структур, определяющих патриархат и принимающих разные формы в разных культурах и в разное время:
Идея естественности патриархата, однако, подверглась критике со стороны многих социологов, объясняя, что патриархат возник в результате исторических, а не биологических условий. В технологически простых обществах большая физическая сила мужчин и общий опыт беременности у женщин в сочетании поддерживали патриархат. Постепенно технический прогресс, особенно промышленное оборудование, уменьшил примат физической силы в повседневной жизни. Точно так же противозачаточные средства дали женщинам возможность контролировать свой репродуктивный цикл.
Психоаналитические теории
Хотя термин « патриархат» часто относится к мужскому господству в целом, другая интерпретация рассматривает его буквально как «правление отца». Поэтому некоторые люди считают, что патриархат означает не просто власть мужчин над женщинами, а выражение власти, зависящее от возраста и пола, например, со стороны мужчин старшего возраста над женщинами, детьми и молодыми мужчинами. Некоторые из этих молодых людей могут унаследовать и, следовательно, быть заинтересованы в продолжении этих условностей. Другие могут восстать.
Действия власти в таких случаях обычно разыгрываются бессознательно. Все подчинены, даже отцы связаны его ограничениями. Он представлен в негласных традициях и условностях, воплощенных в повседневном поведении, обычаях и привычках. Треугольные отношения отца, матери и старшего сына по наследству часто образуют динамичные и эмоциональные нарративы популярной культуры и разыгрываются перформативно в ритуалах ухаживания и брака. Они предоставляют концептуальные модели для организации властных отношений в сферах, не имеющих ничего общего с семьей, например, в политике и бизнесе.
Рассуждая с этой точки зрения, радикальная феминистка Суламифь Файерстоун в своей книге 1970 года «Диалектика секса» написала :
В каком веке был патриархат
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
|