в каком веке был феодализм
Феодализм
Характеристика
Слово «феодализм» (первоначально, термин судебной практики) использовалось английскими юристами XVII века как обозначение типа собственности; как общественно-политический термин оно употребляется у Буленвилье и вслед за ним у Монтескьё. Представление о феодализме как об этапе социально-экономической истории человечества, соответствовавшего в Европе Средневековью, развивается во французской историографии начала XIX века, прежде всего у Гизо.
По отношению к Руси концепцию феодализма впервые применил Н. А. Полевой в своей «Истории русского народа» (т. 1—6, 1829—1833)
В марксизме феодализм рассматривался в качестве одной из общественно-экономических формаций, более высокой по сравнению с рабовладением.
В XX веке различные исторические школы выдвигали разные концепции феодализма; некоторые вообще не использовали этот термин.
При феодальных отношениях владельцы земель (феодалы) выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (вассал) получает за службу земельный надел (лен, феод или фьеф) и крепостных у вышестоящего (сеньора). Во главе феодальной лестницы стоит монарх, но его власть обычно значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы).
Производителем материальных благ при феодализме был крестьянин, который в отличие от раба и наёмного рабочего, сам вёл хозяйство, причём во многом вполне самостоятельно, то есть был хозяином. Крестьянин был собственником двора, основных средств производства. Он выступал и собственником земли, но был подчинённым собственником, тогда как феодал — верховным собственником. Верховный собственник земли — всегда одновременно верховный собственник личностей подчинённых собственников земли, а тем самым и их рабочей силы. Здесь, как и в случае с рабством, существует внеэкономическая зависимость эксплуатируемого от эксплуататора, но только не полная, а верховная. Поэтому крестьянин в отличие от раба — собственник своей личности и рабочей силы, но не полный, а подчинённый. Таким образом, расщеплённой была не только собственность на землю, но и на личность работников.
Феодализм в западной Европе, по ряду концепций, стал устанавливаться ещё в V веке нашей эры в поздней Римской империи. Отличительными чертами феодализма в Западной Европе были высокая степень политической децентрализации, дуализм светской и духовной властей, специфика европейского города как центра ремесла и торговли, раннее развитие горизонтальных общественных структур, публичного частного права. Затем, в Средние века, он стал господствовать в Европе вплоть до буржуазных революций. На смену феодальному строю пришел капиталистический.
Существуют разные мнения о том, были ли феодальные отношения (в классическом понимании) в других частях света. Марк Блок считал феодализм преимущественно, если не исключительно, западноевропейским феноменом, сложившимся в результате специфических исторических условий. Главные аспекты критики концепции феодализма как универсальной стадии развития общества заключаются в том, что в большинстве обществ неевропейского ареала отсутствовали такие системно-важные элементы как крупное частное землевладение, крепостное право, иммунитеты служилого сословия. Марк Блок решительно возражал против отождествления общественного строя с экономическим: [2]
Привычка, укоренившаяся даже у историков, стремится смешать самым досадным образом два выражения: «феодальная система» и «сеньориальная система». Это целиком произвольное уподобление комплекса отношений, характерных для господства военной аристократии, типу зависимости крестьян, который полностью отличается по своей природе и, вдобавок, сложился намного раньше, продолжался дольше и был гораздо более распространен во всем мире.
ФЕОДАЛИЗМ
/ Ориг. : (фр. feodalité, нем. Lehnswesen)
ФЕОДАЛИЗМ – социально-исторический термин, образованный от латинского «феод» и обозначающий:
1) в европейской историографии (фр. feodalité, нем. Lehnswesen) – систему политических и правовых отношений внутри элиты, основанных на институтах личной верности (вассалитета) и условного землевладения (феода). Первоначально имел технический правовой смысл (право условного держания, феодальное право) в трудах февдистов XVI века. Французский просветитель Шарль Монтескьё («О духе законов») аргументировал, что возникновение и распространение феодов означало гибель публичной, государственной власти, поскольку в ходе инфеодации частное лицо приобретало не только землю, но и политическое право, с ней соединённое. В этом смысле, «феодальные монархии» (королевство Франков / позднейшее Французское королевство) Монтескьё противопоставил Римской империи, которую назвал «монархией политической» (Montesquieu, p. 594, 625). Позднее Термин «феодальный» укрепился в политическом смысле («феодальное правление», фр. gouvernement feudal), ассоциировался с историей монархии во Франции («старый порядок», фр. Ancien régime) и приобрёл пейоративную окраску, которая сохранилась в широко распространённом термине «феодальная раздробленность». В XIX веке Огюстен Тьерри распространил теорию о германском происхождении феодализма, который был навязан цивилизованным галлоримлянам варварами-франками, оккупировавшими Галлию в V веке (Brunner, S. 340). Синонимом являются т.н. вассально-ленные отношения, в отечественной науке иногда именуемые «феодализмом в узком смысле» (напр., Уваров; Дубровский).
2) в марксистской историографии – общественно-экономическую формацию, основанную на эксплуатации массы зависимых крестьян феодальными землевладельцами с помощью внеэкономического принуждения. Производственные отношения в условиях феодальной формации характеризовались следующими двумя универсальными признаками: 1) «монополия господствующего класса на земельную собственность, историческое своеобразие которой заключалось в том, что в число её “принадлежностей” включался (в той или иной юридической форме) непосредственный производитель – земледелец»; 2) «экономическая реализация этой собственности в форме мелкой агрикультуры, т.е. наличие у крестьянина самостоятельного хозяйства, ведущегося на принадлежавшей крупному собственнику (государству или господину) земле и поэтому обременённого службами и повинностями в пользу собственника» (Барг, Никифоров, с. 19). Феодальная собственность реализовывалась с помощью ренты, уплачиваемой феодалу в натуральном или денежном выражении, либо же в виде отработок (напр., барщины). На территории Римской империи, феодальный способ производства сменил рабовладельческий и являлся более эффективным. По сравнению с античным рабом, крестьянин-держатель имел собственные орудия труда и вёл самостоятельное хозяйство, в силу чего обладал известной экономической автономностью. «Последнее обстоятельство породило такую особенность системы феодализма, как внеэкономическое принуждение производителя», степень которой разнилась «от жёстких форм личной зависимости… до подчинения судебной власти феодала и ограничений в политических правах на общегосударственном уровне (сословная неполноправность) (Хачатурян, с. 18)». Возникновение феодальных отношений происходило неравномерно: быстрее всего – в зоне синтеза галлоримского и германского населения (Северо-Восточная Галлия и Ломбардия), где распространились позднеримские формы крестьянского землевладения – прекарий и эмфитевсис (Удальцова).
В каком веке был феодализм
Феодализм (от лат. feudum — лен, феодальное землевладение) — правовая административная система правоотношений в обществе, свойственная некоторым государственно организованным добуржуазным обществам.
В таком значении термин употреблялся в XVIII—XIX ст. Попытка Карла Маркса ввести данное понятие в категориальный аппарат исторического материализма, по мнению некоторых учёных, не принесла должного результата: если исходить из того, что способы производства с одной стороны отличаются по соответствующему историческому типу производственной техники, с другой — по соответствующему типу экономической реализации господствующих отношений собственности на средства и условия производства, то нет никаких оснований для выделения феодального способа производства, а значит и феодальной формации. А. Д. Майданский указывает, что формации не выводилсь Марксом в согласии с принятым им методом, а лишь констатировались как эмпирически данные, а само «понятие экономической формации остается у Маркса наполовину эмпирическим (об этом свидетельствует хотя бы то, что в разных работах он упоминает разное число формаций)». Сам Маркс не постулировал вопрос общественно-экономических формаций как окончательно решенный, выделяя в разных трудах разные формации.
Характеристика.
Слово «феодализм» (первоначально, термин судебной практики) использовалось английскими юристами XVII века как обозначение типа собственности; как общественно-политический термин оно употребляется у Буленвилье и вслед за ним у Монтескьё. Представление о феодализме как об этапе социально-экономической истории человечества, соответствовавшего в Европе Средневековью, развивается во французской историографии начала XIX века, прежде всего у Гизо.
По отношению к Руси концепцию феодализма впервые применил Н. А. Полевой в своей «Истории русского народа» (т. 1—6, 1829—1833).
В марксизме феодализм рассматривался в качестве одной из общественно-экономических формаций, высокой по сравнению с рабовладением.
В XX веке различные исторические школы выдвигали разные концепции феодализма; некоторые вообще не использовали этот термин.
При феодальных отношениях владельцы земель (феодалы) выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (вассал) получает за службу земельный надел (лен, феод или фьеф) и крепостных у вышестоящего (сеньора). Во главе феодальной лестницы стоит монарх, но его власть обычно значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы).
Производителем материальных благ при феодализме был крестьянин, который в отличие от раба и наёмного рабочего, сам вёл хозяйство, причём во многом вполне самостоятельно, то есть был хозяином. Крестьянин был собственником двора, основных средств производства. Он выступал и собственником земли, но был подчинённым собственником, тогда как феодал — верховным собственником. Верховный собственник земли — всегда одновременно верховный собственник личностей подчинённых собственников земли, а тем самым и их рабочей силы. Здесь, как и в случае с рабством, существует внеэкономическая зависимость эксплуатируемого от эксплуататора, но только не полная, а верховная. Поэтому крестьянин в отличие от раба — собственник своей личности и рабочей силы, но не полный, а подчинённый. Таким образом, расщеплённой была не только собственность на землю, но и на личность работников.
Феодализм в западной Европе, по ряду концепций, стал устанавливаться ещё в V веке нашей эры в поздней Римской империи. Отличительными чертами феодализма в Западной Европе были высокая степень политической децентрализации, дуализм светской и духовной властей, специфика европейского города как центра ремесла и торговли, раннее развитие горизонтальных общественных структур, публичного частного права. Затем, в Средние века, он стал господствовать в Европе вплоть до буржуазных революций. На смену феодальному строю пришел капиталистический.
Существуют разные мнения о том, были ли феодальные отношения (в классическом понимании) в других частях света. Марк Блок считал феодализм преимущественно, если не исключительно, западноевропейским феноменом, сложившимся в результате специфических исторических условий и выделял следующие черты европейского феодализма: зависимость крестьян; наличие института феода, то есть вознаграждение за службу землей; вассальные отношения в воинском сословии и превосходство сословия воинов-рыцарей; отсутствие централизованной власти; одновременное существование в ослабленном виде государства и родственных отношений.
Главные аспекты критики концепции феодализма как универсальной стадии развития общества заключаются в том, что в большинстве обществ неевропейского ареала отсутствовали такие системно-важные элементы как крупное частное землевладение, крепостное право, иммунитеты служилого сословия. Марк Блок решительно возражал против отождествления общественного строя с экономическим
Привычка, укоренившаяся даже у историков, стремится смешать самым досадным образом два выражения: «феодальная система» и «сеньориальная система». Это целиком произвольное уподобление комплекса отношений, характерных для господства военной аристократии, типу зависимости крестьян, который полностью отличается по своей природе и, вдобавок, сложился намного раньше, продолжался дольше и был гораздо более распространен во всем мире.
Советский историк Арон Гуревич также считал феодализм характерным только для Западной Европы. По его мнению, причиной возникновения феодализма стало столкновение позднеантичной цивилизации с варварским элементом, проникшим на её территорию в ходе Великого переселения народов, и последующего взаимодействия этих начал в специфических географических, климатических и демографических обстоятельствах Западной Европы.
Феодализм
Феодализм – система общественных отношений, которая характеризуется наличием двух основных социальных классов людей – феодалов (землевладельцев) и экономически зависимых от них крестьян. Образовавшаяся в VII веке. Предшествовала буржуазному строю общества.
История феодализма
Становление и развитие феодального общества в разных частях мира происходило неодновременно и с разной степенью интенсивности. Так, по мнению многих историков, в Западной Европе феодализм начал проявляться ещё V веке нашей эры, после падения Римской Империи.
Европейский феодализм стал отдельным историческим явлением, имеющим свои особенности. Как общественная и экономическая модель он продержался до начала эпохи Великих буржуазных революций, а ему на смену пришёл капиталистический строй.
На Руси первые черты феодализма начали проявляться ближе к VIII веку. Зачатки феодального строя нуждались в идеологическом подкреплении, поэтому христианство стало одной их опорных точек для дальнейшего развития феодализма.
Феодализм развивался и крепчал, но вскоре стали обнаруживаться его недостатки, проявлявшиеся в жестокой системе крепостного права и в медленном росте производительных сил. Капиталистические начинания встраивались в структуру российской экономики, но дальнейшее развитие сдерживалось крепостным правом. Эта проблема была решена только к концу XIX века.
Происхождение феодализма
Основной причиной возникновения феодализма стали непрерывные средневековые войны. Под их влиянием необходимо было создавать сильную армию профессионалов, которую надо было обслуживать и содержать.
Средневековый рыцарь на лошади был грозной силой, но его надо было содержать десятку человек. Феодализм обеспечивал своими особенностями содержание такой профессиональной армии.
Кем и когда был введён термин
Термин получил своё распространение в научной литературе в начале XVIII века. В частности, в работах Буленвилье и Монтексье.
Характерные черты
Признаки
Феодализму предшествует рабовладельческий строй, в котором рабы никак не были заинтересованы в разработке земель. Переход к феодальному строю дал возможность крестьянам обрабатывать землю и получать от этого выгоду.
Феодалы – господствующий класс, в руках которых сосредоточена вся земельная собственность;
Земля обрабатывается зависимыми и крепостными крестьянами, которые являются прямыми производителями и создающими основу феодального производства;
Крестьянство эксплуатируется феодалами, церковью, государством (посредством ренты, налога, десятины);
Крепостные и зависимые крестьяне угнетались посредством прямого насилия, либо с помощью судебного преследования;
Низкий уровень производственного и технического оснащения;
Превалирование натурального ведения хозяйства.
Феодальные сословия
Феодальное общество делилось на три сословия.
В сословие входили исключительно знатные люди. Феодалы владели огромными землями, только они имели право управления над людьми.
Крестьяне – свободные люди, которые работали на землях феодалов и платили им барщину и оброк.
Крепостные – находили на положении рабов. Фактически были прикреплены к земле и являлись собственностью феодала, который распоряжался ими на своё усмотрение.
В данное сословие могли попасть люди из любого другого сословия. Назначение сословия состояло в объяснении учения Христа другим людям. Церковные земли были обширными, содержались за счёт церковной десятины, которую взимали с работающего класса.
Это сословие ещё называли главным или первым.
Виды феодального землевладения
В основе феодализма лежит право землевладения. Виды феодального землевладения:
Земля, проданная монастырю за небольшую стоимость. Однако правом на неё обладал землевладелец, а монастырь был наследником. Земля передавалась во временное пользование с возможностью забрать её в любой момент.
Пожалованная земля вассалу для её защиты и административного управления. Большие области передавались под протекторатом бенефициям, но она могла быть отнята при невыполнении условий.
Земля жаловалась сеньором вассалу за верную службу и находилась в пожизненном пользовании с правом наследства.
Землевладелец не нёс за землю феодальную повинность.
Земля, очищенная от леса. Если за год она не коммендировалась, то становилась аллодом.
Примеры
Феодализм возник на осколках Римской Империи и был преимущественно западноевропейским феноменом, в классическом его понимании.
Сопутствующие понятия
Для того, чтобы лучше понимать период феодализма, необходимо знать ряд сопутствующих терминов.
Сеньория – земельная собственность крупного феодала. По сути, государство в государстве, в котором чеканились монеты, была собственная армия и свое право;
Иммунитет – вид грамоты, который позволял осуществлять суд духовному лицу. Вместе с этим появляются монастырские суды. Их владения становятся сеньориями, а епископ – высшей судебной властью на этой территории;
Лен – право вассалов на пожизненный доход или должность. Например, во Франции граф имел пожизненное право на 1 взятки со всех пчелиных ульев в области.
Даты, причины и последствия возникновения
Как и многие исторические процессы, феодализм прошёл 3 стадии: возникновение (генезис), период развитого феодализма и период позднего феодализма.
Периодом возникновения принято считать временной отрезок с V по XI века.
Зарождение феодализма связано с падением Римской империи и великим переселением варварских народов. Самая распространённая теория генезиса феодализма говорит о том, что феодальное общество складывалось путём медленной эволюции римского и германского народа.
В рамках европейского континента выделялось три типа генезиса феодализма:
Последствия возникновения на примере Римской империи:
Период завершения
Периоду позднего феодализма предшествует период развитого феодализма. Он относится к XI–XV вв. и характеризуется окончательным становлением феодальных отношений в его базисе и всех сопутствующих элементах.
Период завершения или позднего феодализма (XV–XVI вв.) характеризуется:
Падение феодализма
Окончательное падение феодализма характеризовалось освобождением крепостных крестьян. Этот период с конца XVI – середины XIX вв.
Падение происходило по двум направлениям: политическому и социальному.
Направление падения феодализма
Было наиболее живучим направлением, потому как долго сохранялось даже после окончательного становления абсолютной монархии.
Сословие дворянства, те же бывшие вассалы, долгое время сохраняли свою привилегированность по отношению к крестьянству и государству. Даже после того, как они стали зависимы от царя они сумели удержать ряд прав, в том числе и оставлять крестьян в качестве крепостных на своих землях. То есть земли всё же делились на дворянские и крестьянские.
Падение феодализма довершило многочисленное образование городов, которые приобретали самостоятельный статус. Они подчинялись государю и не имели ни вассальных, ни крепостнических отношений.
Сеньоры, попадая в город, становились такими же гражданами, хотя и имели привилегированный статус, входя в городскую общину. Также и крестьяне, которые в городе уже не были крепостными.
В городах начинало развиваться промышленное хозяйство, постепенно вытесняя натуральное хозяйство, которое лежало в основе феодальной собственности. Современные технологии приходили в сёла, тем самым подрывали основы феодализма.
Тем самым города подрывали все основы феодализма. В них зародился класс буржуазии, который вступал в острое противоречие с дворянством.
Современная актуальность
На современном этапе развития человечества феодализм имеет возможность переродиться в неофеодализм.
Суть его заключается во власти корпораций. Которые по своей сути могут исполнять роль государства, как в период феодализма это делали отдельные княжества.
Такие транснациональные корпорации по своему могуществу вполне сопоставимы с государствами и могут выступать в тесном сотрудничестве между собой по контролю над территориями.
Ярким примером подобной транснациональной корпорации может служить Apple. Американская фирма буквально устанавливает свои законы в КНР.
Вывод
Феодализм служил важным переходным пунктом от рабовладения к капитализму. Он заложил основу производственных сил для промышленного прорыва в странах, прежде всего Западной Европы. Однако естественный ход истории предопределил угасание феодального строя и его исчезновение.
В настоящее время у феодализма появляется шанс вновь выйти на мировую арену, но уже в новом облике. Неофеодализм не так утопичен, как кажется.
Феодальный строй
Феодали́зм (от лат. feudum — лен) — экономическая и общественная модель, при которой основные социальные классы людей — феодалы (землевладельцы) и экономически зависимое от них крестьянство; феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязательств, известных как феодальная лестница.
Марк Блок решительно возражал против отождествления общественного строя с экономическим: [1]
Привычка, укоренившаяся даже у историков, стремится смешать самым досадным образом два выражения: «феодальная система» и «сеньориальная система». Это целиком произвольное уподобление комплекса отношении, характерных: для господства военной аристократии, типу зависимости крестьян, который полностью отличается по своей природе и, вдобавок, сложился намного раньше, продолжался дольше и был гораздо более распространен во всем мире.
Слово «феодализм» (первоначально термин судебной практики) использовалось английскими юристами XVII века как обозначение типа собственности; как общественно-политический термин оно употребляется у Буленвилье и вслед за ним у Монтескьё. Представление о феодализме как об этапе социально-экономической истории человечества, соответствовавшего в Европе Средневековью, развивается во французской историографии начала XIX века, прежде всего у Гизо.
По отношению к Руси концепцию феодализма впервые применил Н. А. Полевой в своей «Истории русского народа» (т. 1—6, 1829—1833)
В официальном советском марксизме феодализм рассматривался в качестве одной из пяти общественно-экономических формаций, более высокой по сравнению с рабовладением.
В XX веке различные исторические школы выдвигали разные концепции феодализма; некоторые вообще не использовали этот термин. В современой науке для группы общественно-экономических формаций, включающей в себя феодализм, часто используются замещающие термины: «традиционное общество», «аграрное общество».
Господствующий тип экономики при феодальном строе — натуральное хозяйство, уклад — традиционный.
При феодальных отношениях владельцы земель (феодалы) выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (вассал) получает за службу земельный надел (лен, феод или фьеф) и крепостных у вышестоящего (сеньора). Во главе феодальной лестницы стоит монарх, но его власть обычно значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы). Крестьяне трудятся на землях, принадлежащих феодалам всех уровней, платя им барщиной или оброком.
Феодализм в западной Европе, по ряду концепций, стал устанавливаться ещё в V веке нашей эры в поздней Римской империи. Отличительными чертами феодализма в Западной Европе были высокая степень политической децентрализации, дуализм светской и духовной властей, специфика европейского города как центра ремесла и торговли, раннее развитие горизонтальных общественных структур, публичного частного права. Затем, в средние века, он стал господствовать в Европе вплоть до буржуазных революций. На смену феодальному строю пришел капиталистический.
Существуют разные мнения о том, были ли феодальные отношения (в классическом понимании) в других частях света. А. Я. Гуревич считал феодализм преимущественно, если не исключительно, западноевропейским феноменом, сложившимся в результате специфических исторических условий. Главные аспекты критики концепции феодализма как универсальной стадии развития общества заключаются в том, что в большинстве обществ неевропейского ареала отсутствовали такие системно-важные элементы как крупное частное землевладение, крепостное право, иммунитеты служилого сословия.
В античном мире наиболее сходную с феодализмом систему имела Персидская империя, в которой тяжеловооружённому всаднику давался надел сходный с феодальным леном.
Современный феодализм
До апреля 2008 года в коронном владении Сарк формой правления являлся феодализм. Это был «последний оплот феодализма» в Европе.