в каком веке армения приняла христианство
Православие в Армении
Краткая история страны. Предки современных армян, как предполагают, пришли с запада около XII века до Р.Х. и расселились в областях, названных позднее «Малой Арменией». В VII веке до Р.Х. здесь возникает небольшое армянское государство, которое упоминается в Библии как «Дом Фогармы» (Быт 10: 3; Иез 27: 14; 1 Пар 1: 6). Оно было завоевано мидийским царем Увахшатрой в 580-е годы до Р.Х.
Название «Армения», которое армяне не используют, дано стране южными соседями – арамеями, персами и мидийцами, сами же армяне называют свою страну «Хайк». Первое упоминания собственно Армении встречаются в клинописях персидского царя Дария I (522–486 гг. до Р.Х.). C VI по IV века до Р.Х. эта страна входила в состав державы Ахеменидов.
Персидское владычество прекратилось после того, как Александр Македонский присоединил эти земли к своему государству. После смерти Александра правитель Восточной Армении провозгласил себя царем. Это самостоятельное Араратское царство было завоевано сто лет спустя сирийским царем Антиохом Великим, но после его поражения от римлян местные правители в 189 году до Р.Х. объявили себя царями. Так возникли три армянских царства: Великая Армения, Малая Армения и Софена.
В Великой Армении почти двести лет правила династия Арташесидов, на короткое время завоевавшая Сирию и Палестину, но потерявшая их после поражений от римлян в I веке до Р.Х. В то же время Малая Армения попадает под власть Рима, а Великая Армения с I по III века по Р.Х. попеременно попадает в сферу влияния то римлян, то парфян, то персов. Но она сохраняет независимость до 387 года, когда страна была разделена: меньшая часть отошла к Риму, основная – к Персии, а некоторые северные провинции – к Кавказской Албании.
Династия Сасанидов в персидской части Армении предпринимала жестокие гонения против христианства, а в 636 году ее сменили арабские завоеватели. В последующие годы Армения управлялась частично византийскими, а частично арабскими наместниками. В 885 году князю Ашоту I удалось восстановить независимость страны, и он объявил себя царем, основав династию Багратидов, которая правила до 1046 года, когда византийцы заняли почти всю Армению. Только несколько армянских князей сохранили свою независимость, которую потеряли в 1242 году во время монгольского завоевания. В 1472 году Великая Армения стала персидской провинцией, западную часть которой сто лет спустя завоевал турецкий султан Селим II, а восточная часть осталась под властью Персии.
В XI веке в Киликии и части Малой Армении родственником последнего царя-Багратида Рубеном было образовано государство Киликийская Армения. В 1198 году один из его потомков получил от крестоносцев титул царя. В 1375 году пало и это армянское государство, перейдя под власть египетского султана, а в XVI веке – под власть турок-османов.
Мусульманское иго продолжалось над армянами до XIX века, когда после победных для России русско-персидских войн 1813 и 1829 годов и русско-турецкой войны 1878 года восточная часть Армении вошла в состав Российской империи. Армяне пользовались покровительством и поддержкой русских императоров. В Османской же империи армяне еще в конце XIX века подвергались репрессиям, которые в 1915–1921 годы превратились в настоящий геноцид: тогда турками было истреблено около миллиона армян.
После революции 1917 года Армения стала на короткий период независимым государством, тут же подвергнувшись агрессии со стороны Турции, а в 1921 году она вошла в состав СССР. В 1988 году начались боевые действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. В 1991 году Армения вышла из состава СССР. В 1994 году был подписан договор с Азербайджаном о прекращении огня.
Религия : монофизиты – 94,7 %; другие христиане – 4 %; езиды – 1,3 %.
Григорий, просветитель Армении |
Евсевий Кесарийский упоминает о письме святителя Дионисия Александрийского «О покаянии к братьям в Армении, где епископом был Меружан» (VI, 46. 2). Письмо датируется 251–255 годами. Таким образом, в середине III века в Армении существовала организованная и признанная Вселенскою Церковью христианская община.
В 301 году святому Григорию Просветителю удалось исцелить, а затем и обратить в христианство армянского царя Трдата. Святой после этого в Кесарии Каппадокийской был рукоположен во епископа, а вернувшись в Армению, начал массовое крещение народа, строительство храмов, открытие школ. Так Армения стала второй после Эдессы страной, где христианство утвердилось как официальная религия. В IV веке Евсевий Кесарийский пишет об армянах как о «ревностных христианах». Однако еще долгое время Церкви приходилось преодолевать давление зороастрийцев, которые нередко покушались на жизнь иерархов.
В 354 году состоялся первый Собор Армянской Церкви, который осудил арианство и подтвердил приверженность Православию. С этого момента ее предстоятель носит титул католикос Великой Армении (от греческого katholikos – «всеобщий» епископ). В 366 году Церковь Армении, бывшая до того в канонической зависимости от Кесарийской кафедры, стала автокефальной. В 387 году Великая Армения была разделена, и вскоре ее западная часть стала провинцией Византии, а восточная часть в 428 году оказалась присоединена к Персии, после чего Сасаниды неоднократно здесь пытались навязать зороастризм.
В 406 году Месроп Маштоц создал армянский алфавит, после чего на национальный язык было переведено богослужение, Священное Писание, святоотеческие творения.
IV Вселенский Собор состоялся в 451 году в г. Халкидоне без участия армянских епископов, и его решения армянские богословы отказались признавать. На II Двинском соборе 554 года определения Халкидонского Собора и исповедание православной веры святителя Льва Великого были отвергнуты и осуждены. Так Армянская Церковь официально, хотя еще не окончательно отпала от Православия. Значительная часть армян остались в общении с Вселенской Церковью и перешли в подчинение Константинопольского Патриархата.
В 591 году произошел вновь раздел Армении, в результате которого большая часть страны вошла в состав Византийской империи, после чего был образован православный католикосат в г. Аване, которому противостоял монофизитский католикосат, находившийся в г. Двине, на персидской территории, где, впрочем, также было немало православных армян. В 602 году аванский католикосат был упразднен захватчиками-персами, монофизитский католикос Авраам инициировал гонения на православных, заставляя всех клириков либо предать анафеме Халкидонский собор, либо покинуть страну.
Однако попытки репрессий не искоренили православную веру среди армян, и на Каринском Соборе 630 года Армянская Церковь официально вернулась в Православие и пребывала в нем еще почти век до того, как после арабских завоеваний на Маназкертском соборе 726 года снова отпала от Вселенской Церкви в монофизитство.
Многие православные армяне переселялись на территорию Византии, под омофор Константинопольского патриарха, а те же, которые проживали в районах Армении, пограничных с Грузией, попали в юрисдикцию Грузинской Церкви. В IX веке православными были население и князья области Тарон и большинство населения областей Тао и Кларджети.
Благодаря усилиям святителя Фотия Константинопольского, а также Харранского епископа Феодора Абу Курры при князе (а впоследствии первом после восстановления независимости армянском царе) Ашоте I в 862 году на Ширакаванском Соборе Церковь Армении снова вернулась в Православие, однако спустя тридцать лет по решению нового католикоса Ованнеса V опять уклонилась к монофизитству.
Некоторые исследователи полагают, что во времена домонгольской Руси в Новгороде также проживала община православных армян.
Во второй половине XII века по инициативе императора Мануила I Комнина произошла последняя значительная попытка к возвращению Армянской Церкви, иерархи которой на Соборе 1178 года объявили о своем согласии с православным исповеданием веры, присланным из Константинополя, но из-за смерти Мануила эта попытка сорвалась: его преемники на троне не испытывали интереса к дальнейшим переговорам с армянами. В 1198 году киликийский князь Левон заключил унию с католиками, однако она не была принята ни народом, ни клиром. Ряд армянских иерархов в начале XIV века также вступили в каноническое общение с Римом.
Как наследие этих периодов единства с Православием в литургической традиции Армянской Церкви до сих пор сохраняются некоторые православные песнопения и тексты, а в чин хиротонии епископов Армянской Апостольской Церкви входит даже признание семи Вселенских Соборов.
Процесс влияния Православия продолжился и после окончательного отпадения Армянской Церкви в монофизитство. Так, в XIII веке в синаксарь вардапета Тер-Исраэля был вставлен переведенный на армянский язык текст жития русских православных святых князей Бориса и Глеба. Под 24 июля память этих святых с житием вошла в сборники армянских богослужебных книг XIV–XV веков.
С XVI века Армения была разделена между Османской империей и Персией, кроме того в Церкви существовал раскол между разными кафедрами, не признававшими друг друга. В XVII–XVIII веках некоторые армянские общины, а также их епископы переходили в католицизм, так что в 1740 году из них была учреждена Армянская Католическая Церковь, подчинявшаяся папе Римскому.
В конце XVIII века армянские общины северного Причерноморья оказались в составе России, благодаря успешному продвижению ее границ, а в 1828 году Восточная Армения вошла в состав Российской империи.
Во второй половине ХХ века начались переговоры по вопросу церковного единства с представителями монофизитских Церквей, в том числе и Армянской. И хотя принятое в Шамбези в 1990 году смешанной богословской комиссией «Второе общее заявление и предложения Церквам» констатировало отсутствие догматических расхождений в области христологии, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1997 года постановил, что «Заявление» «не должно рассматриваться как окончательный документ, достаточный для восстановления полного общения между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами, так как содержит неясности в отдельных христологических формулировках». Со своей стороны аналогичное отношение выразила и Армянская Апостольская Церковь. Богословский диалог продолжается и в наше время.
Русский православный храм. Ереван, Армения. Открытка начала XX века |
Процесс восстановления православных храмов в Армении начался еще с 1980-х годов. В настоящее время действуют церкви в городах Ереван и Ванадзор (бывший Кировакан), восстановлены храмы в селах Привольное, Димитров, Арзни, Анкаван (в последних трех проживают ассирийцы и греки). Однако недостаток священнослужителей является серьезным препятствием для полноценной жизни православных общин.
Главная православная церковь Еревана – храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы – была построена в Канакере, тогдашнем северном предместье Еревана, в 1913–1916 годах как церковь святого благоверного князя Александра Невского при размещенном здесь казачьем полку. Эта часть стояла здесь с 1828 года – со времен победного завершения русско-персидской войны. В советские годы храм был закрыт и использовался в качестве склада, а затем – полкового клуба и вновь открылся в 1991 году, а девять лет спустя был воссоздан в первозданном виде. Старый Покровский храм Еревана, переделанный в XIX веке из мечети, в советское время был полностью разрушен.
В 2001 году Армению посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время визита он объявил о том, что в Ереване будет построен новый православный храм, для которого правительство Армении предоставило земельный участок, а финансирование обеспечит Союз армян России.
Свято-Покровский храм (Русская Православная Церковь).
Настоятель: протоиерей Арсений Григорянц.
Адрес: Ереван, ул. Закария Канакерцу, 68.
Телефон: +37410 – 284212.
История принятия Арменией христианства
Армения приняла христианство как государственную религию первой в мире. Большинство исследователей считает, что это произошло в 301 году (альтернативное мнение – 314 г.). Государство того времени, называвшееся Великой Арменией, с переменным успехом стремилось сохранить независимость от двух могущественных соседей – языческого Рима и исповедующей зороастризм Персии. Принятие новой религии во многом способствовало этому.
Барельефная композиция на территории Кафедрального собора Армянской апостольской церкви (ААЦ) в городе Эчмиадзин изображает двух людей, сыгравших решающую роль в принятии христианства Арменией. Слева – царь Трдат (Тиридат) III, справа – Григорий Просветитель (Григор Лусаворич). Эта история похожа на полувековой детектив. Впрочем, судите сами.
Смутные времена Армении
Трдат был воспитан при римском дворе, естественно, в языческом духе. В 287 г. уже взрослый Трдат вернулся из Рима в Армению, чтобы занять трон.
К этому времени в Армении уже существовала довольно многочисленная христианская община. Начало ей положили апостолы Варфоломей (Бардугнемос) и Фаддей (Татевос), принадлежавшие к 12 первым избранникам Христа. Как известно, после Вознесения Учителя апостолы разъехались по разным странам для распространения новой религии. Именно от основателей – Варфоломея и Фаддея – происходит апостольское название армянской церкви.
Косвенное свидетельство активности христиан в Армении – прибытие именно сюда 37 римлянок-христианок (рипсимеянок), бежавших от преследований императора Диоклетиана. Они обосновались недалеко от будущей христианской столицы Армении – Вагаршапата (впоследствии – Эчмиадзина).
Царь Трдат – преследователь христиан
Монастырь и темница существуют по сей день, являясь популярным туристическим объектом. С этого места открывается лучший в Армении вид на библейскую гору Арарат. В темницу можно спуститься по железной лестнице. Находясь в ныне освещенном помещении, все же испытываешь некоторое беспокойство, вспомнив о шести метрах над головой. Каково же было находиться здесь Григорию 13 лет, да еще в кромешной тьме!
Тем временем Трдат III развернул жестокие преследования всех христиан, находившихся на территории Армении. В их число попали и римские девы-христианки, самые известные из которых – их наставница Гаяне и красавица Рипсиме. Последняя приглянулась Трдату, который приказал Гаяне убедить Рипсиме выйти за него замуж и отречься от христианства. Обе категорически отказались. Тогда разъяренный Трдат повелел забить всех дев камнями.
На месте гибели Рипсиме и Гаяне воздвигнуты церкви, названные их именами. В церкви Св. Рипсиме находится ее могила, а рядом под стеклом – один из камней, которыми она была забита. Ему более 1700 лет. Церкви Св. Рипсиме (на фотографии) и Св. Гаяне вместе с Эчмидзинским кафедральным собором – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Рипсиме и Гаяне – распространенные женские имена в современной Армении, имеющие римские корни.
Болезнь и обращение Трдата
Вскоре после казни римлянок царь Трдат III тяжело заболел. Никто из придворных лекарей не мог помочь угасавшему царю. А сестре Трдата во сне стали приходить видения об исцелении Трдата Григорием, о котором все давно забыли, считая его умершим от голода. Царь внял мольбам сестры и послал за Григорием, которого обнаружили живым.
Освободившись, тот первым делом похоронил мощи римских дев, после чего 66 дней молился за царя. Болезнь отступила, после чего Трдат крестился и объявил христианство государственной религией своей страны. Всю последующую жизнь он вместе с Григорием уничтожал языческие капища и возводил вместо них христианские церкви. Среди них – один из старейших христианских храмов, построенный в 303 г., – Кафедральный собор в духовной столице Армении – городе Эчмиадзине.
Согласно преданию, главный храм ААЦ построен на месте, указанном самим Иисусом, явившемся во сне Григорию Просветителю. С тех пор город Вагаршапат получил второе название – Эчмиадзин, что можно перевести как сошедший (с небес) Единородный (т. е. Бог).
Биография Трдата III напоминает биографию другого неистового проповедника христианства – апостола Павла. Как известно, фарисей Савл до поразившей его слепоты был одним из самых ярых преследователей христиан. Жизнь Трдата также делится на языческую и христианскую. ААЦ простила Трдату III его дохристианские грехи и канонизировала.
Григорий Просветитель
Интересна и метаморфоза в семье Григория Просветителя. Его отец был целиком ориентирован на Персию, а Григорий, выходец из парфян, уберег Армению от ассимиляции с ней. А такая угроза была весьма реальной.
Григорий Просветитель стал первым Католикосом (Патриархом) Армении. Он был причислен к лику святых не только в ААЦ, но и в других христианских церквях, включая Русскую православную. Один из приделов храма Василия Блаженного освящен в честь Григория Армянского. Мощи Просветителя хранятся в Ереванском кафедральном соборе, носящем его имя.
Об особенностях Армянской апостольской церкви
AAЦ относится к древневосточным православным (дохалкидонским) церквам.
Как известно, современные православные церкви, включая Русскую, исповедуют во Христе одну ипостась, две природы и две воли – божественную и человеческую. Монофизиты, к которым поверхностные исследователи относят ААЦ, признают только одну – божественную природу Христа.
Сами проповедники ААЦ не считают себя монофизитами. Они говорят, что признают и человеческую природу Христа, но считают ее растворенной в божественной. Поэтому во Христе может существовать только одна – божественная воля. Непризнание во Христе и человеческой воли – главное отличие учения ААЦ от современного православия.
На нашем сайте есть подробная статья об отличиях вероучения ААЦ от православия.
Принятие христианства другими странами
Итак, армяне приняли христианство в 301 или 314 г. Вторым христианским государством в 326 г. стала соседняя страна – Грузия. По некоторым сведениям, одной из дев-рипсимеянок удалось спастись, бежав туда. Вскоре она станет известной как просветительница Грузии святая Нино.
Рим объявил христианство своей государственной религией в 380 г. В том же году новую религию приняла Византийская империя, в которую входила Греция. Русь, как известно, приняла христианскую веру в 988 г.
Христианство в Армении
16 марта в Армению прибывает с визитом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предлагаем вниманию читателей рассказ об истории христианства в Армении.
Христианство на территорию Армении начало проникать очень рано. Существует древнее благочестивое предание, изложенное подробнее в «Церковной истории» Евсевия Памфила и «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, что еще во время земной жизни Господа армянский царь из династии Арксаидов по имени Авгарь, будучи болен, узнал о чудесах, совершаемых Спасителем в Палестине и направил к Нему приглашение в свою столицу, Эдессу (в дальнейшем Эдесса станет сначала провинцией Римской империи, а позже – первым христианским государством). Спаситель в ответ передал царю Свой Нерукотворный Образ и обещание прислать одного из Своих учеников для врачевания болезней – не только телесных, но и духовных.
Во исполнение Христова обетования Эдессу посетил святой апостол Фаддей, который не только исцелил царя, но и принес Благую Весть армянскому народу. Проповедь его была успешна: ему удалось обратить в Христову веру многих местных жителей, в том числе царевну Сандухт. Но скоро Авгарь умер, а сын Анак и племянник Санатрук покровительствовали язычеств. За исповедание христианства апостол, царевна и другие христиане были казнены в Шаваршаване. Христиане Армении подвергались преследованиям до начала III века нечестивыми царями.
Армения. Источник: photosight.ru
Тот же Евсевий Кесарийский упоминает о письме святителя Дионисия Александрийского «О покаянии к братьям в Армении, где епископом был Меружан» (VI, 46. 2). Письмо датируется 251–255 годами, следовательно, в середине III века в Армении существовала христианская община, возглавляемая епископом и признанная Вселенской Церковью.
В начале IV века (традиционная дата — 301 г.) святой Григорий Просветитель, сам потомок Арксаидов, претерпел множество мучений от армянского царя Тирдата. Однако Григорий сначала исцелил царя, наказанного Господом душевным недугом за истязание девы Рипсимии, Гаинии и с ними 35 дев (память их празднуется в один день со святым Григорием 30 сентября / 13 октября), а потом и обратил ко Христу. После этого он был рукоположен во епископа в Кесарии Каппадокийской, а вернувшись в Армению, начал массовое крещение народа, строительство храмов, открытие школ. Таким образом, Армения является древнейшим из доныне существующих государств, где христианство было утверждено в качестве официальной религии.
В 354 году состоялся первый Собор Армянской Церкви, осудивший арианство и подтвердивший приверженность Православию. С этого момента ее предстоятель носит титул католикос Великой Армении (от греческого katholikos – «всеобщий» епископ). В 366 году Церковь Армении, бывшая до того в канонической зависимости от Кесарийской кафедры, получила автокефалию.
В 387 году Великая Армения была разделена, и вскоре ее западная часть стала провинцией Византии, а восточная часть в 428 году оказалась присоединена к Персии. Персидские цари Сасаниды безуспешно пытались навязать армянам зороастризм.
В 406 году Месроп Маштоц создал армянский алфавит, что позволило перевести на национальный язык богослужение, Священное Писание, творения Отцов Церкви.
Представители Армянской Церкви присутствовали на I (325 г.) и II (381 г.) Вселенских Соборах; также были приняты решения III (431 г.) Вселенского Собора. Но IV Вселенский Собор состоялся в 451 году в г. Халкидоне без участия армянских епископов. Армянские богословы отказались признавать его решения, а на II Двинском соборе 554 года определения Халкидонского Собора и исповедание православной веры святителя Льва Великого были официально отвергнуты и осуждены. Так Армянская церковь отпала от Православия. Однако значительная часть армян осталась в общении с Вселенской Церковью, перейдя в подчинение Константинопольского Патриархата.
Гурен Бахшитсян. Шедевр армянского зодчества. Источник: photosight.ru
В 591 году Армения вновь была разделена. Большая часть страны вошла в состав Византийской империи, и в городе Аване (находился к северо-востоку от Еревана, сейчас является частью города) был образован православный католикосат. Ему противостоял монофизитский католикосат, находившийся в г. Двине, на персидской территории, где, впрочем, также было немало православных армян. Во время византийско-персидской войны 602-609 гг. аванский католикосат был упразднен захватчиками-персами. Монофизитский католикос Авраам инициировал гонения на православных, заставляя всех клириков либо предать анафеме Халкидонский собор, либо покинуть страну.
Репрессии не искоренили православную веру среди армян. В 630 году состоялся Каринский Собор, на котором Армянская Церковь официально вернулась в Православие. После арабских завоеваний на Маназкертском соборе 726 года Армянская Церковь снова отпала от Вселенской Церкви в монофизитство. Православные армяне снова стали переселяться на территорию Византии, под омофор Константинопольского патриарха. те же, которые остались в пограничных с Грузией районах Армении, оказались в юрисдикции Грузинской Церкви. В IX веке православными были население и князья области Тарон и большинство населения областей Тао и Кларджети.
Усилиями святителя Фотия Константинопольского, а также Харранского епископа Феодора Абу Курры при князе (впоследствии – царе) Ашоте I в 862 году на Ширакаванском Соборе Церковь Армении снова вернулась в Православие, однако спустя тридцать лет по решению нового католикоса Ованнеса V опять уклонилась к монофизитству.
В XI веке в Армении увеличивается число кафедр, состоящих в общении с Константинополем. Из этого можно сделать вывод, что в этот период Православие стало преобладать среди армян. После вторжения турок-сельджуков во второй половине XI века византийское присутствие в Армении прервалось. Православные армяне оказались в юрисдикции Грузинского патриарха, и через полтора века их епископы уже именуются и воспринимаются «грузинскими».
Отрыв от традиции Православной Церкви не помешал Армянской церкви сохранить ту часть Предания, которая формировалась до ее отпадения. Так, например, в армянское богослужение входят некоторые православные песнопения. Более того: в чин хиротонии епископов Армянской Апостольской церкви входит даже признание семи Вселенских Соборов, а в XIII веке в синаксарь вардапета Тер-Исраэля было вставлено переведенный на армянский язык житие святых князей Бориса и Глеба.
Во второй половине ХХ века Армянская Апостольская церковь включается в экуменический диалог. В 1990 году смешанная богословская комиссия в Шамбези пришла к выводу, что на сегодняшний день догматических расхождений в области христологии между Православными Церквами и т.н. дохалкидонскими церквами, в число которых входит и Армянская церковь, нет, что дает основание надеяться на плодотворное развитие дальнейшего богословского диалога, который продолжается и сейчас. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1997 года отметил, что шамбезийский документ «содержит некоторые неясности в отдельных христологических формулировках».
Армения. Источник: photosight.ru
На сегодняшний день епархии и приходы Армянская Апостольская церковь объединяют ок. 6 млн. верующих на 5 континентах мира. Главой ААЦ является предстоятель Эчмиадзинского Престола, в юрисдикции которого находятся епархии в Армении и бывш. СССР, Иране, Украине, Египте, Северной и Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии, общины в Африке; епархии, епархиальные округа и два Патриарших экзархата в Европе, а также Индийское и Дальневосточное Патриаршее викариатства (Калькутта). В зависимости от предстоятеля Эчмиадзинского Престола находятся Иерусалимский и Стамбульский (Константинопольский) Патриархаты ААЦ.
Большую самостоятельность имеет Киликийский Католикосат. В его юрисдикции находятся епархии: Ливанская (Бейрут, кафедральный собор Сурб Ншан); Халебская епархия, наместничество Джизре и Дамасская епархия (в наст. время под управлением Эчмиадзина) — в Сирии; Кувейтское викариатство; Кипрская епархия (Никосия). Святейший Католикос Великого дома Киликии имеет исключительное право освящать святое миро (торжество мироварения совершается раз в 7 лет) и рукополагать епископов.
Высшим органом ААЦ является Церковно-Национальный Собор, состоящий из духовных и светских лиц. В его компетенции находятся вопросы церковного законодательства и канонов, изменение обычаев и обрядов, высший надзор за управлением и иерархическим устройством. На Соборе происходит избрание главы ААЦ. С 1999 года Святейшим Верховным Патриархом и Католикосом Всех Армян является Гарегин II.
Подготовлено по материалам Православной Энциклопедии