в каком веке арабы завоевали часть индии
700 лет врозь Индия против ислама
В 1193 году столица Индии, Дели, была завоевана мусульманами. С этого года более чем на 700 лет Индия потеряла независимость, попав под управление мусульман, и ещё 150 лет после мусульман ею управляли англичане, то есть христиане. В итоге получается 850 лет потери независимости, самых печальных лет в истории страны. Только в 1947 году Индия освободилась, но была расколота на 3 страны: Индию, Пакистан и Бангладеш по религиозному принципу.
Нужно отдать этой стране должное: прожив 700 лет под мусульманским гнетом, она так и не приняла ислам. Индусы в массовом порядке все же остались верны религии своих предков, так и не приняв единобожие взамен многобожию. Отдельные случаи, конечно, были: в ислам переходили люди из низших каст, лишённые всех гражданских прав. Но большинство индусов осталось верными своей индуистской религии даже под угрозой смертной казни. Бывали случаи, что отказавшихся принять ислам затаптывали слонами, волочили за скачущей лошадью, замуровывали живьем в стены. Только массовый героизм спас Индию от превращения в мусульманскую страну.
А теперь представим себе, что Индия была бы обращена. Тогда ислам стал бы самой массовой религией, что могло бы нести угрозу всему миру, ведь в Индии проживают 1,2-1,3 миллиарда человек. Странно также и то, что прожив вместе 850 лет (с 1193 по 1947 годы) эти два народа, или генотипа (тюркско-афганский и индийский) так и остались чужими. Смешались разве что языки (в язык хинди вошло очень много тюркских слов и слов на языке фарси. Да и сами завоеватели, долгое время прожив в Индии, забыли свой язык и стали говорить на хинди. В Пакистане большинство населения говорит на хинди или близком ему урду), но сами народы не смешались. Индуисты и мусульмане очень редко женятся между собой, они категорически отказались друг друга принимать.
Редким временем примирения и сотрудничества было правление императора Акбара во второй половине 16 века, когда всем гражданам Индии были даны равные права, и когда страна была самой могущественной и богатой страной Азии. Но все испортил внук Акбара Аурангзеб, религиозный фанатик, который отказался от политики равноправия и вновь стал агрессивно навязывать индусам мусульманство. Почти 50 лет он правил Индией, погрузив её в пучину бесконечных религиозных войн.
Вторая волна примирения наступила после порабощения Индии англичанами в начале 19 века. Как мы помним, во время восстания сипаев индуисты и мусульмане сражались рука об руку. Но как только английское владычество закончилось, старая вражда вновь возобновилась. Страна была под угрозой гражданской войны, и чтобы избежать кровопролития, Ганди отдал мусульманам 2 индийские территории: долину реки Инд (Пакистан) и низовья Ганга (Бангладеш). В Индии до сих пор многие считают это трагической ошибкой. Тюркам-мусульманам отдали земли, где исконно они не проживали и которые они когда-то захватили силой. За эту ошибку махатма Ганди и был застрелен индуисто-фанатиком в 1948 году.
Самая плохая вещь та, что даже после отделения от Индии пакистанцы не успокоились и развернули три кратковременные войны с Индией, где потерпели поражение. Вместо благодарности за эту территорию Пакистан стал злейшим врагом Индии. Не понятно, за что он ей мстит. За то что индуисты так и не приняли ислам и не стали мусульманами? Повторяю, если бы они это сделали, то сейчас всему миру пришлось бы столкнуться с мощнейшей по силе террористической угрозой.
Вражда Индии и Пакистана только разгорается. Ситуация обострилась с приходом к власти нового антиисламски настроенного прнмьер-министра Индии Нарендры Моди в 2014 году. Моди пообещал вернуть пакистанские земли Индии, а пока что 2 страны борются за спорную территорию мусульманского штата Кашмир. Оттуда приходят все более тревожные вести, участились перестрелки на индо-пакистанской границе, гибнут люди. Моди сознательно не допустил в правительство ни одного мусульманина, хотя мусульмане составляют примерно 15% от всех жителей Индии. Более того, у него появилась бредовая идея отобрать у Пакистана воду всех притоков реки Инда, протекающих по территории Индии. Планируется прорыть огромную искусственную реку, чтобы её воды текли не в Пакистан, а в Индию.
Не говоря уже об ущербе экологии, этот проект просто граничит с безумием. Вражда между Индией и Пакистаном разгорается с каждым днём, и то, чего боялся Ганди: кровопролитной гражданской войны между индуистами и мусульманами, похоже, не избежать. Разделом страны на Индию и Пакистан она была лишь отсрчена, и дала возможность Индии ощутить на себе плоды независимости. В следующем, 2017 году исполняется 70 лет индийской независимости, и мы видим, каких больших успехов добилась страна за это время. У Пакистана более скромные результаты, поэтому в Индии многие считают, что Пакистан просто завидует Индии. (Так бывает, когда после развода один из супругов резко пошёл вверх, а второй, бывший, остался на месте).
И все же мы должны отдать Индии должное за то, что находясь 700 лет под игом мусульманства, она осталась верна своей древней и мудрой религии. (Если бы она массово приняла христианство, из этого тоже ничего хорошего бы не получилось). Сама же Индия никогда не нападала на своих соседей и не навязывала свою религию, за что ей двойное спасибо!
Если в этой стране начнётся война, это будет означать близость конца для всего человечества. Вернее, приближение очень резких перемен для всей планеты, которые коснутся каждого.
10.5. МУСУЛЬМАНСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ ИНДИИ
10.5. МУСУЛЬМАНСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ ИНДИИ
Долгие завоевательные войны сопровождались захватом большого числа пленных, которые обращались в рабов. В набеге 1195 г. Кутб уд-дин захватил 20 тыс. пленных, из похода 1202 г. было приведено 50 тыс. пленных, большие полоны приводились и из последующих походов. Пленных рабов продавали на рынках Средней Азии и Ирана – Индия на длительное время превратилась в поставщика рабов для мусульманского мира. Обилие товара обусловило дешевизну индийских рабов: в начале XIV в. необученный раб стоил 7—8 танка, молодая красивая рабыня – 20—40 танка (это была стоимость двух-трех коров). Эмиры и мусульманские воины имели множество рабов, но рабовладение не стало основой нового индийского общества. Рабы постепенно принимали ислам, и согласно мусульманской традиции со временем они или их дети получали свободу, поэтому численность рабов постепенно уменьшалась[1636].
Общественное устройство Делийского султаната было результатом социального синтеза – результатом взаимодействия индийских и мусульманских традиций. Основание социальной пирамиды – индийская община – осталось неизменным: крестьяне сохранили свой образ жизни и свою религию, индуизм. Государственно-правовая надстройка султаната соответствовала мусульманским государственным традициям. Вся земля считалась принадлежащей государству, и крестьяне-индусы были обязаны платить поземельно-подушный налог (харадж-джизью), составлявший до четверти урожая. Впрочем, сбор налогов в те времена еще не был четко отрегулирован; кадастров не проводилось, и нормы сбора были весьма условными. Большая часть земель («халиса») находилась в непосредственном ведении правительства, и налоги с этих земель шли в казну султана. Другая часть земель в соответствии с тюркской традицией выделялась эмирам и воинам с правом сбора налогов; эти пожалования, икты, давались на условиях службы и формально не наследовались, но фактически часто передавались по наследству. Так же как во всех мусульманских странах, небольшая часть земель находилась во владении религиозных учреждений (вакф) или частных лиц (мульк). Многие раджпуты были согнаны со своих земель; уцелевшие грасы превратились в держания, обусловленные службой. Помимо воинов, получивших икты, армия султана включала гвардию, состоявшую из рабов-гулямов, а также ополчения перекочевавших в Индию тюркских и афганских племен. Так же как египетские мамлюки, делийские гулямы неоднократно возводили на престол своих командиров, эмиров и маликов, – почти все султаны Дели происходили из предводителей гулямов[1637].
После короткого правления Кутб уб-дина гвардия возвела на престол гуляма Шамс уд-дина Илтутмыша (1211—1236 гг.). В правление Илтутмыша завоевавшие Среднюю Азию монголы стали совершать опустошительные набеги на долину Инда. «Страх, порожденный кровопролитиями Чингисхана, заставил эмиров, знатных маликов и мудрых везиров сплотиться вокруг трона султана Дели», – писал хронист Барани[1638]. Однако после смерти Илтутмыша начались смуты, «сорок маликов» в течение десяти лет свергали и ставили на престол султанов. «Страх перед правящей властью, который есть основа всякого хорошего управления… покинул сердца людей, – свидетельствует Барани. – Страна оказалась в ужасающем состоянии»[1639]. В 1246 г. власть оказалась в руках эмира-гуляма Гийяс уд-дина Балбана, который правил в Дели более сорока лет. Гийяс уд-дину удалось восстановить дисциплину среди маликов и навести порядок в распределении икт. При дворе был введен возвеличивавший монарха персидский церемониал, султан стремился предстать в роли охранителя справедливости и устраивал показательные казни вельмож, допускавших бесчинства по отношению к простолюдинам[1640].
О развитии экономики в этот период имеются лишь немногочисленные сведения. Известно, что Гийяс уд-дин приказал вырубить все леса в Доабе и в районе Дели; эти земли были возделаны и превратились в один из основных сельскохозяйственных районов Индии[1641]. Цены на продовольствие в правление Гийяс уд-дина были низкими[1642], в стране продолжался процесс внутренней колонизации, до завершения которого было еще далеко. Однако в начале XIV в. этот процесс был прерван новой волной нашествий.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Мусульманское летосчисление и основные праздники
Мусульманское летосчисление и основные праздники Последовательный отсчет времени от выдающейся даты – летосчисление – у разных народов всегда был неодинаковым. В зависимости от политических и религиозных мотивов каждое государство или народ решали эту задачу
МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО И БОГОСЛОВИЕ В VIII–X вв
МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО И БОГОСЛОВИЕ В VIII–X вв Превращение Халифата в эпоху Аббасидов из империи арабов в общемусульманское государство привело к дальнейшему развитию самого ислама. Новообращенные мусульмане привносили в трактовку исламского вероучения свои духовные
МУСУЛЬМАНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
ЗАВОЕВАНИЕ ИНДИИ
ЗАВОЕВАНИЕ ИНДИИ Махмуд был справедливым государем, любил науку, с чистой верой, воителем… Низам ал-Мульк. В то время, как в великолепной столице ислама, Багдаде, правили халифы и шаханшахи, мусульманский Восток признавал власть великого султана Махмуда из Газни. Султан
Завоевание северной Индии ариями
Завоевание северной Индии ариями Индия в этот период была населена темнокожими племенами, потомки которых в настоящее время сохранились в средней и южной части Индии и носят название дравидов. Эта обширная группа смешанных племён является основным остовом туземного
Завоевание Индии Александром Македонским
Завоевание Индии Александром Македонским Довольно хорошо известно нам по различным источникам завоевание Индии Александром Македонским. Македонский завоеватель продолжал в своей внешней политике захватническую деятельность ассирийских и персидских царей,
Глава 7 МУСУЛЬМАНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Глава 7 МУСУЛЬМАНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ За полвека, прошедшие после Первого крестового похода, не было отмечено признаков объединенного или уверенного исламского ответа на завоевание христианами Святой земли. Иерусалим — самый святой город мусульманского мира после Мекки и
Завоевание Западной Индии
Завоевание Западной Индии Со времен Кира Гайдара была самым восточным завоеванием Ахеменидов, единственной индийской территорией, находившейся еще под их властью. Из административных соображений она была присоединена к Бактрии, и лишь незадолго до 508 г. до н. э. она
Глава 30. Мусульманское право
Глава 30. Мусульманское право Особенности становления и развития мусульманского права. Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, воз
Завоевание Индии
Завоевание Индии Темура всегда вдохновляли традиции чагатайских ханов относительно походов в Индию. Северо-Западная Индия, Пенджаб и Доаб считались «охотничьей» вотчиной принцев-чингисидов. С 1292 по 1327 г. они периодически совершали набеги на Лахор и Мултан, уничтожая
40. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО
40. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО В Арабском халифате возникла и оформилась одна из наиболее значительных правовых систем средневекового Востока – мусульманское право (шариат). Действие шариата со временем уже не ограничивалось рамками Арабского халифата.В первые десятилетия
Индоарии в Индии. «Ведийский период» в истории Индии
Индоарии в Индии. «Ведийский период» в истории Индии Древние носители диалектов индоарийской ветви (самоназванием их было просто «арья», и в науке их называют индоариями, чтобы отличить от родственных им ираноязычных племен с тем же самоназванием) в середине II тыс. до
V. Завоевание Индии и Персидского залива (327-325 гг. до н. э.)
V. Завоевание Индии и Персидского залива (327-325 гг. до н. э.) Усмирив восточные сатрапии, Александр смог наконец-то приступить к завоеванию Индии. Весной 326 г. до н. э. после тяжелого перехода македонская армия наконец выходит к берегам Инда. Казалось, что победа при Поросе
Глава III Раннее мусульманское государство, 625–692 гг
Глава III Раннее мусульманское государство, 625–692 гг На основе полученного пророчества Мухаммад создал новое политическое образование. Но почти сразу же это образование обрело ощутимые на международном уровне масштабы. Вскоре государство в пределах Аравии уже
Делийский султанат: завоевание Индии
Делийский султанат: завоевание Индии Делийский султанат, который основали гази из Афганских гор за пределами Пенджаба, в долине Ганга в начале XIII в., успешно отражал атаки монголов и был вознагражден в сфере своей исламской культуры притоком множества ученых, бежавших
Завоевание Индии
Король Жуан II, занятый в последние годы жизни спорами с Испанией и усмирением португальской знати, умер, так и не успев воспользоваться морским путем в Индию, проложенным наполовину Бартоломеу Диашем, и ценной информацией, добытой Ковильяном. Однако, после открытия испанскими экспедициями Колумба «Западной Индии» португальцам нужно было спешить, чтобы закрепить за собой «права» на Восточную Индию.
Стоит отметить, что жители стран Востока очень удивились бы, если бы узнали, что их планируют «открыть». Здесь располагались страны мусульманского мира, древние высокоразвитые государства Индии, Китая, Индокитая и Индонезии. Уровень их культуры, знаний, науки и техники был куда выше, чем в Западной Европе. Индийский океан пересекало множество торговых коммуникаций, по которым шли суда разных народом. Причем корабли были мощнее и больше европейских, брали на борт сотни людей. Арабы контролировали Индийский океан, они проложили путь в Китай, и даже на Филиппины и Японию. Китайцы и малайцы бывали в Африке и Персидском заливе.
Отплытие Васко да Гамы в Индию
Новую экспедицию организовал уже король Мануэль. Все ожидали, что во главе похода будет поставлен опытный и прославленный мореплаватель Диаш, которому, казалось, самой судьбой предрешено завершить великое дело. Но король распорядился иначе. Его выбор пал на молодого придворного Васко да Гама. В 1480-х годах Гама вступил в Орден Сантьяго. Васко с молодых лет участвовал в морских сражениях. В 1492 году он блестяще выполнил поручение короля Жуана. Когда французские корсары захватили груженный золотом португальский галион, идущий из Сан-Жоржи-да-Мина, Гама на быстроходной каравелле прошёлся вдоль всего португальского побережья и захватил все французские суда, стоявшие на рейде. Узнав об этом, французский король вынужден был с извинениями вернуть Португалии захваченный галион с золотом, а Васко да Гама стал героем страны.
8 июля 1497 г. флотилия вышла из предместья Лиссабон – Риштеллу. Вскоре корабли португальцев достигли Канарских островов, принадлежащих Кастилии, но Васко да Гама приказал обойти их стороной, не желая выдавать испанцам цель экспедиции. Короткая остановка была сделана на принадлежащих Португалии островах Зеленого мыса, где флотилия смогла пополнить запасы. Около берегов Сьерра-Леоне Гама по совету Бартоломеу Диаша (чей корабль первое время плыл с эскадрой, а затем направился к крепости Сан-Жоржи-да-Мина на гвинейском побережье), чтобы избежать встречных ветров и течений у берегов Экваториальной и Южной Африки, двинулся на юго-запад и углубился в Атлантический океан. Сделав большой крюк, флотилия обогнула опасную полосу. Именно этим путем стали пользоваться затем и другие моряки. Если бы Гама ещё несколько продвинулся на запад, то открыл бы Бразилию на три года раньше.
Португальцы не видели земли 93 дня. Поход казался бесконечным. Экипаж охватил страх. Только 4 ноября показался берег Африки. Корабли причалили к бухте, позже ими названной Святой Еленой. Высадившись на берег, португальцы увидели почти нагих низкорослых мужчин (бушменов) с кожей «цвета сухих листьев», выкуривавших из гнезд диких пчел. Одного удалось захватить. Гама приказал накормить и одеть его, дал ему несколько ниток бус и бубенцы и отпустил. На следующий день пришло несколько бушменов, с которыми Гама поступил так же, через два дня — около полусотни. За безделушки они отдавали все, что было при них, но эти вещи не представляли никакой ценности в глазах португальцев. Когда же бушменам показывали золото, жемчуг и пряности, они не проявляли к ним никакого интереса. Было очевидно, что они с ними незнакомы. В итоге знакомство закончилась стычкой по вине матроса, чем-то обидевшего бушменов. Три-четыре португальца были ранены камнями и стрелами. Туземцев отбросили с помощью арбалетов.
Затем экспедиция двинулась вдоль побережья дальше на юг, к мысу Доброй Надежды. Однако, вновь налетевший сильный шторм заставил флотилию уйти в открытое море. Матросы выбивались из сил, стало холодно. Назревал бунт. Теряя надежду на спасение, люди потребовали от Васко повернуть корабли к берегу. Шкиперы и кормчие умоляли командира поменять курс, но Гама был тверд. В итоге 22 ноября флотилия с большим трудом обогнула мыс Доброй Надежды, после чего пришлось остановиться для ремонта в бухте Моссел. Это была та «Гавань пастухов», где Диаш имел стычку с туземцами. На этот раз моряки вели себя мирно, открыли «немой торг» и за безделушки (погремушки и бубенчики) получили от пастухов коров, овец и браслеты из слоновой кости. Однако и здесь «идиллия» скоро закончилась. Когда бушмены стали проявлять «строптивость», Гама приказал их устрашить выстрелами из корабельных пушек. Грузовое судно было повреждено так сильно, что ремонту уже не подлежало. Кроме того, к тому времени часть моряков экспедиции погибла от цинги и людей для продолжения плавания на всех четырёх кораблях не хватало, поэтому было решено его сжечь.
В середине декабря португальцы миновали последний падран, поставленный Диашем на берегу Рио-Инфанте (порт Элизабет). Дальше начинались воды, в которые не заходил ещё ни один португальский корабль. Здесь кораблям пришлось выдержать борьбу со встречным течением, сильно замедлявшим плавание. День рождества (25 декабря) португальцы отпраздновали в море, около высокого берега, который Гама назвал Натал («Рождество»). Люди в это время испытывали большие лишения. Пресной воды было так мало, что пищу приходилось готовить на морской воде. Несколько дней искали удобную бухту. 11 января 1498 года корабли бросили якорь возле устья небольшой речки. Когда моряки высадились на берег, к ним подошли люди, резко отличавшихся от тех, которых они встречали на побережье Африки. Это были высокие стройные негры из племени банту. Моряк, живший раньше в стране Конго и говоривший на местном языке банту, обратился с речью к подошедшим, и те его поняли (все языки семьи банту сходны). Это были люди с более развитой культурой. Страна была густо населена земледельцами, обрабатывавшими железо и цветные металлы: моряки видели у них железные наконечники на стрелах и копьях, кинжалы, медные браслеты и другие украшения. Португальцев они встретили дружелюбно, и Гама назвал эту землю «страной добрых людей».
Продвигаясь на север, флотилия 25 января вошла в лиман у 18° ю. ш., куда впадало несколько рек. Жители и здесь хорошо приняли чужеземцев. На берегу появились два вождя, носившие шелковые головные уборы. Они не приняли жалкие подарки португальцев. Негры дали понять чужеземцам, что они пришли из далекой страны и не раз уже видели большие корабли. Отсюда Васко сделал вывод, что его флотилия приближается к вожделенной Индии. Поэтому река, впадающая в океан в этом месте, была названа Рио-да-Бонш-Сигналеж («Река добрых признаков»). Но, несмотря, на добрый приём и прочие «добрые признаки», португальцам было тяжело. Месяц португальцы стояли в устье Кваквы, ремонтируя суда. Из-за плохого питания вспыхнула цинга, страшная болезнь, вызванная длительным употреблением однообразной и не всегда доброкачественной пищи.
Только 24 февраля флотилия вышла из лимана. Держась подальше от берега, окаймленного цепью островков, и останавливаясь по ночам, чтобы не сесть на мель, она через пять дней достигла у 15° ю. ш. города-порта Мозамбик. Арабские одномачтовые суда (доу) ежегодно посещали порт и вывозили оттуда в основном рабов, золото, слоновую кость и амбру (ароматическое вещество, использующееся в парфюмерии). Васко да Гама узнал через переводчика, владевшего арабским языком, что на этих берегах много поселений и городов, основанных арабскими купцами и работорговцами, ведущими торговлю с Индией.
Таким образом, португальская флотилия вышла к вожделенным местам. Эта область входила в сферу влияния мусульманского мира. Арабы контролировали все торговые пути и доставляли восточные товары в Александрию, Каир, Оран и другие города, а оттуда венецианские и генуэзские суда везли товары в страны Европы. Арабы были хозяевами Индийского океана, и португальцам, прежде чем завоевать Индию, нужно было сломить сопротивление мусульман.
29 марта подул благоприятный ветер, и португальская флотилия снова начала движение. Арабский лоцман притворялся, что не понимает, что от него хотят чужеземцы. Тогда Васко приказал «как следует» его высечь. Остров, мимо которого португальцы проплывали во время экзекуции, получил название «Остров высеченного». 7 апреля флотилия подошла к портовому г. Момбаса, где тогда правил могущественный шейх. Сам крупный работорговец, он, вероятно, почувствовал в португальцах соперников, но сначала хорошо принял чужеземцев. Португальцы, опасаясь нападения, встали в открытом море, несмотря на дружественный приём. Их настойчиво зазывали в город, но Васко не решился сделать визит к местному шейху. Шейх Момбасы, очевидно, получил сведения о том, что произошло в Мозамбике, но решил притвориться другом. Он посылал чужеземцам щедрые подарки, в том числе апельсины, благодаря которым многие матросы избавились от цинги. Шейх также обещал пряности, как только корабли войдут в порт. Он предлагал португальцам открыть у него в городе торговую факторию. Но по ночам лодки с его воинами кружили у стоянки португальцев, делая попытки потихоньку обрубить якорные канаты или забраться на суда.
Таким образом, португальские хищники вышли в богатый прибрежный район в Восточной Африке, входивший в сферу влияния мусульман (арабов). Здесь проходили важные торговые пути, которые шли из Индии в Северную Африку. Главными предметами торга были золото, серебро, ткани, пряности, жемчуг, рубины и рабы. Португальцы попали в яркий, богатый и густонаселенный мир и немедленно принялись грабить, пытать и убивать.
Автор: Самсонов Александр Статьи из этой серии: Как начиналась западная экспансия
История Индии в средние века: господство мусульманских государств
Территория государства Гуптов
Махараджи («великие князья») свои земли могли делить между династиями младших князей — раджей. Часть земель, причем значительная, передавалась в пользование индусским храмам и монастырям. На землях раджей и духовенства трудились земледельцы и скотоводы, которые отдавали владельцам часть продукции, выполняли различные повинности. В частности, податное население храмовых земель должно было поставлять священникам все необходимое для службы: благовония, ритуальные гирлянды из живых цветов и др. При храмах жили танцовщицы, исполнявшие во время службы ритуальные танцы. Князья правили, опираясь на армию профессиональных воинов. Сложившийся в древние времена кастовый строй в Индии запрещал человеку заниматься чем-то другим, нежели его родители. Деревенские труженики пахали землю и пасли скот из поколения в поколение. То же самое касалось городских ремесленников. И воинами становились дети воинов. Эта социальная система консервировала уклад жизни индийцев, делала общественную жизнь вялотекущей, стабильной, мало подверженной изменениям. Однако это способствовало значительному прогрессу в материальной культуре и искусстве: мастера, из поколения в поколения делая одно дело, высоко его совершенствовали. И по сей день индийские архитектура и живопись считаются одними из ценнейших в мире. А в те давние времена Индия лидировала на земном шаре по уровню развития медицины и техники, и поспорить с ее мастерами за право первенства на этом поприще мог разве что Китай.
Хотя власть в государстве находилась в руках мусульман, которые назначались на все важные должности, большинство населения Делийского султаната составляли по-прежнему индусы, так как индийцы с их очень консервативным менталитетом остерегались переходить в другую веру. Составляя религиозное меньшинство в стране, мусульмане были вынуждены, чтобы сохранить свое влияние, держаться единства. Поэтому султаны обладали очень большими властными полномочиями, наместникам приходилось слушаться их. Индусское население платило джизью — особый годовой налог на покровительство мусульманского государства. Обильные урожаи, снимаемые на индийских полях по причине всегда теплого климата при развитой системе орошения по нескольку раз в год, многочисленность платившего джизью населения способствовало обогащению султанов.
Пришедшей к власти в Делийском султанате во второй половине XV в. династии Лоди удалось навести относительный внутренний порядок в государстве. К югу от него располагался независимый Бахманидский султанат, который в 60 — 70-е гг. столетия посетил русский путешественник Афанасий Никитин. Он был потрясен невиданной роскошью, в которой жили бахманидские правители: «…выехал султан на прогулку, а с ним двадцать везиров (министров) великих да триста слонов, наряженных в доспехи… с башнями, а башни окованы. В башнях же по шесть человек … с пушками да с пищалями… коней выехал простых тысяча в сбруе золотой, да верблюдов сто с литаврами, да трубников триста, да плясунов триста, да дев из гарема триста… На султане кафтан весь унизан яхонтами, да на шапке большой алмаз… А брат султанов сидит на носилках золотых, и над ним балдахин бархатный, маковка золотая с яхонтами». В 1498 г. к берегам Южном Индии впервые прибыла организованная европейская экспедиция — португальцы во главе со знаменитым мореплавателем Васко да Гамой. Васко да Гама посетил государства Кожикоде и Гоа на западном побережье Индостана, пытался торговать с индийцами, но больше первый контакт индийцев с европейцами носил конфликтный характер.
Тем временем за счет потока переселенцев с северо-запада — из Афганистана и Средней Азии, росло население Делийского султаната. В 1525 г. вассалы и наместники султана Ибрахим-шаха II, недовольные его крутым нравом, в частности, казнями видных представителей знати, обратились за помощью против него к амбициозному правителю Кабула в Афганистане Захиру-д-Дину Мухаммаду по-прозвищу Бабур («лев, тигр, барс»). Бабур, происходивший из жившего в Ферганской долине Средней Азии народа тюрков-чагатаев, был потомком Тимура и Чингисхана. Из родного города Андижана он, как и другие Тимуриды, был вынужден мигрировать в Афганистан после захвата Ферганской долины узбеками во главе с ханом Мухаммадом Шейбани. В Кабуле он основал свое отдельное государство, из которого, после безуспешных попыток взять реванш в Средней Азии, стал обращать внимание на более южные земли. В 1526 г. войско Бабура нанесло сокрушительное поражение войску Ибрахим-шаха при Панипате. Сам султан погиб. Бабур с войском прошел по всем землям султаната до самых восточных окраин. Теперь его владения простерлись от реки Амударьи в Средней Азии до индийского Ганга. В истории Индии наступил период, который позже британские авторы назовут эпохой Великих Моголов. «Моголами» индусы называли всех мусульман, так как те приходили в Индию с земель, входивших в давние времена в Монгольскую империю.
В 1530 г. Бабур умер, завещав свою державу сыну Хумаюну. Правление того прошло в тяжелых войнах с восставшими вассалами. Афганской династии Суридов удалось изгнать сторонников Хумаюна из Индии и на некоторое время восстановить Делийский султанат. Однако в 1555 г. Хумаюн перешел в контрнаступление и отвоевал часть утраченных территорий с городами Дели и Агра. Делийский султанат на этот раз окончательно прекратил свое существование. Правда, сам Хумаюн через год погиб: он спускался по мраморной лестнице из библиотеки, неся в руках стопку тяжелых книг, и, услышав призыв к молитве, от благоговения попытался встать на колени, вследствие чего поскользнулся, получив смертельную травму черепа. После смерти Хумаюна престол перешел к его сыну Абу-ль-Фатху Джалалу-д-Дину Мухаммаду Акбару, вошедшему в историю под именем Акбара I. Акбар I правил сорок девять лет, посвятив свое правление внутреннему умиротворению своего государства и фактически пытаясь подчеркнуть его самобытность. Будучи исключительно талантливым полководцем, он расширил территорию державы Великих Моголов, подчинив своей власти отпавшие от бывшего Делийского султаната провинции и некоторые индусские феодальные владения. Многих мелких правителей он привлек на свою сторону выгодными предложениями покровительства и единения. В том числе индусских раджей: им было провозглашено равенство всех подданных независимо от вероисповедания, и к большой радости индусов от отменил взимавшуюся с них прежде джизью. От своего отца унаследовав любовь к литературе и искусству, Акбар очень много читал, в том числе индуистские книги, интересовался культурой и мировоззрением индусов, а также людей других немусульманских вероисповеданий (зороастрийцев, христиан). Уравнением населения в правах Акбар сумел достичь внутренней стабильности в своем государстве. Однако впоследствии ему в ходе духовно-культурной унификации стало явно изменять чувство меры: в 1580 г. он объявил о создании новой религии «дин-и-иллахи», объединявшей в себе наиболее ему импонировавшие положения разных религий, а себя — ее пророком. В глазах мусульман, составлявших главную военную опору Великих Моголов, это означало вероотступничество и, соответственно, потерю правителем влияния. Против Акбара восстали многие поддержанные мусульманскими богословами военачальники. Используя свой полководческий талант и поддержку индусов, которые составляли большинство населения державы, Акбар подавил восстание, однако до конца правления испытывал отчуждение со стороны представителей мусульманской знати, в том числе своего сына Селима.
В этот период на юге Индии тоже происходили значительные геополитические изменения. В 1527 г. Бахманийский султанат распался на пять независимых государств (так называемые Деканские султанаты — по названию плоскогорья Декан в Центральной Индии, гед они располагались). Однако извечный противник султанатов — Виджаянагарская империя, не смогла этим воспользоваться. В 1565 г. Деканские султанаты объединились в коалицию против нее и в битве при Таликоте нанесли ее войскам тяжелейшее поражение, от которого империя уже не смогла оправиться и стала приходить в необратимый упадок.
В 1605 г. умер правитель державы Великих Моголов Акбар I. После его смерти у введенной им новой религии почти не осталось последователей. Престол унаследовал его сын Селим, который принял титул Джахангир — «завоеватель мира». Прославился же он больше как знаток и поборник художественного искусства. Как полководец он был не слишком удачлив: его попытка завоевать плоскогорье Декан успеха не принесла, зато постоянно ему приходилось сражаться с собственными сыновьями, которые восставали против него. После его смерти его сын Джахан перебил угрожавших ему конкуренцией за престол родственников и утвердился на троне Великих Моголов. Он стал известен любовью к своей жене Арджуманд, которую называл Мумтаз-и-Махал — «избранница дворца». Когда в 1630 г. она умерла, Джахан приказал воздвигнуть ей грандиозную усыпальницу — Тадж-Махал («венец дворца»), которая из-за архитектурных особенностей и отражающей солнечный свет облицовки кажется легкой, будто призрачной.
К тому времени в ряде мест на побережье Южной Азии обосновались прибывавшие сюда по проложенному в конце XV в. Васко да Гамой морскому пути португальские торговцы. Одним из таких португальских опорных пунктов был город Хугли в Бенгалии (северо-восток региона). Туда Джахан в 1632 г. повел свою армию. Город был взят после трех дней осады, уцелевшие португальцы попали Джахану в плен. Затем Джахан водил войска на северо-запад, где, воюя с Сефевидским Ираном, присоединил к своей державе афганский город Кандагар и таджикские Балх и Бадахшан. А затем на юг, где его войска завоевали большинство Деканских султанатов. В 1646 г. распалась Виджаянагарская империя — бывший основной геополитический противник мусульман в регионе. Однако с конца 70-х гг. XVII в. Джахан все чаще терпит поражение от войск Сефевидов. В 1647 г. держава Великих Моголов потеряла Балх, а через два года — Кандагар. тяжелый урон государству нанесла длительная засуха, в результате которой миллионы людей умерло от голода. В 1658 г. Джахан тяжело заболел, и его четыре сына, не дожидаясь, пока он умрет, начали междоусобную борьбу за власть. Победу одержал третий сын Аурангзеб (Аламгир), принудивший тяжело больного отца отречься от престола и заточивший его в собственных покоях, где Джахан и умер в 1666 г. Его тело положили в Тадж-Махал, где уже покоилась его любимая супруга.
Аурангзеб, правивший до 1707 г., стал известен как ревностный поборник исламского строя, непримиримо воевавший с противоречившими Исламу культурными и политическими новшествами, появившимися при его предшественниках. Он вновь ввел джизью для немусульман, а также запретил занятия живописью, музыкой, танцами (это не позволяется исламской традицией). Будучи правителем решительным и жестким, он сумел присоединить к державе новые территории, и в его правление она разраслась до наибольших размеров. Однако из-за недовольства уже привыкших к подданическому равноправию индусов сильно расшаталась ее внутренняя стабильность. Особенно тяжелым испытанием для Аурангзеба и его армии стало восстание индусского народа маратхов во главе с вождем Шиваджи в начале XVIII в. Попытки подавить его оказались безуспешными, и маратхи образовали свое независимое государство на территории Декана. Вышли из повиновения Аурангзеба и раджпуты, которых поддержал его собственный сын. После смерти Аурангзеба держава Великих Моголов погрузилась в тяжелые феодальные смуты и стала быстро распадаться. Эмиры отдельных провинций враждовали между собой, возводили на престол послушных себе марионеточных правителей. В 1739 г. в Индию вторглись войска иранского Надир-шаха, которые почти два месяца грабили Дели. Во второй половине XVIII в. распадавшаяся держава потерпела сокрушительное поражение от государства маратхов, от которого уже не оправилась, хотя некоторое время правителями некоторых ее провинций считались номинально представители династии. В
этот период, желая усилить свое влияние за счет поддержки вытеснивших португальцев с индийского рынка британцев, многие индийские феодалы способствуют возникновению в Индии британских опорных пунктов. Вмешиваясь в феодальные войны, британцы установили свой протекторат над одними владениями, а другие полностью подчинил собственной власти. В 1803 г. британской армией было разгромлено государство маратхов. Постепенно вся Индия в той или иной степени переходит под британское владычество. В ее истории начинается долгий период британского господства. Британцы, чья метрополия находилась очень далеко за морями и океанами, не ассимилировались среди населения земли, которой завладели, как это прежде бывало со многими захватывавшими Индию народами, и не стремились создавать на ее территории отдельного, независимого государства. Индия превратилась в источник сырья для бурно развивавшейся в те годы британской промышленности.