в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно

Что такое гуманизм? От эпохи Возрождения до российского права

в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно. Смотреть фото в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно. Смотреть картинку в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно. Картинка про в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно. Фото в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно

в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно. Смотреть фото в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно. Смотреть картинку в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно. Картинка про в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно. Фото в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно

Прилагательное гуманный означает «человечный, человеколюбивый». Например: « Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире! » (из кинофильма «Кавказская пленница»).

Прилагательное гуманистический означает нечто, имеющее отношение к гуманизму. Например: « Яркий представитель гуманистической философии ».

Гуманизм в эпоху Возрождения

В то время как церковь призывала посвятить жизнь искуплению грехов, гуманисты отстаивали право человека на земное счастье, духовную свободу и стремление к идеалу.

в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно. Смотреть фото в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно. Смотреть картинку в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно. Картинка про в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно. Фото в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно

До XX века гуманизм связывали с естественным прогрессом общества. Но тоталитарные режимы и кровопролитные войны XX века показали, что технический прогресс может сочетаться с чудовищной жестокостью. Это заставило заговорить о крахе традиционных ценностей, философы стали искать новые трактовки гуманизма.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать.

в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно. Смотреть фото в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно. Смотреть картинку в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно. Картинка про в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно. Фото в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно

Что такое светский гуманизм

«Декларация светского гуманизма» провозглашает 10 базовых принципов этого мировоззрения:

Свободное исследование. Свобода слова, недопустимость цензуры

Отделение церкви от государства. Свобода совести

Идеал свободы. Демократия, права человека, недопустимость тоталитаризма

Этика, основанная на критическом мышлении. Решение вопросов морали с опорой на разум

Моральное образование. Нравственное воспитание детей

Религиозный скептицизм. Настороженное отношение к идеям о всем сверхъественном

Разум. Рациональные методы исследования, логика

Наука и техника. Научный метод как наиболее достоверный способ познания мира

Образование. Передача знаний, поощрение морального роста, саморазвития

Что такое трансгуманизм и кто такие трансгуманисты

в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно. Смотреть фото в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно. Смотреть картинку в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно. Картинка про в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно. Фото в каком варианте значение слова гуманизм предложение 5 объяснено правильно

Гуманизм в российском праве

В уголовном праве принцип гуманизма означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера не должны причинять человеку физические страдания или унижения. Приципу гуманизма посвящена статья 7 Уголовного кодекса РФ.

УК РФ Статья 7. Принцип гуманизма

1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.

2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Источник

Значение слова «гуманизм»

Что означает слово «гуманизм»

Словарь антонимов русского языка

Гуманизм

Тезаурус русской деловой лексики

Гуманизм

Вестминстерский словарь теологических терминов

Гуманизм

♦ ( ENG humanism)

философская или религиозная точка зрения, подчеркивающая человеческие ценности, достоинство и достижения. Иногда его противопоставляют теологическому представлению, придающему высшую ценность Богу.

Этнографический Словарь

Гуманизм

(Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999)

Античность от А до Я. Словарь-справочник

Гуманизм

Словарь Ушакова

Гуманизм

1. Идейное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности и мысли от оков феодализма и католицизма (ист.).

2. Просвещенное человеколюбие (устар.).

Словарь Ожегова

ГУМАНИЗМ, а, м.

1. Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человека от идейного закрепощения времён феодализма.

| прил. гуманистический, ая, ое.

Энциклопедический словарь

Гуманизм

Словарь Ефремовой

Гуманизм

Педагогический терминологический словарь

Гуманизм

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 58)

направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безусловном уважени и свободы каждой личности.

Этимологический Словарь Русского Языка

Гуманизм

Латинское – humanitas (человеколюбие).

В русском языке слово «гуманизм» и однокоренные слова («гуманитарий», «гуманист», «гуманность») появились в XIX в. и были широко употребительными уже в 40-х гг., особенно в литературных, светских кругах. Самые ранние примеры частого применения этого слова находятся в статьях Белинского.

Примечательно, что в русском обиходе слово появилось гораздо раньше, чем в западноевропейских языках (известно, что французский язык узнал это слово только в 70-х гг. XIX в., оно было заимствовано из немецкого, где известно с 50-х гг.). Прилагательное же «гуманный» появилось в русском позже и пришло из французского (от humain – «человечный»).

Первоисточником являются два латинских слова: humanus (человеческий, свойственный человеку) и humus (земля), слияние которых образовало понятие humanitas – «человеческая природа», «человеколюбие», «образованность», «духовная культура».

Производные: гуманный, гуманист.

Культурология. Словарь-справочник

Гуманизм

(от лат. humanus – человечный)

признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В узком значении светская философия эпохи Возрождения, противостоящая религиозной схоластике средних веков.

совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости, человечности отношений между людьми; гуманизм эпохи Возрождения (Ренессанса, XIV-XVI вв.) – общественное и литературное движение, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся к возрождению античного идеала красоты и человечности; гуманизм реальный – мера человечности общественных отношений.

исторически изменяющаяся система воззрений, признающая самоценность человеческой личности, право человека на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Система взглядов гуманизма впервые формируется в эпоху Возрождения, выступая как широкое течение общественной мысли, стремившееся к восстановлению античного идеала человечности и красоты.

Гуманизм в узком смысле – социокультурное и литературное движение эпохи Возрождения.

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Гуманизм

Программа становления новой гуманистич. культуры в главных чертах была намечена Петраркой, а ее разработку завершили его друзья и последователи — Боккаччо, Салютати и др.

Ит. г. охватывает 3 столетия — с XIV до нач. XVII в. В Германии, Франции, Англии и др. странах Зап. Европы г. развивался в конце XV— XVI в. Г. носил светский, антиклерикальный характер, способствовал раскрытию творч. возможностей человека, его разума, признавал право человека на счастье, понимаемое как гармония души и тела, чувств и разума. Гуманисты провозгласили разрыв с официальной церковно-схоластич. культурой Средневековья, бросили вызов схоластике, ее претендующему на универсальность формальнологич. методу познания, выступали против религ. этики, монополии церкви в интеллектуальной сфере, подвергали критике католич. духовенство, пороки монашества. Однако большинство гуманистов не порвало с религией и отводило Богу роль творца.

Главными проблемами гуманистич. философии (в которой ведущее место принадлежит этике) были человек и природа, человек и общество. Гуманистич. этика к достоинствам человеч. личности относила свободу воли, разум, знание, труд, деятельность на благо общества. Гуманисты признавали высокую нравственную роль труда и именно в нем, в деяниях самой личности, а не в знатности происхождения видели основу ее благородства и достоинства. Особую роль гуманисты отводили худож. слову, в котором видели ключ к постижению мира и человека; они всемерно возвышали поэзию, уравнивая ее в правах с теологией. Источником мудрости для них была греч. и лат. лит. античности, а также творчество «новых поэтов», особенно Данте. Актуализация ант. наследия была подчинена задачам, выдвинутым их собственной эпохой с ее бурным расцветом гор. экономики и зародившимися раннекапиталистич. отношениями. Эта эпоха требовала расширения границ науч. знания, основанного на светеки-рационалистич. принципах. В 40—90-е гг. XV в. г. становится мощным идеологич. движением, укрепляются его позиции в области образования. Чтение университетских курсов становится важной стороной деятельности многих гуманистов, которые в этот период представляли собой, по сути, новую прослойку светской интеллигенции. Они выступали и в сфере гос. власти — в роли канцлеров, секретарей, придворных, дипломатов; определенного воздействия г. не избежала и католич. церковь. Гуманистов, прекрасно владевших лат. языком и риторикой, охотно приглашали на службу в папскую курию, наделяли церк. пребендами.

Крупными центрами г. в Италии были Флоренция, Милан, Рим, Неаполь, Венеция, Феррара, Мантуя, Болонья и др. В ит. г. существовало несколько направлений: гражданский г., флорентийский неоплатонизм, направления, опиравшиеся на эпикурейскую этику Баллы и учение о человеке Альберти. Крупнейшими гуманистами эпохи Возрождения были Франческо Петрарка, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Леонардо Бруни, Леон Баггиста Альберти, Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен, Франсуа Рабле и мн. др.

Лит.: Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978; Баткин ЛМ. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989; Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995; Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV—XV веков. М., 1977; Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977; Корелин М.С. Ранний итальянский гуманизм и его историография. Вып. 1. СПб., 1892; Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV в. Л., 1979; Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения / Под. ред. Л. М. Братина. М., 1985.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Гуманизм

Исторически гуманизм возник как одно из философских учений эпохи Возрождения (его деятелей, таких, как Петрарка (***), Пико де ла Мирандола (***), Эразм Роттердамский, Бюде (***), и других мы называем гуманистами). Оно основывалось на изучении древнегреческого и древнеримского культурного наследия и пришло к идее ценности индивидуального человека. В философии, однако, слово «гуманизм» употребляется в гораздо более широком значении. Быть гуманистом означает рассматривать человечество как ценность и даже как высшую ценность. Остается выяснить, является ли эта ценность абсолютом, который мы можем познавать, отличать от других, созерцать, или она относительна к нашей истории, к нашим желаниям, к тому или иному обществу или той или иной культуре. В первом случае мы говорим о теоретическом гуманизме, который может быть метафизическим или трансцендентным, но всегда тяготеет к превращению в религию человека (см. «Человек-Бог» Люка Ферри (***)). Во втором речь идет о практическом гуманизме, который не претендует ни на какой абсолют, ни на какую религию и ни на какую трансцендентность; это не более чем мораль и руководство к действию. Первое – это вера; второе – верность. Первое возводит человечество в принцип, сущность и абсолют; второе видит в нем лишь результат, историю, свод требований. На самом деле вопрос сводится к тому, чтобы определить, нужно ли верить в человека, чтобы желать для людей добра (теоретический гуманизм), или можно продолжать желать для них этого добра, даже не питая никаких иллюзий на их счет (практический гуманизм). Именно таким был гуманизм Монтеня, которому посвящен другой мой труд («Ценность и истина»). Таков и гуманизм Ламетри (***): «Я оплакиваю судьбу человечества, – пишет он, – которое, так сказать, попало в столь дурные руки, как его собственные». Но это еще не причина, чтобы бросать его на произвол судьбы, ведь руки, что ни говори, наши. Истинный материалист, Ламетри видит в человеческих существах чистый продукт материи и истории (пресловутый тезис о человеке-машине, на котором основан теоретический антигуманизм). Однако это не помешало ему, врачу по профессии, продолжать лечить людей, как не помешало ему как философу стремиться понять их и простить. «Знаете ли вы, почему я все же до некоторой степени ценю людей? – вопрошал он. И отвечал: – Потому что я серьезно считаю их машинами. Если предположить обратное, мало найдется таких, чье общество показалось бы мне достойным уважения. Материализм – это антипод мизантропии». Вот гуманизм, лишенный иллюзий, он же – охранительный гуманизм. Уважение, которое мы должны проявлять к людям, основано вовсе не на их ценности; люди ценны именно благодаря этому уважению. Людей надо любить не потому, что они добры – просто доброты не бывает без любви.

И воспитывать их надо не потому, что они свободны, а потому, что благодаря воспитанию у них появляется шанс стать свободными. Именно это я и называю практическим гуманизмом, который имеет значение лишь постольку, поскольку подвигает нас к конкретным действиям. Гуманизм это не вера, а воля. Не религия, а мораль. А как же быть с верой в человека? Я не очень понимаю смысл этого выражения, ведь существование человека можно считать доказанным. При чем же здесь вера? Чтобы желать людям блага и стремиться к прогрессу человечества, нет нужды в вере. Впрочем, мы взяли столь низкий старт, что, пожалуй, должна существовать какая-нибудь возможность немножечко нас возвысить. Этим и занимается гуманизм в первом значении термина, побуждающий нас к интеллектуальному труду, развитию культуры, внимательному и честному изучению прошлой истории человечества. Это единственный путь к будущему, если мы хотим, чтобы оно складывалось приемлемым для нас образом. Человек – не Бог. Так давайте хотя бы жить и действовать так, чтобы он оставался человечным.

Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) – итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. В труде, озаглавленном «900 тезисов», стремился к всеобщему «примирению философов», полагая, что все религии и философские школы суть частные проявления единой истины.

Гийом Бюде (1467–1540) – французский ученый и гуманист, специалист по древнегреческому языку. Служил библиотекарем при дворе Франциска I. Один из основателей парижского «Коллеж де Франс» – центра изучения латыни, греческого и древнееврейского языков.

Люк Ферри (род. в 1951 г.) – французский философ, в 2002–2004 гг. – министр образования Франции. Автор книг «Мысль-68: эссе о современном антигуманизме» (в соавторстве с Аленом Рено), «Homo aestheticus. Открытие вкуса в век демократии», «Человек-Бог, или Смысл жизни» и других. Активно выступает в прессе и на телевидении.

Жюльен Офре де Ламетри (1709–1751) – французский философ, врач; первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма и сенсуализма.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Гуманизм

Отвергши средневековой аскетизм, гуманисты попытались выработать новые религиозные воззрения. Это было самой слабой стороной итальянского Возрождения. Ранние гуманисты, как Петрарка, Салютати и некоторые другие, старались примирить свое настроение с церковным учением; но с католицизмом оно было непримиримо, а ниспровергнуть папство, опираясь на Евангелие, они не были в состоянии по недостатку религиозного одушевления, с одной стороны, и смелости мысли, с другой. В последующих поколениях смелость критицизма возросла, но одновременно ослабели религиозные интересы, и среди позднейших итальянских гуманистов в религиозном отношении можно отметить четыре течения: формальную приверженность к старой церкви и внешнее благочестие — у неглубоких натур и поверхностных умов; полное равнодушие к религиозным вопросам; скептическое и насмешливое неверие — у большинства, и фантастический паганизм, результат крайнего увлечения Платоновой философией — у весьма немногих гуманистов второй половины XV в. Гораздо смелее, чем церковное ученье, отрицали гуманисты средневековую философию и ее госпожу — теологию, и в этой области пытались противопоставить средневековому собственное ученье. Петрарка и вообще ранние гуманисты отрицали метафизику и сводили философию на мораль; одни из них старались формальным образом примирить с христианством стоицизм, другие — эпикурейство. Позже, со второй половины XV в., гуманисты распадаются на платоников и аристотеликов, и только в конце столетия являются крупные представители оригинальной философской мысли. Но если гуманистам не удалось создать самостоятельной светской философии, то результатом их разрыва с богословием и вообще с церковными доктринами была полная секуляризация мысли, которая имела благотворное влияние на другие сферы их деятельности. Так, многочисленные этические трактаты гуманистов и их дидактическая беллетристика проникнуты тою мыслью, что человек по природе существо нравственное и что на лучших сторонах нашей природы должна быть построена новая этика. Самое содержание морального учения гуманистов отличается индивидуалистическим характером и сводится к проповеди права личности на широкое удовлетворение всех ее потребностей и на полное развитие всех ее свойств. Гуманистам не удалось выработать долговечной этической системы и, что еще важнее, не удалось найти морального авторитета. Их этический индивидуализм под влиянием реакции против аскетизма и в теории заходил иногда слишком далеко; кроме того, современные нравы и положение гуманистов, находившихся в зависимости от меценатов, весьма невыгодно отразились на их морали, и в гуманистической литературе встречается иногда открытая проповедь безнравственности в индивидуальных и политических отношениях. Тем не менее несомненную заслугу гуманистов составляет секуляризация этики как науки и признание прав личности на всестороннее развитие в предписаниях практической морали. Эта последняя сторона гуманистической нравственности особенно благотворно повлияла на школу. Средневековая школа была проникнута аскетическим духом, что вызывало враждебное отношение к ней гуманистов и их стремление противопоставить ей новые педагогические требования; кроме того, многие гуманисты были педагогами по специальности. Этим объясняется обилие трактатов, которые все проникнуты одним духом: воспитание должно быть основано на изучении индивидуальных свойств ребенка, должно готовить его к жизни, а для этого необходимо развивать все хорошие духовные и физические стороны его природы. Эти педагогические теории были положены в основу гуманистической школы, и мантуанский педагог Витторино да Фельтре, назвав свою школу casa giocosa (радостный дом), сделал первую и весьма удачную попытку их практического осуществления.

Особенно наглядно выражаются особенности итальянских гуманистов в их политических теориях. Вначале они настроены очень патриотически; их идеалом является объединенная Италия, а некоторые, в виде исключения, мечтают даже о восстановлении прежнего господства Рима над миром. Средневековым учреждениям — папству и империи — и политическим формам вообще они не придают абсолютного значения. Если Петрарка возлагал большие надежды на Карла IV, то имел в виду исключительно его индивидуальные свойства. Вообще, между итальянскими гуманистами не было ни гвельфов, ни гибеллинов в средневековом смысле; также мало верили они в возможность реставрации античных порядков. В основе их политических воззрений лежали вера в могущество отдельной личности в установлении общественных порядков и наблюдения над современной действительностью. Те гуманисты, которые верили в возможность объединения Италии, ожидали осуществления этого идеала от отдельной личности: сначала от Роберта Неаполитанского, Кола ди Риенцо, Карла IV, потом от Висконти и от Медичи. Эта же вера в личность в связи с наблюдениями заставляла большинство гуманистов предпочитать монархию республике, и притом монархию абсолютную: происходившая у них на глазах внутренняя борьба падающих республик приводила гуманистов к убеждению в большей жизненности монархии и внушала презрение к закону, который одинаково попирался и в республиках, и в тираниях. Те немногие гуманисты (почти исключительно флорентинские), которые защищают республику, нападают не принципиально на монархию, а только на ее современных представителей, попирающих свободу и все права личности. Но наблюдение над действительностью у некоторых гуманистов подрывало веру и в отживающие республиканские формы, и в благотворность тирании, и в возможность объединения Италии, и даже в политическое всемогущество личности. Вследствие этого с самого начала среди гуманистов возникает направление, проповедующее политический индифферентизм и даже космополитические тенденции. Все эти разнообразные политические течения проникнуты общим всем гуманистам демократизмом, который, однако, не идет далее отрицания сословных привилегий. Исходя из своего основного воззрения на человеческую природу, почти все гуманисты, кроме венецианских, не допускают никакой справедливой разницы между людьми, кроме различия в нравственных и умственных свойствах, и в силу этого резко нападают на аристократию; но идея народовластия им совершенно чужда: наоборот, большинство из них относится к грубой и невежественной толпе с открытым презрением. Итальянским гуманистам не удалось выработать стройной политической системы, если не считать макиавеллизма; тем не менее их заслуга заключается в том, что их политические трактаты в новое время положили основание политике как науке и как искусству, а их борьба против аристократии и сословных различий вообще во имя индивидуальных свойств представляет первую попытку теоретического обоснования политического равенства.

Уже в чисто филологических работах обнаруживается связь научной деятельности гуманистов с их основным настроением. Этой же связью определяется степень их активного интереса к различным отраслям знания: чем ближе касается человека известная наука, тем более занимает она гуманистов. Поэтому с самого начала движения история становится любимым предметом их научной деятельности; но первые гуманисты понимают ее весьма односторонне: история для них — агрегат биографий, а ее цель — воспитание индивидуальных добродетелей. С этой точки зрения древняя история, богатая примерами личной доблести, представлялась особенно поучительной; уже Петрарка начал писать римскую историю в биографиях, и последующие гуманисты шли по его стопам. Такое узкоиндивидуалистическое понимание истории имело хорошую сторону: интерес к биографии имел то последствие, что уже в XV ст. этот отдел историографии доведен до значительного совершенства (биография последнего Висконти, написанная Дечембрио). Вскоре взгляд на историю расширился, ее цель стала пониматься глубже: объектом истории признают не только отдельного человека, но и государство, а ее назидательность видят в замене ею политического опыта. Предметом исторического изучения становится не только античный мир, но также средние века и более близкое прошлое; в этом же направлении действовало желание меценатов прославить прошлое своих фамилий и своих владений. Уже в 1-й половине XV в. Дечембрио написал сочинение о римской магистратуре, а Бруни — историю Флоренции, предпослав ей специальную работу на греческом языке о флорентийских учреждениях. Тот же автор положил начало историческим мемуарам, записав современные ему события, часто на основании непосредственных наблюдений. За этим следуют продолжение флорентийской истории Бруни, написанное Поджио, сочинение П. П. Верджерио о Каррарах, Декады Биондо, первый крестовый поход Аккольти, история пап Платины, история Фердинанда Арагонского Валлы и мн. др. Родоначальником исторической критики был Петрарка, доказавший подложность одного письма, приписываемого Цезарю; но у него самого и его ближайших последователей эта критика еще очень элементарна, чаще всего ограничивается простым сопоставлением разногласящих источников и редко идет далее скептицизма. Уже Бруни делает значительный шаг вперед: его письма о начале Мантуи и о происхождении Цицерона — чрезвычайно разносторонний анализ источников. Он очистил историю Флоренции от средневековых и античных басен и считал необходимым написать новые биографии Аристотеля и Цицерона, так как имевшиеся казались ему пристрастными. С этих пор исторические сочинения гуманистов, оставаясь еще долгое время под формальным влиянием Ливия и Фукидида, заключают уже в себе все элементы новой научной историографии. На юриспруденцию итальянские гуманисты имели только весьма общее и косвенное влияние, и обнаружилось оно значительно позже. Гуманисты непосредственно не интересовались правом, ни современным, ни римским. Современные юристы казались им обыкновенными схоластиками, и с ними они вели непрерывную и ожесточенную борьбу; к законам вообще, включая сюда и римские, они чувствовали пренебрежение. Тем не менее их филологические работы, их исторические и философские интересы, свойственный им критицизм, который они особенно изощряли в политике с юристами, в конце концов благотворно подействовали на развитие научной юриспруденции. Также косвенное, хотя и более непосредственное влияние имело гуманистическое движение на естественные науки. Уже первые гуманисты обнаруживают любовь к природе и почти религиозное благоговение перед ее красотами, и эта черта проходит красной нитью через все движение; но оно отразилось прежде всего и сильнее всего на искусстве (см. Ренессанс) и на поэзии; затем развившаяся страсть к путешествиям повлияла на развитие географии, по которой писали гуманисты уже в XV в. («Описание Крита» Буондельмонти, «Italia illustrata» Биондо, «Космография» Пикколомини); наконец, среди самих гуманистов появляются натуралисты, как Л. Б. Альберта. Наряду с философией и наукой, а иногда даже выше их гуманисты ставили поэзию, в которой Петрарка и его ближайшие последователи видели моральное назидание в аллегорической форме; поэтому все гуманисты называли себя поэтами и весьма многие из них писали стихи. Поэтические произведения гуманистов распадаются на две категории: латинские, составлявшие по форме подражание древним, и итальянские, продолжавшие средневековую литературную традицию. Воспроизводя все формы античной поэзии, от эпоса до драмы, гуманисты влагали в них новое содержание. Так, уже Петрарка, воспевавший в эпической поэме «Африка» Сципиона Африканского, в эклогах изображал современную действительность; позже гуманисты обрабатывали почти исключительно современные темы; но поэзия по большей части совершенно отсутствует в их произведениях, кроме лирики. Существеннее и важнее изменения, внесенные ими в национальную литературу. Петрарка и Боккаччио не только оказали сильное влияние на развитие итальянского стихосложения и прозы, но изменили самое отношение к сюжету. Интерес к человеку развил наблюдательность к своей и чужой психической жизни; лирика сделалась точным изображением внутреннего мира человека, а в произведениях Боккаччио встречаются первые образцы психологического романа. В конце движения латинская поэзия постепенно исчезает, и в произведениях Тассо и Ариосто итальянская поэзия по художественности приближается к античным образцам, вполне сохраняя национальный характер в форме и содержании.

Перерабатывая унаследованную культуру в духе новых индивидуальных потребностей, гуманисты не оставались только теоретиками, но и практически проводили в жизнь свои воззрения. Светский ученый, кроме практических врачей и юристов-практиков, — исключительное явление в средние века, и гуманистам, порвавшим с монастырем, приходилось создавать себе новое общественное положение. Выходя по большей части из средних и даже низших классов городского населения, они или принимали духовный сан, чтобы иметь какие-нибудь доходы, оставаясь чисто светскими людьми по жизни и убеждениям, или добивались университетских кафедр, или открывали свои школы, или, чаще и охотнее всего, поступали на службу к частным лицам, к республиканским правительствам, к государям и в папскую курию. Являясь выразителями назревших общественных потребностей, гуманисты скоро приобрели широкое влияние, которым они пользовались для распространения своих воззрений и вкусов. Средством для этого служили публичные речи, переписка и инвективы. Уже в XIV ст. развился обычай сопровождать речами дипломатические сношения и все более или менее важные акты внутренней жизни государства, что заставляло правительства приглашать на службу гуманистов. Позже появляется мода произносить речи на домашних торжествах — и гуманист являлся в таких случаях или почетным гостем, или наемным оратором. Гуманистические речи не только защищали интересы мецената или прославляли его, но служили средством распространения в обществе новых взглядов и новых вкусов. Обыкновенно эти образцы красноречия собирались, перечитывались и имели значение философской, ученой и политической публицистики. Такое же значение имела гуманистическая эпистолография. Уже Петрарка при жизни собрал и издал свою частную переписку; его примеру следовало большинство гуманистов. Личные дела, кроме самых интимных, не исключались, потому что они могли служить средством самовосхваления в благовидной форме; но главное содержание переписки составляла пропаганда гуманистических воззрений, а иногда письма носят характер настоящей передовой статьи по политическому вопросу. Чтобы произвести более сильное впечатление, гуманисты прибегали к инвективе, т. е. к памфлету, а чаще к пасквилю. Обыкновенно инвективы писались гуманистами друг против друга; но иногда они выходили за пределы личных отношений. Так, Петрарка написал инвективу против одного французского кардинала, противодействовавшего возвращению пап из Авиньона в Рим; Верджерио — против Maлатесты, сбросившего статую Вергилия, и против ростовщиков; Поджио — против антипапы Феликса и Базельского собора; даже знаменитая критика Дара Константина, написанная Валлою, имела характер инвективы. Гуманисты создают новый общественный класс — светскую интеллигенцию, а их речи, письма и инвективы служат органами руководимого ими общественного мнения и являются протопипом новой публицистики.

Несмотря на блестящий успех, гуманистическое движение не успело приобрести прочной почвы в Италии вследствие недостатков, заключавшихся отчасти в миросозерцании гуманистов, отчасти в их общественном положении. Совершив переворот в воззрениях образованного общества, Г. не был в состоянии проникнуть в массу, не сохранил для интеллигенции связей с народом, заключающихся в религии и патриотизме, и остался без твердых корней на поверхности итальянского общества. С другой стороны, религиозный индифферентизм и космополитические тенденции ненадолго удовлетворили и образованные классы: гуманистам не удалось заменить средневековых религиозно-моральных учений твердой этикой и прочной философской доктриной, необходимость в которых чувствовалась особенно живо в конце XV и в XVI в., когда Италии приходилось испытывать тяжесть иноземного нашествия, а за Альпами началось могучее религиозное движение, нашедшее отголосок почти во всей Европе. Неустойчивость гуманистической морали резко обнаружилась и на самих представителях движения. Реакция против аскетизма во имя потребностей человеческой природы разнуздывала чувственность и в практической жизни, и в поэтических произведениях и даже в моральных теориях; стремление к славе часто извращалось в необузданное тщеславие и самохвальство; развращающее положение на службе у меценатов заставляло кривить душой и писать по заказу. В силу всего этого гуманистическое движение заглохло в Италии к концу XVI в.; но созданный им культурный переворот не ограничился родиной Г., а распространился за Альпы. Движение захватило Германию, Англию, Францию, Испанию и даже Польшу, причем в каждой стране оно имело местные особенности.

В других странах местное гуманистическое движение имело менее значения. Во Франции до конца XV в. нет крупных деятелей в этом направлении; позже следы переворота обнаруживаются в искусстве, литературе и науке, причем эти поздние гуманисты, подобно нем., стоят в тесной связи с национальностью и церковным движением. Произведения Ронсара и Плейяды, «Дафнис и Хлоя» Амио и в особенности Рабле, подобно Тассо и Ариосто, являются более результатом движения, чем его проявлением; то же самое в науке — Скалигеры, Казобон и Сомэз, Герсон, Дальи и Клеманж, а позже Де-Ту и Де-Без стоят в связи с церковным движением. В Англии гуманистическое движение развивалось слабо и медленно и было отодвинуто на задний план реформацией. Только при Елизавете обнаруживается более значительное влияние Г., и еще позже гуманистический дух проникает в некоторые протестантские секты и одушевляет многие произведения Мильтона. В Испании, Венгрии и Польше Г. был заносным явлением, причем на Пиренейском полуо-ве новое движение, оживив местную литературу, заглохло среди религиозного фанатизма, а в Венгрии и Польше вызвало самостоятельное научное движение.

В Германию гуманистическое движение проникало из Италии различными путями, и его влияние началось очень рано. Уже у Петрарки были друзья в Германии (канцлер Карла IV Иоган Неймарктский и др.); в XV в. немцы знакомятся с движением трояким способом: на соборах Констанцском и Базельском, куда приезжали из Италии гуманистические прелаты и их секретари из гуманистов, непосредственным изучением новой науки в Италии (Людер, Карох, Рейхлин и др.) и пропагандою итальянских гуманистов в Германии. После Констанцского собора на службу к императору Сигизмунду поступил П. П. Верджерио; но настоящим апостолом Г. в Германии был Энеас Сильвио Пикколомини, поступивший на службу к Фридриху III после Базельского собора. Под его влиянием возникает гуманистическое движение в Вене (Рудерер, Зонненбергер и др.) и в других местах тогдашней Германии (Туссек Рабштейн и др.). С конца XV ст. начинается расцвет нем. Г. В различных пунктах Германии появляются меценаты, собирающие при своих дворах новых ученых и поэтов. Таков Альбрехт Майнцский (при его дворе Eitelwolf von Stein, одно время Гуттен и др.), Фридрих Мудрый Саксонский (при нем Спалатин и др.) и Эбергардт Бородатый Вюртембергский (у него Тюнгер и др.). В некоторых пунктах возникают гуманистические школы. Дрингенберг основал такую школу в Шлеттштадте, Гегиус — в Девентере, Рудольф ф.-Ланген — в Мюнстере, и из этих рассадников нового просвещения вышел целый ряд гуманистов. Труднее проникало движение в университеты. Людер враждебно встречен был в Гейдельберге и Лпц., где не имел успеха и Карох; позже в Кельне гуманист Генрих-фон-Буш вынужден был вести ожесточенную борьбу с защитником старины Ортуином Грацием. Но мало-помалу гуманисты водворяются и в унив. Так, в Эрфурте, негостеприимно встретившем Лютера, позже появляются гуманистические профессора (Трутфеттер, Муциан Руф и др.), а в некоторых новых унив., возникших в эту эпоху — в Базельском основанном Пием II, и в Тюбингенском, основанном Сикстом IV, — с самого начала преподают гуманисты (в Базеле Гейнлин и Лапид, в Тюбингене — Генрих Бебель). Наконец, во многих городах образуются самостоятельные гуманистические кружки, имевшие широкое влияние. Так, в Страсбурге многие гуманисты группировались около Вимфелинга (Себ. Брант и др.), в Аугсбурге — около Пейтингера, в Нюрнберге — около Пиркгеймера. Члены некоторых кружков, а также отдельно действующие гуманисты, составляли, кроме того, ученые общества (Sodalitates litterariae), из которых особенно замечательны Дунайское (Куспиниан и др.) и Рейнское (Пейтингер, Дальбург, Рейхлин и др.). Учение Лютера произвело раскол среди гуманистов: одни безусловно его приняли (Меланхтон), другие находили его слишком радикальным (Эразм), третьи — недостаточно решительным и последовательным (Гуттен). Кроме этого внутреннего распадения, Г. и по другим причинам уступил место реформации: она шире и глубже захватила немецкое общество, взволновала массы и повлекла за собою ожесточенную политическую и социальную борьбу.

В Венгрии, куда достигало уже влияние Пикколомини, главными проводниками Г. были Витец, канцлер Матвея Корвина, и Ян Панноний, оба получившие образование в Италии. В Англии имел друзей Петрарка (Richard о’ Angerville); Чосер и Лидгат были хорошо знакомы с латинскими и итальянскими произведениями первых гуманистов; у Генри Бофора, еп. винчестерского, находился на службе Поджио, с которым он познакомился в Констанце; герцог Глостер стоял в сношениях со многими гуманистами; Дечембрио переводил для него Платона. Наконец, несколько англичан изучали новую науку в Италии под руководством гуманистов (Типтофт, Грей, Фри и др.); но до XVI ст. все эти связи не имели значительных результатов. То же самое можно сказать относительно Франции. Хотя уже между франц. членами авиньонской курии у Петрарки были почитатели (Талейран и др.) и даже противники, способные бороться с ним одинаковым оружием; хотя между Францией и Италией не прерывались постоянные сношения; тем не менее влияние итальянского Г. было весьма слабо. Интерес к древности или носил формальный характер (Жан из Монтрейля), или он выразился религиозными потребностями (Клеманж и др.). Сорбонна была чужда Г., и среди франц. королей до XVI в. не было меценатов в новом духе. В Испании и Португалии только спорадически встречаются почитатели итальян. гуманистов (Фернандо-дель-Диас и др.), хотя Альфонс Арагонский, завладев Неаполем, образовал при своем дворе гуманистический кружок. Таким образом, Г. как самостоятельное движение существовал только в Италии и Германии; в других странах его влияние усиливается только в XVI в.; но оно действует параллельно с религиозными течениями, и внешняя история Г. сливается с историей реформационного движения.

Литература: Vespasiano da Bisticci, «Vite di nomini illustri del secolo XV» (Фл., 1859); Voigt, «Die Wiederbelebung des classischen Alterthums oder das erste Jahrhundert des Humanismus» (2-е изд. Берл., 1881); Barckhardt, «Die Cultur der Renaissance in Italien» (4 изд. Лпц., 1885); Symonds, «Renaissance in Italy» (Л., 1877-81); Guerzoni, «Il primo Rinascimento» (Верона, 1878); Janitschek, «Die Geselschaft der Renaissance in Italien und die Kunst» (Штутгарт, 1879); Gebhart, «Les origines de la Renaissance en Italie» (П., 1879); его же, «La Renaissance italienne et la philosophie de l’histoire» (П., 1885); Geiger, «Renaissance u. Humanismus in Italien u. Deutschland» (Берл., 1882); Körting, «Die Anfänge der Renaissancelitteratur in Italien» (Лпц., 1884); Корелин, «Ранний итальянский Г. и его историография» (М., 1892).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *