в каком варианте ответа содержится информация необходимая для обоснования ответа на вопрос почему
В каком варианте ответа содержится информация необходимая для обоснования ответа на вопрос почему
Источник задания: Решение 5737. ОГЭ 2018 Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.
(1)Когда поздней ночью он звонил у своих дверей, первым звуком после колокольчика был звонкий собачий лай. (2)Владимир Михайлович входил, раздевался в темноте и шёл в свою комнату. (3)3а ним, стуча когтями по вощёному полу, шла собака и вспрыгивала на кровать. (4)Когда свет лампы наполнял комнату, взор Владимира Михайловича встречал упорный взгляд чёрных глаз собаки. (5)Они говорили: приди же, приласкай меня. (6)И, чтобы сделать это желание более понятным, собака вытягивала передние лапы, клала на них боком голову, а зад её потешно поднимался, и хвост вертелся, как ручка у шарманки.
— (7)Друг ты мой единственный! — говорил Владимир Михайлович и гладил чёрную блестящую шерсть. (8)Точно от полноты чувства, собака опрокидывалась на спину, скалила белые зубы и легонько ворчала, радостная и возбуждённая. (9)А он вздыхал, ласкал её и думал, что нет больше на свете никого, кто любил бы его.
(10)Если Владимир Михайлович возвращался рано и не уставал от работы, он садился писать, и тогда собака укладывалась комочком где-нибудь на стуле возле него. (11)И когда, взволнованный процессом творчества, он ходил по комнате, она следила за ним беспокойным взглядом и сильнее виляла хвостом.
— (12)Будем мы с тобой знамениты, Васюк? — спрашивал он собаку, и та утвердительно махала хвостом.
— (13)Будем тогда печёнку есть, ладно?
(14)«Ладно», — отвечала собака и сладко потягивалась: она любила печёнку.
(15)3а стеной, в кухне, стучала тётка. (16)Владимир Михайлович молчал, смотрел на потолок и думал, что он сжигает свою жизнь и никогда у него не будет ни славы, ни счастья. (17)Он сознавал себя ничтожным, и слабым, и одиноким до ужаса. (18)Дрожащей рукой он хватался за холодный лоб. (19)А когда он опускал руку, она падала на другой лоб, шерстистый и гладкий, и затуманенный слезой взгляд встречал чёрные, ласковые глаза собаки, и ухо ловило её тихие вздохи. (20)И он шептал, тронутый, утешенный:
— (21)Друг, друг мой единственный.
(22)И наконец она пришла, эта неуловимая слава, и наполнила светом и жизнью пустую квартиру. (23)Призрак одиночества исчез, и замолк тихий шёпот. (24)Радовалась и собака. (25)Ещё звонче стал её лай при поздних встречах, когда он, её единственный друг, приходил добрый, весёлый, смеющийся, и она сама научилась смеяться; верхняя губа её приподнималась, обнажая белые зубы, и потешными складками морщился нос.
(26)А по ночам, когда Владимир Михайлович работал и только дребезжание стёкол от уличной езды нарушало тишину, собака чутко дремала возле него и пробуждалась при малейшем его движении.
— (27)Что, брат, печёнки хочешь? — спрашивал он.
(28)«Хочу», — утвердительно вилял хвостом Васюк.
— (29)Ну погоди, куплю. (30)Что, хочешь, чтобы приласкал? (31)Некогда, брат, некогда. (32)Спи.
(33)Однажды вечером, когда Владимир Михайлович пришёл домой, Васюк не явился встречать его, и тётка сказала, что собака больна. (34)Нос её был сухой и горячий, и глаза помутнели. (35)Она пошевелила хвостом и печально посмотрела на друга.
— (36)Что, мальчик, болен? (37)Бедный ты мой!
(38)«Надо бы к ветеринару отвезти, а мне завтра некогда. (39)Ну, да так пройдёт», — думал Владимир Михайлович и забыл о собаке, мечтая о том счастье, какое может дать ему красивая девушка. (40)С утра собаке стало худо.
— (41)Что, брат, плохо дело? (42)Ну, погоди, выздоровеешь, печёнки куплю. (43)Подъезжая вечером к дому, Владимир Михайлович вспомнил о Васюке.
и грудь его заныла от тёмного предчувствия.
— (45)Околел. (46)Через час после твоего ухода.
(47)С тех пор прошло много времени. (48)Слава ушла от Владимира Михайловича, и опустилось на него мёртвое, тяжёлое забвение.
(49)Проходили ночи и дни, а он лежал на своей кровати, смотрел в знакомое пятнышко на потолке и шептал:
— (50)Друг, друг мой единственный.
(51)И бессильно падала на пустое место дрожащая рука.
Задание 2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Васюк так и не смог выздороветь?»
1) Владимир Михайлович так и не купил ему печёнки, хотя много раз обещал.
2) Тётка была слишком увлечена своими делами.
3) За собакой был плохой уход со стороны хозяина.
4) Владимир Михайлович не нашел возможности обратиться к ветеринару.
Выполняя это задание, внимательно прочитайте текст. В трёх вариантах ответа содержится или неверная, или неважная для понимания смысла текста и ответа на поставленный вопрос информация.
1) Владимир Михайлович так и не купил ему печёнки, хотя много раз обещал. – Информация искажена и не имеет отношения к ответу на поставленный вопрос
2) Тётка была слишком увлечена своими делами. – Информация не имеет отношения к ответу на поставленный вопрос
3) За собакой был плохой уход со стороны хозяина. – Это искаженная информация
4) Владимир Михайлович не нашел возможности обратиться к ветеринару. –Это важная информация, которая дает ответ на поставленный вопрос.
В каком варианте ответа содержится информация необходимая для обоснования ответа на вопрос почему
Решение 2637. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему учитель сказал губернаторше, что у её сына дурное сердце? » 1) Мальчик оборвал в саду плоды редкой
(1)В числе людей, которые принимали участие в моём воспитании, был учитель Иван Яковлевич.
(2)Это было в деревне, в Орловской губернии, у моих богатых родственников. (3)Летом раз заехала к дяде, по дороге в своё имение, губернаторша с сыном, мальчиком лет одиннадцати, очень избалованным и непослушным. (4)Мы пошли в сад, и там этот гость оборвал какую-то редкостную сливу, плоды которой были у дяди на счету. (5)Мы испугались его поступка и дали себе клятву во всём отпираться и ничего не сказывать.
(6)Дядя вечером пошёл в сад и увидал, что слива оборвана. (7)Он рассердился, позвал мальчика Костю, сына садовника, и стал его спрашивать, кто оборвал сливу. (8)Костя не знал, и на него упало подозрение, что эту сливу оборвал он и теперь отпирается. (9)Его за это велели высечь крыжовником, а он испугался и сказал, что будто в самом деле он съел сливы. (10)Тогда его всё-таки высекли.
(11)А мы знали, кто оборвал, но ничего не говорили, чтобы не нарушать клятву и не пристыдить своего гостя. (12)Но к вечеру некоторых из нас это стало невыносимо мучить, и когда мы начали укладываться спать, то я не стерпел и сказал Ивану Яковлевичу, что Костю наказали напрасно, что он не вор, а вор вот кто, а мы все дали клятву это скрыть.
(13)Иван Яковлевич вдруг побледнел и вскрикнул:
— Как вы смели клясться? (14)Видите, сколько от этого зла вышло, и теперь я уйду от вас.
(15)Учитель даже заплакал, потом вдруг приложил лоб к оконному стеклу, вздохнул и побежал из комнаты.
(16)Куда и зачем побежал, мы не могли догадаться и долго ждали его возвращения, но потом так и уснули, не дождавшись.
(17)А утром, когда Василиса Матвеевна принесла нам свежее бельё, мы узнали, что Иван Яковлевич к нам и совсем не воротится, потому что его уволили. (18)Мы так и обомлели. (19)Бедный, добрый Иван Яковлевич! (20)Это всё мы виноваты. (21)Но что же он такое сделал?
(22)А он явился к господам, подошёл к губернаторше и сказал ей совершенно спокойным голосом:
— У вашего сына дурное сердце: он сделал поступок, за который бедного мальчика высекли и заставили оболгать себя. (23)Ваш несчастный сын имел силу это стерпеть. (24)Помогите ему исправиться, а то из него выйдет дурной человек.
(25)С губернаторшей сделалось дурно, у неё началась истерика.
(26)Страшно рассерженный происшедшею сценой, дядя вытолкнул Ивана Яковлевича за двери и объявил, что он уволен.
(27)Мне было очень жалко Ивана Яковлевича. (28)Мы с ребятами решили убежать за околицу и там ждать своего учителя, чтобы проститься.
(29)Он шёл не только спокойно, но как бы торжественно, а лицо его было даже весело и выражало удовольствие. (30)Увидав нас, он остановился и воскликнул:
— Прекрасно, дети! (31)Прекрасно! (32)О, сколько для меня радости в одну эту минуту! — и он раскрыл для объятий руки, а на глазах его заблистали слёзы.
(33)Мы бросились к нему и тоже дали волю слезам, повторяя: «Простите нас, простите!» (34)А в чём мы просили прощения, мы, к несчастью своему, и сами того не могли определить, но он помог нам понять и сказал:
— Вот это и есть то, что надо, и дай бог, чтобы вы никогда об этом не позабыли.
(35)Для этого одного стоит всегда быть правдивым во всех случаях жизни.
(36)Это чистая совесть!
Задание 2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему учитель сказал губернаторше, что у её сына дурное сердце? »
1) Мальчик оборвал в саду плоды редкой сливы.
2) Мальчик допустил, чтобы вместо него наказали другого, невиновного.
3) Учитель Иван Яковлевич с первого взгляда невзлюбил сына губернаторши.
4) Мальчик, приехавший в гости, не захотел помогать детям собирать сливы.
Выполняя это задание, внимательно прочитайте текст. В трёх вариантах ответа содержится или неверная, или неважная для понимания смысла текста и ответа на поставленный вопрос информация.
1) Мальчик оборвал в саду плоды редкой сливы. – Эта информация не дает ответа на вопрос.
2) Мальчик допустил, чтобы вместо него наказали другого, невиновного. – Это важная информация, которая дает ответ на поставленный вопрос.
3) Учитель Иван Яковлевич с первого взгляда невзлюбил сына губернаторши. – В тексте об этом не говорится.
4) Мальчик, приехавший в гости, не захотел помогать детям собирать сливы. – В тексте об этом не говорится.
В каком варианте ответа содержится информация необходимая для обоснования ответа на вопрос почему
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Анна Федотовна не хотела отдавать ребятам документы?»
1) Это были копии, а не настоящие документы.
2) Поведение детей обидело Анну Федотовну.
3) Документы были дороги Анне Федотовне как единственная память о сыне.
4) Анна Федотовна боялась, что документы подменят.
— (1)Бабуля, это к тебе, — сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
— (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, — сказала она.
— (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас фашисты убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
(8)Анна Федотовна уточнила:
— (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.
(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
— (13)Это же всё ненастоящее!
— (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, — пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. — (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.
(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
— (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
— (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? — почти весело удивилась она.
— (22)Потому что у нас в школе создают музей ко дню великой Победы.
— (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.
— (24)А зачем нам ваши копии? — с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. — (25)Музей не возьмёт копии.
— (26)Не возьмёт, и вы не берите. — (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. — (28)И, пожалуйста, верните мне все документы.
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
— (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
— (34)Трус несчастный, — вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. — (35)Только пикни у нас.
— (36)Всё равно нельзя, — горячо и непонятно зашептал мальчик.
— (37)Молчи лучше! — оборвала его девочка. — (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
— (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
(43)Делегация молча удалилась.
(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну.
(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
— (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
— (49)Нету, — тихо сказала Таня. — (50)Похоронка на месте, фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки — их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
* Васильев Борис Львович (1924) — русский писатель. Тема войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, стала главной в его творчестве и нашла отражение во многих произведениях, таких как «А зори здесь тихие. », «В списках не значился», «Завтра была война» и др.
Укажите ошибочное суждение.
[с’ир’йознава] — 10 звуков, 10 букв.
Правильный ответ указан под номером 4.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К. Г. Паустовского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.
Русский язык — один из богатейших языков мира. В словаре В. И. Даля более двухсот тысяч слов. И, конечно же, этим богатством нужно умело пользоваться. Вот почему нельзя не согласиться с утверждением Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
Для подтверждения справедливости слов Паустовского обратимся к тексту Бориса Васильева. На примере предложения 52, в котором автор использует такое изобразительно-выразительное средство, как метафора, нетрудно убедиться в этом. Метафора «он угас» передает горе матери, безвозвратно потерявшей сына, и одновременно подчеркивает, что жизнь ее сына была яркой, светившей людям подобно огню. В предложении 53 также используются слова в переносном значении в составе метафор для передачи переживаний героини и раскрытия авторского замысла. Яркий образ материнской любви и материнского горя, заполонившего все ее существо после гибели сына, передан метафорами: «вынули из её души», и «ослепла и оглохла … её душа»
Таким образом, приведенные примеры подтверждают высказывание К. Г. Паустовского о том, в нашем языке достаточно слов, чтобы передать все наши чувства, переживания, настроения.
В каком варианте ответа содержится информация необходимая для обоснования ответа на вопрос почему
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Поликарповна решила взять нового постояльца?»
1) Потому что Поликарповна потеряла веру в людей.
2) Потому что Поликарповну, как и других хозяек в деревне, охватила жажда наживы.
3) Потому что Трифон Петрович стал ей близким человеком, и она стеснялась брать с него деньги.
4) Потому что Трифон Петрович уехал в город.
(1)Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето. (2)Он, не торгуясь, заплатил тридцать рублей.
(3)Звали его Трифоном Петровичем. (4)Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.
(5)Один раз, походив около бревенчатого домика, Трифон Петрович сказал, потирая руки:
– (6)Дай-ка я поправлю тебе, бабушка, крыльцо.
– (7)Спасибо, родимый, — сказала Поликарповна, — только чуднό мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди.
– (8)А что ж, Поликарповна, неужто всё только на деньги считать? (9)Я вот тебе поправлю, а ты потом вспомнишь обо мне добрым словом, вот мы, как говорится, и квиты, — сказал он и засмеялся.
– (10)Теперь, милый, такой народ пошёл, что задаром никто рукой не пошевелит. (11)О душе теперь не думают, только для брюха и живут. (12)Да смотрят, как бы что друг у дружки из рук вырвать, как бы выгоду свою не упустить.
– (13)Ну, нам с тобой делить нечего, — отвечал Трифон Петрович, улыбаясь.
– (14)Прямо с тобой душа отошла, — говорила Поликарповна, — а то уж в людей вера пропадать стала.
– (15)Вера в человека — это самая большая вещь, — отзывался Трифон Петрович. — (16)Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя.
(17)Один раз вернулся Трифон Петрович из города весёлый и сказал:
– (18)Я там в городе всем порассказал, как тут у вас хорошо: теперь хозяйки не отобьются от постояльцев, у меня рука лёгкая.
(19)Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники. (20)Хозяек охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж хапать без всякой совести.
(21)Как-то зашла к Поликарповне соседка. (22)За разговором невзначай поинтересовалась, за сколько та сдаёт жильё, а услышав ответ, удивлённо раскрыла глаза:
– (23)Да ты, бабка, спятила совсем! (24)У меня есть один, он у тебя с руками за сто оторвёт. (25)Теперь по полтораста берут, по двести!
– (26)Как по двести. — спросила едва слышным голосом Поликарповна. (27)У неё почему-то пропал вдруг голос. — (28)Да ведь раньше все дёшево брали…
– (29)Мало что раньше! (30)Тогда народу совсем не было, а теперь от него отбоя нет. (31)Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь! (32)Ну что, договариваться с новым постояльцем?
(33)Старушка горестно, озабоченно смотрела в сторону, прищурив глаза, потом изменившимся голосом торопливо проговорила:
* Романов Пантелеймон Сергеевич (1884—1938) — русский писатель. Прозе Романова свойственны лиризм и юмор, мастерство диалога, ясный, реалистический язык.
Укажите ошибочное суждение.
В слове СДАЁТ буква Ё дает два звука: Й, О, поэтому в слове звуков больше, чем букв.
Правильный ответ указан под номером 3.
Замените разговорное слово «чуднó» из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Слово ЧУДНО можно заменить стилистически нейтральным синонимом СТРАННО.
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из «Литературной энциклопедии»: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами, взятыми из «Литературной энциклопедии».
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Вера в человека — это самая большая вещь, — отзывался Трифон Петрович. — Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.1 От того, как и что человек говорит, зависит восприятие его окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Для передачи речи героев в художественном тексте используется диалог. Диалог – это способ передачи устной речи на письме. В тексте П.С. Романова по диалогам героев можно составить мнение о тех, кто их произносит.
Так, в предложениях 23-24 приведён диалог соседки Поликарповны: её речь изобилует словами с отрицательной экспрессивной окраской: «бабка», «спятила», «с руками оторвёт». Героиня производит на нас отталкивающее впечатление: от такого человека не дождёшься доброты и отзывчивости.
Другое впечатление производит на нас Трифон Петрович. Речь постояльца отличается богатством и выразительностью: Поликарповну он ласково называет «бабушкой» (предложение №6), и, несмотря использование им просторечных форм («дай-ка» — то же предложение 6), от его слов веет теплом.
Таким образом, на примере приведенного текста подтверждается высказывание, взятое из «Литературной энциклопедии»: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев»
15.2 В жизни каждого человека есть свои ориентиры. В наше время жажда наживы, материальной выгоды затмевает нормальные человеческие отношения и лежащие в их основе общечеловеческие ценности. Об этом финальные строки текста П.С. Романова. «В основе взаимоотношений людей должна лежать вера, тогда жизнь имеет смысл», — говорит автор. Попробуем доказать правомочность этого утверждения на примерах текста.
Постоялец Трифон Петрович чинит крыльцо Поликарповне про-сто так, а хорошей платой за работу считает доброе слово и добрую память о нём. Об этом говорится в предложениях номер 8 и 9. Постоялец — отзывчивый и добрый человек, для него отношения с квартирной хозяйкой не переводятся в плоскость «заплатил — живи».
Поликарповна в погоне за наживой готова пустить нового постояльца, отказав Трифону Петровичу, потому что её прельстила выгода (предложения по номерами 33—35). Она переступает через Трифона Петровича, через себя и предаёт веру своего постояльца в возможность бескорыстных человеческих отношений.
Таким образом, нам удалось подтвердить, что если человеком движет мелочность, выгода, то сама жизнь переворачивается с ног на голову, потому что нарушается естественная потребность человека в доверии и добре.
15.3 Ценность — это важность, значимость, полезность чего-либо. Для кого-то важны материальные ценности: деньги, еда, одежда, жилье. Для кого-то приоритетными являются духовные ценности: духовный поиск, раскрытие и реализация своего предназначения, творческое саморазвитие.
Герой П. Романова Трифон Петрович чинит крыльцо Поликарповне просто так, а хорошей платой за работу считает доброе слово и добрую память о нём. Постоялец — отзывчивый и добрый человек, для него отношения с квартирной хозяйкой не переводятся в плоскость «заплатил — живи». А вот Поликарповна в погоне за наживой готова пустить нового постояльца, отказав Трифону Петровичу, потому что её прельстила выгода. Она предаёт веру своего постояльца в возможность бескорыстных человеческих отношений.
Список жизненных ценностей у каждого свой. Твои жизненные ценности играют ключевую роль в твоей судьбе, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, осуществление жизненного предназначения, взаимоотношения с другими людьми.
Правильный ответ указан под номером 2.
На мой взгляд, ни один из вариантов ответа не является правильным.
Читайте текст внимательно..ей предложили нового жильца за большие деньги.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик долгие годы помнит Кольку Бабушкина»?
1) Потому что Колька Бабушкин был «носатый, долговязый, нескладный».
2) Потому что Колькина мать «то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей».
3) Потому что у Кольки Бабушкина не было отца.
4) Потому что рассказчику стыдно за то, что «сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку».
(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
– (6)Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! — восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.
(8)В это время в класс вошёл Колька Бабушкин — мой сосед по парте. (9)Носатый, долговязый, нескладный. (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество, конечно, только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.
(13)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (17)Он посмотрел на нас и вдруг сказал:
– (18)Спасибо за подарок!
– (19)Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я.
(20)Колька испуганно дрогнул и выронил книгу. (21)Все засмеялись. (22)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
– (23)Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что.
(24)Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (25)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
(26)А эта книга. (27)Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (28)Да мы бы всё тебе отдали. (29)Но только ты сгорел в танке под Кандагаром, когда я учился на втором курсе университета. (30)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, никогда не отнимай того, что у тебя просят.
* В. Дроганов — современный российский писатель.
Укажите ошибочное суждение.
Согласный Ж не имеет пары по мягкости, он всегда твердый; согласный Щ не имеет пары по твердости, он всегда мягкий.
Правильный ответ под номером 3.
Замените разговорное слово «долговязый» из предложения 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Слово ДОЛГОВЯЗЫЙ можно заменить стилистически нейтральным синонимом НЕСКЛАДНЫЙ.
В ответ необходимо вставить вариант «нескладного».
В задании слово стоит в именительном падеже, вот и ответ пишите в именительном.
Худощавый подходит. Словарь Ожегова.
Не думаю, что в тексте и в нашем предложении предлагаемое Вами слово будет синонимом. Не забывайте, что не каждое слово из синонимичного ряда, приведённого в словарной статье, может быть приемлемо в контексте конкретного предложения.
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. А. Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль — функцию общения? Это синтаксис».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Реформатского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.1 Известный лингвист А. А. Реформатский говорил: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль — функцию общения? Это синтаксис». Чтобы построить осмысленное предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определённом порядке. Не вызывает сомнения, что мышление и речь тесно взаимосвязаны, речь является показателем уровня интеллектуального и духовного развития человека: чем ниже уровень развития человека, тем беднее его речь. Безусловно, использование в речи сложноподчиненных предложений также свидетельствует о том, что человек умеет грамотно, стройно сформулировать высказывание, а следовательно, и мыслит он последовательно, логично.
Проанализируем грамматический строй языка в тексте В. Дроганова. Текст непростой с точки зрения синтаксиса: много осложненных предложений, сложных синтаксических конструкций, сложноподчиненных предложений. Так, предложение № 13 (Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него.) — сложная синтаксическая конструкция, в составе которой части связаны сочинительной и подчинительной связью, что позволяет сформулировать мысль емко, последовательно, логично. Предложение 25 (И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.) также является сложноподчиненным с однородным и последовательным подчинением придаточных. Владение грамматическими нормами построения предложений позволяют их автору особой формой повествования привлекать внимание, производить впечатление на читате-ля, заставляя его анализировать, оценивать, думать.
Таким образом, вывод Реформатского о том, что синтаксис способствует выполнению языком функции общения, оправдан.
15.2 Мы часто в жизни совершаем поступки, за которые нам потом становится стыдно. Этот стыд усугубляется, когда ошибку нельзя исправить. С этим грузом приходится жить. Об одном из таких поступков и рассказывает В. Дроганов.
Герою текста стало жаль книгу для своего одноклассника, которого считали изгоем в классе. Прояви он хоть немного чуткости, свершилось бы большое дело: книга в подарок могла бы стать началом новой жизни для Кольки. Неслучайно при виде книги он весь преобразился: «Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице».
Но чуда не произошло. Рассказчика не тронули ни «восторженная улыбка» товарища, ни известие о дне рождения Кольки. Неужели так бывает трудно делать доброе дело? Неужели для этого надо было, чтобы Колька погиб в Кандагаре? Раскаяние пришло поздно. Болью пронизаны слова: «человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, никогда не отнимай того, что у тебя просят».
Теперь это нравственный выбор героя. Жаль, что для формирования этого выбора нужна была слишком большая цена — Колькина трагедия.
15.3 Вопросы о том, как соотносятся цели, выдвигаемые людьми, со средствами, которые применяются для их достижения, волновали человечество издавна. Сейчас эти вопросы не менее актуальны. В настоящее время проблема нравственности и нравственного выбора остро стоит перед современным человеком.
Герою текста В. Дроганова стало жаль книгу для своего одноклассника, которого считали изгоем в классе. Прояви он хоть немного чуткости, свершилось бы большое дело: книга в подарок могла бы стать началом новой жизни для Кольки. Рассказчика не тронули ни «восторженная улыбка» товарища, ни известие о его дне рождения. Неужели так бывает трудно делать доброе дело? Неужели для этого надо было, чтобы Колька погиб в Кандагаре?
Жизненная позиция многих людей сегодня является примером для подражания. Некоторые из наших сограждан берут на воспитание детей из детских домов, даря им родительскую любовь, тепло и уют семейного очага. Не все способны на такое. Многие проявляют жалость к этим детям, но их жалость пассивная. Она ограничивается пустым сожалением.
Ситуация нравственного выбора позволяет выявить истинную сущность человека: одни при этом руководствуются общечеловеческими ценностями, другие — корыстью, эгоизмом, инстинктом самосохранения. Следует помнить, что за каждый поступок придется отвечать перед собой и окружающими, и от того, каким будет этот выбор, зависит не только наша жизнь, но и жизнь тех, кто с нами рядом.