в каком месте происходят события в произведении кавказский пленник
«Кавказский пленник»: краткое содержание и анализ
«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники
Кто написал рассказ «Кавказский пленник»? В русской литературе имеется как минимум три знаменитых произведения с таким названием: поэмы Пушкина и Лермонтова, а также рассказ Толстого. В отличие от романтического повествования коллег, Лев Толстой изложил реальную историю, но сделал это в своем стиле — живо и захватывающе. О чем повествует его «Кавказский пленник»? Краткое содержание введет в курс сюжета.
«Кавказский пленник»: краткое содержание
Многие русские писатели изображали в своих произведениях Кавказ — землю с неповторимым колоритом и нравом, красивую и экзотическую. Великолепием этого края вдохновился и Лев Толстой. «Кавказский пленник» — одно из самых популярных его произведений. В нем отражена не только любовь к кавказской земле, но и глубокие размышления на вечные темы.
Прежде чем перейти к их рассмотрению, предлагаем ознакомиться с кратким содержанием рассказа «Кавказский пленник»:
«Кавказский пленник» кратко: как Жилин попал в плен
Иван Жилин служил на Кавказе. Однажды в письме мать попросила его приехать, и офицер решил ее навестить. На Кавказе шла война, на одиноких путешественников могли напасть татары. Поэтому Жилин поехал в сопровождении солдат. Он хотел добраться домой как можно быстрее, поэтому вырвался вперед. С ним поскакал офицер Костылин.
По пути они встретили татар. Костылин испугался и попытался сбежать, однако обоих офицеров взяли в плен, а затем продали татарину Абдул-Мурату. Хозяин велел пленникам попросить родных о выкупе. Костылин тотчас подчинился, а Жилин понимал: его мать живет бедно и не владеет такими деньгами. В письме он указал несуществующий адрес.
«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники
«Кавказский пленник»: Жилин пытается сбежать
Целый месяц офицеры просидели в сарае. Жилин старался не унывать и заниматься привычными делами. Для тринадцатилетней дочери татарина Дины он лепил из глины кукол, за это девочка тайком кормила его молоком с лепешками. Тем временем Жилин планировал побег и день за днем делал в сарае подкоп.
Однажды ночью татары уехали из аула, а Жилин и Костылин сбежали:
Абдул-Мурат не стал убивать беглецов, ведь хотел выручить с выкупа немалые деньги. В этот раз он посадил пленников не в сарай, а в глубокую яму, кормил, как псов, сырой едой. На помощь снова пришла Дина: девочка спустила в яму длинную палку, по которой Жилину удалось выбраться. Костылин убегать отказался: страшно, да и сил совсем нет.
Краткий пересказ: кавказский пленник обретает свободу
Жилин вышел из деревни. Очень мешала колодка, но ее было не снять. Дина дала ему в дорогу лепешек, провожала офицера и плакала — за это время она сильно привязалась к молодому человеку.
Жилин шел без остановки, а когда силы закончились, пополз. Так он добрался до поля, а за ним — свои, русские. Неподалеку, у костров, он увидел казаков. Жилин побежал к ним, но опасался, что татары его заметят. Так и произошло: он почти добрался до костров, но его увидели трое татар и кинулись за беглецом. Жилин закричал, чтобы казаки выручили его, и был спасен.
После этого офицер продолжил службу на Кавказе. Он смирился с тем, что вернуться домой ему не суждено. А Костылина вернули только через месяц, выкупив за большие деньги. Еле живым был.
«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники
«Кавказский пленник»: анализ произведения
Почему читатели и сам Толстой высоко оценили рассказ «Кавказский пленник»? Дело в том, что в небольшом произведении автору удалось затронуть ряд глубоких нравственных вопросов. Разобраться в них поможет анализ рассказа:
История написания
В основу сюжета «Кавказского пленника» легли сразу несколько реальных историй:
Вместе с товарищем и сослуживцем Садо он оторвался от своего отряда, и офицеров настигли чеченцы. Их едва не взяли в плен, но Садо придумал припугнуть противников незаряженным ружьем. Благодаря его отваге и изобретательности офицерам удалось добраться до русской крепости, где им на помощь пришли казаки.
Полковник рассказал, как побывал в плену у горцев и сблизился там с девушкой-абхазкой Аслан-Коз, которая помогла ему сбежать. Более того, перед написанием рассказа Толстой лично общался с военными, которые попадали в плен, чтобы узнать как можно больше деталей.
«Кавказский пленник» впервые опубликовали в журнале «Заря» в 1872 году. Автор очень гордился своим творением. Как говорил сам Толстой, «Кавказский пленник» — одно из немногих его произведений, не относящихся к «области дурного искусства».
«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники
«Кавказский пленник»: жанр и композиция
«Кавказского пленника» иногда называют повестью. Однако правильнее считать произведение рассказом. Об этом свидетельствуют основные жанровые черты:
Лев Толстой всегда следовал традициям реализма, и «Кавказский пленник» не исключение. Автор описывал жизнь как она есть, не романтизировал человеческую натуру и не украшал действительность. К тому же произведение основано на реальных событиях.
К слову, в этом рассказ существенно отличается от одноименной поэмы Александра Пушкина. Если поэт создал идеализированного, романтичного персонажа, то герой Толстого — обычный русский офицер.
Композиционно «Кавказский пленник» состоит из шести глав:
«Кавказский пленник» Жилин: YouTube / Разумники
Герои и посыл рассказа
Рассказ «Кавказский пленник» построен на художественном приеме антитезы. Толстой изобразил двух противоположных героев:
С помощью таких контрастных героев Лев Толстой раскрывает важные темы:
Таким образом, читателю открывается основная мысль рассказа. Каждый человек — хозяин своей жизни. Не стоит полагаться на судьбу, нужно делать выбор и находить выход даже из патовых ситуаций.
Идеи Толстого не имеют временных или географических рамок. Поэтому каждому стоит непременно познакомиться с его «Кавказским пленником».
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения
Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли. Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски. Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».
Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому. Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.
«Кавказский пленник». Краткое содержание
События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой. Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин. Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.
Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен. Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили. Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.
В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900
Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа. Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.
Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках. Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы. Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки. Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.
Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком. Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища. Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.
В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900
Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину. Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.
Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест. Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным. Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним. Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.
Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.
Главные герои
В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера. Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе. В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.
Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.
Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров. Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп. Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.
Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.
Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.
Жилин и Костылин. Анализ героев
«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.
Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.
Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.
Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.
У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.
Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».
Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.
Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.
Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.
Поведение в экстренной ситуации
Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.
Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.
Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.
Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.
Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.
Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.
Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.
Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.
Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.
«Кавказский пленник» — самое знаменитое произведение при жизни Александра Пушкина
«Кавказский пленник» — первая из цикла южных байронических поэм Пушкина. Написана в 1820-1821 гг. Впервые опубликована в 1822 году.
История создания поэмы «Кавказский пленник»
Поэма «Кавказский пленник» была написана великим русским поэтом во время его южной ссылки. Как же случилось, что Александр Сергеевич был сослан на Кавказ?
Южная ссылка Пушкина
Александр Пушкин еще во время обучения в Царскосельском лицее вошел в круг ведущих литераторов того времени. После окончания учебы, и тем более после публикации поэмы «Руслан и Людмила», мастерство поэта еще более окрепло, а слава о нем распространилась по всей России. Однако, Александр Сергеевич не мог писать стихи «по заказу», его талант желал подчиняться только смелым и искренним порывам души. Ну и, добавим к этому лихость и бесшабашность молодости (поэту едва исполнилось 20 лет). В итоге, за написание едких эпиграмм на власть, которые дошли до императора, и при этом сам Александр I назвал их возмутительными, Пушкин был приговорен к ссылке. Изначально поэта должны были отправить в Сибирь, но, благодаря заступничеству друзей (в особенности Николя Карамзина, Василия Жуковского и Петра Чаадаева), приговор смягчили и Пушкин был сослан в южные губернии Российском империи. Таким образом, Александр Сергеевич около четырех лет провел на Кавказе.
1849. КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК. ВОТ РУССКОЙ ПЛЕННИК ВОЗОПИЛ; АУЛ НА КРИК ЕГО СБЕЖАЛСЯ… ЦЕНЗОР Н. Е. ЗЕРНОВ. ИЛЛЮСТРАЦИЯ К «КАВКАЗСКОМУ ПЛЕННИКУ» А. С. ПУШКИНА
Легенды и байронизм
Почти сразу по прибытии на Кавказ Пушкин заболел и его отправили лечится на Кавказские воды. Там поэт заинтересовался местными легендами, центральные персонажи которых представляли собой сильные и волевые личности. В это же время Александр Сергеевич увлеченно знакомится с творчеством английского поэта Джорджа Байрона. Под впечатлением от поэм и стихотворений Байрона Пушкин пишет поэму «Кавказский пленник». Следует отметить, что неверно будет называть «Кавказского пленника» исключительно «подражанием Байрону», так как Александр Сергеевич вовсе не делал кальку с произведений англичанина. Скорее, он соревновался со своим британским коллегой, поэмами которого был восхищен. И во многих смыслах творения Пушкина не только не уступали творчеству Байрона, но и превосходили их.
Создание поэмы заняло у Александра Пушкина около шести месяцев. Он писал ее в Гурзуфе, Кишиневе, Каменке и Киеве. В черновиках поэта произведение изначально носило название «Кавказ». Привычный нам заголовок появился уже ближе к публикации поэмы. Точку в своих записях Пушкин поставил в феврале 1822 года, когда находился в Каменке. И в августе того же года «Кавказский пленник» был опубликован в Санкт-Петербурге.
Краткое содержание поэмы «Кавказский пленник»
Посвящение
Александр Сергеевич посвятил свое произведению генералу Н.Н. Раевскому, который и стал его проводником по Кавказу, познакомил с этими живописными и таинственными местами и в целом относился к Пушкину весьма тепло, дружелюбно, по-отечески.
Часть 1
В первой части поэмы автор знакомит читателя с главным героем – русским офицером, который попал в плен к черкесам. Тут же мы узнаем, что на кавказскую войну молодой человек отправился скорее от скуки, желая заглушить голос одиночества и тоски, которые заполнили его сердце в шумном и многолюдном Петербурге. Несмотря на высокое положение в обществе, достаток, ум и внешнюю привлекательность, наш герой не находил своего места в светском обществе. В любви ему также не везло: девушка, которую он полюбил, не ответила взаимностью. И вот так – от скуки и ради любопытства – он оказался на Кавказе.
Однако, когда пленник понял, что, скорее всего, он больше никогда не увидит своей родины, он впал в отчаяние. Пресытившись бессмысленной светской жизнью Петербурга, он уехал на Кавказ, чтобы обрести внутреннюю свободу, уйти от рамок общества, перестать быть заложником условностей. Вместо этого он потерял свободу физическую. Теперь, его дух был свободен, но сам герой находился в плену и понимал, что его дни сочтены.
Неожиданно в одну из ночей к русскому офицеру пробралась молодая черкешенка. Девушка сжалилась над пленником и принесла ему еды и питья. Она стала навещать молодого человека каждую ночь. Когда он окреп, черкешенка стало обучать его своему языку и рассказывать о нравах и обычаях горцев. Тот открывал для себя новую страну, однако, все его думы были лишь о скорой смерти.
Изображение «»Кавказский пленник». Рисунок М. Иванова. Гравюра С. Галактионова (1824 г.).»
Часть 2
Однажды ночью юная черкешенка призналась юноше в любви. Она объяснила, что отец и брат хотят отдать ее замуж за нелюбимого, ее же сердце принадлежит лишь ему – русскому пленнику. Юноша не смог ответить взаимностью на искреннее признание девушки: он понял, что ее слова не вызывают в нем ответных чувств, потому что его сердце после разочарований не чувствует ничего, кроме тяжести и пустоты. Молодой человек сожалел, что не встретил горячую черкешенку раньше, пока еще был способен любить, но ничего поделать с собой не мог.
Пленник стал уговаривать девушку позабыть его и найти себе в суженые более достойного кандидата. Она же и слышать ничего не хотела об этом, и даже упрекнула юношу, что тот не воспользовался ее наивности и неопытностью. Ей было очень любопытно, какое имя носит та, с кем связывают юношу узы любви. На что пленник ответил, что никогда не знал любви взаимной, а всегда любил один и страдал один.
Эпилог
В заключение автор выразил радость от того, что в горах, наконец, умолк «крик войны», и теперь для путников открыты дороги Кавказа.
Анализ поэмы «Кавказский пленник»
В образе пленника поэт изобразил в целом «европейца», пресыщенного цивилизацией и светской жизнью, разочаровавшегося во всем, утратившего из-за этого остроту чувств и даже смысл жизни. В черкешенке же, «дочери гор» перед нами проявился образ простого народа и цельной личности.
Конечно же, Пушкин подарил главному герою свой взгляд на жизнь. И мы видим, что свобода в понимании пленника и вольность горцев – это два разных понятия. Познакомившись ближе с жизнью и обычаями черкесов, русский не симпатизирует им, он видит, что их жизнь пусть и отличается от светской, но тоже полна рамок и условностей. Его же душа жаждет полной свободы.
В отличие от героев Байрона, пушкинский пленник не остается неизменным на протяжении всего повествования. В заточении он переживает нравственное возрождение: как только с его рук и ног спали оковы, он вновь ощутил жажду жизни и даже готов полюбить черкешенку. Так отражался взгляд Пушкина на «европейскую болезнь очерствения души»: поэт полагал, что природа, черкесский быт и общение с цельными настоящими людьми способны возродить потерявшего человека. По-видимому, во время ссылки на Кавказе такое перерождение произошло и с самим Александром Сергеевичем.
Поэма имела грандиозный успех! Одним из подтверждений этого служит тот факт, что еще до того как Александр Пушкин возвратился из южной ссылки, балетмейстер Шарль Луи Дидло поставил балет по поэме «Кавказский пленник», главную женскую роль в котором исполнила знаменитая Авдотья Истомина.
При жизни Александра Пушкина «Кавказский пленник» оставался его самым знаменитым произведением.