в каком лице писать курсовую
ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. Текст курсовой работы излагается от третьего лица, не рекомендуется употреблять обороты с местоимениями первого лица («Я нахожу »
Текст курсовой работы излагается от третьего лица, не рекомендуется употреблять обороты с местоимениями первого лица («Я нахожу…», «Мы определяем…» и т.п.). Следует вести изложение, не употребляя местоимений («Находим…, рассчитываем,…»). Допускается изложение в безличной форме, например: «При сложившихся обстоятельствах определяется…». Могут применяться предложения со страдательным глаголом (например, «Установлена зависимость объема производства от уровня спроса и …»).
Работа оформляется на листах формата А4 с одной стороны компьютерным набором через 1,5 интервал. Шрифт работы Times New Roman, размер шрифта – 14.
Курсив и подчеркивание в работе не допускаются.
Лист с текстом должен иметь поля: слева – 30 мм; справа – 10 мм; сверху – 20 м; снизу – 20 мм. Красная строка – 1,27. Переносы слов в работе не допускаются.
Нумерация страниц производится в правом верхнем углу, нумерация начинается с «Введения» – это страница 3.
Каждая глава, а также введение, заключение, приложения, список использованной литературы начинаются с новой страницы. Слово «Глава» не пишется. Подразделы глав пишутся на продолжающихся страницах. Каждый подраздел должен иметь нумерацию 1.1., 1.2.и т.д.
Заголовки глав и подразделов должны писаться по центру, точку после названия разделов и подразделов не ставятся.
Ссылка – важный элемент оформления курсовой работы. Она используется в следующих случаях:
– при прямом цитировании с использованием кавычек;
– если приводится цифровой и иной не общеизвестный материал других авторов;
– при упоминании точек зрения на рассматриваемую проблему тех или иных авторов;
– в случаях упоминания книг, статей, документов и пр.
Ссылка оформляется непосредственно в тексте работы, по окончании смысловой единицы текста (абзаца, предложения или части сложного предложения). Ссылка может оформляться тремя способами:
– на одну страницу: [7, с.54] (приведенная точка зрения находится на 54-й странице книги);
– на диапазон страниц: [7, с.54-56];
– на одно из приложений: (Приложение 2);
– на рисунок или таблицу: (рис. 2.1.3.), (табл. 1.3.4.).
После ссылки ставится тот знак препинания, который необходим по правилам русского языка: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие.
Глава 8. Язык и стиль написания курсовой работы
Изложение материала в курсовой работе должно состоять из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования тех или иных фактов.
Курсовая работа, как и любое другое научное исследование, должно быть написано научным стилем, исключающим эмоциональность и образность. Для этого необходимо осуществить тщательный отбор языковых средств.
Стиль письменной научной речи можно назвать «безличным монологом», в котором повествование обычно ведется от третьего лица. Местоимения в форме первого и второго лица единственного числа (Я и ТЫ) не употребляются, относительно редко употребляется местоимение МЫ. Широко используются указательные местоимения: этот, тот, такой, неопределенные местоимения нужно стараются не употреблять, так как они лишь вносят неопределенность в рассматриваемое явление или процесс.
Предпочтение отдается следующим оборотам, характерным для научных исследований: резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод; необходимо остановиться на рассмотрении; очевидным является необходимость и т.п.
В основе научного стиля лежит как общеупотребительная лексика, так и специальная терминология, причем все слова должны употребляться в их прямых предметных значениях. В научных работах используется большое количество слов с абстрактным значением, служебных слов (предлогов, союзов) и слов, обеспечивающих связи между отдельными частями высказывания (в продолжение вышесказанному следует заметить; из этого следует; как свидетельствуют представленные выше данные и т.д.). В подобных работах распространены слова со стертой семантикой, информативно неполноценные глаголы (являться, казаться, становиться), а также словосочетания: оказать влияние, находить применение. В целом, среди глаголов чаще употребляются глаголы 3-го лица единственного или множественного числа: является, становится, реализуется, расширяется, оформляется.
Глаголы изъявительного и сослагательного наклонения используются редко, повелительное наклонение практически никогда не употребляется.
Часто в научных работах встречаются обезличенные конструкции со словами категории состояния: можно, нужно, нельзя, следует.
В лексическом составе научных исследований можно выделить 3 группы слов:
1) терминологическая лексика, благодаря которой однозначно определяется суть понятий, свойственных той или иной науке. В среднем в узкой специальности около 150-200 терминов;
2) общенаучная лексика- лексическое окружение терминов, слов и словосочетаний, которые в общеязыковом употреблении многозначны, но в научном контексте однозначны.
3) слова-организаторы научной мысли:
· вводящие логический контекст, например: поэтому, следовательно, таким образом., тем самым, исходя из вышеперечисленного, подытоживая вышесказанное и т.п..
· отрицающие приведенные выше соображения: однако, с другой стороны, тем не менее, в противоположность этом;
· расширяющие приведенные выше соображения: то есть, кроме того, в свою очередь.
· указывающие на последовательность аргументации: во-первых, во-вторых, выше, ниже.
· характеризующие степень объективности информации: возможно, очевидно, думают, считают, полагают, утверждают, по-видимому, кажется, надо полагать..
Научная работа может и должна включать научную фразеологию, в качестве примеров которой можно привести следующие высказывания: как показали наблюдения; на основании полученных данных; резюмируя сказанное; отсюда следует, что[1].
Предпочтение отдается существительным с абстрактным значением, особенно с суффиксом -ениj- (изучение, рассмотрение, осуществление, выяснение и т.п.).
При употреблении числительных можно отметить преобладание цифрового, а не словесного их обозначения. Количественные и дробные числительные обычно записываются цифрами, порядковые –цифрами и падежными окончаниями (см.главу 7).
При написании курсовых работ, как и в любом другом виде научных исследований, часто используются производные предлоги в сочетании с существительными: в течение года; вследствие недоразвития; на протяжении периода обучения; во избежание появления рецидивов; в заключение главы; в отличие от данных; в связи с наличием; в соответствии с результатом; насчет эксперимента; в продолжение года; ввиду обстоятельств; несмотря на противоречия; невзирая на недостатки; благодаря предоставлению; согласно полученным данным.
Для научного стиля характерно использование преимущественно повествовательных предложений, среди которых преобладают сложносочиненные и сложноподчиненные.
В названиях глав, подписях к таблицам распространены безличные и номинативные предложения.
Для научного стиля свойственны многочисленные вводные слова, которые связывают части высказывания, выражают достоверность или недостоверность (конечно, безусловно, естественно, вероятно, по-видимому, кажется, как представляется, надо полагать); имеют значение источника информации (по нашему мнению, по сведению, по данным).
Стиль написания курсовой работы должен быть простым, точным и кратким.
Многословие, или избыточность речи, чаще всего проявляется в употреблении лишних слов, например: «Для реализации этой задачи логопед использует имеющиеся наглядные пособия».
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Какие местоимения можно употреблять при написании курсовых работ и других научных исследований?
2. Что относится к научной фразеологии?
3. Какие формы глаголов наиболее распространены в научных работах, а какие практически не используются?
4. Перечислите вводные слова, которые должны использоваться при написании курсовых работ?
5. Вспомните правила оформления числительных?
6. Что такое тема и рема?
7. Приведите примеры тавтологии и других видов многословия.
Список рекомендуемой литературы:
2. Захаров В.П. Применение математических методов в социально-психологических исследованиях. – Л., 1985
3. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты. –М., 1997.
4. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. – СПб, 2006.
5. Лалаева Р.И. Дипломные работы по логопедии. Учебно-методическое пособие. – СПб., 2009.
6. Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике. – М., 1982.
7.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб., 2004.
8. Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М., 1976.
9. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере./Под ред. В.В.Фигурнова. – М., 1995.
10. Холлендер М., Вулф Д.А. Непараметрические методы статистики. – М., 1983.
Правила оформления рефератов, курсовых и дипломных работ
Счет страниц начинается с титульного листа. В число страниц входят оглавление, основное содержание работы и список использованных источников и литературы.
Приложения в виде карт, таблиц, схем, диаграмм и т.п., вынесенные за пределы работы, в расчет страниц не входят.
В оглавлении перечисляются разделы работы с указанием страниц.
Во введении рекомендуется отразить следующие положения:
• Обосновать необходимость разработки данной темы;
• Показать актуальность избранной темы;
• Показать новизну постановки избранной темы;
• Кратко рассмотреть литературу, написанную по данной теме;
• Объем введения не должен превышать 5-7 стр.
В главах излагается основное содержание дипломной работы.
Рекомендуется иметь три главы, разбитые на параграфы.
В заключении кратко излагаются основные результаты проделанной работы, приводятся выводы и предложения, даются рекомендации по практическому использованию работы.
В список использованных источников и литературы включаются только те источники и литература, которые были использованы для подготовки дипломной работы.
К источникам относятся: законы, указы, манифесты и другие правительственные акты, постановления, приказы, международные договоры, меморандумы, памятные записки, протоколы и другие архивные материалы, разрешенные к открытому использованию, исследуемые тексты.
К литературе относятся: монографии, книги (непериодическое издание объемом от 48 стр. и более), брошюры (непериодическое издание объемом от 5 до 48 стр.), периодические издания и газеты.
Порядок оформления использованных источников и литературы указывается ниже.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
2. ПРАВИЛА ПЕЧАТАНИЯ СТРАНИЦ
• Печатание текста производится через 1,5 интервала из расчета примерно 30 строк на странице. В каждой строке должно быть примерно 60 знаков (ударов), считая пробелы.
• Выравнивание – по ширине страницы.
• Поля – не менее 2,5 см с каждой стороны.
• Отступ (абзац) – 1,25 см.
• Размер бумаги – А4, книжный формат.
3. ОФОРМЛЕНИЕ НАЗВАНИЙ ГЛАВ И ПАРАГРАФОВ
• Названия глав пишутся ПРОПИСНЫМИ буквами. Можно дополнительно выделять названия глав жирным шрифтом.
• Переносы в заголовках (названия глав и параграфов) не допускаются. В конце заголовка знаки препинания, кроме восклицательного и вопросительного знаков, не ставятся.
• Короткие заголовки (менее 15 знаков) не должны печататься вразрядку (то есть, когда после каждой буквы идет пробел).
• Длинные заголовки (более 40 знаков) размещают в несколько строк, но каждая строка по возможности должна иметь смысловое значение. Текст большого заголовка выполняют через один интервал и без разрядки.
• Нельзя писать заголовок в конце страницы. Если на странице умещается менее трех строк идущего за заголовком текста, то заголовок и текст следует перенести на другую страницу.
• Подзаголовки (названия параграфа) печатают строчными буквами. Для большей наглядности их выделяют и отделяют от текста дополнительными интервалами. Подзаголовки можно выделять подчеркиванием или набирать жирным шрифтом.
4. ОФОРМЛЕНИЕ СНОСОК (ССЫЛОК)
СНОСКА (ссылка) – примечание к тексту, библиографическая справка, перевод, толкование, помещаемые в нижней части страницы дипломной работы.
В конце страницы, на которой отмечена ссылка, проводится черта, длиной не менее одной трети страницы (20 ударов), под которой печатаются сноски в том порядке, как они указаны в тексте. Сноски могут печататься меньшим шрифтом и через минимальный междустрочный интервал.
Корниенко Г.М. «Холодная война»: свидетельство ее участника. Мемуары. М., Международные отношения, 1995., с.12.
Порядок оформления сноски (ссылки):
1. Автор (фамилия, инициалы); точка. Если произведение написано двумя или тремя авторами, они перечисляются через запятую. Если произведение написано четырьмя авторами и более, то указывают лишь первого, а вместо фамилий остальных авторов ставят «и др.».
2. Название произведения – без сокращений и кавычек; точка.
3. Выходные данные (место издания, издательство, год издания).
3.1. Место издания – с прописной буквы. Москва, Ленинград, Санкт-Петербург сокращено – М., Л., СПб., точка и запятая; другие города полностью (Харьков, Минск) и запятая.
3.2. Наименование издательства – без кавычек; запятая. Наименование издательства пишут так, как указано на титульном листе издания.
3.3. Том, часть – пишут с прописной или строчной буквы сокращенно (т., ч.); точка или запятая. Выпуск с прописной и строчной буквы, сокращенно (вып.); точка.
3.4. Год издания – Например: 1995. Слово «год» не ставят ни полностью, ни сокращенно. В конце ставится точка.
3.5. Страницы – со строчной буквы, сокращенно (с.); точка.
4. В конце библиографического описания ставят точку.
5. Если на одной и той же странице делают несколько ссылок, то при повторении библиографических сведений достаточно указать «там же», поставить запятую и привести номера страниц, на которые делается ссылка.
6. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Список использованных источников и литературы содержит перечень источников, книг и периодических изданий, на которые ссылается автор. Сведения об использованных источниках и литературе даются отдельным списком в конце работы.
При оформлении списка использованных источников и литературы рекомендуется придерживаться следующего порядка:
• Периодические издания: журналы, газеты.
Сначала перечисляются источники и литература на русском языке, затем – на иностранном. Если источники и литература приводятся также и в конце глав, то порядок остается прежним.
Названия источников, книг и периодических изданий нужно писать полностью без сокращений от нулевого положения табулятора.
Корниенко Г.М. «Холодная война»: свидетельство ее участника. Мемуары. М., Международные отношения, 1995.
Порядок оформления списка тот же, как и при оформлении сносок (ссылок) – автор, название, место издания, издательство, год.
Страницы не указываются.
Если в дипломной работе были использованы периодические издания, то обязательно указывается № и год издания журнала или номер и дата выхода газеты.
Представлять список использованных в работе интернет-сайтов не обязательно. Ссылки на использование информации из интернета можно давать в тексте работы с указанием в скобках точного адреса страницы, а не просто сайта, на котором она была размещена.
ПАМЯТКА
правил печатания знаков препинания, цифр, чисел
и некоторых сокращений
Точка, запятая, двоеточие, точка с запятой, черточка (дефис)
Печатаются без пробела
Перенос, вопросительный и восклицательный знаки
После этих знаков делается пробел
Пишутся без пробела с цифрой, к кторой они относятся: 115%, 60 о
Перед раскрытием скобок, кавычек делается пробел, и после закрытия скобок, кавычек делается пробел. Слова, которые заключаются в кавычки, скобки, пишутся без пробела.
Журнал «Наука и жизнь»; (аплодисменты)
Пишется с пробелом до этого знака и после него. Этим тире отличается от черточки (дефиса).
Москва – столица нашей родины. 12 – 15%. Но допускается 5-6%, 1993-1994 гг.
Отделяются пробелом от цифры, к которой они относятся: № 18; § 23; (§§ 5-6).
Написание некоторых цифр, чисел
4256; 21 245 или 3.245.317;
четырехзначные числа разделяют на группы только в таблицах: 6 245
2-я линия; 2-мя сутками; 2-метровый; 3-этажный; 6-ой день.
5 2/3 – целое число отделяется пробелом.
Между знаками арифметических действий делается пробел:
100 + 250 = 350; (а + в) = а 2 + 2 ав + в 2
Для обозначения римских цифр используются заглавные буквы. Римские цифры употребляются для обозначения веков, кварталов года, съездов, конференций, конгрессов, глав учебников и др.
В VII главе; ХХ век; VIII съезд.
См, м, км, км/час, кг, 200 т., 25 кг, 32 см.
9. Методические указания (рекомендации) по подготовке курсовых работ введение
Написание курсовой работы – это самостоятельная научно-исследовательская деятельность студента, являющаяся составным и необходимым элементом процесса обучения, позволяющим выявить теоретическую подготовку к решению практических задач.
Курсовая работа имеет своей целью: систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по дисциплине и применение этих знаний при решении конкретных научных, экономических и производственных задач; развитие навыков ведения самостоятельной работы и применения методик исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в курсовой работе проблем и вопросов; выяснение уровня подготовленности студентов для самостоятельной работы.
Курсовая работа представляет собой законченную разработку актуальной проблемы в области управления персоналом и должна обязательно включать в себя как теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать знание основ кадрового менеджмента по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать для решения поставленных в работе задач методов ранее изученных научных дисциплин.
Курсовая работа выполняется на материалах конкретного предприятия (организации), по теме, утвержденной заведующим выпускающей кафедры. Руководитель курсовой работы оказывает необходимую методическую помощь и осуществляет контроль ее выполнения и оценку результата.
Выполнение курсовой работы состоит из ряда взаимосвязанных этапов:
подготовительный этап (разработка предварительного плана работы над проблемой и сбор необходимой информации);
обобщение и анализ информации;
работа над основной частью;
оформление основного текста;
оформление иллюстративного материала;
защита работы на кафедре.
Курсовая работа на заочном отделении должна быть сдана для проверки за 30 дней до начала сессии.
ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
Тематика курсовых работ должна быть актуальной и охватывать широкий спектр проблем кадрового менеджмента. Студенты выбирают любую из предложенных тем (прил. 1), кроме того темы могут уточняться и изменяться в зависимости от фактических задач и условий предприятия. В случае изменения темы, она должна быть согласована с руководителем. По каждой студенческой группе кафедра издает распоряжение с указанием выбранной темы курсовой работы и научного руководителя.
Структура и содержание работы
Содержание курсовой работы должно соответствовать обозначенной теме. Изложение курсовой работы должно быть написано ясным, грамотным языком, применяемые термины и определения должны соответствовать общепринятым в научной и специализированной литературе.
Текст курсовой работы должен раскрывать ее содержание, теоретический и практический замысел, содержать методы исследования и методику расчетов, описание изучаемой проблемы, экономический анализ основных показателей деятельности исследуемого предприятия (организации), необходимых для обоснования предлагаемых мероприятий, рекомендации по возможному решению проблемы, общие выводы и заключения.
Курсовая работа содержит:
титульный лист (прил. 2);
список использованной литературы;
Введение должно содержать обоснование актуальности выбранной темы и ее соответствие современным требованиям экономического и социального развития:
раскрывается актуальность и новизна проблем, решаемых в курсовой работе;
дается оценка (в сжатой форме) современного состояния разрабатываемой темы (проблемы), перечень вопросов, связанных с решением проблемы;
называется объект исследования (предприятие в целом или его структурное подразделение или исследуемый рынок (например, рынок рекрутинговых услуг))
указывается предмет исследования (либо процессы, протекающие в сфере трудовых отношений, на рынке труда);
формулируются цель и задачи курсовой работы.
Объем введения – 1,5-2 стр. печатного текста.
В теоретической главедолжны быть представлены теоретические и методологические вопросы, понятийный аппарат рассматриваемой проблемы, обоснование целесообразности ее решения и изложение содержания используемых методов и приемов исследования в работе.
На основе изучения современных печатных источников в последнем разделе первой главы должны быть рассмотрены дискуссионные подходы и различные точки зрения на какие-либо вопросы выбранной темы. Автор курсовой работы должен их критически оценить и обосновать собственную точку зрения. Раздел подразумевает творческое осмысление последних публикаций по теме курсовой работы в различных источниках информации. На использованные при написании раздела источники необходимо давать ссылки по тексту.
Объем раздела – 10-15 стр. печатного текста.
Аналитическая глава курсовой работы выполняется на базе материалов, собранных и должным образом сгруппированных во время производственной практики. В этой части работы реализуется подготовленность студента к анализу деятельности предприятия.
На первом этапе анализа дается краткая характеристика предприятия (организации) как объекта исследования: описание сферы деятельности, организационно-функциональная и управленческая структура и объемы выпускаемой продукции (работ, услуг) и т.д. Кроме того, приводятся показатели, содержащие обобщающие выводы о результатах хозяйственной деятельности предприятия (в динамике за 3-5 лет) и дается их комплексная оценка (без детализации).
Социально-экономические показатели исследуемого предприятия группируются в аналитические таблицы (прил. 4), на основании которых приводится описание сложившихся тенденций, указывается, на какой стадии своего жизненного цикла находится организация. Выводы по таблицам иллюстрируются графиками.
Обязательным разделом второй главы, независимо от темы курсовой работы, является анализ кадрового состава предприятия как объекта управления. Анализ кадрового состава проводится в форме изучения показателей численности работников (в динамике за 3-5 лет) по категориям персонала, полу, возрасту, уровню образования, стажу, уровню квалификации, уровню доходов и др. кадровых показателей. Эмпирические данные также группируются в аналитические таблицы, сопровождаемыми выводами и графиками.
В следующем разделе приводится критический анализ существующего на предприятии (в подразделении) состояния дел по рассматриваемой проблеме.
В конце аналитической главы формулируются четкие выводы по результатам анализа, отмечаются положительные и отрицательные аспекты рассматриваемой в курсовой работе проблемы.
Целью экономического анализа является выявление как положительных, так и отрицательных сторон состояния исследуемой проблемы; вскрытие причин, обусловливающих слабую работу предприятия в конкретном экономическом и социальном направлении; обозначение возможных направлений улучшения (совершенствования) соответствующей работы на исследуемом предприятии. При этом нельзя ограничиваться простой констатацией фактов – необходимо дать им квалифицированную оценку и сделать обоснованные выводы о необходимости принятия по анализируемой проблеме управленческих решений.
Показатели, необходимые для выявления причинно-следственных связей, группируются по основным признакам, исчисляются средние и относительные величины (коэффициенты, проценты, индексы и пр.), строятся аналитические таблицы, графики, которые дают наглядное представление о различных показателях, взаимосвязанных анализируемых явлениях.
Объем раздела – 15-20 стр. печатного текста.
Рекомендательная главаразрабатывается на основе материалов теоретического и аналитического разделов и посвящается обоснованию рекомендаций, предложений, которые вытекают из проведенного анализа, специальной проработанной литературы, передовой практики российских предприятий и зарубежного опыта.
Каждое предложение должно сопровождаться:
подробным описанием его содержания;
рекомендациями, связанными с реализацией данного мероприятия;
обоснованием с экономической и социальной точек зрения;
Экономическое обоснование рекомендуемых мероприятий должно состоять из следующих направлений:
определения степени прогрессивности предлагаемого решения и целесообразности его внедрения;
— расчета экономического эффекта, который может быть получен при внедрении рекомендуемого мероприятия.
Объем раздела – 5-10 стр. печатного текста.
Заключение курсовой работы является ее логическим завершением, содержит краткие выводы по всем трем главам и конкретные предложения по реализации рекомендуемых мероприятий или по дальнейшему улучшению соответствующей работы (разрешению рассматриваемой проблемы) на предприятии.
Объем раздела – 1-2 стр.
Список литературы должен содержать перечень и библиографическое описание только тех источников, которые использованы при написании курсовой работы. Список составляется в соответствии с требованиями ГОСТа. С целью качественного и всестороннего изучения рассматриваемых в курсовой работе вопросов, рекомендуется использовать не только отечественную, но и зарубежную литературу. Список составляется по алфавиту авторов, и должен содержать не менее 15 литературных источников.
В приложении помещаются материалы, носящие вспомогательный характер:
массивы исходных данных;
положения, инструкции и другие локальные документы;
Оформление курсовой работы
Курсовая работа должна оформляться с учетом требований ГОСТов.
Текст курсовой работы печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (297*210 мм) без рамок. Допускается также формат 288*203 мм. При выполнении работ с помощью ЭВМ рекомендуется использовать шрифт размера – 14 пт, Times New Roman, полуторный межстрочный интервал.
Текст не должен содержать не удаленных (зачеркнутых или поставленных в скобки) неправильных слов, выражений, ошибок и т.п. В тексте не допускается сокращение слов, кроме установленных правилами русской орфографии, пунктуации (т.е. – то есть, гг. – годы и т.п.), а также соответствующими государственным стандартам. Не допускаются разного рода вставки и дополнения, помещенные на отдельных страницах или оборотной стороне листа, а также переносы целых абзацев текста в другие места с пометкой: «продолжение на с. …».
Титульный лист оформляется по образцу, данному в прил. 2.
Текст курсовой работы должен быть разбит на разделы (главы). Разделы имеют порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаются арабскими цифрами с точкой в конце, например: 1.; 2. и т.д. Введение и заключение не нумеруются.
Разделы могут быть разбиты на подразделы (пункты). При этом подразделы нумеруются арабскими цифрами с точкой в конце в пределах раздела (2.1.)
Разделы и подразделы должны иметь содержательные заголовки. При этом заголовки разделов пишут прописными буквами с расстоянием до последующего текста 10 мм, подразделов – строчными буквами, первая буква – прописная. Номер соответствующего раздела или подраздела ставят в начале заголовка. Точку в конце заголовков не ставят, слова в заголовках не переносят, заголовки не подчеркивают.
Очередной раздел необходимо начинать с новой страницы, а очередной подраздел – там, где заканчивается предыдущий подраздел. Не допускается писать заголовок раздела на одном листе, а его текст – на другом.
Пункты курсовой работы не должны начинаться и/или заканчиваться таблицей, рисунком, формулой или цифрой.
Все страницы курсовой работы должны быть пронумерованы. Номер страницы ставится в правом верхнем углу листа. На титульном листе и содержании номер страницы не ставится. В содержании курсовой работы последовательно перечисляются наименования всех составных частей работы с указанием номеров разделов, подразделов и пунктов и проставляются номера страниц, на которых начинается соответствующий текст. В содержание включаются также все приложения с указанием их номеров, наименований и страниц, на которых начинается их текст.
Курсовая работа пишется от третьего лица единственного числа (например, «…автор считает, что…») или от первого лица множественного числа (например, «по-нашему мнению,…»). Стиль написания работы – повествовательный, вопросы в курсовой работе не задаются.
Основные требования к стилюикачествутекста:
а) Краткость изложения. Следует помнить, что работа предназначена только для чтения специалистами, поэтому не следует освещать элементарные вопросы, давать определения всем терминам и понятиям. Фразы должны быть максимально конкретными и краткими;
б) Логичность изложения.Это особенно важно при описании взаимосвязанных и взаимозависимых процессов или явлений и процессов, протекающих последовательно. При необходимости следует акцентировать причинно-следственные связи;
в) Личное отношение к излагаемому материалу.Это достигается, в частности, использованием вводных и соединительных слов, типа: из этого следует, как видно из вышесказанного, таким образом, в связи, при этом, на наш взгляд и т.д.;
г) Четкость изложения.Рекомендуется возможно более широко использовать изложение на базе классификации, поэтапного подразделения, табличных форм, сравнительной характеристики. Нельзя применять фразы, не выражающие четкой мысли, суждения или затрудняющие четкое понимание;
д) Максимальное использование специальной терминологии, позволяющей, как правило, сократить фразы и увеличить их точность;
е) Максимальное использование количественных числовых показателейдля характеристики состояния дел на предприятии, в подразделениях;
ж) Минимальное использование цитатиз литературы. Их следует заменять конкретными ссылками на источники;
з) отсутствие личных местоимений. Следует ориентироваться, главным образом, на использование безличного наклонения, например, вместо «я принимаю» – «принимается», «я считаю» – «по нашему мнению» или «по мнению автора» и т.д.;
и) Безусловное соблюдение всех правил пунктуации, в том числе и при изложении расчетов.
Таблицы.Цифровой материал оформляется в виде таблиц. Таблицы размещают после первого упоминания о них в тексте таким образом, чтобы их можно было читать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке.
Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу, при этом заголовок таблицы помещают только над ее первой частью, а над переносимой частью пишут «Продолжение табл. …» с указанием номера таблицы.
Каждая таблица должна иметь свой заголовок. Над заголовком таблицы в правой стороне листа помещают надпись «Таблица» с указанием арабскими цифрами ее номера. Нумерация таблиц сквозная в пределах работы или раздела. В последнем случае сначала указывается номер раздела, а затем номер собственно таблицы (2.1.).
Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим. В одной графе количество десятичных знаков должно быть одинаковым. Если данные отсутствуют, то в знаках ставится знак тире. Графы таблиц должны быть пронумерованы.
На все таблицы в тексте должны быть сделаны ссылки с указанием их порядкового номера, например «… в табл. 2.2.» или (см. табл. 2.2.).
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой, в той последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента дается с новой строки. Первую строку объяснения начинают со слова «где» без двоеточия после него.
Формулы и уравнения следует выделять из текста свободными строками. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после какого-либо арифметического знака.
Формулы нумеруют арабскими цифрами в пределах курсовой работы или раздела. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках. Ссылки в тексте работы на формулу производятся с указанием ее порядкового номера, например: «…в соответствии с формулой (3.2).».
Иллюстрации(схемы, графики, рисунки, диаграммы, фотографии) обозначаются словом «Рис.» и располагаются после первой ссылки на них в тексте таким образом, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Иллюстрации должны иметь наименование.
Номер и наименование иллюстрации помещают под ней. Иллюстрации нумеруют в пределах работы или раздела арабскими цифрами, например: «… на рис. 1.2.» (втором рисунке первого раздела).
Сноски и ссылки. В самостоятельных студенческих работах могут использоваться цитаты или мысли других авторов, при этом с помощью сносок необходимо указывать источник цитирования. Сноски оформляются внизу страницы, на которой расположена цитата. Для этого в конце цитаты обычно ставится цифра, обозначающая порядковый номер цитаты на данной странице. Все строчки и подстрочные пояснения печатаются через один интервал 10-м размером шрифта.
Внизу страницы под чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется и за ним следует название книги, из которой взята цитата, и, через точку-тире, – номер цитируемой страницы.
1 Эхо Ю. Письменные работы в вузах. – М.: Изд-во «Вестник», 1997. – С. 119.
Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга, во второй сноске можно не повторять полностью ее название, а ограничиться следующим:
Если та же книга цитируется не на той же странице, то указывается ее автор, а вместо названия пишется «Указ. соч.». Например:
1 Эхо Ю. Указ. соч. – С. 151.
Необходимо пользоваться сносками также в случае, когда в тексте курсовой работы приводятся рассчитанные ранее цифровые данные, характеризующие состояние того или иного вопроса, рассматриваемого в работе.
Ссылки на литературные источники в тексте следует делать по схемам:
а) [3] – на источник, приведенный в списке литературы под номером 3;
б) [3, с.42] или [3, табл.5] – более конкретная ссылка на тот же источник, ориентирующая на материал, помещенный на с. 42 или в табл. 5. Допускается аналогичный способ ссылки на ряд источников: [19], [20], [21], или [19] – [21].
Библиографический список. В список используемой литературы включаются все литературные и другие источники, отчеты предприятий, информационные издания, статьи, на которые в работе сделаны ссылки. Порядок расположения этих источников в списке следующий:
законы, постановления, указы;
вся остальная литература в алфавитном порядке по фамилии автора или по названию источника (документа).
При занесении источников в список литературы следует придерживаться установленных правил их библиографического описания. Например:
а) законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. законодательные и нормативные акты:
1. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РСФСР» (28 июня 1991 г.) // Российская газета. – 1991. – 23 июл. – С.2.
2. О порядке перерасчета тарифных ставок и других видов оплаты труда в связи с изменением 1 января 1998 г. нарицательной стоимости российских денежных знаков (Приложение к постановлению Минтруда России от 10.97 № 52) // Медицинская газета. – 1998. – 14 янв. – С.12.
б) Книга, написанная одним, двумя или тремя авторами:
3. Екатеринославский Ю.Ю. Управленческие ситуации: Анализ и решения. М.: Экономика, 1998.
в) Книга, написанная более чем тремя авторами:
4. Курс экономической теории: Учебное пособие / А.В. Холопов, М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева и др.; Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров: Кировская областная типография, 1999.
г) Переводное издание
5. Шредер Х., Германн А. Руководитель сообразно ситуации: Пер. с нем. – М.: СП «Интерэксперт», 1994.
д) Статья из газеты:
6. Гангнус П. Менеджмент и психология // Деловой мир. – 1994. – 8 апр. – С.4.
е) Статья одного, двух или трех авторов из журнала:
7. Иванов Н. Внутрифирменная подготовка кадров в экономически развитых странах // Проблемы теории и практики управления. – 1992. – №6. – С.67-72.
ж) Статья из журнала, написанная более чем тремя авторами:
8. Профессия – менеджер по кадрам: Обучение на американском опыте/ Г. Щекли, Р. Додж, В. Хойер и др.// Человек и труд. – 1993. – №9. – С. 124-127.
Приложения. Каждое приложение должно начинаться с нового листа. При этом в правом верхнем углу пишут прописными буквами: ПРИЛОЖЕНИЕ и указывают его номер. Если в курсовой работе больше одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами, например: ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т.д. Каждое приложение должно иметь заголовок, который помещают ниже слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» над текстом приложения.
При ссылке на приложение в тексте курсовой работы пишут сокращенно строчными буквами «прил.» и указывают номер приложения, например: «… в прил.1».
На титульном листе номер страницы не ставится. На второй странице указывается содержание работы с указанием страниц начала разделов в курсовой работе.
Типичные ошибки курсовой работы
Курсовая работа написана от первого лица.
Автор (студент) в курсовой работе задает вопросы.
Теоретический раздел курсовой работы не содержит ссылок на используемую литературу.
В аналитическом разделе работы отсутствует фактический (цифровой) материал.
Фактический (цифровой) материал, используемый в курсовой работе, является устаревшим.
Аналитический раздел курсовой работы не содержит графических материалов (таблиц, рисунков).
Таблицы, рисунки, список используемой литературы оформлены не в соответствии с ГОСТом.
Пункты курсовой работы начинаются и/или заканчиваются таблицей, рисунком, формулой, цифрой.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.