в каком литературном произведении xix в нашла отражение реформа 1861 г и ее последствия
«Освобождённая энергия крестьянства»: как отмена крепостного права изменила Российскую империю
3 марта 1861 года Александр II поставил свою подпись под манифестом «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и ещё рядом документов, запустивших в Российской империи масштабную крестьянскую реформу.
Крепостное право
Становление крепостного права в России историки связывают с событиями XV—XVI веков, когда начало ограничиваться право перехода крестьян из одной вотчины в другую.
«Государство в то время не имело достаточных средств для содержания крупной дружины и административного аппарата. Поэтому содержание дворян и помещиков, нёсших военную и гражданскую службу, возлагалось на крестьян. В то же самое время определённые требования предъявлялись и к помещикам — они должны были защищать крестьян, помогать им в голодные годы, выполнять судебные функции. В условиях XV века такой социальный договор в известной мере мог устраивать и государство, и помещиков, и даже крестьян, однако со временем он, конечно, стал утрачивать актуальность», — рассказал в интервью RT историк и писатель Александр Широкорад.
По его словам, крепостное право утратило свою логику в эпоху Екатерины II, которая воплощала в жизнь подписанный её мужем манифест о вольности дворянства.
«Если дворянин получил право служить или не служить, то и крестьянин должен был получить право работать или не работать. Но с крестьянами вопрос решён не был. Крепостное право превратилось в тормоз для развития России», — считает эксперт.
Как отметил в беседе с RT профессор кафедры истории России МПГУ Леонид Ляшенко, изначально крепостное право было фундаментом, на котором строилась Российская империя, и периода дворянской культуры без него бы не было. Но в конце XVIII века оно превратилось в отжившую традицию, раскалывающую общество и сдерживающую развитие страны.
По словам историков, крестьяне находились практически в неограниченной власти помещиков, которые их покупали и продавали, ссылали в Сибирь, подвергали телесным наказаниям, отбирали у них любое личное имущество. Крепостные долгое время были лишены даже права жаловаться властям на жестокость барина.
Первой попыткой ограничить своеволие помещиков эксперты называют указ императора Павла I, который в 1797 году запретил принуждать крепостных к работе на барина по воскресеньям и рекомендовал ограничить норму эксплуатации крестьян дворянами половиной оставшегося рабочего времени, то есть тремя днями.
Указ о вольных хлебопашцах 1803 года предусматривал освобождение крепостных по обоюдному согласию с помещиком за выкуп. В дальнейшем Александр I освободил крестьян в Прибалтике, запретил давать объявления о продаже крепостных без земли и продавать крестьян на ярмарках, лишил помещиков права отправлять людей в Сибирь или на каторгу.
Николай I называл крепостное право злом, создавал секретные комитеты и издавал указы для ограничения крепостного права, но не затрагивал его основ, считая полное освобождение крестьян преждевременным.
Крестьянская реформа
«Во второй половине XIX века возникли три основные причины для отмены крепостного права. Во-первых, это поражение России в Крымской войне, продемонстрировавшее экономическое и военно-техническое отставание от ведущих стран Европы. Во-вторых, рост социального недовольства, увеличение количества бунтов. В-третьих, либеральный настрой Александра II и общее осознание властями необходимости серьёзных реформ», — рассказал в беседе с RT профессор МПГУ, доктор исторических наук Виталий Захаров.
По его словам, ранее сопротивление дворянства было главным фактором, сдерживающим отмену крепостного права. Однако в ситуации, когда малопродуктивный труд крепостных сдерживал экономическое развитие страны и ставил под риск сам статус великой державы, мнение противников реформ перестало быть решающим.
В 1856 году Александр II на встрече с представителями дворянства Московской губернии заявил, что лучше ликвидировать крепостное право сверху, чем ждать, пока это начнёт происходить снизу. Царь стал создавать комитеты по крестьянскому делу, официально занявшиеся разработкой проекта реформы.
В 1858 году общее количество крепостных в России оценивалось примерно в 23 млн человек. Из 65 российских губерний и областей в девяти вообще не было крепостных (в Прибалтике, на Дальнем Востоке, в казачьих землях и на части Закавказья), ещё в четырёх жили всего по несколько лично зависимых крестьян.
В 1859 году для рассмотрения проектов, подготовленных губернскими комитетами, были созданы специальные Редакционные комиссии, в состав которых входили сторонники реформ. Прошедший через Редакционные комиссии и принятый Главным комитетом по крестьянскому делу проект реформы был под влиянием Александра II поддержан Госсоветом.
3 марта 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и ещё ряд документов, направленных на его практическую реализацию.
Манифест даровал личную свободу всем помещичьим крестьянам. С этого момента они могли самостоятельно приобретать имущество, вступать в брак, заключать договоры. Но помещики сохраняли право собственности на землю, предоставляя бывшим крепостным личные усадьбы за выкуп и полевые наделы в постоянное пользование. За это крестьяне некоторое время после реформы должны были отбывать барщину либо платить оброк.
Следующим этапом освобождения крестьян становился выкуп ими земельных наделов. Большую часть средств за наделы выплачивало правительство, предоставлявшее бывшим крепостным кредит примерно под 6% годовых на 49 лет. В дальнейшем это привело к возникновению у многих крестьян огромных долгов.
Размеры наделов колебались в зависимости от региона. При этом, если надел, которым ранее пользовались крепостные, был больше принятой в конкретном регионе нормы, от него отрезалась часть в пользу помещика. Нарезка земель чаще всего была произведена таким образом, чтобы сделать их обработку максимально неудобной для крестьян, заставить их арендовать дополнительные земли у помещика, спрашивать его разрешения на доступ к различным объектам сельскохозяйственной инфраструктуры.
«Как помещики, потерявшие бесплатный труд крепостных, так и сами крестьяне остались недовольны реформой. Несложно подсчитать, что с учётом срока выплат крестьянин должен был вернуть государству примерно в три раза больше, чем за его землю было уплачено помещику. Из-за сделанных в ходе реформы оговорок в 1861 году произошло около 1200 крестьянских бунтов. Этот рекорд был побит только в ходе революции 1905 года», — рассказал Захаров.
По словам Леонида Ляшенко, из-за того, что интересы крестьян не были учтены в полной мере, реформу 1861 года в историографии часто называют половинчатой, однако её нельзя оценивать без учёта условий, в которых она проводилась.
«Сегодня задним числом Александру II ставят в пример Пруссию, где крестьянам на десять лет отменили уплату налогов. Но в Пруссии не было более 20 миллионов бывших крепостных, как в России. Я не представляю, какой бы государственный бюджет выдержал отмену уплаты налогов на десять лет для такого количества людей. Правительство Александра II сделало всё, что могло. Денег на то, чтобы удовлетворить всех полностью, в бюджете не было», — подчеркнул Ляшенко.
«Отмена крепостного права сыграла огромную роль в истории России. Реформаторы считали, что освобождённая энергия крестьянства даст возможность стране окрепнуть социально и экономически в совершенно новых условиях. Однако результаты реформы стали сказываться не сразу, а через поколение. Именно эффект от реформ Александра II позволил России сделать экономический рывок при его сыне, Александре III, и войти в пятёрку наиболее развитых стран мира», — резюмировал Леонид Ляшенко.
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемvvsu.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Тема 4. Русская литература второй половины XIX века. Отмена крепостного права(1861г.) и ее культурные последствия. Особенности литературно-общественного.» — Транскрипт:
1 Тема 4. Русская литература второй половины XIX века. Отмена крепостного права(1861г.) и ее культурные последствия. Особенности литературно-общественного движения 1860-х годов. Общественно- политические взгляды русских мыслителей были тесно связаны с развитием русской литературы. «У народа, лишенного общественной свободы, литература единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры, давно утраченные другими странами Европы». А.И.Герцен. Роль литературы в духовной жизни российского общества.
2 Литературоцентризм художественной культуры пореформенной эпохи. Всемирная отзывчивость русской классической литературы, ее правдивость и высокая духовность. Демократизация художественного сознания, приход в литературу плеяды литераторов- разночинцев, писателей-демократов и критиков Н.В.Успенского, Н.Г.Помяловского, Н.Г.Чернышевского, Добролюбова, А.Ф. Писемского и др. Обращенность к философско-нравственным идеалам. Просветительский, духоучительский характер литературы. Обращенность к философско-нравственным идеалам. Просветительский, духоучительский характер литературы.
4 Типология реализма в русской литературе периода становления в ней художественных принципов критического реализма. Социально-обличительный характер реализма. Вместе с «маленьким человеком» Гоголя в литературу пришел новый герой, отображающий дух эпохи, размышляющий о проблемах страны. Тематика носила в основном национальный характер: современные русские люди, с их чувствами и проблемами, русская жизнь, русский пейзаж вошли в поэзию и прозу. Расцвет русской прозы в е годы. Роман – господствующий жанр этого времени. Социально-психологические проблемы в романах И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского.
5 Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ ( ) « Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас, мы русские, можем гордостью сказать: У нас есть свой русский, национальный театрОн, по справедливости, должен называться: Театр Островского» (И.А.Гончаров). « Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас, мы русские, можем гордостью сказать: У нас есть свой русский, национальный театрОн, по справедливости, должен называться: Театр Островского» (И.А.Гончаров). Драматург, организатор театрального дела, воспитатель актеров, теоретик сценического искусства. А.Н.Островским создано 47 оригинальных пьес, 7- вместе с другими авторами. Драматург, организатор театрального дела, воспитатель актеров, теоретик сценического искусства. А.Н.Островским создано 47 оригинальных пьес, 7- вместе с другими авторами.
6 Развитие лучших традиций русской общественной комедии – Д. Фонвизина, А. Грибоедова, Н. Гоголя. Воздействие революционно-демократической критики Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова на творчество драматурга. Начало творчества связано с гоголевским направлением, с принципами «натуральной школы». Обогащение реалистических традиций. Обращение писателя к повседневной жизни и быту людей из различных слоев русского общества. Постановка нравственных проблем, критика самодурства, власти денег, уродующих личность. Цель Островского – не бытописательство, а развитие «нравственно-обличительного» направления русской литературы.
9 «Славянофильский» период творчества. Сотрудничество с журналом «Москвитянин», он возглавляет «молодую редакцию». Сближение с критиком Аполлоном Григорьевым. Острый интерес к проблеме народности драматургии и театра. Внимание к купечеству как хранителю исконно русских основ морали и быта. он возглавляет «молодую редакцию». Сближение с критиком Аполлоном Григорьевым. Острый интерес к проблеме народности драматургии и театра. Внимание к купечеству как хранителю исконно русских основ морали и быта. Комедии «Не в свои сани не садись (1852), «Бедность не порок» (1853). Народная драма «Не так живи как хочется» (1854). Использование мотивов и образной системы народной сказки и притчи при создании пьес.
10 Отдаление Островского от членов «молодой редакции» «Москвитянина», сближение с редакцией журнала «Современник», позднее – с редакцией журнала «Отечественные записки». Комедия «Доходное место» (1856) – сатирическое разоблачение российской бюрократии. Актуальность темы чиновничества в период подготовки гражданских реформ. Тема пробуждения новых общественных сил. Воплощение этой темы в образе Жадова, молодого человека с университетским образованием, пытающегося вести честную трудовую жизнь. Сосредоточение внимания на вопросах этических. Обобщение, достигнутое при показе российской бюрократии, придало комедии «Доходное место» политическое значение.
11 Дворянско-поместная тематика в пьесе «Воспитанница» (1858). Драма «Гроза» (1859) – творческая вершина дореформенной драматургии А.Н.Островского. Новаторская смелость при создании эпического полотна русской жизни, быта и нравов купеческой среды. Противопоставление, столкновение двух основных идейных мотивов – угнетения и протеста, жестокой социальной несправедливости и естественных человеческих устремлений. Жанровое своеобразие и характер основного конфликта пьесы. Тема вины и возмездия. Проблема любви. Изображение купеческого быта и нравов в пьесе. Полемика по поводу «Грозы». Статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы».
14 Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ ( ) «В истории русской литературы Тургенев связывает эпоху Пушкина и Гоголя с литературой конца XIX века, являясь блестящим представителем критического реализма» С.М.Петров. Выдающийся реалист, мастер психологического анализа и пейзажной живописи. Начало литературной деятельности ( ). Разнообразие жанров (поэмы «Параша», «Помещик»; пьесы «Неосторожность», «Безденежье»; повести «Андрей Колосов», «Бретер», «Три портрета», «Петушков»). В первых произведениях прослеживается путь Тургенева от увлечения романтизмом к увенчанию романтического героя и к утверждению на позициях реализма.
19 Николай Алексеевич НЕКРАСОВ ( ) Детство. Ярославская гимназия. Первые годы жизни в Петербурге ( ). Начало литературной деятельности. Сборник стихов «Мечты и звуки» (1840). Сближение с В.Г.Белинским. Участие Н.Некрасова в борьбе за утверждение гоголевского направления в литературе. Произведения Некрасова первой половины 1840-х гг.: «»Родина», «Псовая охота», «Современная ода», «Отрадно видеть», «Колыбельная песня», «В дороге», «Огородник», «Пьяница». Некрасов – издатель и редактор журнала «Современник» ( ).
23 Иван Андреевич ГОНЧАРОВ Иван Андреевич ГОНЧАРОВ Объективное, детальное отражение жизни в романах И.А.Гончарова. Обломов – завершение череды образов лишних людей в русской литературе.
25 Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ ( ). Конец первой половины XIX в. – переломный этап в мировоззрении писателя. Утрата веры в идеи утопического социализма, материалистические учения русских и западноевропейских просветителей. Вера в идеал «высшего братства», основа которого в христианском самоотречении и любви к ближнему. Исследование насущных проблем русской жизни и обращение к общечеловеческим исканиям – смысла и идеала в жизни. Пореформенная ломка прежних экономических, социальных и моральных устоев, низвержение прежних авторитетов, освобождение от них человеческой личности лишало ее культурных и нравственных традиций, противопоставляя индивидуума обществу. Размышления о будущем России.
27 Лев Николаевич ТОЛСТОЙ ( ) В романе «Война и мир» Толстой рассматривает историческую проблему – влияние на судьбу народа экспансии Наполеона. Толстой как и Достоевский абсолютизировал значение нравственного начала в историческом развитии человечества. Толстой как и Достоевский абсолютизировал значение нравственного начала в историческом развитии человечества. Пьер Безухов выражает идейно-нравственные искания писателя.
28 Творчество х гг. Перелом в мировоззрении писателя, который назревал в течение всей его жизни, полной поисков истины, путей к добру и справедливости. Драматические произведения. Драма «Власть тьмы» (1886) и комедия «Плоды просвещения» (1890), «Живой труп».
Крестьянская реформа
В русской классической литературе выведены почти исключительно ПОМЕЩИЧЬИ КРЕСТЬЯНЕ, о которых и шла речь выше. Но были и другие категории крестьян, иногда вскользь упоминаемые у классиков. Для полноты картины следует с ними познакомиться.
ГОСУДАРСТВННЫЕ, или КАЗЕННЫЕ, крестьяне. Считались лично свободными, жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства. Ими руководили особые управляющие, назначаемые правительством.
УДЕЛЬНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ. Принадлежали царской семье, платили оброк, несли государственные повинности.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ до 1764 года принадлежали монастырям и церквам, затем эти земли были выделены в особые экономии, перешедшие к государству, перед которым крестьяне несли повинности, оставаясь относительно свободными. Впоследствии слились с государственными крестьянами.
ПОСЕССИОННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ принадлежали частным промышленным предприятиям и использовались как фабричные рабочие.
Отмена в 1861 году крепостного права в той или иной степени затронула все категории крестьян, но мы расскажем только о том, как она коснулась помещичьих крестьян, составлявших наиболее многочисленную категорию (23 миллиона), подробно описанную в русской классической литературе.
В целом отмена 19 февраля 1861 года крепостного права учитывала прежде всего интересы крупных помещиков-землевладельцев. Хотя крестьянин и становился лично свободным и его нельзя было больше ни покупать, ни продавать, свой земельный надел он обязан был выкупить у помещика. При этом он получал не тот надел, который обрабатывал, а сильно урезанный в пользу помещика и по цене, значительно превышавшей его действительную стоимость. При выделении наделов помещик оставлял крестьянам самую бедную, неплодородную землю.
Для составления УСТАВНЫХ ГРАМОТ, то есть документов, регулирующих отношения между помещиками и крестьянами после реформы 1861 года, из числа местных дворян назначались МИРОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ. Многое в судьбах крестьян зависело от личных качеств этих посредников, их объективности и доброжелательности. Среди мировых посредников встречались и люди либеральные, склонные к справедливому решению. Такими были Константин Левин в «Анне Карениной» Л. Толстого и Версилов в «Подростке» Достоевского, этими качествами, по-видимому, обладал и добродушный Николай Петрович Кирсанов в «Отцах и детях» Тургенева.
В интересах помещиков крестьяне должны были единовременно выплатить им 20-25% стоимости полевого надела. Остальное поначалу выплачивала казна, с тем чтобы крестьянин погасил эту ссуду в течение 49 лет, в рассрочку, по 6% ежегодно.
Крестьянин, не внесший 20-25% помещику, числился ВРЕМЕННООБЯЗАННЫМ и продолжал отрабатывать бывшему владельцу ИЗДОЛЬЩИНУ, как теперь стала называться барщина, или оброк. Временнообязанными названы семь мужиков — героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В 1883 году категорию временнообязанных отменили: к этому времени крестьяне должны были внести выкуп помещику полностью либо лишиться надела.
В среднем по реформе на одну крестьянскую семью выделялось 3,3 десятины земли, то есть три с половиной гектара, чего едва хватало, чтобы прокормиться. В некоторых местах крестьянину предоставлялось 0,9 десятины — совершенно нищенский надел.
В русской литературе крестьянская реформа 1861 года и ее последствия для помещиков и крестьян получили широкое отражение. Показателен такой диалог в пьесе Островского «Дикарка» между помещиками Ашметьевым и Анной Степановной относительно реформы. Ашметьев говорит: «Ну, нам, кажется, очень жаловаться нельзя, мы не очень много потеряли». Анна Степановна заявляет: «Так ведь это исключение, это особое счастье… Кирилл Максимыч был тогда мировым посредником и составил нам уставные грамоты с крестьянами. Он так их обрезал, что им курицу выгнать некуда. Благодаря ему я хорошо устроилась: у меня крестьяне так же и столько же работают, как и крепостные — никакой разницы».
В романе «Мать» Горького крестьянин Ефим на вопрос: «Вы сами — имеете надел?» — отвечает: «Мы? Имеем! Трое нас братьев, а надела — четыре десятины. Песочек — медь им чистить хорошо, а для хлеба — неспособная земля. » И продолжает: «Я от земли освободился, — что она? Кормить не кормит, а руки вяжет. Четвертый год в батраки хожу».
Миллионы крестьян разорялись, шли в батраки к тем же помещикам или кулакам, уходили в города, пополняя ряды бурно растущего в пореформенные годы пролетариата.
Особенно тяжелой была участь дворовых крестьян: земельного надела у них не было, и поэтому помещик не обязан был им землю предоставлять. Немногие продолжали служить у обедневших помещиков до глубокой старости, вроде Фирса в «Вишневом саде» Чехова. Большинство же было отпущено без земли и денег на все четыре стороны. Если помещик покидал свое имение, они оставались, голодая, в усадьбе, никакой месячины или жалованья платить им он уже не был обязан. О таких горемыках Некрасов писал в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:
…В усадьбе той слонялися
На произвол судьбы.
Все старые, все хворые
И, как в цыганском таборе,
Горькую судьбу дворового человека после реформы красочно описал Салтыков-Щедрин в рассказе «Портной Гришка».
Незадолго до реформы, прослышав о ней, многие помещики, несмотря на запрет, чуть не всех своих крестьян переводили в дворовые, дабы лишить их права на надел.
«Порвалась цепь великая,
Одним концом по барину,
Да, доставалось и барину, особенно небогатому: деньги, полученные по выкупу, быстро растрачивались, и жить было не на что. За бесценок продавались или закладывались ВЫКУПНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА — выданные помещикам финансовые документы, подтверждающие их право получать выкупные деньги. Оставалось продавать наследственную землю, которую быстро захватывали оборотистые купцы и кулаки. Но и этих денег хватало ненадолго.
Ранее других разорились и исчезли мелкопоместные помещики, за ними последовали среднепоместные. Картины разорения «дворянских гнезд», обнищания дворян ярко нарисованы в произведениях Бунина и А.Н. Толстого.
Под влиянием событий первой русской революции 1905 года правительство отменило взимание с крестьян выкупных платежей в 1906 году, то есть на четыре года раньше срока.
В комедии Л. Толстого «Плоды просвещения» доведенные до крайности крестьяне приезжают к помещику в город, чтобы купить у него землю. «Без земли наше жительство должно ослабнуть и в упадок произойти», — объясняет один мужик. А другой добавляет: «…земля малая, не то что скотину, — куренка, скажем, и того выпустить некуда». Однако прокутившийся помещик требует уплаты полностью, без обещанной рассрочки, а денег у крестьян нет. Только хитрость горничной Тани, использующей суеверие господ, помогает крестьянским ходокам добиться своего.
В романе Горького «Жизнь Клима Самгина» один из персонажей так характеризует положение крестьян в конце XIX века: «Живут мужики, как завоеванные, как в плену, ей-богу. Помоложе которые — уходят, кто куда».
Таковы были последствия реформы 1861 года.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Женская крестьянская одежда
Женская крестьянская одежда Деревенской женской одеждой исстари служил САРАФАН — длинное безрукавное платье с наплечьями и пояском. Перед приступом пугачевцев на Белогорскую крепость («Капитанская дочка» Пушкина) ее комендант говорит жене: «Коли успеешь, надень на
Крестьянская реформа 1861 г. и пореформенное развитие России
Крестьянская реформа 1861 г. и пореформенное развитие России В начале 50-х гг. XIX в. Россия представлялась современникам мощной в военно-политическом отношении державой. Высшие правительственные чиновники рассчитывали на якобы неограниченные военно-экономические
24. Крестьянская реформа 1861 г. Отмена крепостного права
24. Крестьянская реформа 1861 г. Отмена крепостного права К середине XIX в. кризис феодальных отношений стал очевидным. Рост капиталистической промышленности требовал все больше свободных рабочих рук, чему существенно мешала барщинная система хозяйства. В 30 – 50-е гг. XIX в.