в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке

Художественный образ, художественное время и пространство

Определения

Объяснение и примеры

Всё, что нам встречается в литературном произведении — персонажи, ситуации, обстановка и пр., — является художественными образами.

Художественный образ

Писатель не создаёт реальных миров, он только отражает в искусстве свои представления, свой вымысел. Даже если литературное произведение базировалось на реальной истории, конечный результат предстаёт перед нами таким, каким его изобразил писатель.

Художественные образы в литературном произведении — это образы людей, вещей, существ, цветов, звуков, вкусов, мыслей, ощущений.

Эти образы являются участниками событий, которые и дают развитие ситуациям, представленным в литературном произведении.

Художественное время

Поскольку время, представленное в литературном произведении, создано автором, творец может увеличивать или удлинять его продолжительность, не согласовывая свои действия с тем, сколько на самом деле длится то или иное событие.

Пример

Короткий рассказ Леонида Андреева «Жизнь человека» вмещает в себя всю жизнь ведущего персонажа, а в обширном романе «Улисс» Джеймса Джойса описан всего один день.

Если же автор стремится отметить какое-то конкретное время, то он может указать его, введя в роман датирование событий.

Пример

Иллюстрацией подобной датировки может служить известная цитата из романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»: «. Ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Уточнив, что месяц «нисан» — это конец марта — начало апреля, мы получаем достаточно точную информацию о времени описанных событий.

Если автор выбирает не привязанную к хронологии последовательность событий, то это, как правило, имеет большое значение для восприятия литературного произведения.

Пример

В романе «Герой нашего времени» события изложены не в хронологическом порядке, что позволяет нам увидеть Печорина так, как того хотел бы автор.

в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть картинку в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Картинка про в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке

Художественное пространство

В литературном мире пространство — это один из образов; оно не воспринимается на уровне чувств — только благодаря соотнесению прочитанного с прежде виденным или пережитым.

У всякого литературного произведения есть пространственные границы — условные рамки той территории, на которой разворачивается действие.

в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть картинку в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Картинка про в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке

Поскольку невозможно говорить о пространстве литературного текста в отрыве от его времени (и наоборот), в литературоведении принято называть синтез времени и пространства в тексте хронотопом.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что такое художественный образ?

Ответ. Художественный образ — это то, что отображено в искусстве.

Охарактеризуйте художественное время в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь».

Ответ. Художественное время в этой сказке (как и в большинстве сказок вообще) не соотносится с историческим. В данном случае автор использует это как приём: сюжет этой сказки актуален во все времена.

В повести Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего» оригинальная датировка записей: с октября по декабрь она не вызывает вопросов, но потом появляются записи от 2000 года, указания на вымышленные месяцы (мартобрь, фебруарий) и даже пометки о невозможности сообщить дату. Охарактеризуйте художественное время в этой повести.

Ответ. Художественное время в повести определяется внутренней логикой произведения. По мере развития странностей главного героя, от имени которого ведётся повествование, время в дневнике также становится всё более странным.

Источник

Ответы на тест по курсу: «Методика преподавания русского языка и литературы в образовательном учреждении». Русская и зарубежная литература.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Ответы на тест по курсу: «Методика преподавания русского языка и литературы в образовательном учреждении».

Какое изобразительно-выразительное средство использовал Н.В. Гоголь в названии поэмы «Мёртвые души».

В изложении известных по летописям событий автор «Слова о полку Игореве» не стремится к их последовательной и подробной передаче. Его внимание сосредоточено на описании четырех ключевых эпизодов, связанных с определенным местом. Укажите, с каким местом связан плач Ярославны.

Отметьте, какому историческому событию было посвящено «Слово о полку Игореве».

походу против половцев в 1185 г. новгород-северского князя

Укажите, какое произведение стало литературным дебютом Максима Горького:

24 сентября 1782 года считается днём рождения русской комедии. Укажите, премьера какого спектакля состоялась в этот день.

Расставьте в хронологической последовательности события из биографии и творческой деятельности А.С. Пушкина: 1.написание поэмы «Руслан и Людмила»; 2.Болдинская осень; 3.учеба в Царскосельском лицее; 4.ссылка в Михайловское

С чьей смертью связывают окончание «серебряного века»?

Отметьте, где ошибочно указано название главы произведения А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

Отметьте сатирическое(ие) произведение(ия) М.В. Ломоносова.

Отметьте верное утверждение:

Об этом произведении А.С. Пушкин писал: «Древняя Россия, казалось, найдена им, как

Н. Карамзин «История государства Российского»

Укажите, какую газету нашли генералы на острове в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Отметьте верное(-ые) утверждение(-ия) (все утверждения относятся к «Слову о полку Игореве»):

Отметьте название и автора своеобразной мифологической энциклопедии, которая объединяет 246 мифов в 15 книгах и более 12 тысяч стихов.

Отметьте все события, которые относятся к XVIII веку:

открытие Российской академии наук

деятельность кружка Феофана Прокоповича «Ученая дружина»

Подобно тому, как на иконе весь первый план занимают лик и очи, так и в литературе древнерусский писатель прославляет извечно ценные душевные качества. Отметьте эти качества:

Укажите, кто из поэтов называл себя «последним поэтом деревни

привлекательность земных радостей

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть картинку в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Картинка про в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть картинку в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Картинка про в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть картинку в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Картинка про в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Ответы на тест по курсу: «Методика преподавания русского языка и литературы в образовательном учреждении». Теория и методика обучения литературе.

Урок № 61 РАЗРЯДЫ НАРЕЧИЙ

Урок № 60 НАРЕЧИЕ: ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

Урок № 59 Тематическая Контрольная работа № 5 (диктант). Выразительное чтение вслух художественных и публицистических текстов

Методическая разработка. ИНТЕГРАЦИЯ ОЧНЫХ И ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА (ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ») СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТОВ «РУССКИЙ ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРА»

Буква Оо. Мой алфавит.

Конспект урока по русскому языку по теме: Сочинение-описание «Первый снег»

Урок № 58 Обобщение и систематизация изученного по теме «Деепричастие». Морфологический разбор деепричастий

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5267634 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть картинку в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Картинка про в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке

в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть картинку в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Картинка про в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке

В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов

Время чтения: 1 минута

в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть картинку в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Картинка про в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке

В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 2 минуты

в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть картинку в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Картинка про в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке

Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть картинку в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Картинка про в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть картинку в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Картинка про в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть картинку в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Картинка про в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Композиция и сюжет

Определения

Объяснение и примеры

Любое литературное произведение описывает события — как внешние (происшествия), так и внутренние (мысли и чувства любого персонажа, лирического героя).

Сюжет и фабула

Система этих событий и представляет собой сюжет.

Почему же нужно выделять ещё и фабулу? Если сюжет может излагаться не в хронологическом порядке и включать в себя всевозможные лирические отступления, то фабула — это чёткая последовательность событий, упорядоченная во времени.

Если вам перескажут литературное произведение, то, скорее всего, вы ознакомитесь с его фабулой; чтобы узнать сюжет, вам нужно будет прочитать произведение самостоятельно.

Пример

Классический пример разницы между сюжетом и фабулой — «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. События романа изложены не в хронологической последовательности, а в соответствии с волей автора.

Композиция

Каждое литературное произведение уникально, однако в литературе, как и, к примеру, в архитектуре, существуют общие законы. Литературное произведение строится в соответствии с композиционными нормами. Базовый план литературного произведения таков:

в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть картинку в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Картинка про в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке

Пример

В «Ревизоре» Н. В. Гоголя:

Зачастую в литературе применяется такой сюжетный приём, как антитеза — противопоставление персонажей или значимых элементов. Логичным результатом антитезы в литературном произведении является конфликт — фактическое столкновение противоположностей, заданных антитезой.

в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Смотреть картинку в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Картинка про в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке. Фото в каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке

Тип конфликта определяет пафос литературного произведения, его общий настрой.

Произвольные элементы композиции

Отметив обязательные части композиции литературного произведения, нельзя не упомянуть и о тех элементах, которые могут быть включены в литературное произведение по желанию автора. В их числе — эпиграф, пролог и эпилог.

Эпиграф (цитату из другого литературного произведения) используют, чтобы задать читателю контекст прочтения, навести его на мысль, что именно «спрятано» в данном тексте.

Пример

Эпиграф к «Капитанской дочке» А. С. Пушкина («Береги честь смолоду») позволяет нам при прочтении заострить внимание на вопросах чести и достоинства человека.

Пролог служит введением к тексту: так автор презентует своё творение. Эпилог же представляет собой дополнение к уже оконченному литературному произведению (нередко в нём рассказывается, что произошло с героями после описанных событий). И пролог, и эпилог могут быть не связаны с основным действием романа.

Пример

Примером романа с прологом и эпилогом может служить «Петербург» Андрея Белого.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что такое фабула и чем она отличается от сюжета?

Ответ. Фабула — это хронологически упорядоченная последовательность событий, изложенных в литературном произведении. Сюжет — то, как автор представил нам эти события.

Как пословица «Береги чести смолоду» соотносится с повестью А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Ответ. Данная пословица служит эпиграфом к повести. В ней присутствует некий философский вывод, к которому мы и приходим по прочтении повести «Капитанская дочка».

Источник

В каком литературном произведении события изложены не в хронологическом порядке

Сюжетом принято называть систему событий и отношений между литературными персонажами, развивающимися во времени и пространстве. Он состоит из разнообразных элементов, каждому из которых отводится своя роль в произведении. К их числу принадлежат: экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.

Сюжет – это то, что делает произведение увлекательным и интересным для читателя. Происходящие в романе или повести события позволяют раскрыть основные черты характера героев, особенности их взаимоотношений.

Что такое сюжет

Сюжет встречается далеко не во всех художественных текстах. К примеру, он зачастую отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение не повествует о действиях и поступках героев, а проникновенно передаёт их чувства.

К слову, стоит различать сюжет и фабулу. Первый представляет собой систему включённых в произведение событий, расположенных в определённой последовательности (полностью отвечающей творческому замыслу писателя).

Понятие фабулы трактуется немного иначе. Под этим определением понимают все события повествования, которые выстроены с учётом их естественного расположения во времени.

Основные этапы развития сюжета

Экспозиция

Завязка

Развитие событий

Понятие кульминации

Развязка

На этапе развязки происходит логическое завершение конфликта произведения. Оказываются раскрытыми все замыслы злоумышленников, повержены все противники, поставлена точка в отношениях.

Даже, если автор планирует писать продолжение произведения, необходимо наличие промежуточного финала. Не следует оставлять читателя, дошедшего до последних строк книги, в состоянии недоумения и растерянности.

Строим план

Виды сюжетов

Концентрический

В художественной литературе концентрический сюжет чаще всего встречается в пьесах, рассказах, повестях. Он строится возле какого-либо события, влекущего за собой целую совокупность действий (поступков героев, знаменательных происшествий). Например, в произведении «Горе от ума» А. С. Грибоедова центральное место отводится появлению молодого дворянина Чацкого в доме Фамусова. В гоголевской пьесе «Ревизор» самым примечательным событием стал приезд Хлестакова в уездный город.

В произведениях с концентрическим сюжетом отчётливо прослеживается интрига, позволяющая завладеть вниманием читателей, явно просматривается художественный конфликт. А главному герою книги удаётся сконцентрировать внимание на своих поступках и переживаниях. Но у таких сюжетов есть и весьма весомый недостаток – предсказуемость. Поскольку в произведении всего один конфликт, проницательному читателю непременно удастся предугадать дальнейший ход событий. В частности, сюжет практически всех современных любовных романов в той или иной мере отличается предсказуемостью. Основная сюжетная линия уже предопределена встречей главных героев. Вместе с тем для читателя представляет интерес сам путь разрешения конфликта (непосредственно процесс развертывания сюжета).

Во многих классических литературных произведениях, являющихся многоплановыми, встречаются оба типа сюжетов. На фоне линейного повествования разворачиваются конфликты концентрического вида. Примерами таких произведений являются книги:

Источник

Почему в романе Герой нашего времени события не по порядку

М.Ю. Лермонтов специально нарушил хронологию в «Герое нашего времени». Эта одна из особенностей, создающих уникальную композицию романа. Если выстроить главы в правильном хронологическом порядке, получим следующий список:

Особенности сюжета романа

Любое литературное произведение имеет свою систему событий, которая раскрывает не только характеры действующих лиц, но и отношение самого автора к изображаемым им явлениям и событиям, – то есть сюжет. В романе «Герой нашего времени» сюжет определяется замыслом всей системы повестей, и замысел этот – в «разворачивании» шаг за шагом истории «души человеческой», «особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою».

Как же именно строит сюжет автор? Прислушаемся к мнению русского критика В.Белинского: «роман г. Лермонтова проникнут единством мысли, и потому… его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать. Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно; тут всё выходит из одной главной идеи и всё в нее возвращается». Именно поэтому хронологический ряд событий, описываемых в романе, нарушен,- хронология не важна для воплощения идеи.

Сначала мы узнаем о Печорине в повести «Бэла», следя за разговором временных попутчиков, а затем – за рассказанной Максим Максимычем историей о молодой черкешенке и роли главного героя в ее судьбе. Следующее представление о Печорине составляем, непосредственно наблюдая за тем, как ведет себя Григорий, как проявляется его характер внешне – рассказчик подробно описывает это во второй главе романа. И, наконец, из собственноручно написанного героем журнала постигаем внутренний мир Печорина: его мысли, чувства, чаяния.

С каждой последующей повестью «Героя нашего времени» наш интерес к характеру главного действующего лица возрастает, ведь вряд ли героем времени Лермонтов назвал человека с порочным отношением к людям и полным отсутствием привлекательных человеческих качеств. Постепенно понимаешь, что именно в таком порядке разместив главы произведения, автор и смог последовательно раскрывать характер героя во всей его сложности, противоречивости и непредсказуемости. Именно этому замыслу подчинен сюжет романа «Герой нашего времени».

Тема романа Лермонтова «Герой нашего времени» (1840) — изображение общественной ситуации 30 — 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть «межвременьем», потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов потерпело поражение, что свидетельствовало об ошибочности их общественно-политических убеждений. Но, разочаровавшись в декабристских идеалах, общество пока ещё не сформировало новых общественных целей. Таким образом, молодые люди (в том числе и Лермонтов), живущие в 30 — 40-е годы, могут быть отнесены к «потерянному поколению»: они находятся как бы на распутье. Старые идеалы уже отвергнуты, а новые ещё не найдены. Лермонтов так писал о своём поколении в стихотворении «Дума» (1838): И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом.

Идея романа выражена в самом заглавии — «Герой нашего времени». Так Лермонтов назвал Печорина. Характеристика главного героя весьма иронична, потому что слово «герой» может быть понято по крайней мере в трёх значениях. Во-первых, герой — это просто участник события; во-вторых, герой — это человек, совершивший подвиг доблести и чести; в-третьих, слово «герой» может употребляться иронически, когда этим словом называется недостойный человек, то есть «герой» воспринимается как «антигерой». Ирония писателя заключается в том, что автор не объясняет, в каком значении он употребляет слово «герой». В предисловии к «Журналу Печорина» автор пишет: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать моё мнение о характере Печорина. Мой ответ — заглавие этой книги. «Да это злая ирония!» — скажут они. — «Не знаю»».

«Герой нашего времени» — социально-психологический роман: Лермонтов описывает состояние русского общества в период межвременья, а главное внимание уделяет раскрытию характера Печорина — представителя современного российского общества. И сюжет, и композиция служат решению этой художественной задачи.

Сюжет романа необычен. В нём отсутствует экспозиция: читатель ничего не знает о жизни Печорина до его приезда на Кавказ, кто его родители, как он воспитывался, какое у него образование, почему он оказался на Кавказе. В сюжете нет и завязки — например приезда Печорина на Кавказ. В романе само действие представлено как ряд эпизодов из жизни главного героя, описанных в пяти повестях. Поэтому в романе пять кульминаций, которые одновременно являются кульминациями отдельных повестей. В романе есть развязка: это сообщение, что «Печорин, возвращаясь из Персии, умер» (предисловие к «Журналу Печорина»). Таким образом, общая сюжетная линия романа представлена только кульминациями и развязкой.

Каждая отдельная повесть имеет свой законченный сюжет. Это можно легко доказать на примере «Тамани». Завязкой повести является ночная сцена, когда Печорин случайно подглядел встречу контрабандистов. Описание же городка Тамани, дома, где Печорин получил временный постой, и обитателей этого дома — экспозиция повести. Кульминацией становится сцена ночного свидания, в результате которого герой чуть не утонул. Развязка наступает сразу же после неудачного свидания: Печорин видит, как девушка-контрабандистка уплывает со своим милым Янко, прихватив большие узлы, в которых, как потом выяснилось, были вещи, украденные у Печорина. Повесть заканчивается своеобразным эпилогом, где главный герой рассуждает о своём приключении и о своей несчастной судьбе — разрушать всё вокруг себя.

Композиция романа также, как и сюжет, необычна. Как уже было отмечено, общий сюжет романа не имеет экспозиции и завязки, а развязка находится в середине текста. Весь роман построен по кольцевой композиции: начинается с «Бэлы» и кончается «Фаталистом», то есть время обеих повестей относится к периоду службы главного героя в далёкой горной крепости, вначале и в конце присутствуют два героя — Максим Максимович и Печорин.

Кроме того, пять повестей, которые составляют всё произведение, расположены странным образом, с нарушением временной последовательности. По намёкам, разбросанным в романе, учитывая логику развития действия, можно утверждать, что повести должны быть расположены следующим образом: «Княжна Мери», «Бэла», одновременно с ней «Фаталист», потом «Максим Максимович». Литературоведы спорят о месте в этом ряду повести «Тамань». По одной версии «Тамань» открывает приключения Печорина на Кавказе, по другой — эта повесть может быть поставлена в любое место хронологической цепи, потому что в «Тамани» отсутствуют какие-либо сведения или намёки на события в других повестях. Из приведённых точек зрения более убедительной кажется вторая.

Повести в романе расположены не в хронологической последовательности, а именно: «Бэла», «Максим Максимович», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Почему же Лермонтов выбирает именно такое построение? Потому что для писателя важна прежде всего не временная последовательность, но наиболее полное раскрытие характера главного героя. Избранная писателем очерёдность повестей лучше всего служит поставленной задаче.

Характер Печорина раскрывается постепенно. В «Бэле» о главном герое рассказывает Максим Максимович, человек добрый, честный, но довольно ограниченный, недостаточно образованный для того, чтобы понять Печорина. В результате, из рассказа штабс-капитана, Печорина можно представить крайним эгоистом, который по своей прихоти, не задумываясь, губит Бэлу. Печорин — человек, который сам для себя устанавливает правила поведения: он помогает Азамату украсть у Казбича чудесную лошадь, что явно противоречит кодексу чести русского офицера. Но, несмотря на такие неприглядные поступки, Максим Максимович замечает, что характер Печорина противоречив: Григорий Александрович быстро охладел к Бэле, однако очень тяжело переживал её смерть; он не боялся на охоте идти против кабана, но бледнел от скрипа двери и т.д. Эти непонятные противоречия оставляют у читателя впечатление, что Печорин не заурядный злодей и эгоист, а человек с неоднозначным, сложным (то есть интересным) характером.

Такое впечатление усиливается во второй повести, где Печорина описывает безымянный офицер-путешественник, более близкий главному герою по взглядам и развитию, чем Максим Максимович. Офицер наблюдает во Владикавказе нетоварищеское поведение Печорина, который не спешит встретиться с добрым штабс-капитаном, но одновременно наблюдатель отмечает, что Печорин побледнел и принуждённо зевнул, когда Максим Максимович упомянул о Бэле. Кроме того, рассказчик даёт психологический портрет Печорина, в котором сочетаются самые противоречивые черты. Волосы у героя светлые, а усы и брови тёмные; походка небрежная и ленивая, а руками не размахивает; у него стройная, крепкая фигура, а сидит он так, как будто у него в спине нет ни одной косточки; на вид ему тридцать лет, а в улыбке есть что-то детское и т.д. Это портретное описание ещё больше подчёркивает противоречивость характера главного героя.

Три последние повести составляют дневник («журнал», как говорили во времена Лермонтова), в котором Печорин сам рассказывает о себе и своих мыслях. Из «Тамани» выясняется, что Григорий Александрович имеет чрезвычайно деятельную натуру: из любопытства, не задумываясь о последствиях, он вмешивается в жизнь совершенно посторонних людей. Из самых опасных ситуаций ему удаётся счастливо выпутаться (не умея плавать, он бесстрашно отправляется в лодке на свидание и в критический момент успевает — таки скинуть девушку в воду). Заканчивая свой рассказ о случае в Тамани, Печорин, однако, не очень радуется счастливому финалу, но с грустью отмечает, что и здесь, как обычно, оставил после своего приключения только беды и разрушения, вопреки собственным желаниям.

В «Княжне Мери» к прежним чертам героя (эгоизму, презрению к общепринятым правилам чести, таланту подчинять себе окружающих, влюблять в себя дам и вызывать ненависть кавалеров) добавляется очень важная черта, которая выясняется в решительный момент жизни Печорина — из ночных размышлений перед дуэлью. Григорий Александрович, вполне допуская, что завтра может быть убит, подводит своеобразный итог прожитой жизни. Он спрашивает себя, для чего жил, ради какой цели родился, и не находит ответов. Перед читателем предстаёт страдающий от собственной бесполезности, одиночества человек, о котором никто не пожалеет, никто не заплачет в случае его смерти.

В последней повести «Фаталист» автор отодвигает на второй план эпизоды, в которых проявляется уже известный читателю эгоизм Печорина (бессердечное пари с Вуличем), а подробно описывает успешный захват пьяного казака, который произошёл бескровно, благодаря решимости и смелости Печорина. Автор доказывает, что главный герой способен не только на эгоистические поступки, но и на деятельное добро. Таким образом, характер Печорина поворачивается к читателю совершенно неожиданной стороной.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что роман «Герой нашего времени» чрезвычайно сложен как по построению, так и по идейному содержанию. Эта сложность обусловлена, в свою очередь, психологической неоднозначностью образа Печорина.

Общий сюжет произведения имеет практически только два обязательных элемента — пять кульминаций и развязку. Композиция кольцевая и, кроме этого, необычная потому, что нарушены, во-первых, логическая последовательность элементов общего сюжета (развязка находится в середине романа), во-вторых, временная последовательность событий. Такое построение подчинено постепенному раскрытию характера главного героя — от бессердечного эгоиста и циника в начале романа до очень привлекательного человека, способного на благородные поступки, в конце. Иными словами, последовательность повестей в «Герое нашего времени» мотивируется не только сменой рассказчиков (Максим Максимович, автор, Печорин), но и постепенным знакомством читателя с главным героем.

Соотношение сюжета и фабулы «Героя нашего времени»

Читая страницу за страницей, мы сразу можем заметить: временная последовательность событий романа отличается от порядка расположения повестей, который определил Лермонтов. «Еду в действующий отряд по казенной надобности», – пишет в журнале Печорин в «Тамани», и хронологически именно эта часть открывает повествование о главном герое. За ней следует рассказ о пребывании Григория на водах и наутро после дуэли получившего «приказание от высшего начальства отправиться в крепость Н».

Против чего направлена пьеса “Ревизор” – сочинение по теме комедии Гоголя

Из «этой скучной крепости» Печорину «случилось» уехать и «прожить две недели в казачьей станице», здесь он решает для себя вопрос, предопределена ли судьба любого человека. Служа и дальше в крепости, Григорий похищает Бэлу. Последние передвижения Печорина мы прослеживам, наблюдая за встречей его со штабс-капитаном («еду в Персию – и дальше») и читая предисловие рассказчика к «Журналу Печорина» («недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер»).

Сравним хронологический и авторский ряд повестей

В сюжете повести выстроены в такой последовательности: «Бэла» – «Максим Максимович» – Предисловие к «Журналу Печорина» – «Тамань» – Княжна Мэри» – «Фаталист».

Фабула же требует временного порядка: «Тамань» – «Княжна Мэри» – «Фаталист» – «Бэла» – «Максим Максимович» – Предисловие к «Журналу Печорина».

Сюжет и фабула романа «Герой нашего времени», таким образом, не совпадают. Хронология, по убеждению Лермонтова, не направляет нас к постижению характера главного героя, поэтому-то и не нужна. А построение сюжета не только дает возможность понять характер главного героя, но вместе с тем побуждает каждого читателя заглянуть и в глубины собственной души. Согласимся с А.Н.Толстым: «Лермонтов … в пяти повестях, связанных единым внутренним сюжетом — раскрытием образа Печорина, героя времени, продукта эпохи, раскрывает перед нами совершенство реального, мудрого … искусства. Читаешь и чувствуешь: здесь всё — не больше и не меньше того, что нужно и как можно сказать».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *