в каком литературном направлении в качестве
кто шарит в литературе-сюда!!)
люди,помогите с заданиями,плиииз!
1. Какой принцип является «лишним» для классицизма:
а) единство места;
б) единство времени;
в) единство действия;
г) единство языка.
2. Соотнесите произведения и литературные направления:
1) классицизм; 2) сентиментализм; 3) романтизм; 4) реализм;
а) «Бедная Лиза»;
б) «Фелица»;
в) «Ася»;
г) «Светлана»
3. В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идиллическая жизнь на лоне природы:
а) классицизм;
б) сентиментализм;
в) романтизм;
г) реализм;
4. Какая характеристика не относится к романтизму:
а) деление жанров на высокие и низкие;
б) противоречие между идеалом и действительностью;
в) стремление к свободе;
г) конфликт между личностью и обществом.
5. Какой жанр классицизма не относится к «высоким» :
а) сатира;
б) ода;
в) трагедия;
г) эпопея.
6. Кто впервые в русской литературе написал стихотворение по тексту произведения Горация «Памятник»
а) Г.Р. Державин;
б) М.В. Ломоносов;
в) А.С. Пушкин;
г) М.Ю. Лермонтов.
7. Какие по характеру произведения не писал Н.М. Карамзин:
а) публицистические;
б) исторические;
в) сатирические;
г) сентиментальные.
8. Кто является основателем русского романтизма :
а) Г.Р. Державин;
б) В.А. Жуковский;
в) Н.М. Карамзин;
г) А.С. Пушкин.
9. Для какого литературного направления характерно тяготение к экзотике, интерес к истории :
а) классицизм;
б) сентиментализм;
в) романтизм;
г) реализм.
В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идиллическая жизнь на лоне природы:
Литературные направления в таблицах
Содержание:
Прежде чем говорить о конкретных литературных тенденциях и жанрах, сначала необходимо узнать о литературных направлениях. Они представляют собой исторические воплощения художественного познания и воспроизведения мира, проявляющееся в идеологическом и эстетическом сообществе группы писателей.
В истории литературы выделяют: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм.
Литературное направление – особый синтез способа познания реальности посредством искусства и индивидуального стиля творца. Любое литературное направление включает в себя совокупность произведений, имеющих единые черты. В рамках литературного периода может появиться несколько литературных направлений, например, в эпоху Просвещения – классицизм и сентиментализм, а также рококо. Название доминирующего направления часто становится названием целого периода в литературе, а его временные рамки могут выходить за четкие пределы. Литературные направления могут образовывать течения или школы.
Литературные направления
Основные признаки и представители литературного направления
Классицизм
Сентиментализм
Романтизм
Реализм
Критический Реализм
Модернизм
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Постмодернизм
Помимо этих основных направлений часто выделяют:
1) житие; 2) воинская повесть; 3) слово; 4) летопись
2. Какой принцип является «лишним» для классицизма:
1) единство места; 2) единство времени; 3) единство действия; 4) единство языка
3. Соотнесите произведения и литературные направления:
1) классицизм; 2) сентиментализм; 3) романтизм; 4) реализм;
а) «Бедная Лиза»; б) «Фелица»; в) «Ася»; г) «Светлана»
4. В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идиллическая жизнь на лоне природы:
1) классицизм; 2) сентиментализм; 3) романтизм; 4) реализм
5. Кого имел в виду М. В. Ломоносов под именем «Невтон», когда написал: «…может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов российская земля рождать»:
1) Нептуна; 2) знаменитого певца; 3) Ньютона; 4) древнегреческого философа?
6. Кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит фраза: «Упал он больно – встал здорово»:
1) Лизе; 2) Чацкому; 3) Фамусову; 4) Софье?
7. Названию произведения какого автора соответствует название оды А. С. Пушкина «Вольность»:
1) Г. Р. Державина; 2) Н. М. Карамзина; 3) В. А. Жуковского; 4) А. Н. Радищева?
8. Из какой страны вернулся в свое имение герой романа А. С. Пушкина « Евгений Онегин» Владимир Ленский:
1) Германия; 2) Италия; 3) Англия; 4) Франция?
9. Каким стихотворным размером написан роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:
1) анапест; 2) хорей; 3) дактиль; 4) ямб?
10. Как называлось имение, в котором провел свое детство М. Ю. Лермонтов?
1) Лермонтово; 2) Тарханы; 3) Болдино; 4) Стрешнево?
11.Какая повесть из составляющих роман М. Ю. Лермонтова « Герой нашего времени» является последней в хронологическом отношении:
1) «Бэла»; 2) «Максим Максимыч»; 3) «Фаталист»; 4) «Княжна Мери»?
12. Как определил Н. В. Гоголь жанр «Мертвых душ»:
1) роман; 2) поэма; 3) эпопея; 4) повесть?
13. Какой эпиграф взят Гоголем для комедии «Ревизор»:
1) «О rus… О Русь!» 2) «Береги платье снову, а честь смолоду» 3) «На зеркало неча пенять,
коли рожа крива» 4) «И дым отечества нам сладок и приятен»
14. Как определил Ф. М. Достоевский жанр «Белых ночей»:
1) повесть; 2) роман; 3) поэма в прозе; 4) сентиментальный роман.
15. Какое литературное направление появилось раньше Серебряного века:
1) романтизм; 2) акмеизм; 3) футуризм; 4) символизм?
16. Какие художественные средства выразительности использованы в строке С. А. Есенина: «Отговорила роща золотая»:
1) гипербола и метафора; 2) сравнение и градация;
3) олицетворение, эпитет, инверсия; 4) олицетворение, инверсия?
В каком литературном направлении в качестве
Приверженцы романтизма в русской литературе;В. А. Жуковский
А.С. Пушкин (ранние творения автора)
Н. М. Языков
М. Ю. Лермонтов (ранние произведения); Особенности романтизма;бегство героя из реального в идеальный мир
упоминание автором исторических событий
использование фольклорных мотивов в художественном произведении
психологизм (углубленный анализ внутреннего мира литературного героя); Представители в зарубежном литературном творчестве;Виктор Гюго
Проспер Мериме; Жанровое разнообразие;Поэма, баллада, роман;
Главные герои произведений романтизма – яркие, харизматичные личности с непокорным, зависимым характером. Как правило, они оказываются одинокими. Окружающие главных героев люди не в состоянии понять и принять личность, находящуюся в вечном состоянии борьбы.
Образ главного героя в большинстве случаев таит в себе множество тайн и загадок. Произведениям в духе романтизма присущи необычные обстоятельства (наличие дремучего леса, высоких гор или цыганского табора в тексте).
Реализм
Упоминая основные литературные направления и течения, стоит рассказать и о реализме.
Основная его черта – объективное изображение жизненных явлений в творчестве. Если учитывать преимущественно эту особенность, это направление в русской литературе появился уже давно. В позднем творчестве А. С. Пушкина быт героев изображается с предельным чувством отстранённости. «Зрелые» произведения великого поэта и писателя, несомненно, можно отнести к реализму. Это литературное направление включает в себя несколько разновидностей.
Представители в русском литературном творчестве;Л. Н. Толстой
А. С. Пушкин; Представители в зарубежной литературе;Э. Золя
Ч. Диккенс
О. де Бальзак; Основные отличительные черты реализма;реализму присуща максимальная достоверность изображаемых событий. Это наглядно продемонстрировал автор произведения «Война и мир» Л. В. Толстой.
Литературному направлению свойственна типизация характеров персонажей (принципы воспитания Т. Лариной или Обломова).
В произведении присутствуют принципы народности, историзма (произведение М. Шолохова «Тихий Дон»).
Формирование характеров героев во многом обусловлено влиянием общественной среды.
Персонажи произведений направления реализм изображены с особым психологизмом (представитель этого литературного направления Федор Михайлович Достоевский выполнял портреты героев очень искусно, влияя на тонкие струны души читателя).
Заметна неоднозначность авторской позиции. В произведениях популярного литературного направления отсутствует явное деление на отрицательных и положительных героев.
Происходит появление новых типов литературных персонажей (типы «лишнего человека», «маленького человека» и т. д. Жанровые особенности;Реализму присущи следующие жанры:
роман-эпопея
роман
рассказ
повесть;
Контрольно-измерительные материалы по литературе. 9 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.
А2. Какое литературное направление было основным в 30-е годы 18 века?
А3. Какой принцип является «лишним» для классицизма:
б) единство времени;
в) единство действия;
А4. В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идиллическая жизнь на лоне природы:
а) жанр литературы, большое сюжетно-разветвлённое повествование;
б) малый литературный жанр, который носит аллегорический характер и заключает в себе моральное или религиозное поучение;
в) прозаический жанр непостоянного объёма, который стремится к сюжету, отражающему естественное течение жизни;
г) жанр лирической поэзии: торжественное, возвышенное, прославляющее произведение.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его –
В похвалу трудам его и ранам –
По былинам времени сего,
Не гоняясь мыслью за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орел, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Жил он в громе дедовских побед,
Знал немало подвигов и схваток,
И на стадо лебедей чуть свет
Выпускал он соколов десяток.
И, встречая в воздухе врага,
Начинали соколы расправу,
И взлетала лебедь в облака
И трубила славу Ярославу,
Пела древний киевский престол,
Поединок славила старинный,
Где Мстислав Редедю заколол
Перед всей косожскою дружиной,
И Роману Красному хвалу
Пела лебедь, падая во мглу
«Слово о полку Игореве»
А6. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) житие; 3) поучение;
2) летопись; 4) воинская повесть.
А7. Какое место занимает этот фрагмент в произведения?
2) завершает повествование;
3) является кульминацией сюжета;
4) играет роль вставного эпизода.
A8. Главной темой данного фрагмента является:
1) описание битвы с половцами;
2) причины похода Игоря;
3) характеристика Бояна;
4) изображение древних русских князей.
А9. Что лежит, по мысли автора, в основе его повествования?
2) былины времени сего;
3) фантастические события;
А10. С какой целью в данном фрагменте приводится описание старинных песен, созданных Бояном?
1) выявить отсутствие у Бояна серьезного отношения к жизни;
2) описать созданные Бояном произведения;
3) выявить особенности данного повествования и показать его отличие от произведений Бояна;
4) показать, что автор отрицательно относится к Бояну и его творчеству.
В1. Укажите лексическое средство, с помощью которого в произведении характеризуются предметы и явления далекого прошлого («деянья», «сего», «мыслию по древу»).
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действии (со слов: «Тот Боян. »)
В3. Из фрагмента выпишите эпитет, который характеризует князя Игоря.
В4. В тексте отрывка найдите имена всех перечисленных русских князей и выпишите их.
При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.
А1. Какова основная тематика произведений древнерусской литературы?
А2. Назовите литературное направление России конца 18 века:
А3. какой жанр классицизма не относится к «высоким»?
а) сатира; в) трагедия;
А4. Для какого литературного направления характерно тяготение к экзотике, интерес к истории:
А5. Что такое элегия?
а) лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.
б) малый литературный жанр, который носит аллегорический характер и заключает в себе моральное или религиозное поучение;
в) прозаический жанр непостоянного объёма, который стремится к сюжету, отражающему естественное течение жизни;
г) жанр лирической поэзии: торжественное, возвышенное, прославляющее произведение.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
Властителям и судиям
Восстал всевышний Бог,
да судит Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
Г.Р. Державин «Властителям и судиям»
А6. К какому жанру классической поэзии относится стихотворение Г. Р. Державина «Властителям и судиям»?
1) элегия; 3) послание;
А7. Ведущей в стихотворении является тема:
2) законности и беззакония;
3) природы и родины;
4) свободы и одиночества.
A8. Как называется художественно-выразительное средство, использованное поэтом в строках: «И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!»?
1) метафора; 3) сравнение;
2) метонимия; 4) эпитет.
А9. Какое чувство вызывают у лирического героя современные властители?
1) грусти; 3) умиления;
2) радости; 4) негодования.
А10. Лирический герой стихотворения:
1) уходит от реальной жизни в мир иллюзий;
2) заботится о крепостных крестьянах;
3) напоминает властителям об их долге;
4) мечтает о революционном перевороте.
В1. В строке: «Покрыты мздою очеса. » использован синтаксический прием, основанный на нарушении традиционного порядка слов в предложении. Назовите этот прием.
В2. Найдите словосочетание в первой строфе, объясняющее, кто вправе судить царей.
В3. Укажите название лексического средства, использованного в следующих словах и словосочетаниях: «мздою очеса», «злодействы», «зыблет».
В4. Определите размер, которым написано стихотворение.
9 класс, 1 четверть
При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.
А1. Что характерно для реализма?
б) конфликты строятся на столкновении разума, чувства и долга; главный герой имеет одну преобладающую черту характера и является исключительно положительным или отрицательным;
в) язык произведений отличается величавостью, пышностью и яркостью; необычность сюжета, обстановки и героев;
А2. Из какого стихотворения А.С.Пушкина эти строки?
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;»
А3. Каким стихотворным размером написан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
А4. Какой герой не является действующим лицом романа М.Ю. Лермонтова «Герои нашего времени»?
А5. Что такое фабула?
а) краткое высказывание персонажа, как правило, произносимое в ответ на слова другого;
б) употребление слова в переносном значении;
в) цепь событий произведения, о которых повествуется в сюжете в их логической последовательности;
г) малый литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог;
Его пример другим наука:
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
А6. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
А7. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) играет роль лирического отступления;
2) открывает повествование;
3) является кульминацией сюжета;
4) является завязкой сюжетного действия.
A8. Главной темой данного фрагмента является:.
1) портрет дяди Онегина;
3) знакомство Онегина с автором ;
4) воспитание Онегина.
А9. Какое чувство, по мысли Онегина, овладеет им, когда он будет сидеть у постели больного дяди?
А10. С какой целью в данном фрагменте приводится описание мыслей Онегина?
1) выявить отсутствие в герое серьезного отношения к жизни;
2) показать внутренний мир героя, его образ мыслей;
3) охарактеризовать отношение Онегина к дяде;
4) показать жадность Онегина.
В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать образ и выразить свое отношение к нему («честных», «низкое»).
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его мыслей.
В3. В строках: «Он уважать себя заставил / И лучше выдумать не мог. » использовано нарушение традиционного порядка слов в предложении. Назовите этот синтаксический прием.
В4. Во фрагменте найдите словосочетание, с помощью которого Онегин характеризует заботу о больном дяде.
При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.
А1. Что такое лирика?
а) малая форма эпической прозы, сопоставляемая с повестью как более развёрнутой формой повествования;
б) жанр лирической поэзии и музыки; торжественное, возвышенное, прославляющее произведение;
в) род литературы, предметом изображения которого является содержание духовной жизни;
г) устное народное творчество, которое отражает жизнь народа, его воззрения и идеалы.
А2. Из какого стихотворения А.С.Пушкина эти строки?
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
в) «Сожженное письмо»;
А3. Сколько строк в «онегинской строфе»?
А4. Какая повесть из составляющих роман М.Ю. Лермонтова «Герои нашего времени» является последней в хронологическом отношении?
А5 Что такое фабула?
а) заключительная часть произведения, коротко сообщающая о судьбе героев после описанных в нём событий;
б) употребление слова в переносном значении;
в) способ развёртывания, последовательность и мотивировка передачи описываемых событий;
г) малый литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
А6. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
А7. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) является экспозицией;
2) завершает повествование;
3) является кульминацией сюжета;
4) является завязкой сюжетного действия.
A8. Главной темой данного фрагмента является:
1) характеристика Печорина;
2) описание человеческой доброты;
3) описание Грушницкого;
А9. Какова цель жизни Грушницкого?
1) вскружить голову молоденькой девушке;
2) сделаться героем романа;
А10. С какой целью в данном фрагменте приводится описание внешности Грушницкого?
1) очернить героя в глазах читателей;
2) показать отношение Печорина к внешности Грушницкого;
3) охарактеризовать психологическое состояние героя;
4) заинтриговать читателя.
В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить свое отношение к нему («пышные», «прекрасное», «исключительные»).
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Он хорошо сложен. »).
В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Он довольно. », выпишите объяснение, почему эпиграммы Грушницкого никогда не бывают метки и остры.
В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Он довольно. », найдите эпитет, характеризующий храбрость Грушницкого.