в каком литературном направлении писал есенин
Сергей Александрович Есенин. Биографическая справка
3 октября исполняется 115 лет со дня рождения поэта Сергея Есенина.
Русский поэт Сергей Александрович Есенин родился 3 октября (21 сентября по ст. стилю) 1895 г. в селе Константинове Рязанской губернии, в крестьянской семье.
В 1909 г. окончил Константиновское земское училище и поступил в учительскую школу в Спас-Клепиках. Школа, являвшаяся учебным заведением закрытого типа, находилась в ведении церковных властей и готовила учителей церковноприходских школ грамоты.
Осенью 1913 года Есенин вступил в гражданский брак с Анной Изрядновой, работавшей вместе с ним в типографии. У них родился сын Юрий, но Есенин вскоре оставил семью.
В Москве Есенин стал действительным членом Суриковского литературно-музыкального кружка, учился на историко-философском отделении Московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского.
Первое стихотворение Сергея Есенина («Береза») было опубликовано в 1914 г. под псевдонимом Аристон; публикация была в детском журнале «Мирок» (№ 1). Вскоре он стал печататься под собственным именем, сотрудничал с детскими журналами «Проталинка», «Доброе утро», газетами «Путь правды», «Новь».
В марте 1915 г. Есенин покинул Суриковский кружок и переехал в Петроград, где познакомился с Александром Блоком, Андреем Белым, Владимиром Маяковским.
Стихи Есенина стали появляться в столичных журналах, в начале 1916 года вышел первый сборник стихов Сергея Есенина «Радуница».
Сергей Есенин к первому своему сборнику отнесся критически, посчитав, что часть стихотворений печатать не стоило; в 1918 г., при подготовке второго издания «Радуницы», им было исключено шестнадцать стихотворений (почти половина сборника в первой публикации). Очень требовательно Есенин относился и к названиям своих последующих сборников, среди которых были «Голубень», «Заренка», «Преображенье», «Руссеянь», «Трерядница», «Ржаные кони», «Страна советская», «Березовый ситец», «Персидские мотивы».
В 1916 г. Есенина призвали на военную службу. После Февральской революции он самовольно ушел из армии.
В 1919-1921 гг. Есенин много путешествовал (Соловки, Мурманск, Кавказ, Крым, Туркестан, Бессарабия).
В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появились мотивы «развороченного бурей быта» (в 1920 г. распался длившийся около трех лет его брак с актрисой Зинаидой Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстал хулиганом, скандалистом с окровавленной душой, ковыляющим «из притона в притон», где его окружает «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Исповедь хулигана» (1921); «Москва кабацкая» (1924).
Есенин в очередной раз пытается начать семейную жизнь. 18 октября 1925 года состоялась регистрация его брака Софьей Толстой (внучкой Льва Толстого), но и это брак не был счастливым.
Среди лучших стихотворений поэта последних лет: «Письмо к матери» («Ты жива еще, моя старушка. «), «Мы теперь уходим понемногу..», «Отговорила роща золотая. «, в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую так любили Есенина.
27 декабря 1925 г. поэт написал свое последнее стихотворение: «До свиданья, друг мой, до свиданья, / Милый мой, ты у меня в груди. В этой жизни умирать не ново, / Но и жить, конечно, не новей».
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Дополнительный источник: Краткая литературная энциклопедия, Москва, 1964
Поэтический путь Сергея Есенина
Тема: поэтический путь Сергея Есенина
Цель: обобщить и закрепить знания о творчестве Сергея Есенина
Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) – великий русский поэт, представитель новокрестьянского поэтического искусства и имажинизма в литературе.
Родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Образование Есенина было получено в местном земском училище(1904-1909), затем до 1912 года – в классе церковно-приходской школы. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве.
Впервые стихотворения Есенина были опубликованы в 1914 году. В Петрограде свои стихи Есенин читает Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов» и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»1916 г.) поэт получил широкую известность.
В лирике Есенин мог психологически подойти к описанию пейзажей. Еще одной темой поэзии Есенина является крестьянская Русь, любовь к которой чувствуется во многих его произведениях.
Начиная с 1914 года Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей (стихотворения «Сиротка» 1914г., «Побирушка»1915г., повесть «Яр»1916 г., «Сказка о пастушонке Пете…»1925 г.).
В это время к Есенину приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи. Максим Горький писал: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники».
В 1918-1920 годах Есенин увлекается имажинизмом, выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана»(1921),«Трерядница»(1921), «Стихи скандалиста»(1923), «Москва кабацкая»(1924).
После знакомства с танцовщицей Айседорой Дункан в 1921 году Есенин вскоре женится на ней. До этого жил с А.Р.Изрядновой (родился сын Юрий), З.Н.Райх (сын Константин, дочь Татьяна), Н.Вольпиной (сын Александр). После свадьбы с Дункан путешествовал по Европе, США. Их брак оказался краток – в 1923 году пара распалась, и Есенин вернулся в Москву.
В дальнейшем творчестве Есенина критично были описаны российские лидеры (1925г. «Страна негодяев»). В этом же году выходит сборник «Русь Советская».
Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого.
Портреты Сергея Александровича Есенина
В январе 1913 года Есенин завершает работу над драмой в стихах «Пророк». В феврале 1913 года он возвращается из Константинова в Москву и устраивается на работу в типографию «Товарищество И. Д. Сытина» (Пятницкая 81)
С.А.Есенин. Фотография 1913 г. Москва.
В марте 1915 г. С.А.Есенин приезжает в Петроград, встречается с А.А.Блоком на его квартире, читает свои стихи, получает рекомендательные письма к С.М.Городецкому и М.П.Мурашеву. А.А.Блок надписывет Есенину книгу своих стихов. Есенин читает С.М.Городецкому свои стихи. Получает от него рекомендательные письма к редактору-издателю «Ежемесячного журнала» В.С.Миролюбову и секретарю журнала «Задушевное слово» С.Ф.Либровичу.
Весной 1915 года Есенин приезжает в Петроград. Здесь и происходит его знакомство с С.Городецким. «Он был очарователен со своим звонким озорным голосом, с барашком вьющихся льняных волос, – которые он позже будет с таким остервенением заглаживать под цилиндр, – синеглазый. Таким я его нарисовал в первые же дни и повесил рядом с моим любимым тогда Аполлоном Пурталесским.»
С.Есенин и С.Городецкий. Фото М.Мурашева, 1915 г. В январе 1916 года издатель М.В.Аверьянов выпускает в свет первую книгу Есенина «Радуница». О своем первом сборнике Есенин не раз упомянет в автобиографиях: «Книга вышла через год, как появились в Петрограде стихи под названием «Радуница», издание Аверьянова 1916 г. О ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант. Я знал это лучше других».
С.А.Есенин и Н.А. Клюев. Фотография, сентябрь-октябрь 1916 г. Петроград. В январе 1919 года будущие имажинисты В.Шершеневич, А.Кусиков, Р.Ивнев, А.Мариенгоф и Есенин включаются в реорганизацию деятельности Всероссийского союза поэтов и используют представившуюся возможность для усиления своего влияния.
С.А.Есенин. Фотография, 1919 г. Наиболее значительным явлением в личной жизни Есенина была встреча в 1921 году с прославленной американской танцовщицей Айседорой Дункан.
С.Есенин и А.Дункан. Фотография. 1922 г. Нью-Йорк. Дочь фотографа И. М. Наппельбаум в воспоминаниях «В те двадцатые.» пишет о подробностях съемки: «Затем он [отец] предложил Есенину сделать его отдельный портрет. Тот успел уже надеть шубу, не захотел ее снимать, а отец и не настаивал: так и снял поэта в этой шубе у портьеры, с папиросой в руке.» (журн. «Огонек». М., 1985, № 40, с. 23)
С.Есенин. Ленинград. Фото М. С. Наппельбаума, 1924. «Лично с Есениным они [Леонов и Есенин] познакомились в начале 1924 года в Гнездниковском переулке, на квартире Анны Абрамовны Берзинь. К тому времени у Леонова вышли две книжки, и одна из них – повесть «Петушихинский пролом» – Сергею Есенину очень понравилась. В тот момент есенинские разногласия с имажинистами уже достигли точки, близкой к критической, но неизменным оставалось желание поэта собрать вокруг себя людей, близких по духу, буйных, даровитых. Леонов – подходил.» (З.Прилепин. Леонид Леонов)
C.Есенин и Л.Леонов. Редакция журнала «Прожектор». Москва. Фотография, 1924. Рассказ об этой фотографии см. в книге: Прилепин 3. Леонид Леонов. «Игра его была огромна» (глава «Леонов и Есенин»).
В ноябре 1925 года Есенин заканчивает один из вариантов «Черного человека» и сдает в печать.
С.Есенин. Москва. Фотография, 1925.
Особенности поэзии
Особенности Есенина, как поэта, заключаются в тесной связи его поэзии с фольклором и народными традициями. Автор не стеснялся в выражениях, активно использовал элементы разговорной речи, показывая городу экзотику окраин, куда столичные литераторы даже не смотрели. Этим колоритом он покорил придирчивую публику, которая нашла в его творчестве национальную самобытность.
Есенин стоял особняком, так и не примкнув ни к одному из модернистских течений. Его увлечение имажинизмом было кратким, он вскоре нащупал собственный путь, благодаря чему запомнился людям. Если про какой-то «имажинизм» слышали лишь немногие любители изящной словесности, то Сергея Есенина знают все еще со школьной скамьи.
Песни его авторства стали по-настоящему народными, их до сих поют многие известные исполнители, и эти композиции становятся хитами. Секрет их популярности и актуальности в том, что сам поэт являлся обладателем широкой и противоречивой русской души, которую он и воспел в понятном и звонком слове.
Поэтические сборники C.Есенина
Первый поэтический сборник Сергея Есенина вышел в 1916 году. «Радуница» стала неким олицетворением отношения поэта к родине. Критики говорили, что «на всём его сборнике лежит печать подкупающей юной непосредственности… Он поёт свои звонкие песни легко, просто, как поёт жаворонок». Основной образ – крестьянская душа, которая несмотря на свою «задумчивость», одарена «радужным светом». Особенностью является также то, что имажинизм присутствует здесь в роли поиска нового лиризма и принципиально новых форм стихосложения. Есенин определил новый «литературный стиль». Далее вышли:
Каждый поэтический сборник Сергея Есенина отличается от предыдущего настроением, мотивами, музами и главными темами, но все они составляют одну концепцию творчества. В центре внимания находится открытая русская душа, претерпевающая изменения в процессе перемены мест и времени. Сначала она – чистая, непорочная, юная и естественная, затем – испорченная городом, хмельная и безудержная, а в финале – разочарованная, загубленная и одинокая.
Художественный мир
Мир Есенина состоит из множества перекликающихся между собой понятий: природы, любви, счастья, боли, дружбы и, конечно, Родины. Для того чтобы понять художественный мир поэта, достаточно обратиться к лирическому наполнению его стихотворений.
Основные темы
Темы лирики Есенина:
Теперь, прослушаем анализ одного из стихотворений С.ЕсенинаОсновные мотивы творчества Сергея Есенина
1.Человек и природа как основная проблема лирики С.Есенина.
б) Восприятие современников: Личность Есенина как живое воплощение природы.
в) Уподобление С.Есениным человека дереву (его душа – безбрежное, заросшее розовыми кустами поле, руки – сучья, ветви, глаза – листья.)
Ощущение самого себя природой, творящей стихией.
г) Опора Есенина на языческое одушевление природы, сходство с фольклором.
Народная песня: “Не кукушечка, братцы, во сыром бору куковала – добрый молодец в неволюшке слёзно, горько плачет”
“Плачет где-то иволга, схоронясь в дупле, только мне не плачется, на душе светло”
д) Есенин не навязывает природе свое настроение, природа у него одухотворена, и человек – часть природы.
“Зори меня вешние в радугу свивали.”
е) Употребление С.Есениным природных явлений предметами быта (коромысло) и животным “ягненочек кудрявый – месяц.” “Льется солнечное масло на зеленые холмы”
ж) Религиозная окраска есенинских стихов. “У лесного аналоя воробей псалтырь читает”
Природа как совершеннейший храм. Мир наполнен божественной тайной.
з) Деревья, птицы, растения, цветы имеют свой характер.
2. Братья наши меньшие в лирике Есенина
Есенинские звери – не олицетворение человеческих пороков и добродетелей, а “меньшие братья” Естественность и достоверность их поведения, создание поэтом индивидуальных звериных портретов Стихотворение “Собаке Качалова”.
3. Цвета
Излюбленные есенинские цвета – синий,голубой, желтый,золотой, красный
“В самом имени Россия- и роса, и сила, и синее что-то”
4. Вещественность и ощутимость запахов
“Пахнет вербою и смолою”
«Медовый запах», «пахнет ромашкой»
5. Звуковые оттенки
Звон – ведущий звук, в различных вариациях.
«Звон надломленной осени»
6. Ощущение опасности наступления города на деревню, опасность всему природному миру.
7. Тема любви в лирике Есенина
а) Чувство, лишающее человека разума, граничащее с болью
“Люблю до радости и боли”
“ну, целуй меня, хоть до крови, хоть до боли”
б) Любовь хулигана в атмосфере кабака и скандала
в) Легкомысленность и несерьёзность любовных переживаний
“Этот пыл не называй судьбою, легкодумна вспыльчивая связь”
г) Возможность спокойно вспоминать о былых отношениях.
“Много женщин меня любило, да и сам я не одну”
д) Присутствие в его любви банальности, мещанских глупостей
“Милое, глупое счастье, свежая розовость щек”
е) Использование для описания любовного чувства простой и прозрачный природной образности
8.Тема Родины в лирике поэта
«От Руси к Руси советской»
«Я люблю родину. Я очень люблю родину!»
«Гой ты Русь, моя родная»
«Запели тесаные дроги»
«Я буду воспевать всем существом поэта шестую часть земли с названием кратким Русь»
В ранних стихах Есенина Родина- это родное село, природа. Выражение любви поэта к родному краю.
Поэт чувствует своё единство с народом, сочувствует седым матерям, верит, что народ- труженик одолеет все невзгоды.
Уже в раннем творчестве проявляется патриотизм, гуманизм и народность
Любовь к родине помогла Есенину всем сердцем принять революцию, радоваться приходу нового.
Эпоха, отразившаяся в творчестве Есенина- эпоха острейших социальных противоречий, открытой классовой борьбы, разрушения старого мира и становление первого в мире государства трудящихся. Есенин воспринял революцию «по-своему, с крестьянским уклоном», и это не могло породить противоречий в его сознании.
Это были противоречия между реальной действительностью и утопическим представлением о мгновенном преобразовании старого мира в земной рай. «Стон и вопль сотен тысяч людей»
Есенин стремится заглушить тоску напускной бравадой. Есенин не поэтизирует кабак, пьяный угар, а рассматривает их как воплощение гибели человеческой личности.
9. Герой цикла «Москва кабацкая»
Сознает свою обреченность, невозможность вернуть утраченную гармонию.
В его исповеди звучат самоосуждение, надрыв, боль.
Он разуверился в моральных ценностях, отрекается от возвышенной любви и вместе с тем сохраняет в душе неизбывную нежность.
С вызовом бросает он в лицо хохочущему сброду резкие слова, но за ними стоит жажда взаимопонимания истинно человеческих отношений «Я нарочно иду нечесаным» «Я люблю родину»
10.Как поэт объясняет сущность кризиса, пережитого им, в чем он видит причины, как характеризует своё новое отношение к современной действительности?
Сущность кризиса – не скорбь по утраченному, а трудность увидеть главное («большое видится на расстоянии») в сложную эпоху.
И причины кризиса – как в противоречиях действительности, так и в «крестьянском уклоне» Есенина
Но главная линия творчества – усиление гражданственности, народности, глубокое и верное осмысление революции, стремление понять и принять новое.
«Русь советская» – новое качество художественного мышления – революционная действительность предстала в конкретных чертах быта деревни.
Поэт оценивает новое в жизни: новое связано с образами юности – движением, цветением, светом, простором, весельем, песней.
Есенин чувствует, что страна устремлена в будущее, но это будущее без него. Но почему?
«Спит ковыль. Равнина дорогая»
«Неуютная жидкая лунность»
«Через каменное и стальное вижу мощь я родной стороны»
Есенин остался верен «золотой бревенчатой избе», любя старую Русь.
Поэзия Серебряного века. С. А. Есенин (1895—1925). В помощь школьнику
Профессиональный репетитор помогает разобраться с творчеством Сергея Есенина
Текст: Ольга Разумихина *
Большинство поэтов Серебряного века принадлежало к какому-то одному объединению или литературному методу. С. А. Есенин, несмотря на то что ему было отведено прожить всего 30 лет, успел пройти сразу несколько творческих этапов. Сначала он входил в объединение так называемых новокрестьянских поэтов, затем позиционировал себя как имажинист, а в последний год жизни не причислял себя к сторонникам какого-либо направления. Вспомним биографию классика, а затем рассмотрим основные стихотворения, написанные им в каждый из периодов.
Гражданин села
Сергей Александрович Есенин появился на свет в деревне Константиново (Рязанская область). Казалось бы, что в этом такого? Многие классики, такие как Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин и А. А. Фет, рождались в родовых имениях, расположенных очень далеко от Москвы или, скажем, Санкт-Петербурга. Вот только Есенин, в отличие от вышеперечисленных авторов, не является выходцем из дворянской семьи. Его родители были простыми крестьянами, у которых впоследствии родилось ещё трое детей. Будущий поэт учился в церковно-приходской школе и, будучи юным, ни разу не присутствовал на светских приёмах, не ходил в музеи и библиотеки. Но дух творчества всё равно окружал его с младенческих лет: мама и бабушка пели ему русские народные песни и рассказывали сказки. Поэтому мальчик живо заинтересовался фольклором, а затем стал сам пробовать себя в роли сочинителя.
Живя в деревне и помогая родным воспитывать младших сестёр и брата, вести хозяйство, мальчик вряд ли мечтал стать великим поэтом. В 17-летнем возрасте он приехал в Москву и устроился на работу в мясную лавку, затем — в типографию. Тут-то он и понял, что его истинное призвание — литература, и в большом городе следовать велению сердца сложно, но вполне возможно. Вскоре он переехал в Петербург и познакомился с А. А. Блоком, который прочитал его стихи и дал им высокую оценку. Встреча с кумиром стала для Есенина пропуском в литературную среду того времени. (Став знаменитым, будущий классик любил рассказывать, как он попал к Блоку через чёрный ход и кухарка едва его не выгнала, однако это не более чем красивая легенда: Есенин вообще любил приукрашать заурядные события и даже сочинять небылицы, которые рассказывал совершенно серьёзно, — так он создавал образ «хулигана», везунчика, любимца фортуны.) Таким образом, в 1916 году ещё не известный общественности автор примкнул к группе «новокрестьянских поэтов», куда входили Клюев (также получивший одобрение Блока), Клычков, Ширяевец и ряд других авторов.
Новокрестьянские поэты
Несмотря на то, что объединение «новокрестьянских поэтов» существовало с 1900-х годов, Есенин, восхищающийся красотой деревенской природы и широтой русской души, затмил всех современников. Его стихи звучали свежо; они «давили» на потаённые струны души, призывали вспомнить о том, что все мы, люди, — одно целое с окружающим нас миром, где и берёзовые рощи под бескрайними небесами, и пересвист луговых птиц, и крик петуха. При этом Есенин редко брался за сюжеты, которые, как сейчас принято говорить, «выжимают слезу» (разве что в «Песне о собаке», где дворняжка бегает по деревне и не может найти новорождённых щенков, которых, оказывается, утопил хозяин). Есенину куда ближе светлая грусть, тоска по утерянной возлюбленной, неясное предчувствие грядущих перемен — и любовь ко всем простым, таким же, как и он сам, крестьянам. Вот, например, удивительно лиричное стихотворение «новокрестьянского» периода — «Нивы сжаты, рощи голы. »:
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
Один из ключевых приёмов, на котором строится это стихотворение, — олицетворение (приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются умением мыслить, испытывать эмоции и совершать поступки). Здесь «дремлет взрытая дорога», рыжий месяц «запрягается в сани». Оттого-то это стихотворение вызывает светлую грусть: лирический герой, будучи взрослым, сохранил способность смотреть на мир как ребёнок. Ему кажется, что весь мир наделён чувствами, и все они — светлые; окружающий мир заботится о своём любимом чаде, таком неуклюжем и неразумном, — о простом человеке, обрабатывающем землю и приручающем животных.
Многие современники новокрестьянских поэтов, впрочем, обрушивались на начинающего автора с критикой. Тем более что Есенин сам подавал повод: живя в Петербурге, он активно эксплуатировал образ «рязанского Леля» (Лель — древнеславянское божество, красивый юноша в подпоясанной рубахе и с дудочкой в руках), носил суконные штаны и лапти. В числе именитых авторов, советовавших Есенину «сменить лапти на лакированные туфли», был и В. В. Маяковский. В ответ Есенин упрекал футуриста за то, что тот больше не является в обществе в знаменитой жёлтой кофте, которая в своё время была не менее эпатажна, чем есенинские лапти.
Имажинизм
Как ни странно, Маяковский оказался прав: не прошло и двух лет, как Есенин кардинально сменил и творческий метод, и круг общения, и место жительства. В 1918 году Сергей Александрович перебрался из Петербурга в Москву и совместно со своим новым знакомым А. Б. Мариенгофом, ставшим впоследствии его самым близким другом (правда, опять же ненадолго), а также с В. Г. Шершневичем основал «Орден имажинистов». Поэты яро критиковали футуризм за то, что в произведениях, написанных в данном ключе, «выпирает» тема и содержание. Важнее всего, считали Есенин, Мариенгоф и Шершневич, — современный, яркий, свежий образ. Вот что значится в «Декларации имажинистов» (1921):
Поэт работает словом, беромым только в образном значении. Мы не хотим, подобно футуристам, морочить публику и заявлять патент на словотворчество, новизну и пр., и пр., потому что это обязанность всякого поэта, к какой бы школе он ни принадлежал.
Заметьте: какие мы счастливые. У нас нет философии. Мы не выставляем логики мыслей. Логика уверенности сильнее всего.
В наши дни квартирного холода — только жар наших произведений может согреть души читателей, зрителей. Им, этим восприемникам искусства, мы с радостью дарим всю интуицию восприятия. От нашей души, как от продовольственной карточки искусства, мы отрезаем майский, весенний купон.
Создав «Орден имажинистов», Есенин не отказался от изображения привычного лирического героя — крестьянина, влюблённого в природу, в Россию, местами слишком дерзкого, не думающего о последствиях своих поступков, — зато искреннего и свободного. Но он стал куда больше экспериментировать со средствами выразительности. Вот одно из самых знаменитых стихотворений Есенина, написанных в этот период и наверняка знакомое даже не самому прилежному читателю:
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь.
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Редко в каком стихотворении можно найти столько средств выразительности: здесь и смелые сравнения («всё пройдёт, как с белых яблонь дым»; жизнь, промчавшаяся, как всадник на «розовом коне»), и эпитеты («берёзовый» ситец, «утраченная» свежесть, «гулкая» рань), и метафоры («увяданья золотом охваченный», «сердце, тронутое холодком», «пламень уст», «буйство глаз», «половодье чувств», «листьев медь»).
Заслуживает внимания также звукопись — аллитерация, то есть повторение одинаковых согласных звуков («Тихо льётся с клёнов листьев медь» — повторение звуков «л», «т» и «м»), и ассонанс — повторение гласных («Жизнь моя, иль ты приснилась мне» — повторяется «и»). Интересен и синтаксис, то есть то, в каком порядке расположены члены предложения. Есенин не раз использует инверсию, то есть непрямой порядок слов, расставляя смысловые акценты. Так, предложение «Будь же ты вовек благословенно, / Что пришло процвесть и умереть» в прозе, скорее всего, было бы написано так: «Будь же вовек благословенно то, что пришло процвесть и умереть!» Но Есенин не случайно выделяет слово «ты», снова напоминая читателям, что весь мир вокруг — живой, он дышит любовью и заботой.
После имажинизма
Увы, «Ордену имажинистов» было не суждено просуществовать более четырёх лет. В 1924 году Сергей Есенин объявил о роспуске объединения. К этому привели идеологические противоречия и личные конфликты между основными участниками — самим Есениным и Мариенгофом. К тому моменту и Сергею Александровичу остался чуть больше года жизни.
Впрочем, этот год оказался для Есенина как для автора очень продуктивным. В 1924—25 г. он написал знаменитую поэму «Анна Снегина», а также ряд прекрасных стихотворений, которые по сей день перечитывают и заучивают наизусть. Правда, в этих стихотворениях, как и в вышеупомянутом «Не жалею, не зову, не плачу», всё чаще звучит мотив скорой гибели. Может, это оттого, что в свой последний год Есенин чувствует себя всюду чужим — и в городе, и даже в деревне, которая неумолимо меняется со времён революции? Поэт грустит оттого, что дух исконной, древней Руси скоро будет нигде не найти — везде появятся люди с пламенными речами, призывающие к коллективизации, раскулачиванию богачей; они принесут производительную технику, но её шум заглушит песни косцов. Вот как рассуждает лирический герой произведения «Русь советская» (1924):
Тот ураган прошёл. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.
Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
Здесь даже мельница — бревенчатая птица
С крылом единственным — стоит, глаза смежив.
И в голове моей проходят роем думы: