в каком лесу живет баба яга
Изучение сказочного героя. Где живет Баба-яга?
Вступление
Итак. Где обычно живет Баба-яга в сказках?
Где находилась сказочная избушка?
О месте расположения избушки Яги сказители сообщали своей аудитории неодинаковые сведения, но были в их словах и общие черты.
Как выглядела избушка на курьих ножках?
Знаменитый исследователь фольклора В. Я. Пропп подчеркивал, что избушка Бабы-яги олицетворяла собой «сторожевую заставу» на границе между миром живых и миром мертвых.
Вход в избушку, где живет Баба-яга, был всегда обращен к лесу, но та поворачивалась, если приходил незваный гость и требовал этого. Куриных ног обычно было две (редко одна), иногда даже четыре. И в некоторых историях избушка могла даже запинать ими неугодного визитера.
Прообраз избушки
Древние славяне хоронили своих покойников в особых домовинах. Они ставились на высокие, так называемые «курные» пни, которые обкуривались дымом от костров. Домовина ставилась отверстием к лесу, а не к селу. Вот вам и куриные ноги и известное сказочное обращение героя к избушке, стать к лесу задом, а к нему передом.
Покойник лежал в домовине ногами к выходу, так же располагалась в своей избушке и Баба-яга, образ, по словам Проппа, живого мертвеца. Видеть пришедшего она не могла, но чувствовала его запах. Отсюда слова сказки «лежит бабка, нос в потолок врос» и ее реплика, когда избушка поворачивалась к гостю: «Чую, русским духом пахнет!».
Герой же, оказавшийся в трудной ситуации, исчерпавший все доступные способы решения своей проблемы, шел к миру недоступному, неведомому. Обратившись к представительнице потустороннего мира за помощью или советами, Иван-царевич или другой сказочный герой должны были приобщиться к нему. Поэтому новопришедшим Баба-Яга сперва предлагала попариться в бане (совершить посмертное омовение), а затем кормила пищей мертвых. Если герой не пугался и принимал все эти «знаки внимания», считалось, что он мог рассчитывать на то, чтобы Баба-яга, этот русский Харон, проводник в мире мертвых, помогла ему в его трудных поисках.
Атрибуты Бабы-яги
В печь старуха Яга часто сажала маленьких детей. Почему? Потому что в старину лечиться было нечем и не у кого, и первыми в крестьянской семье от эпидемий, болезней, голода страдали именно дети.
Современная изба Бабы-яги
Где живет настоящая Баба Яга?
Родилась статейка связанная с автомобильной тематикой только тем, что мы несколько лет назад заезжали в то место, о котором речь пойдет ниже. Но я все равно оставлю ее здесь.
Существовала ли на самом деле Баба Яга? Была она доброй или злой? Как сейчас выглядит жилище Бабы Яги? Это не сказка, это расследование!
Баба Яга — одна из жен Велеса, прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо — воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного) пространства.
В период становления христианства всем языческим божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения.
Существовал ритуал «перепекания ребенка» — бабки-знахарки использовали его, если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, т.е. «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы. Для этих целей использовалась печь, в ней была камера, куда не попадал ни огонь, ни жар, туда на непродолжительное время помещался младенец. После перевирания этого обряда и пошло поверье, что Яга жарит в печи младенцев и ест их.
Так языческая строгая прародительница была превращена в злобного демона, которым пугают маленьких детей.
В тоже время, в славянской мифологии встречается упоминание Бабы Яги, как богини смерти. Дескать, она живет в избушке на границе двух миров, стережет вход в подземный мир и провожает души умерших в царство мертвых. Сама же она принадлежит сразу двум мирам, отсюда ее почти безграничные возможности.
Поразительно много у Бабы Яги совпадений с другой богиней славянской мифологии — Мо́кошей (Ма́кошь). Мокша — тоже жена Велеса, тоже прародительница, богиня колдовства, повелительница лесного мира и хозяйка перехода из этого мира в мир иной. Многие исследователи считают, что Баба Яга и Мокша — одно и тоже.
День Макоши — пятница, в православии этот образ в свою очередь слился с Параскевой Пятницей — покровительницей хозяек и жен (что нисколько не противоречит изначальной роли Бабы Яги). Один из дней, в который особо чтят Макошь — это ближайшая к 8 апреля пятница, а также 27 октября — собственно Параскева Пятница.
Итак, получается, что между Бабой Ягой и Параскевой Пятницей можно поставить знак равно. Тогда получается, что каждая Пятницкая церковь, коих полно как в России, так и за ее пределами — это церковь посвященная Бабе Яге…
Перенесемся в небольшой районный центр Тверской области — Старицу.
На гербе города, утвержденном 10 октября 1780 года изображена «идущая с костылем старуха в серебряном поле» (металл Параскевы Пятницы, кстати — серебро).
Есть предание, что на этом месте раньше существовал город Любим, который был до основания разорен татарами в 1292 году. Спастись удалось только одной старухе — она укрылась в пещере и осталась в ней жить (жила там и до этого?). Потому при заложении нового города ему и дали название — Старица.
По легенде именно в этой пещере в XVIII веке была построена Пятницкая церковь. Она необычна как своим расположением — не на вершине холма, а в крутом влажном берегу реки Волги, так и по форме — целый комплекс, больше похожий на портал-вход внутрь горы, аналогов такому архитектурному решению среди храмов просто не существует.
Да что уж там, даже с названием у той церкви путаница: в писцовой книге 1624 года на этом месте упоминается деревянная Пятницкая церковь, в 1728 году Тверской архиепископ указывает строить здесь новую каменную церковь — Рождества Богородицы. Здание построили, но осветили как Пятницкую. В начале 19-го века церковь решают расширить, и в переписке по этому поводу поп называет свой храм Пятницким, а в документах Тверской консистории он проходит как Рождественский. Как будто церковные власти хотели забыть, кому издревле посвящено это место, а местные — не давали.
К 1825 году местный архитектор Матвей Чернятин пристраивает к барочной Пятницкой церкви две ротонды, но алтарей в них не устраивается. Получается нечто странное: то ли одна церковь, но каково тогда назначение ротонд? То ли сразу три церкви, но почему две из них безалтарные?
На эти вопросы нашелся интересный ответ: все ведь знают, что Баба-Яга, она же Мокша, она же Параскева Пятница жила в избушке на курьих ножках, которая поворачивалась к лесу передом, а к людям задом и наоборот? Так вот архитектор нашел гениальный ход для выражения этой идеи поворота: алтарной частью Пятницкая церковь обращена к Волге, т.е. повернута к входящим как бы задом, но по бокам ее – два входа в ротонды. Эти ротонды естественным образом поворачивают церковь к горе задом, а к входящим — передом.
Ответить сложно. Сейчас Пятницкая церковь заброшена, но в ней витает что-то необычное, эту атмосферу невозможно забыть! Кого-то это место пугает, но большинство все же притягивает, в определенных кругах церковь даже считают местом силы.
А какое гулкое это здание: если шепнуть что-нибудь в одном углу, то в на противоположном конце различимо каждое слово!
Может быть Баба Яга до сих пор здесь, просто скрывается от любопытных глаз до поры до времени?!
Баба-Яга: мифы и правда
Многие из нас еще с детства помнят яркого персонажа сказок и кинофильмов по имени Баба-Яга. О её пакостях и проказах впору было складывать целые легенды. Если из повествования убрать место, подробно описывающие бабуся и её делишки, то сказка станет скучной и неинтересной. Вполне логично, что у детей, да и у взрослых тоже, возникает вопрос: «Откуда взялась старушка с костяной ногой»?
Кто такая Баба-Яга
Изначально бабулю представили в образе дамочки со змеиным хвостом. Она удобно расположилась возле входа в царство мертвых и провожала души усопших людей в подземный мир.
В иных регионах неистово верили, что бабуся способна спокойно проживать среди обычных людей в деревне, ухаживать за скотиной, готовить вкусные блюда, заниматься домашними делами. Иными словами, ничем не отличаться от простой крестьянской женщины. В таких ситуациях ее сравнивали с колдуньей.
Где живет Баба-Яга и чем промышляет
Во всех сказаниях старушка с костяной ногой представлена вредной и до жути страшной. Помимо специфической конечности, она обладала грязными волосами, остроклювым носом и огромными клыками. Жить бабуся предпочитала в глухой и непроходимой чаще, подальше от людских глаз.
Пристанищем для старушки стала избушка на курьих ножках. Вокруг хаты возведен деревянный частокол, украшенные людскими черепушками. Считалось, что она с удовольствием поедает человеческое мясо. Баба-Яга обладала огромной магической силой, с её мощью не могла сравниться ни одна колдунья. |
Власть старушки была безгранична, поскольку в ней объединилась сила живых и мертвых. Если простой смертный сталкивался с Ягой в лесу, то пропадал навсегда. Бабуся не упускала возможности умыкнуть ребёнка. Она тащила их в свою избу или сразу под землю. Убежать из хаты на куриных ногах возможно только перехитрив хозяйку «хором».
Интересные факты
Баба-Яга никогда не передвигается пешком. Если требуется добраться, например, до Северного плюса, она воспользуется ступой. В качестве «руля» старушка применяет пестик. Чтобы людям не было видно следов от уникального транспортного средства, бабуся маскирует их метлой, прикрепленной к ступе.
Вместе с Ягой в избушке проживают умные, но опасные животные: кот, ворон и змея. Они верой и правдой служат хозяйке, готовы пойти на любые поступки ради неё. Если оказаться в домике у старушки, когда та пребывает в приподнятом настроении, то бабуся поможет путнику. Подскажет ответы на интересующие вопросы, покормит и уложит спать.
Если Ягуся не в духе, то способна украсть малое дитя и запечь его на огромной лопате. К взрослым старуха относится иначе, а вот малышей не любит. Наши предки искренне верили, что бабка является законной супругой самого Кощея Бессмертного. Более того, у них есть три дочери, управляющие ветрами, метелями и бурями.
В старые времена ужас при упоминании Яги испытывали не только дети, но и взрослые. Если за окном разыгралась буря, считалось, что злая ведьма лютует и метет помелом. |
Заключение
Страшная ведьма Баба-Яга, коротающая свой век в маленькой избушке на обочине леса, стали поистине легендарным персонажем фильмов и сказок. С одной стороны, бабуся не прочь полакомиться детьми, зажаренными в печи, с другой к ней за помощью регулярно обращаются заплутавшие путники. Если старуха в хорошем настроении, то даст дельный совет и вручит волшебный подарок, который облегчит достижение поставленной цели.
Из видеоролика вы узнаете интересные сведения о мифологическом персонаже Баба-Яга.
amp_amp
NEVER FORGET
не знаешь, что сказать, говори правду
Никогда не интересовались, а где же живёт Баба-Яга? Понятно, что в избушке на курьих ножках. Но вот в каком конкретно царстве-государстве? Причём не эта, хоть и вредная, но относительно безопасная старушка, знакомая нам по сказочным мультфильмам, а та самая, злая и мистическая, сторожащая вход в потусторонний мир, окруженный забором из человеческих костей и черепов. Та самая кровожадная Баба-Яга, что жарила детей в печке и питалась их плотью.
Все же помнят русскую сказку о Бабе-Яге да Иване-Дураке? Дурак не дурак, но Иван сообразил, как обмануть старую ведьму, чтобы не быть зажаренным заживо. Сел на лопату, да руки-ноги расшарашил в разные стороны, в печку и не пролазит. Решила Яга научить его, как надо на лопате сидеть, села сама. Иван, не будь дураком, её в печь и засунул. И это уже окончание сказки, а по её ходу Иван умудрился таким же образом зажарить и скормить Бабе-Яге её собственных дочерей. Запомните этот момент. Такая вот сказочка… Зло наказано, все счастливы. А теперь перейдем к реальности.
Был у меня уже пост посвященный Бабе-Яге. Точнее, развенчиванию свидомого мифа об её финском происхождении. Как оказалось, в украинских патриотических кругах принято считать, что такой персонаж русских народных сказок, как Баба-Яга, это одно из прямых доказательств финно-угорского происхождения самих русских. Мол, ни у одного славянского народа Бабы-Яги не было, кроме как у отсталых саамов и угрофиннов-москалей. Истина, как водится, оказалась очень далека от свидомых русофобских фантазий, и Баба-Яга таки обнаружилась и в других славянских фольклорах, включая украинский.
Ну, так где же живёт настоящая Баба-Яга? Небольшой поиск в сети выдает парочку неоднозначных результатов. Село Кукобой Первомайского района Ярославской области присвоило себе в 2004-м году почетное звание Родины Бабы-Яги. Само собой, я проверил, так сказать, легитимность этого смелого поступка. Спешу вас огорчить, никаких научных или юридических предпосылок для присвоения кукобойцами имени Бабы-Яги нет. Да они и сами не скрывают, что просто позавидовали массам туристов, которые через их село едут в Великий Устюг, на Родину Деда Мороза, да в Кострому к Снегурочке.
Поставили избушку на курьих ножках, посадили кота на цепь, и объявили всё это музеем. Возможно, что и табличка имеется с надписью «В этом доме жила и трудилась почётная ведьма Баба-Яга с такого-то по такой-то год». Т.е. это чисто коммерческий проект, который дал селу дополнительные 16 рабочих мест. В принципе, неплохо для сказочной старушки с костяной ногой. Но к реальной ведьме это село отношения, конечно же, не имеет.
Примерно по такому же принципу пошли и жители города Фурманов Ивановской области. Причины, полагаю, те же, т.е. коммерческие. Доводы, что Фурманово является родным домом Бабы-Яги, выдвигаются следующие: бывшее название города, Середа, является именем дочки Бабы-Яги; и второе, это наличие дремучих лесов по соседству. Там даже какие-то краеведы высказались о ненулевой вероятности того, что Баба-Яга отсюда родом. Но в целом, всё равно неубедительно. Что еще?
Ну, ещё можно вспомнить, как англичанин Джильс Флетчер в 16-м веке пытался найти золотую Бабу-Ягу в краю пермяков и самоедов. Но, увы, не нашел и объявил всё это пустой басней. Тоже мне авторитет мелкобританский! Это их Робин Гуд – глупая басня, а Баба-Яга – это древняя реальность, данная нашим далеким предкам в ощущениях. Флетчер просто не там её искал.
Ну а теперь перейдём к местам, которые могут претендовать на высокое звание Родины Бабы-Яги с гораздо большими правами, чем у жалких ярославско-ивановских самозванцев. Само собой, что это звание должно быть подтверждено, так скажем, документально. Справки, доверенности, выписки с мест работы… Ну что б броня, а не бумага, как говаривал профессор Преображенский.
И для этого обратимся к труду академика Рыбакова Б.А. «Язычество древней Руси». Надеюсь, все понимают, что Баба-Яга пришла в русские сказки именно из далекого языческого прошлого? Ага, так и есть. Это сейчас Баба-Яга персонаж народного фольклора с прибаутками, а когда-то была всесильным божеством, которому приносили человеческие жертвы.
Сразу отбросим совсем уж далёкие от нас легенды о степной воительнице Яге, хотя её летающая ступа растёт именно оттуда, из индоевропейской древности. Нас же интересует Баба-Яга более близкая к нам по времени и являющаяся женским божеством, олицетворением смерти, требующим себе кровавых жертв. И физическое воплощение такого божества имеется. Как вам такая милая дама?
Это, чтоб вы знали, уникальное ритуальное сооружение, обнаруженное в 1964 г. у поселения Шумска близ Житомира. Сейчас это Украина, а на момент функционирования в IX–X вв. это была область расселения древлян. Тех самых предков украинцев, которых жёстко примучивала княгиня Ольга. Рыбаков назвал её древлянской Мореной.
Что же представляет эта Морена собой? Слово академику Рыбакову.
Так себе женщина, на мой взгляд, но кто знает вкусы этих древлян? Сам академик Рыбаков считал, что это сооружение использовалось лишь один раз по великому поводу, другие исследователи считали, что функционировало пару веков. Но нас должна заинтересовать другая информация. Кому же было посвящено это культовое сооружение? И опять слово академику.
Женское божество, поглощающее посвященные ей приносы, могло быть Макошью (в случае угрозы урожаю), а в случае мора и угрозы жизни людей это могло быть олицетворением того враждебного и злобного божества вроде Мары, Морены, (от «мор», «морить»), которое
впоследствии приняло общеизвестный облик сказочной Бабы-Яги.
Сказки часто подчеркивают огромность этого существа: Баба-Яга лежит в избе из угла в угол: «в одном углу ноги, в другом голова, губы на притолоке, нос в потолок уткнула»; «Баба-Яга, костяная нога морда глиняная, грудью печку затыкает» (иногда — «титьки ее на грядке висят»)…
Двойником Бабы-Яги является Лихо Одноглазое: «Лихо олицетворяется в наших сказаниях бабой-великанкой, жадко пожирающею людей». Украинские сказки, в которых главным противником героя является Лихо, уравнивают Лихо с Бабой-Ягой: эта великанша живет в лесу, едва умещается в своей избе, жарит зарезанных ею людей в печи…
В книге Рыбакова этому культовому сооружению посвящена целая глава, поэтому не вижу смысла выкладывать весь текст с размышлениями и аргументами академика. Достаточно вывода:
Так что село Шумск и город Житомир вполне могут считаться первыми кандидатами на звание Родины Бабы-Яги. Монументальность сооружения впечатляет, налицо имеется нестандартный подход местного населения к идолопоклонничеству, но всё портит неподтверждённость человеческих жертв. О возможном их наличии говорят лишь косвенные признаки, такие как вещи людей в кострище, но костный материал разрушен настолько, что невозможно определить, кому он принадлежит. Да и печь нашлась лишь в сооружениях неподалеку. В общем, твердая четверка по пятибалльной шкале. Молодцы, житомирцы.
В целом, кандидатов на звание родного дома Бабы-Яги хватает. По мнению академика Рыбакова древняя языческая топонимика зачастую свидетельствует о сакральном прошлом таких мест. К подобным топонимам относятся и производные от слова «баба». И в этом плане я согласен с академиком, в таких местах действительно часто обнаруживаются следы языческих ритуальных сооружений.
Например, Бабина Гора – городище на берегу Днепра с характерным могильником по соседству. Главной особенностью этого могильника является захоронение здесь младенческих черепов без ритуального инвентаря. Ученые считают это признаком языческих жертвоприношений. Бабина Гора – очень древнее жилище Бабы-Яги, которое функционировало в 1-м веке нашей эры. Есть и ещё одна Бабина Гора, уже на Западной Украине. Там, правда, ещё ничего не раскопали. Зато раскопали в других «бабиных» местах.
Бабка, Ровенская область, Украина. Городище на песчаной возвышенности. Трупосожжение в горшке. Кости животных. VIII–X вв.
Бабин, Черновицкая область, Украина. Городище на берегу Днепра. Центральная площадка круглой формы, кальцированные кости. IX–X вв. Неплохо, но не так грандиозно, как в Шумске.
Древние топонимы прямо указывает на то, кому принадлежали эти святилища. Так что, все эти места по праву могли бы являться претендентами на почетное звание Родины Бабы-Яги, но, увы, они меркнут на фоне мощного конкурента, речь о котором пойдет ниже.
И вот вам главный кандидат! Бабина Долина, Тернопольская область, Западная Украина. Уникальный Збручский культовый центр. Та самая Галичина, культурный и идеологический центр Украины, подаривший миру Бандеру, Шухевича и одноименную дивизию СС. Так в чём же уникальность этого языческого культового центра? Даю слово ученым…
Этот и последующие скрины с отрывками взяты из труда известных археологов Русановой И.П. и Тимощук Б.А. «Языческие святилища древних славян».
Как вы видите из приведенного выше отрывка, уникальность Збручского культового центра состоит во времени функционирования и в масштабах человеческих жертвоприношений. Дело в том, что русские летописи довольно много говорят о борьбе язычества с христианством в северо-восточной Руси. И очень часто украинские патриоты-русофобы используют это в качестве аргумента в пользу русофобского мифа об вековой отсталости русских. Мол, предки русских яростно сопротивлялись христианству в те времена, когда просвещенные и высококультурные предки украинцев были уже продвинутыми гуманистами-христианами. Но нет, археологические исследования полностью опровергают этот миф. Предки украинцев массово резали людей в угоду своим языческим богам аж в середине 13-го века, когда даже восточные вятичи, крестившиеся последними из всех славян, уже успокоились.
Но это лирическое отступление. Вернемся к нашему отбору кандидатов на звание Родины Бабы-Яги. И галицкая Бабина Долина подходит на её роль лучше всех остальных претендентов. Здесь есть всё: соответствующий языческий «бабин» топоним, ритуальные колодцы, служащие переходом в другой мир, научно подтвержденные факты человеческих жертвоприношений, большой процент детей среди этих жертв… Имеются даже искомые хлебные печи Бабы-Яги и останки детей, зажаренных в ней!
В книге имеется и фотография одной из таких печей. Фотофакт, по-современному.
Жаль ребенка. Похоже, что эта жертва Бабы-Яги была не такая сметливая и удачливая, как Ванька из русских сказок.
Так что галичане могут по праву гордиться почетным званием земляков настоящей Бабы-Яги, кровожадной пожирательницы детей. Мои искренние им поздравления. Хотя я призываю остальных украинцев не отчаиваться. Баба-Яга тоже ваша по праву, плоть от плоти, дух от духа. И это не просто слова.
Они страстно хотят попробовать на вкус мясо русского Ваньки. Баба-Яга скрипит железными зубами и сглатывает тягучую слюну… Хочу! Она просто воет от своего желания! Яга ликует при виде разорванных в клочья «самок колорада» из Луганска. Радуется и хлопает, глядя на сожженных людей. Запах «паленой ваты» ласкает ей галицкий нюх. Она хочет русского мяса. И желательно детского. Кого-то после этого удивило ритуальное поедание тела русского младенца в Киеве? Символизм украинства зашкаливает…
Но вы же помните нашу русскую сказку? Баба-Яга, в тщетных попытках съесть русского Ваньку, сожрала своих собственных детей. Так что, украинцы, у меня для вас печальная новость, независимо от того, националисты вы или нет, патриоты или адекватные. Галицкая Баба-Яга будет есть вас самих. Она жрёт вас уже прямо сейчас, торопливо и жадко, обсасывая косточки и сглатывая ещё непережёванное. Жрёт, жжёт, кромсает, делит на части… Вашими же руками, зубами и головами.
А русский то Ванька кинул позадь себя гребень, дарёный Василисой Премудрой. Вырос тут лес, дремучий да высокий, корни на три сажени в землю уходят, вершины облака подпирают. Тысячи деревьев да цветов диковинных встали Ваньке стеной да на защиту. Тополя разные, Гиацинты, Пионы, Тюльпаны, Акации… ну и прочие Сарматы с Кинжалами. Не получится у тебя, Яга, сожрать Ваньку. Топай к себе на Родину в Галичину. Жри своих детей, как обычно.