в каком количестве экземпляров ведутся памятки на подачу уборку подачу и уборку вагонов
Указание Министерства путей сообщения РФ от 27 марта 2000 г. N Д-720у «Об утверждении форм памяток на подачу и уборку вагонов для организации автоматизированного контроля наличия вагонов на подъездных путях и расчета платы за пользование вагонами»
Указание Министерства путей сообщения РФ от 27 марта 2000 г. N Д-720у
«Об утверждении форм памяток на подачу и уборку вагонов для организации автоматизированного контроля наличия вагонов на подъездных путях и расчета платы за пользование вагонами»
Для реализации функциональных возможностей системы ДИСПАРК в части контроля нахождения вагонов под грузовыми и технологическими операциями на местах общего и необщего пользования в режиме реального времени, обеспечения автоматизированного расчета платы за пользование вагонами и контейнерами и в целях поэтапного построения вагонной модели подъездных путей линейно-дорожно-сетевого уровня Министерство путей сообщения приказывает:
1. Утвердить формы памяток приемосдатчика на подачу и уборку вагонов ГУ-45 ВЦ, ГУ-45а, ГУ-45 и инструкцию по их заполнению (Приложение 1). Указание МПС от 17.11.98 г. N И-1313У в части форм памяток приемосдатчика и порядка их оформления считать утратившим силу.
Установить, что указанные памятки являются единым унифицированным первичным документом для организации учета подачи (уборки) вагонов на (с) места общего и необщего пользования.
2. Утвердить структуру информационного сообщения N 1397 для автоматизированной системы контроля наличия вагонов на местах общего и необщего пользования, порядок его подготовки и передачи (Приложение 2).
3. Утвердить последовательность создания и внедрения вагонной модели подъездных путей линейно-дорожно-сетевого уровня (Приложение 3).
4. ВНИИАС МПС П.А. Козлову, ГВЦ МПС Э.С. Поддавашкину, ЦИТТРАНС В.А. Никандрову, НТЦ «Транссистемотехника» А.А. Москалеву обеспечить выполнение необходимых разработок и корректировок программного обеспечения для реализации вышеуказанных положений в автоматизированных системах линейно-дорожно-сетевого уровней под методическим руководством Управления статистики МПС.
Провести опытную эксплуатацию по взаимодействию систем линейного уровня и системы ДИСПАРК на головном объекте Северной железной дороги в ноябре-декабре т.г.
5. Начальнику Управления статистики Г.В. Бугрову доложить выводы и предложения по результатам опытной эксплуатации
Приложение 1. Инструкция по ведению станционной коммерческой отчетности
Приложение 1
к указанию МПС
от 27 марта 2000 г. N Д-720у
Инструкция по ведению станционной коммерческой отчетности (Москва, «Транспорт», 1981 г.)
Параграф 86 «Памятка приемосдатчика на подачу и уборку вагонов (форма ГУ-45 ВЦ, ГУ-45 а, ГУ-45)».
Формы памяток ГУ-45 ВЦ, ГУ-45 а, ГУ-45 приведены в приложениях 1, 2 и 3.
1. Памятка приемосдатчика на подачу и уборку вагонов составляется при погрузке или выгрузке грузов на местах общего пользования и необщего пользования, в том числе при подаче (уборке) вагонов морским и речным портам, на новостроящиеся линии, на линии узкой колеи, в пункты подготовки вагонов и на пути ПТО, ВЧД для ремонта и других предприятий железнодорожного транспорта.
Памятка оформляется отдельно на каждую подачу (передачу на выставочный путь) или отдельно на каждую уборку вагонов (возврат на выставочный путь).
Памятка подачи и уборки оформляется при подаче (передаче на выставочный путь) рефрижераторных секций, сцепов, а также групп вагонов, если в договоре предусмотрена их одновременная подача и уборка. При незначительных объемах погрузки или выгрузки вагонов допускается оформление памятки подачи и уборки вагонов для одиночных (небольших групп) вагонов, подаваемых к местам погрузки (выгрузки) или на выставочные пути.
2. Памятки нумеруются с начала года. Нумерация памяток при передаче вагонов на места необщего пользования может осуществляться:
— сквозная по всей станции, если памятки оформляются одним приемосдатчиком, или на одном автоматизированном рабочем месте;
— по выделенным диапазонам для каждого приемосдатчика или автоматизированного рабочего места;
— отдельно по каждому подъездному пути.
На местах общего пользования нумерация памяток ведется по каждому месту погрузки или выгрузки, которое обслуживается отдельным приемосдатчиком.
3. Порядок заполнения памятки.
3.1. В заголовке памятки указываются:
— наименование станции в форме ГУ-45 ВЦ или проставляется строчный штемпель в формах ГУ-45, ГУ-45 а;
— номер памятки в соответствии с порядком, предусмотренным в п. 2 настоящей инструкции;
— в строке «наименование владельца (пользователя) п/п (клиента)»:
— наименование контрагента, имеющего договор с железной дорогой;
— наименование клиента при подаче вагонов на места общего пользования с выполнением грузовых операций его средствами;
— наименование железнодорожного предприятия при погрузке или выгрузке вагонов на местах общего пользования его средствами, а также при подаче (уборке) вагонов для выполнения грузовых или технических операций на его путях.
— в строке «место подачи»:
— наименование места подачи (номер пути), предусмотренное договором;
— наименование места подачи (номер пути) на местах общего пользования в соответствии с технологическим процессом работы станции.
Дополнительно в строке «место подачи» указывается наименование контрагента, не имеющего договора с железной дорогой, при подаче (уборке) вагона(-ов) в его адрес, оформленного(-ых) одной памяткой, на пути владельца (пользователя) подъездного пути. При подаче (уборке) вагонов, оформленных одной памяткой, в адрес нескольких контрагентов, не имеющих договоров с железной дорогой, сведения о наименовании контрагентов указываются по каждому вагону второй строкой в графах 9, 10 памятки.
— В строке «подача производилась локомотивом» проставляется принадлежность локомотива, выполнявшего подачу вагонов (локомотив, принадлежащий железной дороге или владельцу (пользователю) подъездного пути).
— В строке «индекс поезда» проставляется индекс поезда на основании сведений натурного листа в случаях, если подача (передача) вагонов производилась без переработки вагонов на станции.
— в памятках подачи (подачи и уборки) у груженых вагонов при подаче под выгрузку на основании сведений вагонного листа;
— в памятках уборки (подачи и уборки) у груженых вагонов после погрузки на основании сведений накладной;
— в памятках подачи и уборки при выполнении сдвоенных операций наименование груза после погрузки указывается в графе «примечание» на основании сведений накладной.
При передаче вагонов с контейнерами (с оформлением памяткой ГУ-45 ВЦ) под грузовые операции на места необщего пользования, в графе после номера вагона, в котором размещены контейнеры, указываются номера контейнеров, находящихся в этом вагоне. В случаях оформления передачи вагонов с контейнерами на места необщего пользования памятками ГУ-45 (ГУ-45 а) к памятке прикладывается копия (ксерокопия) вагонного листа, содержащего сведения о контейнерах, или выписка из него с указанием номеров контейнеров и их типоразмеров.
3.3. В графе «код ж.д. адм.» проставляется код железнодорожной администрации, указанный на борте вагона. Коды железнодорожных администраций приведены в таблице 1.
Таблица 1. Коды железнодорожных администраций
Наименование ж.д. администраций
Код ж.д. администраций
При подаче (уборке) вагонов третьих стран, имеющих 12-значный номер вагона, графа «код ж.д. адм.» может не заполняться.
3.4. В графе «принадлежность вагона» указывается сокращенное наименование (мнемокод) собственника вагона или контейнера. Порядок сокращений собственников вагонов или контейнеров приведен в таблице 2.
Таблица 2. Принадлежность вагонов и контейнеров
Код в сообщении 1397
Сокращенное наименование (мнемокод) принадлежности вагона или контейнера проставляется:
3.5. В графе «груз. опер.» указывается сокращенное наименование (мнемокод) вида операции, которые приведены в таблице 3.
При подаче (уборке) вагонов с контейнерами для проведения грузовых операций на (с) места необщего пользования, которые оформляются памятками ГУ-45 ВЦ, в графе против номеров контейнеров указывается их типоразмер (3, 5, 10, 20, 24, 30).
Таблица 3. Виды операций
Код в сообщении 1397
Вагон под исправление брака
Сокращенное наименование (мнемокод) вида операции проставляется:
— в памятках уборки при возврате груженых вагонов, погрузка которых предусматривалась согласованной заявкой на перевозку. При уборке вагонов с контейнерами (мелкими отправками) с мест общего или необщего пользования, если количество транзитных контейнеров на вагоне не превышает количество местных.
— при подаче вагонов с контейнерами (мелкими отправками) на места общего или необщего пользования, если количество транзитных контейнеров на вагоне не превышает количество местных.
— при подаче порожнего собственного или арендованного (АРС, АВН) вагона, оформляемого памяткой подачи.
— при уборке переадресованных вагонов или порожних вагонов при отказе от погрузки, оформление которых производится памятками уборки.
— при подаче (уборке) порожних вагонов, принадлежащих железнодорожным администрациям, коммерческая непригодность которых была выявлена при совместной приемке.
— при подаче (уборке) вагонов с контейнерами (мелкими отправками) на (с) места общего или необщего пользования, если количество транзитных контейнеров на вагоне превышает количество местных.
3.6. В графе «Время выполнения операции» «подача/передача на выставочный путь» указывается:
При одновременной подаче вагонов локомотивом, принадлежащим железной дороге, в количестве предусмотренном договором, но превышающем вместимость мест погрузки или выгрузки, время подачи на момент оформления памятки проставляется только у вагонов, поданных непосредственно на места погрузки или выгрузки. Вместимость мест погрузки или выгрузки, время перестановки, а также размер максимальной подачи определяются договором. Время подачи вагонов под грузовую операцию у второй (третьей и т.д.) группы вагонов определяется на основании времени уведомления об окончании грузовой операции у последнего вагона первой группы плюс время на перестановку.
При оформлении актом общей формы станционного простоя о задержке в подаче к местам выполнения грузовой операции или в передаче на выставочный путь ввиду его занятости, время подачи (передачи на выставочный путь) принимается равным времени окончания простоя по акту, при наличии возможности подачи вагонов после уведомления грузоотправителя (грузополучателя). В случае отсутствия возможности подачи вагонов после уведомления грузоотправителя (грузополучателя) время окончания простоя по акту может не совпадать со временем подачи, указанным в памятке.
В случае если железной дорогой поданы с согласия грузоотправителя под погрузку порожние неочищенные вагоны, с неснятыми приспособлениями для крепления и т.д., составляется акт общей формы. Время начала очистки вагона по акту должно совпадать со временем подачи вагона по памятке.
3.7. В графе «Время выполнения операции» «уведомление о завершении грузовой операции/возврат на выставочный путь» указывается:
Графа заполняется на основании телефонного, письменного или электронного уведомления в зависимости от порядка подачи уведомлений, предусмотренного договором.
— при составлении акта о повреждении вагона формы ВУ-25М на исключение вагона из инвентарного парка дата и время составления акта.
3.8. В графе «Время выполнения грузовой операции» «уборка» указывается:
3.9. В графе «Задержка окончания грузовой операции» «время час.-мин» указывается время, определенное в акте общей формы ГУ-23, составленном на устранение причин (отсутствие или замена запорно-пломбировочных устройств, неправильная погрузка, неочистка или другие коммерческие неисправности), выявленных приемосдатчиком в момент приемки вагона на месте погрузки (выгрузки), на выставочном пути или в момент уборки с места погрузки (выгрузки), а также с выставочных путей, находящихся в границах подъездного пути, локомотивом, принадлежащим железной дороге.
Временем открытия акта считается момент обнаружения вышеуказанных причин приемосдатчиком. Время закрытия акта устанавливается приемосдатчиком после проверки устранения причин задержки окончания грузовой операции в его присутствии или на основании времени, указанного в уведомлении об устранении причин задержки, после проверки приемосдатчиком устранения причин.
Время, определенное по акту общей формы, рассчитывается как разность между временем окончания устранения причин задержки и временем обнаружения причин задержки по акту.
3.10. В графе «Задержка окончания грузовой операции» «N акта ГУ-23» указывается номер акта, на основании которого определяется время задержки. Порядок нумерации актов определяется начальником станции. Акт подписывается работником железной дороги и представителем грузополучателя (грузоотправителя) один раз в момент обнаружения причин, вызвавших необходимость составления акта.
3.11. В графе «Количество взвешиваний» указывается количество взвешиваний вагонов на вагонных весах работниками железной дороги.
3.12. В графе «Примечание» указывается:
Сокращенные наименования примечаний памятки для расчета платы приведены в таблице 4.
Таблица 4. Примечания памятки для расчета платы
В каком количестве экземпляров ведутся памятки на подачу уборку подачу и уборку вагонов
В соответствии со статьями 3 и 35 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170)
Правила выдачи грузов на железнодорожном транспорте
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом МПС России
от 18 июня 2003 года N 29
ВЫДАЧИ ГРУЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
(В ред. Приказа Минтранса от 03.10.2011 N 258)
(В ред. Приказа Минтранса от 03.10.2011 N 258)
Настоящие Правила применяются в отношении выдачи грузов при перевозках в международном сообщении, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
Выдача грузов, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, осуществляется в соответствии с правилами оказания услуг по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и настоящими Правилами.
2. В соответствии со статьей 34 Устава перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее, чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия.
Перевозчик уведомляет грузополучателя о прибывших в его адрес грузах письменным или телефонным способом, если иной способ не предусмотрен соглашением сторон.
Для обеспечения приема уведомлений грузополучателем определяются ответственные по приему уведомлений лица, с указанием их фамилии и номера телефонов (факсов, телексов), которые в письменной форме сообщаются уполномоченному представителю перевозчика.
О прибытии на станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем, перевозчик обязан уведомить соответствующий таможенный орган, в регионе деятельности которого расположена станция назначения в порядке, согласованном перевозчиком с таможенным органом.
3. В соответствии со статьей 34 Устава в случае, если перевозчик не уведомляет грузополучателя о прибытии грузов, то грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до момента получения уведомления об их прибытии. Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее, чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Поданное перевозчиком уведомление о подаче вагонов под выгрузку средствами грузополучателя, может считаться уведомлением о прибытии грузов.
Перевозчик может в соответствии с договором предоставлять грузополучателю предварительную информацию о подходе в его адрес грузов. Способ предоставления информации устанавливается договором.
4. Выгрузка грузов из вагонов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузополучателем.
Выгрузка порожних или груженых контейнеров из вагонов в местах общего пользования обеспечивается перевозчиками за счет грузополучателей с ее оплатой по соглашению сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Перевозчики, владельцы инфраструктур, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели при наличии соответствующих погрузочно-разгрузочных машин и приспособлений могут принимать на себя по договору с грузополучателями выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
Выгрузка грузов из контейнеров в местах общего и необщего пользования обеспечиваются грузополучателями.
5. Выдача грузов осуществляется перевозчиком в следующем порядке.
5.1. По грузам, перевозимым в крытых вагонах, опломбированных запорно-пломбировочными устройствами (далее-ЗПУ) либо с применением установленных для определенных грузов типов закрутки, перевозчиком осуществляется проверка путем визуального осмотра коммерческого состояния вагонов (например проверяется исправность ЗПУ, закруток, люков, стенок вагона) и при отсутствии обстоятельств, предусматривающих необходимость участия перевозчика в выдаче груза с проверкой, предусмотренной статьей 41 Устава, такие грузы в вагонах выдаются без проверки.
5.2. По грузам (за исключением контейнеров), перевозимым в вагонах открытого типа подвижного состава перевозчиком осуществляется проверка путем визуального осмотра груза в вагоне на наличие признаков утраты, недостачи или повреждения и, при отсутствии обстоятельств, предусматривающих необходимость перевозчика принять участие в выдаче груза в соответствии со статьей 41 Устава, такие грузы выдаются в вагонах без проверки.
5.3. По грузам, перевозимым в крупнотоннажных контейнерах, которые приняты перевозчиком погруженными в вагоны дверями наружу, выдача осуществляется аналогично пункту 5.1.
5.4. По грузам, перевозимым в контейнерах, загруженных в вагоны дверями вовнутрь силами и средствами грузоотправителя в местах необщего пользования и подлежащих выгрузке на железнодорожных путях необщего пользования или местах необщего пользования, расположенных на территории станции, перевозчиком осуществляется проверка коммерческого состояния путем визуального осмотра контейнеров в вагонах и, при отсутствии обстоятельств, предусматривающих необходимость перевозчика принять участие в выдаче грузов в соответствии со статьей 41 Устава, контейнеры в вагонах выдаются без проверки.
5.5. По грузам, перевозимым в контейнерах, загруженных в вагоны дверями вовнутрь силами и средствами перевозчика и подлежащих выгрузке в местах необщего пользования, перевозчиком осуществляется проверка контейнеров в коммерческом отношении в момент выгрузки контейнеров из вагона. Контейнеры с грузом, выгруженные из вагонов, выдаются в порядке аналогичном пункту 5.1.
5.6. По грузам, перевозимым в контейнерах, выдача которых осуществляется на местах общего пользования, выдача осуществляется в порядке аналогичном пункту 5.1.
5.7. Перевозчик осуществляет выдачу грузов из вагонов и контейнеров с проверкой, если обнаружены обстоятельства, вызывающие необходимость перевозчика принять участие в выдаче груза в соответствии со статьей 41 Устава.
7. При отсутствии обстоятельств, вызывающих в соответствии со статьей 41 Устава необходимость перевозчика принимать участие в выдаче грузов, грузы, перевозимые в вагонах и контейнерах, выдаются грузополучателю без проверки.
При этом подтверждением фактической выдачи грузов без проверки является:
Приемо-сдаточные операции производятся на месте выгрузки.
Приемо-сдаточный акт составляется в двух экземплярах. Форма приемо-сдаточного акта и порядок его ведения устанавливается МПС России.
Охрана вагонов с контейнерами от момента их сдачи перевозчиком осуществляется грузополучателем. Выгрузка контейнеров из вагона осуществляется грузополучателем с обязательным участием представителя перевозчика.
В случае, если до начала выгрузки контейнеров из вагона перевозчиком будут обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о доступе к грузу в контейнерах, находящихся в вагонах, не установленные при передаче вагонов с контейнерами, а равно, если такие обстоятельства будут обнаружены при выгрузке контейнеров из вагонов грузополучателем без участия перевозчика всю ответственность по сохранности перевозимых грузов в контейнерах несет грузополучатель и прием грузов из контейнеров осуществляется грузополучателем без участия перевозчика. В упомянутых случаях перевозчиком составляется акт общей формы в порядке, предусмотренном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
7.3. При подаче под выгрузку на железнодорожном пути необщего пользования локомотивом перевозчика вагонов, загруженных среднетоннажными и крупнотоннажными контейнерами силами и средствами грузоотправителя на вагоны дверями вовнутрь подписи уполномоченных представителей перевозчика и грузополучателя в памятке приемосдатчика в графе «Вагон сдал», «Вагон принял». Приемо-сдаточные операции по передаче контейнеров в вагоне производятся у места выгрузки.
Приемо-сдаточные операции осуществляются между перевозчиком и владельцем железнодорожных путей необщего пользования или пользователем, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов на выставочных путях.
Владельцы железнодорожных путей необщего пользования или пользователи, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов вступают в эти отношения с перевозчиком на основании полномочий, переданных им грузополучателем по доверенности, которую владельцы железнодорожных путей необщего пользования или пользователи, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, представляют перевозчику.
Приемосдаточные операции по контейнерам, погруженным в вагоны, осуществляются между перевозчиками и владельцем железнодорожных путей необщего пользования или пользователем, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов на выставочных путях, а приемо-сдаточные операции по приему контейнеров производятся между перевозчиком и грузополучателем при выгрузке контейнеров из вагона у места выгрузки.
В случае, если до начала выгрузки контейнеров из вагонов перевозчиком будут обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о доступе к грузу в контейнерах не установленные при передаче вагонов с контейнерами по памятке приемосдатчика на выставочных путях, а равно, если такие обстоятельства будут обнаружены при выгрузке контейнеров из вагонов грузополучателем без участия перевозчика, всю ответственность по сохранности перевозимых грузов перед грузоотправителем несет грузополучатель и прием грузов из контейнеров осуществляется грузополучателем без участия перевозчика.
В указанных случаях перевозчиком составляется акт общей формы в порядке, предусмотренном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
В случае, если признаки, свидетельствующие о доступе к грузу в контейнерах обнаружены грузополучателем при приеме вагонов с контейнерами у места выгрузки от владельца железнодорожных путей необщего пользования или пользователя, с которыми перевозчиком заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, выдача грузов из контейнеров осуществляется без участия перевозчика.
8. При передаче грузополучателю вагонов, загруженных контейнерами, номера контейнеров указываются в памятке приемосдатчика.
9. При наличии обстоятельств, возлагающих в соответствии со статьей 41 Устава на перевозчика принимать обязанности участия в выдаче груза с проверкой, подтверждением фактической выдачи груза является приемо-сдаточный акт.
Форма приемо-сдаточного акта устанавливается МПС России.
10. При передаче вагонов с грузами, в том числе вагонов, загруженных контейнерами, подлежащих в соответствии со статьей 41 Устава выдаче с участием перевозчика, в памятке приемосдатчика перевозчиком делается отметка о наличии обстоятельств, подтверждающих необходимость участия перевозчика в выдаче груза с проверкой (например, акт общей формы, попутный коммерческий акт и т.п.) заверенная подписью уполномоченных представителей перевозчика.
11. В случае, если после передачи перевозчиком вагонов с грузами, в том числе с контейнерами грузополучателю или владельцу железнодорожных путей необщего пользования или пользователю, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, будут обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о доступе к грузу (например, повреждение ЗПУ, люков, обшивки вагонов, контейнеров и др.) не установленные при передаче и не отраженные в памятке приемосдатчика, то всю ответственность за несохранность грузов несет сторона (грузополучатель, владелец железнодорожных путей необщего пользования или пользователь, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов), принявшая груз от перевозчика и прием грузов производится грузополучателем без участия перевозчика.
В случае, если после передачи перевозчиком вагонов с грузом, в том числе с контейнерами, грузополучателем или владельцем железнодорожных путей необщего пользования или пользователем, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, будут обнаружены обстоятельства, свидетельствующие об увеличении коммерческих неисправностей против установленных при передаче, то комиссионная проверка грузов в вагонах и контейнерах производится с участием перевозчика, с оформлением коммерческого акта с отражением в нем факта в увеличении коммерческих неисправностей вагонов и контейнеров и акта общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
12. В случаях, когда перевозчик в соответствии со статьей 41 Устава обязан принимать участие в выдаче груза из вагона, контейнера, но вскрытие вагона, контейнера произведено грузополучателем без участия перевозчика, всю ответственность за сохранность данного груза несет грузополучатель и прием груза производится грузополучателем без участия перевозчика. Факт вскрытия вагона, контейнера грузополучателем без участия перевозчика оформляется перевозчиком актом общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом.
13. Выдача грузов в вагонах, контейнерах, прибывших в сменном или постоянном сопровождении проводников грузоотправителя (грузополучателя), производится перевозчиком без проверки.
Порядок выдачи и подтверждение фактической выдачи грузов без проверки аналогичен порядку, предусмотренному пунктам 5 и 7 настоящих Правил.
14. В соответствии со статьей 36 Устава грузополучатель обязан принять прибывший в его адрес груз.
Ответственность за порчу груза, вследствие несвоевременной выгрузки и вывоза груза грузополучателем или в случае задержки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования и железнодорожных путях станции по причинам, зависящим от грузополучателя или владельца железнодорожного пути необщего пользования, несет соответственно грузополучатель или владелец железнодорожного пути необщего пользования или пользователь.
15. В соответствии со статьей 35 Устава грузы выдаются на станции назначения грузополучателю после внесения им перевозчику платы за перевозку груза и иных причитающихся перевозчику платежей, если таковые не были внесены грузоотправителем.
В случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей перевозчик вправе удерживать грузы, уведомив об этом грузоотправителя в письменной форме, который в течение четырех суток после получения такого уведомления должен распорядиться грузом. В случае, если грузы прибыли до истечения срока доставки, указанный срок может исчисляться только после окончания срока доставки грузов.
Если в течение указанного срока грузополучатель не примет соответствующие меры по внесению причитающихся перевозчику платежей и грузоотправитель не распорядится грузом, перевозчик имеет право, если иное не предусмотрено соглашением сторон, самостоятельно реализовать удерживаемые продовольственные и скоропортящиеся грузы в порядке, предусмотренном Уставом. В отношении реализации иных грузов применяется порядок, предусмотренный гражданским законодательством.
В случаях, предусмотренных статьей 35 Устава, не подлежат реализации:
грузы, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с федеральными законами, а также грузы, в отношении которых таможенное оформление не завершено;
специальные и воинские грузы, предназначенные для удовлетворения государственных и оборонных нужд.
16. Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем или на железнодорожные выставочные пути при обслуживании грузополучателя локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования или пользователя не позднее, чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
При подаче перевозчиком вагонов без уведомления, поданные вагоны учитываются за грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования или пользователем, обслуживающих грузополучателей своим локомотивом по истечении двух часов после фактической подачи вагонов.
При подаче вагонов с опозданием против срока, указанного в уведомлении, не более двух часов вагоны считаются поданными с момента фактической подачи. Если опоздание превышает два часа, то перевозчик обязан вновь уведомить грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования или пользователя обслуживающего грузополучателя своим локомотивом, о предстоящей подаче.
При подаче вагонов ранее срока, указанного в уведомлении, вагоны считаются поданными с момента, указанного в уведомлении.
17. Для выдачи груза перевозчиком уполномоченное лицо грузоотправителя представляет перевозчику доверенность, оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации и предусматривающую право для оформления доверенным лицом перевозочных документов.
В доверенности указываются данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица, которому выдана доверенность, перечень действий, которые оно уполномочено совершить (раскредитование документов, получение накладной, осуществление расчетов за перевозку, подписание памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов, коммерческого акта или другие), а также номер вагона (контейнера) и номер накладной, если доверенность выдается на получение груза по конкретной накладной.
В случае, когда доверенность выдана на право разового раскредитования перевозочных документов по конкретной накладной, после раскредитования перевозочных документов она прикладывается к дорожной ведомости. В случае, когда доверенность выдана на право неоднократного совершения указанных выше действий, она хранится у уполномоченного перевозчиком лица, в функции которого входит оформление документов
Грузы, прибывшие в адрес физического лица, выдаются:
18. В соответствии со статьей 38 Устава при своевременном уведомлении о прибытии, прибывшие грузы, контейнеры, подлежащие выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранятся на станции назначения в соответствии с правилами хранения грузов в местах общего пользования при перевозке железнодорожным транспортом.
19. Выдача грузов, прибывших в исправных вагонах, контейнерах, и с исправными ЗПУ, опломбированными грузоотправителями, таможенным органом, либо иным органом государственного контроля, производится перевозчиком без проверки состояния, массы и количества мест грузов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 41 Устава.
20. Прибывшие на железнодорожную станцию назначения в вагонах и контейнерах грузы, находящиеся под таможенным контролем, должны быть по согласованию с таможенным органом своевременно выгружены грузополучателем.
Оформление выдачи грузов, находящихся под таможенным контролем, производится в следующем порядке.
20.1. На станциях, на которых имеются структурные подразделения таможенных органов, накладная, дорожная ведомость и другие, необходимые для таможенного оформления документы, уполномоченным перевозчиком лицом передаются должностным лицам таможенных органов. Факт такой передачи регистрируется в специальной книге с обязательным указанием номеров документов, даты и времени передачи. Форма книги и порядок ее ведения устанавливается перевозчиком.
Должностные лица таможенных органов проверяют представленные документы, производят таможенное оформление в установленном порядке и возвращают накладную и дорожную ведомость уполномоченному лицу перевозчика с оформлением факта передачи в специальной книге с указанием даты и времени.
Выдача грузополучателю накладной до представления указанных документов должностному лицу таможенного органа не допускается.
20.2. На станциях, на которых отсутствуют структурные подразделения таможенных органов, уполномоченное перевозчиком лицо, посредством имеющихся средств связи, наряду с уведомлением о прибытии груза представляет соответствующему таможенному органу в регионе деятельности, которого расположена станция назначения, следующую информацию: грузоотправитель и страна отправления, грузополучатель и его адрес, наименование груза, количество мест, вес брутто/нетто, номер транспортного средства, номер перевозочного документа (накладная), дата прибытия груза и транспортных средств.
Кроме того, оригинал накладной, дорожная ведомость и другие, необходимые для таможенного оформления документы, уполномоченное перевозчиком лицо передает грузополучателю под расписку, в которой указывается перечень этих документов, их номера, дата и время получения документов, а также срок их возвращения грузополучателем. Форма расписки устанавливается перевозчиком. О такой передаче документов грузополучателю, перевозчик, посредством использования имеющихся средств связи, информирует таможенный орган.
Должностные лица таможенного органа посредством имеющихся средств связи, информируют перевозчика о результатах таможенного оформления грузов, номерах проставленных штампов и личных номерных печатей.
21. До завершения таможенного оформления не допускается выдача грузов с СВХ и распоряжение находящимися под таможенным контролем грузами, после подачи на железнодорожные пути необщего пользования организаций, не имеющих СВХ. Ответственность перед таможенными органами за выгрузку грузов из вагонов, контейнеров без завершения таможенного оформления несет грузополучатель или владелец СВХ.
22. В соответствии со статьей 41 Устава по просьбе грузополучателя перевозчик может принимать в соответствии с отдельным договором участие в проверке состояния груза, его массы, количества мест в случаях своевременной доставки груза без признаков недостачи, повреждения, порчи или хищения.
Результаты проверки состояния прибывшего груза, его массы и количества мест оформляются в порядке, предусмотренном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
23. Проверка перевозчиком количества и состояния груза в случаях, предусмотренных статьей 41 Устава, производится в следующем порядке:
23.1. Перевозимые навалом, насыпью грузы, масса которых была определена взвешиванием, выдаются с проверкой массы на вагонных весах. При этом масса тары вагона принимается согласно трафарету на вагоне. При наличии вагонных весов у перевозчика или грузополучателя может производиться взвешивание тары вагона.
Грузы, масса которых при отправлении была определена по обмеру, выдаются без проверки массы или с проверкой массы на вагонных весах.
При отсутствии у грузополучателей и у перевозчика на станции назначения вагонных весов, перевезенные навалом, насыпью и прибывшие без признаков недостачи грузы, выдаются без проверки их массы.
23.3. Картофель, капуста и другие овощи, бахчевые культуры, перевозимые навалом, выдаются грузополучателю с проверкой их массы. Выдача скоропортящихся грузов, перевозимых в упаковке, в том числе в ящиках открытого типа, масса которых определена при отправлении по трафарету или по стандарту, осуществляется с проверкой количества мест груза и массы или количества единиц груза только в поврежденных местах.
23.4. Пиломатериалы и лесоматериалы выдаются с проверкой их массы на вагонных весах.
23.5. При перевозке грузов в пакетах, с признаками технической или коммерческой неисправности, их выдача производится с проверкой количества пакетов и состояния груза только в неисправных пакетах.
23.6. Мясо и мясопродукты, перевезенные без упаковки выдаются с проверкой массы груза (путем взвешивания на товарных весах) и количества мест в случаях, когда в накладной указано их число.
24. Грузы, включенные в соответствии с правилами пломбирования вагонов и контейнеров в перечень грузов, перевозка которых допускается без ЗПУ, но с обязательным наложением закрутки, выдаются без участия перевозчика.
25. О выдаче перевозчиком без проверки состояния, массы и количества мест груза перевозчик, по требованию грузополучателя, обязан в графе оригинала накладной «Отметки о выдаче груза» сделать отметку следующего содержания:
26. О выдаче перевозчиком с проверкой состояния, массы и количества мест груза перевозчик по требованию грузополучателя проставляет в соответствующей графе накладной «Отметки о выдаче груза» отметку в следующих случаях:
26.1. При отсутствии обстоятельств для составления коммерческого акта: «Груз выдан верно, согласно перевозочным документам без претензий»;
26.3. При установлении допустимого отклонения значения массы от указанного в перевозочных документах, т.е. отклонение не превышает нормы естественной убыли массы данного груза и значения предельного расхождения в определении массы груза нетто, а также при обнаружении излишка массы груза, не превышающего значения предельного расхождения в определении массы груза нетто: «При проверке массы груза «___»____________г. она составила ____________кг (цифрами и прописью).»
Предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом отметки о выдаче груза удостоверяются подписью уполномоченного перевозчиком лица, заверенной соответствующим штемпелем.
Грузополучатель предъявляет перевозчику на станции назначения накладную для внесения в нее указанных в настоящем пункте отметок в день выгрузки или не позднее следующих за днем выгрузки суток.
27. При выгрузке тарных и штучных грузов в местах необщего пользования в случаях, когда выдача груза производится с участием перевозчика, грузополучатель должен уложить груз отдельно от ранее выгруженного с тем, чтобы обеспечивалась, при необходимости, возможность повторной проверки выгруженного груза.
28. Масса груза считается правильной (соответствующей сведениям, указанным в накладной), если разница между массой груза, определенной на станции отправления, и массой груза, определенной на станции назначения, не превышает значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто такого груза и норму естественной убыли его массы.
Нормы естественной убыли массы грузов исчисляются от массы нетто груза, указанной в соответствующей графе накладной.
Недостача массы, превышающая значение предельного расхождения в результатах ее определения и норму естественной убыли, устанавливается как разность между данными, указанными в перевозочном документе, и данными проверки массы на месте назначения (в пути следования), с учетом значения предельного расхождения в результатах определения массы и нормы естественной убыли.
29. При выдаче перевозчиком согласно статье 41 Устава грузов, перевозимых навалом и насыпью с перевеской на вагонных весах со съемным оборудованием, в том числе с овощными, хлебными щитами, а также утеплительными и прокладочными материалами, масса данного оборудования и материалов из массы груза нетто исключается.
30. Обнаруженные в процессе выгрузки перевозчиком в местах общего пользования излишки мест тарных штучных грузов остаются у перевозчика до выяснения их принадлежности. Если груз следовал под таможенным контролем, то перевозчик информирует об этом соответствующий таможенный орган.
Излишки массы груза, перевезенного навалом, насыпью, а также скоропортящегося груза, которому угрожает порча, выдаются грузополучателю под сохранную расписку вместе с основным количеством груза, указанным в накладной. Если груз следовал под таможенным контролем, то перевозчик уведомляет об этом соответствующий таможенный орган. Аналогично под сохранную расписку выдаются грузополучателю излишки грузов при выгрузке грузов и в местах необщего пользования. В сохранной расписке грузополучателя должно быть предусмотрено обязательство неиспользования полученных излишков и возврата их по первому требованию перевозчика.
Результаты обнаружения излишков груза оформляются коммерческим актом в соответствии с правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом.
Грузоотправитель после получения от перевозчика телеграммы об обнаруженных излишках грузов должен в десятидневный срок, а по скоропортящимся грузам в четырехдневный срок сообщить перевозчику ответ, как распорядиться выявленными излишками груза. При неполучении в указанные сроки грузоотправителем информации, грузы, выгруженные в местах общего пользования, подлежат реализации в установленном порядке. Грузы, выданные под сохранную расписку, остаются в распоряжении грузополучателя.
31. В случае, если на железнодорожной станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза или такие обстоятельства зафиксированы в составленном в пути следования коммерческом акте, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт. Если груз следовал под таможенным контролем, то перевозчик информирует об этом таможенные органы.
32. При необходимости проведения экспертизы перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов и (или) специалистов в соответствующей области. Результаты экспертизы, проведенной без участия перевозчика или грузополучателя, являются недействительными. В случае уклонения перевозчика от вызова эксперта и (или) специалиста в соответствующей области или уклонения перевозчика, грузополучателя от участия в проведении экспертизы соответствующая сторона вправе провести экспертизу без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее о проведении экспертизы в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон. Расходы, связанные с проведением экспертизы, оплачиваются стороной, заказавшей экспертизу, с последующим отнесением расходов на сторону, виновную в недостаче, порче или повреждении груза.
Выводы экспертизы должны отвечать на вопрос о причинах повреждения (порчи) груза, их размерах, а также на какую сумму понизилась стоимость груза.
Выводы экспертизы должны быть мотивированы и не могут основываться на предположениях.
Акт экспертизы оформляется и выдается перевозчику для последующего приложения его к коммерческому акту.
Экспертиза не проводится, если стоимость недостачи, повреждения (порчи) груза не превышает размера минимальной заработной платы, а также, если стоимость экспертизы превышает размер убытков. В этих случаях размер или причина недостачи, повреждения (порчи) груза и размер убытков определяются совместно перевозчиком и грузополучателем и указываются в коммерческом акте.
33. Для вывоза груза со станции грузополучатель предъявляет накладную с отметкой о внесении всех причитающихся платежей и приемо-сдаточный акт. На станциях, где установлен порядок вывоза груза по пропускам наряду с указанными документами предъявляется грузополучателем также пропуск, подписанный лицом, уполномоченным перевозчиком. При вывозе груза с территории станции пропуск на контрольно-пропускном пункте у грузополучателя изымается. Если груз вывозится по частям, пропуск изымается при вывозе последней части груза.
Если вывоз груза производится после истечения срока бесплатного хранения, грузополучатель оплачивает перевозчику сбор за хранение груза. Отметка об уплате сбора следующего содержания «Сбор за хранение груза по «___» _______ г. взыскан» делается перевозчиком в графе накладной «Отметки о выдаче груза». Отметка заверяется подписью представителя перевозчика и строчным штемпелем станции назначения.
34. Выдача груза, прибывшего по досылочной дорожной ведомости, производится:
34.1. При прибытии части груза по досылочной дорожной ведомости после прибытия части груза с основной накладной выдача груза производится в следующем порядке:
часть груза, прибывшая с основной накладной, выдается грузополучателю после раскредитования основных перевозочных документов и выдачи грузополучателю основной накладной и коммерческого акта на недостачу груза. Окончательный расчет за перевозку производится по основной накладной;
часть груза, прибывшая по досылочной дорожной ведомости, выдается грузополучателю после раскредитования досылочной дорожной ведомости. Досылочная дорожная ведомость раскредитовывается при предъявлении грузополучателем основной накладной и коммерческого акта с внесением в них отметок о прибытии части груза по досылочной дорожной ведомости. После внесения отметки о прибытии последней части недостающего груза коммерческий акт остается в делах перевозчика.
34.2. При прибытии части груза по досылочной дорожной ведомости ранее прибытия части груза с основной накладной выдача грузополучателю прибывшей части груза по досылочной дорожной ведомости производится после раскредитования досылочной дорожной ведомости. Кроме того, грузополучатель представляет перевозчику справку удостоверяющую, что полученная часть груза будет зачтена им в счет основной отправки. Эта справка хранится в делах перевозчика.
34.3. В случае прибытия груза и непоступлении основной накладной на станцию назначения перевозчик на основании досылочной дорожной ведомости оформляет копию накладной, которая выдается грузополучателю под роспись в досылочной дорожной ведомости.
34.4. Выдача груза, перевозимого по электронной досылочной дорожной ведомости, производится в аналогичном порядке.
35. В случае неприбытия груза на станцию назначения в установленный срок доставки грузополучатель предъявляет перевозчику подлинную квитанцию о приеме груза или ее копию, заверенную в установленном порядке. Перевозчик должен убедиться в неприбытии груза на станцию назначения и проверить подлинность предъявленной квитанции о приеме груза к перевозке.
После получения подтверждения подлинности предъявленных документов перевозчик должен сделать отметку в предъявленной квитанции «Груз не прибыл» и заверить данную запись календарным штемпелем перевозчика и своей подписью с указанием должности.
Розыск груза, не прибывшего по назначению в указанный в квитанции о приеме груза срок, производится по заявлению грузополучателя перевозчику на станции назначения.
В случае неприбытия груза, перевозимого с использованием накладной в электронном виде, в указанный в квитанции о приеме груза срок, грузополучатель может предъявить перевозчику требование о розыске груза. Для этого грузополучатель подает перевозчику письменное заявление, в котором указывает номер отправки и станцию отправления.
Розыск груза, следующего из-за границы производится перевозчиком на станции назначения на условиях действующих международных соглашений.
36. Выдача грузов, перевозимых со станций узкой колеи на станции широкой колеи по единому перевозочному документу, составленному на весь путь следования, производится в соответствии с настоящими Правилами.
37. Выдача груза с использованием электронной накладной производится при наличии и в порядке, установленном в договоре об обмене электронными документами между перевозчиком и грузополучателем.
38. Перечень уполномоченных лиц перевозчика, в обязанности которых входит выдача груза и оформление документов на станции назначения, устанавливается перевозчиком.
39. Уведомление получателя о прибытии в его в адрес собственных порожних вагонов и передача собственных порожних вагонов получателю производится в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, для уведомления грузополучателя о прибытии в его адрес груза и/или выдачи грузополучателю груза с учетом следующих особенностей:
39.1. В случае прибытия собственных порожних вагонов на железнодорожную станцию назначения в пределах срока доставки после получения уведомления перевозчика о прибытии собственных порожних вагонов на железнодорожную станцию назначения получатель обязан принять эти вагоны до истечения срока доставки, указанного в накладной.
39.2. Выдача получателю оригинала накладной (раскредитование накладной) производится в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов после внесения на железнодорожной станции назначения, если иное не предусмотрено договором, всех причитающихся перевозчику платежей за перевозку собственного порожнего вагона.
39.3. По прибытии собственного порожнего вагона, перевозимого повагонной отправкой, при наличии в накладной в графе «Отметки перевозчика» отметки о выполнении текущего отцепочного ремонта не на железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, произошедшей по причинам, не зависящим от перевозчика, кратчайшее расстояние рассчитывается отдельно от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, от железнодорожной станции обнаружения технической неисправности до железнодорожной станции ремонта и от железнодорожной станции ремонта до железнодорожной станции назначения.
В остальных случаях кратчайшее расстояние рассчитывается от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения.
39.4. По прибытии на железнодорожную станцию назначения собственных порожних вагонов, перевозимых маршрутной или групповой отправкой, и при наличии в накладной в разделе «Отметки в пути следования» отметок о выполнении текущего отцепочного ремонта не на железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, произошедшей по причинам, не зависящим от перевозчика, кратчайшее расстояние перевозки определяется:
В случае если отцепка произошла по причинам, зависящим от перевозчика, кратчайшее расстояние перевозки определяется от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения как для вагонов, прибывших по основной накладной, так и для отцепленных вагонов.
39.5. Собственные порожние вагоны передаются получателю после раскредитования накладной. До этого собственные порожние вагоны получателю не передаются и находятся на его ответственном простое, если иное не предусмотрено договором.
Подтверждением фактической передачи собственных порожних вагонов получателю являются подписи получателя, владельца железнодорожных путей необщего пользования или пользователя, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе «Вагон сдал» и «Вагон принял».
Владелец железнодорожных путей необщего пользования или пользователь, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, выступает в отношениях с перевозчиком на основании доверенности или иного полномочия получателя, которая представляется перевозчику по его требованию.
Получатель собственного порожнего вагона вправе отказаться от приема собственного порожнего вагона только в случае, если он не может быть использован под погрузку по причине технической неисправности или коммерческой непригодности.
Перевозчик обязан не позднее одного часа с момента внесения записи в журнал формы ВУ-14 уведомить получателя собственного порожнего вагона и его владельца о факте признания неисправным/непригодным собственного порожнего вагона на железнодорожной станции назначения.
Информирование отправителя или владельца вагона (в случае если он не выступает отправителем) об отказе получателя в приеме вагонов производит перевозчик.
Факт отказа от приема собственных порожних вагонов с мотивированным объяснением получателя о причинах отказа оформляется перевозчиком актом общей формы, подписывается получателем и перевозчиком.
Все вопросы, связанные с неприемом прибывших под погрузку собственных порожних вагонов по причине их технической неисправности, непригодности в коммерческом отношении, получатель решает с отправителем или владельцем вагона (в случае если он не выступает отправителем), за исключением случаев, когда техническая неисправность, непригодность в коммерческом отношении собственного порожнего вагона возникла по причинам, зависящим от перевозчика.
39.6. В случае необходимости дальнейшей перевозки собственного порожнего вагона, прибывшего на железнодорожную станцию назначения, предъявление такого вагона к перевозке осуществляется после раскредитования накладной и оформления новой накладной. Новая перевозка переадресовкой не является».
(Пункт 39 введен приказом Минтранса от 03.10.2011 N 258)