в каком классе учат падежи русского языка
Как объяснить ребенку падежи легко и просто
Что будет если падежей не станет?
Все шесть падежей подробно
Далее быстро перечисляем остальные падежи:
Как объяснить ребенку эти падежи? Обращаем внимание ребенка на название каждого падежа.
Например, «Сегодня у нас будет репетиция оркестра». Слово «оркестр» здесь находится в родительном падеже. Потому что от главного слова «Репетиция» мы можем задать к этому слову вопрос «чего?»
Следующий падеж «Дательный«. От слова «Давать». От главного слова, которому подчиняется слово в дательном падеже, мы можем задать к этому слову вопрос «дать кому?» «дать чему?» (например, ход, путевку в жизнь и т.д.)
Пример: «Ребенку надо объяснить падежи». Здесь слово «ребенку» находится в дательном падеже «кому?». Стоит объяснить ребенку, что иногда в предложении нет главного слова. А бывает есть только одно главное слово. Например, в предложении «Туман».
Соответственно, вот слово «мышь» в винительном и в родительном падежах:
Слово «яблоко» в винительном и в родительном падежах:
Творительный падеж. Самый красивый падеж. Помогает творить. И вопрос соответствующий «сделано кем?» «сделано чем?«. Можно придумать более близкое к названию творительного падежа «сотворено кем?» «сотворено чем?«
Мы весело болтали, сидя на бревнах («договариваться о чем?» о бревнах)
Если мы просто напишем слово в разных падежах, мы не поймем в каком падеже оно стоит.
мышь, мыши, мыши, мышь, мышью, о мыши.
А вот так, когда мы задаем вопрос:
Теперь все становится понятно. И в предложении ребенок будет задавать вопрос к каждому слову и легко определит, в каком падеже стоит слово.
Порядок падежей при склонении
Как объяснить ребенку порядок падежей при склонении.
Так в голове у ребенка уложится порядок падежей и сразу запомнится их смысл.
Еще раз перечислим характерные вопросы для падежа.
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 42. Падежи существительных
Вопросы, рассматриваемые на уроке
Имя существительное – часть речи, отвечает на вопросы кто? что? В начальной форме обозначает предмет.
Падежи – в русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.
Безударное окончание – окончание, в котором гласный звук в слабой позиции.
Текст – группа предложений, которые связаны между собой по смыслу.
Предложение – группа слов, связанных по смыслу.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Онлайн-тренажёр «Падежи имён существительных»: http://kid-mama.ru/igry/rus100/
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На этом уроке Вы повторите все изученные падежи, окончания, правила написания.
Рассмотрите таблицу и расскажите всё о падежных вопросах и предлогах.
Кого? Чего? Где? Откуда?
От, до, без, из, для, у, с, около
Кому? Чему? Где? Куда?
Под, с, над, за, между, перед
Вы, конечно, помните, как проверить написание безударного падежного окончания.
Следуйте принципу: безударный гласный проверяю ударным.
Правильно! Буквы безударных гласных в корне, приставке, суффиксе можно узнать по буквам ударных гласных в тех же частях слова. Это принцип русского письма: букву звука в слабой позиции узнаём по букве звука в сильной.
Проверочным для безударного окончания имени существительного будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием.
Какие слова надо запомнить Вам в качестве проверочных?
Предлагаем запомнить эти слова: рука, плечо, грудь.
О рукé, о плечé, в груди́!
Вспомните алгоритм проверки.
1. Ставлю имя существительное в начальную форму и определяю его склонение.
2. Подставляю на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме.
3. Узнаю в проверочном слове окончание и пишу такое же в проверяемом.
Это первый способ проверки. Есть ещё и второй способ. Сформулируйте второй способ проверки.
Второй способ: надо определить склонение, падеж и воспроизвести в памяти окончания имён существительных в нужном падеже.
Текст, тема, основная мысль текста
Давайте вспомним, что такое текст. Мы знаем, что текст состоит из предложений, связанных между собой по смыслу.
Полвека прожила я на свете и всё думала, что я берёза. Но прошлой весной подошёл ко мне турист и на боку у меня вырезал — «ВАНЯ». Летом дачник подошёл и вырезал — «ЛЁНЯ». Осенью грибник присел отдохнуть. Посидел в тени, отдохнул и вырезал на коре — «МИША». А зимой подкатил лыжник, прочитал на мне все имена, воткнул палки в снег, вытащил огромный ножище и вывел — «ЭДУАРД». Так что же я наконец: берёза или Эдуард? И почему все, кому не лень, тычут в меня ножами?
Как бы Вы озаглавили этот текст?
Какой совет вы дадите людям, которые вырезают свои имена на деревьях?
Какова главная мысль текста? Озаглавьте текст. Ваш заголовок отражает тему текста или его главную мысль?
Определите падеж подчёркнутых слов. Объясните безударные падежные окончания этих слов.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля
• О том кукушка кукует, что своего гнезда нет.
• Всяк кулик на своей кочке велик.
• Журавль на засохшем дереве гнезда не свивает.
Проверьте себя по эталону:
• О том кукушка кукует, что своего гнезда нет.
☑ Всяк кулик на своей кочке велик.
• Журавль на засохшем дереве гнезда не свивает.
На кочке – 1 скл., П.п.
2. Работа с текстом.
Составьте из слов предложения. Подберите заголовок к тексту. Подчеркните имена существительные в винительном падеже.
Проверьте себя по эталону:
Помогите воробьям зимой!
1) Воробьи – очень полезные птицы. 2) За день воробей съедает огромное количество вредных насекомых. 3) Много деревьев спасают они от вредителей. 4) 3имой воробьи голодают. 5) Посмотрите, как они съёжились от холода. 6) Ребята, помогайте пернатым друзьям. 7) Подкармливайте их. 8) Это поможет птицам пережить зиму.
Примеры и разбор заданий контрольного модуля
1. Прочитайте рассказ мальчика. Озаглавьте.
В морозный зимний день подобрал я во дворе воробья. Он замерзал. Воробушек долго лежал на моей ладони. Потом отогрелся и тихо пискнул: «Чилим». Так мы его и звали Чилим. Стал он жить у нас в комнате.
Определите падеж имён существительных. (Ставьте вопрос от глагола к имени существительному.)
подобрал (где? в чём?) во дворе (П.п.)
лежал (на чём?) на ладони (П.п.)
жить (где? в чём?) в комнате (П.п.)
Варианты заголовков: «Чилим», «Найдёныш», «Гость воробей»
2.Тест. Обведите правильные ответы:
1. Укажите слово, которое можно использовать как проверочное для остальных слов.
А) на яблоке; В) на стакане;
Б) на плече; Г) на диске.
2. Компьютер ярким экраном осветил комнату. В этом предложении нет имени существительного:
А) в творительном падеже;
Б) в именительном падеже;
В) в предложном падеже;
Г) в винительном падеже.
3. Окончание -и пишется в слове:
А) на стадион.. В) о мамочк..
Б) на сирен.. Г) о сестрёнк..
4. Укажите вариант, где в окончании имён существительных пишется -е.
А) в тетрад.. по информатик.. В) на пальм.. на пляж..
Б) о старш..м брат.. Г) на компьютер.. в файл..
5. В предложном падеже окончание -е пишется в существительных:
А) 1-го и 2-го склонения; В) 1-го и 3-го склонения;
Б) 2-го и 3-го склонения; Г) 1, 2 и 3-го склонения.
Как объяснить ребенку падежи
В третьем классе дети знакомятся с понятием «падежи» и узнают, что имена существительные изменяются по падежам.
Не смотря на то, что падежей всего 6, для детей эта тема — одна из самых сложных тем при изучении в начальной школе.
Детям предстоит выучить падежи и падежные вопросы, научиться задавать правильные вопросы, определять падеж существительного в тексте. А в последующем на основании падежа и склонения существительного правильно писать окончания слов.
Конечно, тему объясняют в школе. Но часто бывает, что ребенок приходит из школы и говорит, что ничего не понял.
Кроме того, все больше родителей и детей проходят школьную программу дома, на семейном обучении.
И в том и другом случае сложную тему надо объяснять родителям.
О том, как изучить и объяснить ребенку падежи в нашей статье.
1. Используйте грамматическую сказку для знакомства ребенка с темой
Например, сказку, которую написала Валентина Волина, автор книги “Веселая грамматика”
Жил был Падеж. (можно предложить ребенку нарисовать маленький падеж)
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – Именительный.
Родился- стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его творительным.
Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь предложным.
Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.
2. Рассуждайте, что будет если слова не будут менять свои окончания и какой тогда станет наша речь
Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже.
Вместо “Никита съел макароны с сосисками” — Никита съел макароны с сосиска
Поиграйте с ребенком, и предложите исправить предложения, поменяв окончания слов
Мы магазин купили еда (мы в магазине купили еду)
Маша ест каша (Маша ест кашу)
Люда купила юбка (Люда купила юбку)
Спросите, в предложении «Собака играет ребенок» — понятно кто с кем играет? Ребенок с собакой или собака с ребенком?
Как составить предложение, чтобы было понятно?
3. Познакомьте ребенка с падежами и со вспомогательными словами
Именительный — слова отвечают на вопрос — кто? что?
Родительный — нет (кого? чего?)
Дательный — дам (кому? чему?)
Винительный — вижу, виню (кого? что?)
Творительный — творю (кем? чем?)
Предложный — думаю о ком?, о чем?
Напишите сразу все падежи и падежные вопросы. Напишите слова-подсказки (нет, дам, вижу)
Поиграйте: Вы называете падеж и вопрос, ребенок ответ определенное слов.
Например,
Именительный это кто? что?- машинка.
Родительный — нет кого? чего? — машинки
и т.д.
4. Послушайте песню про падежи с капитаном Крабом
Спойте с ребенком, угадывайте падежи из песни
5. Поставьте перед ребенком задачу выучить падежи и вспомогательные слова с вопросом.
На этом этапе можно оставить ребенка с табличкой падежей и предложить запомнить.
Обратите внимание, что почти во всех падежах по первым буквам можно вспомнить опорное слово
Родительный — родил
Дательный — дал
Винительный — вижу, виню
Творительный — творю
Когда ребенок выучит, проверьте его.
Лучше это сделать так:
Вы называете падеж (по порядку), а ребенок называет вспомогательное слово и вопрос
Для запоминания порядка падежей используйте мнемотехническую фразу:
Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку
6. Следующий шаг — научить ребенка изменять слова
Тренировка просто необходима, и задача данной практики — почувствовать изменение окончаний слов и научиться менять слова.
Учебники предлагают изменять слова
окно, лиса, береза и т.д.
Но обращаем внимание, что ребенку может быть не интересно, скучно. Поэтому (особенно на семейном обучении) можно предложить изменить по падежам смешные или плохие слова
Например, мы меняли слова «таракан» и даже «попа»
Ребенок включился и с радостью тренировался.
7. Тренировка «крестики-нолики»
Ребенку читается предложение, где одно слово употреблено в разных падежах. Вы можете составить историю про лису, про машинку, или про что-то другое.
Первый раз я рассказала такую историю:
Я на улице увидела лису. Ребенок задал вопрос (вижу кого? что? лису) и записал слово в нужную ячейку.
Когда я пришла домой, то всем рассказала о лисе (о ком? о чем?) Предложный падеж
В ту же минуту Никита выбежал на улицу и сказал, что там нет никакой лисы. (кого? чего?)
На самом деле лиса спряталась от Никиты. (кто? что? Именительный)
Никита был очень расстроен хитрой лисой (кем? чем? Творительный)
А потом придумал и вынес лисе немного еды. (кому? чему?)
Вы читаете или придумываете историю медленно, а ребенок пишет в табличку только одно слово. Рассуждать о падеже можно вместе.
Таких тренировок надо делать несколько.
Чтобы ребенку было интересно, я применила хитрость, и говорила вторую историю и предложения со словом “жопа”
Мои дети смеялись и до слез и с удовольствием определяли, куда записать слово и какой падеж у текущей «жопы»
8. Тренировка при которой ребенок определяет падеж имен существительных в тексте.
Ребенку дают предложение, и ему надо подписать падежи
В зависимости от интересности историй и текста, будет формироваться интерес ребенка.
В этом возрасте детям интересны темы компьютерных игр, интересны истории о них или о каких-нибудь других детях, им нравятся предложения со словами «дурак», «какашка»
Если ребенок увлекается футболом — придумывайте тексты о футболе.
Играет в шахматы — о шахматах
Нравятся куклы — расскажите историю о принцессе
Вам необязательно использовать «плохие» слова, но обязательно заинтересуйте ребенка темой.
Тогда обучение будет простым и увлекательным.
9. Создать паук-карту «падежи»
Нарисуйте паучка, а в его лапках шпаргалку падежей и вопросов. Пусть паучок будет с ребенком.
Кроме вопросов и слов подсказок (которые лучше всего закодировать пиктограммой), вы можете добавить паучку один-два слова примера.
Данная статья — это отличный пример того, как много существует способов объяснить ребенку что-то эффективно.
К сожалению, современная система образования не нацелена на то, чтобы помочь детям эффективно учиться.
Именно поэтому мы создали свою школу — Школу умных детей, в которой помогаем родителям учить детей легче, быстрее и онлайн.
Пару дней назад мы обновили 48 уроков в школе по математике с 1 по 3 класс и в итоге сейчас в школе доступно уже более 500 уроков по эффективному изучению школьной программы в начальной школе.
Если Вы хотите получить простое и понятное объяснение сложных школьных тем в начальной школе — присоединяйтесь к школе умных детей сейчас.
Экономьте на репетиторах и помогите ребенку пройти школьную программу проще и интереснее.
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
Падежи в русском языке
Что такое падежи в русском языке
Падеж — это форма образования и функция слова. Падеж дает слову определенную синтаксическую роль в предложении.
Еще говорят, что падеж — это склонение слов, частей речи, которое характеризуется изменением их окончаний. Сейчас узнаем, какие бывают падежи в русском языке.
6 падежей русского языка:
Именительный падеж определяет начальную форму слова. Остальные пять падежей называются косвенными.
У каждого падежа есть вспомогательное слово — оно помогает определить, на какие вопросы отвечает конкретный падеж.
Повторим еще раз. У каждого падежа есть свои вопросы — они зависят от части речи и грамматических признаков.
Таблица падежей русского языка с вопросами
Прилагательные, причастия, порядковые числительные
какой? какая? какое? какие?
какого? какой? какого? каких?
какому? какой? какому? каким?
какого? (одуш) какой? (неодуш) какую? какое? каких? (одуш) какие? (неодуш)
скольких? (одуш) сколько? (неодуш)
каким? какой? каким? какими?
о каком? о какой? о каком? о каких?
Как правильно определить падеж:
гости пришли — (кто?) гости (Им. п.);
бояться темноты — бояться (чего?) темноты (Р. п.);
сказал сестре — сказал (кому?) сестре (Д. п.);
обнял маму — обнял (кого?) маму (В. п.);
наслаждаюсь закатом — наслаждаюсь (чем?) закатом (Тв. п.);
рассказываю о школе — рассказываю (о чем?) о школе (Пр. п.).
Теперь мы знаем названия падежей в русском языке и на какие вопросы они отвечают. Дальше нас ждут окончания!
От чего зависят падежные окончания:
от категории числа: окончания единственного числа отличаются от окончаний множественного числа;
от категории склонения: окончания прилагательных и причастий зависят от категории рода.
Падежные окончания имен существительных отличаются от падежных окончаний прилагательных и причастий. Чтобы не запутаться, сделали еще одну табличку.
Падежные окончания существительных, прилагательных и наречий
Падеж
Падежные окончания
Имена прилагательные, причастия
ой, ий, ый, ая, яя, ое, ее
нулевое, ы, и, а, я, ей
ой, ий, ый, ую, юю, ое, ее, ого, его, ой, ей
Чтобы лучше усвоить материал, рассмотрим каждый падеж отдельно.
Именительный падеж
Именительный падеж в русском языке — это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим падежам по значению и синтаксическим функциям.
Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в словосочетании или предложении. Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.
Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы: Кто? Что?
Примеры существительных в именительном падеже:
закончился (что?) шампунь.
Чтобы определить именительный падеж, нужно поставить к существительному падежные вопросы и выделить в слове падежное окончание.
В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в именительном падеже для разных склонений.
В русском языке именительный падеж в речи может быть зависимым или независимым.
Независимый именительный падеж может может быть:
Вода остыла. Пирог упал.
Главным членом односоставного номинативного предложения.
Вечер. Улица. Фонарь.
Маша, напиши стих. Дети, закройте дверь.
Зависимый именительный падеж может быть в роли:
Именной части составного именного сказуемого.
Приложения в значении добавочного сообщения.
Ученый Виктор Меркурьев прочел доклад.
Родительный падеж
Родительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает значение предмета, а также субъектные или объектные отношения.
Существительные в родительном падеже сочетаются с предлогами «без», «от», «до», «около», «из», «с», «у», «возле», «подле» и отвечают на вопросы: Кого? Чего?
Примеры существительных в родительном падеже:
чтение (чего?) романа.
В следующей таблице собрали возможные окончания существительных в родительном падеже для разных склонений.
торта;
шарфа;
возраста;
хлебца;
договора.
Значение родительного падежа в русском языке зависит от контекста конкретного слова в словосочетании и предложении:
Субъектное значение: приезд гостей, нет идей.
Объектное значение: просить помощи, презентация фильма.
Определительное значение — может обозначать принадлежность, определение либо количество, меру предмета (совет учителя, пакет молока).
Какую роль в предложении может занимать существительное в родительном падеже:
Дополнение (Он устал от работы).
Несогласованное определение (Ей подарили букет цветов).
Обстоятельство (Сестра вернулась из путешествия).
Дательный падеж
Дательный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения.
Дательный падеж может быть:
поименным (употребляться при существительных);
приглагольным (употребляться при глаголах).
Слова в дательном падеже сочетаются с предлогами «к», «по» и отвечают на вопросы: Кому? Чему?
Примеры существительных в дательном падеже:
позвонить (кому?) маме;
приблизиться (к чему?) к цели.
В таблице ниже собрали возможные окончания существительных разных склонений в дательном падеже.
Существительные в дательном падеже могут выражать такие значения:
Субъектное — употребляется в безличных оборотах: студенту не думается, девочке грустно.
Объектное — употребляется в значении адресата или косвенного объекта: отдать другу, поручить курьеру.
Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, подойти к развилке.
Определительное: памятник Пушкину, цена словам.
Винительный падеж
Винительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает объектное, субъектное или обстоятельственное значения.
Винительный падеж сочетается с предлогами «в», «за», «на», «про», «через» и отвечает на вопросы: Кого? Что?
Примеры существительных в винительном падеже:
переписать (что?) диплом;
слушать (что?) музыку;
Слова в винительном падеже имеют особые падежные формы, которые отличаются у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в этой таблице:
Существительные в винительном падеже могут выражать разные значения:
Субъектное: машину трясет, мужчину укачивает.
Объектное: приготовить пирожки, посоветовать книгу.
Обстоятельственное: ждать целый месяц, встречаться каждый день.
В предложениях существительные в винительном падеже могут быть дополнением и обстоятельством.
Творительный падеж
Творительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения.
Творительный падеж можно использовать в приглагольной или приименной позиции, отвечает на вопросы: Кем? Чем?
Примеры существительных в творительном падеже:
горжусь (чем?) победой;
наслаждаться (чем?) спектаклем;
быть (кем?) режиссером.
В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в творительном падеже.
В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:
Субъектное: гвоздь забили молотком, доклад выполнен учеником.
Объектное: восхищаться танцем, обладать навыками.
Определительное: чистка щеткой, она была неумехой.
Обстоятельственное: чертить карандашом, работать ночами, создавать командой.
Существительные в творительном падеже можно употреблять в качестве прямого дополнения или с предлогами. К существительным в творительном падеже подходят предлоги: за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.
Примеры существительных в творительном падеже с предлогами:
гулять под (под чем?) зонтом;
конфликт между (между кем?) братьями;
говорить с (с кем?) другом.
Предложный падеж
Предложный падеж в русском языке — косвенный падеж, который употребляется в речи с предлогами «на», «в», «о», «об», «обо», «при».
Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы: О ком? О чем? и имеют объектное, определительное и обстоятельственное значения.
Примеры имен существительных в предложном падеже:
говорить о (о чем?) планетах;
сидеть на (на чем?) стуле;
ехать в (в чем?) трамвае.
У существительных в предложном падеже множественного числа одинаковые окончания, независимо от их склонения.
Особенности изменения существительных всех склонений в предложном падеже показали в таблице.
Какие значения может выражать предложный падеж в словосочетаниях:
Объектное: объявить о новостях, книга о приключениях.
Определительное: небо в облаках, поле в цветах.
Обстоятельственное: отдыхать в санатории, ужинать при свечах.
Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)
Записаться на марафон
Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)