в каком классе учат мцыри

Открытый урок литературы в 8-м классе на тему «В чём загадка Мцыри?»

Разделы: Литература

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Цели урока:

I. Слово учителя

– Основным художественным принципом романтизма, которому следовал Лермонтов, является романтический индивидуализм. Не всякая личность может быть избранной. Неслучайно у Байрона – это бунтарь, высоко «возносящийся над толпой», у Гофмана –это изгой, чудак, одинокий мечтатель. Позиция романтической личности – сосредоточение на собственном «я», поэтому ей трудно жить в окружающем мире. Таким образом, возникает антитеза «личность – мир», в которой реализуется идея романтического двоемирия. Мир постоянно выталкивает личность, а личность отчуждается от мира. В результате, не найдя контактов с миром, романтическая личность отправляется на поиски своей духовной родины. (Приложение 1)

II. Беседа по тексту

В чём особенность лермонтовского Мцыри? Почему на протяжении многих десятилетий он будоражит и волнует чувства читателей?

В 1839 году опубликованную поэму «Мцыри» Лермонтов сопроводил пояснением заглавия: «Мцыри на грузинском языке значит « неслужащий монах», нечто вроде послуш-ника». Это нерусское слово имеет двойной смысл – пришелец, чужеземец и одинокий человек.
Обращаем внимание на необычный эпиграф «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Первоначально Лермонтов хотел выбрать другой эпиграф «У каждого есть только одна родина», но впоследствии от него отказался. (Приложение 2)

Как помогает нам ответить на вопрос, поставленный в начале урока, эпиграф к поэме?

Обращаясь к библейской теме, автор акцентирует внимание на нарушение запретов. Лермонтову важен обобщающий смысл фразы. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы.

Чем необычна личность семнадцатилетнего юноши?

Состояние одиночества главного героя, отчуждение в стенах монастыря обусловлено обстоятельствами в жизни Мцыри. Судьба героя – данность, которая дана читателю. Другими словами, личность Мцыри самоценна.
Психология молодого человека противоречива: у него слабое тело и могучий дух. В нём убита жизненная сила, причиной чего стало пленение и пребывание в «серых стенах» монастыря. Но с другой стороны, у юноши не сломлен дух. Он остаётся самим собой, естественным человеком, который тянется к природе, к естеству.
Какую роль сыграли монахи в жизни Мцыри? Почему он задыхался в стенах монастыря?
Монастырское воспитание не коснулось Мцыри. Сколько он ни жил с монахами, в его сознании живёт память о земле предков. Заметим, что состояние героя не объясняется, а подаётся как данность.

В чём смысл жизни

у МцыриИдеал – покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастьяИспытывать радость встречи с бурей, грозой, ему нужны препятствия.
Не покой, а тревоги и битвы, блаженство вольности – смысл жизни. Живая жизнь с её напряжением, бурями, опасностями – достойная жизнь человека

Каково отношение Лермонтова к переживаниям своего героя?

Лермонтов не уходил от современности. Он писал о том, что волновало и мучило лучших людей его поколения; их думы и чувства, их стремления он воплощал в героях своих произведениях. Действие поэмы происходит в современном времени, и герой тоже является современником, которому тяжело и трудно, так же как и Лермонтову.

Почему, по-вашему, повествование передано герою?

В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог – исповедь, позволяющая проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя. Здесь молодой человек больше говорит об увиденном, а о пережитом можно только догадываться («душу можно ль рассказать?).
Слово «исповедь» имеет следующее значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем–нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов.

В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

Исповедь дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой – дитя, судьбой – монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.
Главная часть поэмы – это спор, в котором принимает участие, в основном, только Мцыри. Здесь показано столкновение противоречивых взглядов на жизнь.

Столкновение мировоззрений

с другой стороныСмирение
Пассивность
Боязнь потрясений и бурь
Отказ от земных радостей
Жалкое упование на рай небесныйЖажда бури, тревог, битвы, борьбы
Тяга к свободе, к сильным и вольным людям
Глубоко поэтическое восприятие природы и красоты
Стремление к радостям и страданиям земной жизни, протест против церковного и всякого иного рабства

Сила духа романтического героя в его способности пережить одиночество у монахов. Но одиночество Мцыри достигает апогея, и он бежит из монастыря.

Докажите, что бегство раскрывает внутренний мир Мцыри? Найдите признаки романтической поэмы? (Приложение 3)

Кульминацией поэмы является бегство. Для романтического героя характерно рвать связи с миром и бежать в чужую среде. Мцыри тоже покидает чуждый для себя мир и хочет вернуться на родину, таким образом в поэме ситуация бегства становится мотивом возвращения. Происходит перевёртыш. Герой не теряет свою стихию, а приобретает. Юноше нет нужды налаживать отношения с новым миром, куда он бежит, он ему близок. Зов природы призывает Мцыри вернуться туда, где он родился и жил до плена. Неслучайно в поэме много ветра и птиц. Он подобно птице, улетевшей в чужие края, инстинктивно возвращается в родовое гнездо. Но в этом мире он чувствует себя чужим. Здесь всё гармонично даже в образах: две реки, две сакли, две скалы, два куста белой акации, деревья как братья, стаи птиц летают. Только Мцыри один, лишён родства с самого детства, нет у него никого. Естественно, что образы родства и единения вызывают естественное стремление молодого человека восстановить природные связи.

Какую функцию несёт естественная среда?

В сознании Мцыри живёт образ далёкой и желанной родины, где «чудный край тревог и битв», где люди вольные как птицы. Здесь не говорится о жестокости о жестокости законов, кровавых забавах, насилии над пленными горцами. Лермонтов увидел Кавказ только с положительной стороны, так как для Мцыри здесь всё родное, близкое. Этот край у поэта очеловечен. Бежавшему герою природа даёт новый прилив сил, она дарит отдых, утоляет жажду, позволяет соприкоснуться со счастьем любви.

Какие чувства испытывает Мцыри при встрече с девушкой?

Встреча с грузинкой стала преодолением соблазна. Монахи считали, что женская красота греховна, как греховна сама мысль о любви. Мы не знаем, что чувствовал Мцыри, но наши переживания на его стороне. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя. Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели. Неслучайно Мцыри с горечью бросает своему собеседнику:

Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут.

Но вскоре юноша устаёт от природы. Ему, жителю монастыря, свобода оказалась непосильным бременем, словно он перенасытился кислородом. Мцыри за три дня пережил столько событий, сколько не было за время нахождения в обители. И он устал от переживаний, так как Мцыри – жертва цивилизации.

Как противостоит мир природы миру монастырских стен?

Монолог Мцыри«Хранительные стены» монастыря«Сумрачные стены» (гл. 4)
«Стены глухие» (гл. 24)
«Кельи душные» (гл. 3)
«Плиты сырые» (гл. 21)
Монастырь – тюрьма (гл. 20, 21)
Плен (гл. 3)«…после к плену он привык,
Стал понимать чужой язык,
Был окрещён святым отцом
И, с шумным светом незнаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет…»«Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской…» (гл.3)«Из жалости один монах
Больного призрел…»«И всё зачем? Чтоб в цвете лет…
Унесть в могилу за собой
Тоску по родине святой,
Надежд обманутых укор
И вашей жалости позор. » (гл. 20)

Мцыри сжигает страсть к воле, и поэтому добро монахов для него оборачивается злом. Замкнутое пространство монастыря для героя грозит несвободой. Лермонтов утверждает высшую ценность не покоя, а ценность борьбы, личного мужества.

Здесь надо обратить внимание на сцену с барсом. Для чего вводит Лермонтов этот эпизод, как характеризует он Мцыри? Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? (Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы.) Поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. Именно здесь особенно упруго звенит стих. Душевное состояние героя выражается интонацией и ритмом, системой переносов и пауз. Начало строфы прерывисто, что показывает остроту ситуации: паузы передают волнение, ритм – напряжение борьбы, твёрдые мужские рифмы «падают» как удары.
В этом бою показано подлинное человеческое общество, то есть Лермонтов моделирует то общество, какое должно быть. Только в таком обществе мужеству должно противостоять мужество. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову. Барс же ведёт себя как человек.

Как вы думаете, возвращение в монастырь – это случайность или обречённость для Мцыри?

Природа подарила Мцыри мир подлинной жизни, но не открыла ему своих дверей. И послушнику не удалось уйти далеко от «сумрачных стен».
Мцыри дано было пережить несколько мгновений подлинной жизни. Эти три дня перечеркнули жизнь в монастыре. Жизнь на свободе – это пример героического поведения, жажды иной жизни, несовместимой с прошлым. Лермонтов рассказывал о трагических метаниях по кругу к обретению недостижимой цели, об обречённости героя, но, тем не менее, он с уважением относился к своему герою, к его стремлению изменить свою жизнь.
В поэме «Мцыри» поставлены серьёзные моральные и философские вопросы о смысле жизни, о любви и смерти, о человеке и обществе. Это поэма не только о Мцыри, но и о самом Лермонтове, потому что их судьбы очень похожи. Если Мцыри было тяжело в монастыре, то Лермонтову – в светском обществе. Лермонтов стремился уйти из это окружения люде, глубоко чуждых ему. Может быть, он воплотил в образе своего героя свои черты и те черты, которые, по его мнению, были лучшими в людях.
Когда Мцыри задал вопрос:

… прекрасна ли земля.
… для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?

Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна, человек рождается для воли, но трагедия в том, что он принужден жить в неволе. И поэт прославлял борьбу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову.

Почему поэма имеет открытый финал?

Мцыри умирает непокорённым. Автор не завершает поэму сценой физической смерти героя, а даёт возможность звучать в сознании читателя словам живого, не сломленного никакими страданиями героя.
У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого своё мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить:

«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил…»

III. Домашнее задание: написать сочинение-эссе: «Кем стал для меня Мцыри?»

Источник

Урок литературы.8 класс.Поэма М.Лермонтова «Мцыри»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока : « Прославление свободы как главной ценности жизни ».

Имя урока: Три «блаженных» дня из жизни Мцыри

провести идейно-тематический анализ лирического произведения, проанализировать поэму Лермонтова, показать художественные открытия поэта.

развивать навыки анализа текста, характеристики героев;

анализировать произведение в единстве формы и содержания.

создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования, готовить учащихся к исследовательской деятельности.

воспитывать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова

формировать коммуникативные навыки через работу в группе, создавать комфортную среду для реализации возможностей и способностей личности и ситуацию успеха.

Проблема для обсуждения: что, кроме смертельной раны приобрел Мцыри за три «блаженных» дня?Что узнал о мире и о себе?

На уроке мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим работу по развитию навыков анализа текста, характеристики героев, и я надеюсь, что каждый из вас на сегодняшнем занятии откроет для себя что-то новое в творчестве М.Ю.Лермонтова.

II Разминка. Литературоведческая пирамида.

Для того чтобы грамотно проанализировать поэму «Мцыри», необходимо повторить некоторые термины и поняться по этой «литературоведческой пирамиде» к вершине лермонтовского мастерства

Как вы понимаете смысл названия поэмы?

В какой форме излагается содержание поэмы?Исповедь –монолог.

Из каких событий складывается сюжет?

Картины детства.юность в монастыре,бегство,поиски Родины,встреча с грузинкой,бой с барсом,возвращение в монастырь,болезнь,смерть.

Какое из этих событий является идейным центром поэмы? Бегство из монастыря.

Мцыри может стать монахом, изречь монашеский обет, ведь он давно живёт в монастыре, с детских лет, он не знал другой жизни. Но он избирает другой путь: убегает из монастыря, заболевает и умирает. Стены монастыря Лермонтов называет «хранительными», «дружескими».А что значат они для Мцыри? А для Мцыри это плен. Почему? Найдем ответ в поэме.

III Реализация домашнего задания
Дома вам было предложено составить краткий рассказ о жизни Мцыри в монастыре, о характере и мечтах главного героя поэмы. Давайте послушаем, что у вас получилось.

Рассказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника”.

Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.

Ч I о поразило Мцыри за стенами монастыря? Почему 3 дня, наполненные опасностью, страданиями, характеризуются Мцыри как 3 блаженных дня?

Задание группам – проанализировать эпизоды:

Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе? какие открытия сделал?

Карточка с вопросами

Что увидел Мцыри во время своих скитаний? Прекрасна ли земля? Что вспомнил?

Назовите и прокомментируйте наиболее яркие образы многокрасочной природы, воссозданные в рассказе юноши. Как связаны картины кавказской природы с чувствами и переживаниями Мцыри, обратите внимание на роль эпитетов, сравнений , олицетворений. Подберите примеры художественных изобразительных средств.

Что увидел и почувствовал? Почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?

Карточка с вопросами

1. Что заставило Мцыри вступить в схватку с барсом? 2.Какие качества характера Мцыри проявляются в битве с барсом? Как образ пламени представлен в контексте этого эпизода? Какими сравнениями поэт подчеркивает близость своего героя к природе? 3. Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству, сопротивлению враждебным обстоятельствам. Найдите цитаты, подтверждающие эту мысль.

Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе? какие открытия сделал?

Он узнал, как прекрасен мир. Он чувствует себя частью природы.

Природа подарила ему недоступные прежде воспоминания о родине и семье.

При встрече с грузинкой он понял: родина для него дороже любви на чужбине.

Свобода дороже жизни.

Итак,Мцыри – герой-боец, протестующий против насилия над личностью. Поэтому основная идея поэмы заключается в прославлении воли, мужества, вечного стремления к свободе и борьбе, к каким бы трагическим результатам они ни приводили человека.

Сделаем вывод : на первый взгляд, кажется, что Мцыри потерпел поражение под ударом судьбы. Но уже одно то, что он не побоялся бросить вызов року, обрекшему его на монастырское существование, и сумел прожить несколько дней именно так, как хотел – в боренье, поиске, в стремлении к свободе и счастью, – говорит о том, что в поединке с судьбой он одержал нравственную победу.

Мысли, настроения, мечты Мцыри – это мысли, настроения, мечты всех передовых честных людей того времени. Поэтому так зачитывались они этой поэмой, так волновала она их. Лермонтов, попытался заставить своих современников отказаться от пассивности, апатии, безразличия, восславил внутреннюю свободу человека.

Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины и обрекающими его на прозябание, на пассивное отношение к жизни. В конкретных исторических условиях 30-х годов такой призыв звучал как смелый вызов современникам, т.к. чувства и переживания Мцыри-это чувства и переживания самого поэта. Поэма ставила перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри заставлял современников отказаться от равнодушия и апатии, звал увидеть и почувствовать красоту подвига. Поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какой она открылась Мцыри.

Источник

Конспект урока по литературе «Творчество М.Ю. Лермонтова. поэма «Мцыри»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока литературы

«Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма»

-дать первоначальное представление о романтизме и особенностях романтического мировосприятия;

-доказать жанровую принадлежность поэмы (романтическая поэма);

-углубить представление учащихся о личности М.Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме;

-систематизировать знания учащихся по изученному произведению.

-развитие и совершенствование навыков и приемов работы с художественным текстом (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы);

-развитие речи и воображения учащихся, умения находить в тексте художественного произведения изобразительно-выразительные средства языка.

-активизация и воспитание таких чувств, как сопереживание, сочувствие, человеколюбие.

— обучающие, формирование регулятивных УУД

развивающие, формирование коммуникативных и познавательных УУД

— воспитательные, формирование личностных УУД

Тип урока : смешанный (объяснение нового; анализ текста; систематизация и обобщение знаний и умений)

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, коллективная, индивидуальная, творческая работа.

Средства работы : портрет М.Ю. Лермонтова, тетради, учебники, презентация, фильм о Кавказе, кластер.

Опережающим заданием было прочитать поэму Лермонтова и вступительную статью учебника о поэме и авторе. Индивидуальное задание – подготовить небольшое сообщение о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.

1. Организационный этап

— Здравствуйте, дорогие ребята! Мы начинаем с вами урок литературы. А это значит, что нас вновь ждёт увлекательное путешествие в таинственный и загадочный мир слова. Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий!

2. Подготовительный этап

— Внимательно вслушайтесь в поэтические строки сонета Валерия Брюсова (читает учитель Текст на экране, слайд 1 ):

«Казался ты и сумрачным, и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,

Ты демонски-мятежное любил.

Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И в жизни верил всем мечтам напрасным:

Ответа ждал от женщин и могил.

Но не было ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чём томилась дума.

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах.»

– Вы догадались, о каком поэте идет речь? Как вы думаете, почему мы с вами начали урок с этого сонета?

– Сонет называется «К портрету Лермонтова» (1900г.). Как характеризует В. Брюсов поэта?

– Как вы понимаете слово «мятеж»? Подберите синонимы. (Мятеж – восстание, бунт).

— Итак, наш урок посвящен поэту М.Ю. Лермонтову. Запишем в тетради «М.Ю. Лермонтов».

3. Знакомство с жизнью и творчеством поэта

— Вспомним, что мы знаем о М.Ю. Лермонтове. (Ответы учащихся)

Лермонтов получил хорошее образование. Первоначально обучался дома у иностранных учителей. С 1828 г. учился в Благородном пансионе при Московском университете. Затем в Московском университете на нравственно-политическом отделении, но курса не окончил. В 1832 г. переехал в Петербург, намереваясь продолжить обучение в Петербургском университете, но его не зачисляют. В том же году поступил в школу гвардейских юнкеров и прапорщиков, где учился вместе с Николаем Соломоновичем Мартыновым, будущим своим убийцей. В 1834 г. Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк.

Свою литературную деятельность начал рано, в 1829 году и является автором около 400 стихотворений, около 30 поэм, в том числе «Демон», «Мцыри», автор драмы «Маскарад», прозаических произведений «Герой нашего времени», «Княгиня Лиговская» и др.

На одном из балов в 1840 г. произошла ссора между поэтом и сыном французского посланника де Барантом, результатом которой стала дуэль, окончившаяся бескровно. Лермонтова вновь высылают в Тенгинский пехотный полк на Кавказ. Там, в Пятигорске, он встретил Мартынова, своего однокашника по школе прапорщиков. Из-за пустой ссоры между ними состоялась дуэль, на которой М.Ю. Лермонтов был убит. В 1842 г. прах поэта был перенесен в его имение Тарханы Пензенской губернии.

— (Слайд 3) М.Ю. Лермонтов был человеком необычайно одаренным, талантливым. Искусно играл на скрипке, писал картины, слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков. Но прежде всего Лермонтов был поэтом. Поэтом с большой буквы. Жизнь его была очень коротка, прожил всего 27 лет, но успел за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм, драматических произведений, романов.

4. Постановка целей урока

— Все ли произведения из фоторяда вам знакомы? (Нет, есть фрагмент из поэмы «Мцыри»).

— Так какова же будет тема урока? (Поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтова)

— Правильно. Только тема урока у нас более обширна: «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма». Запишите. (Слайд 5)

в каком классе учат мцыри. Смотреть фото в каком классе учат мцыри. Смотреть картинку в каком классе учат мцыри. Картинка про в каком классе учат мцыри. Фото в каком классе учат мцыри На доску прикрепляется листок

5. Работа с теоретическим материалом

— Посмотрите на тему урока. Какие термины встретились? Что они обозначают?

Поэма – крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала. Поэму можно отнести к лиро-эпическому жанру литературы, так как повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается в ней через восприятие и оценку повествователя. Большинство поэм воспевает какие-то человеческие деяния, события и характеры. (Слайд 6)

Романтизм – художественное направление в литературе и искусстве, проникнутое стремлением в ярких образах показать высокое предназначение человека. Романтизм изначально противоречив: это очарование личности, ставшей свободной, и разочарование этой личности, не способной воспользоваться этой свободой. (Слайд 7)

Для романтизма характерны следующие черты (Слайд 8) :

· Герой – одиночка, который мечтает о свободе. Он противопоставлен всем, не может найти счастье в обычной, реальной жизни. Романтические герои – это странники, скитальцы, изгнанники. Непримиримый конфликт личности с обществом, в результате которой личность гибнет.

· Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в тюрьме,в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.).

· Характерно особое романтическое двоемирие, то есть два мира: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом, унылое «здесь» и очаровательное «там».

· Романтическая любовь, сильные, чаще безответные чувства.

· Особая роль пейзажа (дружественный и враждебный). Единство с природой.

— Итак, основные признаки романтизма мы определили. Сейчас мы с вами будем работать с текстом поэмы, подтверждать эти признаки примерами и заполнять кластер. Но прежде проведем словарную работу.

6. Словарная работа

Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», «послушник». Послушник – человек, который живет в монастыре и готовится принять монашество. (Слайд 9)

Черне́ц — то же, что монах. (Слайд 10)

7. Работа по теме урока

— Что вы можете сказать о названии? (Слайд 15)

(Мцыри с грузинского языка переводится как «неслужащий монах», что-то вроде «послушника»)

— Первоначальное название поэмы было «Бэри». Бэри на грузинском значит «монах». Но Лермонтов отказывается от этого названия. Как вы думаете, почему?

в каком классе учат мцыри. Смотреть фото в каком классе учат мцыри. Смотреть картинку в каком классе учат мцыри. Картинка про в каком классе учат мцыри. Фото в каком классе учат мцыри— Сделаем вывод: В названии поэмы прослеживаются черты романтизма. (Прикрепление листочка на доску, поэтапное составление кластера)

-Кто герой данной поэмы? (Слайд 16)

(Мцыри, послушник монастыря, необычная личность, безымянный)

— О чем мечтает Мцыри? Процитируйте. (Мечтает о родине)

– Что им двигало, какая черта характера?

– Каким образом Мцыри попал в монастырь?
– Как рос Мцыри? Расскажите о Мцыри-ребенке.
В основе произведения лежит противопоставление: рожденный на свободе, Мцыри волей судьбы вынужден жить в монастыре, а монастырь для него ассоциируется с неволей, тюрьмой.

– В какой момент формируется его характер?
– Что оказывает влияние?

— На формирование характера влияет практически все – окружающие нас люди, обстановка, а также то, что передается нам на генетическом уровне.

— Найдите в тексте описание тех черт, которые заложены в Мцыри. (запись в тетради)

«Мцыри в детстве» «Мцыри в монастыре» «Мцыри на свободе»

(пуглив, дик, гибок, могучий дух, безмолвен, одинок, горд, силен волей)

— А какие черты, которыми наделен Мцыри природой, характерны всем трем состояниям? (могучий дух, гордость, сила воли)

— Когда происходит действие поэмы? Процитируйте. (Неопределенное прошлое, почти мистическое, сказочное время)

— Где происходят события поэмы? (Необычная обстановка, лоно природы. Кавказ.) ( Слайд 17)

— Какие средства выразительности использовал поэт в описании Кавказа? Находим их в тексте. (6 глава)

— Этот пейзаж романтический, потому как каждая его деталь необыкновенна, экзотична.

— Чем привлекал Лермонтова Кавказ? Вспомните, что связано у Лермонтова с Кавказом? (Поездки на Кавказ (1820, 1825) в детстве. В 1837 за стихотворение «Смерть поэта» (о гибели А. С. Пушкина) также был сослан в армию на Кавказ.)

— С детских лет Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество. Дикая, величественная красота Кавказа невольно вызывает мысль о гордых, вольных людях, которые должны бы населять этот край. Могучая природа Кавказа сродни страстной натуре Мцыри.

Просмотр фильма о Кавказе

— Какие ощущения вызвал у вас фильм? Какой он Кавказ?

в каком классе учат мцыри. Смотреть фото в каком классе учат мцыри. Смотреть картинку в каком классе учат мцыри. Картинка про в каком классе учат мцыри. Фото в каком классе учат мцыри Время и место действия поэмы имеют сказочную, даже фантастическую форму. ( Слайд 18) Прикрепляется на доску

Романтическое время и место

— Каким мы видим Кавказ в поэме? Зачем так много внимания уделяется пейзажу? (Природа выступает не просто фоном: сам Мцыри, его характер отображаются в том, какие картины его поражают; мощная природа Кавказа, стихийные силы природы родственны душе героя) (Слайд 19)

— Какова же роль картин природы в произведении? (Они близки герою, зов свободы, как и зов природы непреодолим. В отличии от враждебного, подавляющего личность героя образа монастыря, образ природы помогает понять поступки героя в различных ситуациях)

— Найдите в тексте отрывки с описанием природы. (Чтение учениками фрагментов поэмы) (Слайд 20)

— Как сказал Белинский: «Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта». (Слайд 21)

— Перед нами романтический пейзаж, могучий и величественный, но гармоничный и прекрасный.

в каком классе учат мцыри. Смотреть фото в каком классе учат мцыри. Смотреть картинку в каком классе учат мцыри. Картинка про в каком классе учат мцыри. Фото в каком классе учат мцыри Романтический пейзаж

— А при помощи чего автору удается передать сказочность, романтичность картины? Какие средства выразительности используются? Подкрепите свой ответ примерами. (Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. Приводят примеры)

— Речь героя богата изобразительно-выразительными средствами, поэтична, возвышенна. Т.е. язык Лермонтова тоже романтический, выражает пылкую, свободолюбивую, страстную натуру героя.

в каком классе учат мцыри. Смотреть фото в каком классе учат мцыри. Смотреть картинку в каком классе учат мцыри. Картинка про в каком классе учат мцыри. Фото в каком классе учат мцыри

— Но как бы сильно Мцыри не желал воедино слиться с природой, она все же чужда ему. По словам Юрия Манна, «незаметно меняя свой облик, природа превращается из друга во врага». В какой момент? Докажите. О чем нам это говорит? (об одиночестве героя, о его неприкаянности, о постоянном конфликте, в котором находится герой)

— В конфликте с кем, с чем в первую очередь существует герой? (со всем миром: с природой, с монастырем, с монахами)

— Кто в поэме не понимает переживания и стремления Мцыри? (монахи).

— Где в поэме прослеживается то, что Мцыри чужд монахам? (в начале поэмы)

— От чьего имени оно написано? (автора)

— Правильно, от автора мы узнаем о прошлом Мцыри, когда он был маленьким мальчиком. В начале поэмы сразу идет противопоставление – каков настоящий Мцыри и как его видят монахи. Докажите это, работая с текстом, заполните таблицу. Предлагаю воспользоваться 2,3, 26, 20 главами.

— Монахи кормили, одевали, лечили Мцыри, заботились о нем. Но почему же они противопоставлены ему? Почему они не могут стать его спасителями? (Монахи смиренно живут в монастыре, который представляется Мцыри как плен, темница, тюрьма)

— Взамен они требовали от него стать монахом, «изречь монашеский обед», т.е. отказаться от своих надежд, мечтаний. Монастырская жизнь – это полное послушание, уход, уединение от мира, полный отказ от собственных желаний, служение богу, выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Этого Мцыри не может принять и решает бежать.

— Герой противопоставлен всему миру, который ему враждебен, т.е. романтический конфликт.

в каком классе учат мцыри. Смотреть фото в каком классе учат мцыри. Смотреть картинку в каком классе учат мцыри. Картинка про в каком классе учат мцыри. Фото в каком классе учат мцыри Романтический конфликт

— Каким приемом пользуется Лермонтов для изображения конфликта? (антитеза, противопоставление)

— Что чему противопоставляется?

— Что совершает Мцыри? (побег)

Почему он решается на него? (не желает мириться с навязанными порядками, с несвободой)

— Какой момент выбирает Мцыри для побега? Какие качества Мцыри раскрываются в сцене побега? Процитируйте. (Когда разразилась гроза; раскрывается его сила духа, бунтарская натура)

в каком классе учат мцыри. Смотреть фото в каком классе учат мцыри. Смотреть картинку в каком классе учат мцыри. Картинка про в каком классе учат мцыри. Фото в каком классе учат мцыри Мцыри – романтический герой. Это исключительная личность в исключительных обстоятельствах.

— Для романтизма характерна любовь, сильные чувства, которые испытывает главный герой. Есть ли в поэме эта черта романтического произведения? (Сцена с грузинкой) Процитируйте строки, в которых описывается девушка.

— Какие чувства переживает Мцыри в этой сцене? (Он восхищается девушкой. Возникает желание любви и счастья, но он монах и долг его – это отказ от любви и личного счастья. В душе Мцыри смятение, но он понимает, что это всего лишь мечта.

в каком классе учат мцыри. Смотреть фото в каком классе учат мцыри. Смотреть картинку в каком классе учат мцыри. Картинка про в каком классе учат мцыри. Фото в каком классе учат мцыри — В поэме присутствует романтическая любовь, характерная для романтизма.

— Что такое сюжет и композиция? (Сюжет – это основные события и эпизоды в той последовательности, предусмотренной композицией. Композиция – это структура произведения, его построение)

— Каков сюжет поэмы? Что лежит в его основе? (Побег)

— Для чего Мцыри совершает побег? Что означает для него свобода? Подберите цитаты из текста. (Свобода для него – это возвращение в родной аул, жизнь полной жизнью, испытывая всю палитру человеческих чувств) (Гл.6,9,10,11)

— Как построена композиция поэмы? (В первой главе рисуется вид заброшенного монастыря, во второй – вся жизнь Мцыри. А уже в последующих главах описаны три дня, которые он провел на свободе)

— Композиция поэмы необычная, своеобразная. Это «рамочная» композиция. А как вы думаете, почему Лермонтов выбрал именное такое построение поэмы: для описания всей жизни героя хватило всего одной главы, а все остальные главы описывают всего три дня его жизни? (За эти три дня он испытал столько чувств, получил столько впечатлений, сколько не получил за всю жизнь в монастыре) ( Слайд 23)

— В основу поэмы положен романтический сюжет.

в каком классе учат мцыри. Смотреть фото в каком классе учат мцыри. Смотреть картинку в каком классе учат мцыри. Картинка про в каком классе учат мцыри. Фото в каком классе учат мцыри

— А теперь посмотрим, что у нас получилось, какие черты романтического произведения мы нашли в поэме (на доске выложен кластер):

1. романтическое название

2. романтическое время и место

3. романтический пейзаж

4. романтический язык

5. романтический конфликт

6. романтическое «двоемирие»

7. романтический герой

8. романтическая любовь

9. романтический сюжет

— Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Доказали ли мы с вами, что это романтическая поэма?

— Поэма написана в 1838 году, во время ссылки на Кавказ. На Лермонтова также оказали влияние романтическая литература и грузинская народная поэзия.

1. С каким произведением мы сегодня познакомились?

2. Какие впечатления произвело произведение Лермонтова на вас?

3. Чем необычна поэма «Мцыри»?

4. Какие сцены в поэме наиболее запомнились, впечатлили вас?

5. Какие чувства вызывает у вас герой поэмы? Менялись ли в течение урока?

6. Какие вопросы возникли при чтении поэмы?

7. Довольны ли вы тем, как прошел урок?

8. Что понравилось больше всего?

Согласны ли вы, что:

2. Своеобразна ли композиция поэмы?

3. Жалеет ли Мцыри о трех днях, проведенных на свободе?
Да – 1
Нет – 0

– Какая цифра у вас получилась? (100)

— Молодцы! Подводя итог, можно сказать, что тема освоена вами на 100%.

— Как вы оценили свою работу на уроке?

9. Домашнее задание Слайд 25

1. Подготовить сообщение “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”.

2. Выразительное чтение наизусть понравившегося отрывка.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *