в каком классе рассказывают про размножение людей
Урок биологии в 8-м классе по теме «Размножение»
Разделы: Биология
Цель урока: развить и углубить понятие о размножении, как основного свойства всего живого.
Целеполагание:
Звучит музыка (Марш Мендельсона), затем учитель читает стихи:
Минута единения святая
Мужчину с женщиной свела.
А с появлением деток в доме
Жизнь будет радости полна.
Что обычно бывает через некоторое время, кагда мужчина и женщина поженятся? Появляются дети. Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать?
Записываем тему урока – размножение.
Актуализация знаний.
— Давайте вспомним, что такое размножение? (Показ слайдов).
Какие два вида размножение есть в органическом мире? Половое и бесполое Показ презентации. Давайте, сравним два способа размножения.
Бесполое | Половое |
---|---|
1 особь | 2 особи |
Потомство идентично материнской | потомство похоже на обоих |
Изучение нового материала
1. Период полового созревания (показ слайдов).
2. Половое созревание мальчиков, изменение в организме. Показ видео материала.
3. Половое созревание девочек. Показ видео материала
4. Строение половой системы мальчиков. Показ видео материала
5. Строение половой системы девочек. Показ видео материала
6. Оплодотворение – слияние яйцеклетки и сперматозоида (показ слайда). Рисунок в учебнике на с. 184 слева.
Учитель. Зигота – зародышевая клетка. В ней двойной набор хромосом, она несет половину хромосом отцовского и половину хромосом материнского организма. Затем зародышевая клетка многократно делится – образуется зародыш. Он имеет вид полого многоклеточного шарика с многочисленными ворсинками на поверхности.
Зародыш перемещается в матку и внедряется в ее слизистую оболочку и начинается развитие зародыша, смотрим рисунок на странице 183 справа.
Закрепление материала.
1. Перед вами на столах таблицы по строению мужской и женской половой системы. Чтобы запомнить что видели, попробуем строение половой системы человека изобразить в виде схемы.
Начинаем с половой системы мальчиков, схему записывайте в тетрадь.
Начинаем делать схему (показ слайдов), с помощью детей, дидактического материала и рисунков в учебнике (страницы 183,184).
Проверка полученных знаний.
2. На столах тесты 2 варианта:
1-й вариант
А) мужской половой системы;
Б) женской половой системы;
В) выделительной системы.
2. Где образуются сперматозоиды:
А) в семенниках
Б) в яичниках
В) в кишечнике
3. Размеры яйцеклетки и сперматозоидов:
4. Оплодотворение- это процесс:
А) деления зиготы
Б) слияние сперматозоида и яйцеклетки
В) развития зародыша
5. Зигота:
А) зародышевая клетка
Б) женская половая клетка
В) мужская половая клетка
6. Какой вид размножения у человека
2-й вариант
А) мужской половой системы
Б) женской половой системы
В) выделительной системы.
2. Где образуется яйцеклетка:
А) в семенниках
Б) в яичниках
В) в матке
3. Оплодотворенная яйцеклетка содержит только:
А) 23 хромосомы матери
Б) 23 хромосомы отца
В) 46 хромосом, из которых 23 матери и 23 отца
4. Где происходит оплодотворение:
А) в матке
Б) в маточной трубе
В) во влагалище
5. Что происходит с зиготой:
А) перемещается в матку
Б) делится
В) исчезает
6. На кого похоже потомство при: половом размножении
А) на маму
Б) на папу
В) на обоих родителей
Применение полученных знаний
Ребята, может быть такое, что не произойдет оплодотворение? Не образуется яйцеклетка или сперматозоиды – т.е. нарушение функций яичников и семенников. Это называется бесплодием. Бесплодие продолжает оставаться актуальной проблемой гинекологии. И вполне понятен интерес к этой проблеме.
1. Профилактика – не простужать яичники девочкам, не перегревать семенники мальчикам. Температура в мошонке, для образования сперматозоидов должна быть на два градуса ниже температуры тела.
Это малая доля заболеваний органов половой системы, поэтому чтобы иметь детей надо сейчас беречь свое здоровье.
Задание на дом с. 182-184, вопросы на 186 с 1-8.
Урок для старшеклассников «Откуда берутся дети»
Разделы: Биология
Л.Н. Толстой писал “Быть хорошо рожденным – право каждого человека”.
Право быть хорошо рожденным… Прежде всего, это право родиться здоровым. И обеспечить это право должны в первую очередь родители. Ученики, которые сегодня сидят за партой, – это будущие родители. Готовить к этой важной и значимой в их жизни функции нужно уже сейчас.
Предлагаемый ниже материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках.
Цель: формирование половой грамотности.
Оборудование: Таблицы “Положение плода в матке”, “Индивидуальное развитие хордовых”, таблички с терминами, натуральные объекты (семя гороха и фасоли, куриное яйцо), репродукции картин с изображением матери и ребенка, запись на аудиопленке плача младенца.
1. Подготовка к активному восприятию данной темы.
Учитель обращается к классу со следующими словами:
“Древние мудрецы считали, что в мире есть три великие тайны: тайна любви, тайна смерти и тайна рождения. И, пожалуй, тайна рождения – есть самая великая на Земле, так как позволяет человеку прикоснуться к вечности. Рождение ребенка – вот самое удивительное чудо!
Откуда берутся дети? (слайд 1)
Нехитрый этот вопрос, произнесенный устами младенца, почему-то всегда ставит взрослых в тупик. И начинается “детский лепет” про аиста, капусту, магазин, добрую волшебницу…
А говорить надо правду. Ведь дети хотя и маленькие, но умеют думать. Они любят сказки, но в серьезных вопросах предпочитают добираться до правды. А правда в том, что каждый малыш рождается. Но до этого долгое время он живет в животе у своей мамы, а, когда приходит время, – появляется на свет.
На нашем уроке мы узнаем тайну рождения человека, нам предстоит приподнять завесу над одной из сокровенных тайн природы и выяснить где, когда и каким образом осуществляются процессы, которые приводят к появлению ребенка на свет (слайд 2).
2. Изучение нового материала.
Жизнь каждого человека начинается тогда, когда сливаются воедино мужская и женская половые клетки. И образуется одна – единственная, но оплодотворенная яйцеклетка. Этот процесс называется зачатие. Но прежде чем слиться половые клетки проходят длительный путь своего развития (Слайд 3).
Что собой представляет мужская половая клетка, где и как она развивается?
Образование сперматозоида происходит внутри семенных канальцев, которые занимают более 97% объема яичка. Для созревания и подготовки сперматозоида способного оплодотворять яйцеклетку, необходимо приблизительно 72 дня, или два с половиной месяца. У мужчин образование семени происходит непрерывно, образующееся семя накапливается в семенных пузырьках. На воздухе сперматозоиды живут менее суток, в организме же женщины 2-3 дня (Слайд 4)
Учитель. Что собой представляет женская половая клетка, где и как она образуется?
Ученик. Яйцеклетка – женская половая клетка человека была описана в 1827 году эмбриологом Карлом Бэром. Она имеет округлую форму, ее диаметр 1\7 миллиметра, вес ее – 0,0015 миллиграмма, защищена слоем клеток (прозрачной оболочкой). В этом микроскопическом образовании содержится все, что мать передает по наследству своему будущему ребенку. Растут и созревают яйцеклетки в яичниках, там их содержится около 80000. Примерно раз в месяц самая крупная яйцеклетка покидает яичник и по яйцеводу направляется в матку (Слайд 5).
Значительная доля половых клеток погибает, а до 50 % всех зачатий у человека элиминируется, то есть формирующийся эмбрион погибает.
Запомните! Чтобы беременность с самого начала протекала нормально, лучше к ней готовиться заранее, по крайней мере, за три месяца до зачатия. Существует несколько условий: правильное питание полноценный отдых, здоровый образ жизни. Лучшее время для вынашивания и рождения ребенка – возраст от 20 до 29 лет.
Ученик. Зигота (от греческого слова “зиготес”-соединенный вместе) – первая клетка человеческого организма. В ней, различимой только под микроскопом, заключено все будущее: – ясные голубые (серые, карие, зеленые) глаза, густые, вьющиеся (редкие, прямые) волосы, различные таланты (бездарность)… Все будет зависеть от того, какую генетическую информацию несли в своих ядрах половые клетки.
Ученик. Итак, половые клетки слились воедино. Затем в течение некоторого времени (от 15 минут до нескольких часов) ничего не происходит, и будущий человек остается одноклеточным организмом (Слайд 7).
Наконец, из одной клетки образуются две, потом 4,5,7,8….16.. и так до тех пор, пока не образуется нужное количество клеток, клетки тесно соприкасаются друг с другом, зародыш больше всего похож на тутовую ягодку, его так и называют – морула. Эта “ягодка” продолжает делиться, медленно продвигаясь по яйцеводу к тому месту, где ей суждено поселиться на долгие 9 месяцев – к матке. На этот путь уходит вся первая неделя. И морула перестает быть ягодкой и превращается в пузырек – плотная клеточная масса разделяется на зародышевый узелок и поверхностный слой клеток, окружающих этот узелок. В таком виде зародыш поступает в матку. К этому времени он успевает почти полностью израсходовать запас питательных веществ, который был припасен для него в яйцеклетке, и зародыш спешит прикрепиться к стенке матки, чтобы получить кислород и питание из организма матери. Делает он это с помощью своих наружных клеток, которые врастают в слизистую оболочку матки, словно растение корнями. Внутри ветвлений проходят мелкие кровеносные сосуды, которые через пуповину ведут к плоду. Так формируется плацента – орган связи плода и матери, именно через нее поступают кислород и питательные вещества и выводятся ненужные, отработанные вещества. К концу третьей недели беременности размеры зародыша не превышают величину яблочного семечка. У него появляются зачатки конечностей, глаз, ушей, рта. Внешне зародыш напоминает не то ящерицу, не то рыбку: у него четко видны жаберные щели и хвост.
К концу первого месяца жизни зародыш вырос до 5-8 мм, появляются первые кровеносные сосуды, и начинает формироваться сердце. Именно в этот период зародыш крайне чувствителен ко всякого рода неблагоприятным воздействиям, повреждающим факторам. Таким “повреждающим фактором” для него может стать любой, на ваш взгляд, пустяк – немного сухого вина, 1-3 сигареты, таблетка снотворного…
Задумайтесь над этим!
Ученик. Уже в шесть недель у зародыша фиксируется работа мозга, начинает работать сердце, перекачивающее кровь самого ребенка, который сам величиной всего с горошинку.
На седьмой неделе начинается окостенение скелета, которое закончится только к 20 – 25 годам. У эмбриона очень “умный” выпуклый лоб, губы только вырисовываются, а в глубине десен крошечными зернами проклевываются зачатки молочных зубов. Семинедельный зародыш плавает в околоплодной жидкости самостоятельно, он может ударить ножкой.
С девяти недель и до появления на свет он теперь уже будет именоваться плодом, его тело растет, внутренние органы совершенствуются, все системы органов начинают работать. А размером он только с фасолину.
В конце двенадцатой недели длина плода 9 см, а масса примерно 40 граммов (как куриное яйцо). Образовавшиеся веки прикрывают развивающееся глазное яблоко, и, кажется, будто плод спокойно спит. С помощью УЗИ можно определить пол плода. Хорошеньким его еще никак не назовешь, но все же ясно: это человек и никто другой (Слайд 8)
Учитель. И вот в этот момент жизнь плода часто висит “на волоске”, потому что до этого срока женщине официально разрешается прервать беременность, если она этого хочет.
Аборт (в переводе с латинского – выкидыш) – прерывание беременности.
Остановись! Пусть он увидит солнце,
Услышит шум весеннего дождя
И будет в час счастливейшей бессонницы
Смотреть на звезды, глаз не отводя.
Тебе легко не дать ему родиться,
Тебя не станут за руки держать –
Ведь он не сможет даже защититься,
Не сможет вскрикнуть, встать и убежать.
Если бы кто-нибудь услышал его! Крик неродившегося ребенка. Но пленка, на которой запечатлено поведение эмбриона во время операции аборта, нема. Видно только, как, предчувствуя угрозу, широко, словно в предсмертном вопле, открывает рот 12-недельный зародыш…
Фильм снят с помощью ультразвуковой аппаратуры американским врачом Натансоном. Многие врачи, посмотрев фильм, навсегда отказались производить аборты. Пленка запечатлела, как тревожно мечется зародыш, чувствуя смертельную опасность, как бы пытаясь бежать от хирургического инструмента.
Конечно, дети должны быть желанными. Но цивилизованный человек может и обязан регулировать свое воспроизводство. Известно много эффективных средств и методов предупреждения беременности.
— механические (презервативы, шейные колпачки и другие средства);
— химические (свечи, гели, кремы), которые содержат вещества, угнетающие оплодотворительную способность сперматозоидов;
Культурный человек должен уметь ими пользоваться. Подбор этих средств должен быть индивидуальным.
Нельзя вверять свою будущность на русское авось – это проявление безрассудства. Ведь организм женщины приготовился к вынашиванию ребенка, а аборт нарушает все эти процессы, что очень вредно для женщины. Последствиями аборта могут стать – бесплодие, сепсис, воспалительные процессы…
Как много супружеских пар испытывают одиночество вдвоем!
Как бы не менялись с течением времени мнения и взгляды на смысл человеческого счастья, неизменным оставалось одно – залог будущего люди видели в детях, без них все теряло смысл.
А жизнь нашего зародыша продолжается. Что же происходит с ним? (Слайд 9).
Ученик. В течение четвертого месяца ежечасно происходит формирование самого сложного органа – коры головного мозга. Интенсивно делятся нервные клетки, их число постоянно растет. Центральная нервная система все увереннее берет бразды правления в “свои руки”, длина плода достигла 14 сантиметров, а масса – 200 граммов.
Внешний вид пятимесячного плода все еще непривлекателен, но впервые явственно женщиной ощущаются движения плода, именно с этого момента она начинает воспринимать плод как свое дитя – теплое и живое. Он дает о себе знать, его двигательная активность заметно снижается, если женщина чем-то подавлена, устала, тем более, если она больна. Ребенку плохо в шумном и душном зале, где прокурено и недостаток кислорода – он сильно вертится, настойчиво толкает в живот. Это “язык” движений, и будущая мать должна научиться понимать этот язык и стараться делать все возможное, чтобы развивающийся ребенок был здоров и спокоен.
На шестом месяце плод становится еще крупнее и подвижнее, заметнее вырисовывается его индивидуальность. У него уже есть выражение лица, он готовится к тому, чтобы мыслить, видеть, слышать, чувствовать.
Семимесячный плод уже слышит, он способен воспринимать “музыку” материнского организма – ее сердцебиение, которое успокаивает его или будоражит.
В течение восьмого месяца плод интенсивно готовится к самостоятельной жизни. Чаще всего он располагается головкой вниз – навстречу выходу из матки, а спиной поворачивается в левую сторону. Это правильное положение плода. Продолжают формироваться и “оттачивать” форму и функции все органы и системы органов.
В последние недели внутриутробной жизни происходит быстрое увеличение массы плода и этот период считается очень критическим для него. Поэтому женщине дается отпуск, чтобы она могла больше отдыхать, гулять, чаще посещать врача и выполнять его рекомендации. И готовиться к очень сложному акту рождения ребенка.
Подсчитано, что за период беременности масса оплодотворенной яйцеклетки увеличивается в шесть миллиардов раз, в то время как за двадцать лет жизни после рождения масса человека увеличивается примерно в 20 раз. За девять месяцев эмбрионального развития плод претерпевает различные метаморфозы: из страшненького головастика с хвостом он становится красивым, приобретая признаки маленького человека.
Учитель. Проходит 280 дней, или 40 недель, или 9 месяцев и 9 дней с того момента, как слились воедино материнская и отцовская половые клетки. Теперь ребенок готов для жизни вне мамы, он выходит на свет – рождается. Акт рождения ребенка сопровождается сильным стрессом для матери и для новорожденного. Проходя через родовые пути, ребенок испытывает сильную гипоксию (недостаток кислорода), сдавливание головки. Кости черепа мягкие, а на макушке головы есть родимое место, благодаря чему кости черепа во время родов сжимаются, как лепестки кувшинки. И это облегчает роды (Слайд 10).
Я славлю миг
Рождения ребенка,
Когда впервые
От шлепка руки
Он вдруг зальется
Трепетно и звонко,
И расцветут глаза
Как васильки.
(звучит плач младенца, записанный на аудиопленку)
Нет, он не плачет,
Он совсем не плачет.
Пока мы вяжем
Узел на пупке –
Он радуется жизни,
Но иначе,
На непонятном
Взрослым языке. (Врач Виктор Дзюба)
Человек родился! И мама впервые узнает, кого она бережно вынашивала
долгих девять месяцев: сына или дочку. Важным признаком зрелости ребенка является его масса – не ниже 2500 граммов и длина – не менее 47 сантиметров.
Человеческий детеныш рождается беспомощным перед любыми событиями в новом для него мире. Он не может ясно видеть, держать голову, даже плакать – слез у новорожденного не выделяется, поэтому он кричит, но не плачет. Он нуждается в ласке, заботе и доброте окружающих его людей, особенно ему нужно материнское тепло (Слайд 11).
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках,
Самая красивая из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет.
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Учитель. Художники во все времена обращались в своем творчестве к образу матери с ребенком на руках (демонстрирует репродукции картин).
Наперекор
Изменчивой молве,
Художники
Прославили в веках
Не девушку
С венком на голове,
А женщину
С младенцем на руках.
Девичья красота
Незавершенна:
В ней нет еще
Душевной глубины.
Родив дитя,
Рождается мадонна.
В ее чертах –
Миры отражены.
Нет ничего доверчивей ребенка, когда он спит,
К твоей груди припав.
Его дыханье бережно и тонко,
Оно нежнее,
Чем дыханье трав.
Как шар земной наш
С матерью – вселенной,
С твоей судьбой он нераздельно
Слит…
Комочек жизни,
Теплый и бесценный,
Так сладостно
Мне руки тяжелит…
Дорогие ребята! Вот и подошел к завершению наш урок.
Я буду очень рада, если вы узнали что-то новое, какие – то свои знания поставили на научную основу, а над чем–то задумались. Материнство – священный долг женщины. Дети – самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. А дети должны отвечать ей тем же – любовью, вниманием, заботой.
На земле хороших людей немало,
Сердечных людей немало,
И все–таки лучше всех на земле –
Мама. Моя мама.
В каком классе рассказывают про размножение людей
Размножение присуще всем живым организмам. Это совокупность физиологических процессов, способствующих воспроизведению. сохранению и продолжению существования определенного вида живых организмов. Человек, как и многие другие организмы, размножается половым путем. Появление половых клеток (гамет) процесс физиологический. Они образуются в половых железах (смешанной секреции). В результате слияния мужских и женских половых клеток на свет появляется потомство.
Семенники парные, их длина 4 6 см. ширина 2-3 см, масса 15- 30 г. Они расположены в кожном мешочке мошонке. В эмбриональном периоде семенники находятся в брюшной полости. Но мере развития организма железы попадают в полость мошонки, после чего и срастаются с соединительной тканью.
Рис. 136. Строение мужской половой системы:
2 мочеиспускательный канал;
5 семяныносящий проток;
7 семенной пузырек
тестостерон). Это внутрисекреторная функция желез. Поэтому- то эти железы относятся к смешанным. Мужские половые гормоны играют основную роль в возникновении вторичных половых признаков. Под влиянием этих гормонов у подростков появляются усы, грубеет голос и изменяется фигура.
Мужские половые железы состоят из большого количества мелких семенных канальцев. Развитие половых клеток в этих железах начинается в период полового созревания. В это же время начинают формироваться вторичные половые признаки.
Женская половая система (рис. 137), так же как и мужская, представлена наружными и внутренними половыми органами.
К наружным относятся большие и малые половые губы в виде кожных складок. Они защищают вход во влагалище. К внутренним жен ским половым органам относятся яичники (парные половые железы), две маточные трубы, матка и влагалище. Все они расположены в области таза.
Рис. 137. Строение женской половой системы:
Яичники имеют овальную форму, длина их примерно 2.5 см, ширина 1,5 см. Они также относятся к железам смешанной секреции. т. к. вырабатывают женские половые клетки (яйцеклетки), выделяемые в протоки и в матку, а также женские половые гормоны <эстроген и прогестерон), выделяемые в кровь. Яичники состоят из большого количества пузырьков (фолликулов). В них постоянно образуются яйцеклетки. Сверху яичники прикрыты наружным ворсинчатым краем маточных труб.
После полового созревания (при развитии вторичных половых признаков) у девушек каждый месяц созревает один из пузырьков (фолликул). Созревание происходит попеременно то в правом, то в левом яичнике. Очередность у каждой девушки может быть любой. Созревший фолликул лопается, и из него выходит яйцеклетка. Этот процесс называется овуляцией. Лопнувший фолликул заполняется изнутри жироподобным веществом, так называемым желтым телом. Оно временно выделяет гормоны.
Яйцеклетка по маточным трубам попадает в матку. При оплодотворении яйцеклетки наступает беременность, и менструации прекращаются. Желтое тело сохраняется до 6 месяцев беременности. Если яйцеклетка не оплодотворяется и беременность не наступает, то желтое тело рассасывается, менструации возобновляются. Менструальный цикл повторяется примерно через каждые 28 дней.
Маточные трубы, так же как и яичники, парные образования. Через них сперматозоиды попадают в женский организм.
Врача, лечащего заболевания женских половых органов, называют гинекологом.
О Семенники, мошонка, сперматозоиды, тестостерон, семенные пу.и> 1 ръки. сперма, яичники, фолликулы, эстроген, прогесте/юн. ма точные трубы, овуляция, менструация, желтое тело, маточные трубы, матка, гинеко.юг.
1. Что такое воспроизведение? Каково его значение?
3. Как называются женские половые клетки, где они образуются?
1. Назовите органы, относящиеся к женской половой системе.
2. Как называются мужские половые клетки, где они образуются?
3. Назовите органы, относящиеся к мужской половой системе.
1. Где располагается матка и каково ее строение?
2. Что такое сперма? Как устроен сперматозоид?
3. В чем заключается роль половых гормонов?
§ 55. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение
1. В чём преимущества полового размножения? 2. Какое биологическое значение имело возникновение у животных внутреннего оплодотворения?
Органы размножения
Как вам уже известно, пол человека определяется совокупностью анатомических, генетических, физиологических и других признаков, отличающих мужской организм от женского. В норме пол человека определяется по первичным половым признакам, обусловленным особенностями анатомического строения органов размножения. Различают наружные и внутренние органы размножения, составляющие основу репродуктивной системы человека, различающейся у мужчин и женщин.
Мужская половая система
В состав мужской половой системы входят половые органы: внутренние (семенники, семявыносящие протоки, предстательная железа, семенные пузырьки) и наружные (половой член и мошонка) (рис. 72, а). Мужские половые железы — семенники (яички) являются парными органами и расположены в мошонке — кожномускульном мешочке.
Расположение яичек вне полости тела связано с тем, что нормальное созревание сперматозоидов происходит только при пониженной температуре (- 35 °С). Семенник состоит из семенных канальцев, в которых с периода половой зрелости и практически до конца жизни мужчины в огромных количествах образуются сперматозоиды. Зрелые сперматозоиды выталкиваются сокращением гладких мышц из семенника в семявыводящий проток, а затем смешиваются с веществами, вырабатываемыми простатой и семенными пузырьками, образуя сперму, или семенную жидкость. Наружу сперма поступает по мочеиспускательному каналу, проходящему внутри полового члена. Сперматозоиды очень малы и состоят из головки, шейки и жгутика (рис. 72, б).
Женская половая система
Женская половая система включает в себя внутренние (яичники, яйцеводы, матка и влагалище) и наружные (большие и малые половые губы, клитор) половые органы (рис. 73). Женские половые железы — яичники — парные и расположены в брюшной полости.
Предшественники яйцеклеток закладываются в организме будущей девочки ещё во время её эмбрионального развития, а их созревание происходит в граафовых пузырьках яичников. Полной зрелости достигают лишь 300—400 яйцеклеток. Период, в течение которого женщина способна к размножению, длится около 30 лет, после чего активность яичников постепенно прекращается.
В среднем раз в 28 дней стенка яичника разрывается в том месте, где изнутри к ней прилежит граафов пузырёк, и яйцеклетка выходит в брюшную полость, откуда через бахромчатую воронку попадает в яйцевод (маточную трубу). Этот процесс называется овуляцией. Момент овуляции сопровождается повышением температуры в прямой кишке на 0,5 °с. Обычно овуляция происходит поочерёдно то в левом, то в правом яичнике.
В то же время на месте лопнувшего пузырька развивается временная железа внутренней секреции — жёлтое тело, которая вырабатывает гормон прогестерон. Если яйцеклетка будет оплодотворена, то есть наступит беременность, то прогестерон будет обеспечивать протекание беременности. Если же беременность не наступила, то жёлтое тело на 13—14-й день после овуляции прекращает выделение прогестерона и разрушается. В это время разросшаяся под действием прогестерона слизистая оболочка матки отторгается, при этом лопаются довольно крупные кровеносные сосуды, начинается менструация (рис. 74). 77-78
Яйцеклетка, попав в яйцевод, начинает продвигаться по направлению к матке за счёт сокращения гладких мышц яйцевода, а также движения ресничного эпителия его стенок. В яйцеводе происходит окончательное созревание яйцеклетки, и здесь она может быть оплодотворена сперматозоидом. Если оплодотворения не происходит, то яйцеклетка выходит в полость матки, где разрушается.
Оплодотворение
Оплодотворение — процесс, в результате которого сперматозоид сближается с яйцеклеткой и их ядра, в каждом из которых находится по 23 хромосомы, сливаются в единое целое. Клетку, образовавшуюся в результате оплодотворения, называют зиготой. Её ядро содержит 46 хромосом. Зигота, многократно делясь, даёт начало новому организму.
Оптимальные сроки для оплодотворения — 12 часов после овуляции. При одном выбросе сперматозоидов (эякуляции) во влагалище попадает около 200 млн сперматозоидов, однако в полость матки их проникает гораздо меньше, и лишь несколько сотен доходят по яйцеводу до спускающейся им навстречу яйцеклетки. Множество сперматозоидов окружают яйцеклетку, и поверхность их головок вступает в контакт с её оболочками. При этом сперматозоиды выделяют фермент, увеличивающий проницаемость оболочек яйцеклетки. Наконец ядро одного сперматозоида проникает в цитоплазму яйцеклетки и вокруг неё образуется особая оболочка, препятствующая проникновению ядер других сперматозоидов.
Контрацепция
Размножение — обязательное свойство всех живых организмов. У большинства животных размножение носит сезонный характер и новое поколение появляется в тот момент, когда его легче прокормить. Человек же готов к размножению постоянно: с момента полового созревания и до старости. Для того чтобы держать процесс размножения под контролем, люди прибегают к контрацепции. Контрацепция — это предотвращение беременности. Она предполагает половые сношения без зачатия ребёнка.
Вопрос о контрацепции очень личный, и многие люди по религиозным или каким-либо иным мотивам отвергают применение контрацептивных средств. Однако контрацепция появилась очень давно.
Моя лаборатория
Методы контрацепции. Один из естественных методов контрацепции иногда называют календарным. В среднем яйцеклетка выходит из пузырька за 14 дней до начала менструации и сохраняет жизнеспособность около суток. Активность сперматозоидов сохраняется максимально 5 суток. Поэтому отказ от половых сношений в течение 6 дней до и 3 дней после овуляции делает оплодотворение теоретически невозможным.
Широкое распространение получили внутриматочные средства контрацепции, которые вводят в полость матки, — спирали. Они не могут препятствовать оплодотворению, но не дают оплодотворённой яйцеклетке внедриться в стенку матки и продолжить развитие.
Барьерные контрацептивы, наверное, самые древние. Их задача — установить непроницаемый барьер между яйцеклеткой и сперматозоидом. Самые известные из этих средств — презервативы. Помимо защиты от нежелательной беременности, они являются единственным надёжным средством, позволяющим избежать заражения болезнями, передающимися половым путём, в том числе СПИДом.
Гормональные противозачаточные средства изменяют работу гормональных желёз, и овуляция не происходит. А раз из фолликула не выходит зрелая яйцеклетка, то сперматозоидам оплодотворять нечего.
Мужская и женская половые системы. Оплодотворение. Зигота. Контрацепция
Ответьте на вопросы
1. Что составляет основу репродуктивной системы человека? В чём заключаются её различия у мужчин и женщин? 2. Что такое овуляция и какие процессы её сопровождают? 3. Где происходит оплодотворение? Каковы условия его осуществления? 4. Какой процесс происходит в организме женщины, если оплодотворения яйцеклетки не произошло?
Почему людям репродуктивного возраста важно держать процесс размножения под контролем и что для этого нужно?