в каком классе проходят знаки препинания
Формирование у школьников пунктуационных умений
Обучение школьников основам пунктуации начинается в первых классах. Дети получают знания о правилах расстановки знаков препинания.
В начальной школе дети получают знания о таких знаках, как точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки. При этом запятую используют только в простых предложениях, состоящих из однородных членов.
Несмотря на то, что существует достаточно много правил пунктуации, педагог должен проводить занятия систематически. Многие знаки препинания служат для того, чтобы обслужить конец предложения. Дети должны разобраться в первую очередь в том, каковы функции речи и ее основы, что позволит им лучше усвоить принципы расстановки знаков препинания.
Главное назначение пунктуации – это указать на смысл разделения членов предложения.
Более того, пунктуационные знаки позволяют передавать оттенки смыслов, которые свойственны отдельной части речевого высказывания. Знаки также демонстрируют связь, существующие между отдельными частями внутри предложения.
Более того, пунктуационные знаки, помимо других языковых средств, дают возможность передать смысловой оттенок, который характерен для отдельной части высказывания.
В результате мысли передаются точно и воспринимаются другими людьми правильно. К примеру, точка в конце предложения указывает на то, что предложение закончилось, а также на то, что оно носило повествовательный характер.
Восклицательный знак нужен для обозначения завершенности предложения, а также на эмоциональном отношении произносящему высказывание к его содержанию.
Когда младшие школьники знакомятся с пунктуационными знаками, педагог старается показать их роль и назначение. При этом нужно обратить внимание детей на то, как важно правильно расставить знаки препинания внутри предложения, когда пишешь. Также важно и правильно их выделять интонацией и другими средствами выразительности, когда зачитываешь текст вслух.
Правила русской пунктуации очень важны. Детям это нужно усвоить, чтобы они могли в будущем грамотно писать.
Необходимо добиться следующего:
Большое значение для младших школьников играет то, какой курс пунктуации выбрал учитель. Ведь эта программа заложит основу для формирования пунктуационных навыков в будущем.
Ученики должны как можно раньше ознакомиться с правилами пунктуации, ведь это создаст прочную основу для развития у детей способности замечать за знаком смысл высказывания. Также нужно правильно воспроизводить его с помощью интонации, учить детей использовать знаки препинания, когда они создают письменные работы, чтобы точно выражать свои чувства и мысли.
В начальной школе дети знакомятся с точкой, запятой, восклицательным и вопросительным знаками. Они изучают их смысл, интонационный способ их передачи, структуру предложений с этими знаками. Но на практике дети нуждаются в использовании и других пунктуационных знаков для правильного оформления собственной речи. Например, им нужно владеть многоточием, кавычками, скобками и тире.
Все чаще они замечают эти знаки в книгах. Поэтому они осознают, что есть потребность в их использовании. Дети замечают и другие способы выделения смысла в предложении: это выделение ключевых слов с помощью шрифта, подчеркивания и с помощью разнообразного расположения текста на странице.
Лишь некоторые ученики самостоятельно приобретают так называемое пунктуационное чутье, подобно тому, как у многих ес
ть орфографическое чутье. Но большинство людей нуждаются в том, чтобы изучать правила пунктуации. Самый простой для восприятия детьми способ изучения пунктуационных правил – это интонационный.
Опыт показывает, что нужно много времени посвятить драматизации, декламации и постановкам сценок. Интонацию проще всего усвоить во время чтения вслух со страниц книги. К сожалению, школьная практика очень редко использует моделирование, чтобы обучать детей пунктуации.
Редко используются и другие приемы. Например, не принято организовывать дидактически игры, редко применяются графические диктанты, не проводится анализ ошибок пунктуации, которые ребята допускают, когда выполняют те или иные виды заданий на письме.
Поэтому лучше был бы организовать изучение пунктуации в начальных классах, чтобы более эффективно организовать процесс формирования пунктуационной грамотности у детей в последующем.
Развитие пунктуационного навыка – это очень долгий процесс, который начинается во время обучения грамоте. У него есть свои особенности, которые зависят от того, какая используется образовательная программа.
Развитие пунктуационного навыка у детей, которые учатся в начальных классах, имеет свои особенности.
Школьники знакомятся с тем, как и где правильно ставят запятые и точки. Изучаются ими также и многоточия и вопросительный и восклицательный знаки. Дети уже в начальной школе получают навыки работы с двоеточием, тире, кавычками и т.п.
Большое внимание уделяется тому, чтобы научить школьников выразительно читать текст, соблюдая правильную интонацию и делая паузы в нужных местах согласно расставленным пунктуационным знакам.
Младшие школьники получают знания о восклицательных, вопросительных и повествовательных высказываниях. Они учатся ставить точку в конце предложения, а начинать его с большой буквы. Также они учатся читать текст, правильно подбирая интонацию в зависимости от расставленных знаков препинания.
Большое внимание уделяется обучению восклицательных и побудительных предложений, их правильному использованию в разных ситуациях общения. Приобретаются знания о том, что такое однородные члены предложений, обучение предполагает использование интонации при перечислениях. Также младшие школьники изучают, как главные и второстепенные члены предложения объединяются в однородные, учатся работать с союзами.
Уже появляются первые навыки расстановки запятых в предложениях, имеющих в своем составе однородные члены. Дети знакомятся со смысловой ролью пунктуационных знаков. Они учатся правильно понимать то, что написано, более грамотно пишут сами.
Все эти знания дают возможность детям продолжить изучение сложных предложений, имеющих пока бессоюзную конструкцию, состоящую из двух частей. Также начинает развиваться способность правильно ставить запятую между разными частями внутри сложного предложения.
Дети знакомятся также с многоточием. И это правильно, ведь в текстах, предназначенных для чтения в этом возрасте, многоточие время от времени тоже встречается.
Младшие школьники получают базовые знания о знаках препинания. Так как система обучения предполагает более высокий теоретический уровень, дети не просто знакомятся с классификацией разных видов предложений, но и усваивают, как они обозначаются с помощью пунктуации.
Нетрадиционные программы содержат в своей структуре еще больше пункторамм. Дети дополнительно осваивают работу с запятыми, входящими в состав сложных предложений, учатся оформлять прямую речь.
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Синтаксис и пунктуация
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Синтаксис–(от греч. syntaxis – «построение», «порядок») – раздел лингвистики, изучающий правила построения словосочетаний и предложений, а также их роль в речи.
Пунктуация– (от лат. punctum – «точка») – раздел грамматики, который изучает правила постановки знаков препинания при письме.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Каждый человек владеет большим запасом слов. Но этого для общения недостаточно. Каждое слово обладает лексическим и грамматическим значением, а также способно объединяться с другими словами. Вот тут-то и возникает вопрос. А как правильно соединять, связывать между собой слова, чтобы точно выражать свои мысли и чувства? Представьте, вы раскрываете листок, а там надпись: «Мальчик лохматый бежать пёс за». Кто за кем бежит: пёс за мальчиком или наоборот? Кто из них лохматый?
Чтобы лучше понимать речь окружающих, чтобы правильно говорить и писать, необходимо знать правила построения словосочетаний, предложений и текста. В этом нам помогает синтаксис.
Синтаксис (от греч. Syntaxis – «построение», «порядок») – раздел лингвистики, изучающий правила построения словосочетаний и предложений, а также их роль в речи. Что касается текста, то некоторые современные лингвисты рассматривают его в синтаксисе, а другие – в специальном разделе лингвистики – текстоведении.
Но синтаксис тесно связан с пунктуацией. Вспомните стихотворение Бориса Заходера.
Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Пёсик из ружья стреляет.
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
«Вот что значит запятая!»
Смысловая нелепость стихотворения возникает от того, что автор преднамеренно поставил запятые не на своем месте. Правила постановки запятых и других знаков препинания собраны в пунктуации.
Пунктуация (от лат. Punctum – «точка») изучает правила постановки знаков препинания при письме.
Она неразрывно связана с синтаксисом. Овладеть нормами пунктуации можно только в том случае, если хорошо понимаешь особенности синтаксической структуры предложения, его интонации.
Основными пунктуационными знаками (знаками препинания) являются следующие: точка, запятая, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки (парный знак), кавычки (парный знак), абзац (красная строка).
Русский лингвист Ф. И. Буслаев сформулировал назначение пунктуации следующим образом: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему».
Функции знаков в препинания
Точка, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие ставятся в конце предложения, т. е. завершают его, поэтому они выполняют функцию завершения.
Запятая, точка с запятой, тире, двоеточие разделяют части сложного предложения, выполняя функцию разделения.
Запятая, тире, скобки, кавычки выделяют различные смысловые отрезки в составе предложения, выполняя функцию выделения. Запятая и тире в этом случае употребляются парой.
Например, запятая может выделять обращение, обособленные члены предложения, вводные слова, сравнительные обороты. Об этих смысловых отрезках мы будем говорить на следующих уроках. Тире выделяет вставные конструкции.
Мы уже знаем, что предложения и способы сочетания слов внутри предложения изучает специальный раздел грамматики – синтаксис. Именно этот раздел науки объясняет, как из набора слов получается связный текст.
Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст.
Только поняв логику текста, можно правильно расставить знаки препинания. Пунктуация – это раздел грамматики, изучающий правила постановки знаков препинания. Знаки препинания делят текст на предложения. Они помогают понять, как связаны между собой слова в предложении.
Знаки препинания помогают человеку, который написал текст, лучше донести его смысл и свои чувства до того, кто этот текст прочтёт.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
1. Единичный / множественный выбор
Ответьте на вопрос. Какую роль выполняет точка?
Разбор задания: вспоминаем, что точка ставится в конце предложения, т. е. она завершает мысль. Следовательно, она играет роль завершения. Ответ: завершение.
2. Выбор элемента из выпадающего списка
Ответьте на вопрос. Сколько знаков препинания в русском языке?
Варианты ответа: 5, 10, 7, 11
Разбор задания: вспоминаем, что мы изучаем следующие знаки препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки. Всего 10 знаков. Следовательно, ответ: 10
Ознакомление младших школьников с пунктуацией
I — II классы — начальный этап обучения пунктуации, которая, как известно, представляет собой совокупность правил употребления знаков
препинания. В начальных классах предметом
изучения являются четыре знака препинания:
точка, вопросительный знак, восклицательный
знак, запятая. Употребление последней ограничено простым предложением с однородными членами. Несмотря на то, что количество
пунктуационных правил, изучаемых в начальных классах, незначительно, учителю необходимо в каждом классе систематически работать над пунктуацией, исходя из ее функции в речи и основ, на которых базируется постановка знаков препинания
Основное назначение пунктуации, как это отмечается в лингвистической литературе,— «указывать на смысловое членение речи». Кроме того, знаки препинания, наряду с другими языковыми средствами, передают смысловые оттенки, свойственные отдельным частям высказывания, раскрывают «взаимоотношение тех частей предложения, между которыми они стоят» (Абакумов С.)
Тем самым пунктуация способствует точной передаче и правильному восприятию мыслей. Например, точка в конце предложения указывает на законченность предложения и его повествовательный тип по цели высказывания. Восклицательный знак в конце предложения также указывает на завершенность предложения и на отношение говорящего или пишущего к своему высказыванию.
При знакомстве младших школьников со знаками препинания учитель, прежде всего, обращает внимание на важность правильной постановки знаков препинания в целях общения, т. е. как для того, кто пишет, так и для того, кто читает написанное другим. (Элементарный прием ознакомления с ролью точки — чтение текста, не поделенного на предложения. Чтение и понимание такого текста затруднено.)
В русском языке пунктуация строится на смысловой, синтаксической и интонационной основах. Все три основы между собой взаимодействуют. Смысловая сторона речи обусловливает и структуру предложения. Поэтому при обучении школьников пунктуации нужно ориентировать их на единую семантико-синтаксическую основу, определяющую постановку знаков препинания в том или ином предложении.
Практическое ознакомление первоклассников с употреблением точки, вопросительного и восклицательного знаков начинается в период обучения грамоте. Учитель обращает внимание учащихся на то, что при произношении (в устной речи) одно предложение отделяется от другого паузой, голос в конце предложения понижается. Дети по заданию учителя делят небольшие тексты (в 3—4 предложения) на предложения и убеждаются, что пауза между ними помогает лучше понять содержание рассказа, так как отделяет одну мысль от другой. Учащиеся упражняются в правильном произношении предложений. Так создается смысловая и интонационная основа для ознакомления с постановкой в конце предложения точки. Это можно сделать еще до чтения, используя графическую схему предложения. Например, дети устно составили предложение (Мы любим петь), подсчитали в нем слова и каждое слово обозначили черточкой (— — —). Учитель говорит: «В устной речи одно предложение от другого мы отделяем паузой. (Произносит предложение.) А в книгах, в газетах используется особый знак — точка, которая показывает, что предложение закончилось, нужно голос понизить и сделать паузу». Через несколько уроков первоклассники начинают читать предложения. Они воспринимают точку как знак конца предложения и сигнал для понижения голоса и паузы. При составлении предложений из разрезной азбуки обязательно используется карточка с точкой. При записи предложений на уроках письма учащиеся объясняют, почему нужно ставить точку. Отсутствие точки в конце предложения считается ошибкой и подлежит исправлению.
Более углубленная работа по употреблению точки, вопросительного и восклицательного знаков проводится в процессе изучения раздела «Предложение» во II классе. Именно в этот период происходит осознание синтаксической основы постановки знаков препинания в конце предложения. Изучение членов предложения, связи слов в предложении делает осознанным вычленение предложения из потока речи, а следовательно, и постановку знаков препинания в конце предложения.
По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные. Например, предложение Летом мы отдыхали в Крыму по цели высказывания является повествовательным, а по интонации может быть восклицательным и невосклицательным в зависимости от чувства говорящего. Спокойный тон передачи мысли диктует поставить точку. Стремление подчеркнуть радость обусловит постановку в конце предложения восклицательного знака. Особенно наглядно для учащихся своеобразие типа предложения проявляется в тексте с повторяющимся предложением, например: Дети ждали приезда отца. Маленькая Ира каждое утро спрашивала у брата: «Папа приехал?» Увидев отца, она радостно закричала: «Папа приехал! Папа приехал!» Вечером девочка сообщила своим подружкам: «Папа приехал». Повторяющееся в тексте предложение Папа приехал является разным по цели высказывания: во втором предложении оно вопросительное, а в третьем и четвертом — повествовательное. Однако в третьем предложении оно произносится с особым чувством радости, поэтому по интонации является восклицательным.
Следует постоянно обращать внимание учащихся на произносительную сторону предложения, учить соблюдать логическое ударение, повышать или понижать голос в определенной части предложения, делать паузу между предложениями и т. д.
При изучении в IV классе предложений с однородными членами учащиеся знакомятся с интонацией перечисления и с функцией запятой при перечислении.
Постановка запятой в отличие от точки не свидетельствует о конце предложения, а, наоборот, указывает на его незавершенность. Учитель путем сравнения двух предложений показывает разницу в интонации точки, т. е. произношения конца предложения, и интонации запятой. Например: Льдины плыли по реке. (Голос понижается. Делается пауза.) Льдины плыли по реке, сталкивались, натыкались на берега. (После слов по реке, сталкивались голос понижается незначительно, чувствуется, что сообщение будет продолжено.)
В начальных классах при выполнении разного вида заданий учащиеся практически знакомятся и с постановкой двоеточия, тире, точки с запятой, многоточия. Пропедевтическая работа над постановкой указанных знаков препинания чрезвычайно важна.
На уроках русского языка при выполнении упражнений, связанных с классификацией слов, учитель знакомит второклассников с использованием двоеточия или тире при перечислении, а также с употреблением запятой. При этом сообщается название указанных знаков препинания, и дети постоянно начинают пользоваться ими без напоминания учителя (безусловно, если на начальном этапе работы по учебнику «Русский язык» учитель неоднократно на конкретных примерах показывал, что перед перечислением ставится двоеточие, каждое слово отделяется запятой). Перед записью текста предупреждаются ошибки не только орфографические, но и пунктуационные. Это необходимо помнить учителю, и развивать у учащихся пунктуационную зоркость.
Учитель должен обращать внимание на сложные предложения, употребляемые учащимися в устной и особенно в письменной речи. Практически он знакомит младших школьников с некоторыми особенностями сложных предложений, в частности наличием в таких предложениях двух частей: 1) две самостоятельные части объединены в одно предложение, например: Наступил сентябрь, а дни стояли по-летнему жаркие; 2) в предложении одна часть зависит от другой, например: В поле мы видели, как комбайн убирает подсолнечник. Учащиеся находят в каждой части подлежащее и сказуемое и убеждаются в том, что два предложения объединены в одно. Элементарные наблюдения над сложными предложениями позволяют сообщить детям об употреблении запятой в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Так, например, в процессе анализа изложений и сочинений, а также при подготовке к написанию разного вида творческих работ нужно сказать о запятой в сложном предложении перед словами который, если, потому, что, так как.
Для формирования пунктуационных умений в методике выделяют разнообразные упражнения: 1) членение текст на предложения и наблюдения над интонацией при членении текста; 2) расстановка знаков препинания в предложения, напечатанных без них; 3) объяснение имеющихся в тексте (расставляемых или расставленных самими учащимися) знаков препинания; 4) объяснение знаков препинания в тексте, написанном под диктовку учителя (воспринятом на слух); 5) составление графических схем пунктуационных правил.
Одним из важных условий, обеспечивающих эффективность работы над элементами синтаксиса и пунктуации, является связь уроков чтения и русского языка. Школьники учатся выразительно читать, точно употреблять слова, грамматически правильно оформлять свои мысли, опираясь на знания из области синтаксиса, как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. И как бы ни были элементарны знания младших школьников о предложении, именно эти знания обеспечивают осознанное владение предложением в устной и письменной речи.
Анализ изучения пунктуации в начальных классах
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ИЗУЧЕНИЕ ПУНКТУАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(программа «Школа России)»
Кузнецова Наталья Анатольевна
Тем не менее, учащиеся уже в младшем школьном возрасте постоянно имеют дело со знаками препинания в процессе чтения книг, без них не обходится ни одно письменное высказывание. Знаки препинания необходимо учитывать при формировании навыка выразительного чтения младших школьников. Человека, владеющего навыком выразительной речи, приятно слушать, ему легко выражать свои мысли и чувства.
Пунктуация в курсе русского языка — один из важнейших разделов, который изучается, как и орфография, на протяжении всех лет обучения в школе, начиная с начальных классов. Пунктуация, являясь средством членения предложения и текста на смысловые отрезки, тесно связана с синтаксисом, поэтому знакомству с пунктуационной нормой должно предшествовать изучение синтаксической категории. Таким образом, параллельно с синтаксисом ведется работа над пунктуационными правилами.
Существуют два уровня овладения пунктуационной грамотностью: абсолютная и относительная. Абсолютная пунктуационная грамотность предполагает безукоризненное владение всеми пунктуационными нормами и умение адекватное использование знаков препинания в авторских целях. Относительная пунктуационная грамотность отражает владение только частью пунктуационных правил.
Предметом изучения пунктуации в начальной школе является постановка четырёх знаков препинания: точки, вопросительного знака, восклицательного знака и запятой. От усвоения данного материала в младших классах зависит успешность процесса обучения в среднем и старшем звене. Несмотря на важность изучения данного раздела, вопросы обучения пунктуации в начальной школе относятся к числу малоразработанных в настоящее время. Именно поэтому данная тема является актуальной.
Существуют два уровня овладения пунктуационной грамотностью: абсолютная и относительная. Абсолютная пунктуационная грамотность предполагает безукоризненное владение всеми пунктуационными нормами и умение адекватное использование знаков препинания в авторских целях. Относительная пунктуационная грамотность отражает владение только частью пунктуационных правил.
В 1 классе дети начинают работу с текстом и предложением. Изучая этот раздел, учащиеся знакомятся со знаками препинания в конце предложения. Также осуществляется знакомство с понятием интонации и её ролью в предложении. В 1 классе при изучении темы «Текст и предложение» дети изучают членение речи на предложения, учатся оформлять предложения в устной речи и на письме. Вводится понятие диалога и оформление предложений в диалогической речи. Ученики должны научиться употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения, слова в предложениях писать раздельно; приводить примеры слов речевого этикета: приветствие, прощание.
Рассмотрение данной темы в учебниках 1 класса представлено недостаточно объемно. Основные задания расположены в разделе «Текст, предложение, диалог».
Упр.2, 7, 8 – аналитические, т.к. в них необходимо найти диалог, объяснить расстановку знаков препинания.
Аналогичные упражнения можно встретить в следующих разделах учебника.
Учащиеся выписывают их текста необходимое предложение, списывают пословицы или поговорки с последующей проверкой. Сложнее для первоклассника выписать из стихотворения одно или несколько предложений, с объяснением. В качестве контроля к аналитическим упражнениям относится списывание.
Упр.3-6 раздела «Текст, предложение, диалог» – синтетические. В них учащиеся расставляют знаки препинания в соответствии с правилами, соотносят предложения со схемами.
Еще два синтетических упражнения предложены в повторении раздела.
В течение всего курса встречаются упражнения, где необходимо составить предложения по опорным словам, составить текст по картине, либо восстановить деформированный текст. Они также относятся к синтетическим. В данных упражнениях нет определенного задания на постановку тех или иных знаков препинания. Учащиеся закрепляют, полученные знания о пунктуации путем самостоятельного составления отельных предложений, текста. В качестве контроля к синтетическим упражнениям относятся диктанты. При работе с диктантами учащиеся через интонацию воспринимают текст и с помощью знаков препинания выражают свое понимание.
Авторы предлагают такие упражнения, как:
Девочка заблудилась в лесу она пришла к домику там жили три медведя медведей дома не было они ушли гулять по лесу.
Скажи, сколько здесь предложений.
Прочитай, понижая голос в конце предложения и делая паузу между предложениями.
— Скажи, как ты будешь обозначать на письме начало и конец предложения.
— Запиши первые три предложения.
— Знакома ли тебе эта сказка? А что было дальше? Расскажи. [1, с.13]
2. Прочитай. Легко или трудно тебе было читать? Почему?
— Раздели предложения на слова. Прочитай.
— Догадайся, какое их данных предложений скороговорка, а какое поговорка.
— Запиши скороговорку, правильно обозначая её начало и конец.
3. Рассмотри схемы. Прочитай предложения.
— Чем похожи и чем различаются предложения и схемы предложений?
— Почему в конце предложений поставлены разные знаки препинания?
Также можно предложить детям поиграть в игру «Знаки препинания»
На доске записан текст без знаков препинания. Необходимо проставить знаки препинания в конце предложений. Найти вопросительные предложения.
Работая над текстом, учитель должен проговаривать с детьми причину постановки того или иного знака в конце предложения.
Во 2 классе происходит наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Также дети учатся находить главные члены предложения.
На данном этапе выполняются упражнения по нахождению границ предложений, по составлению предложений с различной интонацией и целью высказывания. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Заглавная буква в начале предложения, точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения; использование в речи слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания.
Работа над пунктуацией начинается уже с первого раздела «Наша речь». В аналитических упражнениях учащиеся находят слова вежливости и анализируют их оформление при письме, воспроизводят текст по памяти, списывают с проверкой.
В разделе «Диалог и монолог» обучающиеся учатся различать диалог от монолога, оформлять его при письме и самостоятельно составлять диалог и монолог.
Включены синтетические упражнения, на развитие речи при составлении диалога, завершение текста.
По предварительному анализу учебника 2 класса можно заметить, что чаще встречаются упражнения на списывание и проверку с объяснением. Вводятся упражнения по написанию предложений по памяти.
Увеличивается количество упражнений на восстановление текста, оформление знаками препинания, составления рассказа по картине.
Встречаются такие упражнения:
Прочитайте предложения так, как подсказывают знаки препинания.
Мы гуляли в осеннем лесу.
До чего красиво здесь!
А вы были в осеннем лесу?
— Объясните, почему в конце предложений поставлены разные знаки препинания.
— В каком предложении автор обращается к нам с вопросом? В каком он выражает чувство и дает оценку увиденному? А в каком предложении содержится сообщение? [2, с.25].
2. Прочитайте. Сколько здесь предложений? Как вы это определили? Читайте, выделяя голосом каждое предложение и делая паузы между ними.
Как быстро пролетело лето уже наступила осень желтеют листья на деревьях чаще стали лить дожди скоро и птицы улетят в теплые края.
— Догадайтесь, какую «работу» должны выполнить пропущенные знаки препинания.
— Спишите. Правильно обозначайте начало и конец каждого предложения.[2, с.26].
Также детям можно предложить рассмотреть отрывки стихотворений, чтобы обсудить взаимосвязь постановки знаков препинания с интонацией.
В 3 классе изучается предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Восклицательные предложения. Упражнение в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации. Обращение (общее представление). Простое и сложное предложения (общее представление). Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Обобщение знаний о предложении. Написание короткого письма о своих делах, приглашения, объявления. Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения в речи.
Увеличивается количество упражнений на списывание по памяти, списывание с проверкой, на расстановку знаков препинания в предложениях, составление деформированных текстов. Увеличивается количество изложений и сочинений, где у учащихся вырабатываются навыки сознательного употребления знаков препинания.
Для успешного усвоения детьми предложений по цели высказывания и по интонации можно предложить следующие упражнения:
Села пчелка на цветок,
Подлетает к ней комар:
Тому, кто занят делом,
— Спишите, выбирая нужный знак препинания из скобок и вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор. [3, с.23]
Вы были на лугу в начале лета до чего же там хорошо трава высокая и густая а сколько кругом цветов а какой запах особенно сильно пахнут белые соцветия таволги.
— Можно ли выразительно прочитать эту запись? Почему?
— Найдите границу каждого предложения и прочитайте его с нужной интонацией. Объясните, какие знаки препинания вы употребите в конце каждого предложения.
— Запишите, обозначая начало и конец предложений. [3, с.23].
Для закрепления знаний о простом и сложном предложении можно выполнить следующие упражнения:
Прочитайте. Вспомните названия сказок.
1.Старик ловил неводом рыбу старуха пряло свою пряжу. 2.Дверь тихонько заскрипела и в светлицу входит царь. 3.Час обеда приближался топот по двору раздался. 4.Месяц под косой блестит а во лбу звезда горит.
— Обсудите, в каких предложениях пропущена запятая и где ее нужно поставить.
— Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятые. [3. с.34]/
В 4 классе изучается предложение как единица речи. Повторяются виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения. Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами «и» (без перечисления), «а», «но». Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами «и», «а», «но». Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
По теме «Виды предложений» в учебниках предложены задания:
Прочитайте. Где нужно поставить точки?
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поёт синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
— Прочитайте, соблюдая интонацию конца каждого предложения. Запишите предложения, правильно обозначая их начало и конец. [4, с.14].
2. Прочитайте загадки и пословицы.
1. Будь своему слову хозяин.
2. Какой колокольчик не звенит?
3. У кого усы длиннее ног?
4. Плохая шутка до добра не доведет.
5. Кто на себе свой дом носит?
6. Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.
7. Не хвались, пока люди тебя не похвалят.
— Дайте характеристику каждому предложению: какое оно по цели высказывания?
— Спишите сначала повествовательное, затем вопросительные, потом побудительные.
Упражнения на тему «Обращения» :
Прочитайте выразительно. В чем сходство и различие предложений каждой группы?
1.Где ты, птичка, гнездышко свила?
2.Птичка, где ты гнездышко свила?
3.Где ты гнездышко свила, птичка?
— Спишите предложения. Подчеркните в них обращения. Объясните знаки препинания.
— Составьте и запишите своё предложение с обращением.
Прочитайте диалог из стихотворения «Вредный кот»
— Не готовы. Понимаешь,
Заниматься не даёт.
— В каких предложениях знаки препинания пропущены? Спишите, вставляя пропущенные знаки. Подчеркните в предложениях обращение. [4, с.18]
Наряду с обращениями в 4 классе учащиеся учатся ставить знаки препинания между однородными членами, соединенными союзами и, а, но.
Для закрепления данной темы учащимся можно предложить выполнить следующие упражнения:
Прочитайте загадки. Объясните отгадки.
1.Стальная рыбка ныряет а хвост на воде оставляет. (..гл..) 2.Без рук без топорёнка построена избёнка. (Гн..з..) 3.Заворчал живой замок лёг у двери поперёк. (С..б..к..) 4.она сама не прядёт не ткёт а людей одевает. (..вц..) 5.Худеет с каждым днём толстяк и не поправится никак. (К..л..нд..рь)
— Спишите две загадки, ставя, где нужно, пропущенные запятые. Вставьте пропущенные буквы и отгадки.[4, с.33]
Кроме того, учащиеся осваивают постановку знаков препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но.
Для закрепления данной темы учащимся можно предложить выполнить следующие упражнения:
Прочитайте. Докажите, что вы прочитали простые предложения.
Соловей месяц поёт.
В сентябре лето кончается.
В декабре зима стелет холсты.
Ворона круглый год каркает.
Мороз через реки наводит мосты.
— Какие предложения можно объединить по смыслу в сложные так, чтобы получились пословицы? Объясните, как это сделать.
— Запишите составленные предложения. Ставьте запятую между частями сложного предложения.
— Подчеркните в любом сложном предложении его грамматические основы.
2. Прочитайте. Где пропущены запятые?
1. Прокр..чала иволга щёлкнул в кустах с..л..вей.
2. Крупные капли дождя з..стучали з..шлёпали по лист..ям.
3. Острым клювом дятел долбит д..рев..я и добывает из-под коры жучков и личинок.
5. Сова охотится не днём а ноч..ю.
6. Утро было морозное но лужи не замёрзли.
— Выпишите сначала простые предложения с однородными членами, а потом сложные предложения. Ставьте, где нужно, запятые и вставляйте в слова пропущенные буквы.
— Объясните постановку запятых в предложениях.
Программа «Школа России» определяет четко и последовательно уровень умений по пунктуации от класса к классу. Учитель сориентирован на систематическую работу по формированию у детей пунктуационных знаний и умений. Хотя развитию пунктуационных навыков в ней уделяется гораздо меньше внимания, чем развитию орфографического, речевого навыков.
Выпускники начальной школы овладевают базовыми знаниями и умениями по пунктуации. Они умеют правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую между однородными членами в изученных случаях (без союзов, с союзами и, а, но). Ставить запятую в сложном предложении из 2-х частей (без союзов, с союзами а, и, но).
Русский язык. 1 класс. Учебник. В.П.Канакина, В.Г. Горецкий изд-во «Просвещение». − Москва,2017 г.,
Русский язык.2 класс. Учебник. В.П.Канакина, В.Г. Горецкий изд-во «Просвещение». − Москва,2017 г.,
Русский язык.3 класс. Учебник. В.П.Канакина, В.Г. Горецкий изд-во «Просвещение». − Москва,2017 г.,
Русский язык. 4 класс. Учебник. В.П.Канакина, В.Г. Горецкий изд-во «Просвещение». − Москва,2017 г.,
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». В.П.Канакина, В. Г. Горецкий 1 – 4 классы, Изд-во – «Просвещение»,− Москва, 2014 г.