в каком классе проходят я помню чудное мгновенье

Урок по литературе «Я помню чудное мгновение. » 8 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

А.С.Пушкин и песенная культура конца 18 – начала 19века».

«Я помню чудное мгновенье».

Из наслаждений жизни одной любви

Музыка уступает. Но и любовь – музыка.

· углубить представление учащихся о личности и творчестве А.С.Пушкина,

· расширить знания по творчеству М.И.Глинки,

· показать взаимосвязь литературного и музыкального искусства.

Задачи урока:

· познакомить с особенностями лирического жанра романса;

· показать, какое место занимают романсы на стихи А.С.Пушкина в музыкальной культуре;

· развивать умение анализировать поэтический текст;

Оборудование: презентация, портреты А.С.Пушкина, М.И.Глинки, А.П.Керн, Е.Бакуниной, друзья – лицеисты.

— Найдите в теме урока ключевые слова? (расшифровать тему)

— Записать ассоциации к словам. (Пушкин – поэт, гений, творчество; песенный – музыка, чувства, душа; культура – искусство, музыка, живопись )

— Запишите 3-4 предложения, в которых сформулированы задачи нашего урока. (Пушкин был не только гениальным поэтом, но внес вклад в культуру своей страны, в том числе в песенную культуру. Т.О. гениальный, творческий человек гениален во всем).

— Чем будем заниматься сегодня?

— Как соотносится эпиграф с темой нашего урока?

2. В начале учебного года мы знакомились с У.Н.Т. – народными песнями – лирическими. В старину, когда не было еще литературы как искусства и музыки как искусства, люди складывали песни. В песнях они выражали свои чувства. О каких чувствах пели люди? Т.О. возникли любовные песни. На столах разложены любовные лирические песни. С помощью каких средств выразительности они говорили о своих чувствах? Выпишите.

3. В начале 18в. В России начинает бытовать романс. Это связано с тем, что литература и фольклорная лирика этого времени начинает отражать идеалы самоценности человека, его право на независимость. Именно романс постепенно станет равнозначным традиционной крестьянской любовной песне.

— Давайте проследим, как же зарождался романс, и какое место занимает романс в творчестве А.С.Пушкина.

— В период болдинской осени А.С.Пушкиным была написана поэма «Домик в Коломне» (1830). Характеризуя героиню, поэт отметил в 14 строфе поэмы:

Играть умела также на гитаре

И пела: « Стонет сизый голубок»,

И «Выйду ль я», и то, что уж постаре,

Все, что у печки в зимний вечерок,

Иль скучной осенью при самоваре,

Или весною, обходя лесок,

Поёт уныло русская девица…

Итак, в песенную культуру народа входит романс, т.е. песня лирического или лиро-эпического характера, в основном любовного содержания. Романс начинает бытовать в параллели со старой крестьянской песней, одновременно дополняя и как бы преодолевая её.

— Возникший новый «образ мыслей и чувствований» видел и запечатлел великий русский поэт А.С.Пушкин.

2. Сообщение учащегося о лицейских годах А.С.Пушкина

-При жизни поэта было создано около 80 романсов. Напечатано – 60 (однажды они были собраны в сборнике «Пушкин в романсах и песнях его современников).В создании романсов и песен на слова Пушкина участвовало 30 современников. Из них профессиональные композиторы – Алябьев, Глинка. Предназначались эти романсы для домашнего музицирования. В концертах в то время романсы не исполнялись. Отсюда – простая муз.форма, небольшой диапозон, запоминающаяся мелодия.

— Что же такое романс?

Вокальное произведение для одного голоса с сопровождением чаще всего называется не песней, а романсом. Слово романс – испанского происхождения. Первоначально оно обозначало светскую песню на романском, т.е. испанском языке. В Россию этот термин пришел из Франции и обозначал песню на французский текст. Такие романсы, следуя моде, сочиняли русские композиторы конца 18 – начала 19в. Произведения на русский текст назывались российскими песнями. Позже значение слова романс расширилось и термин стал обозначать произведения для голоса с сопровождением лирического характера. Начало расцвета романса – I половина 19в., когда стал характерен интерес к лирическому искусству, выражающему внутренний мир человека. В это время создавали свои произведения Глинка, Даргомыжский, Алябьев. Во II половине 19в. прибавились имена Чайковского, Мусоргского, Римского – Корсакова. Созданные ими романсы и сейчас звучат в концертных программах и пользуются любовью слушателей.

Исполнение романса на стихи Пушкина муз.Даргомыжского «Я вас любил»

— Романс, как и песня, по своей природе связан с поэзией. Хорошие стихи как будто сами просятся на музыку.

Что же вдохновляло Пушкина писать стихи, на которые так хорошо ложилась музыка к романсам? Конечно, большая любовь. Когда человек влюблен, говорят: «Душа поет». Так и у Пушкина, его стихи «запели».

В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так широко отразилось бы в музыке, как творчество Пушкина. И сегодня мне бы хотелось обратить ваше внимание на одно из самых проникновенных, трепетных стихотворений, шедевру любовной лирики Пушкина – это «Я помню чудное мгновенье…», которое стало шедевром и в музыке.

в каком классе проходят я помню чудное мгновенье. Смотреть фото в каком классе проходят я помню чудное мгновенье. Смотреть картинку в каком классе проходят я помню чудное мгновенье. Картинка про в каком классе проходят я помню чудное мгновенье. Фото в каком классе проходят я помню чудное мгновенье

в каком классе проходят я помню чудное мгновенье. Смотреть фото в каком классе проходят я помню чудное мгновенье. Смотреть картинку в каком классе проходят я помню чудное мгновенье. Картинка про в каком классе проходят я помню чудное мгновенье. Фото в каком классе проходят я помню чудное мгновенье

Ученик читает стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»

-С первых же строк стихотворения перед глазами встает парк, липы и та женщина, которую так вдохновенно и прекрасно любил Пушкин – Анна Керн.

— Дает ли какое – л. Представление о внешности стих-е, посвященное А.Керн?

— Нет. Странным кажется, что у такого поэта, как Пушкин, облик предельно обобщен. Даже название остается в тайне – «К…».

4. Анализ стихотворения.

— Из скольких строф состоит стихотворение? (Из шести)

— На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? (На три равные части по две строфы в каждой. О трёх разных этапах в жизни лирического героя. Каждому этапу соответствует разный темп музыки.)

Анализируем первую часть.

— Какому реальному событию она посвящена? (Первой встрече на балу.)

-Как поэт называет эту встречу? («Чудное мгновенье»)
-Назовите эпитет. («Чудное».)
-Перечислите сравнения. («Как мимолётное виденье, как гений чистой красоты».)
-Для чего нужны эти сравнения? (усиливают впечатление чего-то необычно прекрасного, возвышенного, но лишённого живых признаков).

-Что запомнилось поэту в этой встрече? («Голос нежный», «милые черты».)
-Назовите эпитеты. («Нежный», «милые»,«безнадёжной», «шумной».)
-Снова даны самые общие черты пленительного женского образа.
-Когда поэт представлял «милые черты»? («В томленьях шумной суеты».)
— В трудные минуты жизни воспоминание о милом облике помогало их пережить, согревало душу поэта.
-Вторая часть – о годах лишений в жизни поэта. В романсе, кот мы послушаем позже, замедленный темп. Почему?

-Как проходили годы жизни лирического героя вдали от любимой? («Бурь порыв мятежный».)
-Каков смысл этой метафоры? (Трудные годы испытаний, невзгод.)

-Какой эпитет? (Мятежный)
-Как эти годы повлияли на милый образ? («Забыл», годы заслонили. Со временем светлое воспоминание было утрачено.)
-Каким эпитетом названы черты? («Небесные».) Сравнивает с божеством – чистым, неземным.
-Где стоят 4 эпитета в этих строфах? (В конце строк.)
-Какое синтаксическое выразительное средство используется? (Инверсия.)
-Зачем? (Признаки важнее.)

— В это время Пушкин находится в ссылке в Михайловском.

-Как проходила ссылка? («В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои». В провинции, далеко от городов, почти ни с кем не виделся, дни проходили медленно, однообразно.)
— Чего был лишен герой? (« божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви». Наступил период душевного угнетения. Само существование, казалось, теряло всякий смысл.)

-С чем связано духовное возрождение героя в 3 части? (Со встречей со своей любовью).

-Почему « душе настало пробужденье»? («Опять явилась ты». О встречах в Тригорском.)
-Зачем повторяются сравнения? (Вторая встреча произвела такое же сильное впечатление, как первая.)

-Как изменилась жизнь героя? (Душевно ожил, жизнь стала полной.)
-В чём общее и в чём различие последних двух строк в 4-й и 6-й строфах? (Используются те же существительные, но в 4-й строфе – с предлогом «без», а в 6-й – с союзом «и». «Божество, вдохновенье, жизнь, слезы, любовь. Это и есть мироощущение и мировоззрение Пушкина. Поэтому он и делает акцент на эти слова – формула его жизни).

— Образ какой женщины создал?

-И в наше время стихотворение считается шедевром любовной лирики.

Исполнение романса «Я помню чудное мгновенье…»

-Удалось ли композитору передать ту же силу вдохновенья, ту же любовь, тот же восторг?

— С помощью каких музыкальных средств?( Темп, запоминающаяся мелодия, разный лад)

И возникает мысль, что такую музыку к пушкинским стихам могло создать только сердце, влюбленное столь же сильно и прекрасно. А ведь так оно и было. Есть удивительная история. Глинка, когда сочинял этот романс, был влюблен. Он любил дочь А.Керн – Ек. Керн.

Художественное совершенство романса Глинки – в полном слиянии музыки и текста, средств музыкальной и поэтической выразительности. Замысел пушкинского стиха точно передан в композиционном построении романса.

— Так сплелись в одном романсе творчество и любовь двух великих художников: А.С.Пушкина и М.И.Глинки.

— Удалось ли узнать что-то новое о Пушкине и о его творчестве?

— Почему так много романсов написано на стихи Пушкина? (Стихи музыкальны, хорошо ложатся на музыку, тема – любовь).

1. Письменный ответ на вопрос: «Действительно ли произведение «Я помню чудное мгновенье» является шедевром не только поэтического, но и песенного искусства?»

2. Выучить наизусть стихотворение.

Выставление оценок за урок.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Урок литературы А. С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема : Любовная лирика А. Пушкина. Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье»

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Слово учителя. Сегодня у нас необычный урок! Мы распределились на группы и постараемся решить с вами учебную задачу.

2 этап . Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

1)- Ребята, тему урока вы должны будете сформулировать, выполнив несколько заданий.

Слайд 1 фото писателей: Лермонтов, Пушкин, Гоголь, Л. Толстой.

— Перед вами фото известных писателей.

— Кого из этих классиков в литературе называют поэтом Вечной Любви?

2) Послушайте слова: Цветы, улыбка, романтика, слезы, грусть, ревность, вдохновение….

— С каким понятием (чувством) соотносятся эти слова? (любовь)

Запишите это слово в центре своих листов.

Любовь – это чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

— Как вы понимаете это определение? Согласны ли вы с ним?

4)- А как вы понимаете значение этого слова? Запишите под словом любовь. (Для меня или для нас …….) 1-2 минуты. (Коллективная работа)

— А какая бывает любовь? Подберите прилагательные (взаимная, роковая, вечная…..). Запишите их.

3 этап . Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

1)- Итак, о каком чувстве будет вестись разговор на уроке?

— Какие произведения о любви вам уже известны? (И. Бунин «Кавказ», Куприн «Куст сирени»….)

— Какое стихотворение Пушкина о любви называют шедевром?

— А теперь сформулируйте тему урока.

-А теперь мы должны определить цели нашего урока

Мы должны познакомиться…, понять…, рассмотреть…, выяснить…, отработать навыки…, усвоить…, подготовить…

Слайд 4 этап Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения

Пушкин сказал, что Любовь― прекрасное чувство, о котором хочется рассказывать стихами. В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство и верность, любовь рассматривалась им как чувство приходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, но, как всякая буря, угасало, превращалось в «погасший пепел», «цветок засохший».

Так вот, в конце нашей беседы на примере анализа известного всем стихотворения «К***…» мы постараемся ответить на вопрос: «Чем же являлась любовь для гениального русского поэта А. С. Пушкина»?

5этап Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания.

1. А сейчас послушайте монологи 2 героев об истории их любви и ответьте на вопрос: «Кому посвящено стихотворение «Я помню…» (Звучит красивая мелодия)

Инсценирование встречи Керн и Пушкина слайд 5

— Помню, как в моей жизни появилась очаровательная Анна Петровна Керн. Увидев ее впервые, я воскликнул: «Можно ли быть такой хорошенькой!» Она отличалась редким женским обаянием, живостью ума, образованностью, широтою интересов. Эта женщина оставила заметный след не только в моей поэзии, но и в моей жизни.

Я, Анна Керн, в девичестве Полторацкая. Впервые увидела Пушкина в 1819 году в доме своей тетки Елизаветы Олениной и ее мужа, президента Академии художеств, директора Публичной библиотеки Алексея Николаевича Оленина. В гостиной Олениных собирались поэты, писатели, художники, актеры. Был там и Пушкин. Но его имя мне тогда ничего не говорило, стихов его я тогда еще не читала и на желание завладеть моим вниманием я не ответила. Вскоре вечер кончился, и все стали разъезжаться. Брат сел со мной в экипаж, а Пушкин стоял на крыльце и провожал меня глазами. Именно об этом мгновении он расскажет позже.

Время летело быстро, и вот наступил момент прощания. Я уезжала в Ригу. В день отъезда поэт пришёл в Тригорское и подарил мне на прощанье вторую главу «Онегина». Между неразрезанными листами лежал сверточек с написанным ночью стихотворением «Я помню….»

СЛАЙД 8 ТЕКСТ на экране.

1. Чтение стихотворения.

— Ребята, в 8 классе вы учили наизусть стихотворение «Я помню…» Кто сможет его рассказать выразительно?

6 этап Первичное закрепление нового знания

2)Беседа по содержанию стихотворения

— Кому посвящено это стихотворение? Как оно называется?

— О чем это стихотворение?

-С кем сравнивает поэт женщину, которую так сильно полюбил?

— Что изменилось в жизни поэта после этой встречи?

2) Слайд 9 Романс Глинки «Я помню…»

— Стихотворение после своего появления в литературе привлекло внимание русских музыкантов.

Через несколько лет после трагической гибели Пушкина М. Глинка, русский композитор, написал музыку на стихотворение « Я помню….». Из одного шедевра родился другой….

— Прослушайте часть романса и ответьте на вопрос: «Что общего между стихотворением и музыкой?» ( И в музыке сила вдохновения, любовь, восторг)

Возникает мысль: «Такую музыку к пушкинскому стихотворению могло создать только безумно любящее сердце!»

А ведь оно так и было! Глинка, когда сочинял этот романс, был сильно влюблен…. В дочь А. Керн – Екатерину Керн! СЛАйд 8

— Меняется ли настроение на протяжении стихотворения?

— Сколько частей? Почему? (3)

1) Пушкин родился в Москве.

2) Стихотворение «Няне» он посвятил своей старшей сестре Ольге?

3)Пушкин учился в Царском селе.

4)В роде Пушкина предок был негр.

5) Пушкин ни разу не был в ссылке.

6) Пушкин был однолюбом?

7) Жену Пушкина звали Наталия Гончарова?

8)Стихотворение « Я помню….» посвящено жене Наталье Гончаровой

9)Любимое время года Пушкина – весна.

10 Стихотворение « Я помню….» правильно называется «К***»

7 этап. Самостоятельная работа и коллективная проверка.

1) Заполнение таблиц с использованием справочного материала. Работа в группах.

В стихотворении есть весь спектр эмоций. Давайте попробуем проследить их и определить композицию (работа в группах).

У каждой группы на столе лежит таблица, которую они заполняют по ходу работы.

1. Ностальгическая (в начале лирический герой испытывает любовное томление, в своей воображении снова и снова воскрешая образ возлюбленной)

2. Одиночество и страдание (постепенно чувства, которые не нашли отклика в душе возлюбленной, угасли, и лирический герой вновь погружается в скучный и серый мир: в этой обыденности его душа, словно бы, умирает)

3. Возвращение к жизни (спустя время, герой вновь встречает ее, свою любимую. И забытое чувство любви воскресает, наполняя полнотой жизненных ощущений душу и сердце поэта)

. Сделать для каждой группы

2. Проверка выполнения заданий

3. Выразительное чтение по 4стишиям.

4. Выразительное чтение всего стихотворения.

8 этап. Включение в систему знаний и умений.

1)Обобщение материала. Вывод. Итак, ответьте на главный вопрос: Чем является любовь для Пушкина?

Для самого поэта Любовь – не просто чувство, а сама жизнь, вдохновение.

Запишите в своих листах.

Без Любви Поэт жить не мог. Пушкин с юности отличался пламенной влюбчивостью. Говорят, он был некрасив, но лицо его было выразительно и одушевленно. Ростом был мал, но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно. Женщинам Пушкин нравился: он бывал с ними увлекателен и внушил не одну страсть на своем веку.

2. Проверка ДЗ: Подготовить сообщения о женщинах Пушкина, вдохновлявших художника на творчество , которые привлекли ваше внимание. Презентации детей

Екатерина Павловна Бакунина – первая лицейская любовь А. С. Пушкина

Елизавета Воронцова – жена графа Воронцова. Одна из самых богатых и очаровательных женщин своего времени. Глубокое чувство.

и не растает « мимолётное виденье» Анны Керн, не забудутся его « ревнивые мечты» об итальянке Амалии Ризнич и не перестанет сиять « во славе и лучах» образ Мадонны-Гончаровой, его жены. Ведь для Пушкина любовь была светом, любовь была жизнью, любовь была творческим вдохновением

— Вот таким любвеобильным был наш гений. И отношения с каждой женщиной вдохновляли его на написание чудесных стихотворений о любви. А Наталия Гончарова, жена поэта, была 113 любовью!

…И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может…

9этап. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

1.- Ребята, вы заметили, что на уроке собрались люди разных возрастов… и с удовольствием следят за ходом урока.(Любви все возрасты покорны!)

— Итак, свои строки о любви Пушкин написал в 19 веке. У нас, находящихся здесь взрослых, сердца горели от любви в 20 веке. Мы, ребята, живем в 21 веке, а любовь по-прежнему продолжает будоражить наше и ваше воображение, волновать наши сердца. Ибо любовь вечна! Для нее нет временных границ и возрастов.

(Звучит песня в исполнении А. Макарского «Вечная любовь»)

2. –Ребята, я вижу, что эта тема вам близка, затронула ваши сердца и вы с удовольствием продолжите заниматься ею дома.

3. Слайд 10 Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Что такое любовь», используя в качестве аргументов 1по сегодняшнему стихотворению, 2 из жизненного опыта.

Слайд 11Любите и будьте любимы!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

А.С.Пушкин и песенная культура конца 18 – начала 19 века». «Я помню чудное мгновенье».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок литература в 8 классе

учитель русского языка и литературы

Ортикова Светлана Геннадьевна

А.С.Пушкин и песенная культура конца 18 – начала 19века».

«Я помню чудное мгновенье».

Из наслаждений жизни одной любви

Музыка уступает. Но и любовь – музыка.

углубить представление учащихся о личности и творчестве А.С.Пушкина,

расширить знания по творчеству М.И.Глинки,

показать взаимосвязь литературного и музыкального искусства.

Задачи урока :

познакомить с особенностями лирического жанра романса;

показать, какое место занимают романсы на стихи А.С.Пушкина в музыкальной культуре;

развивать умение анализировать поэтический текст;

развитие речи и творческого мышления обучающихся;

формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

воспитание культуры работы в группе;

воспитание интереса к классической литературе и музыке.

Оборудование: презентация, портреты А.С.Пушкина, М.И.Глинки, А.П.Керн, Е.Бакуниной, друзья – лицеисты.

— Найдите в теме урока ключевые слова? (расшифровать тему)

— Записать ассоциации к словам. (Пушкин – поэт, гений, творчество; песенный – музыка, чувства, душа; культура – искусство, музыка, живопись )

— Запишите 3-4 предложения, в кот. сформулированы задачи нашего урока. (Пушкин был не только гениальным поэтом, но внес вклад в культуру своей страны, в том числе в песенную культуру. Т.О. гениальный, творческий человек гениален во всем).

— Чем будем заниматься сегодня?

— Как соотносится эпиграф с темой нашего урока?

2. В начале учебного года мы знакомились с У.Н.Т. – народными песнями – лирическими. В старину, когда не было еще литературы как искусства и музыки как искусства, люди складывали песни. В песнях они выражали свои чувства. О каких чувствах пели люди? Т.О. возникли любовные песни. На столах разложены любовные лирические песни. С помощью каких средств выразительности они говорили о своих чувствах? Выпишите.

3. В начале 18в. В России начинает бытовать романс. Это связано с тем, что литература и фольклорная лирика этого времени начинает отражать идеалы самоценности человека, его право на независимость. Именно романс постепенно станет равнозначным традиционной крестьянской любовной песне.

— Давайте проследим, как же зарождался романс, и какое место занимает романс в творчестве А.С.Пушкина.

— В период болдинской осени А.С.Пушкиным была написана поэма «Домик в Коломне» (1830). Характеризуя героиню, поэт отметил в 14 строфе поэмы:

Играть умела также на гитаре

И пела: « Стонет сизый голубок»,

И «Выйду ль я», и то, что уж постаре,

Все, что у печки в зимний вечерок,

Иль скучной осенью при самоваре,

Или весною, обходя лесок,

Поёт уныло русская девица…

Итак, в песенную культуру народа входит романс, т.е. песня лирического или лиро-эпического характера, в основном любовного содержания. Романс начинает бытовать в параллели со старой крестьянской песней, одновременно дополняя и как бы преодолевая её.

— Возникший новый «образ мыслей и чувствований» видел и запечатлел великий русский поэт А.С.Пушкин.

2. Сообщение учащегося о лицейских годах А.С.Пушкина

Первую поэтическую любовь в Пушкине возбудила сестра одного из лицейских его товарищей – Екатерина Павловна Бакунина. Она часто навещала брата и всегда приезжала на лицейские балы. «Прелестное лицо, дивный стан, очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи»,-вспоминает лицеист Комовский. Бакуниной 20 лет. Пушкиным и его товарищам – 15 – 16 лет. Пушкин хочет выразить чувства свои в стихах. Темы любви в поэзии он еще не касался. Чувства и поэтический голос поэта едва пробиваются в этом стихотворении «К живописцу». На это стихотворение отозвались лицеисты – композиторы.Оно удачно было положено на ноты лицейским товарищем Пушкина Яковлевым и пето до самого выхода из лицея, но он не сохранился. А сохранился романс на эти же слова другого лицейского товарища Пушкина – Николая Корсакова (были у него еще 2 романса на стихи Пушкина.Известно из воспоминаний, что романс «К живописцу» нравился лицеистам. Его усердно распевали. Композитор сам преподнес Е.Бакуниной ноты с надписью на французском языке:»Романс с аккомпанементом фортепиано, посвященный мадемуазель Бакуниной.»

-При жизни поэта было создано около 80 романсов. Напечатано – 60 (однажды они были собраны в сборнике «Пушкин в романсах и песнях его современников).В создании романсов и песен на слова Пушкина участвовало 30 современников. Из них профессиональные композиторы – Алябьев, Глинка. Предназначались эти романсы для домашнего музицирования. В концертах в то время романсы не исполнялись. Отсюда – простая муз.форма, небольшой диапозон, запоминающаяся мелодия.

— Что же такое романс?

Вокальное произведение для одного голоса с сопровождением чаще всего называется не песней, а романсом. Слово романс – испанского происхождения. Первоначально оно обозначало светскую песню на романском, т.е. испанском языке. В Россию этот термин пришел из Франции и обозначал песню на французский текст. Такие романсы, следуя моде, сочиняли русские композиторы конца 18 – начала 19в. Произведения на русский текст назывались российскими песнями. Позже значение слова романс расширилось и термин стал обозначать произведения для голоса с сопровождением лирического характера. Начало расцвета романса – I половина 19в., когда стал характерен интерес к лирическому искусству, выражающему внутренний мир человека. В это время создавали свои произведения Глинка, Даргомыжский, Алябьев. Во II половине 19в. прибавились имена Чайковского, Мусоргского, Римского – Корсакова. Созданные ими романсы и сейчас звучат в концертных программах и пользуются любовью слушателей.

Исполнение романса на стихи Пушкина муз.Даргомыжского «Я вас любил»

— Романс, как и песня , по своей природе связан с поэзией. Хорошие стихи как будто сами просятся на музыку.

Что же вдохновляло Пушкина писать стихи, на которые так хорошо ложилась музыка к романсам? Конечно, большая любовь. Когда человек влюблен, говорят: «Душа поет». Так и у Пушкина, его стихи «запели».

В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так широко отразилось бы в музыке, как творчество Пушкина. И сегодня мне бы хотелось обратить ваше внимание на одно из самых проникновенных, трепетных стихотворений, шедевру любовной лирики Пушкина – это «Я помню чудное мгновенье…», которое стало шедевром и в музыке.

в каком классе проходят я помню чудное мгновенье. Смотреть фото в каком классе проходят я помню чудное мгновенье. Смотреть картинку в каком классе проходят я помню чудное мгновенье. Картинка про в каком классе проходят я помню чудное мгновенье. Фото в каком классе проходят я помню чудное мгновенье

в каком классе проходят я помню чудное мгновенье. Смотреть фото в каком классе проходят я помню чудное мгновенье. Смотреть картинку в каком классе проходят я помню чудное мгновенье. Картинка про в каком классе проходят я помню чудное мгновенье. Фото в каком классе проходят я помню чудное мгновенье

Ученик читает стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»

-С первых же строк стихотворения перед глазами встает парк, липы и та женщина, которую так вдохновенно и прекрасно любил Пушкин – Анна Керн.

— Дает ли какое – л. Представление о внешности стих-е, посвященное А.Керн?

— Нет. Странным кажется, что у такого поэта, как Пушкин, облик предельно обобщен. Даже название остается в тайне – «К…».

4. Анализ стихотворения.

— Из скольких строф состоит стихотворение? (Из шести)

— На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? (На три равные части по две строфы в каждой. О трёх разных этапах в жизни лирического героя. Каждому этапу соответствует разный темп музыки.)

Анализируем первую часть.

— Какому реальному событию она посвящена? (Первой встрече на балу.)

-Как поэт называет эту встречу? («Чудное мгновенье»)
-Назовите эпитет. («Чудное».)
-Перечислите сравнения. («Как мимолётное виденье, как гений чистой красоты».)
-Для чего нужны эти сравнения? (усиливают впечатление чего-то необычно прекрасного, возвышенного, но лишённого живых признаков).

-Что запомнилось поэту в этой встрече? («Голос нежный», «милые черты».)
-Назовите эпитеты. («Нежный», «милые»,«безнадёжной», «шумной».)
-Снова даны самые общие черты пленительного женского образа.
-Когда поэт представлял «милые черты»? («В томленьях шумной суеты».)
— В трудные минуты жизни воспоминание о милом облике помогало их пережить, согревало душу поэта.
-Вторая часть – о годах лишений в жизни поэта. В романсе, кот мы послушаем позже, замедленный темп. Почему?

-Как проходили годы жизни лирического героя вдали от любимой? («Бурь порыв мятежный».)
-Каков смысл этой метафоры? (Трудные годы испытаний, невзгод.)

-Какой эпитет? (Мятежный)
-Как эти годы повлияли на милый образ? («Забыл», годы заслонили. Со временем светлое воспоминание было утрачено.)
-Каким эпитетом названы черты? («Небесные».) Сравнивает с божеством – чистым, неземным.
-Где стоят 4 эпитета в этих строфах? (В конце строк.)
-Какое синтаксическое выразительное средство используется? (Инверсия.)
-Зачем? (Признаки важнее.)

— В это время Пушкин находится в ссылке в Михайловском.

-Как проходила ссылка? («В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои». В провинции, далеко от городов, почти ни с кем не виделся, дни проходили медленно, однообразно.)
— Чего был лишен герой? (« божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви». Наступил период душевного угнетения. Само существование, казалось, теряло всякий смысл.)

-С чем связано духовное возрождение героя в 3 части? (Со встречей со своей любовью).

-Почему « душе настало пробужденье»? («Опять явилась ты». О встречах в Тригорском.)
-Зачем повторяются сравнения? (Вторая встреча произвела такое же сильное впечатление, как первая.)

-Как изменилась жизнь героя? (Душевно ожил, жизнь стала полной.)
-В чём общее и в чём различие последних двух строк в 4-й и 6-й строфах? (Используются те же существительные, но в 4-й строфе – с предлогом «без», а в 6-й – с союзом «и». «Божество, вдохновенье, жизнь, слезы, любовь. Это и есть мироощущение и мировоззрение Пушкина. Поэтому он и делает акцент на эти слова – формула его жизни).

— Образ какой женщины создал?

-И в наше время стихотворение считается шедевром любовной лирики.

Исполнение романса «Я помню чудное мгновенье…»

-Удалось ли композитору передать ту же силу вдохновенья, ту же любовь, тот же восторг?

— С помощью каких музыкальных средств?( Темп, запоминающаяся мелодия, разный лад)

И возникает мысль, что такую музыку к пушкинским стихам могло создать только сердце, влюбленное столь же сильно и прекрасно. А ведь так оно и было. Есть удивительная история. Глинка, когда сочинял этот романс, был влюблен. Он любил дочь А.Керн – Ек. Керн.

Художественное совершенство романса Глинки – в полном слиянии музыки и текста, средств музыкальной и поэтической выразительности. Замысел пушкинского стиха точно передан в композиционном построении романса.

— Так сплелись в одном романсе творчество и любовь двух великих художников: А.С.Пушкина и М.И.Глинки.

— Удалось ли узнать что-то новое о Пушкине и о его творчестве?

— Почему так много романсов написано на стихи Пушкина? (Стихи музыкальны, хорошо ложатся на музыку, тема – любовь).

1. Письменный ответ на вопрос: «Действительно ли произведение «Я помню чудное мгновенье» является шедевром не только поэтического, но и песенного искусства?»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *