в каком классе проходят уроки французского распутина
Литература. 6 класс
Конспект урока
В. Г. Распутин. «Уроки французского». Герои произведения
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Герой – действующее лицо в художественном произведении, обладающее отчётливыми чертами характера и поведения, определённым отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям, показанным в произведении.
Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Автобиография – это описание своей жизни.
Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Помните, что если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.
Духовный опыт – это жизненный и моральный вывод, урок, «то главное и высшее, что мы выносим из событий нашей жизни».
Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.
Рассказ – художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.
Персонаж – (фр. personnage, от лат. persona – лицо, личность) – общее название любого действующего лица литературного произведения.
Сравнение – это слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Характеристика героя – образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни.
Эпитет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») – определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Валентин Распутин в своём автобиографическом рассказе «Уроки французского» затрагивает вечные темы: добра и зла, справедливости и человеческого равнодушия, правды и лжи. В рассказе мы знакомимся с воспоминаниями автора. В произведении он видит себя снова ребёнком, который решает отнюдь не детские проблемы: как выжить и не умереть от голода.
Одиннадцатилетний мальчик в чужом городе одинок и вечно голоден, но физические невзгоды не сломили его, а наоборот, помогли развиться таким качествам, как честность, добросовестность, жажда справедливости и недюжинное упрямство.
Главный герой перед нами предстаёт целеустремлённым, желающим выучиться и получить специальность. Именно во время вступления во взрослую жизнь, по замыслу автора, решается главный вопрос: на светлой или тёмной стороне будет человек?
Мама собирает сыну небольшие посылки и передаёт их с водителем дядей Ваней. Но продуктов хватало ненадолго.
По сюжету рассказа герою пришлось уехать из дома:
«Чтобы учиться дальше. и мне пришлось снаряжаться в райцентр».
Учитель французского языка Лидия Михайловна – классный руководитель в пятом классе школы сибирского районного центра, где и учится наш герой.
Характерными чертами Лидии Михайловны являются отзывчивость, чуткое и доброе отношение к окружающим людям.
Автор даёт нам её портрет:
«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне».
Внимательная, чуткая к ученикам Лидия Михайловна увидела в мальчике способного ученика с твёрдым характером. И постаралась помочь ему поверить в свои силы.
Её забота поддержала ребёнка в тот момент, когда казалось, весь мир был против него.
Как описывает учительницу автор? Оказывается, Лидия Михайловна в детстве отнюдь не пай-девочка:
«А я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со мной натерпелись. Мне и теперь ещё часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. Я тут, бывает, прыгаю, скачу. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком. Я бы с удовольствием каждый день прыгала. »
Учительница прекрасно видела, что мальчик находится в трудной ситуации, и пыталась ему помочь, но так, чтобы не задеть гордость и самолюбие мальчика.
Как пишет о ней Валентин Распутин: «Лидия Михайловна всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение. Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Её уроки доброты были очень важны для нас…».
В рассказе Валентин Распутин глазами ребёнка показывает и другой тип учителей. Так Василий Андреевич, директор школы – образ чего-то неживого, безликого, который выстраивает непреодолимый барьер.
«Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперёд в такт широким шагам плечи так, что казалось, будто наглухо застёгнутый, оттопыривающийся тёмный френч двигается самостоятельно чуть наперёд директора».
Этот портрет не вызывает у нас симпатии.
«Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, – писал В. Распутин, – я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я её провёл. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг – моя бывшая учительница, учительница французского языка».
Учительница берёт вину на себя, когда директор застаёт её играющей с учеником в замеряшки. Таким образом, она хотела помочь ему деньгами.
«Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, – пишет автор, – покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чём не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель – учитель жизни».
Теоретический материал для углублённого изучения
Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком.
Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать верёвками.
Откуда мне было знать, что никогда и никому ещё не прощалось, если в своём деле он вырывался вперёд, и больше всех его ненавидит тот, кто идёт за ним следом.
При этом не было в её лице жестокости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких.
Я оставался один, не понимая и не выделяя из горького своего положения одиночество.
Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому.
– Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы.
Я заметил, что Лидия Михайловна покраснела и смутилась. Это был тот единственный, очевидно, случай, когда я не боялся смотреть ей прямо в глаза. Мне было наплевать, учительница она или моя троюродная тётка. Тут спрашивал я, а не она, и спрашивал не на французском, а на русском языке, без всяких артиклей. Пусть отвечает.
– Почему ты решил, что это я?
– Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает.
– Как! Совсем не бывает?! – Она изумилась так искренне, что выдала себя с головой.
– Совсем не бывает. Знать надо было.
Лидия Михайловна вдруг засмеялась и попыталась меня обнять, но я отстранился от неё.
– Действительно, надо было знать. Как же это я так?! – Она на минутку задумалась. – Но тут и догадаться трудно было – честное слово! Я же городской человек. Совсем, говоришь, не бывает? Что же у вас тогда бывает?
– Горох бывает. Редька бывает.
Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство – от противного. Когда на следующий день я увидел, что Лидия Михайловна, чтобы коснуться монеты, исподтишка подталкивает её к пальцу, я обомлел. Взглядывая на меня и почему-то не замечая, что я прекрасно вижу её чистой воды мошенничество, она, как ни в чём не бывало, продолжала двигать монету.
– Что вы делаете? – возмутился я.
– Зачем вы её подвинули?
– Да нет же, она тут и лежала, – самым бессовестным образом, с какой-то даже радостью отпёрлась Лидия Михайловна ничуть не хуже Вадика или Птахи.
Вот это да! Учительница, называется! Я своими собственными глазами на расстоянии двадцати сантиметров видел, что она трогала монету, а она уверяет меня, что не трогала, да ещё и смеётся надо мной. За слепого, что ли, она меня принимает? За маленького? Французский язык преподаёт, называется. Я тут же напрочь забыл, что всего вчера Лидия Михайловна пыталась подыграть мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула. Ну и ну! Лидия Михайловна, называется.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
В рассказе В. Распутина «Уроки французского» даны такие пояснения по образам персонажей:
«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, которой я принимал за самое дыхание. »
«. перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачке на обвислых плечах. »
Это представляет собой:
Для ответа на это задание надо вспомнить, что такое повествование, что такое описание, что такое рассуждение.
Правильный ответ: описание
Найдите в отрывке рассказа В. Распутина «Уроки французского» гиперболу и выделите её.
Текст: Она сделала ещё попытку посадить меня за стол – напрасно. Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых.
Сначала вспомним, что такое гипербола. Это преувеличение.
Находим преувеличение в тексте.
Она сделала ещё попытку посадить меня за стол – напрасно. Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых.
Изучение рассказа В.Распутина «Уроки французского» в школе
Рассказ В.Распутина «Уроки французского» изучается в 6 классе.
Просмотр содержимого документа
«Изучение рассказа В.Распутина «Уроки французского» в школе»
Изучение рассказа В. Распутина «Уроки французского»
«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве», — писал Валентин Григорьевич Распутин в 1974 году в иркутской газете «Советская молодежь». В 1973 году был публикован один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского». Сам писатель выделяет его среди своих произведений: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».
Рассказ Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга известного драматурга Александра Вампилова, всю жизнь проработавшей в школе. В основу рассказа легло воспоминание о детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».
Рассказ автобиографический. Лидия Михайловна названа в произведении своим собственным именем (фамилия ее — Молокова). В 1997 году писатель в беседе с корреспондентом журнала «Литература в школе» рассказывал о встречах с нею: «Недавно была у меня в гостях, и мы с нею долго и отчаянно вспоминали нашу школу, и ангарский поселок Усть-Уда почти полувековой давности, и многое из того трудного и счастливого времени».
Род, жанр, творческий метод. Произведение «Уроки французского» написано в жанре рассказа. Расцвет русского советского рассказа приходится на двадцатые (Бабель, Иванов, Зощенко) и затем шестидесятые— семидесятые (Казаков, Шукшин и др.) годы. Оперативнее прочих прозаических жанров рассказ реагирует на изменения в общественной жизни, так как он быстрее пишется.
Рассказ можно считать древнейшим и первым из литературных жанров. Краткий пересказ события — случая на охоте, поединка с врагом и тому подобное, — уже является устным рассказом. В отличие от прочих родов и видов искусства, условного по своей сути, рассказ исконно присущ человечеству, возникнув одновременно с речью и являясь не только передачей информации, но и средством общественной памяти. Рассказ есть изначальная форма литературной организации языка. Рассказом принято считать законченное прозаическое произведение объемом до сорока пяти страниц. Это приблизительная величина — два авторских листа. Такая вещь читается «на одном дыхании».
Лидии Михайловне было не более двадцати пяти лет и «в лице ее не было жестокости». К мальчику она отнеслась с пониманием и сочувствием, оценила его целеустремленность. Она рассмотрела в своем ученике замечательные способности к обучению и готова любыми способами помочь им развиваться. Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.
Мальчик поражает своей целеустремленностью, желанием при любых обстоятельствах выучиться и выйти в люди. Рассказ о мальчике может быть представлен в виде цитатного плана:
Сюжет и композиция
«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр». Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи, вырван от привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.
С особым пониманием к мальчику подошла молодая учительница. Она начала дополнительно заниматься с героем французским языком, рассчитывая дома подкормить его. Гордость не позволила мальчику принять помощь от постороннего человека. Не увенчалась успехом затея Лидии Михайловны с посылкой. Учительница наполнила ее «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. В поисках способа помочь мальчику учительница предлагает ему сыграть на деньги в «пристенок».
Кульминация рассказа наступает после того, как учительница начала играть с мальчиком в пристенок. Парадоксальность ситуации обостряет рассказ до предела. Учительница не могла не знать, что в то время подобные отношения учителя с учеником могли привести не только к увольнению с работы, но и к уголовной ответственности. Мальчик этого до конца не понимал. Но когда беда все же случилась, он начал понимать поведение учительницы глубже. И это привело его к осознанию некоторых аспектов жизни того времени.
Язык повествования прост и в то же время выразителен. Писатель умело использовал фразеологические обороты, добиваясь выразительности и образности произведения. Фразеологизмы в рассказе «Уроки французского» большей частью выражают одно понятие и характеризуются определённым значением, которое часто равно значению слова: «Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел» (лениво). «В школе я птаху до этого не видел, но, забегая вперёд, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс» (неожиданно). «Наголодавшись и зная, что харч мой долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези в животе, а затем через день или два снова подсаживал зубы на полку» (голодать). «Но запираться не было никакого смысла, Тишкин успел продать меня с потрохами» (предать). Одной из особенностей языка рассказа является наличие областных слов и устаревшей лексики, характерной для времени действия рассказа. Например: Квартировать — снимать квартиру.
Полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.
Чайная — род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски. Пошвыркать — похлебать. Гольный кипяточек — чистый, без примесей. Вякать — болтать, говорить. Тюкать — несильно ударять.
Хлюзда — плут, обманщик, шулер. Притайка — то, что спрятано.
Творчество В. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев. Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты.
В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность.
Через много лет Распутин вновь обратится к событиям давно минувших лет. «Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, мне есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг — моя бывшая учительница, учительница французского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней, как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня во время учебы в школе. И даже спустя годы, когда мы встретились с ней, она проявила ко мне жест внимания, прислав яблоки и макароны, как раньше. И кем бы я ни был, что бы от меня ни зависело, она всегда будет относиться ко мне лишь как к ученику, потому что я для нее был, есть и всегда буду оставаться учеником. Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чем не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель — учитель жизни».
Урок литературы по рассказу В.Распутина «Уроки французского»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Открытый урок по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского.
Тема урока: «Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
Я написал этот рассказ в надежде,
что преподанные мне в своё время уроки
лягут на душу как маленького,
так и взрослого читателя.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Послушайте стихотворение и сформулируйте цель урока.
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Откроется самая главная мысль.
О чём это стихотворение? (Каждое произведение имеет главную мысль).
Какова, по-вашему, цель нашего урока. А тема звучит так: «Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
Перед вами рисунки к рассказу, расположенные в хронологическом порядке. На перемене вы рассмотрели данную работу. Задание: Расскажите об основных элементах развития сюжета.
Завязка действия –событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта (игра на деньги)
Развитие действия – ход событий (избиение, разговор с учителем, занятия французским языком, желание учителя помочь ученику справляться с голодом, игра на деньги).
Кульминация – момент наивысшего напряжения в произведении ( сцена игры ученика с учителем, которую увидел директор школы)
Развязка – завершающая часть произведения (учитель, уезжает, главный герой продолжает обучение.
Эпилог – заключение (посылка с макаронами и яблоками)
А мы с вами проведем словарную работу. Найдите лексическое значение слов, которые будут звучать на нашем уроке.
Валентин Распутин написал множество книг, герои которых подают нам жизненные примеры. Одним из таких произведений рассказ, о котором мы сегодня с вами ведем речь.
Кто послужил прототипом главной героини рассказа?
Вот, что об этом говорит сам автор. ( Ульяна)
Кому посвятил свой рассказ Валентин Григорьевич Распутин?
Для читателей какого возраста написан этот рассказ?
Какую цель ставит перед собой автор? ( рассказать о жизненных уроках, полученных и усвоенных в детстве своему читателю)
Послушайте, что рассказывал о себе автор:
Подготовленный ученик (Даша Доморацкая)
«Родился я, писал Валентин Распутин, 15 марта 1937 года в трехстах километрах от Иркутска, в деревне Аталанка, что на реке Ангаре. Так что я — коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал. Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, — ей забот, сколько помню, всегда хватало». В 1944 году пошел в первый класс начальной школы. Здесь не гремели бои, но жизнь была трудной, временами полуголодной. Нас у матери было трое, я самый старший. Учился я хорошо, прочитал все книги в деревенской библиотеке, и считал себя несчастным человеком, потому что читать уже было нечего. Все в деревне говорили, что я башковитый. Школа, в которой был пятый и последующие классы находилась в районном центре, а это – целых 50 километров от родной деревни. Мать, несмотря на все трудности жизни, решила отправить меня учиться дальше в райцентр. Здесь надо было жить самостоятельно. И это стало для меня настоящим испытанием на выносливость и зрелость.»
— Какой вопрос вначале произведения задает автор?
Какие ключевые слова в этом вопросе?
Почему мы чувствуем свою вину перед учителями за то, что с нами стало после.
Может ли этот вопрос являться идеей рассказа? Почему? (Автор повествует о духовной памяти, духовном опыте человека).
Идея рассказа «Уроки французского»: самоотверженная и бескорыстная доброта – вечная человеческая ценность.
Давайте поработаем с текстом рассказа. Какие же жизненные уроки усваивает герой, приобретая собственный опыт в нелегкой жизни?
Уроки будем записывать в тетрадь.
От чьего лица ведется повествование? Почему?
О каком времени пишет автор?
Как жилось в деревне?
Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?
Какие испытания ожидали его?
Есть ли сходство с биографией писателя?
Почему мать героя решила, чтобы сын продолжил учебу в райцентре?
Мать решила, что хуже и голоднее, чем дома, всё равно не будет, и пристроила меня в райцентре к своей знакомой.
Какие трудности испытывает главный герой на новом месте (в райцентре)? Зачитайте цитаты.
Какой урок получает главный герой в этот период времени?
Урок? Надейся на самого себя. Учись преодолевать трудности. Не жалуйся.
Урок литературы «Уроки французского» В.Г. Распутин 6 кл.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Открытый урок литературы в 6-Б классе
Душевная тонкость учительницы, её роль в жизни мальчика.
Учитель русского языка и литературы
Володарской гимназии «София»
— формировать навыки анализа текста произведения ; учить кратко излагать текст; работать над расширением словарного запаса учащихся.
Тип урока: интегрированный (русский язык, литература, этика),
с применением компьютерных технологий.
Форма урока: урок – размышление.
1) словесный (слово учителя).
2) репродуктивный (пересказ прочитанного, беседа по рассказу)
4) практический (творческие задания).
«Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.»
1.Организационный момент. Приветствие.
Наш урок литературы предлагаю начать с просмотра необычного видеоролика. А почему он необычный мы сейчас узнаем. Внимание на экран.
Показ видеоролика о доброте.
3. Изучение нового материала.
Знакомство с темой и целями урока:
Вы прочитали «Уроки французского», а некоторые из вас даже посмотрели фильм. Скажите, главный герой, какой он, каким вы его представляете?
Почему он такой худой и так бедно одет?
(Дети вспоминают текст, время действия
рассказа – 1948 год, послевоенный голод).
Это автобиографический рассказ.
— А в какую игру и с кем он играл?
/пристенок/ /Лидия Михайловна/
— Разве это правильно, что учительница играет с учеником на деньги?
Может прав директор, который выгоняет учительницу с работы?
Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога?
-На этот вопрос мы и будем искать сегодня ответ. Соответственно этому вопросу звучит и тема нашего урока. Запишите её в тетрадь.
-А цели нашего урока таковы:
Мы только что упомянули новые понятия, обратите внимание на них (указываем на доску):
Из чего складывается духовная красота?
Что такое духовные ценности?
Есть ли у нас духовная память?
Это значит, ребята, что мы с вами сегодня будем учиться жить. Учиться у
В. Распутина на примере его главного героя. Работая с текстом рассказа, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своем произведении.
Знакомство с эпиграфом.
Писатель надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут каждому из нас разобраться в себе, задуматься о своём будущем. Прочтите слова известных людей о доброте, выберите одно выражение, которое вам более близко по духу и запишите его в тетрадь, эти слова станут эпиграфом к нашему уроку
С л о в а р н а я р а б о т а :
1) Ребята, сегодня мы будем говорить о добре, о доброте, о нравственности, о памяти, о совести. Давайте вспомним значение этих слов, ибо они вам уже знакомы с уроков этики (учащиеся объясняют значение слов, пользуясь словарём на доске)
Доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Память- способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.
Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
4. Работа с текстом.
Прежде чем приступить к работе с текстом, я предлагаю вам новый вид работы, но очень интересный. Перед вами лежит лист с заданием, который называется лоция. И мы попробуем выяснить, что такое добро и зло.
(Несколько человек объясняют с помощью лоции,
в чем отличие между этими понятиями )
С понятиями разобрались, переходим к следующему шагу.
Чтобы вспомнить главных героев произведения, мы поиграем с нашим деревом мудрости. Я читаю выражение о ком-то, а вы угадываете, кто это и мы раскрываем наши секретные веточки на дереве.
Приступаем к самому главному к характеристике образов наших героев.
Вспомните эпизод с дракой. Давайте отметим главные слова: «Не было в тот день и не могло быть во всём белом свете человека несчастнее меня».
Чувство собственного достоинства.
/ Записываем в тетрадь/ (слайд 4)
Противоположного характера человек. Она добра, любит детей, старается помочь, но так, чтобы не обидеть человека. Лидия Михайловна пригласила мальчика на дополнительные занятия, пыталась накормить, потом прислала макароны, а когда история с посылкой не удалась, стала играть с ним в «пристенок». Зачем? – Потому что она человек высоконравственный, добрый и духовный.
Работа в группах. Ассоциации образ учительницы и образ директора.
-Итак, Какие качества души свойственны Лидии Михайловне?
1 Разлука с близкими и одиночество.
5. Обобщение материала:
— Ребята, почему рассказ называется «Уроки французского»?
Какой главный урок преподала учительница? Какие уроки преподал нам В. Распутин? Чем интересен его рассказ? (обращение к эпиграфу).
Заканчивая наш урок мы с вами ответим на вопрос, который задали в начале: Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога? Для того, чтобы ответить на него, обратите внимание на доску. Кто желает написать, какие качества необходимы в отношениях учителя и ученика?
Ребята по желанию пишут на доске.
Итак, Лидия Михайловна совершила педагогический и человеческий подвиг.
На Дереве своей Души надо выращивать только красивые плоды.
И подтверждая это, ребята прочтут нам стихотворение «Доброта».
Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
6. Домашнее задание.
2. Составить словесный портрет учителя вашей мечты.
3. Опережающее задание. Составить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А.Рыбакова.