в каком классе проходят пушкина дубровский
В каком классе проходят пушкина дубровский
———————
Мама Люда, Взрослая Анна (29.04.93) и Великий Maхimus-шилопоп (09.01.04)
Дополнительно: |
элита
Дополнительно: |
старожил
Троекуров присвоил усадьбу Дубровского, воспользовавшись тем, что документы на владение у Дубровского сгорели при пожаре.
Не возникло ли у детей вопроса «А что ж он вовремя, раззява, бумаги не восстановил?»
Мария Кириловна за спиной отца сговаривалась с Дубровским, то есть и так фактически обманывала Кирилу Петровича. Почему было не схитрить слегка и не попросить отложить свадьбу на несколько дней, сказав, например, что хочется более нарядное платье, или еще какой предлог придумать, чтобы выиграть время и толково организовать побег с Владимиром, а не злить отца отказами?
Что сказали ваши дети про Сашу, сводного брата Маши, фактически провалившего дело?
Во время обряда венчания Маша так и не произнесла слов согласия. Священник выждал и закончил обряд без них. После этого, встретив Дубровского с его людьми на дороге, Маша отказывается бежать с ним. Каково мнение ваших детей по этому поводу?
6 и 7 класс – это не 4, дети уже даже и не дети, а подростки, мне действительно было бы интересно все это обсудить.
Дополнительно: |
элита
Дополнительно: |
старожил
Дополнительно: |
элита
Дополнительно: |
старожил
Дополнительно: |
элита
Нарочно падают звезды в мои пустые карманы. (с)
Дополнительно: |
Вы не можете создавать сообщения
Вы не можете отвечать на сообщения
HTML выключен
UBBCode включен
Литература. 6 класс
Конспект урока
А. С. Пушкин. Роман «Дубровский»: композиция романа
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Завязка – это событие, которое является началом действия.
Литературный конфликт – столкновение, противоборство противоположных интересов и взглядов изображённых в литературном произведении.
Открытый финал – отсутствие развязки в произведении. Читатель может сам предположить, домыслить тот или иной вариант завершения сюжета.
Персонаж (фр. personnage, от лат. persona – личность, лицо) – действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или взятыми из реальной жизни (истории).
Роман – это крупное эпическое произведение, которое отличается многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета. То есть в романе происходит множество событий, в которых участвует большое количество героев.
Романтический герой – один из художественных образов литературы романтизма.
Развязка – завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения.
Система образов в литературе – это общее число всех героев, которые есть в художественном произведении, их взаимодействие друг с другом
Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.
Сюжетная линия – последовательная логическая связь эпизодов, нередко формирующаяся вокруг одного события, одной проблемы, часто одного конфликта. В зависимости от количества сюжетных линий в произведении различают однолинейные и многолинейные сюжеты.
1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6-й кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64.
2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Паритет, 2007. – 320 с.
3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6-й кл.: Учеб. В 2 ч./ Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019, стр. 307.
4. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6-й кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255.
1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5–6-х классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254.
2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6-й класс. – М.: ВАКО, 2002, стр. 400.
3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. – М.: Вербум – М., 2004, стр. 238.
4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6-м классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. – М.: Просвещение, 2016. – 239 с.
5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9-е классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79.
Открытые электронные ресурсы
1. Информационно-образовательный портал «Александр Сергеевич Пушкин». URL: http://pushkin-lit.ru/ (Дата обращения: 29.06.2019).
2. Информационно-образовательный портал «Александр Пушкин». URL: https://alexanderpushkin.ru/ (Дата обращения: 29.06.2019).
3. Дубровский. Сайт об А. С. Пушкине. URL: https://poetpushkin.ru/proza/dubrovskij (Дата обращения: 29.06.2019).
4. Официальный сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва). URL: https://www.pushkinmuseum.art/ (Дата обращения: 29.06.2019).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Мы помним, что произведение Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» по жанру – роман. Это многосложное произведение, где много действующих лиц и разветвлённый сюжет.
В романе «Дубровский» несколько сюжетных линий: история взаимоотношений соседей-помещиков; история любви Марии Кириловны и Владимира Дубровского; взаимоотношения крестьян и дворян; месть Владимира Дубровского и т. д. Переплетение этих сюжетных линий позволяет выделить основной конфликт – неравенство героев перед законом, их правовое бессилие.
Пушкинский роман – маленький по объёму, но интересный по композиции. Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Вспомним элементы композиции:
1. Экспозиция – начало.
2. Завязка – развитие действия.
3. Кульминация – острый, напряжённый момент произведения.
4. Развязка – окончание произведения.
Композиция пушкинского романа такова.
Экспозиция – история дружбы помещиков Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского, живших по соседству и приятельствующих много лет.
Завязка – случай, произошедший на псарне Троекурова, привёл к ссоре друзей. Дерзкая шутка холопа разрушила многолетнюю дружбу.
Конфликт разрастается. Чтобы наказать бедного, но гордого соседа, Троекуров использует связи и незаконно овладевает имением бывшего приятеля.
Протест против несправедливого решения перерастает в бунт, и крепостные сжигают Кистенёвку, чтобы не досталась алчному и своенравному Троекурову.
Кульминация – наивысшая точка напряжения конфликта – показана в эпизоде, когда Дубровский-Дефорж признаётся Марье Кириловне в том, что он и есть разбойник.
Повествование подходит к финалу, где должна наступить развязка. Главный герой потерял всё: отца, дом, любимую. Действительно, Дубровский строил планы мести, но, увидев Машу, полюбил её, и сердце его смирилось: «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения как от безумства». Больше ничего его здесь не держит, и он покидает лагерь разбойников.
Какова дальнейшая судьба благородного разбойника Владимира Дубровского? Кто-то утверждал, что Дубровский-младший уехал за границу, а другие приписывали ему происходящие грабежи. Знаем ли мы наверняка, что произошло с главным героем повествования? Как вы думаете, с какой целью Пушкин не рассказывает о дальнейшей жизни героя? Автор хочет, чтобы читатель самостоятельно домыслил концовку романа. Именно поэтому развязка как элемент композиции произведения в романе отсутствует.
Этот авторский приём называется открытым финалом.
Андрей Платонов, русский писатель, считает, что «у Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное лишь мнимой чертою…».
Теоретический материал для углублённого изучения
Действие романа «Дубровский» развивается сначала последовательно – до девятой главы, а потом автор использует приём возвращения в прошлое, то есть ретроспективу.
В восьмой главе появляется новый герой – учитель Дефорж. Чтобы объяснить читателю, как Владимир Дубровский стал Дефоржем, А. С. Пушкину понадобилось возвращаться назад, именно поэтому автор использовал приём ретроспективы.
Такая композиция – возвращение в прошлое – служит для привлечения читательского интереса к важному моменту в произведении.
Примеры заданий из тренировочного модуля
Подчеркните верное. Что стало с Владимиром Дубровским в конце произведения? Мы знаем, что у Пушкина финал остался открытым. Открытый финал – отсутствие развязки в произведении.
оставил своих крестьян и уехал за границу;
его поймали и посадили в тюрьму;
Задание основывается на материале, пройденном на этом уроке. Вспоминаем, что разрыв с Марьей Кириловной, её венчание очень огорчили Дубровского-младшего и он оставил разбой. Значит, варианты ответов «продолжал разбойничать», «погиб», «его поймали и посадили в тюрьму» неверные.
Обратите внимание, что в задании присутствует подсказка: «Мы знаем, что у Пушкина финал остался открытым. Открытый финал – отсутствие развязки в произведении».
Значит, верный ответ – неизвестно.
Выбор осуществляется подчеркиванием правильного ответа.
Из предложенного списка выберите сюжетные линии, которые есть в романе:
дружба и вражда между помещиками;
взаимоотношения крестьян и помещиков;
любовь Маши и Владимира.
Нужно проанализировать пройденный материал. Вспоминаем, что на предыдущих уроках рассматривали взаимоотношения и конфликт двух приятелей:А. Г. Дубровского и К. П. Троекурова. Конфликт перерос во вражду, которая закончилась смертью Дубровского-старшего и поджогом Кистенёвки, крестьяне которой стали разбойниками, а их предводителем – Дубровский-младший. Не забываем и о романтических отношениях Марьи Кириловны Троекуровой и Дубровского, который пробрался в дом врага под видом француза Дефоржа. О гостеприимстве ничего в романе не говорится, значит, это неверный ответ.
Обобщая, ещё раз прочтём задание, варианты ответов и выберем верные.
В каком классе изучают роман » Дубровский» Пушкина?
Роман «Дубровский» Пушкина изучают в шестом классе.
Замечательная вещь Александра Куприна!
А знаете, как учителя его расшифровывали – Учитель Пришел ЕДва Домой, Голодный, Измученный, Злой. И во многом они были правы. Это про жизнь учительскую
И потом, что вы так упираетесь в информационные технологии. По-моему пора ограничивать «компьютеризацию» образования. Компьютером пытаются подменить живого учителя и в итоге растят каких-то киборгов, без чувств, без мыслей.
Никакой компьютер НИГДЕ, НИКОГДА И НИКАК не заменит живого слова учителя!
Уж поверьте. Всю сознательную жизнь наблюдаю за учителями как снаружи (сам учился), так и изнутри (отец почти 40 лет проработал учителем и супруга – более 30-ти лет)
Так что, дорогие учителя, пользуйтесь компьютером, Интернетом, интерактивными досками и т. п., но не давайте им себя заслонить.
Потому, что в связи с программами увеличения рождаемости сначала не хватало детских садов и яслей, а сейчас не хватает школ для юных россиян. Многие школы переполнены, занятия идут в две смены. Особенно остро возникает эта проблема в новых микрорайонах, где много молодых семей, а инвесторы стремятся больше заработать именно на жилье, а не на социальных объектах. Вместе с тем, в старых районах, в сельской местности, в моногородах, где нет работы и люди вынуждены уезжать, школы не заполнены и их закрывают или укрупняют, детей возят на школьных автобусах из многих населенных пунктов в один.
Полагаю, вместе с демографическими программами нужно еще предусмотреть программу равномерного заселения территории. В советское время молодежь привлекали на комсомольские стройки, на целину, на БАМ. Сейчас нужно что-то подобное, только на другом, современном уровне, пассионарность молодежи нужно направлять на созидание, чтобы они чувствовали себя хозяевами своей жизни, а не скучивались в крупных городах и жестко конкурировали.
Слово «ученица» является существительным женского рода, будет отвечать на вопрос «кто?».
Разберем данное слово по составу, проведем морфемный разбор.
Конспект урока литературы в 6 классе «Дубровский» А. С. Пушкин
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Анализ 9-13 глав романа А.С.Пушкина «Дубровский».
Цели урока: Комментированное чтение и идейный анализ глав романа во взаимосвязи с художественными особенностями, тренировка навыков выразительного чтения, чтения в форме диалога;
Звучит на фоне опера Эдуарда Францевича Направника «Дубровский».
Учитель : Здравствуйте, уважаемые друзья! Прошу садиться. Искренне желаю всем нам успеха на сегодняшнем занятии и интересных открытий при постижении писательской мысли. Сегодня, работая на уроке, вы будете получать такие (показывает конфетки) «бриллиантики», только вы их не съедайте до конца урока, пожалуйста. Кто заработает 5 «бриллиантиков», тот получит заслуженные пятёрочки, а кто заработает 4 «бриллиантика», тот получит четыре.
Сегодня у вас на слуху опера «Дубровский» композитора Эдуарда Францевича Направника. Работа над этим музыкальным произведением была закончена в последние годы 19 века (в 1895 году) и представлена публике в Петербурге, а дирижировал сам автор. Позднее музыка распространилась и была поставлена во многих городах. Вслушайтесь в мелодию. (Слушают). Скажите, пожалуйста, каков темп музыки, и какое настроение такой темп может вызвать? Возможные ответы: медленный темп может настроить нас на задумчивость, может стать тоскливо, грустно.
А почему такое настроение задаётся автором музыкального произведения? Как это связано с историей героев произведения? Попробуйте пояснить. Возможные ответы: всё дело в том, что история была несчастливая. Всё началось со ссоры двух давних друзей-помещиков – К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского. Сын Дубровского, Владимир, будет испытывать ненависть к врагу своего отца, а кроме того его постигнет любовь, которой не суждено будет иметь продолжение.
(Слайд). Сегодня мы говорим с вами о событиях 9, 10, 11, 12 и 13 главы. Сейчас я предлагаю вам задание, которое вы будете выполнять, поделившись на группы. У вас на шести столах лежат вагончики с номерами глав, а рядом лежат вырезки с текстами и чистый лист формата А4. Вы должны будете приклеить события к нужным вагончикам, но для этого вам придётся обратиться к учебнику, а именно в те главы, номера которых вам даны. Обратившись к учебнику, вы легко вспомните, какие события и в какой главе происходили. Чтобы работа пошла быстрее, советую каждому члену группы распределиться по главам и вместе наполнять вагончики информацией. А потом мы проверим по слайду, кто правильно ответил, и раздадим «бриллиантики». Пока вы будете работать, я подойду к каждой группе и посмотрю, как продвигается ваша работа. (Работают в течение 3-4 минут).
Для чего же Александр Сергеевич Пушкин меняет местами события? Чего он хочет добиться, и как это отражается на читателях? (В помощь можно рассмотреть фильмы с обратными эпизодами: какое чувство вызывает интересный эпизод в фильме, если мы не знаем, как всё началось? Ответ: интерес ). Ответ: Пушкин хочет создать интригу, вызвать читательский интерес.
Продолжение работы по теме
Сегодня вы уже доказали, что «Дубровский» по жанру – это роман. Мы помним, что главное – это волнующие страсти. Так какая же волнующая сюжетная линия является одной из главных? Ответ: Любовь Маши и Владимира. Умницы! Давайте прочитаем по ролям эпизод из разговора Маши и Владимира. Этот диалог имеется у вас на листочках на столах. (Читают по ролям: Дубровский: Я всё знаю». Вспомните ваше обещание.
Дубровский : Я бы мог избавить вас от ненавистного человека.
Маша : Ради бога, не трогайте его, не смейте его тронуть, если вы меня
Дубровский : Я не трону его, воля ваша для меня священна. Вам обязан он жизнию.
Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже и в моих преступлениях. Но как же спасу вас от жестокого отца?
Маша : Еще есть надежда. Я надеюсь тронуть его моими слезами и отчаянием. Он упрям, но он так меня любит).
Теперь посмотрите, какими событиями закончилась 13 глава. Зачем Верейский так развлекал своих гостей, пытался произвести впечатление? Ответ: тем, что Верейский старается удивить Троекурова и Машу. Он хочет получить согласие Кирилла Петровича на брак с Марией, потому что она понравилась ему.
Нам нужно выяснить, достигли ли мы целей сегодняшнего урока. Давайте ещё раз взглянем на них. Давайте подытожим нашу работу, ответив на вопросы. Забегая вперёд, скажите, сложится ли совместное душевное счастье у Марии и Владимира? Это напрямую связано с главой 13. Ответ: нет. Удастся ли Верейскому обворожить Троекурова своим богатством и добиться руки Маши? Ответ: Да. Почему же Дубровский отказался мстить Троекурову, и почему же не сложится счастье влюблённых? Ответ: Дубровский полюбил Марию и не мог огорчать её своими поступками, а счастье их не сложилось потому, что Троекуров неволил свою дочь и выдал замуж за князя, а честь и долг были в то время выше чувства.
Действительно. Именно по этой причине и раскрыл Дубровский своё истинное «я».
Ребята, спасибо вам за ваши старания. Те, кто заработал 5 «бриллиантиков» и 4 «бриллиантика» после урока подадут дневники на заслуженные оценки, а вот у кого-то меньше, стоит в следующий раз быть поактивнее.
Домашнее задание: перечитайте оставшиеся главы 14-19 ещё раз. Придумайте счастливое продолжение судьбы Марии и Владимира в десяти предложениях и запишите в тетрадь.
Какой вопрос сегодня показался интересным? А какой сложным?
Всем спасибо за урок, всего доброго!
План 9 главы романа “Дубровский”
1. Приезд знатных гостей в имение Кирила Петровича Троекурова.
2. Праздничная обедня в церкви.
3. Званый обед в доме Троекурова.
4. Объяснение опоздавшего к обеду Спицына.
5. Обещание исправника поймать Владимира Дубровского.
6. Рассказ Анны Саввишны о Дубровском.
7. Исправник знакомит гостей с приметами Дубровского.
8. Критика Троекуровым примет разбойника.
9. Троекуров хвастается подвигом учителя Дефоржа, убившего медведя.
Презентация к уроку
Уроки-путешествия часто применяются в начальной школе и в классах среднего звена, когда дети любят, играя, познавать мир. Так как цель таких уроков – обобщение и систематизация изученного, то можно не только увлечь учащихся учебным материалом, но и закрепить, совершенствовать полученные навыки при освоении какого-либо раздела.
Мне нравится урок-игра еще потому, что это интересный процесс, в который включается весь класс; у учеников есть возможность провести небольшое исследование по теме, а у учителя – подтолкнуть учащихся к самостоятельному изучению сложного учебного материала. Очень важно, чтобы ученик сам для себя сделал маленькое открытие и проявил свои творческие способности.
Мой урок – это путешествие по страницам романа «Дубровский» А.С.Пушкина. Ученики достаточно подробно изучают произведение в течение нескольких уроков: читают, отвечают на вопросы, работают с электронными ресурсами. Поэтому обобщающий урок в игровой форме будет прекрасным завершением по этой теме.
Класс: 7 (общеобразовательный).
Тип урока: нестандартный.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.
Учебник: Литература. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Авторы: Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М., Ланин Б.А. Издательство «Вентана – Граф», 2013.
Цели урока:
Методы и приемы:
Репродуктивный, эвристический, исследовательский.
Оборудование:
Ход урока
№ | Этапы урока | № слайда | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1 | Оргмомент | 1 | Знакомство учащихся с целями урока | Слушают учителя, записывают в тетрадь тему урока | 2 |
2 | 1 станция «Пушкинская» | 3-4 | Слушает сообщение учащегося | Слушают сообщения учащихся, отвечают на вопрос | 5 |
3 | 2 станция «Теоретическая» – Работа с терминами | 6-7 | Проговаривает определения терминов | Записывают в тетради | 5 |
– Композиция романа | 8-9 | Дает задание: Расставить эпизоды по порядку 1. Обед у Троекурова. 2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку. 3. Письмо Маши князю Верейскому. 4. Саша прячет кольцо в дупле. 5. Суд 6. Ссора Дубровского и Троекурова. 7. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского. 8. Дубровский останавливает карету князя Верейского. 9. Первое свидание Маши и Дубровского. 10. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского. 11. Пожар. | Пишут в тетрадях: Композиция романа: – только цифры эпизодов 6. Ссора Дубровского и Троекурова. 7. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского. 5. Суд 2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку 10. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского. 11. Пожар. 1. Обед у Троекурова. 9. Первое свидание Маши и Дубровского. 3. Письмо Маши князю Верейскому. 4. Саша прячет кольцо в дупле. 8. Дубровский останавливает карету князя Верейского. |
– Работа с устаревшими словами
Слушают сообщение ученика
– Пересказ эпизодов
Просмотр отрывка из к/ф
Работа по картине Пукирева
Сочинения (индивидуальные задания)
1. Организационный момент.
2. Игра (станции).
1) 1 станция – «Пушкинская».
2) 2 станция – «Теоретическая».
1) Вспомнить литературоведческие понятия и записать в тетрадь : роман, композиция, сюжет, эпизод. (Слайды 6-7)
Роман – крупное эпическое произведение с развернутым сюжетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном пространстве.
Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.
Сюжет– последовательность и связь событий в художественном произведении.
Эпизод – отрывок, фрагмент художественного произведения.
2) Задание на знание сюжета романа – расставить эпизоды в нужной последовательности: (Слайды 8-9)
1. Обед у Троекурова. 2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку. 3. Письмо Маши князю Верейскому. 4. Саша прячет кольцо в дупле. 5. Суд 6. Ссора Дубровского и Троекурова. 7. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского. 8. Дубровский останавливает карету князя Верейского (после венчания). 9. Первое свидание Маши и Дубровского. 10. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского. 11. Пожар. | 6. Ссора Дубровского и Троекурова. 7. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского. 5. Суд 2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку 10. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского. 11. Пожар. 1. Обед у Троекурова. 9. Первое свидание Маши и Дубровского. 3. Письмо Маши князю Верейскому. 4. Саша прячет кольцо в дупле. 8. Дубровский останавливает карету князя Верейского. |
3) 3 станция – «Историческая».
Учащиеся должны назвать значения устаревших слов и выражений, которые есть в тексте произведения: холоп, стремянный, гувернер, стряпчий, купчая, исправник, плетью обуха не перешибешь, гол как сокол.
— у учителя есть помощник-ученик, который работал со словарями русского языка (словарь В.Даля, фразеологический словарь, словарь пословиц и поговорок) и самостоятельно выписал все значения слов:
Холоп – крепостной человек, раб, слуга.
Стремянный – конюх
Гувернёр – воспитатель, надзиратель за детьми
Стряпчий – чиновник, правовед, наблюдающий за правильным ходом дела
Купчая – законное свидетельство на купленное именье, утвержденное в суде
Исправник – начальник уездной полиции
Плетью обуха не перешибёшь (пословица) – невозможно, бесполезно противостоять силе, власти.
Гол как сокол – страшно беден, ничего не имеет
Учащиеся должны представить дома двух помещиков, сравнить их и выбрать нужный вариант.
4) 4 станция – «Литературная».
5) 5 станция – «Театральная».
Учащиеся знакомы с фильмом «Дубровский» (1988 г.) режиссера В.Никифорова. Некоторые эпизоды были просмотрены на уроках литературы во время изучения романа А.Пушкина. На открытом уроке используется отрывок из 4 серии кинофильма о последней встрече Владимира и Маши. Ученики искренне сочувствуют несчастной Маше, которую насильно выдали замуж за старого, но состоятельного князя Верейского. Автор дает возможность влюбленным стать счастливыми. Победно и решительно звучит фраза Дубровского: «Маша, вы свободны!» Но оказалось, что он говорит ее уже не любимой Марии, а княгине Верейской.
Учитель задает вопрос классу: «Почему Маша не захотела стать свободной и убежать с Владимиром?» (Слайд 25)
Ученики отвечают по-разному:
6) 6 станция – «В гостях у художника»
По окончании интересной дискуссии учащиеся видят на слайде репродукцию с картины В.В.Пукирева «Неравный брак» (Слайд 27).
Учитель: Сравните картину Пукирева и кадр из фильма «Дубровский».
Учащиеся сравнивают, рассуждают и приходят к выводу, что поступок Кирилла Петровича не какое-то варварство по отношению к дочери, а лишь родительское беспокойство о будущем своего ребенка, желание сделать лучше. Ведь неравный брак – это типичная ситуация для того времени, когда пожилой и знатный мужчина брал себе в жены молодую бесприданницу. Маша имела хорошее приданое, но бедный Дубровский не рассматривался в качестве жениха.
7) 7 станция – «Творческая» (Слайд 29).
В заключение урока ученики слушают небольшие творческие работы нескольких одноклассников, которые попробовали дописать историю Маши и Дубровского. Ведь сам автор тоже мечтал это сделать. В детских работах видна надежда на счастливое завершение романтической истории.
III. Итоги урока.
В конце урока-путешествия учитель благодарит учащихся за активную работу, ставит отметки ученикам, которые работали в течение урока, а также высокий балл получают ребята, выполнявшие задания самостоятельно.