в каком классе проходят прямую речь в русском языке
Понятие о прямой речи. Русский язык, 4-й класс, программа «Школа-2100»
Класс: 4
Цель:
Ход урока
I. Оргмомент
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок,
Посмотри вокруг скорей
Сколько среди нас гостей
Улыбнись им веселей
И садись за стол ровней.
Посмотри, все ли в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка.
Вижу я что ты готов
Поскорей начать урок.
Кто назовет, из каких этапов будет состоять наш урок.
II. Тренировка в чистописании
– Как обычно, на нашем уроке- минутка чистописания, которая подготовит вас к красивому письму на уроке. Сегодня мы повторим соединения букв:
задание: из букв и их соединений собери слово и ты узнаешь с каким новым словарным словом ты познакомишься на уроке.
III. Знакомство со словарным словом, Актуализация прежних знаний
– А вот, что записано в большом толковом словаре русского языка.
Решение – это
1. обдуманное намерение сделать что-либо, заключение, вывод из чего либо;
2. то, что принято в результате обсуждения, постановление.
– Какие однокоренные слова вы можете образовать от этого слова?
В каких значениях может употребляться слово “решение”? (ответы детей)
Посмотрите на карточку №1, прочитайте первое предложение и объясните значение словарного слова. (итог)
Второе предложение – постановление.
Третье предложение – решение, ответ
Вывод: слово “решение” – многозначное, имеет много значений
Запишите в тетрадь только то предложение, к которому подходит эта схема.
Дайте характеристику этому предложению. (Повеств., невосклиц., простое, распр.)
IV. Возникновение интеллектуального затруднения
– А теперь запишите под диктовку новое предложение.
Учитель сказал: “Многие ребята в классе правильно оформили решение задачи”.
– Не знаете, как записать?
– Проведем исследование этого предложения.
Слышим два предложения
– Это не два, а одно предложение.
– Как можно назвать учителя? (автором)
– А то, что он сказал?(это его речь)
– Кто может сказать,как называется такое предложение? (предложение с прямой речью)
– О чем же мы будем говорить на уроке?(о предложениях с прямой речью)
– Как назовем тему урока?(Прямая речь)
– Какие цели и задачи поставим перед собой?
– Научиться записывать предложения с прямой речью;
– Находить такие предложения;
– Грамотно их записывать;
– Оказывается, предложение, которое я попросила вас записать, – это предложение с прямой речью. Оно не относится ни к категории простого или сложного предложения. Это особый вид предложения.
– Но почему же речь называют “прямой”?
Обратимся к словарю.
Прямая речь – в грамматике: чужая речь, переданная без изменения от лица говорящего. (словарь Ожегова с.546, на доске)
Обратимся к вашему опыту. Вы много читаете, вспомните, как в художественных текстах оформляются предложения с прямой речью? (прямая речь заключается в кавычки)
Кавычки – знак, который выделяет чужую речь.
Двоеточие – знак который обозначает, что дальше следует.
– Если, прямая речь это чужая речь, как можно назвать говорящего? (автором)
– какую букву используем для схемы предложения? (А)
– А саму прямую речь? (П)
– Посмотрим, как об этом говорится в учебнике, убедимся в том, правильно ли все сделали (стр. 57 правило)
V. Проверка высказанных гипотез по учебнику (чтение правила)
– Молодцы! Оказывается, вы были абсолютно правы в своих предположениях
– Что же такое прямая речь?
– Как оформляются на письме предложения с прямой речью?
– Попробуем записать наше предложение в тетрадь и на доске.
Учитель сказал: “Многие ребята правильно оформили решение задачи”.
Рядом запишите схему этого предложения.
– А если бы учитель захотел узнать о том, как ребята решили задачу
– Как бы прозвучало это предложение? (с чувством, это отражение особой интонации, вопросительной, она принадлежит другому лицу)
– Какой знак вы бы поставили после прямой речи? (?-он будет стоять до кавычек)
– А если бы учитель похвалил детей, которые правильно оформили решение задачи, как бы прозвучала прямая речь? (! Знак стоит до кавычек)
– Почему же в первом предложении стоит точка? (Она означает только конец предложения и передает чужую речь)
– Напишем опорные слова, которые нам помогут запомнить правило “Что же такое прямая речь”
прямая речь
VI. Применение полученных знаний на практике
Предложения
Проверка
Прочитайте первое предложение, назовите слова автора и прямую речь.
– Кто узнал, из какого произведения эти предложения? (Евгений Велтистов “Приключения Электроника”)
Вспомните последовательность событий. Расставьте эти предложения по порядку.
– Какие глаголы подсказали вам то, что это слова автора?
– Поищите их в предложениях, которые вы записали и составили
обратился
читает
сказал
забормотал
подтвердил
крикнул
подумал
– Эти глаголы называют глаголами речи.
– Как вы думаете, почему? (после них идет прямая речь)
– Что передают эти глаголы? (речь, чувства, мысли)
– Запишите глаголы в тетрадь, подчеркните проверяемую безударную гласную.
Проверка
VII. Синквейн
А сейчас мы подведем итог урока, используя синквейн, где вы запишите самые важные слова. Пользуясь материалом нашего урока, придумайте и запишите
– Прочитайте,что у вас получилось?
– Какое исследование провели?
Те задачи, которые перед собой поставили, решили?
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Прямая речь. Диалог
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Прямая речь – это высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно.
Косвенная речь – воспроизведение чужого высказывания, которое каким-то образом изменено.
Диалог – это разговор двух или более лиц.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение,2016. – с. 113,116
1. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1 // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с.143
2. Панов М. В., Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. – М.: Русское слово, 2008 – с. 347
3. Розенталь Д. Э. Русский язык на отлично. Правила и упражнения. – М.: Оникс, Мир и Образование, 2009 – с. 281-283
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Когда мы хотим передать слова собеседника или свои собственные, но сказанные ранее, то мы используем предложения с прямой речью.
Прямая речь – это дословная, точная передача чужого высказывания. Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и собственно прямой речи. Рассмотрим предложение из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».
Слов автора и прямая речь связываются без союзов, по смыслу и при помощи интонации. Слова автора указывают, кому принадлежит высказывание, при каких условиях оно было произнесено, как произнесено.
Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё или в середине прямой речи. Найдём все варианты в повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда».
В словах автора часто употребляются слова и словосочетания, которые обозначают процессы речи или мысли: говорить, сказать, спросить, ответить, прошептать, крикнуть, спросить, вспомнить и т.д.
На письме прямая речь выделяется кавычками.
В схемах прямая речь обозначается буквой П, п, слова автора – А, а. В некоторых учебниках прямая речь обозначается заштрихованным прямоугольником, а слова автора – прямоугольником без штрихов.
Схемы расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью выглядят следующим образом.
В первом столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора расположены перед прямой речью. Обратите внимание, что точка ставится после кавычек, а восклицательный, вопросительный знаки и многоточие – внутри кавычек.
Во втором столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора стоят после прямой речи. Обратите внимание, что во всех схемах слова автора пишутся с маленькой буквы.
В третьем столбике представлены схемы предложений, в которых слова автора разрывают прямую речь. Более подробно с этими правилами вы будете знакомиться позже.
Прямая речь, представляющая собой разговор двух или более лиц, называется диалогом. Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, а могут и отсутствовать.
Все реплики диалога даются с нового абзаца, и перед каждой репликой ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, то ставятся те же знаки препинания, что при прямой речи, но без кавычек.
Прочитайте фрагмент повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» и обратите внимание на оформление диалога. В первой реплике приведён пример с использованием слов автора в диалоге.
На покрытой мешками соломе вокруг Тимура расположились ребята.
– В доме номер двадцать два девчонка плачет, – как бы нехотя сообщил Гейка.
– Чего же она плачет?
– Спрашивал – не говорит.
– А ты спросил бы получше… Может быть, кто-нибудь её поколотил… обидел?
– Спрашивал – не говорит.
– А велика ли девчонка?
– Вот ещё беда! Кабы человек… а то – четыре года! Постой, а чей это дом?
– Дом лейтенанта Павлова. Того, что недавно убили на границе.
Теоретический материал для углубленного изучения
Для передачи чужой речи от лица автора, но не того, кто её произнёс, часто используют предложения с косвенной речью. В косвенной речи обычно воспроизводится только содержание высказывания. Подлинные слова так или иначе изменены. Приведём пример из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».
Во втором предложении указано, кто сказал, что он сказал, но дословно речь героини не передана.
С точки зрения синтаксиса, предложение с косвенной речью – это сложноподчинённое предложение. Главное предложение в нём – это слова автора, а придаточное – прямая речь. При замене прямой речи косвенной часто меняется порядок слов в предложении.
Придаточное предложение, передающее чужую речь, присоединяется к главному при помощи союзов.
Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то используются союзы что, будто.
Если прямая речь представляет собой побудительное предложение – чтобы.
Если прямая речь – это вопросительное предложение, то роль союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые были в прямой речи, или союз ли.
В косвенной речи личные местоимения 1-го и 2-го лица ставятся в форму 3-го лица. Местоимения и глаголы употребляются не от лица автора, а от лица того человека, который рассказывает об этом. Обращения, слова ДА и НЕТ, частицы и междометия при замене прямой речи опускаются.
Проанализируйте предложения из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».
В первом предложении представлена прямая речь. При переводе её в косвенную появляются союзы что, чтобы. Местоимение наши меняется на местоимение их, обращение папа меняется на дополнение с добавлением глагола попросила папу.
Косвенная речь передает содержание прямой речи с большей или меньшей точностью.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены!)
Внимание раздался с чердака звонкий, торжествующий голос Жени. Подаю по форме номер один позывной сигнал общий.
Разбор задания: Читаем предложение. Находим в нём, кто говорит и что говорит. Мы видим грамматическую основу голос раздался. Это слова автора. Этот голос говорит внимание и подаю позывной. Следовательно, слова автора расположены в середине прямой речи. Слово внимание передаёт призыв, следовательно после него надо поставить восклицательный знак. Ответ: 2.
Выделите зелёным цветом слова автора в предложениях. (Знаки препинания не расставлены!)
1. Ольга в страхе спросила Женя, ты откуда? Как ты сюда попала?
2. Ты вся в грязи, лицо чёрное! Как ты сюда попала? опять спросила Ольга.
Разбор задания: В первом предложении Ольга спрашивает Женю, следовательно слова автора в начале предложения. Собственно прямая речь начинается с обращения.
Во втором предложении Ольга продолжает спрашивать Женю. Вначале идёт прямая речь, а потом слова автора.
1. Ольга в страхе спросила Женя, ты откуда? Как ты сюда попала?
2. Ты вся в грязи, лицо чёрное! Как ты сюда попала? опять спросила Ольга.
Урок русского языка в 4-м классе: «Прямая речь»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Введение в тему:
Прочитайте предложения, записанные на доске:
III. Работа над темой урока.
1. Тема нашего урока “Прямая речь”. Мы познакомимся с тем, как строятся предложения с прямой речью, правилами оформления прямой речи.
2. На сколько частей можно разделить записанное предложение?
Ребята, как вы думаете, что такое прямая речь?
3. Вывод:
а) Прямая речь – точно переданная чужая речь от лица того, кто её произнёс;
б) Предложение с прямой речью состоит из двух частей: слов автора и прямой речи.
4. Правила оформления прямой речи (учебник “Русский язык 4 класс” (I –IV), автор А.Полякова, упр.400).
а) Прочитайте данный текст про себя.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: “Отпусти меня.” Волк сказал: “Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.” Белка сказала: “Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.” Волк отпустил белку, она вскочила на дерево и оттуда сказала: “Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.”
д) Прочитайте стихотворение С.Есенина “С добрым утром”, учебник “Живое слово”, 3 класс (I-III), стр.118.
С добрым утром! | ccccc |
Задремали звёзды золотые, | Обрядилась ярким перламутром |
Задрожало зеркало затона, | У плетня заросшая крапива |
Брезжит свет на заводи речные | И, качаясь, шепчет шаловливо: |
И румянит сетку небосклона. | “С добрым утром!” |
Улыбнулись сонные берёзки, | |
Растрепали шёлковые косы. | |
Шелестят зелёные серёжки, | |
И горят серебряные росы. |
е) Составьте предложения по схеме, где прямая речь используется с вопросительной интонацией.
5. Вывод:
а) Что такое прямая речь?
б) Как оформляется прямая речь на письме?
(После слов автора, перед прямой речью ставится двоеточие (:), а прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы)
IV. Закрепление. Ученикам раздаются листы с текстами для самостоятельной работы разного уровня.
I уровень: Вставьте пропущенные буквы. Выделите знаками препинания прямую речь.
Но отв..тило корыто | ccccc | Поб..жали во всю прыть, |
На Федору я с..рдито! | Чтоб посуду вор..тить | |
И ск..зала кочерга | Эй вы глупые тарелки, | |
Я Федоре не слуга! | Что вы скач..те, как белки? | |
А фарфоровые блюдца | Вам ли б..гать за воротами | |
Над Федорою см..ются | С воробьями ж..лторотыми? | |
Никогда мы, никогда | Вы в канаву уп..дёте, | |
(Не) воротимся сюда! | Вы утон..те в болоте. | |
Тут Федорины к..ты | Не ходите, погодите, | |
Расфуфырили хв..сты | Воротитеся д..мой! |
II уровень:
Задание: выделите знаками препинания прямую речь:
И чайник шепнул утюгу | ccccc | Но блюдце сказало |
Я дальше идти не могу. | Гляди, кто это там позади? | |
И заплакали блюдца | И видят: за ними из тёмного бора | |
Не лучше ль вернуться? | Идёт-ковыляет Федора. | |
И зарыдало корыто | ||
Увы, я разбито, разбито! |
III уровень:
Задание: Поставьте недостающие знаки препинания при оформлении прямой речи.
И сказала скакалка: | ccccc | И сказали блюдца |
Мне Федору жалко. | Надо бы вернуться!” | |
И сказала чашка | И сказали утюги | |
“Ах, она бедняжка! | “Мы Федоре не враги” |
Проверка: Из какого произведения эти отрывки. Кто автор (К.И.Чуковский “Федорино горе”)
1 уровень: проверяется вслух.
2-3 уровень: правильный вариант ответа записан заранее на доске.
6. Творческая работа. Составить 1-2 предложения с прямой речью или используя слова автора, допишите предложения с прямой речью.
7. Проверка.
V. Домашнее задание: Составьте мини-рассказ с использованием предложений с прямой речью “Однажды на прогулке”.
Конспект урока на тему «Прямая речь», 5 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по теме «Прямая речь» на конкурс «Лучшее из педагогического опыта»
Номинация «Разработка урока»
Ф.И.О. Бугримова Ольга Николаевна
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Прямая речь (5 класс)
Тип урока: Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Основные методы обучения:
Цель урока: развивать умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении с прямой речью.
Задачи урока: Личностные:
Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Ввести понятие прямая речь
Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
Извлекать нужную информацию.
Урок разработан на основе учебника «Русский язык. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 3 ч.,С.И. Львова – М.Мнемозина, 2012.»
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
3. Постановка учебной цели.
-Прочитайте, что записано на доске? ( Осенью, листья, сухие, на землю, падают) (Слайд 2)
-Что вы прочитали? (Это слова.)
-Какое задание можно выполнить с этими словами? (составить предложение.)
-Составьте предложение. Какое предложение у вас получилось? ( Сухие листья осенью падают на землю..)
-Какой вывод можно сделать? Чем предложение отличается от отдельных слов? (1.Слова в предложении связаны по смыслу. 2.Предложение выражает законченную мысль)
-Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке? (Сегодня на уроке мы будем работать над предложением.) Запишите число, классная работа (Слайд 3)
Работа с текстом. Подводящий диалог. (Слайд 4)
-Попробуйте озаглавить текст.
— Сейчас мы с вами почитаем по ролям. Что нам для этого нужно? ( Найти действующие лица.)
-Какие здесь действующие лица?.( Волк, белка, автор.)(Учитель распределяет роли)
— Как нужно прочитать слова белки? (С интонацией испуга. Голос нужно постараться сделать тонким, потому что белочка маленькая.)
-Что интересного необычного в этом предложении? (Это предложение состоит из двух частей.)Выделите эти части. (1. Белка стала просить. 2. «Отпусти меня”.) Кто произносит первую часть? (Автор)
-Как вы думаете, как можно назвать первую часть? (Слова автора)
-Как вы думаете, как можно назвать вторую часть? (Слова белки (говорящего)
-Правильно В русском языке слова переданные от имени говорящего принято называть прямой речью.
— Какая информация для вас новая?
-Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке? (Что такое предложение с прямой речью?)
2. Формулирование темы урока. Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Прямая речь» (Слайд 5)
Отвечают на вопросы, работают со словами и предложением.
Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.
Информационный лист к уроку
Работают с текстом, отвечая на вопросы
Урок русского языка по теме » Прямая речь» 4 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. 4 класс.
Цель урока: познакомить с понятием « Прямая речь»
развивать умение отличать предложения с прямой речью от других предложений;
наблюдать за расстановкой знаков препинания в таких предложениях;
оформлять на письме предложения с прямой речью;
формировать способность к оценке своей учебной деятельности;
о ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
использовать знаково – символические средства ( схемы);
формулировать собственное мнение и позицию;
Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать на нашем уроке. Подарим друг другу тёплые улыбки.
— Что хотите пожелать друг другу перед началом урока?
— А моё напутствие вы видите на слайде. ( Не ошибается тот, кто ничего не делает).
II . Актуализация знаний.
На доске предложение – Мама посмотрела на меня я улыбнулся маме.
— Что вы видите на доске? ( Предложение).
— Какие предложения мы знаем? ( простые и сложные).
— Ребята, как отличить простое предложение от сложного?( Повторяем алгоритм:
1. Выделяю грамматическую основу предложения.
2. Нахожу границы каждой части, отделяю запятой.
3. Определяю, есть ли однородные члены в предложении.
4.Помню, каждая часть сложного предложения может существовать сама по себе.
5. Составляю схему предложения.
— Запишите предложение, определите простое оно или сложное, расставьте запятые.
— Составьте схему предложения.
— Сверяем с образцом. Кто справился с заданием?
— Кто повторит ход рассуждения?
III .Постановка учебной задачи:
Все справились с заданием. Молодцы!
— Как будете действовать? ( по алгоритму).
— Какое это предложение? (варианты ответов- сложное, простое, не то и не другое)
— Почему возникли разные мнения?
— Получилось рассуждать по образцу?
— Какие пункты алгоритма не подходят?
— Почему возникло затруднение? ( Такие предложения не встречали).
— Сформулируйте цель урока. (Узнать, как называются такие предложения, как правильно расставить знаки препинания ).
Послушайте два предложения:
Мама улыбнулась и сказала, что она гордится тобой.
Мама улыбнулась и сказала: « Я горжусь тобой».
Обсудите в паре, какое предложение точно, дословно передаёт слова мамы.
— Можно ли утверждать, что во втором предложении есть слова мамы?
— А кто произносит слова Мама улыбнулась и сказала? ( Автор)
— Правильно я понимаю, что в нашем предложении есть слова автора и мамы?
— Можно сказать, что это речь мамы?
— Мы знаем, как назвать такую речь?
На странице 84 учебника в правиле найдите объяснение. Поставьте знак + рядом с теми понятиями, о которых мы говорили.
— Найдите объяснение, как называется речь мамы.
— Прочтите слова, которые отметили знаком + (Слова автора).
— Узнали, как называются слова, произнесённые мамой? ( Прямая речь)
4. Как можно схематично показать на письме слова автора и прямую речь, какое сокращение использует автор? (А, П)
5. Вернёмся к нашему предложению. Можно утверждать, что это предложение с прямой речью?
— Назовите слова автора.
— Прочтите прямую речь.
— Подчеркните синим карандашом слова автора, зелёным – прямую речь.
— Посмотрите на предложение, на все вопросы мы получили ответ? (Не знаем, какой знак или знаки поставить в предложении).
Прочитайте предложения из сказок А.С. Пушкина.
Испугался старик, взмолился:
« Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство».
Старший молвил: « Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто – то терем прибирал
Да хозяев поджидал».
— Что такое прямая речь?
( Обсуждают в паре, затем комментируют ответ)
— Найдите прямую речь, подчеркните зелёным карандашом.
— Найдите слова автора, подчеркните синим карандашом.
-На каком месте слова автора?
— На каком месте прямая речь?
— С какой буквы пишется прямая речь?
— Какие знаки видите?
– Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки?
(Чтобы легко было узнать говорящего, определить границы прямой речи.)
– Какой ещё знак увидели? (Двоеточие.)
— Для чего нужно двоеточие? ( Отделяет П.р и слова А)
б) Сравните свой вывод с авторским (в рамке в учебнике на с. 85).
– О чём ещё, не отмеченном вами, здесь говорится? (О знаках в конце прямой речи.)
– Как вы думаете, от чего зависит выбор знака – точка, вопросительный, восклицательный, многоточие? (От содержания прямой речи, цели высказывания, интонации.)
– Обратите внимание! Где стоят эти знаки? Все ли занимают одинаковое положение? (Нет, точка стоит после последних кавычек, а все остальные знаки перед кавычками . )
Y .Первичное закрепление
Мама улыбнулась и сказала я горжусь тобой.
( Фронтально) Вернёмся к нашему предложению.
-Найдите слова автора.
— Найдите прямую речь.
-Как отделяем слова автора от прямой речи? ( Ставим двоеточие)
— Прямую речь заключаем в …? (Кавычки)
— С какой буквы пишем прямую речь?
На доске фиксируем опорные слова:
— Записываем предложение, расставляем знаки, составляем схему.
2. Действуя по образцу, в паре прочтите предложение, расставьте знаки препинания. Составьте схему предложения. ( Я услышал, как мама сказала кому- то в коридоре (Тайное всегда становится явным).
— Проверка по образцу с проговариванием фронтально.
— У кого не получилось?
YI .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Дети получают карточки.
Мишка бежал рядом и кричал Жми на педаль!
Малыш плакал и умолял Возьми меня с собой!
Вика и Настя просили маму Почитай сказку, пожалуйста!
— Действуя по образцу: прочтите предложение, найдите слова автора и прямую речь, расставьте знаки препинания. Составьте схему предложения.
Проверка на экране.
Y II .Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Прочтите предложения. Выберите из них предложения с прямой речью. Запишите, расставьте знаки препинания. Постройте схему данного предложения.
Дует ветер со снежком Дед Мороз идёт пешком.
Я спросил Бориса Сергеевича это вы что играли?
Любили смеянцы веселье и танцы.
Расскажите, как рассуждали.
— Назовите тему нашего урока.
— Что вам лично удалось открыть для себя?
— Произнесите моё напутствие в виде предложения с прямой речью.
— Назовите ключевые слова урока.
-Кто доволен своей работой.
— Благодарю вас за урок.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Номер материала: ДБ-281082
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку
Время чтения: 0 минут
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.